Научная статья на тему 'SST2 - НОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛЬНЫЙ БИОМАРКЕР “ОТВЕТА” ПАЦИЕНТОВ С СИСТОЛИЧЕСКОЙ ХРОНИЧЕСКОЙ СЕРДЕЧНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ И ИМПЛАНТИРОВАННЫМИ УСТРОЙСТВАМИ'

SST2 - НОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛЬНЫЙ БИОМАРКЕР “ОТВЕТА” ПАЦИЕНТОВ С СИСТОЛИЧЕСКОЙ ХРОНИЧЕСКОЙ СЕРДЕЧНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ И ИМПЛАНТИРОВАННЫМИ УСТРОЙСТВАМИ Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
58
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Гаспарян А.Ж., Шлевков Н.Б., Тарасовский Г.С., Шитов В.Н., Шарф Т.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «SST2 - НОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛЬНЫЙ БИОМАРКЕР “ОТВЕТА” ПАЦИЕНТОВ С СИСТОЛИЧЕСКОЙ ХРОНИЧЕСКОЙ СЕРДЕЧНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ И ИМПЛАНТИРОВАННЫМИ УСТРОЙСТВАМИ»

045-046

СБОРНИК ТЕЗИСОВ

дились в зоне ППЖ, а min не входили за пределы норм. Мах RMS40 у 50% пациентов были в зоне ППЖ, а min — у 100%. Min значения LAS40 у 50% находились в зоне ППЖ, а max — у 100%.

У 50% пациентов на фоне аллапинина регистрировались ППП, у 100% — ППЖ, у 50% — одновременно ППП и ППЖ.

ППП и ППЖ в течение суток регистрировались с частотой 10% и 72%. По отношению к группе здоровых лиц, выявлено достоверное повышение показателя PTotal на 20%. Отличаются и показатели ППЖ: RMS40 меньше на 86%,

То10КЗ меньше на 9%, ЬД840 больше на 29%. При сравнении с ИБС без ФП, зарегистрировано повышение РТо1а1 на 15%, ЬД840 на 23% и уменьшение ЯМ840 на 82%. В группе с аллапинином частота регистрации ППЖ в суточной записи в 12 раз превышает показатели здоровых и в 10 раз по сравнению с ИБС без ФП.

Заключение. Аллапинин при профилактическом применении у пациентов с ПФФП увеличивает электрическую нестабильность миокарда, что проявляется увеличение частоты выявления ППЖ и ППП.

Полифункциональное мониторирование

045 ВЫДЕЛЕНИЕ ПЕРИОДОВ СНА И БОДРСТВОВАНИЯ ПРИ ДИНАМИЧЕСКОМ МОНИТОРИРОВАНИИ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ: ОБЪЕКТИВНЫЙ МЕТОД ПРОТИВ СУБЪЕКТИВНЫХ ДАННЫХ Лышова О. В.1,2, Лышов В. Ф.1, Смольянинов С. В.1,2 воронежский государственный медицинский университет им. Н. Н. Бурденко, Воронеж, Россия

2Медико-санитарная часть МВД России по Воронежской области, Россия

dr-lyshova@mail.ru

Анализ суточных мониторограмм проводится с выделением периодов бодрствования и сна. До настоящего времени отсутствуют чёткие критерии, регламентирующие этот процесс. В зарубежной литературе нам встретились разные подходы к учёту времени сна. Среди них, например, указывается следующее: выключение и включение освещения; установка электродов на теле пациента; информация, полученная со слов родственников или по данным мобильных устройств. Ранее мы сообщали о том, что при выделении периода сна без учёта объективизирующих методик более выраженные различия отмечаются для значений максимальной частоты сердечных сокращений (ЧСС).

Цель. Сравнить продолжительность сна, информация о которой получена из дневника пациента, а также с учётом комплекса данных суточного полифункционального монито-рирования.

