Научная статья на тему 'Общеразвивающие упражнения для развития силы и выносливости у курсантов Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя'

Общеразвивающие упражнения для развития силы и выносливости у курсантов Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1143
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ / ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / МОТИВАЦИЯ / МЕТОДЫ ТРЕНИРОВКИ / PROFESSIONALLY-APPLIED PHYSICAL TRAINING / GENERAL DEVELOPMENT EXERCISES / PHYSICAL QUALITIES / MOTIVATION / METHODS OF TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Гребнев Дмитрий Юрьевич, Архиповский Александр Николаевич, Хромов Вадим Анатольевич

В работе рассмотрены аспекты повышения выносливости и силы у курсантов Университета. Основным средством являлись известные общеразвивающие упражнения. Планирование нагрузок осуществлялось на основе анализа научной и методической литературы, педагогических наблюдений. В результате проведенного исследования предложен подход к достижению существенных результатов в тренировке рассматриваемых физических качеств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Гребнев Дмитрий Юрьевич, Архиповский Александр Николаевич, Хромов Вадим Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

General development exercises for the strength and endurance development of cadets of the Moscow University of the Ministry of the Interior of Russia named after V. Ya. Kikot

The paper considers the aspects of endurance and strength of the students of the University. The main tool was a famous General developmental exercises. Planning load was carried out on the basis of analysis of scientific and methodological literature, pedagogical observations. In the study, the proposed approach to achieve substantial results in training the physical qualities.

Текст научной работы на тему «Общеразвивающие упражнения для развития силы и выносливости у курсантов Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя»

УДК 371 ББК 74

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СИЛЫ И ВЫНОСЛИВОСТИ У КУРСАНТОВ МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ ИМЕНИ В.Я. КИКОТЯ

ДМИТРИЙ ЮРЬЕВИЧ ГРЕБНЕВ,

доцент кафедры физической подготовки УНК СП Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя; АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ АРХИПОВСКИЙ, адъюнкт Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя,

мастер спорта России;

ВАДИМ АНАТОЛЬЕВИЧ ХРОМОВ, доцент кафедры физической подготовки УНК СП Московского университета МВД России имени В.Я.Кикотя,

мастер спорта СССР E-mail: hromov1967@mail.ru

Научная специальность 13.00.08 — теория и методика профессионального образования Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. В работе рассмотрены аспекты повышения выносливости и силы у курсантов Университета. Основным средством являлись известные общеразвивающие упражнения. Планирование нагрузок осуществлялось на основе анализа научной и методической литературы, педагогических наблюдений. В результате проведенного исследования предложен подход к достижению существенных результатов в тренировке рассматриваемых физических качеств.

Ключевые слова: профессионально-прикладная физическая подготовка, общеразвивающие упражнения, физические качества, мотивация, методы тренировки.

Abstract. The paper considers the aspects of endurance and strength of the students of the University. The main tool was a famous General developmental exercises. Planning load was carried out on the basis of analysis of scientific and methodological literature, pedagogical observations. In the study, the proposed approach to achieve substantial results in training the physical qualities.

Keywords: professionally-applied physical training, general development exercises, physical qualities, motivation, methods of training.

Физическая подготовка в органах внутренних дел (далее — ОВД) относится к виду профессионально-прикладной физической подготовки, целями которой является формирование физической готовности сотрудников к выполнению оперативно-служебных и служебно-боевых задач, умелому применению физической силы, в том числе боевых приемов борьбы, а также обеспечение высокой работоспособности в процессе слу-

жебной деятельности. Содержание ее определяется исходя из основных требований к профессии сотрудника ОВД, отличающейся, независимо от специализации, особым характером и условиями службы.

Основой профессионально-прикладной физической подготовки служит общая физическая подготовка, которая создает основные предпосылки для успешной профессиональной деятельности,

опосредованно проявляясь в ней через такие факторы физической работоспособности, как состояние здоровья, уровень физического развития, уровень аэробной и анаэробной мощности функциональных систем организма, силы и мышечной выносливости и др.1.

Служба в органах внутренних дел занимает большое количество времени, душевных сил и постоянно держит в напряжении. Решение многих профессиональных задач возможно только при эффективной адаптации сотрудника ОВД к сложным условиям служебной деятельно сти2.

Специфика обучения в вузах МВД России заключается, кроме прочего, в развитии у курсантов специальных качеств, овладение которыми позволит им в дальнейшей службе ускоренно приспосабливаться к уже упомянутым сложным условиям. Развитие таких качеств происходит в том числе и на занятиях по физической подготовке.

Почему именно общеразвивающим упражнениям придается такое важное значение? Причина в том, что данная группа упражнений обеспечивает базовый уровень развития физических качеств. Достижение такого уровня является необходимым и достаточным условием для успешного освоения сотрудником более сложных координационных действий и приемов, в том числе боевых приемов борьбы.

Известные мастера и авторитеты в области самбо всегда подчеркивали необходимость отличной физической подготовки.

