Научная статья на тему 'Стабилизационные фонды как антикризисный резерв экономики: национальные интересы и безопасность'

Стабилизационные фонды как антикризисный резерв экономики: национальные интересы и безопасность Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
914
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТИКРИЗИСНЫЙ РЕЗЕРВ ЭКОНОМИКИ / ANTI-CRISIS RESERVE / СТАБИЛИЗАЦИОННЫЙ ФОНД / STABILIZATION FUND / ЗОЛОТОВАЛЮТНЫЕ РЕЗЕРВЫ / CURRENCY RESERVES / РОССИЯ / RUSSIA / НОРВЕГИЯ / NORWAY / МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА / GLOBAL ECONOMY / НЕФТЬ / OIL / ГАЗ / GAS / ECONOMY / GOLD

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дудин М.Н.

Данная статья посвящена актуальной теме резервирования экономики государства. Вследствие цикличности развития мировой экономики периодически происходят как взлеты, так и падения мирового экономического роста, временами перерастающие в кризисы. Во избежание краха экономики, для оказания экономической поддержки наименее защищенных слоев населения в странах, которые особенно зависят от внешних рынков, кроме золотовалютных запасов создаются еще и стабилизационные фонды. В России данный процесс является новшеством, и для лучшего понимания природы стабилизационного фонда необходимо изучить опыт и участие иных стран в его создании и развитии, например Норвегии, США, ОАЕ, Чили, Саудовской Аравии, Катара и др. В статье проводится анализ антикризисных возможностей экономик США, Норвегии, Канады, Чили и других стран, а также сравнение их с антикризисными возможностями экономики России. Используется совокупность методов анализа, а именно: теоретический, организационно-функциональный, экономико-статистический анализ. Автором были исследованы антикризисные возможности США, Норвегии, Канады, Чили, ОАЕ, Саудовской Аравии и России. Выявлена структура антикризисных возможностей мировых экономик: золотовалютный запас и стабилизационные фонды. Продолжение работы в данном направлении имеет важное значение для решения насущных проблем в такой области, как национальная безопасность в сфере экономики. Практическое значение статьи заключается в детальном анализе проблем стабилизационных фондов в целом, и в России в частности, что позволяет предложить ряд конкретных рекомендаций, направленных на обеспечение национальной безопасности в сфере экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Stabilization funds as an anti-crisis reserve of economy: national interests and security

Importance This article considers the actual topic of State economy reserves. Due to the cyclic development of the global economy, ups and downs of global economic growth occasionally occur, which eventually develop into crises. In order to avoid the collapse of the economy and due to the necessity of economic support for the most vulnerable segments of the population in the countries that are particularly dependent on external markets, in addition to gold and foreign exchange reserves, the State also creates stabilization funds. In Russia, this process is a new one, and for better understanding of the nature of the stabilization fund it is necessary to study in detail the experience of other countries and participation of other countries in its creation and development, for example, of Norway, the USA, the UAE, Chile, Saudi Arabia, Qatar and other countries. Objectives The purpose of this article is to analyse the possibilities of anti-crisis economies of the United States, Norway, Canada, Chile and other countries, and to compare them with the anti-crisis possibilities of the Russian economy. Methods In this article, I have used a combination of analytical methods, in particular: a theoretical analysis, organizational and functional analysis, and economic and statistical analysis. Results I have analyzed the anti-crisis possibilities of the United States, Norway, Canada, Chile, the UAE, Saudi Arabia and Russia. I also identified the structure of anti-crisis opportunities of the global economies: gold and foreign currency reserves and stabilization funds. The paper emphasizes that to continue activity in this area is important to solve the pressing problems in such an area as national security in economic sphere. Conclusions and Relevance The practical significance of the paper is in detailed analysis of stabilization funds of the world in general and of Russia in particular. This allows offering a number of specific recommendations aimed at ensuring the national security in the economic sphere.

Текст научной работы на тему «Стабилизационные фонды как антикризисный резерв экономики: национальные интересы и безопасность»

ПРИОРИТЕТЫ РОССИИ

УДК 332.1

стабилизационные фонды как антикризисный резерв экономики: национальные интересы и безопасность

м.н. дудин,

доктор экономических наук,

старший научный сотрудник лаборатории

стратегического управления развитием

национальной экономики

E-mail: dudinmn@mail.ru

Российская академия народного хозяйства

и государственной службы при Президенте РФ

Данная статья посвящена актуальной теме резервирования экономики государства. Вследствие цикличности развития мировой экономики периодически происходят как взлеты, так и падения мирового экономического роста, временами перерастающие в кризисы. Во избежание краха экономики, для оказания экономической поддержки наименее защищенных слоев населения в странах, которые особенно зависят от внешних рынков, кроме золотовалютных запасов создаются еще и стабилизационные фонды. В России данный процесс является новшеством, и для лучшего понимания природы стабилизационного фонда необходимо изучить опыт и участие иных стран в его создании и развитии, например Норвегии, США, ОАЕ, Чили, Саудовской Аравии, Катара и др.

В статье проводится анализ антикризисных возможностей экономик США, Норвегии, Канады, Чили и других стран, а также сравнение их с антикризисными возможностями экономики России. Используется совокупность методов анализа, а именно: теоретический, организационно-функциональный, экономико-статистический анализ. Автором были исследованы антикризисные возможности США, Норвегии, Канады, Чили, ОАЕ, Саудовской Аравии и России. Выявлена структура антикризисных возможностей мировых экономик: золотовалютный запас и стабилизационные фонды. Продолжение ра-

боты в данном направлении имеет важное значение для решения насущных проблем в такой области, как национальная безопасность в сфере экономики.

Практическое значение статьи заключается в детальном анализе проблем стабилизационных фондов в целом, и в России в частности, что позволяет предложить ряд конкретных рекомендаций, направленных на обеспечение национальной безопасности в сфере экономики.

Ключевые слова: антикризисный резерв экономики, стабилизационный фонд, золотовалютные резервы, Россия, Норвегия, мировая экономика, нефть, газ

Введение

В мировой экономике на протяжении второй половины ХХ в. царило противостояние двух взаимоисключающих моделей - капиталистической и коммунистической. Это были два разных взгляда на мироустройство, на роль человека в экономике и на саму экономику в целом. К концу прошлого столетия стало совершенно очевидно, что в данной борьбе «холодную» войну выиграли США, а если точнее, возобладала модель экономики, которую

они представляли, - капиталистическая. Под влиянием времени и той же самой коммунистической идеологии (левые движения, движения за права рабочих) капитализм претерпел ряд изменений -стал более «человечным», но не поменял своих основных характеристик.

