Научная статья на тему 'Средства развития интуиции у студентов - будущих экономистов'

Средства развития интуиции у студентов - будущих экономистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
255
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баканова Ирина Геннадьевна

В статье рассматриваются специфика подготовки и особенности профессиональной деятельности экономистов. Автор определяет ведущие способности, необходимые в профессиональной деятельности экономиста способности к экспликации интуиции, и классифицирует их в соответствии со структурой профессиональной деятельности. Рассмотрена сущность понятия «интуиция» и описаны средства ее развития у студентов будущих экономистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Баканова Ирина Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Средства развития интуиции у студентов - будущих экономистов»

УДК 378

И.Г. Баканова*

СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ИНТУИЦИИ У СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ ЭКОНОМИСТОВ

В статье рассматриваются специфика подготовки и особенности профессиональной деятельности экономистов. Автор определяет ведущие способности, необходимые в профессиональной деятельности экономиста - способности к экспликации интуиции, и классифицирует их в соответствии со структурой профессиональной деятельности. Рассмотрена сущность понятия «интуиция» и описаны средства ее развития у студентов - будущих экономистов.

Ключевые слова и фразы: экономическое образование, экономист, функции экономиста, интуиция, развитие языковой личности, языковые способности, контекстный подход, социокультурный подход, полевый подход.

Постоянные изменения, происходящие в современных экономических условиях, находят отражение в характеристиках профессии экономиста, которая обусловлена динамическим характером, что указывает на большое количество информации, с которой приходится иметь дело специалисту, на быструю смену событии, что приводит к необходимости действовать и принимать решения, не имея возможности тщательно обдумать ситуацию [10], в связи с чем расширяются функциональные обязанности экономиста (экономист в процессе своей профессиональной деятельности выполняет прогностическую, проектировочную, конструктивную, организаторскую, диагностическую, коммуникативную, конструктивную функции).

Результаты профессиональной деятельности экономиста обеспечиваются качеством профессионального образования, миссией представителя данной профессии. Слово «экономика» пришло к нам из Древней Греции и означало «законы экономического ведения домашнего хозяйства». Первоначальные систематические знания об экономном хозяйствовании связаны с именами ве-

Ф © Баканова И.Г., 2008

Баканова Ирина Геннадьевна, кафедра иностранных языков естественных факультетов Самарского государственного университета, 443011, Россия, г. Самара, ул. Акад, Павлова, 1

ликих мыслителей древности: Аристотеля (384-322 гг. до н.э.) и Ксенофонта (440-355 гг. до н.э.). Ими рассматривались такие экономические явления, как разделение труда, ремесло, земледелие, товары, правила обмена ими, деньги, их роль Аристотель называл экономику практической философией, имея в виду изучение человеческих действий, что подразумевало их этическую оценку [1.С. 20].

В эпоху средневековья границы экономического образования значительно расширились в связи с развитием науки, производства, товарообмена, расширением географических связей и усложнением структуры социально-экономических отношений. Однако экономическое образование и воспитание молодежи в средние века еще оставались фрагментарными. Индустриальный этап развития общества оказал положительное влияние на развитие системы экономического образования. Появление рыночной экономики с частной собственностью, конкуренцией и свободным ценообразованием актуализировало проблему экономического образования. Государство поощряло распространение общеэкономических и специально-экономических знаний, готовящих к будущей деятельности, через коммерческие гимназии и училища, что, в свою очередь, было вызвано проведением реформы 1861 года.

В 80-е годы XX века исследователями ставятся и решаются проблемы экономического образования на философском (Г.Е. Глезерман, А.Г. Здравомы-слов и др.), экономическом (Л.И. Абалкин, Л.Н. Пономарев и др.), социологическом (Л.П. Буева, С.Г. Струмилин и др.), психологическом (А.Н. Леонтьев, К.К. Платонов и др.) и педагогическом (А.Ф. Аменд, Н.П. Рябинина, И.А. Са-сова и др.) уровнях.

