Научная статья на тему 'Методика развития скоростно-силовых способностей у начинающих боксеров'

Методика развития скоростно-силовых способностей у начинающих боксеров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1978
214
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАЖНЕНИЕ / СПОСОБНОСТЬ / УДАР / ВЗРЫВНАЯ СИЛА / МЫШЕЧНАЯ МАССА / ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Волкова Елена Владимировна, Мамедов Расул Жавланович

В исследовании рассмотрена организация учебно тренировочного процесса с применением специально подобранных упражнений для развития скоростно силовых способностей у начинающих боксеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHOD OF DEVELOPMENT OF SPEED-POWER ABILITIESAT BEGINNING BOXERS

The study examined the organization of the training process with the use of specially selected exercises for the development of speed strength abilities in boxers with the features of boxing techniques.

Текст научной работы на тему «Методика развития скоростно-силовых способностей у начинающих боксеров»

УДК 796.83

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У НАЧИНАЮЩИХ БОКСЕРОВ

METHOD OF DEVELOPMENT OF SPEED-POWER ABILITIESAT BEGINNING BOXERS

Волкова Елена Владимировна

кандидат педагогических наук, доцент кафедра «Теория и методика обучения физической культуре

и безопасности жизнедеятельности» Волгоградский государственный социально-педагогический университет

г. Волгоград, Россия Volkova Elena Vladimirovna Candidate of pedagogical sciences, associate professor department «Theory and methods of teaching physical culture and life safety»

Volgograd state social and pedagogical university

Volgograd, Russia

Мамедов Расул Жавланович

студент

кафедра «Теория и методика обучения физической культуре и безопасности жизнедеятельности» Волгоградский государственный социально-педагогический университет

г. Волгоград, Россия Mamedov Rasul Javlanovich

student

department of «Theory and methods of teaching physical culture and life safety»

Volgograd state social and pedagogical university

Volgograd, Russia

Аннотация. В исследовании рассмотрена организация учебно-тренировочного процесса с применением специально подобранных упражнений для развития скоростно-силовых способностей у начинающих боксеров.

Abstract. The study examined the organization of the training process with the use of specially selected exercises for the development of speed-strength abilities in boxers with the features of boxing techniques.

Ключевые слова: упражнение, способность, удар, взрывная сила, мышечная масса, опорно-двигательный аппарат.

Keywords: exercise, ability, blow, explosive strength, muscle mass, musculoskeletal system.

Бокс с его вариативным и конфликтным характером взаимоотношений соперников в бою, высоким эмоциональным напряжением и разнообразным влиянием на организм спортсменов является одним из наиболее сложных видов единоборств. Одним из основных критериев современного судейства является нанесение точных

и акцентированных ударов на протяжении всего поединка, поэтому развитие скоростно-силовых способностей стало приоритетным в соревновательной деятельности. Непрерывно обостряющаяся конкуренция на спортивной арене предъявляет все более высокие требования к уровню развития физических качеств боксеров. Скоростно-силовые способности являются основой, определяющей уровень физии-ческой подготовленности боксера. Недостаточное их развитие существенно увеличивает время формирования у боксера специальных навыков при овладении техникой бокса и снижает эффективность их использования в условиях соревновательного поединка. Боксер с неразвитыми скоростно-силовыми способностями при дефиците времени в бою будет с опозданием выполнять атакующие и защитные приемы, терять при этом необходимую мощность и интенсивность действий, что неизбежно скажется на результативности поединка.

Центральной проблемой воспитания физических качеств начинающих боксеров является оптимальное сочетание в упражнениях скоростных и силовых характеристик движения, таким образом, чтобы достигалась возможная мощность внешне проявляемой силы с приоритетом быстроты движений. Предъявляются высокие требования, к физическим качествам, морально-волевой и технико-тактической подготовке боксера. При этом важнейшее значение для боксера имеет физическая подготовка. Особенно это относится к методике развития скоростно-силовых способностей, остающиеся ведущими в боксе [4].

В учебно-тренировочном процессе выделяют ряд факторов, влияющие на развитие скоростно-силовых способностей при занятиях боксом.

Скоростно-силовые способности характеризуются непредельными напряжениями мышц, проявляемыми с необходимой, часто максимальной мощностью в упражнениях, выполняемых со значительной скоростью, но не достигающей, как правило, предельной величины. Они проявляются в двигательных действиях, в которых наряду со значительной силой мышц требуется и быстрота движений (например, отталкивание в прыжках в длину и в высоту с места и с разбега, финальное усилие при метании спортивных снарядов и т.п.). При этом, чем значительнее внешнее отягощение, преодолеваемое спортсменом (например, при подъеме штанги на грудь), тем большую роль играет силовой компонент, а при меньшем отягощении (например, при метании копья) возрастает значимость скоростного компонента.

