Научная статья на тему 'СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ БАЗОВОЙ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ГИМНАСТОК 10-11 ЛЕТ НА РАЗНОВЫСОКИХ БРУСЬЯХ'

СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ БАЗОВОЙ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ГИМНАСТОК 10-11 ЛЕТ НА РАЗНОВЫСОКИХ БРУСЬЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
спортивная гимнастика / спортивный резерв / разновысокие брусья / artistic gymnastics / sports reserve / uneven parallel bars

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ботова Любовь Николаевна, Берестинова Алсу Алимжановна

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность средств повышения базовой технической подготовленности гимнасток 10-11 лет в упражнениях на разновысоких брусьях. Методы и организация исследования. Основными методами исследования выступали педагогическое наблюдение за соревновательной деятельностью лучших гимнасток России (n=42) и педагогический эксперимент, который проводился на базе спортивной школы в городе Уфа и Федерального спортивно-тренировочного центра гимнастики г. Казань с участием 20 гимнасток, имеющих квалификацию второго спортивного разряда, стаж занятий 4,6±0,5 лет. Продолжительность педагогического эксперимента составила 5 месяцев. Оценка влияния разработанных упражнений осуществлялась методом контрольных испытаний. Для представления полученных данных использовали методы математической статистики корреляционный анализ Спирмена, U критерий Манна-Уитни, Т-критерий Уилкоксона; данные обрабатывались в программном обеспечении «Статплюс». Результаты исследования и их обсуждение. Выявлена проблема базовой технической подготовленности гимнасток в упражнениях на разновысоких брусьях, проявляющаяся в минимальной величине оценок, получаемых гимнастками за классификационную программу 1-го спортивного разряда, относительно оценок на других снарядах. Выявлена сильная положительная корреляционная связь между базовой технической подготовленностью гимнасток и оценками произвольных программ на разновысоких брусьях. Предложены средства повышения базовой технической подготовленности гимнасток на разновысоких брусьях на основе формирования базовых навыков общего и видового назначения. Экспериментально доказана эффективность разработанных средств, статистически значимо увеличены показатели качества исполнения контрольных упражнений (р≤0,05) в экспериментальной группе и выполнении классификационной программы 1-го спортивного разряда на разновысоких брусьях целиком. Заключение. Рационализация процесса базовой технической подготовки юных гимнасток обеспечивается использованием упражнений с учетом формирования базовых навыков общего и видового назначения, таких как навык выполнения бросковых движении в висе, способность сохранения динамической осанки, навык балансирования в стойке на руках и навык броскового маха.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ботова Любовь Николаевна, Берестинова Алсу Алимжановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEANS OF INCREASING THE BASIC TECHNICAL FITNESS OF FEMALE GYMNASTS 10–11 YEARS OLD ON UNEVEN PARALLEL BARS

The purpose of the research is to theoretically substantiate and experimentally test the effectiveness of means to improve the basic technical fitness of female gymnasts aged 10-11 years in exercises on uneven parallel bars. Methods and organization of the research. The main research methods were pedagogical observation of the competitive activities of the best female gymnasts of Russia (n=42) and pedagogical experiment. The pedagogical experiment was conducted on the basis of a sports school in Ufa and the Federal sports and training center of gymnastics in Kazan with the participation of 20 female gymnasts qualified for the second sports category, with a training experience of 4.6 ± 0.5 years. The duration of the pedagogical experiment was 5 months. Evaluation of the impact of the developed exercises was carried out by the method of control tests. Methods of mathematical statistics were used to represent the obtained data: Spearman correlation analysis, U Mann-Whitney criterion, T-Wilcoxon criterion, the data were processed in the “Statplus” software. Research results and their discussion. The problem of the basic technical fitness of female gymnasts in exercises on uneven parallel bars is revealed, which manifests itself in the minimum score of the ratings received by gymnasts for the classification program of the 1st sports category, relative to the ratings on other apparatus. A strong positive correlation was revealed between the basic technical fitness of female gymnasts and the scores of free programs on uneven parallel bars. The means of increasing the basic technical fitness of female gymnasts on uneven parallel bars, based on the formation of basic skills of general and specific purpose, are proposed. The effectiveness of the developed tools has been experimentally proven; the quality indicators of the performance of control exercises (p≤0.05) in the experimental group and the implementation of the classification program of the 1st sports category on uneven parallel bars have been significantly increased. Conclusion. The rationalization of the process of basic technical training of young female gymnasts is provided by the use of exercises taking into account the formation of basic skills of general and specific purpose, such as the skill of performing hanging throwing movements, the ability to maintain dynamic posture, the skill of balancing in a handstand and the skill of throwing swing.

Текст научной работы на тему «СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ БАЗОВОЙ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ГИМНАСТОК 10-11 ЛЕТ НА РАЗНОВЫСОКИХ БРУСЬЯХ»

УДК 796.414.5 DOI: 10.36028/2308-8826-2023-11-4-71-80

СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ БАЗОВОЙ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ГИМНАСТОК 10-11 ЛЕТ НА РАЗНОВЫСОКИХ БРУСЬЯХ

Л.Н. Ботова1, А.А. Берестинова2

^Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Казань, Россия ^Комплексная спортивная школа Поволжского государственного университета физической культуры, спорта и туризма, Казань, Россия

Аннотация

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность средств повышения базовой технической подготовленности гимнасток 10-11 лет в упражнениях на разновысоких брусьях.