Одной из основных особенностей капиталистической модели развития экономики, по пути которой сейчас идет и Россия, является то, что экономический рост не может быть абсолютным и всегда постоянным. Далеко не всегда этот путь гладок и прямолинеен, но есть четкое осознание того, что он уже необратим. Экономические спады, даже кризисы, являются вполне закономерными и нормальными явлениями, которые помогают избавиться экономике от неэффективного производства, перестроить ее на «новые рельсы», а также сделать более конкурентоспособной. В наше время, когда жизнь человека признана высшей ценностью, главным приоритетом национальной политики государства является предоставление возможностей для самореализации человека и его защиты. Именно в такой ситуации «краеугольным камнем» является вопрос о реализации данных приоритетов во времена экономического спада и экономического кризиса.

Для решения указанной задачи традиционно используются манипуляции по перекраиванию бюджета, а также изъятию денежных средств с одних статей бюджета в пользу других. Если же эти меры недостаточны, малоэффективны или же вовсе невозможны по тем или иным причинам, тогда изыскивается возможность для использования золотовалютного запаса государства как антикризисного резерва. Но наиболее эффективным решением данной проблемы многие специалисты считают резервирование денежных средств в стабилизационных фондах в период экономического роста, особенно если они основаны на использовании природных богатств (нефти, газа, меди, фосфоритов и т.д.), а не на высокой продуктивности труда населения в сочетании с выгодной конъюнктурой внешних рынков (дешевое сырье; наличие внешних конфликтов, куда не вовлечено государство; либерализация внешней торговли).

Теоретические и практические основы реализации стабилизационной политики были исследованы как российскими учеными, так и их зарубежными коллегами. Отдельные аспекты данной проблемы представлены в работах многих российских ученых, среди которых М. Артеменко, А. Белов [1],

М. Бункина, А. Вишнякова, Е. Гайдар, М. Данилина [3], В. Сидоренко, И. Глотова, К. Зыза [2] и др. Среди зарубежных исследователей стоит отметить В. Биба, И. Бураковского, А. Длугопольского, И. Кучера1, Р. Мищенко, А. Марункевича, М. Сидоровича.

Результаты исследования

Наиболее известными стабилизационными фондами являются те, которые основаны на продаже природных ископаемых, в первую очередь нефти и газа. Нефть, которая является «кровью» современной экономики, необходима высокоразвитым государствам, в первую очередь Японии и странам Евросоюза, а также развивающимся странам - Индии, Китаю и др.

Как известно, США до недавнего времени закупали львиную долю (до 25%) всей нефти на мировом рынке. Теперь благодаря «сланцевой» революции это государство стало первым в мире по уровню добычи нефти и газа, обогнав Россию и Саудовскую Аравию. Но на сегодняшний день США не могут быть представлены на мировом рынке по торговле углеводородами по следующим причинам. Во-первых, не развита инфраструктура по транспортировке сжиженного газа за пределы страны, во-вторых, принят закон о запрете продажи нефти США на экспорт, кроме отдельных разрешительных лицензий на реализацию нефти в Канаду и Мексику, что не имеет особого влияния на мировой рынок нефти.

Учитывая перечисленные факторы, можно сделать вывод, что развивающиеся страны, которые входят в международную межправительственную организацию ОПЕК2, и Россия являются основными продавцами нефти и газа, а развитые страны - основными покупателями.

На сегодняшний день состояние мировой экономики полностью ориентировано на 3 основных мировых центра - Японию, Западную Европу и США. Ситуация полностью зависит от того, сколько нефти и газа закупят эти страны, какова будет политика Федеральной резервной системы (ФРС) США, какова покупательная способность граж-

1 Кучер И. Относительная и абсолютная геоэкономическая стабильность государств в условиях мирового экономического кризиса // Вестник Харьковского национального университета им. В.Н. Каразина. Сер.: Геология - География - Экология. Вып. N° 986. Харьков: Харьковский национальный университет имени В.Н. Каразина, 2011. С. 132-135.

2 Организация стран - экспортеров нефти (англ. - The Orga-

nization of the Petroleum Exporting Countries, OPEC).

дан развитых стран, каково состояние ипотечного рынка (стоит вспомнить, с чего начался последний мировой финансовый кризис). Странам, экспортирующим нефть, стоит заранее подготовиться к возможным изменениям в мировой экономике, и, как следствие, в собственной.

Относительно доходов от продажи нефти особо стоит отметить 1943 г., когда в Каракасе правительство Венесуэлы, нефтяные монополисты «Стандарт Ойл» и «Шелл» заключили историческое соглашение, которое коротко можно охарактеризовать как «50 на 50»3. И как результат, государственные доходы Венесуэлы в 1948 г. выросли по сравнению с 1942 г. в 6 раз. Позднее, начиная с 1950 г., страны с нефтяными запасами, находящиеся в Персидском заливе - Саудовская Аравия, Кувейт и Ирак, также заключили подобные договора. В 1960 г. была создана международная организация ОПЕК для регулирования цены на нефть на мировом рынке и выработана общая политика на мировом нефтяном рынке, вплоть до распределения квот на добычу углеводородов, установления их оптимальной цены на мировом рынке. ОПЕК, по своей сути, представляет собой картель мирового уровня.

У стран - членов ОПЕК есть одна общая черта с Россией: основой их благополучия являются доходы от продажи нефти и газа развитым странам, а в последние десятилетия и новым мощным игрокам на мировой экономической арене - Индии и Китаю.

Не менее важным является вопрос, касающийся наполнения стабилизационных фондов в развивающихся странах, которые входят в международную межправительственную организацию ОПЕК в современных условиях транзитивной экономики, и в частности в России. В связи с этим актуальным становится вопрос, касающийся собираемости налогов в стратегическом газонефтяном секторе экономики России.

3 Соглашение от 1943 г., основанное на новом принципе «50 на 50», стало вехой в истории нефтяной промышленности. Согласно этой концепции различные налоги и арендная плата за право разработки недр будут увеличены, и доходы правительства станут примерно равными прибыли, извлекаемой компаниями в Венесуэле. Фактически обе стороны становятся равными партнерами и делят ренту пополам. В обмен на это не будет подниматься острый вопрос о законности и методах получения отдельных концессий, выданных «Джерси» и ее дочерним компаниям. Право собственности на существующие концессии будет закреплено, они будут продлены, и будут созданы новые возможности для дальнейших разработок. Для компаний это были ценные приобретения. (Ритуальное очищение Венесуэлы. URL: http://bo0k.net/index.php?p=chapt er&bid=4484&chapter=200).

По оценкам ряда экономистов, в ведущих индустриальных странах со сложившейся системой налогообложения собираемость налогов достигает 92-93% от расчетного уровня. В российской экономике этот показатель намного ниже - по оптимальным оценкам, он составляет 60%, по минимальным -около 40%.