Материал и методы. 100 суточных полифункциональных мониторограмм (ЭКГ 3/12 отведений; 2 канала реопневмо-граммы; актиграмма и положение тела). Критерии включения в исследование: продолжительность записи не менее 24 часов. Анализу подлежала информация, представленная в дневнике пациента о начале и окончании сна (субъективные данные) в сравнении с комплексом данных, полученных при полифункциональном мониторировании, включающем кривую актиграммы и положения тела, реопневмограммы,

Сердечная недостаточность

а также тренд ЧСС, рассчитанной за 10 сек (объективный метод). В каждом случае определяли наличие и количество пробуждений, а также, связанную с этим процессом физическую активность. Объективная методика определения начала и окончания сна хорошо известна и неоднократно описывалась нами в предыдущих работах.

Результаты. В анализ включены мониторограммы, полученные у 76 мужчин и 24 женщин в возрасте от 19 до 80 лет (средний возраст 58±14 лет). Уровень образования обследованных следующий: высшее (90%); средне-специальное (8%); среднее (2%). Время начала и окончания ночного сна, полученные субъективным и объективным методами совпадало у 6 (6%) человек. В остальных случаях определялись следующие различия. Начало сна, определённое объективным методом, наступало раньше (Ме 21; Р25-Р75 5 - 50 мин), указанного в дневнике пациента у 22 человек и/или наступало позже (Ме 22; Р25-Р75 5-72 мин) — у 50. Напротив, пробуждение чаще наступало раньше, по сравнению с субъективными данными (Ме 14; Р25-Р75 5-100 мин) — у 44 человек; наступало позже (Ме 30; Р25-Р75 5-74 мин) — у 26. Сон в дневные часы указали только 8% обследованных, в то время как объективный метод показал наличие его ещё у 4% человек. Другие 16% не указали время начала и окончания ночного сна. Пробуждения во время сна никто ни разу не отметил, однако они определялись по актиграмме у 58% обследованных. Из них наибольшее число (48 человек) просыпались один или два раза. Максимальное количество пробуждений составило пять раз у одного обследованного. При этом суммарный период времени бодрствования в ночное время, рассчитанный отдельно для каждого колебался в пределе от 7 до 167 мин (Ме 32 мин).

Заключение. В анализируемой выборке обследованных совпадение объективного метода с субъективными данными о начале и окончании сна совпадало в единичных случаях. 20% обследованных в дневнике пациента не указали свой период сна. В остальных случаях установлены описанные выше расхождения между временем начала и окончания ночного сна. Целесообразно проводить индивидуальный анализ времени начала и окончания сна, а также наличие периодов пробуждения в каждом конкретном случае.

046 SST2 - НОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛЬНЫЙ БИОМАРКЕР "ОТВЕТА" ПАЦИЕНТОВ С СИСТОЛИЧЕСКОЙ ХРОНИЧЕСКОЙ СЕРДЕЧНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ И ИМПЛАНТИРОВАННЫМИ УСТРОЙСТВАМИ Гаспарян А.Ж., Шлевков Н. Б., Тарасовский Г. С., Шитов В. Н, Шарф Т. В., Масенко В. П., Стукалова О. В., Скворцов А. А.

ФГБУ "НМИЦ кардиологии" Минздрава России, Москва, Россия

armen_ui@inbox.ru

Представляет интерес изучение нейрогормонов, отражающих процессы напряжения (NT-proBNP) и фиброза (sST2) миокарда, в качестве возможных дополнительных маркеров

ответа больных ХСН на применение сердечной ресинхрони-зирующей терапии (СРТ) и модуляции сердечной сократимости (МСС).

Цель. Изучить возможности предоперационного определения значений биомаркеров NT-proBNP и sST2 для прогнозирования отклика пациентов с ХСН на использование СРТ-и МСС устройств.