К скоростно-силовым способностям относят:

1) быструю силу;

2) взрывную силу.

Быстрая сила характеризуется непредельным напряжением мышц, проявляемым в упражнениях, которые выполняются со значительной скоростью, не достигающей предельной величины. Она проявляется при нанесении боксеров тактических ударов и финтов, а также в ложных передвижениях, мгновенных защитах, многоударных сериях.

Взрывная сила отражает способность человека по ходу выполнения двигательного действия достигать максимальных показателей силы в возможно короткое время (например, при низком старте в беге на короткие дистанции, в легкоат-

летических прыжках и метаниях и т.д.). Взрывная сила характеризуется, в свою очередь, двумя компонентами:

- стартовой силой - характеристика способности мышц к быстрому развитию рабочего усилия в начальный момент их напряжения.

- ускоряющей силой - способность мышц к быстроте наращивания рабочего усилия в условиях их начавшегося сокращения.

Скоростно-силовые способности примерно в равной мере зависят как от наследственных, так и средовых факторов. Они проявляются не сами по себе, а через какую-либо двигательную деятельность. При этом влияние на проявление силовых способностей оказывают разные факторы, вклад которых в каждом конкретном случае меняется в зависимости конкретных двигательных действий и условий их осуществления вида силовых способностей, возрастных, половых и индиивидуальных особенностей человека. На сегодняшний день, специалисты выделяют следующие факторы, влияющие на проявление силовых способностей: мышечные, центрально-нервные, личностно-психические, биомеханические, биохи-миические, физиологические факторы, а также различные условия внешней среды, в которых осуществляется двигательная деятельность[5].

К мышечным факторам относят: сократительные свойства мышц, которые зависят от соотношения белых (относительно быстро сокращающихся) и красных (относительно ленно сокращающихся) мышечных волокон; активность ферментов мышечного сокращения; мощность механизмов анаэробного энергообеспечения мышечной работы; физиологический поперечник и массу мышц; качество межмышечной координации.

Сократительные способности мышц, наряду с анатомическим строением мышц и их физиологическим поперечником, определяются композицией мышечных волокон, то есть соотношением различных типов мышечных волокон внутри мышц.

Соотношение медленных и быстрых волокон в мышцах индивидов является генетически обусловленной характеристикой и незначительно изменяется в про-цесссе тренировки, в основном за счет трансформации переходных волокон в медленные или быстрые. В то же время в результате адаптации к скоростно-силовой тренировке медленные мышечные волокна могут приобретать некоторые свойства быстрых волокон. Быстрые мышечные волокна в результате тренировки на выносливость могут приобретать ряд свойств медленных волокон.

Суть центрально-нервных факторов состоит в интенсивности (частоте) эффек-торных импульсов, посылаемых к мышцам, координации их сокращений и расслаблений, трофическом влиянии центральной нервной системы на их функции.

От личностно-психических факторов зависит готовность человека к проявлению мышечных усилий. Они включают в себя мотивационные и волевые компоненты, а также эмоциональные процессы, способствующие проявлению максимальных либо интенсивных и длительных мышечных напряжений. Определенное влияние на проявление силовых способностей оказывают биомеханические факторы (расположение тела и его частей в пространстве, прочность звеньев опорно-двигательного аппарата, величина перемещаемых масс и др.), биохимические (гормональные)

и физиологические факторы-особенности функционирования периферического и центрального кровообращения, дыхания и др.

Определенное влияние на проявление скоростно-силовых способностей оказывают биомеханические (расположение тела и его частей в пространстве, прочность звеньев опорно-двигательного аппарата), биохимические (гормональные) и физиологические особенности функционирования периферического и центрального кровообращения, дыхания и др. факторы. Ведущими морфологическими и функциональными факторами, влияющими на скоростно-силовые качества, являются:

- толщина мышечных волокон (физиологический поперечник);

- количество сократительных белков в мышечном волокне;

- количество нейромоторных единиц, вовлекаемых в работу;

- частота и сила нервных импульсов;

- уровень межмышечной координации;

- соотношение быстрых и медленных мышечных волокон;

- механические условия мышечной тяги (соотношение отдельных звеньев тела).

Наследственные предпосылки сами по себе еще не гарантируют достаточного развития скоростно-силовых способностей. Обязательным условием являются систематические занятия физическими упражнениями. В результате систематического и целенаправленного использования скоростно-силовых упражнений в быстрых мышечных волокнах происходят значительные физиологические изменения, их толщина увеличивается, повышается содержание сократительных белков актина и миозина, основного источника энергии миоглобина[1].

