Научная статья на тему 'Средства текущего контроля по физической культуре для студентов всех форм обучения'

Средства текущего контроля по физической культуре для студентов всех форм обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
148
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ТЕСТ / МЕТОДИКО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ / ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / УНИВЕРСАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / THEORETICAL TEST / METHODOLOGICAL AND PRACTICAL TASKS / INTERACTIVE EDUCATION / CURRENT SUPERVISION / INDEPENDENT WORK / UNIVERSAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Голованова Галина Юрьевна, Ефимов-комаров Валерий Юрьевич, Ефимова-комарова Людмила Борисовна, Назаренко Евгения Александровна, Пучкова Мария Викторовна

В статье определяется возможность использования различных видов текущего контроля для повышения качества образования, интенсификации учебного процесса на основании анализа работы со студентами всех форм обучения. Текущий контроль может осуществляться, в том числе, оценкой самостоятельной работы студента по выполнению методико-практических заданий и тестового теоретического материала по вопросам, предложенным для самостоятельного изучения. В основе такого контроля лежат универсальные единые критерии и учебные материалы для любых форм обучения по дисциплине физическая культура.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Голованова Галина Юрьевна, Ефимов-комаров Валерий Юрьевич, Ефимова-комарова Людмила Борисовна, Назаренко Евгения Александровна, Пучкова Мария Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Means of physical culture current supervision for students of all forms of education

The article considers the possibility of using of various types of current supervision by means of the analysis of teaching students of all educational forms. This supervision is executed to improve the educational quality, to make the educational process more intensive. The current supervision can be carried out by evaluating of the student's independent work on the implementation of methodological and practical tasks and by checking the theoretical material on the issues proposed for self-study. Universal consensus criteria and educational materials for all forms of training in the discipline of physical culture are on the basis of such supervision.

Текст научной работы на тему «Средства текущего контроля по физической культуре для студентов всех форм обучения»

при розыгрыше угловых ударов у собственных ворот, пропустив 4 мяча при 14 угловых у соперников.

Команды Подано Забито Реализация Подано соперником Пропущено Реализация соперником

СКА-Нефтяник 69 10 0,14 54 11 0,20

Сандвикен 84 13 0,15 60 10 0,17

Вилла 51 6 0,12 60 10 0,17

Часто реализация угловых решает исходы матчей. В 2016 году СКА-Нефтяник пропустил 2 мяча с угловых ударов от Виллы, и проиграл матч. В 2017 Сандвикен забил на 1 угловой больше, и выиграл как раз в 1 мяч (что характерно, в обоих матчах у СКА-Нефтяника было больше возможностей для реализации угловых). В качестве положительно примера отмечу четвертьфинальный матч 2018 года, где два реализованных СКА-Нефтяником угловых помогли команде выйти в полуфинал. Что касается реализации 12-метровых ударов, стоит отметить, что игроки СКА-Нефтяника пробили 5 раз, забили 3 мяча; в ворота СКА-нефтяника пенальти назначались только 2 раза, один из них был реализован. Чаще всего (9 раз) 12-метровые пробивали хозяева турнира, а Вилла имеет отрицательный баланс 12-метровых.

СКА-Нефтяник имеет средние показатели по количеству штрафного времени - на всех турнирах СКА-нефтяник имел положительный баланс по штрафному времени.

В 2017 году арбитры работали наиболее строго и выписали максимальное количество штрафного времени. СКА-Нефтяник забил 10 мячей в большинстве (при 28 удалениях у соперников) - реализация большинства находится на хорошем уровне, и пропустил 4 мяча в меньшинстве (при 24 удалениях), по обоим показателям СКА-Нефтяник находится на втором месте. Интересные цифры у Виллы: в большинстве команда пропустила столько же, сколько и забила. Важность показателя проиллюстрирована примером: решающий мяч в 2017 году был пропущен СКА-Нефтяником, когда они играли вдевятером, при этом в том матче Сандвикен заработал больше штрафного времени.

Часто говорят, что вратарь - это полкоманды. Для двух последних полуфиналов это выражение очень актуально. Голкипер Сандвикена Йоэль Отен переиграл своего коллегу Дениса Рысева: 8 спасений у Отена (при этом 4 пропущенных мяча) против всего одного спасения у Рысева (6 пропущенных мячей).

