Введение
Семь десятилетий отделяют нас от окончания Корейской войны. Есть ли вина СССР в том, что стала реальностью эта война? Каким было участие в ней советской военной авиации? Попытаемся ответить на поставленные вопросы.
«В 1910 году императорская Япония аннексировала Корею, где она правила в течение 35 лет до капитуляции 15 августа 1945 года в конце Второй мировой войны. Соединенные Штаты и Советский Союз разделили Корею по 38-й параллели на две оккупационные зоны. Советский Союз управлял северной зоной, а американцы — южной. В 1948 году в результате напряженности холодной войны оккупационные зоны стали двумя суверенными государствами. Социалистическое государство Корейская Народно-Демократическая Республика было создано на севере под тоталитарным коммунистическим руководством Ким Ир Сена, а капиталистическое государство Республика Корея было создано на юге под авторитарным автократическим руководством Ли Сын Мана. Оба правительства двух новых корейских государств утверждали, что являются единственным законным правительством всей Кореи, и ни одно из них не признавало границу постоянной.
Силы северокорейских вооруженных сил (Корейская народная армия) пересекли границу и вошли в Южную Корею 25 июня 1950 года. Иосиф Сталин имел право окончательного решения и несколько раз требовал от Северной Кореи отложить вторжение, пока он и Мао Цзэдун не дали свое окончательное одобрение весной 1950 года. Совет Безопасности Организации Объединенных Наций осудил действия Северной Кореи как вторжение и санкционировал формирование командования Организации Объединенных Наций и отправку сил в Корею для отражения наступления. Советский Союз бойкотировал Организацию Объединенных Наций за признание Тайваня (Китайской Республики) Китаем, а Китай (Китайская Народная Республика) на материке не был признан Организацией Объединенных Наций, поэтому ни один из них не мог поддержать своего союзника Северную Корею на заседании Совета Безопасности» [1].
КНДР и РК фактически воевали в составе коалиций. Естественно, базис каждой из коалиций составляла одна из Корей.
А вот юридическая природа этих коалиций разнилась и довольно сильно. С разрешения Совета Безопасности Организации Объединенных Наций (СБ ООН) были сформированы миротворческие силы этой влиятельной структуры. Здесь главную роль играли Соединенные Штаты Америки (США). «В конечном итоге двадцать одна страна Организации Объединенных Наций внесла свой вклад в силы Организации Объединенных Наций, при этом Соединенные Штаты предоставили около 90 % военного персонала» [1].
Высший орган ООН – СБ объявил КНДР агрессором и потому ни одно государство не имело право образовывать коалицию с КНДР и воевать в составе настоящей коалиции. Партнеры КНДР по коалиции – Союз Советских Социалистических Республик (СССР) и Китайская Народная Республика (КНР) всячески скрывали этот факт.
Скажу о личном. В 80-е годы прошлого столетия писал кандидатскую диссертацию. В то время пришлось основательно изучить мемуары политической и военной элиты ФРГ. Из данного рода публикаций вытекало, что именно Корейская война явилась мощнейшим аргументом официального Бонна для воссоздания армии ФРГ, вступления этой страны в НАТО. Тогда такие мемуары можно было прочитать на языке оригинала только в спецхране. Помогло знание немецкого. Я перевел наиболее значимые пассажи из мемуаров на русский язык. Показал их своему руководителю профессору БГУ Давиду Борисовичу Мельцеру. Ознакомившись с материалами, учитель сказал буквально следующее: «Миша, ты открыл мне правдивую историю Корейской войны».
А вот советская историография до горбачевской перестройки не признавала ряд узловых вещей. Здесь и нападение Севера на Юг, и факт реального участия СССР в указанной коалиции, и участие советских военных летчиков в воздушных боях, и связь позиции Москвы с существовавшим в Стране Советов политическим режимом, и противоречивое влияние Корейской войны на формирование архитектуры международной безопасности. Приплюсуем сюда поражение в информационной войне, имиджевые потери.