Методы и организация исследования. Основными методами исследования выступали педагогическое наблюдение за соревновательной деятельностью лучших гимнасток России (n=42) и педагогический эксперимент, который проводился на базе спортивной школы в городе Уфа и Федерального спортивно-тренировочного центра гимнастики г. Казань с участием 20 гимнасток, имеющих квалификацию второго спортивного разряда, стаж занятий 4,6±0,5 лет. Продолжительность педагогического эксперимента составила 5 месяцев. Оценка влияния разработанных упражнений осуществлялась методом контрольных испытаний. Для представления полученных данных использовали методы математической статистики корреляционный анализ Спирмена, U критерий Манна-Уитни, Т-критерий Уилкоксона; данные обрабатывались в программном обеспечении «Статплюс».

Результаты исследования и их обсуждение. Выявлена проблема базовой технической подготовленности гимнасток в упражнениях на разновысоких брусьях, проявляющаяся в минимальной величине оценок, получаемых гимнастками за классификационную программу 1-го спортивного разряда, относительно оценок на других снарядах. Выявлена сильная положительная корреляционная связь между базовой технической подготовленностью гимнасток и оценками произвольных программ на разновысоких брусьях. Предложены средства повышения базовой технической подготовленности гимнасток на разновысоких брусьях на основе формирования базовых навыков общего и видового назначения. Экспериментально доказана эффективность разработанных средств, статистически значимо увеличены показатели качества исполнения контрольных упражнений (р<0,05) в экспериментальной группе и выполнении классификационной программы 1-го спортивного разряда на разновысоких брусьях целиком.

Заключение. Рационализация процесса базовой технической подготовки юных гимнасток обеспечивается использованием упражнений с учетом формирования базовых навыков общего и видового назначения, таких как навык выполнения бросковых движении в висе, способность сохранения динамической осанки, навык балансирования в стойке на руках и навык броскового маха. Ключевые слова: спортивная гимнастика, спортивный резерв, разновысокие брусья.

MEANS OF INCREASING THE BASIC TECHNICAL FITNESS OF FEMALE GYMNASTS 10-11 YEARS OLD ON UNEVEN PARALLEL BARS

L.N. Botova1, e-mail: botovaliubov@mail.ru ORCID: 0000-0002-8987-4008.

A.A. Berestinova2, e-mail:schoolberestinoaalsy@gmail.com ORCID: 0009-0002-0938-7048

1Volga Region State University of Physical Culture, Sports and Tourism, Kazan, Russia

2Complex Sports School of the Volga Region State University of Physical Culture, Sports and Tourism,

Kazan, Russia

Abstract

The purpose of the research is to theoretically substantiate and experimentally test the effectiveness of means to improve the basic technical fitness of female gymnasts aged 10-11 years in exercises on uneven parallel bars. Methods and organization of the research. The main research methods were pedagogical observation of the

competitive activities of the best female gymnasts of Russia (n=42) and pedagogical experiment. The pedagogical experiment was conducted on the basis of a sports school in Ufa and the Federal sports and training center of gymnastics in Kazan with the participation of 20 female gymnasts qualified for the second sports category, with a training experience of 4.6 ± 0.5 years. The duration of the pedagogical experiment was 5 months. Evaluation of the impact of the developed exercises was carried out by the method of control tests. Methods of mathematical statistics were used to represent the obtained data: Spearman correlation analysis, U Mann-Whitney criterion, T-Wilcoxon criterion, the data were processed in the "Statplus" software.

Research results and their discussion. The problem of the basic technical fitness of female gymnasts in exercises on uneven parallel bars is revealed, which manifests itself in the minimum score of the ratings received by gymnasts for the classification program of the 1st sports category, relative to the ratings on other apparatus. A strong positive correlation was revealed between the basic technical fitness of female gymnasts and the scores of free programs on uneven parallel bars. The means of increasing the basic technical fitness of female gymnasts on uneven parallel bars, based on the formation of basic skills of general and specific purpose, are proposed. The effectiveness of the developed tools has been experimentally proven; the quality indicators of the performance of control exercises (p<0.05) in the experimental group and the implementation of the classification program of the 1st sports category on uneven parallel bars have been significantly increased.

