Научная статья на тему 'СТАБИЛИЗАЦИЯ И РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ КАК ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ '

СТАБИЛИЗАЦИЯ И РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ КАК ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
37
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
санкции / санкционная политика / сбалансированный бюджет / меры поддержки государства / органы прокуратуры / sanctions / sanctions policy / balanced budget / state support measures / prosecutor’s offices

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Паращевина Елена Анатольевна, Потапова Лариса Витальевна

Основной проблемой, рассматриваемой в ходе статьи, является становление и осуществление дальнейшего развития экономики государства в условиях санкционной политики, направленной на дезорганизацию государственного устройства Российской Федерации. Государство через работу органов государственной власти, в частности, органов прокуратуры, способствует проведению эффективных мероприятий по поддержанию бюджетной политики в стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Паращевина Елена Анатольевна, Потапова Лариса Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STABILIZATION AND DEVELOPMENT OF THE ECONOMY IN MODERN CONDITIONS AS A PRIORITY DIRECTION OF THE STATE AUTHORITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION

The main problem considered in the course of the article is the formation and implementation of further development of the state economy in the context of sanctions policy aimed at disorganizing the state structure of the Russian Federation. The State, through the work of State authorities, in particular, the Prosecutor's office, contributes to the implementation of effective measures to maintain budget policy in the country.

Текст научной работы на тему «СТАБИЛИЗАЦИЯ И РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ КАК ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ »

DOI 10.47643/1815-1337_2023_10_140 УДК 347.73

СТАБИЛИЗАЦИЯ И РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

КАК ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ STABILIZATION AND DEVELOPMENT OF THE ECONOMY IN MODERN CONDITIONS AS A PRIORITY DIRECTION OF THE STATE AUTHORITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION ПАРАЩЕВИНА Елена Анатольевна,

кандидат юридических наук, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Крымского юридического института (филиала) Университета прокуратуры Российской Федерации 295011, Республика Крым г. Симферополь, ул. Гоголя, д. 9. E-mail rudenko_onya@mail.ru;

ПОТАПОВА Лариса Витальевна,

кандидат исторических наук, доцент. доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин Крымского юридического института (филиала) Университета прокуратуры Российской Федерации. 295011, Республика Крым г. Симферополь, ул. Гоголя, д. 9. E-mail: polavit@yandex.ru;

Paraschevina Elena A.,

Candidate of Law, Associate Professor of the Department of State and Legal Disciplines of the Crimean Law Institute (branch) University Prosecutor of the Russian Federation. 295011, Republic of Crimea, Simferopol, Gogol str., 9. E-mail rudenko_onya@mail.ru;

Potapova Larisa V.,

Candidate of Historical Sciences, Associate Professor. Associate Professor of the Department of Civil Law Disciplines of the Crimean Law Institute (branch) University Prosecutor's of the Russian Federation. 295011, Republic of Crimea, Simferopol, Gogol str., 9. E-mail: polavit@yandex.ru

Краткая аннотация: Основной проблемой, рассматриваемой в ходе статьи, является становление и осуществление дальнейшего развития экономики государства в условиях санкционной политики, направленной на дезорганизацию государственного устройства Российской Федерации. Государство через работу органов государственной власти, в частности, органов прокуратуры, способствует проведению эффективных мероприятий по поддержанию бюджетной политики в стране.

Abstract: The main problem considered in the course of the article is the formation and implementation of further development of the state economy in the context of sanctions policy aimed at disorganizing the state structure of the Russian Federation. The State, through the work of State authorities, in particular, the Prosecutor's office, contributes to the implementation of effective measures to maintain budget policy in the country.

Ключевые слова: санкции, санкционная политика, сбалансированный бюджет, меры поддержки государства, органы прокуратуры.

Keywords: sanctions, sanctions policy, balanced budget, state support measures, prosecutor's offices.

Для цитирования: Паращевина Е.А., Потапова Л.В. Стабилизация и развитие экономики в современных условиях как приоритетное направление органов государственной власти Российской Федерации // Право и государство: теория и практика. 2023. № 10(226). С. 140142. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_10_140.

