№ 1 - 2006 г. 19.00.00 психологические науки
УДК 376.5
СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ -ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
В.В. Заворин
Гимназия N59 (г. Новокузнецк)
Целевая направленность гимназии - создание условий для развития и формирования личности, способной к творческому самовыражению, к активной жизненной позиции в самореализации и самоопределении учебной и профессиональней деятельности.
Стержнем деятельности гимназии является процесс обучения, в котором учителя должны создавать все необходимые условия для деятельности обучающихся по воспитанию основ человеческой культуры, максимально влиять на процесс их личностного развития в направлении осуществления декларируемых целей гимназии.
Цель творческой работы - формирование личности, имеющей высокий уровень направленности на творчество в одном или нескольких видах деятельности. Осуществлять такую работу могут специалисты высокой квалификации: учитель-мастер, учитель года, учитель-экспериментатор, учитель-исследователь.
Ключевые слова: формирование личности, материальные и духовные ценности
Общество, создающее условия для интенсивного развития каждой личности, обеспечивает себе режим поступательного развития.
Школа - открытая система, при гармоничном сочетании внешней и внутренней среды формируется образовательная среда учебного заведения. Среда задает образцы внешнего вида, модели и стереотипы поведения, в т.ч. связанные с особенностями профессии. В результате ребенок осмысливает возможности, делает самостоятельный жизненный выбор [6].
В философском словаре приведено определение: "Условие - относительно внешнее предмету многообразие объективного мира". Условие составляет среду и обстановку, в которой возникают, существуют, развиваются... На основе познания законов природы, люди могут создать благоприятные и устранять неблагоприятные условия своей деятельности [11].
В качестве рабочего определения применимо определение А.А. Макарени и Н.Н. Суртаевой, которые под "условиями" понимают "совокупность того, что нужно создать, сделать, реализовать при достижении планируемых результатов" [7].
За аксиому мы возьмем вывод Л.С. Выготского о структурном составе педагогического процесса "ученик - среда - учитель" [3]. Именно триединое активное взаимодействие представляет собой образовательный процесс.
Творческая работа детей педагогически эффективна тогда, когда целесообразна с точки зрения ее полезной ценности, общественной значимости. Прямая цель творчества, способная вдохновить и стимулировать активную деятельность ребенка, состоит в самоутверждении [5, 12] путем создания материальных и духовных ценностей. Детские таланты обнаруживаются и раскрываются в обстановке, когда творчество пронизывает всю жизнь школьников. В организации жизни, воспитания и обучения учащихся поток их творческой деятельности должен постепенно нарастать и завоевывать все большее жизненное пространство и время. Элементы творчества должны присутствовать при изучении любого предмета, едва ли не на каждом уроке. На следующей ступени творческого развития каждый школьник получает возможность выбора предмета по интересу и осуществляет его творческое освоение.
Реализация идеи всеобщего развития детского творчества и одаренности не снимает проблемы раннего, специального, обоснованного воспитания и обучения отдельных юных талантов. Это вызвано, обусловлено и оправдано проявлением у части совсем еще маленьких детей интересов, склонностей, а также природных психических, психофизиологических и физических данных, требующих для своего развития ранней специализации и включения в специфическую деятельность.
Особенности работы с педагогическими кадрами в инновационной деятельности.
Развитие образовательного учреждения требует иного подхода к планированию, организации и контролю деятельности всей методической службы как сложной динамической системы управления развитием. Особое значение приобретает все: содержание деятельности методического объединения, периодичность заседаний методического совета, организация и контроль индивидуальной и коллективной, инновационной и опытно-исследовательской работы всех подразделений методической службы. Главным становится перспективное планирование, прогнозирование процесса развития и его результата. Нацеленность на результат, заложенная в инновационной или экспериментальной деятельности, приобретает особую значимость в процессе развития образовательного учреждения и является ориентиром планирования, регулирования, организации и корректирования методической работы.
Переход образовательного учреждения в стадию стабильно развивающегося, т.е. в новое качественное состояние, существенно меняет внутришкольное управление: творчество членов педагогического коллектива становится массовым, следовательно, изменяется характер процесса творчества в методических объединениях, так как инновационная и опытно-экспериментальная работа постепенно переводится на индивидуально-творческую основу, оставаясь частью целого, единого процесса. Нацеленная на достижение запланированного результата экспериментальная работа придает деятельности образовательного учреждения характер целенаправленного, последовательного, планомерного и продуктивного развития. Для обеспечения успеха в руководстве методической службой в инновационном образовательном учреждении необходимо более глубоко и с полным пониманием использовать самоанализ педагогических процессов и формирование умения обобщать опыт своей образовательной деятельности. Такая работа по усвоению знаний, умений и навыков педагогического самоанализа, проводимая на семинарах по модульному обобщению педагогического опыта, показала, что самоанализ педагогической деятельности является основным инструментом внутреннего мониторинга, который дает возможность отследить ход и результаты собственной деятельности на основе задаваемых себе вопросов:
1. Соответствует ли мой опыт, то есть то, что я сделал (а), потребностям учеников, родителей, учителей и педагогического коллектива?