Вместе с тем существовали и узловые вещи другого порядка, неразрывно связанные с вписыванием советской военной авиации в глобальный технологический тренд. Ее участие в Корейской войне важно рассматривать как тест на профессионализм, боеготовность в условиях широко развернувшейся глобальной военно-технической революции (ВТР). Стартовая точка в истории ВТР − появление ядерной бомбы. Первыми ее испытали США в июле 1945 года. Только через четыре года СССР ликвидировал американскую ядерную монополию.
Не нужно специально останавливаться на прописной истине: применение ядерной бомбы возможно только при наличии ее носителя. На момент начала Корейской войны таким носителем был только самолет. Из этого исходили конструкторские бюро, научные лаборатории, предлагавшие потрясающие технические новации, отметившиеся резонансными изобретениями. Это касалось и военачальников. Последние давали экспертам поручение фундаментально разработать три вещи, чтобы быть на плаву в новой ситуации. Эксперты очень квалифицированно показали, какой должна быть методика применения, как следует выстраивать тактику, сформулировали оптимальную стратегическую концепцию.
Конечно, ученые, конструкторы, изобретатели, руководители военной промышленности, военачальники постоянно размышляли о том, как все это сработает в условиях реальной войны. Корейская война ответила на многие вопросы. Все три года войны в пятом океане центральное место занимало противостояние пилотов ВВС СССР и США. Перед нами первый опыт воздушных боев между реактивными истребителями.
Все пилоты ВВС СССР входили в состав 64-го особого авиационного истребительного корпуса. Они в основном летали на реактивных истребителях МиГ-15 и МиГ-15бис, которые выпускала военная промышленность СССР. Эти истребители были новейшими, самыми современными.
Сначала корпусом командовал генерал-майор авиации Иван Васильевич Белов, затем генерал-майор авиации Георгий Агеевич Лобов и, наконец, генерал-лейтенант авиации
Сидор Васильевич Слюсарев. О базировании корпуса известно следующее. Штаб корпуса находился в г. Мукден (КНР) / г. Аньдун (КНР). География основных аэродромов была такова: Мукден, Аньшан, Аньдун / Мяогоу (КНР).
Абсолютное большинство командиров частей и подразделений корпуса были участниками Великой Отечественной войны. Так, 324-й истребительной авиационной дивизией командовал трижды Герой Советского Союза Иван Никитич Кожедуб. Хронологические рамки участия советской авиации в Корейской войне: 1 ноября 1950 года – 27 июля 1953 года.
Как-то один российский журналист задал интересный вопрос участнику Корейской войны Сергею Макаровичу Крамаренко: « Если СССР официально не вступил в войну, то как скрывалось участие наших летчиков в боях в Корее?» Был получен следующий ответ: «На наши МиГ-15 были нанесены опознавательные знаки армий Китая и Северной Кореи. Каждому летчику приказали вести радиосвязь по-корейски. Для этого нам раздали бумажки, на которых были записаны команды на корейском языке русскими буквами. Мы пытались их заучить наизусть, но уже в первых боях, в горячке воздушных схваток вся эта конспирация закончилась. Не до того было, чтобы вспоминать чужую речь. Да и разведка США знала, кто летает в корейском небе» [2].
Главные противники советских военных летчиков имели на вооружении воздушные суда с неодинаковыми тактико-техническими характеристиками (ТТХ). Здесь имеются в виду следующие ТТХ: скорость, маневренность, скороподъемность, огневая мощь. Самые впечатляющие ТТХ были у F-86 «Сейбр». Определенно слабее выглядели RB-45 «Торнадо». Никак не могут впечатлять ТТХ поднимавшихся в корейское небо реактивных самолетов: F-80 «Шутинг Стар», F-84 «Тандерджет». Эксперты традиционно выявляли не меньше минусов, чем плюсов, когда к ним обращались с просьбой охарактеризовать реактивные истребители F9F «Пантера» и F2H2 «Бэнши» ВМС США. Все перечисленные боевые машины американского производства. Было еще без малого полсотни реактивных истребителей "Глостер Метеор Мк.8". Они создавались и выпускались на Туманном Альбионе. На них летала эскадрилья Королевских Австралийских ВВС. Американские летчики представляли 5-й Воздушный флот, имевший признание во всем мире [3].