Таким образом, в ходе исследования было выявлено, что главными причинами неудачного (с точки зрения амбиций СКА-Нефтяник) выступления на Кубке мира стали: неудачная игра в первой половине матча в решающих матчах, игровая и тактическая стабильность (как мы увидели, побеждали команды, менявшие свою игру в матчах на вылет), более плотный по сравнению с соперниками график, неудачная игра при розыгрыше угловых и большая надёжность вратаря Сандвикена.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 16.01.2019

УДК 796.011.3

СРЕДСТВА ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ВСЕХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ

Галина Юрьевна Голованова, старший преподаватель, Санкт-Петербургский Государственный университет аэрокосмического приборостроения; Валерий Юрьевич Ефимов-Комаров, доцент, Северо-западный институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Санкт-Петербург; Людмила Борисовна Ефимова-Комарова, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский Государственный университет аэрокосмического приборостроения; Евгения Александровна Назаренко, старший

преподаватель, Мария Викторовна Пучкова, старший преподаватель, Санкт-Петербургский юридический институт (филиал)Университета прокуратуры

Российской Федерации

Аннотация

В статье определяется возможность использования различных видов текущего контроля для повышения качества образования, интенсификации учебного процесса на основании анализа работы со студентами всех форм обучения. Текущий контроль может осуществляться, в том числе, оценкой самостоятельной работы студента по выполнению методико-практических заданий и тестового теоретического материала по вопросам, предложенным для самостоятельного изучения. В основе такого контроля лежат универсальные единые критерии и учебные материалы для любых форм обучения по дисциплине физическая культура.

Ключевые слова: теоретический тест, методико-практическое задание, интерактивное обучение, текущий контроль, самостоятельная работа, универсальная компетенция.

MEANS OF PHYSICAL CULTURE CURRENT SUPERVISION FOR STUDENTS OF

ALL FORMS OF EDUCATION

Galina Yurievna Golovanova, the senior teacher, St. Petersburg State University of Aerospace Instrumentation; Valery Yuryevich Efimov-Komarov, the senior lecturer, North-West Institute of Management, branch of RANEPA, St. Petersburg; Lyudmila Borisovna Efimova-Komarova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, St. Petersburg State University of Aerospace Instrumentation; Evgeny Aleksandrovna Nazarenko, the senior teacher, Maria Viktorovna Puchkova, the senior teacher, St. Petersburg Legal Institute (branch) of the University of Prosecutors office of the Russian Federation

Annotation

The article considers the possibility of using of various types of current supervision by means of the analysis of teaching students of all educational forms. This supervision is executed to improve the educational quality, to make the educational process more intensive. The current supervision can be carried out by evaluating of the student's independent work on the implementation of methodological and practical tasks and by checking the theoretical material on the issues proposed for self-study. Universal consensus criteria and educational materials for all forms of training in the discipline of physical culture are on the basis of such supervision.

Keyword: theoretical test, methodological and practical tasks, interactive education, current supervision, independent work, universal competence.

Современная система высшего образования имеет в своей основе большую степень в свободе выбора методик и технологий как получения знаний, так и их передачи. Основная формула обучения предполагает, что одна треть времени, отведенного на изучение дисциплины, проходит в режиме контактной работы преподавателя и студента, а две трети предполагают активную самостоятельную работу студента по освоению учебных вопросов не только пройденного учебного материала, но и вопросов, вынесенных преподавателем, для самостоятельного изучения студентом. Правильно организованная самостоятельная работа студентов является основой формирования компетенций по всем направлениям образования и всем формам обучения. Нами была разработана рабочая программа дисциплины, в процессе реализации которой мы активно используем систему текущего контроля знаний и практических умений у обучаемых с использованием материалов, предложенных для самостоятельного изучения и выполнения. Особенностью программы является возможность проведения текущего контроля во всех формах обучения с использованием единых контрольных материалов.

Примерный рекомендованный учебный объем по дисциплине «Физическая культура» составляет:

- для очной формы обучения 16 часов лекций, 16 часов семинаров, 16 часов мето-дико-практических занятий и 40 часов самостоятельной работы студента;

- для очно-заочной формы обучения 8 часов лекций, 4 часа семинаров, 4 часа ме-тодико-практических занятий и 56 часов самостоятельной работы студента;

- для заочной формы обучения 4 часа лекций, 2 часа семинаров, 2 часа методико-практических занятий и 64 часов самостоятельной работы студента;

- промежуточная аттестация в форме зачета для всех форм обучения.