В современных условиях глобализации и интеграции экономики в мировое пространство требуется такое содержание экономического образования, которое представляет не только систему специальных экономических знаний, но и знаний иностранного языка, что позволит своевременно и оперативно обновлять знания по специальности, а также эффективно выполнять свои профессиональные функции. Принимая во внимание гуманистическую антропоцентрическую парадигму образования, цель которой состоит в развитии человека, его гражданском, нравственном воспитании, его общекультурном становлении как личности, мы рассматриваем экономическое образование как средство

развития целостной личности.

Доказательством служат функции экономиста: сегодня экономисты решают сложные проблемы и принимают решения, делая выбор при недостаточном количестве данных, фактов, часто при отсутствии предшествующего опыта. Необходимо отметить, что деятельность экономистов направлена в открытые сферы, где нужно найти свою нишу, создать структурную единицу, что требует от специалиста готовности к риску, к разрешению ситуации неопределенности, познавательных усилий, умений быть решительным, осуществлять адекватный выбор разрешения экономической ситуации при дефиците информа-

ции. Становится очевидным тот факт, что просчитать экономическую ситуацию сложно, требуются специальные способности.

Самая большая «проблема» современного экономиста - это желание как можно быетрее и эффективнее достичь профессиональных успехов и в то же время не ошибиться. В результате экономисты тратят много времени на сбор информации, что отодвигает момент принятия решения. Экономика уже не является сферой, где анализ может привести к правильному выбору, а командно-контролирующая система управления себя не оправдывает. Исследования, проведенные в Чикагском университете, показали, что экономика движется импульсами, а вовсе не здравым смыслом. Согласно статистическим данным, подавляющее большинство экономических проектов последнего времени имеют в своем фундаменте вовсе не расчет, а сгроятся на интуиции [4.С.55].

Анализ экономической литературы показывает, что данному факту есть обоснование. Во-первых, экономика современного мира стала настолько сложной, что старые исследовательские методы в ней не работают, а новых фундаментальных прорывов пока нет. Во-вторых, люди стали сложнее по своему внутреннему устройству благодаря развитию образовательных систем и свободному коловращению информации в мире [4.С.56]. Учет особенностей деятельности экономистов ХХ-ХХ1 веков позволяет констатировать, что именно интуиция стала фактором их успеха, а не ориентирование на маркетинговые исследования и фокус-группы.

Деятельность экономиста связана с контактами и направлена на достижение наилучшего коммерческого результата в условиях риска, конкуренции, неясной ситуации, требующей ее быстрого анализа, преодоления неопределенности и принятия решения в условиях неполной информации, что в свою очередь требует умения интуитивно предвидеть будущее. Таким образом, для решения профессиональных задач «экономисту необходим не только здравый смысл, но и научное действо, нечто в него не укладывающееся», что к тому же требует развития такой экономической компетентности, как интуиция, «без которой нет экономиста» [2.С.24]. Следовательно, учет особенностей деятельности экономиста, его расширяющихся функциональных обязанностей позволяет констатировать их главную цель - достижение положительных результатов деятельности на основе интуиции.

В последнее время в западной и отечественной психологии наблюдается рост интереса к изучению интуиции. Отчасти это обусловлено тем, что появился запрос на людей, которые могут принимать решения и действовать, полагаясь на свою интуицию. В данном контексте необходимо выявить сущность понятия «интуиция», которое широко используется в философии, социологии, экономике, педагогике, психологии, математике и других науках. Значительное место интуиции в своих работах уделяли Бергсон (развитие интуитивизма); Л.Э Я. Брауэр (1881 - 1966); Гуссерль (феноменология), В.И. Купцов, А. Пуанкаре; Г. Селье, Фрейд (психоанализ); Шелер (философская антрополо-

ве-

гия). По оценкам отечественных и зарубежных ученых, в настоящее время дутся научные исследования, освещающие различные аспекты интуиции: рассматриваются значение, сущность и функции интуиции (А.Н. Лук, И.М. Морозов, P.M. Грановская); исследуются вопросы совершенствования методологической базы и организации экономической интуиции (Е. Додолев, М. Леско).