For citation: Paraschevina E.A., Potapova L. V. Stabilization and development of the economy in modern conditions as a priority direction of state authorities of the Russian Federation //Law and state: theory and practice. 2023. No. 10(226). pp. 140-142. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_10_140.

Статья поступила в редакцию: 14.10.2023

Санкционное давление на Российскую Федерацию со стороны недружественных государств внесло определенные коррективы в бюджетную политику и повлияло на бюджетную устойчивость. В указанных условиях произошло некоторое смещение акцентов от долгосрочных целей развития на решение краткосрочных проблем для преодоления кризисных явлений.

Свою позицию по этому вопросу высказывает Т.Н. Антосевич, она считает, «бюджетная политика является одним из главных инструментов и механизмов государственного влияния на социально-экономическое положение нации. Ее цели по созданию необходимых экономических, правовых и организационных принципов формирования и оптимального распределения финансовых ресурсов между разными звеньями бюджета должны быть скоординированы со стратегическими целями устойчивого безинфляционного роста экономики и повышения жизненного уровня населения, а средства и инструменты государственного управления - направлены на обеспечение макроэкономической стабильности, установление оптимальных структурных межотраслевых пропорций, решение социальных проблем, формирование современных рыночных финансовых институтов» [1, с.69].

Бюджетным кодексом Российской Федерации предусмотрены принципы формирования, распределения и исполнения государственного бюджета. Одним из принципов является принцип сбалансированности бюджета (ст. 33 БК РФ) [2]. Согласно ст. 33 БК РФ «принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита. Для соблюдения принципа сбалансированности бюджета необходимо рационально тратить остатки средств. Доходная часть бюджета должна в основном стать социально-ориентированной системой.

В этой связи следует отметить, что для достижения этой цели необходимо создать в стране благоприятный инвестиционный климат при помощи налоговых льгот, а также введение налогового вычета для слоев населения с доходом ниже прожиточного минимума.

Публично-правовые (государственно-правовые) науки

Стоит отметить, что сегодня Россия на мировой арене выдерживает все политические и экономические ограничения и запреты. Очевидно, что это было бы невозможно без мер, принятых Президентом и Правительством Российской Федерации.

В Рекомендациях парламентских слушаний на тему «О параметрах проекта федерального бюджета на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов»» отмечено, что «...внешние факторы, вызванные недружественными странами». В связи с этим, действия правительства и парламента Российской Федерации позволили минимизировать негативный эффект санкций и их влияние на экономическое развитие, а также поспособствовали поиску новых точек роста и развития России.

С.Ю. Перцева, Ф.А. Аминджонова, С.С. Бакиева обращают внимание на тот факт, что «правительством и парламентом РФ был принят комплекс результативных мер. Так, например, в апреле 2022 года ключевая ставка была снижена до 17%, а в мае до 11%. Эта ситуация говорит о стабилизации основных экономических показателей и укреплении валютного курса рубля. Положительной тенденцией снижения ключевой ставки стало то, что это позволит сделать доступными кредитные ресурсы и предотвратить еще больший спад деловой активности, в результате появляется возможность увеличения притока денежных средств в банковский сектор» [3, с.40].

Далее авторами отмечено, что «принято важное решение об осуществлении продаж энергоресурсов в рублях: Правительство Российской Федерации ввело контрсанкции путем отказа от поставки природного газа за иностранную валюту, предлагая ввести расчеты в национальной валюте. Данное решение безусловно было направлено на то, чтобы повысить спрос на российский рубль на внутренней бирже, укрепить национальную валюту и избежать дальнейшего замораживания доходов России в иностранных валютах. В результате принятых мер курсы иностранных валют вернулись к показателям 2021 года» [3, с.46], в связи с чем был издан Указ Президента Российской Федерации «О специальном порядке исполнения иностранными покупателями обязательств перед российскими поставщиками природного газа» [4], который обязывает европейские страны производить оплату за поставку газа рублями начиная с 1 апреля 2022 года.

