УДК 82 Юркова Ю. О., Никульникова Я. С.
Юркова Ю.О.
магистрант 3 курса филологического факультета Армавирский государственный педагогический университет
(г. Армавир, Россия)
Научный руководитель: Никульникова Я.С.
кандидат филологических наук, заведующий кафедрой русского языка и литературы Армавирский государственный педагогический университет
(г. Армавир, Россия)
СРЕДСТВА ЯЗЫКОВОГО ОЗНАЧИВАНИЯ КОНЦЕПТА ПАМЯТЬ В РОМАНЕ И.А. БУНИНА «ЖИЗНЬ АРСЕНЬЕВА»
Аннотация: в данной статье рассматриваются средства языкового означивания концепта память в романе И.А. Бунина «Жизнь Арсеньева». Актуальность исследования определяется тем, что данный концепт выступает одним из важных элементов, формирующих поведение человека, его отношение к миру, систему ценностных ориентаций личности. В статье на материале книги первой романа И.А. Бунина раскрывается проблема вербализации мотива памяти посредством лексических и синтаксических средств языка. Отмечается, что динамика развития сюжета произведения определяется динамикой воспоминаний автора.
Ключевые слова: концепт, память, мотив, вербализация, автор, сюжет.
Мотив памяти как способность сохранять в душе то, что послужило основой духовно-нравственного становления личности, в произведениях И.А. Бунина становится структурирующим и сюжетообразующим началом. Так, динамика развития сюжета романа «Жизнь Арсеньева» определяется динамикой
воспоминаний автора, то есть повествование у писателя ретроспективное, ибо оно обращено в прошлое. В романе повествование ведётся от лица автора, который одновременно является и участником событий. Установка на такой тип повествования, обусловлен тем, что приоритетными выступают духовно-нравственные интересы отдельного человека, «нравственный голос героя». Известно, что в автобиографической прозе основная идея, структурообразующая нагрузка ложится на рассказчика-персонажа, который должен стать своеобразным «проводником» духовных, философских и нравственных идей людей своего поколения.
Так как пространственно-временная ось романа И.А. Бунина находится в плоскости смыслового пространства памяти, то авторское «Я» представлено в тексте в эмотивной памяти. Всё, что осмысливается писателем, получает своё знаковое закрепление. Следовательно, текстовые единицы языка есть явление и гносеологическое, и художественно-эстетическое. «Поиск, интерпретирование и комбинирование знаков языка производится говорящим с опорой на личный когнитивный опыт, когда факты внешнего и внутреннего мира переводятся в мыслительные категории. Слово, таким образом, является когнитивной единицей, которая фиксирует и хранит знания. Функциональное предназначение одного знака выступает опорой для текстового функционирования другого знака».
В первой книге романа «Жизнь Арсеньева» мотив памяти означен номинациями «память», «воспоминание» и предикатами «вспоминать», «помнить», представленными грамматической формой «помню», «вспоминаю», синтаксической конструкцией «вижу я себя»: Я помню большую, освещенную предосенним солнцем комнату, Младенчество своё я вспоминаю с печалью, Помню: солнце пекло всё горячее траву и каменное корыто на дворе, А не то в доме. Уже в самом начале повествования И.А. Бунин акцентирует внимание читателя на мысли о том, что человеку важно «помнить и блюсти свою кровь», помнить о своих предках, продолжением которых он является: Среди моих предков было, верно, немало и дурных. Но всё же из поколения в поколение
наказывали мои предки друг другу помнить и блюсти свою кровь: будь достоин во всём своего благородства.
Младенчество своё бунинский герой называет печальным, ибо рос он в глуши «великой», в одиноко стоявшей посреди пустынных полей усадьбе: Зимой безграничное снежное море, летом - море хлебов, трав, цветов... И вечная тишина этих полей, их загадочное молчание... . Однако И.А. Бунин подчёркивает, что его герой с высоты прожитых лет понимает: мир окружающей его природы, даль полей, глубина неба, песня жаворонка - всё это «трогало непонятной любовью и нежностью неизвестно к кому и чему» детское сердце, воспитывало в нём чувство прекрасного.
Ещё один мотив детских воспоминаний - ощущение «полного одиночества». В текст вводятся эмотивные конструкции «совсем один в мире», «опять в одиночестве», используется конструкция «я вижу» в значении «помню»: Солнце уже за домом, за садом, пустой, широкий двор в тени, а я (совсем, совсем один в мире) лежу на его зелёной холодеющей траве, глядя в бездонное синее небо, как в чьи-то дивные и родные глаза, в отчее лоно своё, А не то вижу я себя в доме, и опять в летний вечер, и опять в одиночестве. Чем же занят ребенок, когда он один? Наблюдает: вот облако плывёт, «медленно меняет очертания», вот жужжит запутавшийся в колосьях жучок и, освобожденный, «теряется в небе», оставляя в душе мальчика «грусть разлуки». А вот юный Арсеньев видит себя в пустой комнате, где последний луч заходящего солнца «одиноко краснеет в углу на паркете», его мучает «печальная прелесть» этого луча: . и, боже, как мучительна его безмолвная и печальная прелесть! Ночью, когда мальчик лежал в своей детской кроватке, всё глядела на него в окно «тихая звезда», будто что-то говорившая, зовущая куда-то. Таким образом, Арсеньев учится постигать мир через частные его проявления: солнце, облако, птицы, жуки, небо. Это рождает в душе ребенка и радость от восприятия прекрасного, и грусть, ибо всегда приходится расставаться с тем, к чему привязался, успел полюбить.
