Научная статья на тему 'НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ КАК ВКЛАД В НАУЧНУЮ РЕПУТАЦИЮ ВУЗА'

НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ КАК ВКЛАД В НАУЧНУЮ РЕПУТАЦИЮ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
29
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОДВИЖЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА / НАУЧНОЕ СООБЩЕСТВО / РАЗВИТИЕ УНИВЕРСИТЕТА / ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ДОСТИЖЕНИЙ / РАЗМЕЩЕНИЕ НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫХ СТАТЕЙ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Михайлова Татьяна Витальевна, Михайлов Алексей Валерианович, Ускова Светлана Викторовна, Шишкина Алена Александровна

В статье описана работа по подготовке серии научнопопулярных статей для укрепления научной репутации Сибирского государственного университета науки и технологий им. академика М.Ф. Решетнева в Красноярске. Охарактеризованы основные направления исследований этого вуза как темы для популярных текстов. В работе используются методики изучения сравнительной ценности для формирования исследовательской репутации российского университета. Делается вывод об относительной «узости» технологии медиарилейшнз для воздействия на целевые аудитории: абитуриентов, родителей, СМИ и широкой общественности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POPULAR SCIENCE ARTICLES AS A CONTRIBUTION TO THE SCIENTIFIC REPUTATION OF THE UNIVERSITY

The article describes the work on the preparation of a series of popular science articles to strengthen the scientific reputation of Reshetnev University in Krasnoyarsk. The authors dwell on the main directions of research and technologies of this university as topics for popular texts. The paper uses methods of studying the comparative value for the formation of the research 25 reputation of a Russian university. The conclusion is made about the relative narrowness of the tool of popular articles for influencing the target audience of applicants, parents, the media and the general public.

Текст научной работы на тему «НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ КАК ВКЛАД В НАУЧНУЮ РЕПУТАЦИЮ ВУЗА»

УДК 378.4, ББК 448.4, ГРНТИ 14.35.07, 06.81.23, КОД ВАК 09.00.08

Т.В. Михайлова, А.В. Михайлов, С.В. Ускова, А.А. Шишкина

Красноярск, Россия

Научно-популярные статьи как вклад в научную репутацию вуза

Аннотация. В статье описана работа по подготовке серии научно-популярных статей для укрепления научной репутации Сибирского государственного университета науки и технологий им. академика М.Ф. Решетнева в Красноярске. Охарактеризованы основные направления исследований этого вуза как темы для популярных текстов. В работе используются методики изучения сравнительной ценности для формирования исследовательской репутации российского университета. Делается вывод об относительной «узости» технологии медиарилейшнз для воздействия на целевые аудитории: абитуриентов, родителей, СМИ и широкой общественности.

Ключевые слова: продвижение регионального университета, научное сообщество, развитие университета, популяризация технологических достижений, размещение научно-популярных статей.

Popular Science Articles as a Contribution to the Scientific Reputation

of the University

Abstract. The article describes the work on the preparation of a series of popular science articles to strengthen the scientific reputation of Reshetnev University in Krasnoyarsk. The authors dwell on the main directions of research and technologies of this university as topics for popular texts. The paper uses methods of studying the comparative value for the formation of the research

25

reputation of a Russian university. The conclusion is made about the relative narrowness of the tool of popular articles for influencing the target audience of applicants, parents, the media and the general public.

Keywords: promotion of a regional university, scientific community, development of the university, popularization of technological achievements, placement of popular scientific articles.

Постановка проблемы

Поиски приемов, которые позволяют современному университету рассказать наиболее доходчивым способом о себе, о научных и технологических разработках, для наиболее заинтересованной в них группы (абитуриентов), приводят к ряду решений. Среди них и размещение научно-популярных статей в журналах традиционного типа («Знание - сила», «Кот Шредингера», «Русский космос» и мн. др.), на специализированных сайтах (отчасти слившихся с журналами, например «Коммерсантъ Наука»), на сайтах научных фондов (например два ресурса РФФИ, https://www.rfbr.ru/rffi/ru/popular_science_articles и

https://www.rfbr.ru/rffi/ru/science_news, проекты РНФ «Расскажите о своем исследовании» https://rscf.ru/feedback/, «Неизвестные герои науки» https://animals.rscf.ru, «Наука в формате 360°» https://rscf.ru/#labs и др.), в социальных сетях. Не менее привлекательны и проекты крупных игровых форм, фестивалей, среди которых фестивали «Наука 0+», «RUKAMI», «РОБОФЕСТ», «КСТАТИ», уже завоевавшие интерес у подрастающей аудитории. Еще более интересные формы соединения доступных технологий и знаний представлены в проектах «КВАНТОРИУМов», многочисленных «Точках кипения» и т.п. Сложность их реализации и участия вуза может составлять материальная и ресурсная затратность, которая тоже преодолима.