2. Соответствует ли то, что я делал (а), то есть содержание, методы и приемы педагогической деятельности, общим целям развития образовательного учреждения (и образования в целом на современном уровне законодательных, научно-теоретических и других требований)?
3. Является ли опыт моей деятельности новым, возможно ли его использование в работе других ("ведь я делал для себя:")?
Организуя контроль деятельности методического объединения в условиях развития образовательного учреждения, необходимо иметь в виду, что научно обоснованный анализ деятельности учителя - это мощный источник его профессионального развития.
Наиболее часто в практической работе, подбирая оценочные показатели в соответствии с поставленными целями и особенностями проводимой работы, за основу берут показатели, предложенные П.И. Третьяковым, который дает три группы показателей развития образовательного учреждения:
1. Показатели оценки инновационной деятельности (обновление содержания образования, методов и форм работы; содержание и организация воспитательно-образовательного процесса; преобладание индивидуальных и групповых форм познавательной деятельности; сочетание самоанализа и самоконтроля с самооценкой и экспертной оценкой).
2. Показатели организации учебно-воспитательного процесса (самоуправление, сотрудничество, характер ответственности за результаты, уровень мотивации участников педагогического процесса, комфортность и др.).
3. Показатели оценки эффективности воспитательно-образовательного процесса (сравнение полученных результатов на каждом этапе развития образовательного учреждения, возможно, по учебным годам; высокий уровень воспитанности и обученности обучающихся) дополняем следующими:
о саморазвитие учителя и ученика;
о действенность системы самоуправления;
о стабильность показателей развития образовательного учреждения;
о повышение теоретической, методической, технологической культуры учителя;
о улучшение дидактической, научной, материальной оснащенности воспитательно-образовательного процесса;
о расширение возможностей реализации каждым обучающимся права на образование в соответствии со своими потребностями и способностями;
о предоставление учителю возможности повышения профессиональной квалификации по выбору (в любых формах, видах и областях);
о построение педагогического процесса на субъектно-объектных отношениях, на основе творчества, гуманизма, с участием высококвалифицированных кадров.
Первый этап - работа творческих групп по следующим направлениям:
• развитие навыков самообразования, обучение их комплексным дидактическим и исследовательским умениям и приемам умственных действий;
• развитие умственных действий и формирование культуры мышления;
• обсуждение проблемы на заседании МО "Психолого-дидактические основы обновления содержания образования";
• разработка темы "Творческие методы обучения познавательной самостоятельности";
• анализ и обобщение результатов внедрения развивающего обучения.
Второй этап - постепенный перевод учебного процесса в учебно-исследовательский на основе индивидуально-дифференцированного подхода и многоуровневого обучения, который осуществляется путем:
• разработки программ профессионального роста учителей;
• обсуждения проблемы "Педагогические условия развития творческих, интеллектуальных способностей обучающихся";
• разработки темы "Формирование исследовательской культуры (учителей и обучающихся) и возможности использования исследовательских методов в обучении";
• анализа и обобщения опыта работы методических объединений по использованию исследовательских методов в обучении для достижения результатов в профессиональном росте учителей.
Особенности построения воспитательно-образовательного процесса в условиях гимназии. При отборе содержания образования следует ориентироваться на общие принципы педагогической теории и практики [2, 8, 9, 10]:
1. Принцип природосообразности: учет физического, физиологического, психического и социального развития учащегося.
2. Принцип культуросообразности: максимальное использование культуры нации, общества, региона, т.е. среды, в которой живет ученик.
3. Принцип соответствия содержания образования требованиям развития общества, науки, культуры и личности.
4. Принцип единой содержательной и процессуальной стороны обучения.
5. Принцип структурного единства содержания образования на разных уровнях его формирования.
6. Принцип гуманизации. Он связан с созданием условий для активного творческого и практического освоения школьниками общечеловеческой культуры. Современное содержание образования должно быть направлено на формирование гуманитарной культуры - гармонии "культуры знания, культуры чувств, общения и творческого действия" [9].
7. Принцип фундаментализации требует осознания учащимися сущности познавательной и практической преобразующей деятельности. Он обеспечивает универсальность изучаемых знаний, глобальных проблем и общепризнанных культурно-исторических достижений человечества.
