Научная статья на тему 'СРОК ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КИНЕМАТОГРАФИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ: ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ'

СРОК ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КИНЕМАТОГРАФИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ: ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
60
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТРИБЬЮТОРСКИЙ ДОГОВОР / ЛИЦЕНЗИОННЫЙ ДОГОВОР / ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КИНЕМАТОГРАФИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ / ЛИЦЕНЗИОННЫЙ СРОК / КИНЕМАТОГРАФИЧЕСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Филиппович Анна Вадимовна

В статье рассматриваются вопросы о сроке использования кинематографического произведения в дистрибьюторском договоре и лицензионном договоре. На основе анализа законодательства, положений «мягкого права» и деловой практики автором выявляются различия между российским и международным подходами в регулировании данных вопросов. В результате отмечается более подробное регламентирование положений о лицензионном сроке на международном уровне и формируется предложение об отнесении срока использования кинофильма к существенным условиям лицензионного договора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TERM OF USE OF A CINEMATIC WORK: LEGAL ASPECTS

This article is concerned with the issues related to the license period for a cinematographic work under distribution agreement and license agreement. Based on the analysis of legislation, the provisions of "soft law" and business practice, the author identifies differences between Russian and international approaches in regulating these issues. As a result, it is noted that there is a more detailed regulation of the provisions on a license period at the international level and a proposal is being formed to attribute a period of exploitation of a film to the essential terms of a license agreement.

Текст научной работы на тему «СРОК ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КИНЕМАТОГРАФИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ: ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ»

DOI 10.47643/1815-1337_2022_3_57 УДК 347.44

СРОК ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КИНЕМАТОГРАФИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ:

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ Legal aspects of a license period for a cinematographic work ФИЛИППОВИЧ Анна Вадимовна,

аспирант кафедры гражданского права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 123001, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, 9. E-mail: an.philippovich@yandex.ru;

Philippovich Anna Vadimovna,

postgraduate student of the Department of civil law of Kutafin Moscow State Law University (MSAL). 123001, Russia, Moscow, Sadovaya-Kudrinskaya str., 9. E-mail: an.philippovich@yandex.ru

Краткая аннотация: В статье рассматриваются вопросы о сроке использования кинематографического произведения в дистрибьюторском договоре и лицензионном договоре. На основе анализа законодательства, положений «мягкого права» и деловой практики автором выявляются различия между российским и международным подходами в регулировании данных вопросов. В результате отмечается более подробное регламентирование положений о лицензионном сроке на международном уровне и формируется предложение об отнесении срока использования кинофильма к существенным условиям лицензионного договора.

Abstract: This article is concerned with the issues related to the license period for a cinematographic work under distribution agreement and license agreement. Based on the analysis of legislation, the provisions of "soft law" and business practice, the author identifies differences between Russian and international approaches in regulating these issues. As a result, it is noted that there is a more detailed regulation of the provisions on a license period at the international level and a proposal is being formed to attribute a period of exploitation of a film to the essential terms of a license agreement.

Ключевые слова: дистрибьюторский договор, лицензионный договор, использование кинематографического произведения, лицензионный срок, кинематографическое произведение.

Keywords: distribution agreement, license agreement, exploitation of a cinematographic work, license period, cinematographic work.

Дата направления статьи в редакцию: 07.03.2022

Дата публикации: 31.03.2022

Одной из тенденций современной киноиндустрии является стремительное увеличение количества аудиовизуальных сервисов, осуществляющих доведение кинофильма до всеобщего сведения. Жесточайшая конкуренция в борьбе за внимание пользователей обусловливает стремление аудиовизуальных сервисов предоставлять своей аудитории максимально большую библиотеку кинофильмов на любой вкус. В условиях повышенного спроса на аудиовизуальный контент для заполнения таких библиотек вопрос о сроке использования кинематографического произведения приобретает важное практическое значение. Существование разных подходов в мировой практике в регулировании данного вопроса придает ему особую актуальность.

В современной киноиндустрии основными договорами, направленными на предоставление права использования кинематографического произведения, считаются дистрибьюторский договор, который неизвестен российскому гражданскому законодательству, и лицензионный договор, регламентированный нормами ГК РФ. В отличие от дистрибьюторского договора, который обычно заключается между правообладателем и дистрибьютором в отношении определенной территории (как правило, это несколько соседних стран, например, СНГ) для осуществления дистрибьюторской деятельности, лицензионный договор заключается уже внутри такой территории самим дистрибьютором с лицами, непосредственно использующими кинофильм (например, кинотеатры, телеканалы, аудиовизуальные сервисы).