Материал и методы. В исследование был включен 51 пациент (41 муж., 10 жен.), ср. возраст =58±12 лет с постинфарктным кардиосклерозом (n=22) или неишемической кар-диомиопатией (n=29), снижением фракции выброса (ФВ) левого желудочка (ЛЖ) менее 35% и признаками ХСН II-III ФК (по NYHA) вопреки оптимальной медикаментозной терапии в течение не менее 3-х месяцев. Всем пациентам проводилось определение уровней sST2 и NT-proBNP в крови, трансторакальная эхокардиография (ЭхоКГ) и магнитно-резонансная

СБОРНИК ТЕЗИСОВ

047-048

томография (МРТ) сердца с контрастированием. По окончании обследования больным по индивидуальным показаниям были имплантированы СРТ (n=39) или МСС (n=12) устройства. Проводился однофакторный, ROC- и многофакторного анализ признаков, предрасполагающих к ответу больных ХСН на применение СРТ- и МСС-устройств.

Результаты. Через 6 месяцев наблюдения признаки положительного ответа (снижение конечно-систолического размера ЛЖ на 15% и более по ЭхоКГ) регистрировались у 21 (54%) пациента с СРТ и 7 (58%) пациентов с МСС. По результатам многофакторного анализов предикторами положительного ответа на имплантацию СРТ стали: значения sST2 <50 нг/мл, значения NT-proBNP <3900 пг/мл, наличие более 2-х сегментов ЛЖ с эндомиокардиальным фиброзом (по МРТ сердца), а также передне-задний размер левого предсердия <4,8 см (по ЭхоКГ). Наличие 2-х из 4-х признаков позволяло прогнозировать положительный ответ на применение СРТ с точностью 87% (чувств.=90%, специф.=83%). Предикторами положительного ответа на применение МСС являлись: значения sST2 <30 нг/мл, конечно-диастолический размер ЛЖ <78 мм (по ЭхоКГ), возраст больных до 56 лет, а также значение индекса массы тела >27 кг/м2. Наличие 2-х из 4-х признаков позволяло прогнозировать положительный "ответ" на применение МСС с точностью 92% (чувств.=86%, специф.=100%).

Эффективность применения СРТ- и МСС-устройств, запускающих обратное ремоделирование сердца, во многом зависит не только от внутрисердечных параметров (выраженности фиброза миокарда ЛЖ, размеров левых отделов сердца и др.), но и от запаса восстановительных резервов всего организма, которые косвенно определяются уровнем sST2 крови и, отчасти, возрастом больных.

Заключение. Несмотря на известные ограничения, оценка уровня биомеркеров sST2 и, отчасти, NT-proBNP может успешно применяться в качестве дополнительных маркеров ответа больных ХСН и сниженной ФВ ЛЖ на применение СРТ- и МСС устройств. Это указывает на необходимость своевременной имплантации данных устройств в условиях максимальной предварительной компенсации явлений ХСН у пациентов.

047 ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ТЕРАПИИ ХРОНИЧЕСКОЙ СЕРДЕЧНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТИ У ДЕТЕЙ С КОРРИГИРОВАННЫМИ ВРОЖДЕННЫМИ ПОРОКАМИ СЕРДЦА С ПОМОЩЬЮ ТЕСТА С 6-МИНУТНОЙ ХОДЬБОЙ Тонких Н. А.1-2, Дубовая А. В.1, Бордюгова Е. В. 1, Усенко Н. А.1 Государственная образовательная организация высшего профессионального образования "Донецкий национальный медицинский университет имени М. Горького", Донецк

2Институт неотложной и восстановительной хирургии им. В. К. Гусака, Донецк natachet@list.ru

Оценка эффективности терапии хронической сердечной недостаточности (ХСН) у детей с врожденными пороками сердца и магистральных сосудов (ВПС и МС) важна для своевременной коррекции дозы препаратов, составления адекватных, индивидуально подобранных лечебно-реабилитационных мероприятий, в том числе определения уровня и объема физической нагрузки (ФН) с целью предупреждения гиподинамии, повышения кардиореспираторной выносливости.

Цель. Оценить эффективность терапии ХСН на II этапе стационарного лечения детей, перенесших оперативную коррекцию ВПС и МС с помощью оценки толерантности к ФН.