8. Принцип соответствия основных компонентов содержания общего образования структуре базовой культуры личности.
Содержание, методы, приемы, технологии современного образовательного процесса способствуют раскрытию и использованию субъективного опыта каждого ученика и подчинятся становлению личностно значимых способов познания через организацию целостной учебной деятельности [1].
На сегодняшний день хорошо зарекомендовал себя комплекс мероприятий для работы со способными детьми, который состоит из трех этапов:
1. Выявление способных детей с помощью родителей, педагогов; групповых тестирований, социальных групповых листов.
2. Диагностика детей с помощью психологических тестов, с учетом их склонностей и интересов.
3. Работа педагогов с детьми по специализированным программам, направленным на развитие и углубление их способностей.
А. Пассов (1982) выделил 3 стратегии обучения одаренных:
• ускорение обучения, [4]
• стимулирование одаренных детей на углубленное проникновение в изучаемый материал при более широком его охвате;
• качественно иное, принципиально новое содержание, не являющееся ни продолжением, ни более широким изложением материалов, включаемых в общепринятые учебные программы.
Большое внимание уделяется подготовке учителей для работы со способными и одаренными детьми. Педагоги учится работать нестандартно, заниматься разработкой авторских программ, уроков, находить индивидуальный подход к способностям каждого ученика. И тогда вырастет талант.
Стержнем деятельности гимназии является процесс обучения, в котором учителя должны создавать все необходимые условия для деятельности обучающихся по воспитанию основ человеческой культуры, максимально влиять на процесс их личностного развития в направлении осуществления декларируемых целей гимназии.
Целевая направленность гимназии - создание условий для развития и формирования личности, способной к творческому самовыражению, к активной жизненной позиции в самореализации и самоопределении учебной и профессиональней деятельности.
Задачи:
• определение и использование наиболее продуктивных форм и способов интеллектуального развития ребенка, профессионального роста педагога;
• создание условий для проявления и раскрытия творческих способностей всех участников воспитательно-образовательного процесса;
• формирование развивающей нравственно и эмоционально благоприятной внутренней и внешней среды становления личности, как ученика, так и учителя;
• заботиться о здоровье ребенка и создавать безопасные условия для организации учебно-воспитательного процесса в гимназии;
• научить заботиться о своем здоровье всех участников воспитательно-образовательного процесса;
• развитие ученического самоуправления.
Рефлексивная деятельность учителей и администрации позволила получать оперативную информацию о ходе реализации задач, а значит оптимально управлять качеством образования. В гимназии ежегодно проводится мониторинг уровня обученности, воспитанности и развития индивидуальных способностей обучающихся (табл. 1, 2).
Табл. 1
Уровень воспитанности обучающихся
20012002 20022003 20032004 20042005 20052006
Высокий 49,4 % 50,1 % 48,8 % 49 % 47,9 %
Средний 49,3 % 48,2 % 48 % 48 % 48,1 %
Низкий 1,3 % 1,7 % 3,2 % 3 % 3 %
Табл. 2
Занятость обучающихся в кружках и спортивных
секциях
20012002 20022003 20032004 20042005 20052006
В гимназии 60,8 % 75,3 % 75,4 % 60 % 66 %
Вне гимназии 30,4 % 33,2 % 30 % 28,6 % 29,7 %
Одними из главных критериев качества образования являются результаты: итоговой аттестации выпускников за курс средней (полной) школы, поступление выпускников в ВУЗ и индивидуальной творческой деятельности (табл. 3-7).
Табл. 3
Успеваемость по учебным годам
20012002 20022003 20032004 20042005 20052006
Количественная 100 % 100 % 100 % 97% 98 %
Качественная 39% 40 % 46 % 38 % 39 %
Проанализировав среднюю качественную успеваемость, видим, что она выросла.
Табл. 4
Количество медалистов
20012002 20022003 20032004 20042005 20052006
Медали 2 серебр. 2 серебр. 5 серебр. 1 золот. 1 серебр. 6 серебр.
