Научная статья на тему 'СРЕДСТВАИ МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ЮНЫХ БОКСЕРОВ'

СРЕДСТВАИ МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ЮНЫХ БОКСЕРОВ Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
125
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Семедов И.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СРЕДСТВАИ МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ЮНЫХ БОКСЕРОВ»

СРЕДСТВА И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ЮНЫХ БОКСЕРОВ

Семедов И.М.

ЧОУ ВО «Социально-педагогический институт» TOOLS AND METHODS OF DEVELOPMENT OF HIGH - SPEED ABILITIES OF YOUNG BOXERS

Semenov I.M.

ChOU VO "Socio-pedagogical institute"

Элементарной основой методики развития скоростных действии боксера, которые проявляются в сравнительно простой двигательной реакции и двигательных действий, являются сложные упражнения, которые выполняются многократно с выраженным моментом быстрого реагирования строго определенным действием в начале или другой санкционирующий сигнал - комплекс упражнений в скорости реакции.

Методическими условиями их эффективности это, прежде всего:

1. Концентрация оперативной установки, выполняющего упражнения в ожидании сигнала к действию и в незамедлительном ответе (реакции) действием (при установке на ожидание времени в реакции, как правило, больше);

2. Быстрое информирование о времени, практически затраченном на реакцию двигательных действий;

3. Готовность на выполнение действия, следующего за скрытым периодом реакции двигательных действий.

4. Серийное, неоднократное воспроизведение реакции двигательных действий в течение возможно меньшего времени.

Эпизодические реакции двигательных действий - слишком небольшой стимул для их улучшений; повторение реакции в сериях целесообразно до того времени пока не увеличивается время реагирования.

Отсутствие информации о времени, практически затраченного на реакцию двигательных действий или ее неточность, что показали исследования, суживают, иногда исключают возможность управлением реакцией двигательных действий.

Рассматривая это, в последние годы событиях все большее внимание уделяется конструированию и введению электронно-технических и других средств информации, позволяющую точно измерять параметры реакции двигательных действий и сразу доводить информацию о них до исполнителя (тензометрические стартовые колодки объединенные с электронным табло, автоматические комплексы, включающие сигнал, регистрирующие и информационные устройства с «мишенью» для удаленных действий, завершающих реакции двигательных действий в единоборствах или играх и т.д.).

Это упрощает решение задач определенного общего уменьшения времени реакции двигательных действий на первом этапе воспитания быстроты. Особенно значимые возможности в этом отношении дают игровые и соревновательные

комплексы упражнений с высоковариативными динамичными действиями и ситуациями (подготовительный к спортивным и спортивные игры и т.д.).

Уменьшение времени реакции двигательных действий дальнейшая минимизация его, становится, тем не менее, всей более трудной задачей. Для решения ее при необходимости прибегают к тонко специализированному, довольно трудоемкому методу. При этом применяются, как правило, многосерийный выборочно ориентированный комплекс упражнений с заданными параметрами срочности и точности реакции, выполнение которых скорректированы посредством приемов срочной информации.

В одной из таких методик, воплощена идея поэтапного получения умения тонко различать микроинтервалы времени (десятые доли секунды и менее) и соответственно варьирование длительности реакции двигательных действий, чтобы управлять ею в заданных условиях.

Метод, предложенный некоторыми учеными, был основан на способностях человека, отличать микроинтервалы времени (1/10 доли секунды и менее) и переносить эту способность на скорость реакций.

Состоит из трех этапной системы заданий:

1) определение минимального времени в реакции на сигнал;

2) время сравнения самооценки реакции с фактическими данными;

3) вводя новые задачи по точно обусловленному реагированию. Практически, по этой методике, например, при улучшении стартовой реакции в спринте на первом этапе даются задачи, обеспечивающие быструю реакцию на стартовый сигнал (с начальным стартовым перемещением), и по их результатам - объективную информацию о времени реакции двигательных действий.