До Корейской войны американцы явно зациклились на том, что у них в разы больше и атомных бомб, и средств доставки атомного вооружения. Американская администрация рассматривала как священную корову базирующиеся на этих преимуществах теорию «воздушной мощи» и доктрину «массированного возмездия». Одна зацикленность порождала другую. Считалось, что американцы, управляющие воздушными судами, без проблем пересекут государственную границу СССР, оперативно установят господство в советском небе, путем точечных бомбардировок уничтожат все стратегически важные объекты на шестой части земной суши. Это не что иное, как нанесение превентивного удара ядерными бомбардировщиками, который, по мысли американцев, должен выявить победителей и проигравших в третьей мировой войне. А вот удары МиГ-15 показали, что здесь придется решать уравнения со многими неизвестными. И это при том, что Сталин давал советским летчикам гораздо меньшую свободу действий, чем Трумэн и Эйзенхауэр – американским. Кроме того, американские партнеры по коалиции отличались более высоким уровнем подготовки пилотов по сравнению с КНДР и КНР. Я имею в виду южнокорейских, южноафриканских, канадских, английских, австралийских пилотов. Действия МиГ-15 в корейском небе доказали, что это еще не факт, что дело может дойти до точечных бомбардировок советской территории, что, скорее всего, американцам придется с немалыми потерями убираться восвояси. Прикрываемые истребителями-перехватчиками МиГ-15 и МиГ-15бис стратегически важные объекты остались целыми и неповрежденными.
Колоссальные удары по самолюбию янки были нанесены в «черный четверг» 12 апреля 1951 года и в «черный вторник» 30 октября 1951 года. В четверг произошел воздушный бой у берегов реки Ялуцзян. За девять минут (!) кожедубовцы уничтожили 12 бомбардировщиков и 5 истребителей ВВС США. Предыстория же вторника такова. Пилоты американских летающих крепостей спали и видели, как не остается камня на камне от северокорейского аэродрома Намси. Верили в неизбежность точечной бомбардировки. 21 минута (!) понадобилась пилотам 303-ей дивизии 64-го корпуса, чтобы сбить десять B-29, 4 истребителя, причинить ущерб 15 бомбардировщикам, требующий основательного ремонта. 108 американских летчиков пополнили ряды военнопленных. Потери 64-го корпуса равнялись нулю. Сколько «МиГов» вылетело из базы, столько туда вернулось. После черного вторника в Пентагоне спохватились и стали задумываться о принципиально новом планировании использования стратегической авиации. И это – только два тревожных звоночка Белому Дому. А таковых было множество. Американцы получили хороший урок[4].
Конечно, нельзя обойти тот факт, что 64-й корпус за все время войны потерял 110 пилотов, 319 боевых машин. Это – серьезные потери. Но потери потерям рознь. Противник не досчитался 1097 самолетов. Наиболее чувствительной для американцев явилась потеря стратегически важных 88 тяжелых бомбардировщиков B-29 Superfortress. У пилотов, летавших на этих бомбардировщиках, не нашлось никаких, абсолютно никаких аргументов, когда приходилось иметь дело с советскими реактивными МиГами. Абсолютная беззащитность и только [3].
О высоком профессионализме пилотов СССР свидетельствует сравнение списков асов-реактивщиков Корейской войны. Критерий для попадания в список: не менее пяти сбитых реактивных самолетов. В советском списке 57 асов-реактивщиков, в американском – 40, в китайском – 9, в северокорейском – 4.
Советско-американские бои в корейском небе повлияли и на ход ВТР. Ускорился процесс развития новых типов вооружения. Конечно, прежде всего, имеется в виду авиационное и зенитное вооружение. Военно-промышленные комплексы СССР и США активно взялись за управляемые ракеты.
Конечно, справедливости ради надо признать, что СССР господствовал в корейском небе только первый год, остальное время – американцы. Но это не означало, что предрешался исход войны в пользу Юга. В эпоху ВТР со стороны пятого океана невозможно сугубо в автономном порядке предрешить судьбу войны. Обязательно необходимо подключение иных родов войск. И Корейская война это убедительно доказала.