Табл. 5
19912001 20012002 20022003 20032004 20042005 2005-2006 За 15 лет
Районных -— 98 101 96 98 107 437
Городских 135 19 18 17 21 18 228
Областных 30 2 1 1 1 3 36
Региональных 19 4 11 9 16 37 96
Всероссийских 5 1 - - 1 (3 участника) 7
Международ. 1 - - - - - 1
Итого 190 124 131 123 137 163 709
Табл. 6
Результаты участия в научно-практических
конфе эенциях (призеры)
1991- 2001- 2002- 2003- 2004- 2005- За
2001 2002 2003 2004 2005 2006 15
лет
Городских 70 23 22 13 18 16 162
Региональных 5 2 3 3 3 20 36
Всероссийских 22 2 3 2 2 4 36
Итого 97 25 25 18 23 40 234
Табл. 7
Анализ поступления выпускников в ВУЗ
20012002 20022003 20032004 20042005 20052006
Поступили в ВУЗ 97 % 100 % 97,5 % 100% 97 %
По профилю 75 % 84 % 74,5 % 71% 80 %
На бюджет 75 % 70 % 65 % 73 % 76%
Поступление выпускников (средние показатели) в ВУЗ - 98 %, из них поступают по профилю 73 %, на бюджетные места - 71,8 %.
Выводы:
1. Инновационная деятельность образовательного учреждения носит индивидуально выраженный творческий характер. В рамках инновационной деятельности организована исследовательская и опытно-экспериментальная работа, которая значительно повышает уровень педагогического мастерства и педагогической культуры.
2. Признание инновационной и другой исследовательской работы учителя (опытно-экспериментальной, научно-исследовательской) как одной из эффективных форм повышения педагогической квалификации требует
перестройки деятельности методических объединений образовательных учреждений.
3. Перевод инновационной деятельности в опытно-экспериментальную диктует изменение функций заместителя директора, его статуса - введен заместитель директора по научно-исследовательской или экспериментальной работе.
4. Рост педагогической культуры заместителя директора и руководителей всех структурных подразделений методической службы обеспечивает переход к самоконтролю. Вместо контроля перевод учреждения на уровень функционирования как инновационной системы, а затем на уровень эксперимента и постоянного поиска путей планомерного научно-обоснованного развития.
5. Повышение инновационного потенциала учителей и формирование у них умения применять психолого-педагогическую теорию на собственной практике при переходе на уровень творческой деятельности требуют другого контроля: консультативного, поддерживающего аналитико-оценочного, прогнозирующего, способствующего раскрытию причинно-следственных связей, потенциальных возможностей развития образовательного учреждения.
6. В творческой деятельности педагогов по развитию педагогических процессов большое значение имеет самоанализ: во-первых, для совершенствования воспитательно-образовательного процесса, во-вторых, для роста педагогического мастерства учителя.
Работа образовательного учреждения в режиме развития сопровождается оценкой результатов промежуточного, поэтапного характера и конечным анализом и оценкой развития как начала функционирования образовательного учреждения на новом качественном уровне работы.
Цель творческой работы - формирование личности, имеющей высокий уровень направленности на творчество в одном или нескольких видах деятельности. Осуществлять такую работу могут специалисты высокой квалификации: учитель-мастер, учитель года, учитель-экспериментатор, учитель-исследователь.
Список литературы
1. Артюхов М.В. Образование как ресурс социокультурного развития крупного города. Управление и взаимодействие / М.В. Артюхов // Новокузнецк: Изд-во МОУ ДПО ИПК, 2006. - С.254.
2. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика / В.С. Безрукова // Екатеринбург: Деловая книга, 1996. - 344 с.
3. Бим-Бад Б.М. Щит и оборона детства / Б.М. Бим-Бад // М.: Изд-во Российского открытого ун-та, 1995. - 68 с.
4. Кукушкин В.С. Общие основы педагогики. Сер. "Педагогическое образование" / В.С. Кукушкин // Ростов н/Д: Издательский центр "МарТ", 2002. - 224 с.
5. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций / Б.Т. Лихачев // М.: Прометей, Юрайт, 1998. - 464 с.
6. Макареня А.А. Педагогическая антропоэкология. Ч.1. Теоретические основы / А.А. Макареня, С.В. Кривых // Новокузнецк: ИПК, 2000. - 191 с.
7. Макареня А.А. Полифоничность категории "условия" в педагогических исследованиях // Вестник диссертационного совета. Диссертационный совет Д
212.199.19 по присуждению ученой степени доктора наук / А.А. Макареня, Н.Н. Суртаева // С-Пб. - Новокузнецк: ИПК, 2003. - 88 с.
8. Подласый И .П. Педагогика / И.П. Подласый // М.: Просвещение: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1996. - 432 с.
9. Сластенин В.А. Педагогика / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. - М.: Школа-Пресс, 1998. - 512 с.
10. Смирнов С.А. Педагогика: Педагогические теории, системы, технологии / С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др // Под ред. С.А. Смирнова. - 4-е изд., испр. - М.: Академия, 2001. - 512 с.
11. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова // М.: Издательство политической литературы, 1987. - С.497.
12. Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя / А.В. Хуторской // М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000. - 320 с.