УДК 378
И.Г. Баканова*
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ СТУДЕНТОВ-БУДУЩИХ ЭКОНОМИСТОВ
В статье рассматривается проблема профессионально-личностного развития студентов-будущих экономистов в соответствии с их возрастными особенностями.
Ключевые слова: профессионально-личностное развитие, стадии профессионально-личностного развития, принцип саморазвития.
Профессией экономиста можно овладеть посредством учебно-профессиональной деятельности, ориентируясь при этом на профессионально-личностное развитие, которое рассматривается (И.Д. Лушников, В.А. Сластенин) как «интегративное системное единство личности и деятельности», отражающее единство общекультурного и профессионально обусловленного; как проявление личности в культуре профессиональной деятельности; как функционирующее взаимодействие личности и деятельности [6]. Анализируя профессионально-личностное развитие, последователи (Э.Ф. Зеер) акцентируют внимание на процессе развития личности, ориентированном на высокий уровень профессиональных достижений [5, с. 28]. По мнению А.А. Деркача и В.Г. Зазыкина, профессионально-личностное развитие должно иметь прогрессивный характер, проявляющийся в изменении мотивационной сферы личности, в которой общечеловеческие ценности начинают находить более сильное отражение; в возрастании умения планировать на уровне интеллекта, а затем осуществлять на практике те деяния, которые соответствуют духу названных ценностей; развитии способности мобилизовать себя на преодоление объективных трудностей, препятствующих проявлять самостоятельность и совершать деяния в соответствии с этими ценностями; более объективном оценивании своих сильных и слабых сторон и степени своей готовности к новым, более сложным действиям и ответственным поступкам.
Сравнение точек зрения относительно сути профессионально-личностного развития показало, что в его основе лежит принцип саморазвития, детерминирующий способность личности превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования, что, в свою очередь, приводит к высшей форме жизнедеятельности личности — творческой самореализации.
Для нашего исследования интерес представляет профессионально-личностное развитие студентов в вузе, которое может быть представлено последовательностью стадий:
— адаптация к условиям вуза, при котором преобладает активное приспособление студентов к новым условиям, ознакомление с требованиями вуза, своими функциями, обязанностями и правами;
— идентификация с требованиями учебно-профессиональной деятельности, при которой происходит активное вовлечение студента к овладению и квалифицирован-
* © Баканова И.Г., 2014
Баканова Ирина Геннадьевна ([email protected]), кафедра иностранных языков, Самарский государственный университет, 443011, Российская Федерация, г. Самара, ул. Акад. Павлова, 1.
ному выполнению своей социальной роли, а также подготовка к предстоящей специализации, сознательное руководство собственной деятельностью и поведением на основе осознанныгх мотивов и целей;
— самореализация в образовательном процессе, которая заключается в целенаправленном развитии личностных качеств, профессиональный: умений (при этом во всех видах деятельности обеспечивается взаимосвязь и соединение мотивов и целей, внутренних интенций с внешним педагогическим влиянием; возрастает самодетерминация и осознанная саморегуляция в различныгх видах деятельности);
— самопроектирование профессионального развития, сущность которого состоит в проявлении субъектности студента, осуществляющего самостоятельное, целеустремленное преобразование исходных способностей и личностных свойств в социально и профессионально значимые качества; а также в реализации возможности достижения определенного уровня квалификационного развития в условиях вуза, необходимых для эффективного выполнения предстоящей профессиональной деятельности [2, с. 63]. Стадии профессионально-личностного развития студентов преемственны по своей сути, так как каждая последующая ступень имеет значимые элементы приобретенного на предшествующей, обогащает их и отрицает то, что на новом этапе исчерпало свои созидательные возможности.
Для выгаснения особенностей профессионально-личностного развития студентов в вузе, а также для установления факторов, способствующих их профессионализации, обратимся к психолого-педагогическому анализу студенческого возраста, который в возрастной психологии называется поздней юностью (началом взрослости или ранней взрослостью), при этом юношеский возраст определяется 17—21 годами для юношей и 16—20 годами для девушек.
Согласно взглядам ученых (К.А. Абульханова-Славская, М.Я. Басов, Л.С. Выготский), определяющим фактором развития личности выступает «социальная ситуация развития», под которой Л.С. Выготский понимает систему отношений человека и социальной действительности.