Conclusion. The rationalization of the process of basic technical training of young female gymnasts is provided by the use of exercises taking into account the formation of basic skills of general and specific purpose, such as the skill of performing hanging throwing movements, the ability to maintain dynamic posture, the skill of balancing in a handstand and the skill of throwing swing. Keywords: artistic gymnastics, sports reserve, uneven parallel bars.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время наблюдается тенденция к увеличению сложности гимнастических комбинаций на всех видах гимнастического многоборья [3,2], однако на каждом снаряде женского многоборья имеются свои особенности и возможности к усложнению программ, благодаря чему повышается итоговая сумма баллов в многоборье [1] С одной стороны, согласно исследованиям Almir A (2021), при анализе всех оценок финалисток соревнований по многоборью наивысшие оценки регистрируются в опорных прыжках [9], с другой стороны, при рассмотрении результатов шести сильнейших гимнасток, не допустивших грубых технических ошибок (падений) на XXXII Играх Олимпиады, в исследованиях Ботовой Л.Н., Савельевой Л.А. (2021) показано, что ведущие гимнастки мира имеют наивысшие оценки не только на опорном прыжке, но и на разновысоких брусьях, с тенденцией к превышению последних [1]. Также в исследованиях показано наличие резерва для увеличения итоговой оценки на брусьях, чего практически невозможно сделать на других снарядах [1,6,7]. Кроме того, в олимпийском цикле 2022-2024 гг. решением технического комитета FIG понижены стартовые оценки трудности в опорных прыжках, тогда как правила в упражнениях на брусьях не претерпели кардинальных из-

менений. Таким образом, оценка на разновысоких брусьях имеет высокую значимость в отношении итоговых результатов в многоборье, что говорит о значимости технической подготовки гимнасток на данном снаряде.

В настоящее время соревновательные упражнения ведущих гимнасток на разновысоких брусьях насыщены соединениями полетных элементов и сложно координационных элементов с поворотами [3,4,13]. Возможность выполнения сложных элементов обеспечивается должным уровнем базовой технической подготовленности гимнасток, которая формируется на тренировочном этапе подготовки. Важное значение базовой технической подготовки в спортивной гимнастике подтверждается исследованиями последних лет, как в России [5,8], так и за рубежом [10,11,12,14]. Однако повышающаяся сложность комбинаций гимнасток на разновысоких брусьях (продемонстрированная на сегодняшний день оценка - 7,1 балла, тогда как на других снарядах оценка не превышает 6,6 балла) предъявляет новые повышенные требования к базовой технической подготовленности для сохранения конкурентоспособности гимнасток на разновысоких брусьях. Для освоения технически сложных элементов на разновысоких брусьях в Российской Федерации разработаны классификационные программы

массовых разрядов, включающие в себя основные элементы, создающие условия для эффективного разучивания элементов повышенной трудности, так как включают в себя большое количество базовых и профилирующих элементов, отражающих освоение базовых навыков общего и видового назначения. В то же время классификационная программа 1-го спортивного разряда, согласно статистике, является одной из наиболее сложных в освоении гимнастками. Многими тренерами отмечаются наибольшие затруднения в ее освоении. Из этого вытекает потребность в поиске средств повышения базовой технической подготовленности гимнасток на разновысоких брусьях. Эти положения определили направление исследования. Цель исследования: разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность средств повышения базовой технической подготовленности гимнасток 10-11 лет в упражнениях на разновысоких брусьях.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Экспериментальная часть исследования проводилась на базе МБУ СШ № 16 по спортивной гимнастике г. Уфа и Федерального спортивно-тренировочного центра гимнастики г. Казань. Выборку составили 20 гимнасток в возрасте 10-11 лет. Основными методами исследования выступали анализ научно-методической литературы, педагогическое наблюдение за соревновательной деятельностью лучших гимнасток России в разрезе федеральных округов, педагогическое тестирование, педагогический эксперимент, метод экспертной оценки, методы математической статистики: корреляционный анализ Спирмена, и-критерий Манна-Уитни, Т-критерий Уилкоксона; данные обрабатывались в программном обеспечении «Статплюс».

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Значимость базовой технической подготовленности гимнасток на разновысоких брусьях и целесообразность освоения элементов классификационной (обязательной) программы 1-го спортивного разряда была определена при помощи корреляционного анализа оценок спортсменок, полученных ими за обязательную и произвольную программы. Данный показатель составляет 0,77 (значимость корреляции на уровне 0,05 (2-сторонняя)), что

отражает сильную положительную зависимость оценок за произвольную программу от оценок за обязательную, что еще раз свидетельствует о целесообразности освоения классификационной программы 1-го спортивного разряда на качественном уровне.

Для определения текущего состояния базовой технической подготовленности гимнасток 10-11 лет России было проведено педагогическое наблюдение за соревновательной деятельностью гимнасток 10-11 лет, выступающих на Первенстве России 2022 года и являющихся сильнейшими спортсменками федеральных округов. Анализ окончательных оценок выполнения классификационной программы 1-го спортивного разряда гимнастками 10-11 лет на Первенстве России показал, что оценки в выступлениях на разновысоких брусьях являются самыми низкими в сравнении с оценками в других видах многоборья и составляют 4,7 балла (таблица 1). По данным таблицы виден большой разброс результатов соревновательных программ на всех снарядах, за исключением опорного прыжка. Это можно объяснить наличием большого количества падений в силу квалификации гимнасток и относительно простыми опорными прыжками классификационной программы. Наименьшие оценки гимнастки получают в упражнениях на брусьях, где они значимо отличаются от оценок на других снарядах. Таким образом, мы видим недостаточную базовую техническую подготовленность общей массы гимнасток в данном возрасте, что создает потребность для разработки предложений по совершенствованию процесса технической подготовки гимнасток 10-11 лет на разновысоких брусьях. Для анализа содержания упражнений на разновысоких брусьях и детализации двигательных ошибок, допускаемых гимнастками 10-11 лет, проведен анализ видеоматериалов выполнения 24 лучшими гимнастками классификационной программы 1-го спортивного разряда на разновысоких брусьях в рамках Первенства России 2022 года. В результате анализа видеоматериалов выявлено, что наиболее частыми являются ошибки, связанные со сгибанием рук и ног, разведением ног, отсутствием осанки во время выполнения элементов и отклонением от стойки на руках в завершающей фазе элементов (таблица 2).