Упражнения - как средства развития скоростно-силовых способностей у начинающих боксеров.

Правильный выбор средств для развития силы на основе критериев соответствия специализируемому упражнению уже само по себе значительная гарантия успеха тренировки. Средства общей силовой подготовки: многообразные физии-ческие упражнения с сопротивлениями, позволяющими задавать силовую нагрузку, как на всю мышечную систему, так и выборочно на отдельные мышечные группы. Средствами разносторонней целенаправленной силовой подготовки, являются упражнения с сопротивлением, которые позволяют воздействовать на мышцы, несущие основную или вспомогательную нагрузку в специализируемом упражнении. Средствами специальной силовой подготовки: упражнения, которые позволяют воспитывать силу мышц, несущих основную нагрузку, которые являются эффективным средством специального силового развития.

Так как боксеры являются достаточно квалифицированными спортсменами в данном виде спорта, то можно воздействовать на них средствами специальной силовой подготовки:

- спортивное упражнение;

- специальное упражнение;

- специально-вспомогательное упражнение.

К первому относят упражнения, которые выполняются с соблюдением всех правил соревнований. Вообще соревновательный период в данном виде спорта являются неотъемлемым этапом подготовки, так как служат хорошим показателем ошибок, присутствующих в подготовке спортсмена.

Ко второму относят такие упражнения, которые позволяют развивать мышечную силу в тесной взаимосвязи с другими ведущими двигательными качествами.

Третьи позволяют локально развивать силу отдельных мышечных групп в тесной взаимосвязи с другим ведущим двигательным качеством в соответствии с внутренней структурой спортивного упражнения, когда сохранить внешнюю структуру его методически невозможно.

Неотъемлемой частью учебно-тренировочного процесса являются упражнения со специальными боксерскими снарядами, развивающие необходимые физические качества и совершенствующие технические навыки

Упражнения со скакалкой. Этот вид упражнений является одним из основных при подготовке боксеров. Длительные подскоки и прыжки через скакалку способствуют развитию «взрывной» силы ног, укреплению внутренних органов, развивают координацию, четкость движений. Упражнения со скакалкой применяются в процессе каждой тренировки, особенно специализированной, продолжительность их проведения от 3 до 15 мин.

Упражнения с мешком вырабатывают навык правильно держать ударную поверхность руки при ударе, рационально использовать мышечные усилия в ударах на разных дистанциях, рассчитывать силу удара, особенно при быстром нанесении нескольких ударов. Стремление нанести, как можно больше сильных ударов в определенный промежуток времени способствует развитию специальной выносливости.

Применяя упражнения с мешком, боксер совершенствует навыки в нанесении ударов при поступательном движении вперед и назад, развивает чувство дистанции. Обычно начинают с одиночных ударов, потом наносят два последовательных удара в разном сочетании и, наконец, серии с отдельными акцентированными ударами. Для занятий используют мешки различной формы. Универсальный боксерский мешок удобен для нанесения всех видов ударов

Упражнения с настенной подушкой. Используются в занятиях чаще всего с группой начинающих боксеров. Этот снаряд используется преимущественно для нанесения прямых ударов.

Неподвижная и плоская поверхность снаряда облегчает расчет длины ударов. По настенной подушке наносят удары руками - с места, с шагом вперед и в стороны.

Упражнения с мячом на резинках (пинчбол). К мячу прикрепляют резины; одну из них свободным концом крепят к кронштейну вверху, а другую - на таком же расстоянии - к полу, в результате чего мяч может вибрировать по горизонтали. Удары по мячу заставляют его двигаться назад и вперед.

Ритмичные движения мяча заставляют боксера поддерживать темп, наносить удары с определенной силой и частотой. Эти упражнения способствуют развитию чувства дистанции, точности и быстроты нанесения ударов, ориентировки и коор-

динации, их можно использовать и для развития выполнения уклонов назад и в стороны (например, ударами по мячу придать ему достаточную амплитуду движений, сделать уклон туловищем, после чего снова ударить по мячу).

Такой же мяч, укрепленный на резинках в горизонтальном положении, используют для совершенствования ударов рукой снизу, коротких прямых ударов.

Упражнения с малым подвесным мячом (пунктбол). Теннисный мяч подвешивают к горизонтальной платформе на уровне головы и по нему наносят одиночные удары. Нужно попадать по мячу ударной поверхностью. Упражнения на этом снаряде помогают выработать точность попадания и своевременность ударов, скорость и избирательность.