На втором этапе, те же задачи выполняются с самооценкой времени реакции и немедленным сопоставляя ее с объективной оценкой, полученной в результате инструментальных измерений; на третьем этапе, самооценка и объективная оценка начинают в большом количестве случаев совпадать, вводятся задания по точно обусловленному времени реакции на старте (например, сокращение времени в следующей попытке на 0,1с., увеличение в следующей попытке на ту же величину и т.п.). Экспериментальные данные свидетельствуют о том, что, таким путем возможно (конечно, при достаточно настойчивых и целенаправленных усилиях), получают более точное дифференцирование времени реакции двигательных действий и на этой основе в некоторой мере, чтобы минимизировать его.

В основном предпосылки для улучшения формирования реакции сложных двигательных действий создаются в результате приобретения достаточно большого количества отлаженных двигательных действий широкого фонда навыков и умений, который и связывают эти реакции, ускорения простых двигательных действий и увеличения двигательно- координационных способностей. Это значит, что воспитанию скорости как способности непредвиденным реакциям всегда сложной природы обеспечивается, прежде всего, различными двигательными действиями наиболее тесным образом связанными с психомоторными качествами. Специфическим средством влияния на компоненты реакции сложных двигательных действий служат

сложные комплексные упражнения «на скорость реакции», выполненные с постепенным осложнением условий.

Для улучшения реакции на перемещение объекта (РДО) большое внимание в этих комплексных упражнениях должно уделяться на уменьшение времени начального компонента реакции - время различения и фиксации в поле зрения соперника. Часто это формирует больше половины всего времени (всегда сложной реакции, когда перемещения объекта с большей скоростью в различных проявлениях). Для того, чтобы сводить на это время к минимуму, используются в основном три метода:

1) вырабатывают умение заранее включать и по возможности постоянно держать объект в поле зрения. По мере создания такого умения в процессе разучивания и улучшения, соответствующих двигательных действий, время РДО автоматически растет и становится короче за счет начальной фазы;

2) вырабатывают умение, обеспечивать наиболее вероятные перемещения соперника (реакция с так названное антиципацией - упреждение), это может быть достигнуто только в базе практического усвоения знаний о действии тактических двигательных действий, в соответствии с РДО, и соответственно организованный комплекс упражнений (рассматривать возможность перенесения антиципирующих реакций, использования, в некоторых случаях, имитационных комплексных упражнений на реакциометрических тренажерах, где реакция многократно воспроизведена в форме модели с строго данным параметром и точным измерением);

3) направленно расширять внешние требования на способность воспринимать и оценивать параметры перемещения соперника. Для этого кроме традиционных методических приемов, которые обеспечивают не строго управляющее увеличение требования к РДО (введение в комплекс упражнений осуществляется с партнером заданий, обеспечивающих изменение в скорости передачи мяча, выполнение групповых комплексных упражнений в темпе, с большим количеством мячей, на маленькой площадке и т.п.). Очень часто использование тренажеров, которое позволяет предъявлять к РДО четко нарастающие требования и организовывать им в режиме, выгодном для ее оптимизации (автоматизированная катапульта и для мячей или шайбы, выбрасывающей с заданной скоростью и частотой, которые скорректированы по определенной программе и т.д.).

Методика применения комплексных упражнений, направленных на улучшение реакции выбора, с использованием приемов, стимулирующих скорость выбора, характеризуется постепенным увеличением, вариативности ситуации, т.е. вариативности ситуаций на которые необходимо избирательно противодействовать, и возможному варианту ответа, из которого потребуется выбрать один, адекватный возникшей ситуации. В игровых комплексных упражнениях, в начале уменьшают ее время при условии двух обусловленных вариантах, атакующих ударов и блока над сеткой, затем - под тремя и более; таким же образом делают и в комплексных упражнениях, которые направлены на улучшение реакции выбора при атакующих и защитных действиях в боксе, борьбе, фехтовании.