Стабилизационные фонды играют огромную роль в глобальной экономической системе, особенно в условиях экономических кризисов. Так, к примеру, кризис 2008 г. имел серьезные последствия для экономики многих стран. Что касается России, то последствия были намного меньше благодаря не так давно созданному Стабилизационному фонду РФ, который сгладил последствия влияния кризисных явлений.

В связи с ухудшением ситуации на мировом финансовом рынке в Российской Федерации начали использовать избыточные резервные средства не только на погашение внешней задолженности перед другими странами и международными организациями, но и на покрытие созданного дефицита бюджета внутри страны. Таким образом, Россия практически самостоятельно и относительно безболезненно пережила спад в экономике и сократила до минимума продолжительность скрытого периода.

Интеграция России в глобальное геоэкономическое пространство является сложным и многоаспектным процессом. Успешное его осуществление требует продуманной, научно разработанной стратегии и четкого и прагматичного руководства со стороны государства. В наше время мировое геоэкономическое пространство представлено ареной действий интересов геоэкономически мощных региональных объединений. Во главе одного из них и стоит Россия - это Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана, а с 01.01 2015 - Евразийский экономический союз (ЕАЭС)4. Все эти объединения действуют по правилам ВТО, МВФ и ВБ, которые являются воплощением геоэкономической структуры мира.

На сегодняшний день геоэкономическая структура мира находится в состоянии турбулентности, проявлением которой является ипотечный кризис США, переросший со временем в экономический кризис 2008 г. и долговой кризис Европейского союза 2010 г. Именно они и явились причинами приближения 2-й волны мирового экономического кризиса. На данный момент он воплощается в гео-

4 О подписании Договора о Евразийском экономическом союзе: распоряжение Президента РФ от 28.05.2014 № 170-рп.

политической напряженности Восточной Европы и сопровождается обменом экономическими санкциями Запада с Россией.

Вследствие этого архитектура мировой геоэкономики испытывает значительные структурные изменения. Прежде всего, это проявляется в постепенной смене традиционных лидеров мировой экономики (например, на смену второй экономике мира, Японии, летом 2011 г. пришла экономика КНР) и накоплении значительных финансовых ресурсов у нетрадиционных геоэкономических игроков мира (КНР, Бразилия, Индия, Россия).

А вот в традиционной «триаде» геоэкономической структуры мира - Евросоюз, НАФТА и Джакотьский треугольник (Япония) (по некоторым исключениям Тайвань) - наблюдается недостаток золотовалютных запасов и значительные показатели внешней задолженности у игроков, причем в отдельных случаях они могут превышать ВВП (по III 1С ) в несколько раз.

Создается интересная ситуация: страны, признанные богатыми и стабильными, вынуждены обращаться к «новым» геоэкономическим центрам с просьбой о выделении золотовалютных запасов для поддержания своей геоэкономической стабильности и защиты от геоэкономической катастрофы мирового масштаба.

Основными причинами, которые обусловливают необходимость формирования стабилизационных фондов, можно считать ожидаемый экономический спад, неизбежность исчерпания в перспективе минеральных ресурсов, приносящих странам, которые ими обладают, высокие прибыли. Принимая во внимание отмеченное, можно говорить о том, что на сегодня одним из эффективных механизмов реализации политики, культурной превентивной антикризисной защиты является создание стабилизационных фондов (на этапе подъема в экономике) и их использование (на этапе экономического спада).

Обобщение мирового опыта использования средств стабилизационных фондов свидетельствует, что наряду с основной причиной их формирования (для поддержки национальной экономики), финансовые ресурсы этих фондов могут использоваться и по специфическому назначению, а именно:

• для внедрения инновационных технологий в промышленность (Китай, Чехия, Канада, Германия);

• для поддержания экспортно-импортных операций в регионе сбыта (Япония);

• для поддержки проблемных активов в стране (США, Германия, Франция);

• для кредитования потребителей и предприятий (США, Германия, Венгрия);

• для поддержки банковской системы в стране (США, Германия, Франция, Бельгия, Нидерланды, Австрия, Испания, Венгрия, Швейцария и др.);

• для выкупа застрахованных ипотечных кредитов (Канада);

• для поддержки отдельных сфер производства (в частности, автомобилестроения - в США, Канаде, Франции);

• для поддержки малого и среднего бизнеса (Италия) [9].

Упомянутый Стабилизационный фонд РФ, который сыграл значимую положительную роль в преодолении мирового финансового кризиса 2008-2009 гг., был создан относительно недавно -01.01.2004 [5]. Основной функцией его создания является обеспечение стабильности экономического развития страны за счет управления избыточной ликвидностью, уменьшения инфляционного давления, снижения зависимости национальной экономики от неблагоприятных колебаний поступлений от экспорта сырьевых товаров.

В ходе анализа фондов других стран приходим к выводу о том, что интересный опыт накоплен в США. Так, в штате Аляска на данный момент существуют 2 нефтяных фонда. Первый - это сберегательный фонд или Постоянный фонд Аляски. Второй - Конституциональный бюджетный резервный фонд.

Также интересен для исследователей и фонд, созданный в Чили для стабилизации курса национальной валюты и доходов бюджета, так называемый Медный стабилизационный фонд. Для этого правительство страны ежегодно определяет долгосрочную цену на медь и вычисляет объем средств, отправляемых в фонд, финансовые ресурсы которого приравниваются к золотовалютным резервам. Правительство Чили имеет право использовать средства фонда только в тех случаях, если цена меди падает ниже базовой стоимости, а также для обслуживания внешнего долга и субсидирования цен на бензин. Центральный банк страны осуществляет оперативное управление резервами фондами, опираясь на правительственные решения.

На мировом уровне еще в 1944 г. британский лорд Кинез предлагал создать международный стабилизационный фонд5. Позднее его предложения,

5 Газета «Свобода». URL: http://svoboda-news.com/arxiv/ pdf/1944/Svoboda-1944-129.pdf.

как и ряд других, легли в основу при формировании Международного валютного фонда и Всемирного банка.

Одним из наиболее успешно функционирующих фондов является государственный нефтяной фонд Норвегии, созданный в 1990 г. В развитых странах этот опыт является уникальным, причем очень часто его приводят в пример как «эталон». Особенно часто указывается тот факт, что денежные средства норвежского стабфонда используются за пределами страны, чтобы не вызвать инфляции в Норвегии [4]. Эта практика противоречит использованию нефтедолларов в королевствах Персидского залива для развития экономики, предпринимательства, инновационной экономики. Доходы от продажи нефти и газа используются для развития инфраструктуры (дороги, коммуникации), установления низких цен на бензин (в отличие от России) и льготного налогового режима или вовсе отмены налогов на неопределенный период для ряда отраслей, в частности для передовых и наукоемких отраслей при инвестировании из-за рубежа. Также, к примеру, в Саудовской Аравии выращивают пшеницу в целях усиления политики национального самообеспечения.