Упражнения с боксерскими лапами. При помощи боксерских лап совершенствуют удары руками, развивают быстроту реакции, точность и ориентировку.

Упражнения с боксерскими лапами применяются на всех этапах подготовки боксера. Тренер, держащий лапы, подставляет их для ударов на разных дистанциях. При этом нужно следить за правильностью выполнения ударов, перенесения массы тела с ноги на ногу, перемещения центра тяжести и точностью удара.

Заранее установленные лапы дают возможность нанесения повторных, двойных и серийных ударов. Комбинации совершенствуют до автоматизма с акцентированием какого-нибудь удара.

Держа лапы и передвигаясь по рингу, тренер меняет дистанцию, что заставляет ученика либо наступать, либо отходить назад, в стороны рассчитывая, таким образом, дистанцию для нанесения ударов.

Применяя упражнения с лапами, можно создавать обстановку, характерную для многих боевых эпизодов[2].

Выделяют четыре основных группы методов развития силовых способностей:

1. Методы повторного упражнения с использованием непредельных отягощений предусматривают использование непредельных отягощений с предельным числом повторений (до отказа). В зависимости от величины отягощения, не достигающего максимальной величины, и направленности в развитии силовых способностей используется строго нормированное количество повторений от 5-6 до 100. В физиологическом плане суть этого метода развития силовых способностей состоит в том, что степень мышечных напряжений по мере утомления приближается к максимальному. Серийные повторения такой работы с непредельными отягощениями содействуют сильной активизации обменно-трофических процессов в мышечной и других системах организма. Способствуют повышению общего уровня функциональных возможностей организма.

Они применяются:

- в упражнениях, выполняемых в среднем и вариативном темпе, направленных на укрепление опорно-двигательного аппарата и увеличение мышечной массы;

- в упражнениях, выполняемых в максимально быстром темпе, направленных на повышение скоростно-силовых способностей;

- в упражнениях, направленных в основном на увеличение мышечной массы;

- в упражнениях, основной задачей которых является воспитание силовой выносливости.

2. Методы повторного упражнения с использованием предельных и околопредельных усилий:

- в упражнениях, выполняемых в преодолевающем и уступающем режимах работы, направленных на повышение максимальной силы мышц;

- использование средних и больших усилий до отказа в упражнениях, направленных на увеличение мышечной массы;

- ударный метод, направленный на увеличение взрывной силы. Он предусматривает выполнение специальных упражнений с мгновенным преодолением ударно воздействующего отягощения, которые направлены на увеличение мощности усилий, связанных с наиболее полной мобилизацией реактивных свойств мышц. После предварительного быстрого растягивания наблюдается более мощное сокращение мышц. Величина их сопротивления задается массой собственного тела и высотой падения;

- изокинетический метод (с постоянной скоростью). Использование нагрузки до отказа по круговой рабочей амплитуде движения, задаваемой с помощью соответствующих тренажеров, направленной на повышение специфических силовых способностей.

3. Методы повторного упражнения с использованием статических положений тела:

Метод изометрических усилий (повышение силы в статическом режиме).

В зависимости от задач, решаемых при воспитании силовых способностей, метод предполагает применение различных по величине изометрических напряжений. В том случае, когда стоит задача развить максимальную силу мышц, применяют изометрические напряжения в 80-90% от максимума продолжительностью 4-6 сек 100% - 1-2 с. Если же стоит задача развития общей силы, используют изометрии-ческие напряжения в 60-80% от максимума продолжительностью 10-12 с в каждом повторении. Обычно на тренировке выполняется 3-4 упражнения по 5-6 повторений каждого, от дых между упражнениями 2 мин.

При воспитании максимальной силы изометрические напряжения следует развивать постепенно. После выполнения изометрических упражнений необходимо выполнить упражнения на расслабление. Тренировка проводится в течение 10-15 мин.

Изометрические упражнения следует включать в занятия как дополнительное средство для развития силы.

Недостаток изометрических упражнений состоит в том, что сила проявляется в большей мере при тех суставных углах, при которых выполнялись упражнения, а уровень силы удерживается меньшее время, чем после динамических упражнений.

Статодинамический метод.

Характеризуется последовательным сочетанием в упражнении двух режимов работы мышц - изометрического и динамического. Для воспитания силовых способностей применяют 2-6-секундные изометрические упражнения с усилием в 80-90%

от максимума с последующей динамической работой взрывного характера со значительным снижением отягощения (2-3 повторения в подходе, 2-3 серии, отдых 2-4 мин. между сериями). Применение этого метода целесообразно, если необходимо воспитывать специальные силовые способности именно при вариативном режиме работы мышц в соревновательных упражнениях.