Важной площадкой становится для университетов России возможность размещения новостных материалов научного характера на портале

Министерства науки и высшего образования в разделе «Новости науки и образования» (https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news).

Еще одним серьезным инструментом продвижения университетов России в мировом вузовском сообществе стало участие в рейтингах, прежде всего, наиболее авторитетных: QS (https://www.qs.com), THE (https://www.timeshighereducation.com), ARWU

(http://www.shanghairanking.com). Университет им. акад. Решетнева также участвует в этом процессе, возможно, не так решительно входя в него. По крайней мере, авторы данной статьи выступают также в качестве экспертов QS и видят практическую пользу для расширения профессионального кругозора от участия в экспертизах подобного рода.

Кроме того, университет науки и технологий более 10 лет принимает участие в номинации «Рейтинг вузов» Национальной премии в области развития общественных связей «Серебряный Лучник» (http://www.luchnik.ru/rating_vuzov/), что помогает понимать ситуацию в вузовской сфере России относительно данной профессиональной области.

В данной работе авторы описывают систему подготовки научно-популярных статей по важнейшим для вуза темам. Эти статьи размещаются в новостном разделе портала университета (https://www.sibsau.ru/content), а также аккумулируются для удобства представителей СМИ в разделе «Научпоп» (https://www.sibsau.ru/our-gains). Руководство вуза предполагает при помощи размещения текстов о технологических находках, научных идеях, персонах и коллективах исследователей привлечь внимание научной общественности и СМИ к научно-технологическому потенциалу образовательного учреждения. Одной из важных аудиторий становятся абитуриенты из разных регионов страны, интересующиеся различными направлениями современных исследований и ищущие свое место в будущем.

Проблемой становится то, какие целевые аудитории следует выбирать для организации ментального взаимодействия с вузом, его интеллектуальными, технологическими продуктами, персонами и

коллективами. Надо ли при этом сосредоточиться на абитуриентах, на их родителях, на исследователях, которых планируется привлечь к работе в университете, на крупных промышленных и финансовых группах, и потенциальных инвесторах, на органах государственной власти, на СМИ, в целом широкой общественности?

К примеру, Российский совет по международным делам (РСМД) выпустил в середине 2020 г. доклад «Электронная интернационализация: англоязычные интернет-ресурсы российских университетов», № 57/2020. После этого был проведен круглый стол «Онлайн-каналы продвижения российских университетов на мировом рынке образовательных услуг». В частности, отмечено, что «среди участников мероприятия возникла дискуссия по поводу того, в какой степени в университетском маркетинге нужно учитывать целевую аудиторию родителей. С одной стороны, целесообразно ориентироваться на самостоятельных и уверенных в себе абитуриентов, которые сами выбирают, где им хочется учиться. С другой стороны — менталитет и традиционное воспитание во многих странах подразумевает важную роль мнения родителей в выборе университета и образовательной программы, поэтому данную целевую аудиторию все-таки стоит учитывать» [Карпинская, Бочаров, 2020]. Один из выводов: «мягкая сила», дипломатия знаний и экспорт образования сильно связаны между собой.

Результаты исследования

Сосредоточенность на понятии образовательных услуг, предоставляемых университетом, как его основным продуктом для общества, мешает воспринимать исследовательскую составляющую как процесс высшего образования и становления самостоятельно мыслящего специалиста. Это же мешает и восприятию новых задач, уже поставленных руководством страны и мировой конъюнктурой, - вузы России должны быть производителями новых знаний и технологий.

По мнению Т.Н. Юдиной, эффективность взаимодействия вуза с внешними организациями повышается, если они имеют дело с квалифицированными выпускниками вуза, положительно оцененными обществом <...> понятие «потребители репутации вуза» шире, чем понятие «потребители образовательных услуг вуза», и отражает те целевые аудитории, на которые направлено действие системы управления репутацией вуза с целью повышения его конкурентоспособности» [Юдина, 2014: 60].

В 2020 г. завершилось реализация проекта «5-100» для развития российских вузов, который «мотивировал многие российские вузы (не только его участников) задуматься о том, какое место университеты России занимают в мировой системе координат, как они соотносятся с лучшими мировыми практиками и эталонами, оценить свои сильные стороны и определить зоны роста и возможностей. Несмотря на скептический настрой, который был заметен на старте проекта, многим университетам удалось начать интенсивное движение к международным стандартам» [Проект 5100, 2020].