Согласно результатам, представленным в таблице 2, наибольшего внимания заслуживают 2,3,4,5,6,8 элементы, так как в среднем гимнастки теряют на

Таблица 1 - Значения окончательных оценок выполнения классификационной программы 1-го спортивного разряда гимнастками 10-11 лет на Первенстве России в разрезе федеральных округов, в баллах (n=42)

Table 1 - Values of the final score of the performance of the classification program of the 1st sports category by female gymnasts 1011 years old at the Championship of Russia in the context of federal districts, in points (n=42)

Федеральные округа Federal districts Оценка опорных прыжков Vault score Оценка упражнений на разновысоких брусьях Uneven parallel bars score Оценка упражнений на бревне Balance beam score Оценка вольных упражнений Floor exercises score

Приволжский Volga region 8,2±1,0^A 4,1±2,5Ч 6,1±1,8 7,3±1,2^

Центральный Cenrtal region 8,7±0,4^A 4,9±2,1Ч 6,3±1,3 7,6±1,0

Северо-Западный Northwestern region 8,8±0,3^A 3,4±2,8Ч 5,6±2,4* 6,4±1,8*^

Сибирский Siberian region 8,5±0,4^A 5,0±2,0Ч 6,6±2,0 6,4±1,6*

Северо-Кавказский North Caucasian region 8,9±0,5^A 3,2±2,5Ч 5,6±2,7* 6,9±2,0^

Москва Moscow 8,0±1,0^ 5,0±3,5Ч 6,6±3,0 7,1±1,8

Санкт-Петербург Saint Petersburg 8,5±0,8^ 5,0±3,4Ч 6,3±2,7 7,2±1,9

Примечание: Статистически значимые различия оценок на видах многоборья относительно: * оценок на опорном прыжке (Р*0,05) • разновысоких брусьях (Р*0,05) ▲ на бревне (Р*0,51) ♦ в вольных упражнениях (Р*0,05)^

Note: Statistically significant differences in scores on the types of all-around relative to: * scores on the vault (P*0.05) • uneven parallel bars (P* 0.05) * on the beam (P*0.51) ♦ in floor exercises (P*0.05)

них по 0,5 балла. Рассматривая комбинацию в разрезе двигательных ошибок, важным следует отметить существенные сбавки за согнутые руки при выполнении элементов (0,74±0,2 балла), сгибание и разведение ног - 0,61±0,1 и 0,72±0,09 балла соответственно, угол окончания элемента - 1,07±0,35 балла, также обращает на себя внимание сбавка за некорректную осанку - 0,28±0,04 балла. С целью определения базовых навыков общего и видового назначения, которые недостаточно сформированы у юных гимнасток, был проведен анализ причинно-следственной связи возникновения двигательных ошибок при выполнении элементов классификационной программы 1-го спортивного разряда.

В своих исследованиях Potop Vladimir, Cretu Marian Timnea Olivia (2013) представляли результаты положительного биомеханического переноса у гимнасток 10 лет, что может служить подтверждени-

ем потребности вычленения и освоения навыков, лежащих в основе гимнастических элементов [10]. Исходя из данных, полученных в ходе анализа, ошибки, связанные со сгибанием рук и ног при выполнении элементов большим махом, вызваны недостаточно сформированным навыком выполнения бросковых движении в висе; некорректная осанка при выполнении элементов классификационной программы связана с неспособностью гимнасток сохранить динамическую осанку вследствие недостаточной физической подготовленности (в частности, силовые способности мышц передней и задней поверхности тела); некорректный угол окончания элементов, заключающийся в отклонении от стойки на руках, связан с недостаточностью освоения навыка балансирования в стойке на руках и технической подготовленности вследствие плохого освоения элемента и недостаточного освоения хлестообразной техники, в том числе с поворотом.