Министром финансов Российской Федерации А. Силуановым было отмечено, что «проект бюджета особенный, сложный, связан с тем, что в нынешних условиях мы видим сокращение по сравнению с планами динамики доходной базы. С другой стороны, видим необходимость изыскания ресурсов на новые задачи, которые встали перед нашей страной - вопросы развития новых территорий, и вопросы финансового обеспечения наших силовых задач, поэтому, когда формировался бюджет, основная логика заключалась в том, чтобы изыскать ресурсы на новые цели, с другой стороны - продолжить все направления развития, по которым президент определялся в своих посланиях и указах. Следующая логика - обеспечить все социальные обязательства и новые решения, которые были озвучены в текущем году, в том числе, в послании Президента, финансовыми ресурсами. И обеспечить бюджетом не разбалансировку финансовой системы» [5].

Как сообщил премьер-министр России М. Мишустин: «Федеральный бюджет на 2023 год и плановый период 2024-2025 годов сформирован с дефицитом в размере 2,9 трлн. руб., или 2% ВВП. Далее прогнозируется постепенное снижение дефицита до 0,7% ВВП к 2025 году» [6].

Важно заметить, что при формировании дефицитного бюджета на 2023-2025 года государством были учтены все приоритетные направления статей расходов Российской Федерации, поскольку проводилась очень детальная, взвешенная оценка возможных объемов расходов с привлечением ЦБ РФ [7].

По мнению министра финансов России А. Силуанова «данная мера была необходима, потому что «если бы мы этого не сделали, то нас было бы легко изнутри расшатать и, соответственно, это было бы похуже всяких санкций, которые вводятся на нас извне» [8].

Полагаем, что логика бюджетной политики на три года заключается в том, чтобы выйти к 2025 году на баланс бюджета по его количественному показателю. То есть доходы будут равняться расходам без учета расходов на обслуживание долга. Это хорошая устойчивая бюджетная конструкция.

Особое место в стране в системе регулирования, укрепления экономики занимают органы прокуратуры Российской Федерации, которые ставят перед собой одновременно несколько целей, связанных с созданием исключительно новых тенденций по приоритетным направлениям.

Согласимся с мнением Е.В. Демидо о том, что «немаловажную роль в стабилизации обстановки в стране играет и прокуратура Российской Федерации, которая решает одновременно несколько задач, связанных с формированием принципиально новых подходов к своему делу. Сегодня практика прокурорской деятельности в условиях применения санкций к Российской Федерации со стороны других государств только формируется, в связи с чем представляется важным обратить внимание на ряд вопросов, ежедневно возникающих у прокуроров при проведении проверочных мероприятий, рассмотрении обращений граждан и юридических лиц, планировании и организации работы» [9, С. 107].

Так следует обратить внимание, что для определения приоритетных направлений деятельности с учетом санкционного давления, Генеральным прокурором Российской Федерации И.В. Красновым было издано Указание от 01.03.2022г. № 140/20 «Об усилении прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав граждан в связи с принимаемыми в Российской Федерации мерами по поддержке экономики и социальной сферы, а также в связи с введением отдельных ограничений на осуществление финансово-хозяйственной и иной деятельности» (далее - Указание№ 140/20) [10]. В данном указании изложены основные принципы организации работы органов прокуратуры, направленные на обеспечение законности при реализации принимаемых органами государственной власти Российской Федерации мер по преодолению последствий недружественных действий ряда государств в отношении российских граждан, предприятий и организаций.

Также стоит отметить, что Генеральный прокурор РФ указал принять безотлагательные меры по организации прокурорского надзора за исполнением нормативных правовых актов, нацеленных на обеспечение экономической и финансовой устойчивости, общественной безопасности, защиту прав и свобод граждан в условиях применения санкций и иных недружественных действий иностранных государств и международных организаций. Согласно п.2.2. Указания № 140/20 было поручено принимать действенные меры к недопущению:

- невыполнения запланированных программных мероприятий социально-экономической направленности;

- распространения заведомо недостоверной информации, оказывающей дестабилизирующее воздействие на социальную и экономическую сферу.

Кроме того, еще одним приоритетным направлением прокурорской деятельности, в соответствии с п. 2.3 Указания № 140/20, является осуществление действенного надзора за исполнением филиалами, представительствами и дочерними компаниями иностранных юридических лиц, объявивших о прекращении либо о приостановлении деятельности в Российской Федерации, предусмотренных трудовым, налоговым и иным законодательством обязанностей, недопущением злоупотреблений, связанных с односторонним отказом от исполнения договорных, гарантийных и иных обязательств перед потребителями, добросовестными контрагентами, а также перед бюджетной системой.