В связи с этим журнал «Форбс» обратился к ряду руководителей вузов, участвовавших и не участвовавших в этом проекте, и получил их мнение.

В частности, В. Богатырев, ректор Самарского национального исследовательского университета им. академика С.П.Королёва (участник Проекта 5-100), заявил, что «участие в Проекте 5-100 позволило Самарскому университету переосмыслить стратегию развития и переориентировать работу» на продвижение образовательных программ и исследований на международной арене и выстраивать коллаборации с зарубежными университетами [Проект 5-100, 2020]. Очевидно, в данном случае речь идет именно о существенных научных результатах, исследовательских командах, которые будут привлекать целевые аудитории и благодаря проекту «5-100». Университеты вынуждены активно демонстрировать свои ресурсы, и, прежде всего, человеческий потенциал.

На другой аспект вопроса обращает внимание проректор по информационной политике Уральского федерального университета А.В. Фаюстов: «Новый статус университетов и реконструкция брендов требовали наполнения информационного поля соответствующими смыслами, отражающими предназначение «федералов» - модернизация образования и науки, инновационная деятельность, интернационализация. И в первую очередь необходимо было показывать, какими конкурентными преимуществами новые вузы отличаются от «родительских университетов» и других, прежде всего региональных, вузов, а также от научно-исследовательских университетов, которые уже действовали на тот момент» [Фаюстов, 2019: 12].

Можно сетовать на то, что забота о преодолении конкурентов отвлекает даже ведущие и мощные университеты от более сущностных задач. Как считают исследователи О.С. Зуева и Э.В. Шамсутдинов, при сосредоточении лишь на выпуске специалистов и отвлечении от научных исследований вузы становятся аутсайдерами в своей области, уровень знаний преподавателей постепенно отстает от текущего развития науки и производства, как следствие, уровень подготавливаемых практиков становится неконкурентным по отношению к подготовке их ведущими университетами. «Наблюдается взаимное влияние научной деятельности вуза и качества образовательного процесса. <...> модернизация вузовской науки становится приоритетным направлением развития научно-инновационной и научно-технической политики государства» [Зуева, Шамсутдинов, 2017: 72].

В ходе продолжающего проекта-эксперимента авторами подготовлены за 2020 г. и начало 2021 г. более 15 статей, которые размещены на портале СибГУ им. М.Ф. Решетнева. Темы их связаны практически со всем спектром исследований и технологий университета: лесные пожары, самовосстановление лесных массивов, технологии ракетных топлив, технологии композитных материалов, материалы с памятью формы (в том числе с множественной памятью), дистанционное зондирование Земли,

технологии обработки визуальных потоков, лингвистические аспекты теории и практики перевода, лесопереработка, лесовосстановление, электроннолучевая сварка, спутникостроение, обработка массивов данных, изучение Арктики, создание и внедрение геоинформационных систем, искусственный интеллект и др.

Тем не менее можно выделить тему, которая вызвала колоссальный интерес даже за год до 60-летия полета Ю.А. Гагарина в космос, - разработка проекта БИОС. Ей посвящены две публикации: «Замкнутая экосистема как «маленькая планета» и зачем она нужна» (https://www.sibsau.ru/content/1503/) по материалам интервью с проф. А.А. Тихомировым, руководителем проекта, и «Красноярские тропы в космос», по материалам бесед с академиком РАН И.И. Гительзоном (https://www.sibsau.ru/content/1504/).

Проект БИОС, по словам И.И. Гительзона, нацелен на достижение экспериментальной системой жизнеобеспечения до предельной замкнутости круговорота веществ - как земной прообраз космической системы жизнеобеспечения для полетов к планетам и станциям для длительной жизни на них. На сегодняшний день БИОС-3 - единственный комплекс, в котором могут вестись опыты по жизнеобеспечению людей высоко замкнутым круговоротом веществ, которым управляют сами испытатели, живущие в БИОСе <...> все полеты людей в космос до настоящего времени, как бы далеко они ни летали - хоть до Луны, или живут в космосе годами, как на МКС, - они выходят из земной биосферы только технически, но не биологически, потому что все необходимое для жизни людей - пища, вода, кислород - берется из земной биосферы с собой в запас или доставляется грузовыми кораблями. Это разумное решение для кратковременных полетов <.> [Гителъзон, 2020].