Таблица 2 - Детализация сбавок за допущенные двигательные ошибки при исполнении классификационной программы 1-го спортивного разряда на разновысоких брусьях в рамках Первенства России 2022 года, в баллах (п=20)

Table 2 - Detailed deductions for motor errors made during the performance of the classification program of the 1st sports category on uneven parallel bars in the framework of the Russian Championship 2022, in points (n=20)

Критерии оценки Criteria for assessment Величина сбавок за технику испс The amount of deductions for the technic >лнения элементов (n=20) ue of performing elements (n=20)

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Сумма сбавок Amount of deductions

Отклонение маха от уровня горизонтали Swing deviation from horizontal level 0,08 ± 0,03 0,08 ±0,03

Сгибание рук arm bending 0,23 ±0,03 0,07 ±0,02 0,15 ±0,03 0,13 ±0,03 0,13 ±0,03 0,03 ±0,02 0,74 ±0,2

Сгибание ног knee flexion 0,18 ±0,05 0,09 ±0,03 0,09 ±0,03 0,12 ±0,03 0,13 ±0,03 0,61 ±0,1

Расслабленные стопы Relaxed feet 0,02 ±0,01 0,04 ±0,01 0,04 ±0,01 0,03 ±0,01 0,04 ±0,01 0,03 ±0,01 0,04 ±0,01 0,06 ±0,01 0,24 ±0,05

Разведение ног Leg separations 0,06 ±0,02 0,08 ±0,02 0,07 ±0,02 0,10 ±0,03 0,10 ±0,03 0,12 ±0,03 0,11 ±0,03 0,08 ±0,02 0,72 ±0,09

Некорректная осанка Incorrect posture 0,02 ±0,01 0,05 ±0,01 0,05 ±0,01 0,05 ±0,01 0,06 ±0,01 0,28 ±0,04

Некорректное выполнение поворота в стойке на руках Incorrect execution of а turn in a handstand 0,30 ±0,05 0,30 ±0,05

Отклонение от стойки на руках (угол окончания элемента) 0,17 ±0,03 0,20 ±0,04 0,16 ±0,04 0,18 ±0,04 0,15 ±0,03 0,21 ±0,05 1,07 ±0,35

Deviation from handstand (end angle of element)

Сумма сбавок Amount of deductions 0,33 ±0,07 0,52 ±0,03 0,49 ±0,03 0,56 ±0,03 0,41 ±0,02 0,55 ±0,02 0,34 ±0,03 0,42 ±0,04 0,23 ±0,03 0,35 ±0,02 4,20 ±0,82

Примечание: 1,2 ,...10 - порядковый номер элементов, включенных в классификационную программу 1-го спортивного разряда на разновысоких брусьях

Note: 1,2 ,...10 - serial number of the elements included in the classification program of the 1st sports category on uneven parallel bars

С целью повышения базовой технической подготовленности гимнасток на разновысоких брусьях были предложены упражнения для формирования базовых навыков общего и видового назначения. Для повышения качества выполнения бросковых махов в висе

предлагаются упражнения сгибательно-изгиба-тельного характера (с контролем закрытого и открытого положения тела) в висе с применением гимнастической резины (рисунок 1). Также обязательными упражнениями являются махи изгибами, в том числе с перехватами, размахивания из стойки на руках в стойку на руках хлестообразной техникой и с подхватами в конечной фазе броска, большие обороты вперед и назад с варьированием скорости. Предложенные нами упражнения являются частью специализированной разминки на снаряде.С целью формирования навыка сохранения динамической осанки предложены средства, представляющие собой упражнения волнообразного характера со статическим сохранением рабочего положения гимнасток. В работах УашазаЫ, Т (2010) отмечается значимость закрытого схода со стойки на руках и использования накопленной энергии для управления «расхлестом» и «броском

ногами» [12], в связи с этим существует потребность использования статических упражнений с закрытым положением тела на «сходе», со стойки на руках (рисунок 2)

С целью формирования навыка балансирования в равновесных положениях гимнасткам предложены соединения модификаций элемента «кувырок назад в стойку на руках» с добавлением поворотов в стойке на руках и кувырков вперед. Комбинация 1. Исходное положение - сед руки вверх, наклон, кувырок назад согнувшись в упор лежа - толчком ног продеть прямые ноги в упор углом, сед, наклон, кувырок назад в стойку на руках, курбетом продев кувырок назад в стойку на руках, курбетом через угол вне кувырок назад в стойку на руках, опуститься в упор стоя согнувшись, кувырок назад в стойку на руках с поворотом на 1800, кувырок вперед согнувшись. Комбинация 2. Исходное положение - стойка руки вверх, кувырок назад в стойку с поворотом на 1800, кувырок вперед в упор углом - стойка на руках силой согнувшись с поворотом на 1800, курбетом ноги врозь, через угол вне кувырок назад в стойку с поворотом на 3600, опускание в упор стоя согнувшись, кувырок назад в стойку на руках с поворотом на 5400, Кувырок вперед согнувшись, встать.

Рисунок 1 - Примеры упражнений для формирования бросковых махов в висе Figure 1 - Examples of exercises for developing hanging throwing swings

Рисунок 2 - Примеры упражнений для формирования навыка сохранения динамической осанки Figure 2 - Examples of exercises for the formation of the skill of maintaining a dynamic posture

Таблица 3 - Сравнительный анализ технической подготовленности гимнасток контрольной и экспериментальной групп на разновысоких брусьях на начало и конец эксперимента, в баллах

Table 3 - Comparative analysis of the technical preparedness of the female gymnasts of the control and experimental groups on uneven parallel bars at the beginning and end of the experiment, in points

-O

Z

CU 10

£ 2

и CT

S 4-.