Анализируемая война интересна и тем, как откликались в мире на применение 64-м корпусом новейших советских технологий. Сначала считалось, что американская сторона более основательно вписывается в глобальный тренд. Затем утвердилось мнение, что стороны здесь равноценны. Более того, после Корейской войны кое-где стали говорить о превосходстве СССР. Во время Корейской войны четко обозначился паритет касательно ТТХ реактивных самолетов. Это распространялось на скоростные параметры, на такие значимые для пилотов истребительной авиации новинки, как радиолокационные станции, система «слепой посадки», приборы наведения и управления оружием. Настоящие новинки образовали бортовой электронный комплекс, представлявший подлинный прорыв по сравнению с временами Второй мировой войны. Корейская война предопределила ключевой скачок в массовом применении вертолетов. Широким фронтом развернулась работа по созданию соответствующих частей и подразделений в ВВС. Относительно новый тип вооружения активно пробивал себе дорогу. Во время Корейской войны СССР сильно отставал в этом компоненте от США. Затем отставание было преодолено.
В будущем еще ни раз американцы обломают зубы о советские МиГи. Это будут еще более совершенные реактивные истребители. Достаточно вспомнить использование МиГ-21 во вьетнамской войне [1].
Выводы
27 июля 1953 года в Пханмунджоме было подписано соглашение о прекращении огня между Северной и Южной Кореей. До сих пор не подписан мирный договор и потому обе стороны с юридической точки зрения по-прежнему находятся в состоянии войны. Кто победил в Корейской войне 1950-1953 гг.? Да никто. 38-я параллель разделяла Корейскую Народно-Демократическую Республику (КНДР) и Республику Корея (РК) и на 25 июня 1950 года, и на 27 июля 1953 года.
Под влиянием Корейской войны СССР вступил в качественно новый этап ВТР. Этот этап был отмечен впечатляющими прорывами в истории советской военной авиации.
Список литературы
1. Корейская война [Korean War] – Текст: электронный // https://ru.wikipedia.org/: сайт URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D1%80%D0%B5%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D0%BD%D0%B0 (дата обращения: 29.03.2023).
2. Нордвик, В. Майские звезды / Нордвик В. Родина – Федеральный выпуск: №5(517) Российская газета – Федеральный выпуск: №97(7263) Российская газета – Столичный выпуск: №97(7263).
3. Советские ВВС в Корейской войне 1950-1953 годов – Текст: электронный // https://za-dergavy.livejournal.com/: сайт. URL: za-dergavy.livejournal.com›399017.html. (дата обращения: 29.03.2023).
4. Как русские воевали в воздушных боях с американцами – Текст: электронный //http://www.politicalforum.com/: сайт. URL: politforums.net›usa/1628294017.html. (дата обращения: 29.03.2023).
References
1. Korejskaja vojna [Korean War] – Tekst: jelektronnyj // https://ru.wikipedia.org/: sajt URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D1%80%D0%B5%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D0%BD%D0%B0 (data obrashhenija: 29.03.2023).
2. Nordvik, V. Majskie zvezdy / Nordvik V. Rodina – Federal'nyj vypusk: №5(517) Rossijskaja gazeta – Federal'nyj vypusk: №97(7263) Rossijskaja gazeta – Stolichnyj vypusk: №97(7263).
3. Sovetskie VVS v Korejskoj vojne 1950-1953 godov – Tekst: jelektronnyj // https://za-dergavy.livejournal.com/: sajt. URL: za-dergavy.livejournal.com›399017.html. (data obrashhenija: 29.03.2023).
4. Kak russkie voevali v vozdushnyh bojah s amerikancami – Tekst: jelektronnyj //http://www.politicalforum.com/: sajt. URL: politforums.net›usa/1628294017.html. (data obrashhenija: 29.03.2023).
Дата поступления / Received
Дата принятия в печать / Accepted
©Стрелец М.В., 2023
©Strelets M.V., 2023