Но теперь, когда приходит очередь решения задачи длительного обеспечения жизни людей в сотнях тысяч и миллионах километров от Земли, решить эту задачу с помощью запасов невозможно <. > Принцип другой -создать замкнутую экосистему, подобную земной биосфере, но маленькую и

высокоэффективную, которая за счет круговорота веществ может поддерживать жизнь [Тихомиров, 2020].

Подобного рода материалы, разумеется, пользуются популярностью. Они массово «скачиваются» представителями СМИ, перепечатываются со ссылками на труды ученых СибГУ.

В настоящее время решается вопрос о формировании галереи портретов промышленных лидеров и их руководителей, в частности, АО «Красмаш» (производство ракет «Сармат»), АО «Информационные спутниковые системы имени М.Ф. Решетнева», АО «Спутниковая связь», АО КБ «Искра» и др.

Следующим шагом могла бы стать специальная стилистическая обработка научно-популярных материалов в ключе, более подходящем для социальных сетей и отдельных пабликов.

Выводы

Как полагают авторы, мнение об эффективности комплексных коммуникаций университета со своими целевыми аудиториями может быть универсальным. При этом если сосредоточиться на том, чтобы донести до отдельных групп общественности сообщения об отдельных аспектах работы вуза, приходится избирать более точечные инструменты.

В частности, адресация к молодежной аудитории через ее язык, стилистику, ее каналы коммуникации с серьезным и тяжеловесным контентом может быть воспринята как приглашение в очередной квест, как приключение или загадка, требующая решения. А все ли представители устремленной в вузы серьезной молодежи будут готовы к снижению образа университета, на этот вопрос может дать ответ лишь практика.

В последние несколько лет очевидна тенденция к увеличению количества посетителей в аккаунтах университета в социальных сетях и практически полный их уход из пространства сайтов. Вслед за абитуриентом университет идет в социальные сети, включая Instagram, TikTok и т.п., а это приведет и уже приводит к кардинальным трансформациям контента и его

форм. Среди наиболее ярких российских примеров — активность (даже активностИ) в сетях таких лидеров университетского сообщества в России, как ИТМО, СПбПУ Петра Великого, ВШЭ. В этом же направлении будет стремиться двигаться и региональный опорный университет - университет им.Решетнева.

Библиография

Гительзон И.И. Красноярские тропы в космос [Электронный ресурс]. Дата обращения: 10.02.2021. URL: https://www.sibsau.ru/content/1504/

Зуева О.С, Шамсутдинов Э.В. Особенности развития научных исследований в российских вузах в современных условиях // Вестник Казанского гос. энергетического университета. 2017. № 1 (33). С. 71-79.

Карпинская Е., Бочаров И. Онлайн-каналы продвижения российских университетов на мировом рынке образовательных услуг. Итоги круглого стола РСМД // Российский совет по международным делам. Итоги мероприятий. 2020. 19 авг. [Электронный ресурс]. Дата обращения: 05.02.2021. URL: https://russiancouncil.ru/activity/conferencereports/onlayn-kanaly-prodvizheniya-rossiyskikh-universitetov-na-mirovom-rynke-obrazovatelnykh-uslug-itogi-k/

Редакция. Проект 5-100: итоги программы. Мнение экспертов // Forbes. 2020. 31 июля. [Электронный ресурс]. Дата обращения: 24.02.2021. URL: https://education.forbes.ru/authors/5-100-experts

Тихомиров А.А. Замкнутая экосистема как «маленькая планета» и зачем она нужна [Электронный ресурс]. Дата обращения: 10.02.2021. URL:

https://www.sibsau.ru/content/1503/

Томюк О.Н. Позиционирование университета в современном мире (на примере Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина) // Высшее образование в России: история и современность: Екатеринбург: Изд-во УрФУ, 2017. С. 17-24.

Фаюстов А.В. Продвижение бренда федерального университета в современной России: опыт Уральского федерального университета по взаимодействию со СМИ // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2019. № 2 (186). Т. 25. С. 5-17.

Юдина Т.Н. Репутация высшего учебного заведения и ее потребители // Экономика образования. 2014. № 2. С. 57-61.

TIMES HIGHER EDUCATION: рейтинг лучших университетов мира [Электронный ресурс]. Дата обращения: 27.02.2021. URL: https://www.timeshighereducation.com/world-university-rankings/2021/world-

ranking#!/page/0/length/25/sort_by/rank/sort_order/asc/cols/stats References

Fayustov A.V. (2019) Prodvizhenie brenda federal'nogo universiteta v sovremennoj Rossii: opyt Ural'skogo federal'nogo universiteta po vzaimodejstviyu so SMI [Promotion of the brand of the Federal University in modern Russia: the experience of the Ural Federal University in interaction with the media] In: Izvestiya Ural'skogo federal'nogo universiteta. Seriya 1: Problemy obrazovaniya, nauki i kul'tury. № 2 (186). Vol. 25. Pp. 5-17.

