УДК 378.147
И.Г.Баканова*
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ СТУДЕНТОВ -БУДУЩИХ ЭКОНОМИСТОВСРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
В статье рассматриваются тенденции развития высшего экономического образования, обосновывается необходимость профессионального и личностного развития студентов, выделяются факторы, влияющие на развитие профессионально значимых свойств будущих экономистов; доказывается роль иностранного языка в их профессиональной подготовке.
Ключевые слова: высшая школа, экономическое образование, студенты, профессиональное развитие, иностранный язык.
Особенности современной экономической и социальной ситуации, смена парадигмы образования, вхождение России в международное образовательное пространство оказали существенное влияние на развитие высшей школы, которая занимает ведущее место в системе образования, прямо и опосредованно связана с экономикой, наукой, технологией, культурой общества в целом. В итоге ее модернизация является частью стратегии общего национального развития. Вступая в XXI век, высшая школа уточняет задачи профессионального образования, обусловливающие характеристики специалистов, выпускаемых вузами.
Согласно концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, основной целью профессионального образования в высшей школе является подготовка квалифицированного специалиста соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного, компетентного, готового к эффективной работе на уровне мировых стандартов, к постоянному профессиональному росту. В процессе формирования нового социального заказа в образовании резко возрастает значение иностранного языка, который в условиях активной интеграции мирового сообщества и включения нашей страны в мировую торгово-экономическую систему становится для будущих специалистов в области экономики необходимым условием осуществления успешной профессиональной деятельности. Следовательно, перед экономическим образованием выделяются задачи адекватно общемировым тенденциям.
В то же время тенденция как направление развития какого-либо яв-
* © Баканова И.Г., 2008
Баканова Ирина Геннадьевна — кафедра иностранных языков естественных факультетов Самарского государственного университета
ления или процесса, как форма проявления моделей и закономерностей, которым подчиняется рассматриваемое явление или процесс, отражает особенности развития отечественной системы экономического образования: переход к многоуровневой системе; внедрение непрерывного образования; фундаментализация; компьютеризация; гуманизация процесса обучения; модернизация содержания и методов обучения, которые призваны устранить противоречия между существующей системой экономического образования и современными требованиями к выпускникам экономических вузов.
Анализ педагогических парадигм различных образовательных моделей (Н.В.Бордовская, Г.Б.Кортнев, А.А Реан) подтверждает, что ведущей тенденцией современного образования является переход к новой гуманистической антропоцентрической парадигме (В.И.Андреев, В.С.Безрукова, Б.М.Бим-Бад, Т.И.Гончаров, В.В.Давыдов, А.Н.Джурин-ский, А.Т.Кинкулькин, Л.Н.Максимова, М.А.Молчанова, Е.Б.Попов, Е.Н.Шиянов, И.С.Якиманская и др.), цель которой состоит в развитии человека, в его гражданском, нравственном воспитании. Таким образом, профессиональная подготовка экономистов предполагает учет идей гуманистической психологии (К.Роджерс): за экономистом остается право выбора стиля работы и способов взаимодействия с людьми; выбора способов личностного роста. Ориентация образования на раскрытие самости каждого из субъектов предполагает использование методики обучения, в основе которой лежат идеи личностно-ориентированного подхода, рассматривающего образование не как способ передачи знаний, умений и навыков, а как способ развития личности, что обуславливает отношение человека к собственному развитию как к ценности.
Развитие занимает в системе категорий диалектики особое положение, являясь «наиболее сложной, поскольку ее употребление предполагает использование всех других категорий. При этом главную трудность представляет собой вопрос: «Что такое развитие?» [1.С.30]. В науке не установилось единой трактовки данного понятия, и разные ученые вкладывают различный смысл в его содержание. В. Даль характеризует развитие как «целенаправленную деятельность педагогов, направленную на создание условий для саморазвития личности» [2. С.683]. В философии под «развитием» понимают изменение, но не любое, а направленное, необратимое и закономерное. Совокупность же закономерных изменений обычно приводит к возникновению нового качества, т.е. к изменению состава или структуры данного объекта: «Развитие -это одновременно прогрессивные и регрессивные, необратимые и обратимые (повторяющиеся), прерывные (качественные) и непрерывные (количественные) изменения, это и преемственность изменений и необходимость нового и т.п.» [3. С.75].