В мировой практике заслуживает внимание и фонд выравнивания доходов (Revenue Equalization Fund) Кирибати, который был создан в 1956 г. как трастовый фонд для будущих поколений после ожидаемого истощения месторождения фосфатов. В 1976 г. трастовый фонд наследственных сбережений создан в канадской провинции Альберта (Alberta Heritage Savings Trust Fund). Одна часть средств фонда направляется на формирование сбережений для будущих поколений в виде так называемого портфеля наделенных ресурсов (Endowment Portvolio); другая - на финансирование текущих государственных программ и услуг (переходной портфель -Transition Portvolio).

Учрежденный в 1993 г. в Колумбии нефтяной стабилизационный фонд (Oil Stabilization Fund) используется для трансфертов регионам. Средства фонда перечисляются в территориальные бюджеты и частично передаются нефтяной государственной компании. Нефтяной трастовый фонд Нигерии (Реtroleum Trust Fund) был создан в 1995 г. для мобилизации дополнительных доходов госбюджета в целях финансирования здравоохранения, образования и иных государственных социальных услуг.

Действующие в настоящее время механизмы формирования и использования стабилизационных

фондов имеют существенные особенности. К началу XXI в. стабилизационные фонды и их аналоги действовали в 15 странах или отдельных регионах государств. Существующие в различных странах мира государственные фонды финансовых ресурсов, формируемые за счет дополнительных доходов бюджета, поступлений от экспорта природных ресурсов, условно можно разделить на 3 типа:

1) стабилизационные фонды (Аляска, Венесуэла, Колумбия, Кувейт, Нигерия, Норвегия, Чили, Казахстан);

2) фонды будущих поколений (Альберта, Аляска, Кирибати, Кувейт, Оман, Папуа - Новая Гвинея);

3) бюджетные резервные фонды (Гонконг, Сингапур, Эстония, ЮАР, Украина).

Фонды будущих поколений создаются для использования после исчерпания запасов полезных ископаемых, а также для социальных выплат населению территорий, где ведется добыча ископаемых. В ряде случаев фонды являются многоцелевыми.

Мировой финансовый кризис 2008-2009 гг. стал мощным фактором обострения долговых кризисов в развитых странах. В 2010 г. средний дефицит бюджета развитых стран составил 8,3% от валового внутреннего продукта, а соотношение государственного долга к ВВП в развитых странах -97%, хотя в конце 2006 г. этот показатель был ниже, чем 75% [4, с. 3].

Наиболее остро на современном этапе коснулась проблема чрезмерной государственной задолженности стран Европейского союза, в частности стран «зоны евро». Объемы государственного долга относительно ВВП в таких странах, как Греция, Италия, Португалия, Ирландия, по состоянию на конец 2013 г. составили 174%, 133, 129 и 123% соответственно. Интеграция экономик стран Евросоюза стала настолько сильной, что кризис в одной стране (или, тем более, в нескольких, особенно после введения общеевропейской валюты - евро) может оказывать влияние на экономическое «здоровье» экономики всей Европы. В связи с этим возник вопрос о создании общеевропейского стабилизационного фонда. Также были созданы временные стабилизационные фонды для государств ЕС, которые оказались в сложных экономических условиях вследствие мирового экономического кризиса.

В результате долгих консультаций, которые ввиду сложного бюрократического устройства Евросоюза, свойственного ему на данном этапе европейской интеграции, были организованы 2

стабилизационных фонда. Европейский финансовый стабилизационный механизм (European Financial Stabilisation Mechanism - EFSM) - это механизм, образованный на основе межправительственных соглашений стран Европейского союза. Страны ЕС, которые сталкивались с исключительными трудностями в сфере государственных финансов, могли получить финансовую поддержку в размере до 60 млрд евро, источником которой стали средства стран ЕС и МВФ. Условия предоставления средств, согласно договоренностям, были подобны тем, которые обычно выдвигает МВФ при предоставлении кредитов своим заемщикам.

Европейский фонд финансовой стабильности (European Financial Stabilisation Facility - EFSF) -временный источник финансовой поддержки для стран Европейского валютного союза. Средства данного фонда, в соответствии с условиями, могли предоставляться странам с трудностями в финансовой сфере по сниженным процентным ставкам на условиях, подобных тем, которые имели место во время оказания финансовой поддержки Греции.

Денежные средства из этих фондов предназначались, конечно же, не только для Греции, но и для Ирландии, Португалии, Италии, Испании, Кипра, и даже Исландии как кандидату на вступление в Евросоюз. Но после предоставленной помощи власти Исландии «заморозили» процесс подготовки вступления в состав ЕС. Несмотря на значительный список «клиентов» на предоставление денежных средств из обоих стабилизационных европейских фондов, Греция остается на сегодняшний день главным получателем этой помощи.

Золотовалютные резервы государств являются неким «видом» стабилизационного фонда. Наибольшие золотовалютные резервы наблюдаются в развивающихся странах - КНР, России, Индии, Тайване и Саудовской Аравии, а также в Японии, которая является одной из высокоразвитых стран (одним из мировых геоэкономических центров мира). Но стоит учесть, что в настоящее время в Японии образовался огромный внутренний долг, который во многом нивелирует золотовалютный запас «страны восходящего солнца», включающий во многом долговые обязательства правительства США.

Почти 30 лет прошло с тех пор, как золото официально превратилось из денег в резервный экономический актив, перестав быть ядром международной валютной системы. В настоящее время центральными банками и международными органи-

зациями признается, что наличие золота в портфеле той или иной страны определенно добавляет ей конкурентные преимущества, особенно во время кризисных явлений в экономике.

Однако следует отметить, что роль золотых запасов в составе золотовалютных резервов стран мира постоянно переоценивается. Происходит это в зависимости от объема накопленного на поверхности золота, интенсивности использования золота в различных отраслях промышленности, намерений той или иной страны по продаже или покупке золота, динамики движения мировой цены на этот драгоценный металл - меняется и отношения к золоту центральных банков и международных организаций, которые являются крупнейшими держателями.

Золотовалютные резервы состоят из золота, валюты (денежных средств) и высоколиквидных ценных бумаг. Под золотом как составной частью золотовалютного запаса понимаются золотые слитки. Одним из самых известных мест хранения золотых слитков является Форт Нокс, а также Банк Нью-Йорка, который входит в состав совета директоров ФРС США на постоянной основе, остальные одиннадцать Федеральных резервных банков США - на основе ротации.