Gitel'zon I.I. (2020) Krasnoyarskiye tropy v kosmos [Krasnoyarsk paths to space] https://www.sibsau.ru/content/1504/

Karpinskaya E., Bocharov I. (2020) Onlajn-kanaly prodvizheniya rossijskih universitetov na mirovom rynke obrazovatel'nyh uslug. Itogi kruglogo stola RSMD [Online channels of promotion of Russian universities in the world market of educational services. Results of the round Table on Russian Council for International Affairs] In: Rossijskij sovet po mezhdunarodnym delam. Itogi meropriyatij. 19 avg.

https://russiancouncil.ru/activity/conferencereports/onlayn-kanaly-prodvizheniya-rossiyskikh-universitetov-na-mirovom-rynke-obrazovatelnykh-uslug-itogi-k/

Redakciya (2020) Proekt 5-100: itogi programmy. Mnenie ekspertov [Project 5-100: results of the program. Expert opinion] In: Forbes. July 31. https://education.forbes.ru/authors/5-100-experts

Tikhomirov A.A. (2020) Zamknutaya ekosistema kak «malen'kaya planeta» i zachem ona nuzhna [Closed ecosystem as a "small planet" and why it is needed] https://www.sibsau.ru/content/1503/

TIMES HIGHER EDUCATION: reyting luchshih universitetov mira (2021) [ranking of the best universities in the world] https://www.timeshighereducation.com/world-university-rankings/2021/world-ranking#!/page/0/length/25/sort_by/rank/sort_order/asc/cols/stats

Tomyuk O.N. (2017) Pozicionirovanie universiteta v sovremennom mire (na primere Ural'skogo federal'nogo universiteta imeni pervogo Prezidenta Rossii B.N. El'tsina) [Positioning of the University in the modern world (on the example of the Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin)] In: Vysshee obrazovanie v Rossii: istoriya i sovremennost': Ekaterinburg: Izd-vo UrFU. Pp. 17-24.

Yudina T.N. (2014) Reputaciya vysshego uchebnogo zavedeniya i ee potrebiteli [Reputation of a higher educational institution and its consumers] In: Ekonomika obrazovaniya. № 2. Pp. 57-61.

Zuyeva O.S., Shamsutdinov E.V. (2017) Osobennosti razvitiya nauchnyh issledovanij v rossijskih vuzah v sovremennyh usloviyah [Features of the development of scientific research in Russian universities in modern conditions] In: Vestnik Kazanskogo gos. energeticheskogo universiteta. 2017. № 1 (33). Pp. 71-79.

Сведения об авторах

Михайлова Татьяна Витальевна - кандидат филологических наук, доцент кафедры общественных связей, Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева, г. Красноярск, ta.rada@mail.ru.

Mikhaylova Tatiana Vitalyevna - Ph.D. in Philological Science, Associate Professor of the Public Relations Department, Reshetnev Siberian State University of Science and Technology, Krasnoyarsk, ta.rada@mail.ru.

Михайлов Алексей Валерианович - кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой общественных связей, Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева, г. Красноярск, avm_2006_64@mail.ru.

Mikhaylov Alexey Valerianovich - Ph.D. in Philological Science, Associate Professor, Head of the Public Relations Department, Reshetnev Siberian State University of Science and Technology, Krasnoyarsk, avm_2006_64@mail.ru.

Ускова Светлана Викторовна - кандидат филологических наук, доцент кафедры общественных связей, заместитель директора института социального инжиниринга, Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева, г. Красноярск, s_us78@mail.ru.

Uskova Svetlana Viktorovna - Ph.D. in Philological Science, Associate Professor of the Public Relations Department, Deputy Director of the Institute of

Social Engineering, Reshetnev Siberian State University of Science and Technology, Krasnoyarsk, s_us78@mail.ru.

Шишкина Алена Александровна - студент 4 курса, направление «Реклама и связи с общественностью», Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева, г. Красноярск, alik.alex.al@gmail.com.

Shishkina Alyona Alexandrovna - 4th year student, specialty «Advertising and public relations», Reshetnev Siberian State University of Science and Technology, Krasnoyarsk, alik.alex.al@gmail.com.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.