Научная статья на тему 'СРЕДСТВА ПРОДВИЖЕНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ И ТЕХНИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК'

СРЕДСТВА ПРОДВИЖЕНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ И ТЕХНИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
5
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
научные коммуникации / PR / исследователи / научно технологические разработки / продвижение вуза / связи с общественностью / интервью / scientific communications / PR / researchers / scientific and technological developments / university promotion / public relations / interviews

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Е.С. Грищенко, К.А. Нестерова, А.В. Михайлов

В статье «Средства продвижения исследователей и технических разработок» представляются приемы связей с общественностью из области научных коммуникаций. Авторы остановились на размещении интервью с молодыми исследователями на сайте университета. Критериями оценки эффективности может быть количество републикаций и репостов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Е.С. Грищенко, К.А. Нестерова, А.В. Михайлов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEANS OF PROMOTING RESWARCHES AND TECHNICAL DEVELOPMENTS

This article on the topic "Administrative optimization of the media planning process" focuses on the study of theoretical materials related to the administrative optimization of the media planning process.

Текст научной работы на тему «СРЕДСТВА ПРОДВИЖЕНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ И ТЕХНИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК»

УДК 303.01

СРЕДСТВА ПРОДВИЖЕНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ И ТЕХНИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК

Е.С. Грищенко, К. А. Нестерова Научный руководитель - А.В. Михайлов

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева.

Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. имени газ. «Красноярский Рабочий», 31.

E-mail: elizavetagrischencko@yandex.ru

В статье «Средства продвижения исследователей и технических разработок» представляются приемы связей с общественностью из области научных коммуникаций. Авторы остановились на размещении интервью с молодыми исследователями на сайте университета. Критериями оценки эффективности может быть количество републикаций и репостов.

Ключевые слова: научные коммуникации, PR, исследователи, научно технологические разработки, продвижение вуза, связи с общественностью, интервью.

MEANS OF PROMOTING RESWARCHES AND TECHNICAL DEVELOPMENTS

E.S. Grishenko, K.A. Nesterova Scientific adviser — А.V.Mikhaylov

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail:elizavetagrischencko@yandex.ru

This article on the topic "Administrative optimization of the media planning process" focuses on the study of theoretical materials related to the administrative optimization of the media planning process.

Keyword: scientific communications, PR, researchers, scientific and technological developments, university promotion, public relations, interviews.

Продвижением исследователей и технических разработок занимается научный PR. Научные связи с общественностью (PR) - это один из процессов взаимодействия, составляющих научную коммуникацию. В большинстве случаев это включает в себя работу от имени научного органа, университета или организации, работающей в научном пространстве, целью которых является освещение более широкой аудитории, как их работа влияет на людей и общество.

Сегодня, когда наука и техника являются неотъемлемой частью общества, научная и техническая информация имеет важное значение для социальной, политической и экономической деятельности, и спрос на такую информацию продолжает расти. Она играет основополагающую роль как в процессах развития общества, так и личностном развитии отдельных людей. Научная и техническая информация, помимо того, что она необходима для решения различных проблем, с которыми сталкивается человечество, и для расширения творческих исследований и разработок, сама по себе также является коллективным

интеллектуальным активом и важным коллективным ресурсом всего человечества. Предоставляя новые идеи, технологии наука изменяет общество. В процессе она также систематически проверяет свои собственные результаты, методы и предпосылки. Наука характеризуется специализацией и все возрастающей сложностью [1]. Таким образом, многим людям становится все труднее оценивать его потенциальные возможности и риски и принимать новые технологии. Этим обусловлена актуальность данной проблемы.