Относительно золота, находящегося в руках физических лиц, разные государства вели и ведут разнообразную политику. История США хранит пример, когда вступил в действие указ президента Ф. Рузвельта от 05.04.1933 № 6102 о фактической конфискации золота у населения и организаций, которое хранилось в слитках и монетах. Сейчас мало кто знает, но все физические и юридические лица, которые пребывали в 1933 г. на территории США, были обязаны принудительно обменять золото на доллары США по четко установленной цене (20,66 долл. за тройскую унцию золота). Данную операцию можно было произвести в любом банке на территории США, имеющем право принимать золото.

Интересно, что, после того как было собрано золото у граждан США и лиц, временно находящихся на американской территории, оно направлялось в национальное хранилище золота Форт Нокс (штат Кентукки) Федеральной резервной системы. Его возведение было завершено в 1936 г. По окончании процесса изъятия золота у населения правительством США цена была резко поднята до 35 долл. США за унцию. Необходимо отметить, что всемирная вера в доллар основывается во многом не только

на устойчивой американской экономике, но и на золоте, которое хранится в Форт Нокс. Неслучайно при начале падения могущества США достаточно часто стала появляться информация, что золото в хранилище Форт Нокс является поддельным, а ряд высокоразвитых стран принимает меры по аудиту для проверки своих золотых запасов в США. Менее развитые страны даже забирают свое золото из хранилищ на территории США, к примеру, как это сделала Венесуэла. Что характерно, президент Ф. Рузвельт назвал целью известного указа облегчение критического положения в банковской отрасли, а также предотвращение панического вывоза золота за рубеж.

В настоящее время мировые центральные банки и международные организации удерживают около 20% мировых запасов золота в качестве резервного актива (точнее - 19%, что составляет около 31 000 т). Примерно такой же запас фиксировался и 50 лет назад. Эти запасы главным образом находятся во владении центральных банков Европы и Северной Америки и были приобретены преимущественно во времена Золотого стандарта.

Времена Золотого стандарта можно рассматривать как первый период финансовой глобализации, ибо международное движение капиталов достигло огромных величин по сравнению не только с предыдущими, но и с последующими периодами. Масштабность вывоза/ввоза капитала, измеренная отношением сальдо текущего платежного баланса к ВВП, отношением экспорта/импорта к ВВП, удельным весом иностранного капитала во внутренних инвестициях, в 1880-1914 гг. была выше, чем в 1990-е гг. В частности, отношение сальдо текущих платежных балансов к ВВП составило 3,3%, в 990-х гг. - 2,6%. По отдельным странам эти показатели были существенно выше.

Вывоз капитала во времена Золотого стандарта, помимо его масштабности, характеризовался следующим:

1) четкое деление стран-участниц на экспортеров и импортеров; высокая концентрация - почти весь экспорт капитала осуществляли во времена Золотого стандарта 3 страны (Великобритания, Германия, Франция), остальные страны были импортерами капитала с нарождающимися (emerging) финансовыми рынками. Страны-экспортеры практически не привлекали иностранного капитала, в них практически не было встречных потоков капитала, что характеризует современный этап его развития;

2) в международных финансовых потоках на принимающие рынки преобладали портфельные инвестиции, которые в вывозе капитала из Великобритании составляли 90%, прямые иностранные инвестиции равнялись 10%;

3) за рассматриваемый период произошли существенные изменения в структуре и составе заемщиков на рынке капитала. В 1870 г. 60% заимствований на лондонском рынке приходились на правительственные займы, к 1914 г. их доля снизилась до 30%, соответственно доля частных заемщиков поднялась до 70%;

4) подавляющая часть заимствований носила долгосрочный характер и направлялась на финансирование инфраструктурных проектов -строительство железных дорог, портовых сооружений, коммуникаций, - что было связано с расширением внутренних рынков и международной торговли. Большое распространение получила система кросс-листинга, т.е. обращение ценных бумаг эмитентов одних стран на рынках других стран, а также операции иностранцев на рынках ценных бумаг. Английские банки открывали свои отделения в США и работали на американском рынке капиталов, причем американские банки также выходили на английский рынок6.

Основной причиной, по которой золото используется в качестве резерва, является то, что золото имеет свойство защиты от инфляции, ведь в течение десятилетий и даже веков золото сохраняло свою покупательную способность в долгосрочной перспективе.

Также является важным психологический момент для населения страны, которая обладает значительными запасами золота. В то же самое время и государство имеет также определенную уверенность от осознания того, что население содержит золото, ведь наличие золота в частном секторе может предоставлять важную поддержку в реализации определенных антикризисных мер, реализуемых правительством.

Так, в условиях Азиатского валютного кризиса в 1997 г. несколько стран в регионе объявили планы мобилизации золотых запасов резидентов. Это происходило, прежде всего, в Малайзии, Южной Корее и Таиланде. В результате, Южная Корея значительно повысила количество золота (примерно на 270 т). Общепризнанные намерения

6 URL: http://ecouniver.com/2236-vremena-zolotogo-standarta-finansovaya.html.

всех 3 стран базировались на патриотизме местных жителей, которые должны были уступить свое золото в обмен на облигации правительства или национальную валюту. Собранное золото или прямо аккумулировалось в резервах страны и увеличивало кредитоспособность, или продавалось для погашения внешнего долга, или направлялось для интервенций, направленных на поддержание ослабленных валют этих стран. Как результат, имея в распоряжении золотые запасы, страна имеет дополнительный инструмент для решения определенных экономических вопросов.

Анализируя указанные факты, можно говорить о том, что страна усиливает свою позицию, имея в запасе неразрешенный ликвидный актив, который она может задействовать как в простой экономической ситуации (для проведения интервенций на валютном рынке для поддержания курса национальной валюты), так и во время сложных ситуаций (для оплаты внешних долгов при кризисных явлениях). Но каждый центральный банк должен, исходя именно из конкретной экономической политики и ситуации в стране, определять необходимое количество золотых запасов, безусловно учитывая динамику мировых золотых резервов и состояние мирового рынка золота.

По данным Всемирного золотого совета, в развитых странах процент золота в золотовалютном запасе достигает 70% (США, ФРГ, Италия, Франция), а в странах, которые развиваются, - незначительный процент, к примеру в Бразилии всего 0,8%7.