Слово «интуиция» происходит от латинского intueri, что означает «смотреть внутрь». В философии под «интуицией» понимают процесс постижения истины в интеллектуальном, эмоциональном или мистическом смысле, характеризующийся ее непосредственным усмотрением, минуя рефлексию [9.С.32]. Философские учения об интуиции возникли еще в древнеиндийской и в древнегреческой философии. Характеризуя интуицию, философы акцентируют внимание на способности человеческого ума, которая отличается как от чувственности, так и от рассудка и представляет собой не что иное, как некий автономный способ познания, а именно внезапное, полное и точное постижение.

В современной науке интуиция рассматривается в качестве эвристического средства, ориентира и опоры рассуждения. Поэтому к наиболее частым словоупотреблениям термина «интуиция» в современной научной литературе относятся быстрое восприятие, воображение, сокращенное аргументирование и здравое суждение.

Анализ научной литературы (В.Д. Бирюков, Д.В. Бирюков, В.Р. Ирина, P.M. Грановская, И.М. Морозов, А.А. Новиков) показал, что интуиция представляет собой единый, целостный процесс, в котором можно выделить два уровня. Первый уровень - такое выражение «субъектного» компонента ситуативной установки, которое приводит лишь к осознанию субъектом факта своего эмоционального состояния, без ярко выраженного предметного содержания данного состояния - это некоторый неосознаваемый, чувственный право-полушарный этап. Второй уровень - интеллектуальный, приводит к объективации субъектного, появлению четко выраженного содержания, логики, осознания - это «скачок» и осознание в левом полушарии. В то же время интуиция сопряжена с творческой деятельностью субъекта и проявляется тогда, когда возникает актуальная познавательная задача. В нашем исследовании под «интуицией» понимается способность человеческого сознания к ускоренному, внезапному переходу от старых форм знания к новым, что ведет к взаимодействию чувственного и логического в познании. В структуре интуиции на основе анализа научной литературы были выделены следующие компоненты: когнитивный, креативный, эмоциональный, рефлексивный.

Для успешной экспликации интуиции у экономиста должны быть развиты необходимые способности: генерировать различные гипотезы; «сканировать» информацию; творчески мыслить; анализировать; вовремя эмоционально отключаться от проблемы. Интерес к решаемой проблеме, желание добиться успеха. уверенность в своих силах и возможностях, высокая самооценка, наблюдательность и внимательность благоприятствуют развитию интуиции. Следо-

вательно, профессиональная подготовка студентов экономического факультета

должна быть направлена на развитие профессионально значимых свойств будущего экономиста.

В ходе исследования гипотетической позиции представляем предположение о целесообразности развития интуиции у студентов - будущих экономистов средствами иностранного языка: в языке реализуются эмоциональное отношение к миру, опыт жизнедеятельности и ценности, которые разделяют носители языка, что программирует определенным образом мотивы деятельности, действия, реакцию на них на основе интуиции.

Обучение иностранному языку в неязыковых вузах находится в центре внимания ученых, что объясняется как расширением международных контактов в различных сферах социальной жизни и экономики, требующих от специалистов способностей пользоваться иностранным языком для решения стоящих перед ним профессиональных задач, так и влиянием иностранного языка на развитие личности, ее профессиональных способностей: язык - «прекрасный тренажер для развития способностей» [7.С.5]. Иностранный язык развивает способность воспроизведения и дифференциации на слух, зрительное восприятие на основе работы с текстовой информацией, оперативную память, способность к имитации, обобщению, трансформации, логическое мышление вследствие анализа словообразовательных моделей грамматических явлений, образное мышление вследствие выполнения творческих заданий. Влияние языка на личность зафиксировано в понятии «языковая личность», под которой понимаются «многослойный и многокомпонентный набор языковых способностей, умений, готовностей к осуществлению речевых поступков разной степени сложности» [6.С.29].