Общая черта указанных договоров состоит в том, что право использования кинофильма предоставляется по ним на возвратной основе. Иными словами, по истечении определенного срока использования указанное право «возвратится» обратно к обладателю исключительного права. Это подтверждает, что определение срока использования кинофильма является одним из основных положений при согласовании и заключении данных договоров.

В соответствии с п. 1 ст. 1235 ГК РФ право использования кинофильма предоставляется по лицензионному договору в предусмотренных им пределах. Безусловно, лицензионный срок относится к таким пределам и поэтому должен быть определен в договоре. Однако в п. 4 ст. 1235 ГК РФ законодатель самостоятельно устанавливает два требования в отношении срока: он не может превышать срок действия исключительного права на кинофильм; если срок действия лицензионного договора не определен, он считается заключенным на 5 лет.

Положения п. 4 ст. 1235 ГК РФ позволяют некоторым ученым делать вывод о том, что лицензионный срок не является существенным условием лицензионного договора [1]. По их мнению, если лицензионный срок не установлен в договоре, он все равно будет признан заключенным, так как есть специальное указание законодателя на этот счет. Однако высказывается противоположная позиция, исходящая из того, что лицензионный срок является существенным условием. Так, В.С. Витко отмечает, что в п. 4 ст. 1235 ГК РФ речь идет о сроке действия договора, под которым понимается срок исполнения обязательств, а не о сроке, на который предоставляется право использования объекта интеллектуальной собственности [2]. Полагаем, что данное замечание обоснованно, но необходимо учитывать, что судебная практика однозначно трактует п. 4 ст. 1235 ГК РФ, отождествляя срок использования объекта интеллектуальной собственности со сроком действия соответствующего договора1. Вероятно, в данном случае можно говорить о несовершенстве юридической техники и предположить, что законодатель также отождествляет данные понятия.

1 См., например: Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 26 февраля 2015 г. N 305-ЭС14-3537; Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 21 октября 2010 г. N ВАС-14040/10 // СПС «Гарант».

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2022. № 3(207)

Не совсем понятно, чем руководствовался законодатель, определяя в п. 4 ст. 1235 ГК РФ такой длительный срок - пять лет. В киноиндустрии, как правило, срок, в течение которого лицензиат (например, аудиовизуальный сервис, телеканал) может использовать кинофильм, составляет от одного до трех лет, что влияет на размер вознаграждения лицензиара. В случае с кинотеатрами этот срок уменьшается до нескольких месяцев. На наш взгляд, применение нормы о пятилетнем сроке использования кинофильма в качестве заполнения соответствующего пробела в договоре не соответствует интересам правообладателя, поскольку в таком случае размер лицензионного вознаграждения за предоставление лицензии на данный срок может оказаться меньше рыночной цены как минимум в два раза.

Переходя ко второму рассматриваемому договору, отметим, что конструкция дистрибьюторского договора заимствована из зарубежных правопорядков. По данному договору правообладатель предоставляет дистрибьютору право использования кинематографического произведения и право распоряжения этим правом для организации эффективной системы использования произведения кинотеатрами, телеканалами и аудиовизуальными сервисами в целях получения максимальной прибыли, распределяемой между дистрибьютором и правообладателем. Обычно срок использования, на который дистрибьютору предоставляется право использования составляет 10-15 лет. Предполагается, что именно за такой продолжительный срок дистрибьютор с большой долей вероятности успеет получить доход от использования кинофильма, которого будет достаточно для возмещения всех расходов, понесенных дистрибьютором в рамках подготовки кинофильма к осуществлению широкого кинопроката.

Правовым ориентиром в регулировании отношений, возникающих из дистрибьюторского договора, являются стандартизированные документы, разработанные Альянсом независимого кино и телевидения (The Independent Film & Television Alliance)1, среди которых можно выделить Типовые условия международного дистрибьюторского договора (IFTA® International Deal Terms)2 и Международные стандартные правила (IFTA® International Standard Terms) [3]. Положения данных документов носят рекомендательный характер, однако применяются в договорной работе кинокомпаний по всему миру.

В отличие от правового регулирования, закрепленного в п. 4 ст. 1235 ГК РФ, Типовая форма международного дистрибьюторского договора различает срок действия договора и срок использования кинофильма, рассматривая их отдельно.

Срок действия договора длится с даты заключения договора до момента окончания срока использования кинофильма всеми разрешенными способами использования. В ст. 6.1. Международных стандартных условий уточняется, что действие договора может быть продлено на период задержки, допущенной правообладателем в предоставлении материалов кинофильма, а также досрочно прекращено из-за одностороннего расторжения договора по основаниям, указанным в Международных стандартных условиях.