Для реализации такой программы и для повышения качества образования необходимо внедрять в образовательный процесс различные виды контроля знаний - от простых тестовых заданий, характеризующих полноту знаний теоретического материала по физической культуре, до методических заданий, характеризующих уровень владения методикой самостоятельного использования основных и дополнительных средств физической культуры для полноценной социальной и профессиональной деятельности. Такие задания имеют в своей основе проведение различных тестов и проб, характеризующих уровень развития физических качеств, контроля состояния здоровья, формирования способности планирования оптимального режима двигательной активности, самоконтроля за ответной реакцией организма на физическую нагрузку. Введение преподавателем разнообразных контрольных инструментов проверки знаний позволяет многогранно и более достоверно оценить уровень сформированности универсальных, общекультурных и профессиональных компетенций по дисциплине «Физическая культура». Актуальность нашей статьи объясняется тем, что тестовые технологии активно внедряются в сферу образования, как эффективная форма контроля знаний обучающихся. Контактная работа преподавателя на лекциях и семинарах находит свое продолжение также в самостоятельной работе студента по выполнению контрольных испытаний (тестов). А практика применения контроля в форме выполнения методико-практических заданий основана на выполнении под руководством преподавателя на практических занятиях определенных проб, тестов, сбора материалов для самостоятельного выполнения предложенных заданий. Такая форма контроля позволяет унифицировать процедуру оценки знаний и практических умений, так как все обучаемые хоть и находятся в одинаковых условиях и используют одинаковые (стандартные) измерительные материалы и оборудование, но выполняют их применительно к себе, к своим показателям творчески. Тестовый материал и методико-практические задания, выполняемые в процессе самостоятельной работы по физической культуре, можно использовать также для промежуточного контроля знаний студентов по основным разделам программы. При невыполнении по каким-либо причинам контрольных испытаний, студентам может предоставляться дополнительная возможность написания реферата на заданную тему, а также разработка и представление электронной презентации по вопросам, рекомендованным для самостоятельного изучения. Такие презентации мы рекомендуем выполнять в назначенных группах обучающихся, что способствует развитию умений работать в коллективе и развитию коммуникативных способностей. Такие формы контроля предназначены для систематизации, обобщения и закрепления знаний студентов. Особую актуальность имеет применение тестовых заданий на заочной и очно-заочной формах обучения, на которых в разы возрастает объем самостоятельной работы обучающихся по дисциплине.

Для успешного выполнения обучаемыми тестовых заданий по материалам лекций и материалов учебных вопросов, рекомендованных преподавателем для самостоятельного изучения обучаемым необходимо:

1. Изучить материалы конспектов лекций, в рекомендованных источниках учебной литературы найти ответы на вопросы, рекомендованные для самостоятельного изучения.

2. Внимательно прочитать, предложенные вопросы и ответы и выбрать один верный ответ из предложенных.

3. Оценка по разделу выставляется на основании выполнения 15 тестов по каждой

теме:

- «удовлетворительно» -10/11правильных ответов;

- «хорошо» - 12/13 правильных ответов;

- «отлично» -14/15 правильных ответов.

4. Окончательная оценка по теоретическому разделу вычисляется как среднеарифметическая по сумме оценок восьми тем.

Для решения поставленной задачи нами были проанализированы лекционные материалы по восьми темам, а также тематика и содержание четырех методико-практических занятий, разработанных кафедрой физической культуры.

В результате были определены материалы текущего контроля по 15 тестов для каждой темы. Например, на вопрос: «Что такое двигательный навык?» предлагаются ответы:

1. Двигательный навык - подсознательный уровень владения техникой действия, при котором управление двигательными актами осуществляется практически автоматически. Характерна высокая надежность выполнения движения.

2. Двигательный навык - умение рационально двигаться.

3. Двигательный навык - сознательное состояние владения техникой двигательного действия.

Ключ правильного решения тестов находится на кафедре физической культуры.

Целью выполнения методико-практических заданий является самостоятельное освоение методик оценки физического развития, оценки уровня здоровья и функционального состояния организма, способности проектирования оптимального режима двигательной активности, а также использования методов самоконтроля за ответной реакцией организма на физическую нагрузку.

Например, задание №2 1 «Определение уровня физического развития на основе своих антропометрических данных» включает в себя:

Задачи: определить с помощью тестов и индексов уровень физического развития и функционального состояния отдельных систем.

Оборудование: ростомер, сантиметровая лента длиной 150 см, ручной (кистевой) динамометр, становой динамометр, медицинские весы, секундомер.

Ход работы: измеряются

1. Рост, масса тела, окружность грудной клетки, прогностическая окончательная длина тела.