Золотовалютные запасы одного государства могут находиться на территории другого государства согласно соответствующим международным договорам. В межвоенный период произошло событие,

7 Всемирный золотой совет (англ. World Gold Council) - организация, созданная в 1987 г. основными производителями золота в мире в целях стимулирования спроса на золото. В настоящее время членами Всемирного золотого совета являются компании, на долю которых приходится около 60% мировой добычи и производства золота. Объединяя большинство производителей золота, Совет действует таким образом, чтобы влиять на всю структуру потребления золота в различных формах: в ювелирной промышленности, при производстве промышленной продукции, на инвестиционных рынках. По уставу членами Всемирного золотого совета могут стать компании, добывающие не менее 100 000 тройских унций золота в квартал. Штаб-квартира Всемирного золотого совета находится в Лондоне. Представительства (офисы) Совета находятся также в других частях света: Америка (Нью-Йорк); Азия - Япония (Токио); Сингапур; Китай (Пекин, Шанхай); Турция (Стамбул); Объединенные Арабские Эмираты (Дубай); Индия (Мумбаи, Ченнаи). URL: https://gold.org.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

которое теперь известно под названием «Золото Москвы» (исп. Ого dе Moscu), или, наоборот, «Золото Республики» (исп. Ого de Ш Republica). Согласно договоренности на случай возникновения экстремальных условий 510 т золота, что соответствует 72,6% от общего объема золотовалютных резервов в Банке Испании, были перебазированы из Мадрида в Советский Союз через несколько месяцев после начала испанской Гражданской войны. Эта передача была сделана по заказу правительства Второй Испанской Республики под председательством Франсиско Ларго Кабальеро (по инициативе министра финансов Хуана Негрина). Термин «Золото Москвы» также охватывает последующие вопросы, связанные с продажей золота в СССР и использованием полученных средств. Оставшаяся четверть золота резервов банка (193 т) была обменена на валюту во Франции путем операции, которая также известна по аналогии с вышеупомянутым термином как «Золото Парижа».

Во время Второй мировой войны правительство Бельгии незадолго перед оккупацией нацистской Германией эвакуировало золотой запас страны в Дакар (Африка) - 221 т. Однако французское государство (режим Виши) позаботилось, чтобы данное золото было доставлено в банк Третьего рейха. Интересным является тот факт, что золото ФРГ на данный момент хранится не только на территории ФРГ, но также и в США, Великобритании и Франции. Причем специальная комиссия Бундестага инициирует проверку сохранности немецкого золота за рубежом. Именно с немецким золотом связано достаточно много противоречивых факторов в истории, ведь ряд исследователей считают, что перед самой капитуляцией Третьего рейха немецкое золото было переведено в банки Швейцарии и именно благодаря ему произошло «немецкое» экономическое чудо в послевоенный период.

Иная составляющая золотовалютных резервов - денежные средства - свободно конвертируемая валюта (доллары США, евро, фунты стерлингов). Все это напрямую связано с Бреттон-Вудской и Ямайской валютной системой. На данный момент свободно конвертируемыми валютами являются: доллар США, евро (ранее - французский франк и марка ФРГ), британский фунт, японская иена, канадский доллар, австралийский доллар, шведская крона, норвежская крона, датская крона, сингапурский доллар, гонконгский доллар, южнокорейская вона, новозеландский доллар, южноафриканский ранд, мексиканский песо, израильский новый шекель.

США ГЕРМАНИЯ ИТАЛИЯ ФРАНЦИЯ КИТАЙ ШВЕЙЦАРИЯ РОССИЯ ЯПОНИЯ НИДЕРЛАНДЫ ИНДИЯ

Источник: Банк России. URL: http:/^br.m/search/?text=золотовалютные+резервы+стран+мира.

Рис. 1. Страны мира, имеющие самые большие золотые запасы

Значение международных золотовалютных резервов, как и стабилизационных фондов, повышается в связи с ростом степени нестабильности мировой валютно-финансовой системы и возникновением на этой основе валютных и финансовых кризисов глобального масштаба. Некоторые страны в состав валютных резервов включают стабилизационные фонды, назначением которых является сглаживание волатильности валютного курса в случае неблагоприятных изменений ценовой конъюнктуры и спекулятивных воздействий международных игроков.

В ответ на повышение основных показателей глобального валютного рынка и роста риска валютных дестабилизаций, связанных с ними, большинство центральных банков начали применять политику накопления значительных золотовалютных резервов. В условиях фиксированного режима курс образования национальной валюты, а также его искусственного занижения, размеры золотовалютных резервов некоторых стран приобретают признаки гипертрофии (рис. 1).

Для поддержания равновесия на национальных валютных рынках и обеспечения их стабильности в долгосрочной перспективе целесообразно реформировать механизм стабилизационной функции международных золотовалютных резервов путем формирования международным сообществом единого мирового золотовалютного резерва, который будет выполнять функцию страховой защиты мировых валютных систем от риска возникновения кризисных явлений в этой системе. Уровень достаточности резервов, выраженный во временных единицах измерения (месяцы), импорта товаров и услуг, в среднем по выборке стран составляет 6 мес., т.е.

вдвое превышает признанный на международном уровне критерий - 3 мес.

Наибольшим уровнем достаточности владеют крупные развивающиеся страны с высокой склонностью к сбережениям и низкой зависимостью от импорта - Китай, Россия, Тайвань (Китай), Бразилия, Перу, Аргентина, а также Япония. Самый высокий показатель достаточности у Китая - более 2 лет. Золотовалютные резервы Китая по отношению к ВВП превышают «коэффициент Рэнди», не говоря уже о государственном бюджете. Это обусловлено значительно заниженным валютным курсом китайского юаня к доллару США, а также дешевизной труда, что предоставляет товарам китайской экономики повышенную конкурентоспособность на мировых рынках. Если же сравнить взаимоотношения ВВП государств, которые относятся к группе «Большой двадцатки», или G-208, и их золотовалютные запасы, то наиболее близкие показатели имеет Саудовская Аравия - 927,8 млрд долл. В абсолютных показателях золотовалютные запасы имеет КНР - почти 4 трлн долл. (рис. 2).

Руководитель Федеральной резервной системы США А. Гринспен9 в свое время отметил, что чрез-

8 Большая двадцатка (G-20) представляет собой группу министров финансов и центральных банков губернаторов 20 крупнейших экономик мира: 19 стран плюс Европейский союз, который представлен главой государства - председателем Совета Европейского союза и главой Европейского центрального банка. Группа G-20 в лице глав правительств или глав государств периодически собирается на саммитах с момента их первой встречи в 2008 г. На страны G-20 приходится примерно 86% мирового валового продукта, 80% мировой торговли (в том числе взаимной торговли ЕС), и две трети населения земного шара.

9 Кто управляет Федеральной резервной системой (ФРС) США. URL: http://old.kpe.ru/rating/analytics/economics/1462.

Источник: Всемирная книга фактов (The World Factbook) - ежегодное издание

Центрального разведывательного управления США.

URL: https://www. cia.gov/library/publications/the-world-factbook.

Примечание. ЗВЗ - золотовалютные запасы; ВВП - валовой внутренний продукт; ПКС - паритет покупательной способности Рис. 2. Валовой внутренний продукт и золотовалютные запасы стран «Большой двадцатки» (G-20)

мерно большой валютный резерв является бременем для национальной экономики. Рыночно развитые государства рассматривают рост золотовалютного запаса страны относительно оптимального уровня скорее как недостаток, чем как преимущество. В теории финансов существует понятие «коэффициент Рэнди», согласно которому объем валютных резервов должен составлять не более 30% государственного бюджета. Наиболее развитые страны Запада держат валютные резервы в минимальном размере.