Согласно ст. 6.3. Международных стандартных условий лицензионным сроком3 признается максимальный срок, установленный дистрибьюторским договором, в течение которого дистрибьютор вправе использовать кинофильм или разрешать такое использование третьим лицам. Иных способов определить данный срок, кроме как в дистрибьюторском договоре, не существует. Представляется, что в силу специфики дистрибьюторской деятельности, существенных расходов дистрибьютора, связанных с локализацией и рекламным продвижением кинофильма, осуществление дистрибьюторской деятельности без указания срока будет лишено смысла. Вследствие этого, полагаем, что лицензионный срок является существенным условием дистрибьюторского договора.

От. С раздела I Международных условий договора предлагает следующие альтернативные варианты определения момента начала лицензионного срока: дата заключения дистрибьюторского договора; выплата правообладателю первой части вознаграждения или всего вознаграждения целиком; принятие дистрибьютором поставки материалов кинофильма. При этом, в соответствии со ст. 6.2 Международных стандартных условий дистрибьютор вправе заключать сублицензионные договоры с третьими лицами до начала лицензионного срока при условии, если такие лица начнут использовать кинофильм только после наступления указанной даты.

Момент окончания лицензионного срока определяется Международными условиями договора как соответствующее количество месяцев или лет от одного из указанных событий: даты подписания договора; даты уведомления дистрибьютора о готовности правообладателя поставить материалы кинофильма; даты первого релиза кинофильма на разрешенной территории.

Обратим внимание, что в отличие от лицензионного договора для дистрибьюторского договора не характерно четкое обозначение календарного периода права использования кинофильма. В дистрибьюторском договоре даты начала и окончания лицензионного срока зачастую привязаны к наступлению конкретных событий. В некоторых случаях это обусловлено необходимостью защиты прав правообладателей (например, в случае, когда начало течения срока использования зависит от получения правообладателем вознаграждения), в других - защищаются интересы дистрибьюторов. Так, если работы над созданием кинофильма еще не завершены, то отсчет окончания лицензионного срока обычно начинается с момента получения дистрибьютором уведомления о готовности кинофильма и возможности поставки его материалов. Решение о начале и окончании лицензионного срока в каждом конкретном случае зависит от этапа, на котором находится создание кинофильма. Считается, что данный подход является адекватным регулированием бизнес-отношений. Тем не менее, с точки зрения организации договорной работы дистрибьютору необходимо хранить и систематизировать все документы, свидетельствующие о наступлении того или иного события. В случае их утери может возникнуть спор о начальной и конечной дате лицензионного срока.

В дистрибьюторском договоре лицензионный срок может быть как единым для всех способов использования кинофильма, так и уста-

1 Далее - «Альянс».

2 Далее - «Международные условия договора» и «Международные стандартные условия» соответственно; совместно - «Типовая форма международного дистрибьюторского договора».

3 На языке оригинала термин обозначается как «License Period». Соответственно, несмотря на то что рассматриваемый договор называется дистрибьюторским, в настоящей работе срок, на который дистрибьютору предоставляется право использования кинофильма, будет именоваться лицензионным.

навливаться отдельно в отношении каждого из способов использования. Международные стандартные условия предусматривают особые правила окончания срока использования кинофильма путем сообщения в эфир и/или по кабелю. Если в дистрибьюторском договоре в отношении данных способов использования предусмотрено определенное количество показов, то лицензионный срок может завершиться после исчерпания дистрибьютором количества разрешенных показов или по истечении лицензионного срока, в зависимости от того, что произойдет раньше. Примечательно, что подобная мировая практика заимствуется и активно применяется в российских лицензионных договорах, заключаемых с телевизионными каналами.

В соответствии со ст. 6.3 Международных стандартных условий дистрибьютор не вправе использовать кинофильм по истечении лицензионного срока. Однако на практике в дистрибьюторских договорах, по которым предоставляется право использования кинофильма способом распространения путем продажи или иного отчуждения его экземпляров (например, распространение оптических носителей формата DVD, Blu-ray), дистрибьютору иногда разрешается допродать такие экземпляры в течение нескольких месяцев после окончания лицензионного срока. Данное условие не предусмотрено в нормативных актах и остается на усмотрение сторон.