Заслуженный мастер спорта СССР, заслуженный тренер СССР, профессор кафедры борьбы Евгений Михайлович Чумаков (1921—1997) писал: «Борец, добивающийся более высокой степени подготовленности, имеет преимущество над соперниками. Решающую и основополагающую роль в подготовке борца играет физическая подготовка»3.

Александр Анатольевич Харлампиев (1947— 2006) — автор-составитель, подготовивший и издавший множество книг по истории единоборств и боевых искусств, в том числе трудов своего отца — основоположника борьбы самбо в СССР Анатолия Харлампиева (1906—1979), также от-

мечал особое значение этого вида подготовки: «Отличная общая физическая подготовка для самбиста необходима», «каждый самбист должен постоянно совершенствовать общую физическую подготовку»4.

Как уже говорилось выше, работа в органах внутренних дел часто сопряжена с физическим и психическим перенапряжением. В то же время служебная деятельность основной массы сотрудников (за исключением службы в подразделениях специального назначения) мало связана или вообще не связана с необходимостью применения физической силы и боевых приемов борьбы. Тем не менее, уровень развития физических качеств и специальных умений оказывает влияние как на общую, так и на мыслительную работоспособность сотрудников ОВД независимо от рода их деятельности.

Занятия физическими упражнениями для курсантов вузов МВД России не только являются средством мышечно-двигательного развития, но и содействуют преодолению умственного и нервного переутомления, развитию выдержки и дисциплинированности.

Основными средствами физической подготовки курсантов и слушателей служат разнообразные общеразвивающие упражнения из числа тех, которые сложились в базовой физической культуре и спорте, а также упражнения, специально адаптированные для занятий в органах внутренних дел и высших учебных заведениях МВД России.

Известно, что к общеразвивающим упражнениям относят строевые, гимнастические, акробатические, прыжковые, беговые и другие упражнения из различных видов спорта. Специальными упражнениями, по которым проводится проверка физической подготовки сотрудников ОВД, являются боевые приемы борьбы. Ввиду этого, спектр общеразвивающих упражнений в нашем случае может быть очень широк. Однако предпочтение отдается тем из них, которые по характеру нервно-мышечного действия и режиму работы организма способствуют развитию физических качеств и поддержанию результатов в контрольных упражнениях, в первую очередь, на силу, скорость и выносливость.

Может сложиться впечатление, что при отработке учебного плана, включающего в себя разнонаправленные, часто не связанные друг с другом, темы занятий, невозможно обеспечить целенаправленное и поступательное развитие конкретно-определенных физических качеств курсантов. К тому же, предмету «Физическая подготовка» отводится только два занятия в неделю.

Нельзя обойти вниманием и тот факт, который констатировал Владимир Яковлевич Кикоть в учебнике «Физическая культура и физическая подготовка»5, что мотивация курсантов активно заниматься физической подготовкой от курса к курсу снижается. Этим объясняется то, что на первом и втором курсах физическая подготовленность выше, чем на старших. К сожалению, указанная тенденция в настоящее время сохраняется.

С целью исследования состояния физической подготовки курсантов Московского университета имени В.Я. Кикотя в 2014—2015 учебном году в нескольких учебных взводах был проведен анализ состояния физической подготовленности и отслежена динамика изменения ее показателей. Использовались промежуточные и контрольные значения успеваемости курсантов: 1-й курс — 25 чел., 3-й курс — 37 чел., 4-й курс —16 чел. Общее количество исследуемых составило 62 человека, из них юношей — 45, девушек — 17.

Точкой отсчета для сравнения показателей стала промежуточная аттестация в середине осеннего семестра. Как и следовало ожидать, показатели выносливости, силы и быстроты были выше у курсантов первого курса (только три курсанта имели текущие неудовлетворительные оценки по подтягиваниям на перекладине).

Курсанты третьего курса показали довольно посредственные результаты успеваемости по физической подготовке. Из общего количества третьекурсников 7 человек имели неудовлетворительные или близкие к неудовлетворительным результаты по бегу (на 5 км), 7 — по подтягиванию на перекладине (юноши) и разгибанию рук в упоре лежа (одна девушка).

Часть курсантов четвертого курса показала неудовлетворительные и близкие к неудовлетворительным оценки по силовым нормативам подтягивание

на перекладине (4 юношей), разгибание рук в упоре лежа (2 девушки) и в нормативах по бегу на 5 км (9 юношей) и 1 км (3 девушки).

С целью исправления неудовлетворительных показателей курсантам было предложено изменить свое отношение к предмету как второстепенному и начать добросовестно выполнять учебно-тренировочные задания. Были выбраны общеразвивающие упражнения, которые наиболее эффективно влияют на развитие физических качеств и имеют проверенный положительный эффект воздействия на организм занимающихся.