Наиболее характерной особенностью социальной ситуации развития личности в поздней юности является то, что в эти годы молодые люди наделяются всеми правами и обязанностями, закрепленными юридически (заключать все виды договоров, вступать во все гражданские отношения, нести уголовную ответственность за правонарушения). Однако следует отметить, что особенностью социальной ситуации развития молодых людей в данном возрасте является то, что они находятся только на пороге взрослой жизни, в психическом и социальном отношении только потенциально готовы к ней. Реально же многие физические, психические и личностные качества требуют развития, адаптации к новыш условиям жизни. Очевидно, что в поздней юности создаются условия для профессионального, гражданского и морального самоопределения личности на основе включения в практическую профессиональную деятельность и разностороннюю общественную жизнь. Без личностного проживания и переживания невозможно окончательное самоопределение, развитие ценностного отношения к профессиональной деятельности, нравственным и гражданским нормам. Ученые акцентируют внимание на окончательном процессе профессионального самоопределения, который должен пройти как можно быстрее, ибо задержка с ним чревата большими издержками в развитии личности.
В традиционной технологической системе подготовки экономиста этот процесс затягивается, и студенты не могут морально и профессионально самоопределиться на первой ступени экономического образования. Исследователи отмечают, что к концу обучения студенты понимают: выбранная профессия не является их призванием, но уже прошло много времени, затрачены силы и средства, поэтому многие не решается изменить свой выбор (С.П. Борисова).
Главной социальной задачей юношеского возраста является овладение профессиональной деятельностью на доступном для личности уровне. Без этого невозможно включение личности в процесс общественного производства, воспроизводство кадров, а значит функционирование и развитие общества. Профессиональная деятельность становится условием саморазвития, без овладения ею ущербно существование самой личности, ибо профессиональная деятельность является главным источником материального обеспечения семьи и важнейшим средством личностного развития на последующих этапах ее жизнедеятельности. Более раннее овладение профессиональной деятельностью (в подростковом возрасте или ранней юности) при современном развитии общественного производства и сложности трудовой деятельности невозможно из-за того, что подготовка высококвалифицированных кадров требует высокого уровня общеобразовательной и личностной подготовки, которая завершается лишь к 17 годам. Более позднее овладение профессиональной деятельностью приводит как к задержке профессионально-личностного развития, так и к неоправданным дополнительным затратам финансовых и материальных ресурсов, усилий педагогов и обучающихся. Задерживается и отдача тех средств, которые затрачивает общество на подготовку личности к трудовой деятельности. Итак, овладение профессиональной деятельностью является главной жизненной задачей данного возраста, следовательно, его ведущей деятельностью.
Утверждается, что ведущей можно назвать такую деятельность, которая приобретает на данной стадии развития личности наиболее значимый личностный смысл, становится наиболее важной по сравнению с другими видами деятельности. Поэтому при формировании образовательной программы для студентов—будущих экономистов центральной проблемой должно быть создание таких условий обучения, при которыгх студенты «жили» экономикой, экономическими проблемами, их центральные интересы и заботы вращались вокруг решения экономических задач. В качестве ведущей деятельности в юношеском возрасте Д.Б. Эльконин назытает учебно-профессиональную деятельность, в этом интегральном образовании личность и деятельность не просто развиваются одновременно, параллельно. Их единство заключается в том, что овладение профессиональной деятельностью составляет основное содержание развития личности. Профессионально-личностное развитие на последующих этапах онтогенеза постоянно видоизменяется, приобретает новые формы и содержание. А его движущей силой является противоречие, которое наблюдается между достигнутым уровнем развития знаний человека, его навыками, способностями, системой мотивов и типами его связи с окружающей средой. Основное противоречие поздней юности заключается в том, что личность становится самостоятельной практически во всех сферах жизнедеятельности, а механизмы осуществления самоорганизации и саморегуляции не сформированы.
Противоречия профессионального развития обеспечивают включение человека в ситуацию выбора, принятия или отвержения профессии как формы социализации и индивидуализации [7, с. 87]. Отмечаются противоречие профессионального развития между усложняющимися требованиями профессионального труда и индивидуальным стилем, опытом и способностями, между «Я-действующим» и «Я-отраженныш». Переживание этого противоречия побуждает личность к поиску новыгх способов самоосуществления [4, с. 35]. Противоречия между профессиональной и социальной, профессиональной и личностной сторонами подготовки студентов—будущих экономистов порождают и регулируют процесс сближения личности с профессией по мере перехода из стадии освоения профессии в собственно экономическую деятельность. «Подгонка» своего идеала к профессиональным образцам, ориентация на узкую специальность или склонность к универсализму способствуют развитию системы само-
оценки и «Я-концеиции». Следует отметить, что именно эта группа противоречий между обществом, профессией и личностью связана с механизмами профессионально-личностного развития. Неравномерное же освоение отдельных умений и действий может осложнить общее представление о развитии.