В то время как некоторые граждане чувствуют себя оторванными от этого процесса, другие развивают новое критическое отношение к науке и становятся его активными участниками, желая иметь влияние в этой сфере. Социальные сети являются эффективным инструментом в этом стремлении, будь то блоги, дискуссионные форумы, гражданские инициативы или гражданские научные проекты. Эти мероприятия также вводят большое количество других источников информации, которые включают в себя результаты и выводы, которые сами по себе могут быть по крайней мере, частично противоречивые. Граждане могут продвигать науку или препятствовать ей, могут доверять ей или нет. Это означает, что важность достоверной информации от науки и о ней постоянно возрастает. Не менее велика ответственность, которую должны нести многочисленные заинтересованные стороны, участвующие в научной коммуникации. Изменения в общей рабочей среде были вызваны не только развитием науки и общества. Из-за истощения ресурсов журналистика становится все менее способной критически оценивать достоверность информации. В то время как научный РЯ имеет больше возможностей для непосредственного общения с аудиторией через Интернет и социальные сети или через коммуникационные мероприятия. Таким образом, ожидания в отношении понятности и качества предоставляемой информации и услуг соответственно выше. Эти изменения в обществе требуют пересмотра или перестройки существующей практики научной коммуникации.

Субъектами при использовании внутренних научных коммуникации выступают ученые в рамках научного сообщества [2]. Внешние научные коммуникации характеризуются взаимодействием научного сообщества с широкой аудиторией, трансляцией научного знания в массовое сознание и обеспечивают популяризацию науки.

Научная коммуникация направлена на следующие основные целевые аудитории:

— сами ученые;

— средства массовой информации, новые медиа - инструменты, которые могут быть не только каналом коммуникации, но и аудиторией;

— органы государственной власти, которые могут определять приоритеты финансирования;

— представители бизнес-структур, которые будут использовать новые технологии, изобретения и открытия;

— молодые ученые, магистранты, аспиранты, докторанты, студенты, школьники;

— общественность - массовая аудитория.

Состояние научной коммуникации определяет жизнеспособность научного сообщества и результативность профессионального общения ее участников. Внутри научного сообщества можно выделить следующие форматы научной коммуникации:

— личные беседы, научные дискуссии, споры, устные доклады и др.;

— связи, опосредованные техническими средствами тиражирования информации -публикации в научных журналах, реферативных журналах, монографиях;

— научные конференции, конгрессы, научно-технические выставки и др.

Научные коммуникации в зависимости от характера связей могут осуществляться в форме официальных и неофициальных контактов, быть непосредственными и опосредованными, безадресными и адресными, безличными и межличностными, неформальными и формальными.

Системы указателей научных ссылок могут являться средством научной коммуникации, которая позволяет осуществлять поиск информации, определять связи между публикациями, анализировать динамику развития науки.

Но в таком роде коммуникаций могут появляться определенные проблемы: материальные затраты, недоступность результатов исследований и др.

Академические круги постепенно переходят к открытой науке и открытому доступу, подписывая мандаты на открытые данные и делая обмен данными обязательным. Однако есть много крупных издателей, которые управляют своими журналами по подписке. Платить за платные исследования становится все труднее как для исследователей, так и для учреждений, особенно в развивающихся странах, из-за постоянно растущей абонентской платы. Единственным способом избежать таких последствий является разработка методов, облегчающих доступ к исследованиям для научного сообщества.

Какие же существуют способы продвижения исследователей и технических разработок?

Крепкие связи с университетами, исследовательскими структурами внутри и вне их, интервью, Дни открытых дверей, пресс-конференции, продвижение через социальные сети, продвижение путём взаимодействия с лидерами мнений,

Необходимым агентом продвижения исследователей и технических разработок является пресс-секретарь. Существует бесчисленное количество научных организаций - начиная от федеральных агентств, правительственных лабораторий, заканчивая университетами и некоммерческими научными центрами. Перед учеными стоит задача: исследование и решение фундаментальных проблем науки, перед инженерами: разработка новых технологий и многое другое. Перед всеми научными организациями стоит цель - поиск ответов на вопросы человечества и продвижения в человеческих знаниях, ввиду чего появляется необходимость в диалоге между обществом и наукой.

