Научная статья на тему 'Срочная и долговременная адаптация в служебной деятельности к физическим нагрузкам'

Срочная и долговременная адаптация в служебной деятельности к физическим нагрузкам Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
705
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
адаптация / срочная адаптация / долговременная адаптация / стресс / adaptation / urgent adaptation / long-term adaptation / stress

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Вадим Анатольевич Хромов

Рассматривается проблема адаптации курсантов как важной и неотъемлемой части их служебной деятельности у целях заблаговременного избегания стресса и ошибок в службе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Вадим Анатольевич Хромов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Urgent and long-term adaptation in official activity to physical exertion

This article is devoted to the important issue of adaptation of cadets as an important and integral part of their professional activities to avoid stress and mistakes in the service in advance.

Текст научной работы на тему «Срочная и долговременная адаптация в служебной деятельности к физическим нагрузкам»

№ 1 / 2023 PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICS IN OFFICIAL ACTIVITY

Научная статья УДК 37.037.01

https://doi.org/10.24412/2658-638X-2023-l-162-165 NIION: 2018-0077-1/23-303 MOSURED: 77/27-024-2023-01-502

Область науки: 5. Социальные и гуманитарные науки Группа научных специальностей: 5.8. Педагогика

Шифр научной специальности: 5.8.4. Физическая культура и профессиональная физическая подготовка

Срочная и долговременная адаптация в служебной деятельности

к физическим нагрузкам

Вадим Анатольевич Хромов

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия, hromov1967@mail.ru

Аннотация. Рассматривается проблема адаптации курсантов как важной и неотъемлемой части их служебной деятельности у целях заблаговременного избегания стресса и ошибок в службе.

Ключевые слова: адаптация, срочная адаптация, долговременная адаптация, стресс

Для цитирования: Хромов В. А. Срочная и долговременная адаптация в служебной деятельности к физическим нагрузкам // Психология и педагогика служебной деятельности. 2023. № 1. С. 162-165. https://doi.org/10.24412/2658-638Х-2023-1-162-165.

Original article

Urgent and long-term adaptation in official activity to physical exertion

Vadim A. Khromov

Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia, hromov1967@mail.ru

Abstract. This article is devoted to the important issue of adaptation of cadets as an important and integral part of their professional activities to avoid stress and mistakes in the service in advance. Keywords: adaptation, urgent adaptation, long-term adaptation, stress

For citation: Khromov V. A. Urgent and long-term adaptation in official activity to physical exertion // Psychology and pedagogy of service activity. 2023;(1):162-165. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2658-638X-2023-1-162-165.

Мы разберем ряд ключевых понятий спортивной физиологии.

Синоним слова «адаптация» - это приспособление. Адаптация - это приспособление организма к изменению условий существования. Термин «адаптация» относится не только к человеку, но и к животным, ко всем живым существам. Условиям среды могут быть любые, например, когда люди или животные, которые живут высоко в горах, должны приспособиться к гипоксии (сниженное содержание кислорода). Кто живет в пустыне, должны привыкать к засухе, высоким температурам. Попали в переполненный поезд, тоже адаптируемся. Пришли в новую школу, на новую работу, предстоит адаптация в коллективе.

Способность адаптироваться есть свойство живого. Как сказал Ч. Дарвин, «выживает не самый сильный и не самый умный, а тот, кто лучше всех приспособляется к изменениям».

Физиологический смысл адаптации заключается в поддержании гомеостаза организма в любых условиях.

Существует три вида адаптации, такие как:

- дизадаптация - срыв адаптации, организм не может приспособиться к изменениям;

- деадаптация - потеря адаптации, возврат к исходным условиям;

- реадаптация - повторная адаптация.

Разберем пример адаптации абитуриентов, поступающих и поступивших в Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя.

Только поступившие абитуриенты проходят курс молодого бойца, подготовительный период прохождения службы. Они попадают в систему, где присутствует распорядок дня, система занятий, служебно-прикладная физическая подготовка, огневая подготовка, суточные наряды, строевая подготовка. Некоторые лица не могут приспособиться к данным условиям и покидают данное учреждение. Когда связь не является адаптивной, возникает состояние дизадаптации.

Абитуриенты, которые прошли курс молодого бойца, становятся курсантами Московского университета

© Хромов В. А., 2023

162

PEDAGOGICAL SCIENCES

МВД России имени В.Я. Кикотя, где служебная деятельность становится неотъемлемой частью их жизни. Так, в 2020 году Всемирная организация здравоохранения объявила пандемию, где учебные заведения были переведены на дистанционное обучение. Снижение регулярных или использование низких физических нагрузок, не способных обеспечить поддержание достигнутого уровня приспособительных изменений, приводит к деадаптации - процессу, обратному адаптации. В данных условиях было сложно проводить учебные занятия по физической подготовке и заниматься при применении онлайн технологий. При очных занятиях системность проведения служебно-прикладной физической подготовки была два раза в неделю. В условиях пандемии регулярность занятий отсутствовала и только самостоятельность и самосознание курсантов при занятиях физическими упражнениями способствовала не потери адаптивности. После снятия ограничений, при очных занятиях кто-то легче реадаптировался после долгой изоляции, а кому-то пришлось заново приспосабливаться.