Выявлено, что развитие языковой личности - это непрерывный процесс, состоящий из ряда последовательно сменяющихся связей между представленными уровнями, обнаружена зависимость их качественных особенностей от степени развития языковых способностей, которые характеризуют языковую личность и являются механизмом, обеспечивающим речевую деятельность в различных видах и формах (A.A. Леонтьев). Поэтому структура языковой личности многими учеными определяется как развитие языковых способностей

(A.M. Шахнарович).

В состав языковых способностей включают коммуникативные (речевые) и лингвистические (когнитивные). По мнению М.К. Кабардова, лингвистические и коммуникативные способности имеют разную психологическую и психофизиологическую природу. Выделение данных способностей основано на полу-шарной специализации: левое полушарие обрабатывает информацию последовательно, основываясь на деталях, и тем самым обнаруживает тесные, статистически значимые связи с лингвистическими способностями; правое полушарие отвечает за более общий способ ее обработки и оказывает влияние на развитие коммуникативных способностей.

В структуру лингвистических способностей вводится «способность накапливать и систематизировать информацию, аналитически вычленять закономерности языковых явлений», а также «гностические умения, рефлексия, связанная с осознанием, систематизацией и переносом информации, познавательные умения, связанные с особенностями внимания, мышления и памяти, восприятие и адекватное понимание различного рода знаковых систем: вербальной (преимущественно) и невербальной» [5.С.85]. В структуре коммуникативных способностей присутствуют такие составляющие, которые определяют количественные и качественные характеристики информации, восприятие и адекватное понимание различного рода знаковых систем: вербальной, невербальной (преимущественно). Итак, структуру языковых способностей составляют разноуровневые компоненты: одни связаны с обученностыо, то есть с процессом получения знаний, умений; другие - с характеристиками психических процессов (память, восприятие, мышление и т.д.); третьи характеризуют языковые способности с точки зрения получения и переработки информации, что является предметным содержанием интуиции.

Развитию коммуникативных способностей у студентов - будущих экономистов способствует организация обучения иностранному языку на основе контекстного подхода (A.A. Вербицкий), который предполагает создание условий для взаимопроникновения учебной и профессиональной деятельности. Моделирование в учебной деятельности студентов ситуаций профессиональной деятельности позволяет ввести содержание будущего труда в контекст реальных учебных и жизненных отношений, а следовательно, способствует усвоению и творческому применению знаний, а также принятию их как средств профессионально и личностно значимой деятельности [3]. Поэтому важным представляется научить студентов действовать в конкретных профессиональных ситуациях, что будет способствовать развитию рефлексивного, когнитивного и креативного компонентов интуиции.

Принимая во внимание профессиональную направленность обучения иностранному языку как «специально организованный процесс ориентации целей, содержания, форм и методов обучения на будущую специальность, на развитие профессиональных умений и личностных качеств, необходимых для эффективного выполнения различных профессиональных задач на иностранном языке» [11.С.97], создание учебного игрового пространства из деловых игр является наиболее продуктивным. Социокультурный контекст деятельности выражается способностью сравнивать изучаемые лингвокультурные общности, интерпретировать межкультурные различия и адекватно действовать в ситуациях нарушения межкультурного взаимопонимания (Г.К. Борозенец); совокупностью знаний, умений, способностей и качеств личности, которые обеспечивают общение на иностранном языке в соответствии с нормами языка, речи и традициями культуры носителей языка (И.Э. Риске).

Для развития интуиции у студентов - будущих экономистов необходима замена социокультурного контекста межкультурным, которые часто рассматриваются в качестве синонимов, что связано с их функцией обеспечения лучшего понимания носителей иностранного языка, их мировоззрения. Однако межкультурная компетенция способствует не просто пониманию иной культуры, а восприятию действительности через несколько культур одновременно, что стимулирует творческую активность, которая является неотъемлемым компонентом интуиции. Изучение научных работ ученых (И.Л. Плужник, С.Г. Саблина) приводит к выводу о том, что формирование межкультурного контекста становится возможным при условии создания определенной методической системы, в основу которой положен социокультурный подход, предполагающий такую организацию обучения иностранному языку, при которой создаются условия для ориентации в социально-культурной среде страны изучаемого языка, то есть происходит обучение иностранному общению в контексте диалога культур [8]. Диалог культур предполагает мировоззренческую направленность обучения, что является необходимой предпосылкой культурного

развития личности. ^^ШН^^Н ' ^^ШЙИВИ^^!