— 1Л

-Q Щ

С I—

С

^

(U

Z

(U -C

i *

(U t/1

I ^

о с

-D

CD

(U TO > -Q

rn s o; s i TO CD

s

x

TO то

U -С

.E tu

^ £ с О

CL

IS

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и as

и s

z

ю * -Z

s 2 -Q

Cl CT

a. s= tu "F * Ё S £

TO TI I (U

z

m TO Q.

с

о

X

£ s

то ^

^ С

^ Ii то tt

x T3

s с

^ TO

>s -C

¡2 E и о

.E TO CT tn

с тз ! £

с oo

m X

S TO

i £

i ^

TO TO

CD X

s

X _

TO

Z -

m то

>

О I-

u

CO

(U

С

£ £ i £ £

= у

S

£ E

U

TO

о m

5 r

4 i/i e a

о d t

^ _TO h ig о

м -Q ai r 5

е r 4

и e t

н "П w) o t

а h

к it g

и u in ri

п 1Л e г о

о с e h t то

а n o и ti n,

и 1Л io

CO d a ti

о n n

a t m o

т 1Л > p

o; a g o

и g e 1Л

н е £ in "TD h t g r o t

о О in

л о X ТЗ

п о h

то

^ TO

TO 1

!S £

3 -

m ■c

ё § ^

О и

ю то

0 -о

0J

1 I

-О -и

5

>

¡2 И

и то

СО +J

-О тз

и

£ ГС и

то о

^ -и

tu си

1 и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

d .1=

то и

й . ^

х J-

О О

ю О

то

JU

Cj

КГ на начало эксперимента (n=10) CG at the beginning of the experiment (n=10)

7,04 ±0,5

7,2 ±0,5

7,2 ±0,7

5,5 ±1,1

7,5 ±0,6

1,9 ±0,3

ЭГ на начало эксперимента (n=10) EG at the beginning of the experiment (n=10)

7,08 ±0,4

6,8 ±0,15

7,3 ±0,6

4,3 ±0,8

8,1 ±0,3

1,6 ±0,1

P

>0,05

>0,05

>0,05

>0,05

>0,05

>0,05

КГ на конец эксперимента

(n=10) CG at the end of the experiment (n=10)

7,05 ±0,6

7,6 ±0,3

7,33 ±0,6

6,02 ±0,8

7,67 ±0,6

2,25 ±0,3

ЭГ на конец эксперимента

(n=10) EG at the end of the experiment (n=10)

8,05 ±0,3

8,1 ±0,2*

8,65 ±0,4*

7,23 ±0,6

8,83 ±0,3*

3,65 ±0,3*

P

>0,05

^0,05

^0,05

>0,05

^0,05

^0,05

Примечание: КГ - контрольная группа, ЭГ - экспериментальная группа *Различия между контрольной группой и экспериментальной группой при р*0,05.

Note: CG - Control group, EG - Experimental group, *Differences between control group and experimental group at p*0,05

Данные упражнения способствуют повышению качества балансирования в стойке на руках и формированию эталонной техники выхода в стойку на руках.

Для определения эффективности предлагаемых средств нами проведен педагогический эксперимент. Используя контрольные упражнения, которые отражают проявление основных навыков общего и видового назначения, провели оценку технической подготовленности гимнасток на разновысоких брусьях 10-11 лет в г. Уфа и Казань (таблица 3). Используемые для оценки упражнения являются отдельными элементами классификационной программы, представлены в федеральном стандарте спортивной подготовки по виду спорта «спортивная гимнастика» и в программе подготовки по виду спорта «спортивная гимнастика». На конец педагогического эксперимента регистрируются статистически значимые изменения в контрольных упражнениях, отражающих проявление навыка выполнения бросковых махов в висе, навыка сохранения динамической осанки и навыка балансирования в равновесных положениях, что приводит к качественному исполнению больших оборотов и оборотов назад, не касаясь, в стойку на руках. Оценка целостной комбинации классификационной программы показала, что на начало эксперимента без грубых технических ошибок (падений) комбинацию выполняли 2 спортсменки в контрольной и 1 в экспериментальной группе, тог-

ЛИТЕРАТУРА

1. Ботова Л.Н. Соотношение результатов финальных соревнований в многоборье у женщин в спортивной гимнастике и их оценок в отдельных видах / Л.Н. Ботова , Л.А. Савельева // Теория и практика физической культуры. 2021. № 10. С. 112.

2. Брызгалова, А. А., О вопросе разработки модельных характеристик технической подготовленности высококвалифицированных гимнасток в упражнениях на разновысоких брусьях / А.А. Брызгалова, Л. В. Жигай-лова, В.В. Тронев // Символ науки. - 2021. - № 6. - С. 120-121.

3. Парахин, В.А. Перспективы развития элементов соревновательных комбинаций на брусьях разной высоты в спортивной гимнастике / В.А. Парахин, К.М., Алексеева // Педагогика, психология и образование: особенности развития. Сборник статей международной научной конференции. Санкт-Петербург, 2023. С. 14-18

4. Пилюк, Н. Н. Критерии технической подготовленности высококвалифицированных гимнасток в упражнениях на разновысоких брусьях / Н. Н. Пилюк, Л. В. Жигай-лова, А. А. Брызгалова, В. В. Тронев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 7 (197).