Анализ педагогической литературы показывает, что «развитие» — это целенаправленное накопление информации с последующим ее упорядочением, структурализацией. Направленное собирание, семантический отбор и интегрирование ценной информации на основе отражения является условием появления новой организации, новой структуры (Ю.К.Ба-
банский, Э.О.Конопкин, А.А.Смирнов). Нередко термины «формирование» и «становление» употребляются как синонимы «развития», процесса внутреннего изменения личности, воспитания, социализации, т.е. создания и реализации внешних условий для развития личности. Формирование в отличие от развития предполагает «завершение природы человека», реализацию его природных потенций через обучение и воспитание [4. С.181]. Эффективность формирования личности в процессе профессиональной подготовки определяет реальный результат, сформированность у обучающихся новых способов деятельности, саморазвитие творческого потенциала и ценностей обучаемых, поиск эффективных путей, разработки новых технологий (Б.С. Братусь, П.И. Пидка-систый, Ю.П. Поваренков, В.А. Сластенин, В.Д. Шадриков и др). Путь формирования личности экономиста заключается не только в осуществлении себя в экономической деятельности, но и в становлении и развитии через эту деятельность.
В современном общепринятом научном понимании становление — философская категория, выражающая спонтанность, изменчивость вещей и явлений — их непрерывный переход, превращение в другое. Как правило, термин «становление» употребляется в трех значениях: как синоним категории «развитие»; как выражение процесса создания предпосылок, элементов предмета, возникающего на их основе; как характеристика начального этапа уже возникшего предмета, где происходит переход от старого к новому, рост этого нового, его упрочение и превращение в целостную развитую систему (Э.Н. Гусинский, Ю.И. Турчанинова).
Становление личности в профессии — это становление ее профессионально развитых и сформированных отношений, а мера их сформиро-ванности и есть мера профессиональной зрелости личности (К.М. Левитан). Профессиональное становление личности экономиста — это совершенствование способов ее включения в экономическую деятельность, в итоге — это способность реализовать себя в ней.
Современные социально-экономические условия развития России обуславливают потребность в экономическом образовании, которое касается всех слоев общества.
Согласимся, что современная историческая эпоха окрашена в цвет экономизма: никогда еще так не осознавалось значение хозяйства в человеческой жизни, никогда человек еще не ощущал такой зависимости от экономики [5. C.683]. Таким образом, возрастает значимость экономической профессии, профессиональной подготовки специалистов в сферу экономики. В основе экономического образования лежат философские представления о мире и человеке. Понимание фундаментальных оснований бытия и культуры, социального выбора и ценностных ориентаций, сущности человека как субъекта и носителя культуры определяет роль и место образования в обществе. Образование — это путь и форма становления целостного человека, это процесс формирования облика человека, который отражается в культуре, поэтому культура должна определить структуру образования, его логику [6. C.80].
Анализ экономической литературы показывает, что существуют разночтения относительно термина «экономическое образование»: целенаправленная и систематическая передача старшими и усвоение подрастающими поколениями опыта экономических отношений, экономического сознания (А.С. Прутченков); система институтов, форм и методов получения экономических знаний и навыков, необходимых для эффективной экономической деятельности (А. Архипов); сообщение и систематизация экономических знаний, умений и навыков (И.Г. Рябова); способ овладения экономическими знаниями, выработки умений оценивать результаты своей деятельности, соизмерять потребности и возможности (В.П. Кацун).
На протяжении практически всей истории человечества прослеживается связь между уровнем экономики, экономическими знаниями и уровнем экономического образования, а развивающийся экономический процесс, мозаичность культуры выдвигают на первый план в образовании развитие личности [7. С.55-56].
В настоящее время востребован экономист в целостности его личностных и профессиональных качеств, обладающий экономическим мышлением и специальными знаниями, умениями и навыками, находящимися в постоянном развитии, поэтому профессионально-личностное развитие становится целью профессиональной подготовки экономистов.
Понятие «профессионально-личностное развитие» рассматривается (И.Д. Лушников, В.А. Сластенин) как «...интегративное системное единство личности и деятельности», которое включает в себя единство общекультурного и профессионально обусловленного в личности; как проявление личности в культуре профессиональной деятельности; как функционирующее взаимодействие личности и деятельности [8]. Это единство синтезирует в себе ценностные ориентации, качества личности и профессиональную деятельность.
В своем исследовании мы исходим из основополагающего принципа психологии единства личности и деятельности и закономерного целостного изменения этого интегрального образования. Личностное развитие рассматриваем как процесс и результат становления специалиста в качестве субъекта деятельности, познания, общения, рефлексии; как закономерное, поэтапное изменение личности будущего экономиста в процессе разнообразной деятельности и общения.
Профессиональное развитие принимаем за важнейшую составную часть личностного развития, в котором отражается ее доминирующая направленность: личностное развитие шире профессионального, ибо его содержанием является подготовка человека к решению не только профессиональных задач, но и задач социальных, культурных, к смыслотвор-ческой деятельности и самореализации в жизни.