2. По антропометрическим данным необходимо сделать оценку уровня физического развития с помощью антропометрических индексов: ростовой индекс, весоростовой показатель, индекс массы тела (ИМТ) или индекс Кетле, жизненный индекс, силовой индекс, индекс пропорциональность между ростом и шириной плеч, индекс пропорциональности развития грудной клетки, индекс пропорциональности между окружностью грудной клетки и ростом, индекс Эрисмана, расчет должной массы тела и др.

Оформление результатов работы: измеренные соматические показатели и вычисленные индексы заносятся в протокол и сравниваются с должными нормами; делаются выводы о физическом развитии обучающегося с построением графика-профиля своего физического развития [1].

Для решения поставленной задачи нами были разработаны 4 методических задания, предложенных обучаемым для самостоятельного решения, а также порядок их выполнения и оформления результатов. Оценка по методико-практическому разделу определяется как среднеарифметическое от суммы оценок по всем заданиям. В результате решения материалов студентам предлагается сделать надлежащие выводы на основании исследования оценки своего уровня физического развития и функционального состояния.

Таким образом мы приходим к выводу, что текущий контроль оценки знаний может быть оперативным, когда тесты и задания выполняются в ходе учебного занятия, а также по этапным, основанном на проверке результатов испытаний, выполненных в процессе самостоятельной работы. Использование таких форм контроля позволяет эффективно использовать его в учебном процессе для всех форм обучения. Чем больше используется видов текущего контроля - тем объективнее оценка сформированности компетенций по

дисциплине.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гетьман, В.Д. Самоконтроль и методы оценки физического и функционального состояния студентов : учебное пособие / В.Д. Гетьман, Л.Б. Ефимова-Комарова, А.В. Токарева. - СПб. : Издательство Ассоциации Строительных Вузов, 2016. - 101 с.

REFERENCES

1. Getman, V.D., Efimova-Komarova L.B. and, Tokareva A.V. (2016), Self-checking and methods of assessment of a physical and functional condition of students: manual, publishing house of Association of Construction Higher education institutions, St Petersburg.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 23.01.2019

УДК 796.015.6

ПРОГНОСТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИЗМЕНЧИВОСТИ СЕРДЕЧНОГО РИТМА ПРИ ФИЗИЧЕСКОЙ НАГРУЗКЕ

Николай Анатольевич Горбунов, кандидат педагогических наук, Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина (РГУ имени С.А. Есенина); Александр Викторович Гурский, доцент, Юрий Макарович Арканов, доцент, Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний (Академия ФСИНРоссии, Рязань); Евгения Вадимовна Малтусова, Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет, Москва), Даниил Андреевич Похачевский, Московский физико-технический институт (МФТИ)

Аннотация

Ранняя изменчивость сердечного ритма (СР) в нагрузочный период (НП) имеет характерные особенности, связанные как с прогнозом физической работоспособности (ФР), так и восстановительного потенциала организма. Математическое моделирование (ММ) временного ряда кардиоритмограммы (КРГ) первых минут нагрузочного периода выявило максимальное количество связей моделей КРГ на 1 и 3 минуте с ранним восстановительным периодом. Переносимость ФН определяется в нагрузочный период скоростью изменчивости кардиоинтервалов (КИ) на 3 минуте. При этом большей нагрузке соответствует меньшая скорость изменчивости КИ. В период восстановления связь проявляется на 1, 3 минутах. При этом на 1 минуте большей нагрузке соответствует меньший КИ - более длительное восстановление, а на 3 минуте - большая скорость увеличения КИ. Таким образом, прогноз максимума ФР и восстановительного потенциала может быть осуществлен по КРГ первых минут нагрузочного периода. Наиболее существенными для этого прогноза следует считать показатели ММ КРГ 1 и 3-х минут.

Ключевые слова: кардиоритмограмма, математическая модель; максимальное нагрузочное тестирование; маркеры сердечного ритма.

PROGNOSTIC POSSIBILITIES OF HEART RATE VARIABILITY DURING

EXERCISE STRESS

Nikolay Anatolyevich Gorbunov, the candidate of pedagogical sciences, Ryazan State University named for S. Esenin; Aleksandr Viktorovich Gursky, the senior lecturer, Yuri Makarovich

Arkanov, the senior lecturer, The Academy of the Law and Management of Federal Penitentiary Service of Russia, Ryazan; Evgenia Vadimovna Maltusova, I.M. Sechenov First Moscow State Medical University, Daniil Andreevich Pokhachevskiy, Moscow Institute of Physics and

Technology

Annotation

The early variability of the heart rhythm (HR) during the load period (LP) has characteristic features associated with both the prediction of physical performance (PP) and the recovery potential of the body.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.