да как на конец эксперимента без падений в контрольной группе выполнили 3 спортсменки, в экспериментальной - 6 спортсменок.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, в ходе исследования была выявлена проблема базовой технической подготовленности гимнасток в упражнениях на разновысоких брусьях, проявляющаяся в самых низких средних оценках, получаемых гимнастками за классификационную программу 1-го спортивного разряда, относительно оценок на других снарядах. Выявлена значимая сильная положительная корреляционная связь между базовой технической подготовленностью гимнасток и оценками произвольных программ, отражающими сложность и качество исполнения упражнений на разновысоких брусьях. Обоснованы и разработаны средства повышения базовой технической подготовленности гимнасток на разновысоких брусьях на основе базовых и профилирующих упражнений базовых навыков общего и видового назначения. Экспериментально доказана эффективность разработанных средств, отраженная в статистически значимом увеличении показателей качества исполнения контрольных упражнений (р<0,05) в экспериментальной группе и выполнении классификационной программы 1-го спортивного разряда на разновысоких брусьях целиком.

- С. 291-296.

5. Румянцев, А. А. Техническая подготовка гимнастов тренировочного этапа на основе учета объективных характеристик качества базовых упражнений : дис. ... кан. пед. наук / А. А. Румянцев. - Великие Луки, 2019. -246 с.

6. Савельева, Л.А. Анализ соотношения сил в женской спортивной гимнастике в 2022 году на европейском континенте в условиях санкций / Л.А. Савельева, Л.Н. Ботова // Наука и спорт: современные тенденции.

- 2022. - Т. 10, № 4 - С. 88-94. DOI: 10.36028/23088826-2022-10-4-88-94

7. Савельева, Л.А. Анализ выступлений финалисток чемпионата мира по спортивной гимнастике 2019 года в упражнениях на разновысоких брусьях / Л.А. Савельева, Л.Н. Ботова // Наука и спорт: современные тенденции. - 2020. - Т. 8, № 2. - С. 52-57. DOI: 10.36028/23088826-2020-8-2-52-57

8. Семенов, Д. В. Базовая техническая подготовка в спортивной гимнастике : учебно-методическое пособие / А. А. Румянцев, В. Н. Шляхтов, Ю. В. Белова; Д. В. Семенов. - Москва : "Знание", 2021. - 68 с. - ISBN 978-500187-087-6. - URL: https://rucont.ru/efd/807667 (дата обращения: 14.07.2023)

9. Atikovic, A. The prediction of all-around event final score based on D and E score factors in women's artistic gymnastics / Atikovic A., Kamenjasevic E. // Science of Gymnastics Journal. - 2021. - Vol. 13. - № 1. - P. 47-58.

10. Forminte, V. N. Analysis of the dynamics of the basic technical and physical training on uneven bars in women's artistic gymnastics / Forminte Valerian Nicolae , Grosu Vlad Teodor , Micu Ramona , Cosma Liliana , Potop Vladimir // ARENA - Journal of Physycal Activities. - 2020. - Vol. 9. - P. 42-55.

11. Kaioglou, V. How can we assess physical literacy in gymnastics? A critical review of physical literacy assessment tools / Kaioglou V., Venetsanou F. // Science of Gymnastics Journal. - 2020. - Vol. 12. - № 1. P. 27-47.

REFERENCES

1. Botova L.N. The ratio of the results of the final competitions in the all-around for women in artistic gymnastics and their ratings in certain types / L.N. Botova, L.A. Savelyeva // Theory and practice of physical culture. 2021. No. 10. P. 112.

2. Bryzgalova, A. A. On the issue of developing model characteristics of technical readiness of highly qualified gymnasts in exercises on uneven parallel bars / А. А. Bryzgalova, L. V. Zhygaylova, V. V. Tronev // Symbol of science. - 2021. - No. 6. - P. 120-121.

3. Parakhin, V. A. Prospects for the development of elements of competitive combinations on uneven parallel bars of different heights in gymnastics / V. A. Parakhin, K. M. Alekseeva // Pedagogy, psychology and Education: features of development. Collection of articles of the international scientific conference. St. Petersburg, 2023, pp. 14-18.

4. Piliuk, N. N. Criteria of technical readiness of highly qualified female gymnasts in exercises on uneven parallel bars / N. N. Piliuk, L. V. Zhygaylova, А. А. Bryzgalova, V. V. Tronev // Scientific notes of the PF Lesgaft University. - 2021. - No. 7 (197). - P. 291-296.

5. Rumyantsev, A. A. Technical training of gymnasts of the training stage on the basis of taking into account the objective characteristics of the basic quality classes: thesis. can. ped. Sciences. - Velikiye Luki, 2019. - 246 p.

6. L.A. Saveleva., L.N. Botova. Analysis of the balance of forces in women's artistic gymnastics in 2022 on the European continent under sanctions. Science and sport: current trends., 2022, vol. 10, no.4, pp. 88-94 (in Russ.) DOI: 10.36028/2308-8826-2022-10-4-88-94

7. Saveleva L.A., Botova L.N. Performance analysis of artistic gymnastics finalists at the world championship uneven bars 2019. Science and sport: current trends, 2020, vol.