Разрешение противоречий может способствовать положительному развитию, если вовремя осознается и сопровождается разумныши решениями выход из складывающихся обстоятельств, которые способствуют развитию качеств, способностей будущего экономиста, оптимально соответствуя требованиям профессиональной деятельности, а также содержанию, условиям профессионального развития личности в целом. Заметим, что роль противоречий в подготовке экономиста не может быть определена однозначно, так как не сами по себе противоречия являются источником развития, не их накопление, а процесс их разрешения и новообразования, как результат этого процесса (A.B. Петровский и др.). Так, Э. Эриксон характеризует юность появлением чувства своей неповторимости, индивидуальности; И.С. Кон главными новообразованиями называет способность находить и ставить проблемы, индивидуальный стиль умственной деятельности, развитие самосознания. B качестве важнейшего новообразования юношеского возраста определяется самосознание (Л.С. Выготский). Итак, профессионально-личностное развитие студентов сопровождается появлением новообразований личности, которые представляют собой интегральные структуры, характеризующие эту личность и ее деятельность. Учреждение высшего образования, обеспечивая студентов качественной профессиональной подготовкой, влияет на их физическое, психическое, нравственное здоровье. Профессионально-личностное развитие студентов—будущих экономистов свидетельствует о ценностный ориентациях, способностях личности к профессиональной деятельности.
Библиографический список
1. Баканова И.Г. Профессионально-личностное развитие студентов — будущих экономистов в процессе обучения иностранному языку: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Самара, 2011. 210 с.
2. Белошицкий A.B., Бережная И.Ф. Становление субъектности студентов в образовательном процессе вуза // Педагогика. 2006. № 5. С. 60—66.
3. Борисова С.П. Специфика профессиональной деятельности студентов—будущих экономистов // Стратегические цели вуза в условиях инновационной образовательной деятельности: сб. науч. тр. Самара: «Универс-групп», 2010. С. 180—183.
4. Зеер Э.Ф. Психология профессий: учеб. пособие для студентов вузов. М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2006. 336 с.
5. Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития: учеб. пособие для студ. вузов. М.: Издательский центр «Академия», 2006. 240 с.
6. Лушников И.Д. Профессиональная адаптация выпускников пединститута. М.: Прометей, 1991. 205 с.
7. Макеева В.С. Профессионально-личностное развитие будущего учителя в процессе физического воспитания: дис. ... д-ра пед. наук. Орел, 2002. 420 с.
References
1. Bakanova I.G. Professional'no-lichnostnoe razvitie studentov — budushchikh ekonomistov v protsesse obucheniia inostrannomu iazyku: dis. ... k-taped. nauk: 13.00.08: zashchishchena 07.07.2011: utv. 28.12.2011 [Professional and personal development of students — future economists in the process of foreign language teaching: of Candidate's of Pedagogic Sciences thesis: 13:00:08: presented 07.07.2011: asserted 28.12.2011]. Samara, 2011, 210 p. [in Russian].
2. Beloshitskiy A.V., Berezhnaya I.F. Establishment of subjectivity of students in the educational process of an institute of higher education. Pedagogika [Pedagogics], 2006, no.5, pp. 60—66 [in Russian].
3. Borisova S.P. Specificity of professional activity of students — future economists in Strategicheskie tseli vuza v usloviiakh innovatsionnoi obrazovatel'noi deiatel'nosti: sb. nauch. tr. [Strategic aims of an institute of higher education in conditions of innovative educational activity: collection of research papers]. Samara: «Univers-grupp», 2010, pp. 180—183 [in Russian].
4. Zeer E.F. Psychology of professions: student training manual. M., Akademicheskii proekt; Fond «Mir», 2006, 336 p. [in Russian].
5. Zeer E.F. Psychology of professional development: student training manual. M., Izdatel'skii tsentr «Akademiia», 2006, 240 p. [in Russian].
6. Lushnikov I.D. Vocational adjustment of graduates of teachers college. M., Prometei, 1991, 205 p. [in Russian].
7. Makeeva V.S. Professional'no-lichnostnoe razvitie budushchego uchitelia v protsesse fizicheskogo vospitaniia: dis. ... d-ra ped. nauk [Professional and personal enhancement of future teacher in the process of physical education: Candidate's of Pedagogic Sciences]. Orel, 2002, 420 p. [in Russian].
I.G. Bakanova*
PROFESSIONAL AND PERSONAL DEVELOPMENT OF STUDENTS - FUTURE ECONOMISTS
The article discusses the problem of professional and personal development of students—future economists in accordance with their age peculiarities.
Key words: professional and personal development, stages of professional and personal development, principle of self-development.
* Bakanova Irina Gennadievna ([email protected]), Department of Foreign Languages, Samara State University, Samara, 443011, Russian Federation.