Одной из особенностей, характерных именно для киноиндустрии, являются введение ограничений для сторон в отношении возможности начать использование кинофильма (обозначаемых в киноиндустрии как «холдбэк») [4]. Такие ограничения могут быть установлены в дистрибьюторском договоре в отношении как дистрибьютора, так и лицензиара. Ограничение, введенное против дистрибьютора, представляет собой период времени, в течение которого он не вправе использовать кинофильм каким-либо определенным способом. Например, в договоре может быть установлено, что дистрибьютор не вправе использовать кинофильм путем публичного исполнения на территории СНГ до дня выхода кинофильма в широкий кинопрокат в стране правообладателя; или дистрибьютор не вправе доводить кинофильм до всеобщего сведения в течение пяти месяцев с момента его кинотеатральной премьеры на разрешенной территории. Причины введения таких ограничений связаны с существующей в киноиндустрии хронологией релизов, что позволяет сторонам получить максимальную прибыль. Хронология релизов предполагает, что использование кинофильмов по общему правилу осуществляется вначале в кинотеатрах; затем через несколько месяцев - путем распространения видео-носителей; по прошествии еще нескольких месяцев - на платном телевидении и в сети «Интернет» и т.д. Безусловно, данный порядок диспозитивен и может не соблюдаться дистрибьютором, кроме случаев, когда он прямо предусмотрен в законодательстве [5] или в договоре. Кроме того, правообладатель традиционно стремится к тому, чтобы никто из дистрибьюторов, использующих кинофильм на своих территориях, не имел преимуществ и начинал использовать кинофильм разными способами одновременно с остальными. Этот организованный порядок использования кинофильма по всему миру способствует получению правообладателем максимально возможного дохода. Представляется, что введение ограничений в отношении дистрибьютора способствует защите интересов именно правообладателя. Однако для соблюдения баланса интересов Типовой формой международного дистрибьюторского договора также предусматривается право дистрибьютора указывать в договоре ограничение для правообладателя. Оно заключается в том, что в течение определенного периода времени правообладатель не вправе использовать кинофильм способами, право на которые он сохранил за собой, на языках и территории, которые были разрешены дистрибьютору по договору. Это объясняется признанием первостепенной роли дистрибьютора по всем существенным этапам дистрибуции кинофильма на территории, а также защитой его коммерческих интересов, в том числе права на получение максимально возможного вознаграждения за использование кинофильма.

В заключение отметим, что вопросы, связанные с лицензионным сроком, регламентированы в Типовой форме международного дистрибьюторского договора намного более подробно, нежели в ГК РФ. Так, в указанной форме проведено разграничение между сроком действия договора и сроком предоставления права использования кинофильма; подробно описаны моменты исчисления начала и окончания лицензионного срока; регламентированы положения про холдбэки в отношении обеих сторон. Проведенный анализ демонстрирует, что в силу специфики дистрибьюторской деятельности срок использования кинематографического произведения является существенным условием дистрибьюторского договора. Полагаем, что в целях совершенствования механизмов защиты прав сторон лицензионного договора дальнейшему всестороннему изучению подлежат вопросы, связанные с разграничением в ГК РФ срока действия данного договора и срока использования кинофильма, при этом срок использования кинофильма должен быть на нормативном уровне отнесен к существенным условиям лицензионного договора.

Библиогра фия:

1. Касьянов А.С. Договорные способы распоряжения исключительным правом: Дис. ... к-та юрид. наук: М., 2011. С. 172-173.

2. Витко В.С. Гражданско-правовая природа лицензионного договора. М., 2011. С.129.

3. IFTA® International Deal Terms; IFTA® International Standard Terms. - URL: https://ifta-online.org/mila/ (дата обращения 26.02.2022)

4. Charles-Edouard Renault, Rob H. Aft. From Script to Screen: The Importance of Copyright in the Distribution of Films. Creative industries. N 6. 2011. P.

82.

5. Accord pour le réaménagement de la chronologie des médias 6 septembre 2018. - URL: https://www.legifrance.gouv.fr/loda/id/JORFTEXT000038109708/ (дата обращения 26.02.2022)

References (transliterated):

1. Kas'yanov A.S. Dogovornye sposoby rasporyazheniya isklyuchitel'nym pravom: Dis. ... k-ta yurid. nauk: M., 2011. S. 172-173.

2. Vitko V.S. Grazhdansko-pravovaya priroda licenzionnogo dogovora. M., 2011. S.129.

3. IFTA® International Deal Terms; IFTA® International Standard Terms. - URL: https://ifta-online.org/mila/ (data obrashcheniya 26.02.2022)

4. Charles-Edouard Renault, Rob H. Aft. From Script to Screen: The Importance of Copyright in the Distribution of Films. Creative industries. N 6.

2011. P. 82.

5. Accord pour le réaménagement de la chronologie des médias 6 septembre 2018. - URL: https://www.legifrance.gouv.fr/loda/id/J0RFTEXT000038109708/ (data obrashcheniya 26.02.2022)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.