Соответственно, прокуратура Российской Федерации в обязательном порядке проводит ряд эффективных мероприятий по поддержанию бюджетной политики в стране. Связи с этим, Генеральный прокурор РФ Игорь Краснов сообщил, что «в рамках деофшоризации российской экономики, а также защиты интересов государственной собственности судами удовлетворено свыше 24 тысяч исков, касающихся незаконной утраты государственной собственности на сумму более 187 миллиардов рублей». Красновым И.В. также было отмечено, что «средствами надзора мы также добились выхода из-под иностранного контроля ряда ключевых стратегических предприятий, которые имеют существенное значение для экономики и безопасности нашей страны». Таким образом, «прокуроры ориентированы на реагирование в социальных и экономических направлениях развития нашей страны, безусловно, с учётом геополитической обстановки и обстановки извне» [11].

H.В. Субанова обоснованно делает вывод о том, что «динамичное развитие экономики, формирование цивилизованных рыночных отношений, реализация выбранного государством курса на обеспечение свободы экономической деятельности обусловлены необходимостью укрепления законности в сфере экономики. Проводимая на этом направлении органами прокуратуры деятельность позволила достичь определенных результатов» [12, с. 60].

Подводя итог, отметим, что сбалансированность бюджетной системы представляет собой важный принцип финансовой политики государства. С ее содержательной стороны она может определяться в качестве основы для формирования и работы всей бюджетной системы в стране. Данную задачу чаще всего безуспешно пытаются реализовать правительства всего мира, и тем более в условиях санкций добиться сбалансированности еще сложнее, поскольку государству необходимо принимать грамотные меры, направленные не только на обеспечение традиционных задач государства, но и на восстановление экономических пробелов.

Библиография:

1. Антосевич, Т.Н. Приоритетные направления бюджетной политики Российской Федерации / Т.Н. Антосевич // Вестник магистратуры. - 2018. - № 12-2(87). - С. 69-71.

2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 04.08.2023) // Российская газета, № 153-154, 12.08.1998.

3. Перцева, С. Ю. Оценка влияния санкций Запада на формирование бюджета России в условиях глобализационных процессов / С. Ю. Перцева, Ф. А. Амин-джонова, С. С. Бакиева // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. - 2023. - № 1. - С. 27-55. - DOI 10.24412/2071 -6435-2023-1 -27-55.

4. Указ Президента РФ от 31.03.2022 № 172 (ред. от 30.12.2022) «О специальном порядке исполнения иностранными покупателями обязательств перед российскими поставщиками природного газа» // Российская газета, № 70, 01.04.2022.

5. Комментарий Министра финансов России Антона Силуанова о федеральном бюджете Российской Федерации - Москва. - URL:/https:// minfin.gov.ru/kommentarii_ministra_finansov_rossii_antona_siluanova_o_federalnom_byudzhete_rossiiskoi_federatsii (дата обращения: 12 октября 2023 г.).

6. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов (утв. Минфином России) - Москва. - URL: https://minfin.gov.ru (дата обращения: 12 октября 2023 г.).

7. Бюджет для граждан к федеральному закону о федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов - Москва. - URL: https://minfin.gov.ru >common/upload/library/2022/12/main/... (дата обращения: 13 октября 2023 г.).

8. Правительство сверстало бюджет на 2023 год с дефицитом 2,9 трлн рублей. - Москва. - URL: https:// www.kommersant.ru / doc/5571114? Ysclid =lnls9dzdx9500815776 (дата обращения: 13 октября 2023 года).

9. Демидо Е.В. Актуальные вопросы прокурорской деятельности в условиях применения санкций к Российской Федерации со стороны других государств / Е.В. Деми-до. - DOI 10.17150/2411-6122.2023.2.105115. — EDN VPAEPD // Сибирские уголовно-процессуальные и криминалистические чтения. — 2023. - № 2. - С. 105-115.

10. Указание Генпрокуратуры России от 11.03.2022 № 140/20 «Об усилении прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав граждан в связи с принимаемыми в Российской Федерации мерами по поддержке экономики и социальной сферы, а также в связи с введением отдельных ограничений на осуществление финансово-хозяйственной и иной деятельности» // Законность. 2022. - № 5.