С 1969 г. МВФ начал имитировать искусственное платежное средство - специальные права заимствования (СПЗ). Это связано с «парадоксом Триффина», который заключается в проблеме использования доллара США или любой другой национальной валюты при условиях Бреттон-Вуд-ской системы как резервной, ведь использование национальной валюты как резервной приводит к

противоречию между национальной и глобальной монетарной политикой [8].

Очередной составляющей золотовалютного запаса стали ценные бумаги Казначейства США и казначейств других стран мира. В современной геоэкономической структуре США потеряли высший рейтинг впервые в истории в августе 2011 г. понизила рейтинг до АА+ с негативным прогнозом) [7, с.159].

В Стабилизационном фонде РФ российский рубль используется для внутреннего рынка, доллар США, евро и фунт стерлинг - для внутреннего и внешнего рынков.

Выводы

На основе проделанного анализа приходим к следующим выводам:

1) глобализация и взаимная интеграция мирового и национальных финансовых рынков обусловливают необходимость наличия определенных элементов, которые будут защищать национальную экономику от негативного влияния извне. Одним из таких элементов является стабилизационный фонд, который размещен в иностранные активы и служит своеобразным буфером для экономики [10];

2) в широком смысле стабилизационный фонд целесообразно рассматривать как часть национального богатства страны, которая находится под контролем органов денежно-кредитного управления и состоит из международных резервных активов, причем предназначена для прямого и косвенного регулирования платежного дисбаланса путем проведения валютных интервенций или других целей;

3) стабилизационному фонду присущи такие признаки, как официальность, надежность, ликвидность, постоянная доступность к использованию, исключительно тщательный отбор активов, некоммерческий регуляторный характер. Структура официального стабилизационного фонда - это совокупность подобранных в определенной пропорции валютных активов, использование которых позволяет центральному банку обеспечивать регулятивное воздействие на валютные отношения и организацию внешнеэкономической деятельности в стране;

4) в состав Стабилизационного фонда РФ в соответствии с действующим законодательством могут входить, в частности: монетарное золото, иностранная валюта - в виде банкнот и монет или средства на счетах за рубежом, ценных бумаг (кроме акций), которые оплачиваются в иностранной валюте, а также специальные права заимствования, резервная позиция в МВФ.

Заключение

Используя опыт функционирования стабилизационных фондов в других государствах, можно привести ряд рекомендаций для Стабилизационного фонда РФ. По примеру фонда Аляски [6] можно было бы и в России установить выплаты на каждого гражданина РФ, который прожил на российской территории не менее 1 года. Причем выплачивать проценты от дохода стабилизационного фонда, что будет справедливо, а также решило бы ряд важных проблем:

• привлечение высококвалифицированных специалистов в данный регион;

• выплата компенсации населению за экологический вред;

• замена бюрократической системы постсоветского типа выплат на рыночно обусловленные механизмы.

Однако в отличие от Норвегии или США (Аляска) в России необходимо решать вопросы не только пенсионного обеспечения будущих поколений, но и инфраструктурных проектов на данном этапе развития России. Копирование одного из примеров зарубежных фондов в иных государствах для России не является панацеей от всех бед, так же, как и копирование государственных моделей «азиатского» либо «западного» образца (европейского или американского). Все это практически невозможно вследствие различных причин экономико-географического положения, исторических особенностей, ментальных особенностей, религиозных особенностей и др.

Использование местных стабилизационных фондов уменьшило бы бюрократические издержки по использованию денежных средств от экспортной продажи нефти и газа. Для большего социально-экономического эффекта можно провести данную реформу вместе с налоговой реформой - 50% (по мировой практике) от доходов оставлять на месте. Но проблема в том, что при подобной реформе могут усилиться сепаратистские движения на региональном уровне, когда нефтегазоносные регионы захотят отделиться от остальной страны (например, Шотландия - от Великобритании, Южный Судан - от Судана, нефтяные регионы Нигерии - от остальной Нигерии). Особенно сепаратизм может усилиться во времена экономических потрясений, тогда может появиться лозунг: «Зачем кормить дотационные регионы?». Ведь региональные (местные) денежные средства в стабфонде будут восприниматься иначе, нежели общенациональные денежные средства в стабфонде на уровне единого государства.

Стабилизационный фонд РФ вследствие исторического неравномерного распределения доходов также можно использовать во времена мировых финансовых кризисов для защиты интересов наименее защищенных слоев населения. Общегосударственный стабилизационный фонд не позволяет резко колебаться рыночным ценам на социально значимые продукты, а значит, сохраняет примерно одинаковой общую сумму дотаций на конкретный вид продукции. В случае, когда реализационные цены значительно изменятся (и Стабилизационный

фонд РФ будет способен «амортизировать» такие изменения), изменится и структура дотационного фонда в пользу более дефицитных продуктов.

Также стоит учитывать физико-географические особенности России, ведь большинство населения России проживает в менее выгодных климатических условиях, нежели население основных конкурентов на мировом рынке (в первую очередь имеются в виду страны Евросоюза и США), что автоматически делает более затратным сельское хозяйство и строительство. Для решения данной проблемы, учитывая также обмен санкциями со странами Запада в сложившейся геополитической ситуации, было бы уместно использовать нефтедоллары для поддержки и технологического обновления не только промышленности, но и сельского хозяйства. Также было бы целесообразным сформировать общегосударственный и региональный дотационные фонды. Общегосударственный дотационный фонд направлять на дотации хозяйствам, которые работают в худших природно-климатических зонах, и для стабилизации реализационных цен на сельскохозяйственную продукцию, а региональный дотационный фонд использовать для выплаты дотаций сельскохозяйственным предприятиям на отдельные виды продукции животноводства и растениеводство.

По оценке экспертов, Стабилизационный фонд РФ может быть использован в следующих целях:

- обеспечение Пенсионного фонда РФ;

- пополнение Фонда будущих поколений;

- перевод не фтедолларов в золотовалютный запас страны;

- развитие инфраструктурных проектов. Стабилизационный фонд РФ можно разделить

по времени его использования и применять его:

- как финансовый «баланс»;

- для поддержания курса национальной валюты;

- для неотложных нужд будущих поколений (открытие счета в размере нескольких тысяч долларов на новорожденного, открытие счета для оплаты образования, так называемый «материнский капитал»);

- для хранения денежных средств, предназначенных для кризисного периода, с возможностью использования в текущих финансовых операциях.

Список литературы

1. Белов А.И. Зарубежный опыт формирования и использования стабилизационных фондов // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. 2007. № 7. С. 37-39.