Исследование выполнено в рамках выполнения государственного задания Министерства спорта Российской Федерации на тему «Разработка методических рекомендаций по сопровождению и совершенствованию тренировочного процесса спортсменов с учетом специфики вида спорта,

12. Potop V. Learning and Transfer in Women's Artistic Gymnastics / Potop Vladimir, Cretu Marian Timnea Olivia // Procedia - Social and Behavioral Sciences. - 21 October 2013. - Vol. 93. P. 23-28

13. Vladimir, P. Assessment of physical and technical training level in basic specialization stage in women's artistic gymnastics //Journal of physical education and sport. - 2013. - T. 13. - № 1. - C. 114.

14. Yamasaki, T. Optimality of a kip performance on the high bar: An example of skilled goal-directed whole-body movement / Taiga Yamasaki, Kiyoshi Gotoh, Xin Xin, // Human Movement Science, June 2010, Vol. 29, Issue 3, Pages 464-482.

8, no. 2, pp. 52-57 (in Russ.) DOI: 10.36028/2308- 88262020-8-2-52-57.

8. Semenov, D. V. Basic technical training in gymnastics: an educational and methodical manual / A. A. Rumyantsev, V. N. Shlyakhtov, Yu. V. Belova; D. V. Semenov. - Moscow: "Knowledge", 2021. - 68 p. - ISBN 978-5-00187-087-6 . - URL: https://rucont.ru/efd/807667 (date of access: 07/14/2023)

9. Atikovic A. The prediction of all-around event final score based on D and E score factors in women's artistic gymnastics / A. Atikovic, E. Kamenjasevic // Science of Gymnastics Journal. - 2021. - Vol. 13. - №. 1, P.47-58.

10. Forminte, V. N. Analysis of the dynamics of the basic technical and physical training on uneven bars in women's artistic gymnastics / Forminte Valerian Nicolae , Grosu Vlad Teodor , Micu Ramona , Cosma Liliana , Potop Vladimir // ARENA - Journal of Physycal Activities. - 2020. - Vol. 9. P. 42-55.

11. Kaioglou, V. How can we assess physical literacy in gymnastics? A critical review of physical literacy assessment tools / Kaioglou V., Venetsanou F. // Science of Gymnastics Journal. - 2020. - Vol. 12. - №. 1. P. 27-47.

12. Potop, V Learning and Transfer in Women's Artistic Gymnastics / Potop Vladimir, Cretu Marian Timnea Olivia // Procedia - Social and Behavioral Sciences. - 21 October 2013. - Vol. 93. P. 23-28.

13. Vladimir, P. Assessment of physical and technical training level in basic specialization stage in women's artistic gymnastics / P. Vladimir //Journal of physical education and sport. - 2013. - Т. 13. - №. 1. - C. 114.

14. Yamasaki, T. Optimality of a kip performance on the high bar: An example of skilled goal-directed whole-body movement / Taiga Yamasaki, Kiyoshi Gotoh, Xin Xin, // Human Movement Science, June 2010, Vol. 29, Issue 3, Pages 464-482.

спортивной квалификации и возрастных особенностей» в соответствии с приказом Министерства спорта Российской Федерации от 13.01.2023 № 15 «Об утверждении тематических планов проведения прикладных научных исследований в области физической культуры

и спорта и работ по научно-методическому обеспечению сферы физической культуры и спорта в целях формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) для подведомственных

Министерству спорта Российской Федерации научных организаций и образовательных организаций высшего образования на 2023-2025 годы».

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Ботова Любовь Николаевна (Botova Liubov Nikolaevna) - кандидат биологических наук, доцент, заведующий кафедрой ТиМ гимнастики; Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма; 420010, г. Казань, ул. Деревня Универсиады, 35; e-mail: botovaliubov@mail.ru, ORCID: 0000-0002-8987-4008. Берестинова Алсу Алимжановна (Berestinova Alsu Alimzhanovna) - тренер комплексной спортивной школы Поволжского государственного университета физической культуры, спорта и туризма; 420010, г. Казань, ул. Деревня Универсиады, 35; e-mail: schoolberestinovaalsy@gmail.com ORCID: 0009-0002-0938-7048

Поступила в редакцию 26 сентября 2023 г. Принята к публикации 20 октября 2023 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ

Ботова, Л.Н. Средства повышения базовой технической подготовленности гимнасток 10-11 лет на разновысоких брусьях / Л.Н.Ботова, А.А. Берестинова // Наука и спорт: современные тенденции. - 2023. - Т. 11, № 4 - С. 71-80. DOI: 10.36028/2308-8826-2023-11-4-71-80

FOR CITATION

Botova L.N., Berestinova A.A. Means of increasing the basic technical fitness of female gymnasts 10-11 years old on uneven parallel bars. Science and sport: current trends., 2023, vol. 11, no. 4. - pp. 71-80. DOI: 10.36028/2308-88262023-11-4-71-80

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.