Метод воспитания силы с помощью тренажерных устройств.

4. Неспецифические методы воспитания силовых способностей:

1. Метод электростимуляции мышц, направленный на укрепление опорно-двигательного аппарата.

2. Воспитание собственно-силовых способностей при пассивном растяжении мышц.

Кроме того, специалисты выделяют метод круговой тренировки, который обеспечивает комплексное воздействие на различные мышечные группы. Упражнения проводятся по станциям и подбираются таким образом, чтобы каждая последующая серия включала в работу новую группу мышц. Число упражнений, воздействующих на разные группы мышц, продолжительность их выполнения на станциях зависят от задач, решаемых в тренировочном процессе, возраста, пола и подготовленности занимающихся.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Комплекс упражнений с использованием непредельных отягощений повторяют 1-3 раза по кругу. Отдых между каждым повторением комплекса должен составлять не менее 2-3 мин, во время которого выполняются упражнения на расслабление.

Игровой метод, который известен уже давно, предусматривает воспитание силовых способностей преимущественно в игровой деятельности, где игровые ситуации вынуждают менять режимы напряжения различных мышечных групп и бороться с нарастающим утомлением организма. К таким играм относятся игры, требующие удержания внешних объектов (например, партнера в игре «Всадники»), игры с преодолением внешнего сопротивления (например, «Перетягивание канна-та», игры с чередованием режимов напряжения различных мышечных групп [3].

Критериями оценки скоростно-силовых способностей служат число подтягиваний, отжиманий, время удержания определенного положения туловища, дальность метаний (бросков), прыжков и т.п. К специальным боксерским тестам относят время выполнения удара, количество нанесенных ударов за единицу времени.

При развитии скоростно-силовых способностей необходимо учитывать следующие особенности:

1. Анатомо-физиологические особенности спортсменов, необходимо отметить, что в организме происходят постепенные количественные и качественные изменения. Особенно подростковый возраст, который характеризуется быстрым, неравномерным ростом и развитием организма. Отличительной анатомической чертой организма подростка является опережающий рост костей его скелета сравнительно с мышечной массой.

2. Анализ литературных данных показывает, что в основе скоростно-силовых способностей лежит целая совокупность факторов. Их вклад во внешне проявляемую механическую силу и скорость выполнения движений меняется от конкретных условий двигательных действий и условий их выполнения.

3. Гарантия успеха у начинающих боксеров зависит от правильного выбора средств и методов развития скоростно-силовых способностей. Общая физическая подготовка боксера направлена на разностороннее развитие его физических способностей. Она способствует повышению уровня функциональных возможностей организма, развитию выносливости, силовых и скоростно-силовых способностей, координационной способности и др. [1].

Литература

1. Верхошанский Ю. В. Программирование и организация тренировочного процесса. М. : Физкультура и спорт, 2015. 176 с.

2. Кузнецов В. В. Силовая подготовка спортсменов высших разрядов. М. : Физкультура и спорт, 2011. 208 с.

3. Матвеев Л. П. Основы спортивной тренировки. М. : Физическая культура и спорт, 2011. 240 с.

4. Филимонов В. И. Бокс. Спортивно-техническая и физическая подготовка : учебное пособие. М., 2014. 425 с.

5. Цинис А. В. Использование средств тайского бокса в целях двигательной рекреации студентов вузов [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие. Орел : Межрегиональная Академия безопасности и выживания (МАБИВ), 2014. 88 c. URL: http://www. iprbookshop. ru/33425.html.

References

1. Verkhoshanskiy Yu. V. Programmirovanie i organizatsiya trenirovochnogo protsessa [Programming and organization of the training process]. Moscow, Physical Culture and Sports Publ., 2015, 176 p.

2. Kuznetsov V. V. Silovaya podgotovka sportsmenov vysshikh razryadov [Strength training of athletes of the highest categories]. Moscow, Physical Culture and Sports Publ., 2011, 208 p.

3. Matveev L. P. Osnovy sportivnoy trenirovki [Basics of sports training]. Moscow, Physical culture and sport Publ., 2011, 240 p.

4. Filimonov V. I. Boks. Sportivno-tekhnicheskaya i fizicheskaya podgotovka [Boxing.Sports-technical and physical training].Moscow, 2014, 425 p.

5. Tsinis A. V. Ispol'zovanie sredstv tayskogo boksa v tselyakh dvigatel'noy rekreatsii studentov vuzov [The use of Thai boxing for the purpose of motor recreation of university students]. Orel, Interregional Academy of Safety and Survival (MABIV) Publ., 2014, 88 p. URL: http://www.iprbookshop.ru/33425.html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.