2. Глотова И.И., Сидоренко А.В., Зыза К.С. Особенности стабилизационной финансовой политики в Российской Федерации // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. 2013. № 30. С.139-144.

3. Данилина М.В. О формировании и управлении стабилизационным фондом федерального бюджета России // Научные труды Института научного прогнозирования РАН. 2004. Т. 2. С. 93-111.

4. Данилина М.В. Функционирование государственного нефтяного стабилизационного фонда (опыт Норвегии) // Проблемы прогнозирования. 2004. № 4. С. 59-69.

5. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993, ред. от 05.02.2014).

6. Краснопольский Б.X. Формирование и управление стабилизационным фондом от нефтедобычи (опыт штата Аляска) // Экономика и управление. 2006. № 3. С. 6-11.

7. Немец Л.Н., Заволока Ю.Ю., Кучер И.И. Место Украины в геоэкономической структуре мира // Актуальные проблемы современной экономической, социальной и политической географии: материалы Всероссийской научно-практической конференции / под ред. Д.В. Зайца. М.: МПГУ, 2011. С. 158-163.

8. Нестеров И. О. Резервные валюты - источник нестабильности мировой валютной системы? // Вестник Санкт-Петербургского университета: научный журнал СПбГУ. Сер. 5: Экономика. 2012. № 4. С. 115-123.

9. Финансовый кризис в России и в мире / под ред. Е.Т. Гайдара. М.: Проспект, 2009. 256 с.

10. Dudin M.N., Lyasnikov N.V., Yahyaev M.A., Kuznetzov A. V. The oiganization approaches peculiarities of an industrial enterprises financial management // Life Science Journal, 2014, vol. 11, № 9. Р. 333-336.

- 14 -

National interests: priorities and security Priorities of Russia

ISSN 2311-875X (Online) ISSN 2073-2872 (Print)

STABILIZATION FUNDS AS AN ANTI-CRISIS RESERVE OF ECONOMY: NATIONAL INTERESTS AND SECURITY

Mikhail N. DUDIN

Abstract

Importance This article considers the actual topic of State economy reserves. Due to the cyclic development of the global economy, ups and downs of global economic growth occasionally occur, which eventually develop into crises. In order to avoid the collapse of the economy and due to the necessity of economic support for the most vulnerable segments of the population in the countries that are particularly dependent on external markets, in addition to gold and foreign exchange reserves, the State also creates stabilization funds. In Russia, this process is a new one, and for better understanding of the nature of the stabilization fund it is necessary to study in detail the experience of other countries and participation of other countries in its creation and development, for example, of Norway, the USA, the UAE, Chile, Saudi Arabia, Qatar and other countries.

Objectives The purpose of this article is to analyse the possibilities of anti-crisis economies of the United States, Norway, Canada, Chile and other countries, and to compare them with the anti-crisis possibilities of the Russian economy.

Methods In this article, I have used a combination of analytical methods, in particular: a theoretical analysis, organizational and functional analysis, and economic and statistical analysis.

Results I have analyzed the anti-crisis possibilities of the United States, Norway, Canada, Chile, the UAE, Saudi Arabia and Russia. I also identified the structure of anti-crisis opportunities of the global economies: gold and foreign currency reserves and stabilization funds. The paper emphasizes that to continue activity in this area is important to solve the pressing problems in such an area as national security in economic sphere.

Conclusions and Relevance The practical significance of the paper is in detailed analysis of stabilization funds of the world in general and of Russia in particular. This allows offering a number of specific recommendations aimed at ensuring the national security in the economic sphere.

Keywords: economy, anti-crisis reserve, stabilization fund, gold, currency reserves, Russia, Norway, global economy, oil, gas

References

1. Belov A.I. Zarubezhnyi opyt formirovaniya i ispol'zovaniya stabilizatsionnykh fondov [Foreign experience of setting-up and using stabilization funds]. Izvestiya Penzenskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo uni-versiteta im. V.G. Belinskogo - News of Belinsky Penza State Pedagogical University, 2007, no. 7, pp. 37-39.

2. Glotova I.I., Sidorenko A.V., Zyza K.S. Osoben-nosti stabilizatsionnoi finansovoi politiki v Rossiiskoi Federatsii [The features of stabilization financial policy in the Russian Federation]. Ekonomika i sovremen-nyi menedzhment: teoriya i praktika - Economy and modern management: theory and practice, 2013, no. 30,pp.139-144.

3. Danilina M.V. O formirovanii i upravlenii sta-bilizatsionnym fondom federal'nogo byudzheta Rossii [On the issue of setting-up and managing the stabilization fund of the Russian federal budget]. Nauchnye trudy: Institut narodnokhozyaistvennogo prognozirov-aniya RAN - Research papers: Institute of Economic Forecasting of RAS, 2004, vol. 2, pp. 93-111.

4. Danilina M.V. Funktsionirovanie gosudarstvennogo neftyanogo stabilizatsionnogo fonda (opyt Norvegii) [Functioning of the State oil stabilization fund (the Norway case)]. Problemy prognozirovaniya -Forecasting problems, 2004, no. 4, pp. 59-69.

5. Constitution of the Russian Federation as adopted by popular vote on December 12, 1993. (as amended on February 05, 2014) (In Russ.)

6. Krasnopol'skii B.Kh. Formirovanie i upravle-nie stabilizatsionnym fondom ot neftedobychi (opyt shtata Alyaska) [Formation and management of the oil production stabilization fund (the Alaska case)]. Ekonomika i upravlenie - Economics and management, 2006, no. 3, pp. 6-11.

7. Nemets L.N., Zavoloka Yu.Yu., Kucher I.I. [The place of Ukraine in the geo-economic structure of the world]. Aktual'nye problemy sovremennoi ekonom-

Приоритеты России Priorities of Russia - 15 -

icheskoi, sotsial 'noi i politicheskoi geografii [Proc. All-Russ. Sci. Conf. "Topical issues of the modern economic, social and political geography"]. Moscow, MSPU Publ., 2011, pp.158-163.

8. Nesterov I.O. Rezervnye valyuty - istochnik nestabil'nosti mirovoi valyutnoi sistemy? [Are reserve currencies a source of instability of the global monetary system?]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Seriya 5: Ekonomika - Bulletin of Saint Petersburg University. Series 5, Economy, 2012, no. 4, pp. 115-123.

9. Finansovyi krizis v Rossii i v mire [The financial crisis in Russia and in the world]. Moscow, Prospekt Publ., 2009, 256 p.

10. Dudin M.N., Lyasnikov N.V., Yahyaev M.A., Kuznetzov A.V. The organization approaches peculiarities of an industrial enterprises financial management. Life Science Journal, 2014, vol. 11, no. 9, pp.333-336.

Mikhail N. DUDIN

Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Moscow, Russian Federation dudinmn@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.