Причины, по которым научно-исследовательские организации нуждаются в коммуникации с обществом, могут быть различными: финансирование от местных и федеральных властей, привлечение научных сотрудников и аспирантов, распространение информации. Чтобы решить любую из этих задач любой организации необходимо установить коммуникацию со своими целевыми аудиториями: законодатели, сотрудники федеральных ведомств, аспиранты по конкретным дисциплинам и обществом - широкой аудиторией, чье мнение также имеет влияние на решения должностных лиц разных уровней. Отсутствие времени, необходимых навыков и образования у сотрудников и руководства организации не дает возможность установить диалог со своей аудиторией. Для этого существует специальная должность - научный пресс-секретарь. (public information officer, PIO).

Задача научного пресс-секретаря - представить в наилучшем свете научно-исследовательскую организацию, подчеркнув значимость ее деятельности.

Но быть достойным звеном передачи научной информации - это лишь часть работы. Помимо прочего научный пресс-секретарь должен знать, как предложить историю журналистам, не вызвав их раздражения, как снабдить ученого навыками, необходимыми для интервью, как эффективно использовать социальные сети, как поступать с негативной информацией о сотрудниках или организации, а также уметь измерять эффективность своей деятельности для пользы организации.

Продвижением персоны исследователей занимается научный PR. Научный PR - одна из самых сложных областей связей с общественностью и СМИ. Пиарщики в этой сфере сталкиваются с некоторыми трудностями: создайте пост доступным для публики - вас обвинят в том, что вы дилетант в данной сфере; сделайте это правильно для академического и профессионального мира - вам скажут, что вам не хватает понимания общественного сознания.

Научные коммуникации полезны для социальных изменений и постоянно корректируют свои цели, стратегии и действия. Они используют национальные и международные дискуссии о практиках и исследованиях в области научных PR для своей собственной работы. Это способствует обмену и сотрудничеству между учреждениями, а также диалогу со всеми вовлеченными сторонами [3].

Один из самых доступных и интересных способов продвижения исследователей - интервью. В широком смысле интервью - это процесс, при котором люди обмениваются информацией. Интервью в области научного PR - это предоставление информации об исследователе и его научной деятельности. Интервью с исследователем раскрывает не только исследования изнутри, но и различные аспекты его жизни, которые также вызывают большой интерес у аудитории. Как пример, подтверждающий данный тезис, можно указать опубликованные интервью с сотрудниками СибГУ им. М.Ф. Решетнева:

Гуменникова Александра Викторовна (https: //www.sibsau.ru/ content/2190/)

Кубриков Максим Викторович (https://www.sibsau.ru/ content/2316/)

Зуев Дмитрий Владимирович (https://www.sibsau.ru/content/2295/)

Во время интервью сотрудники рассказывали нам о своей жизни, о своей научной деятельности. Интервью с исследователями позволяют читателям погружаться в науку с большим интересом. Такой эффект достигается за счет интересных фактов о жизни ученых, которые имели влияние на их научную деятельность.

Проблема продвижения исследователей и технических разработок имеет огромное значение. В нашей стране идет процесс сближения науки с обществом, но пока мы находимся на начальном этапе этого пути. Чтобы ускорить этот процесс, необходимо содействовать научным исследователям. Научные коммуникации — это молодая отрасль, и главной её проблемой является отсутствие опытных кадров, которые разбираются в данной теме [4]. Еще одна проблема состоит в том, что ученые не всегда идут на контакт с обществом, а если идут, то не всегда доносят информацию на «простом» языке.

Библиографические ссылки

1. Шипман М. Научная коммуникация: руководство для научных пресс-секретарей и журналистов. М.: Альпина нон-фикшн, 2018. 416 с.

2. Иванов И. Объясняя науку: руководство для авторов научно-популярных текстов. М.: Альпина нон-фикшн, 2021. 242 с.

3. Блюм Д., Робин, Кнудсон М. Полевое руководство для научных журналистов. М.: Альпина нон-фикшн, 2018. 484 с.

4. Science communication: продвигаем науку в массы [Электронный ресурс] URL: https://news.itmo.ru/ru/archive/archive2/news/4791/ (дата обращения: 10.01.2013).

© Грищенко Е.С., Нестерова К.А., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.