При сравнении культур обнаруживается тесная взаимосвязь процессов самопознания через саморефлексию, сравнение себя с другими, то есть условий, обеспечивающих развитие рефлексивного компонента интуиции, чему будет способствовать отбор иноязычной лексики на основе полевого подхода, предполагающего системность, анализ, выявление связей между явлениями, логическое обоснование, что также обеспечивает развитие лингвистических способностей. Сравнение культур способствует формированию способности к саморегуляции, самообладанию и эмоциональной устойчивости, то есть условий, обеспечивающих развитие интуиции.

Учитывая тот факт, что традиционные и .доминирующие в бизнесе линейно-функциональные структуры, ориентированные на стабильную внешнюю среду, не могут обеспечить в XXI веке требуемый динамизм экономических изменений, интуиция специалиста будет способствовать поиску новых идей и смыслов, прагматических решений, что требует организации экономического образования с актуализацией средств иностранного языка.

Библиографический список

1. Багаутдинова, Н.Г. Высшая школа сегодня и завтра. Пути преодоления кризиса. -

М.: ЗАО «Издательство "Экономика"», 2003.-426 с. 2 Бирман, И.Я. Я - экономист / И.Я. Бирман. - М.: Время, 2001. - 576 с.

3. Вербицкий, A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: метод.

пособие/A.A. Вербицкий.- М.: Высш. шк., 1991.-207 с.

4. Додолев, Е. Биржа гениев: интуиция в бизнесе / Е. Додолев, М. Леско // Огонек. -

2003. - №34. - С. 54-57. В ^-^Дв^ИI

5. К а бардов, М.К. Типы языковых и коммуникативных способностей и компетенций / М.К. Кабардов, Е.В. Арцишевская // Вопросы психологии. - 1996. - №1 - С. 34-49.

6. Караулов, Ю.Н. Русский язык и языковая личность / Ю.Н. Караулов - М • Паука 1987. - 264 с. 4 ^ 1 '; J \

7. Пассов, Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению / Е.И. Пассов. - М.: Рус. яз., 1989. - 276 с.

8. Сафонова, В.В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций / В.В. Сафонова. - Воронеж: ИСТОКИ, 1996. - 237 с.

9. Современная философия: Словарь и хрестоматия / под ред. В.П. Кохановского. -Ростов н/Д: Феникс, 1996.-511 с.

10. Степаносова, О.В. Современные представления об интуиции / О.В. Степаносова // Вопросы психологии. - 2003. - №4. - С. 133-143.

11. Юхненко, J1.B. Иностранный язык - реальный инструмент трудовой познавательной деятельности специалиста с высшим образованием / JI.B. Юхненко // Теория и методика непрерывного образования. Сб. трудов V Всерос. научио-метод. конф. -Тольятти: ЕГУ, 2003. - Т. 1. - С. 97-99.

Í.G. Bakanova

THE MEANS OF THE DEVELOPMENT INTUITION AT THE STUDENTS - FUTURE ECONOMISTS

In the paper the process of teaching economists and some peculiarities of their professional work are considered. Also, the main capacities necessary in professional work: the capacities of using intuition are defined. The author classifies them according to the structure of the professional work of economists. It is examined the definition «intuition» in the article and there are some descriptions of means how to develop intuition.

Key words and phrases: economical education, an economist, functions of an economist, intuition, linguistic capacities, a contextual approach, a socio-cultural approach, a «field» approach.

Статья принята в печать в окончательном варианте 04.12.08 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.