Материал и методы. Обследовано 37 детей с ВПС и МС (47,0% мальчиков, 53,0% девочек) в возрасте от 4 до 17 лет с клиническими проявлениями ХСН I степени и минимальными гемодинамическими изменениями по данным доп-

плерэхокардиографии. Давность проведенной оперативной коррекции составила от 1 года до 7 лет. В анамнезе септаль-ные дефекты имели 25 (67,6%) чел., открытый артериальный проток — 12 (32,4%) чел. Терапия ХСН проводилась согласно имеющимся стандартам лечения с включением индивидуально подобранной ФН и психокорригирующей терапии. Оценку эффективности лечения проводили на основании изменения толерантности к ФН и динамики психологического статуса. Использовали тест с шестиминутной дистанционной ходьбой на кардиотренажере Кей1ег с биологической обратной связью, опросник В. В. Седнева и цветовой тест Люшера.

Результаты. По данным теста с 6-минутной ходьбой до начала исследования 24 (64,9%) чел. проходили дистанцию 430 м, что соответствовало I функциональному классу. Замедленное восстановление ЧСС в периоде реституции имели 16 (43,2%) обследованных. Причиной прекращения проведения теста с ФН у 7 (18,9%) детей было появление жалоб на одышку, боль в области сердца, усталость. Изменения психоэмоционального статуса имели 29 (78,4%) чел.: повышенный уровень тревожности отмечен у 24 (64,9%) чел., астения — у 10 (27,0%) чел., депрессия — у 2 (5,4%) чел. После завершения II этапа стационарного лечения выявлено достоверное повышение уровня ФН (у 22 (59,5%) больных дистанция увеличилась на 70 м и более, 7 (18,9%) пациентов перешли в нормальный функциональный класс). Улучшение психоэмоционального статуса отмечено в виде перехода из клинически/субклинически выраженной тревоги/депрессии в субклиническую патологию/норму у 27 (72,9%) пациентов, включенных в исследование.

Заключение. Низкая кардиореспираторная выносливость констатирована у 64,9% обследованных пациентов, перенесших оперативную коррекцию ВПС и МС, изменения психоэмоционального статуса имели 78,4% детей указанной группы. Использование простого и доступного в каждом стационаре теста с 6-минутной ходьбой является одним из критериев оценки эффективности терапии ХСН. Дозированные тренирующие нагрузки и индивидуальные программы психо-корригирующей терапии на II этапе стационарного лечения позволили повысить толерантность к ФН и улучшить психоэмоциональное состояние у большинства пациентов.

048 ВЛИЯНИЕ ДЛИТЕЛЬНОЙ ТРЕНИРОВКИ ДЫХАТЕЛЬНОЙ МУСКУЛАТУРЫ НА ЭЛЕКТРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ И СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПАРАМЕТРЫ МИОКАРДА У ПАЦИЕНТОВ С ДЕКОМПЕНСАЦИЕЙ ХРОНИЧЕСКОЙ СЕРДЕЧНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТИ Глуменко И. Г.1, Ватутин Н. Т.1,2, Шевелёк А. Н.12, Харченко А. В.1

1ГОО ВПО "Донецкий национальный медицинский университет им. М. Горького", Донецк, ДНР

2Институт неотложной и восстановительной хирургии им. В. К. Гусака, Донецк, ДНР a.sheve1yok@mai1.ru

Электрофизиологические параметры миокарда относятся к важным детерминантам течения и прогноза хронической сердечной недостаточности (ХСН). Наличие желудочковых нарушений ритма, тахикардия и гиперсимпатикотония ассоциируются с возрастанием смертности. Применение различных дыхательных техник способствует уменьшению одышки, возрастанию толерантности к физической нагрузке и улучшению качества жизни пациентов с ХСН. Тем не менее, влияние тренировки дыхательной мускулатуры на основные электрофизиологические параметры миокарда изучалось лишь в нескольких исследований, а продолжительность большинства из них не превышала 3 мес.

Цель. Оценить влияние длительной практики медленного глубокого дыхания на основные электрофизиологические и структурно-функциональные параметры у пациентов с ХСН.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.