Изменение внешней или внутренней среды, воспринимаемое клетками и вызывающее их ответную реакцию, называется раздражителем.

В качестве раздражителя могут выступать холод, жара, свет, механическое воздействие, изменение концентрации кислорода в воздухе, изменение химического состава крови, а также многие другие факторы, включая те, которые являются следствием физической нагрузки, - например, накопление в клетке метаболитов, исчерпание энергетических ресурсов и т. п.

В дальнейшем мы будем рассматривать адаптацию к физическим нагрузкам.

Нормативы по физической подготовке для ку

Адаптация организма к физическим нагрузкам -системный ответ организма, направленный на достижение состояния высокой тренированности и минимизации физиологической цены за это.

Различают два вида адаптации срочная и долговременная.

Срочная адаптация - это изменение функционирования клеток, органов и систем, которое возникает сразу после начала физической работы и направлено на эффективное преодоление нагрузки и сохранения гомеостаза.

Проявление срочной адаптации могут быть разными; они зависят от интенсивности и длительности работы, вовлеченности определенных мышечных групп, а также других параметров тренировки.

Проведем анализ двух взводов 1 и 2 курсов по трем нормативам по дисциплине «Служебно-прикладная физическая подготовка» за второе полугодие 2022 года. Ниже будут приведены диаграммы 712 взвода 1 курса и 701 взвода 2 курса факультета экономической безопасности и противодействия коррупции Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя. Для анализа полученных результатов необходимо учитывать, что факультет экономической безопасности Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя относится ко 2 группе здоровья. Это говорит о том, что в сравнении с 3 группой здоровья которая имеет ограничения и риски, 2 группа здоровья это люди более хорошо подготовленные к физическим нагрузкам, о чем говорят более высокие нормативы при сдаче вступительных испытаний по физической подготовке.

Для этого нам потребуется таблица нормативов по физической подготовке для курсантов образовательных учреждений «2» группы, которая представлена ниже.

Таблица 1

тов образовательных учреждений «2» группы

№ Наименование упражнения Пол 1 курс 2 семестр 2 курс 4 семестр

Отлично Хорошо Удовл. Отлично Хорошо Удовл.

1 Сила (кол-во раз) Подтягивание на перекладине м 10> 9 7-8 12> 10 8-9

2 Сгибание и разгибание рук в упоре лежа м 41> 37-40 32-36 44> 42-43 38-41

ж 14 12-13 9-11 17 14-16 12-13

3 Быстрота и ловкость (сек.) Челночный бег 10х10м м 26.6 26.7-27.1 27.228.2 26.3 26.4 26.527.0

ж 31.3 31.4-31.8 31.933.5 30.6 30.7-31.2 31.331.6

В ходе сдачи нормативов курсантами 712 взвода 1 курса (23 курсанта) ФПСПЭБиПК такие, как подтягивание на перекладине (для мужчин); сгибание и разгибание рук в упоре лежа (для женщин); челночный бег 10х10 м (как для мужчин, так и для женщин). Были получены следующие оценки за подтягивания на перекладине 1 3 курсантов получили оценку «отлично»

и 1 курсант оценку «удовлетворительно». За сгибание и разгибание рук в упоре лежа 9 курсантов получили оценку «отлично». Челночный бег 20 курсанта получили оценку «отлично» 1 курсант «хорошо», 1 курсант «удовлетворительно», 1 курсант оценку «неудовлетворительно».

Девушек 9, юношей 14.

№ 1 / 2023 PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICS IN OFFICIAL ACTIVITY

25 20 15

10 --

5 --

0

5

4

3

2

□ Подтягивания (м)

□ Сгибание и разгибание рук (ж)

□ Челночный бег 10х10м

Рис. 1.1. Полученные оценки за выполнение нормативов 712 взводом 1 курса

В ходе сдачи нормативов курсантами 701 взвода 2 курса (24 курсанта) ФПСПЭБиПК такие, как подтягивание на перекладине (для мужчин); сгибание и разгибание рук в упоре лежа (для женщин); челночный бег 10х10 м (как для мужчин, так и для женщин). Были получены следующие оценки за подтягивания на перекладине 11 кур-

25

сайтов получили оценку «отлично» и 3 курсантов оценку «удовлетворительно», 1 курсант «неудовлетворительно». За сгибание и разгибание рук в упоре лежа 8 курсантов получили оценку «отлично», 1 курсант оценку «хорошо». Челночный бег 24 курсанта получили оценку «отлично». Девушек 9, юношей 15.