Профессиональное развитие будущего экономиста осуществляется на основе учебно-профессиональной деятельности, основным содержанием которой является процесс постановки и решения студентами профессиональных задач. В качестве движущей силы профессионально-лич-
ностного развития выступает осознанная потребность человека «стать собой» — реализовать, насколько возможно, собственное «Я» в профессиональной деятельности, что становится возможным в процессе разрешения диалектических противоречий, включения человека в ситуацию выбора, принятия или отвержения профессии как формы социализации и индивидуализации. Противоречия личностного развития конкретного специалиста определяются его особенностями и их проявлением в профессиональной среде в виде конкурентоспособности на рынке труда. Противоречия профессионального развития возникают между определенным уровнем подготовленности будущего экономиста и использованием его возможностей со стороны экономической сферы. Противоречия между профессиональной и социальной, профессиональной и личностной сторонами подготовки экономистов порождают и регулируют процесс сближения личности с профессией по мере перехода из стадии освоения профессии в собственно экономическую деятельность.
Роль противоречий в подготовке экономиста не может быть определена однозначно, так как не сами по себе противоречия являются источником развития, не их накопление, а процесс их разрешения (Л.Р.Гребенников, Н.С.Романова, Л.В.Петровский), что ведет к позитивному раз-витию.Связь между личностным и профессиональным развитием носит субординарный характер: профессиональное развитие в студенческом возрасте является составной частью личностного развития.
На основе ретроспективного анализа монографической литературы о деятельности выдающихся экономистов в России (С.Ю.Витте, П.А.Столыпин) пришли к выводу о том, что необходимым условием их успешной работы является наличие интуиции, способность развития которой связана не только с приобретением профессионального опыта в сфере экономической деятельности, но и с общим уровнем развития личности. В данном контексте необходимо выявить сущность понятия «интуиция».
Термин «интуиция» происходит от латинского Шиеп, что означает «смотреть внутрь»; философы рассматривают интуицию в виде способности человеческого ума, которая отличается как от чувственности, так и от рассудка и представляет собой не что иное, как некий автономный способ познания, а именно внезапное, полное и точное постижение. В педагогической науке интуиция рассматривается как эвристический процесс, состоящий в нахождении решения задачи на основе ориентиров поиска, не связанных логически или недостаточных для получения логического вывода. Для интуиции характерна быстрота (иногда момен-тальность) формулирования гипотез и принятия решения (В.В.Давыдов). В узком значении интуиция — это чутье, тонкое понимание, проникновение в самую суть, непосредственное, без обоснования доказательствами постижение истины (С.И.Ожегов).
В качестве средства развития интуиции у будущих экономистов может выступать иностранный язык, который предстает как средством обучения, так и средством личностного и профессионального развития.
Метод проектов применяется с целью развития навыков проектировочной и прогностической деятельности. Совокупностью проектов (де-
вочной и прогностической деятельности. Совокупностью проектов (деловые, ролевые) создается единое образовательное пространство, имитирующее профессиональные задачи экономиста, требующие предвидения, предсказывания, принятия решения в условиях либо недостаточного количества информации, либо ее большого потока.
Таким образом, за счет метода проекта расширяются функции иностранного языка, он приобретает профессионально направленный и лич-ностно развивающий характер.
Библиографический список
1. Бранский, В.П. Принципы развития. Онтологический аспект диалектики / В.П.Бранский // Материалестическая диалектика. — 1981. — №1. — С.30 - 35.
2. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. / Владимир Даль — М.: Астрель, 2001. — 205c.
3. Миклин, А.М. К проблеме развития современной марксистской философии / А.М. Миклин // Вопросы философии. — 1980. — №1. — С.75.
4. Платонов, К.К. О системе психологии / К.К. Платонов. — М.: Просвещение, 1972. — 181с.
5. Бердяев, H.A. Философия свободы / H.A. Бердяев. — М.: ООО «Издательство АСТ», 2002. — 736с.
6. Конев, В.А. Человек в мире культуры / В.А. Конев. — Самара: СИПКРО, 1996. — 106с.
7. Конев, В.А. Профессиональная подготовка студентов в условиях модернизации высшей школы / В.А. Конев. — Самара: Изд-во «Универс групп», 2007. — C.51 — 61.
8. Лушников, И.Д. Профессиональная адаптация выпускников пединститута / И.Д. Лушников. — М.: Прометей, 1991. — 205с.
I.G. Bakanova
PROFESSIONAL AND PERSONAL PROGRESS OF THE STUDENTS -FUTURE ECONOMISTS BY MEANS OF ENGLISH
In the paper modern tendencies in higher education technologies in teaching economists are analyzed. The necessity of professional and personal students' progress; proves the role of the foreign language in their professional training are discussed.
Key words and phrases: higher institutes of education, economic education, students, professional maturity, foreign language.
Статья принята в окончательном варианте 27.08.08 г.