Поиск путей в увеличения эффективности такой комплекс упражнений приводит к появлению различных тренажеров для программирования различных вариантов реакции выбора и сложной информации о ее времени и временных пара-

метров, например «мишени» (в виде модели поражаемых частей тела в боксе или фехтовании, футболе или гандбольных ворот и т.д.) с электронно-сигнальным, тен-зометрическими и информационными блоками, который обеспечивается в определенной программе, подающей сигнал, информационными блоками требующий реакцию выбора, автоматически определять ее время и сообщают о нем.

При выборе тренировочных комплексных упражнений для развития скорости двигательных действий движения необходимо принимать во внимание степень их освоения. В случае применения неосвоенных комплексов упражнений внимание боксера не будет сконцентрировано на скорости и выполнении, а на способе его выполнения.

Планируя скорость выполнения комплексных упражнений, необходимо помнить, что быстрое сокращение мышц при перемещении увеличивает тонус мышц-антагонистов, которое вызывает падение эффекта, который носит охранительный характер. Это рефлекторное торможение убирается кропотливой и длительной работой в конкретном перемещении, которое приводит к улучшению межмышечной координации и снятию «тормоза». В результате это постепенно необходимо выходить на уровень наиболее эффективной интенсивности, который должен быть равен 90-100% от максимума.

Длительность функционирования выбирается с таким расчетом, что спортсмен должен быть способен поддерживать максимальную скорость на протяжении всего времени выполнения комплекса упражнений. Прерывание длительности выполнения между отдельными повторениями должно обеспечить относительное восстановление. Необходимо принимать во внимание, что многократное выполнение скоростных комплексов упражнений должно осуществляется с высокой интенсивностью даже при оптимальных перерывах, приводит к суммированию физико-химических сдвигов в организме и неизбежном уменьшении в работоспособности. К увеличению объема приводит планирование комплексов упражнений в сериях (например, плавание 8-10x12,5 м; 6-8x25 м; 3-4x50 м). Одновременно, необходимо расширить интервалы отдыха между остальными сериями. К основным методикам улучшения скорости и частоты перемещений являются повторный, соревновательный и игровой.

При многократном повторении двигательных действий может сформироваться динамический стереотип (скоростной барьер) и в следствие этого - к стабилизации скорости двигательных действий.

Наиболее эффективными методами являются большая вариативность использованных комплексов упражнений. В связи с этим рекомендованы следующие методические приемы, которые способствуют увеличению привычной скорости перемещения:

1) облегчить внешние условия и использование дополнительного силового ускорения движения (уменьшение веса снаряда, бег с горы, бег по ветру, использование буксира, гимнастический лонж и т.д.);

2) применение эффекта «ускорения» и изменение отягощений. Обращено внимание, что скорость перемещения временно возрастает под влиянием, предшествующего выполнения того же самого перемещения с отягощением ( толчок

тяжелого ядра до толчка обычного и т.д.);

3) лидирование и сенсорная активизация скоростных проявлений (бег за лидером, применение звуко- и светолидеров);

4) применение эффекта «разгона» и введение ускоряющих фаз в комплекс упражнений (бег сходу, предварительные передвижения в метании);

5) «сужение» пространственно-временных границ выполнения комплексных упражнений (уменьшение времени игры, размеров площадки, укорочение соревновательного расстояния и т.д.)

В развитии комплексных форм скоростных способностей, наиболее прогрессивными методами являются соревновательный, повторный и интервальный.

Особенности использования соревновательного метода в развитии скоростных способностей:

- увеличение скорости выполнения соревновательных комплексных упражнений, которое достигается за счет постепенного увеличения максимальной скорости на различных отрезках дистанции и постепенное увеличение их длины;

- периодическое увеличение соревновательной скорости за счет изменения условий выполнения комплексных упражнений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.