11. Генпрокурор РФ: Суды удовлетворили иски о незаконной утрате госсобственности на 187 млрд. рублей - Москва. - URL:https:// rg.ru/2023/09/25/genprokuror-rf-sudy-udovletvorili-iski-o-nezakonnoj-utrate-gossobstvennosti-na-187-mlrd-rublej.html?ysclid=lnlsh7cije471618301 (дата обращения: 10 октября 2023 г.).

12. Субанова, Н. В. Прокурорский надзор как средство укрепления законности в сфере экономики / Н. В. Субанова // Журнал российского права. - 2012. - № 1(181). - С. 55-61.

References:

I. Antosevich, T. N. Priority directions of budget policy of the Russian Federation / T. N. Antosevich // Bulletin of Magistracy. - 2018. - № 12-2(87). - Pp. 69-71.

2. Budget Code of the Russian Federation of 31.07.1998 N 145-FZ (ed. of 04.08.2023) //Rossiyskaya Gazeta, No. 153-154, 12.08.1998.

3. Pertseva, S. Yu. Assessment of the impact of Western sanctions on the formation of Russia's budget in the context of globalization processes / S. Yu. Pertseva, F. A. Aminjonova, S. S. Bakieva // STAGE: economic theory, analysis, practice. - 2023. - No. 1. - pp. 27-55. - DOI 10.24412/2071-6435-2023-1-27-55.

4. Decree of the President of the Russian Federation No. 172 dated 03/31/2022 (ed. dated 12/30/2022) "On the special procedure for the fulfillment by foreign buyers of obligations to Russian natural gas suppliers" // Rossiyskaya Gazeta, No. 70, 04/01/2022.

5. Comment by the Minister of Finance of Russia Anton Siluanov on the Federal Budget of the Russian Federation - Moscow. - URL:/https:// min-fin.gov.ru/kommentarii_ministra_finansov_rossii_antona_siluanova_o_federalnom_byudzhete_rossiiskoi_federatsii (accessed October 12, 2023).

6. The main directions of budget, tax and customs tariff policy for 2023 and for the planning period of 2024 and 2025 (approved by the Ministry of Fi nance of Russia) -Moscow. - URL: https://minfin.gov.ru (accessed October 12, 2023).

7. Budget for citizens to the federal law on the federal budget for 2023 and for the planning period of 2024 and 2025 - Moscow. - URL: https://minfin.gov.ru >com-mon/upload/library/2022/12/main/... (accessed October 13, 2023).

8. The government has adjusted the budget for 2023 with a deficit of 2.9 trillion rubles. - Moscow. - URL: https:// www.kommersant.ru / doc/5571114? Ysclid =lnls9dzdx9500815776 (accessed October 13, 2023).

9. Demido E.V. Topical issues of prosecutorial activity in the context of the application of sanctions against the Russian Federation by other states / E.V. Demido. - DOI 10.17150/2411-6122.2023.2.105115. — EDN VPAEPD // Siberian criminal procedural and criminalistic readings. — 2023. - No. 2. - pp. 105-115.

10. Instruction of the Prosecutor General's Office of Russia dated 11.03.2022 No. 140/20 "On strengthening prosecutor's supervision over the execution of laws, observance of citizens' rights in connection with measures taken in the Russian Federation to support the economy and social sphere, as well as in connection with the introduction of certain restrictions on the implementation of financial, economic and other activities" // Legality, - No. 5, - 2022.

11. Prosecutor General of the Russian Federation: The courts have satisfied claims about the illegal loss of state property for 187 billion rubles - Moscow. - URL:https: // rg.ru/2023/09/25/genprokuror-rf-sudy-udovletvorili-iski-o-nezakonnoj-utrate-gossobstvennosti-na-187-mlrd-rublej.html?ysclid=lnlsh7cije471618301 (accessed October 10, 2023).

12. Subanova, N. V. Prosecutorial supervision as a means of strengthening the rule of law in the field of economics / N. V. Subanova // Journal of Russian Law. - 2012. - № 1(181). - Pp. 55-61.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.