Предикат «помню» служит объективации смысла 'постижение красоты окружающего мира': О, как я уже чувствовал это божественное великолепие
мира и Бога, над ним царящего и его создавшего с такой полнотой и силой вещественности! Детские мечты «о неизвестном и необычном» репрезентированы номинацией «сказки», предикативной конструкцией «Вспоминая сказки», атрибутивной оценочной конструкцией «самые пленительные слова». Царь-Девица, Василиса Премудрая, далёкие и таинственные царства-государства - всё это оказало влияние на становление души ребёнка, развивало его воображение. Важна для бунинского героя и перцептивная память: вспоминаются не только картинки прошлого, но и звуки, запахи: Какой прелестный и по виду и по имени цветок цвёл в густой и высокой траве <... >малиновый Богородичный Цветок с коричневым липким стеблем! И как горестно-нежно звенела в бурьяне своей коротенькой песенкой овсянка! Тю-тю-тю-тю-ю..., Полдень помню такой: жаркое солнце, волнующие кухонные запахи, бодрое предвкушенье уже готового обеда у всех возвращающихся с поля.
В романе И.А. Бунина "Жизнь Арсеньева" концепт ПАМЯТЬ выражается через различные языковые средства, которые придают тексту особую эмоциональную окраску и глубину. Одним из основных средств является использование глаголов "пережил ", "познал " и отглагольного существительного "пережитое", которые подчеркивают важность личного опыта и воспоминаний для главного героя. Эти слова не только обозначают события, но и передают их значимость для формирования личности Арсеньева.
Также важную роль играют ключевые слова, такие как "старина", "древность ", "ветхость ", которые не только указывают на временной аспект, но и несут в себе ценностный компонент, связанный с тоской по прошлому, по утраченным традициям и ценностям. Эти слова создают атмосферу ностальгии и меланхолии, подчеркивая важность памяти для понимания настоящего и будущего.
Для И.А. Бунина интерпретация в тексте романа мотива «память» есть способ идентификации понимания героем своей собственной жизни, художественная философия которой основана на вере в незыблемость вечных устоев жизни, её первоначал («добро», «красота», «любовь»), а также на
глубоком убеждении, что чудесный дар впечатлительности и способности помнить дан человеку для того, чтобы бороться со смертью, перед лицом смерти утверждать жизнь.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Абраменкова В.В., Аванесов В.С., Агеев В.С. и др. Краткий психологический словарь. - М.: Политиздат, 1985. - 431 с;
2. Августин Аврелий. Исповедь блаженного Августина, епископа Гип-понского. - М. : Канон, 1997. - 464 с;
3. Болдырева Е. М. «Генетическое досье» романа И. А. Бунина «Жизнь Арсеньева»: формирование автобиографической поэтики в мемориальном авантексте // Ярославский педагогический вестник - 2012 - № 2 - Том I (Гуманитарные науки). - С. 226-229;
4. Болдырева Е.М. Автобиографический метатекст И.А. Бунина в контексте русского и западноевропейского модернизма : диссертация ... доктора филологических наук : 10.01.01 / Болдырева Елена Михайловна, [Место защиты: Рос. ун-т дружбы народов]. - Ярославль, 2007. - 496 с;
5. Большой толковый словарь русского языка: Ок. 60 000 слов / Под ред. Д.Н. Ушакова. М.: ООО АСТ: ООО «Изд-во Астрель», 2004. - 1268с;
6. Брагина Н.Г. Память и прошлое: Языковые образа, культурные практики // Известия РАН. - 2003.Т. 62. - № 5. - С. 3-13;
7. Бунин И.А. Собр. соч. : в 9 т. - М. : Худ. лит., 1965-1967.
Yurkova Yu.O., Nikulnikova Ya.S.
Yurkova Yu.O.
Armavir State Pedagogical University (Armavir, Russia)
Scientific advisor: Nikulnikova Ya.S.
Armavir State Pedagogical University (Armavir, Russia)
MEANS OF LINGUISTIC SIGNIFICATION OF THE CONCEPT OF MEMORY IN I.A. BUNIN'S NOVEL "THE LIFE OF ARSENYEV"
Abstract: this article examines the means of linguistic signification of the concept of memory in I. A. Bunin's novel "The Life of Arsenyev". The relevance of the research is determined by the fact that this concept acts as one of the important elements that shape human behavior, his attitude to the world, and the system of value orientations of the individual. The article, based on the material of the first book of I.A. Bunin's novel, reveals the problem of verbalization of the memory motive through lexical and syntactic means of language. It is noted that the dynamics of the development of the plot of the work is determined dynamically.
Keywords: concept, memory, motive, verbalization, author, plot.