20 15 10 5 0

ли

□ Подтягивание (м)

□ Сгибание и разгибание рук (ж)

□ Челночный бег 10х10 м (м/ж)

le=P-i-r,

5

4

3

2

Рис. 1.2. Полученные оценки за выполнение нормативов 701 взводом 2 курса

В первые минуты при преодолении нагрузки организм испытывает стресс, т. е. мощную неспецифическую реакцию, которая развивается в ответ на действие любого сильного и непривычного раздражителя и изменяет деятельность всех систем организма. Она включает активацию симпатической нервной системы, увеличение выработки гормонов надпочечников и другие процессы. Так при однократном выполнении норматива, курсанты испытывают стресс, но если курсанты занимаются самостоятельно и совершенствуют свои физические показатели, то для них это станет привычной нагрузкой и их результаты будут достигать высоких показателей.

Долговременная адаптация - это совокупность структурных и функциональных изменений клеток и органов, возникающий в ответ на регулярную нагрузку, т. е. многократная реализация срочной адаптации. Такие изменения обеспечивают развитие физических способностей, необходимых для развития физических качеств.

Если нагрузка повторятся регулярно в организме происходит перестройка - как общие, системные, так и местные и локальные.

По итогу проведенного сравнения наблюдается на 2 курсе курсантами повышения физического качества как «быстрота» на высоком уровне и сдачи нор-

164

PEDAGOGICAL SCIENCES

матива на оценку «отлично», благодаря, многократному преодолению коротких дистанций на 100, 200 и 400 метров. Также видим, что физическое качество как сила на 1 курсе развито на 100 % от общего количества курсантов во взводе на оценку «удовлетворительно». Но ко 2 курсу этот показатель составляет 95 % в связи с получением курсантом оценки «неудовлетворительно». С переходом с 1 курса на 2 курс показатели к сдаче норматива увеличились и также его оценивание. Поэтому прекращение тренировок или использование низких физических нагрузок, не способных обеспечить поддержание достигнутого уровня приспособительных изменений, приводит к деадаптации - процессу, обратному адаптации. Для поддержания и улучшение своих показателей необходима самостоятельная подготовка.

По мере тренированности у курсанта происходит запоминание в памяти схем движений, устойчивая последовательность условных рефлексов, улучшая свои координационные способности. По мере того, как он осваивает разные движения, мозг формирует «библиотеку» условных двигательных рефлексов, т. е. даже незнакомые движения курсант выполнит быстрее и лучше, чем нетренированный человек.

Таким образом, по полученным результатам 1 и 2 курса, можно сделать вывод, что показатели нормативов увеличиваются и его оценивание тоже, поэтому с переходом на следующий курс необходимо повышать свои результаты по сдаче нормативов. Надо отметить, что ухудшение результатов на втором курсе связано непосредственно с дистанционным обучением, где у преподавателей не было возможности контролировать методически процесс обучения.

Сотрудникам полиции необходимо быть физически подготовленными для выполнения своей служебной деятельности. Регулярная нагрузка на организм способствует перестройки в организме - как общих, системных, так и местных и локальных. Ведь от того на сколько сотрудники органов правопорядка развиты физически зависит и то, на сколько хорошо они выполняют свои оперативно-служебные задачи, их способность умело применять физическую силу, боевые приемы борьбы, специальные средства при пресечении противоправных действий.

Государство тоже акцентирует внимание на поддержание населением здорового образа жизни доля

граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом (в общей численности граждан, не имеющих противопоказаний и ограничений для занятий физической культурой и спортом) согласно Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года должно составить 70 %. Для сотрудника органов внутренних дел самоподготовка и здоровый образ жизни должны стать нормой жизни.

Библиографический список

1. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года (Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2020 г. № 3081-р).

2. Приказ от 31 августа 2020 г. № 944 «Об утверждении распорядка дня Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя».

3. Основы адаптологии : учебное пособие / В. Е. Кузьмина, В. И. Беляков. 2-е изд. Самара : Изд-во «Самарский университет», 2013. 236 с.

4. Физиология человека. Общая Спортивная. Возрастная С60 : учебник. Изд. 6-е, испр. и доп. М. : Спорт, 2016. 624 с.

5. Панкова, Н. Б. Механизмы срочной и долговременной адаптации / Н. Б. Панкова // Патогенез. 2020. № 18 (3). С. 77-86.

Bibliographic list

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Strategy for the development of physical culture and sports in the Russian Federation for the period up to 2030 (Approved by the order of the Government of the Russian Federation of November 24, 2020 No. 3081-r).

2. Order dated August 31, 2020 No. 944 «On approval of the daily routine of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V Ya. Kikot'».

3. Fundamentals of adaptology : textbook / V. E. Kuzmi-na, V. I. Belyakov. 2-nd ed. Samara : Publishing house «Samara University», 2013. 236 p.

4. Human physiology. General Sports. Age C60 : textbook. Ed. 6th, rev. and additional. M. : Sport, 2016. 624 p.

5. Pankova, N. B. Mechanisms of urgent and long-term adaptation / N. B. Pankova // Pathogenesis. 2020. No. 18 (3). PP. 77-86.

Статья поступила в редакцию 17.01.2023; одобрена после рецензирования 23.01.2023; принята к публикации 06.02.2023.

The article was submitted 17.01.2023; approved after reviewing 23.01.2023; accepted for publication 06.02.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.