Для повышения физических качеств были выбраны следующие методы спортивной тренировки:

• повторный метод — для повышения результативности в подтягивании на перекладине и разгибанию рук в упоре лежа. Средством служили различные виды отжиманий от пола и предметов, подъемов гирь и блинов от штанги, подтягиваний (на низкой перекладине, кольцах, канате), прохождение «рукохода», упражнения с сопротивлением партнера и др., выполняемые сериями (обычно от трех до пяти) с интервалами отдыха между ними;

• равномерный непрерывный метод — для повышения выносливости. Основным средством тренировки являлся равномерный бег в течение 25—30 мин с частотой пульса 140—160 уд./мин. Превышение указанной зоны пульса, принятой для определения оптимальной физической нагрузки с учетом индивидуальных возможностей организма при занятиях бегом6, не допускалось в целях избегания перенапряжения и перетренированности.

При отработке всех упражнений главное внимание было уделено методическим принципам про-грессирования нагрузки, регулярности занятий, а также активности занимающихся. В целях избегания травматизма, переутомления и других возможных неблагоприятных последствий использовался принцип адекватности в отношении курсантов, имеющих наибольшее отставание в физической подготовке.

При использовании принципа прогрессиро-вания нарастание эффекта от общеразвивающих

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

упражнении достигалось за счет увеличения времени выполнения, количества повторении, веса отягощения, скорости движении, сокращения перерыва на отдых и др.

ТакоИ методический подход использовался в течение оставшегося времени семестра, а также на протяжении всего следующего семестра (у разных курсов этот период составил от 7 до 8 месяцев).

С целью соблюдения тематического плана общеразвивающие упражнения специфической направленности применялись в основном в раз-миночной и заключительной стадиях занятия. Некоторые упражнения выполнялись только в конце занятия на фоне общей усталости (в этом случае использовались упражнения на силу и силовую выносливость).

Выбранные общеразвивающие упражнения, в том числе и беговые, выполнялись организованно в составе учебных взводов как отстающими курсантами, так и успевающими. Задания для успевающих курсантов отличались более сложными условиями выполнения упражнений: увеличение дистанции или скорости бега, изменение положения рук при отжиманиях, паузы в определенных точках амплитуды подтягиваний, различные виды подъемов по одному или двум канатам и т.п.

Таким образом, не выходя за рамки занятия и не превышая запланированного времени на физическую подготовку, были достигнуты положительные результаты в контрольных упражнениях почти всеми курсантами, имевшими неудовлетворительные оценки (один курсант улучшил свои показатели, но не уложился в норматив, другой был отчислен за неуспеваемость). При этом все учащиеся, ранее имевшие удовлетворительные и хорошие показатели подготовки, заметно улучшили свои результаты. Результаты курсантов, имевших в начале исследования отличные оценки, также повысились, хотя и в меньшей степени.

Особенный прогресс отмечался среди девушек, у которых количество разгибания рук в упоре лежа в конце учебного года составило от 15 (min) до 30 (max) повторений, пять девушек показали результаты в подтягивании на перекладине от 3-х до 10-ти раз, все девушки пробежали 5-ти км дис-

танцию быстрее 30 мин (четыре из них — быстрее 25 мин).

Также отмечено, что курсанты, показавшие наибольший прогресс личных результатов по общей физической подготовке (юноши и девушки), при сдаче зачета продемонстрировали более высокий, по сравнению с прежним, уровень владения боевыми приемам борьбы.

Выводы и предложения

Целенаправленное использование общеразвива-ющих упражнений в рамках двух занятий физической подготовкой в неделю обеспечивает необходимый и достаточный уровень развития физических качеств курсантов.

Эффект от используемых общеразвивающих упражнений в течение семестра (курса) достигается за счет постепенного и непрерывного нарастания нагрузки.

Общеразвивающие упражнения способствуют лучшему усвоению специальных упражнений.

Результаты, показанные девушками, демонстрируют, что нормативы для них являются заниженными, не отражают потенциал их физического развития. В связи с этим видится необходимость корректировки нормативов в сторону усложнения и расширения с целью более активного вовлечения девушек в занятия физической подготовкой.

1 Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 2-е изд., испр. и доп. М.: Издательский центр «Академия», 2003.С. 302.

2 Николаева Н.В., Коноплева И.Н. Выраженность стрессового напряжения и работоспособность сотрудников правоохранительных органов [Электронный ресурс]: портал психологических изданий // Психология и право. 2014. № 2. URL: http:// psyjoumals.ra/psyandlaw/2014/n2/69869_fuU.shtml (дата обращения: 12.10.2015).

3 Чумаков Е.М. Физическая подготовка борца: учеб. пособие. М., Российская государственная академия физической культуры, 1996. С. 2.

4 Система самбо / А.А. Харлампиев. М., ФАИР-ПРЕСС, 2002. С. 66.

5 Физическая культура и физическая подготовка: учебник для студентов вузов, курсантов и слушателей образовательных учреждений высшего профессионального образования МВД России / под ред. В.Я. Кикотя, И.С. Барчукова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013.С. 34.

6 Виру А.А., Юримяэ Т.А., Смирнова Т.А. Аэробные упражнения. М.: Физкультура и спорт, 1988. С. 85.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.