Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ БАЗОВОГО НАВЫКА ВЛАДЕНИЯ СТОЙКОЙ НА РУКАХ НА РАЗНОВЫСОКИХ БРУСЬЯХ У ГИМНАСТОК 10-13 ЛЕТ'

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ БАЗОВОГО НАВЫКА ВЛАДЕНИЯ СТОЙКОЙ НА РУКАХ НА РАЗНОВЫСОКИХ БРУСЬЯХ У ГИМНАСТОК 10-13 ЛЕТ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
288
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТОЙКА НА РУКАХ / РАЗНОВЫСОКИЕ БРУСЬЯ / БАЗОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ / БАЗОВЫЙ НАВЫК / ОТМАХ В СТОЙКУ / ОБОРОТ В СТОЙКУ / СПЕЦИАЛЬНАЯ ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / СПОРТИВНАЯ ГИМНАСТИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Светлана Ивановна Кайдаш

Методика формирования базового навыка владения стойкой на руках на разновысоких брусьях позволит повысить уровень специальной физической и технической подготовленности гимнасток 10-13 лет, а также результативность соревновательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Светлана Ивановна Кайдаш

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ БАЗОВОГО НАВЫКА ВЛАДЕНИЯ СТОЙКОЙ НА РУКАХ НА РАЗНОВЫСОКИХ БРУСЬЯХ У ГИМНАСТОК 10-13 ЛЕТ»

Полученные в ходе констатирующего эксперимента результаты, свидетельствуют о низком уровне сформированности военно-прикладных умений старших школьников (по большинству показателей) и убеждают нас в том, что часы, отводимые на теорию в рамках сборов необходимо сокращать, а увеличивать объем практических занятий, направленных на совершенствование военно-прикладных умений школьников.

Список литературы

1.Инструкция об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных

пунктах [Текст]: Приказ Минобороны Российской Федерации и Минобрнауки Российской Федерации от 24.02.2010 № 96/134 // Министерство обороны и министерство науки. - 2010 . - 4 марта - С.7

2.Об утверждении федерального

государственного образовательного стандарта среднего общего образования [Текст]: приказ Минобрнауки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 // Собр. законодательства. - 2012. - 27 мая. -С. 14.

3.Голубь Е.Ю., Седымов А.В. Учебные сборы по основам безопасности жизнедеятельности как средство формирования военно - прикладных навыков юношей старших классов / Е.Ю. Голубь, А.В. Седымов //«Вопросы современной науки: проблемы, тенденции и перспективы». Сборник публикаций научного журнала «Chronos» выпуск 7 (44) г. Москва: сборник со статьями (уровень стандарта, академический уровень). - М: Научный журнал «Chronos», 2020. - С. 42-47

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ БАЗОВОГО НАВЫКА ВЛАДЕНИЯ СТОЙКОЙ НА РУКАХ НА РАЗНОВЫСОКИХ БРУСЬЯХ У ГИМНАСТОК 10-13 ЛЕТ

Светлана Ивановна Кайдаш

доцент кафедры теории и методики гимнастики Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московская государственная академия физической культуры»

п. Малаховка

АННОТАЦИЯ

Методика формирования базового навыка владения стойкой на руках на разновысоких брусьях позволит повысить уровень специальной физической и технической подготовленности гимнасток 10-13 лет, а также результативность соревновательной деятельности.

Ключевые слова: стойка на руках, разновысокие брусья, базовые упражнения, базовый навык, отмах в стойку, оборот в стойку, специальная техническая подготовка, спортивная гимнастика.

АКТУАЛЬНОСТЬ. В настоящее время в комбинациях высококвалифицированных

гимнасток на разновысоких брусьях наблюдается ярко выраженная тенденция увеличения количества полетных упражнений и связок, поворотов после оборотов в стойку, «штальдеров» и т.п., выполняемых «каскадным способом». Наиболее часто используемые элементы стоечного характера на последних Олимпийских Играх (Лондон) были такие элементы как: отмах в стойку, штальдер, большой оборот, большой оборот с поворотом на 360 градусов, Келлеровский поворот, а так же множество перелетов проходящих через стойку. Одной из важных составных частей соревновательной программы спортсменов является ее сложность. По этому признаку строились первые классификационные программы для ранжирования гимнастов по уровню их подготовленности.

В настоящее время достижения гимнасток во многом определяются ходом их подготовленности в юном возрасте, а упущения и ошибки на одном из этапов многолетней тренировки отражаются на дальнейшем росте их спортивного мастерства. Необходимый уровень развития двигательных

качеств и оптимальное состояние двигательного аппарата гимнасток является основой овладения сложными двигательными действиями. Процесс подготовки гимнасток понимается как единство, по крайней мере, трех тесно связанных компонентов технической, психологической и физической подготовки. Не вызывает сомнения тот факт, что техническая подготовка в спортивной гимнастике является основным видом подготовки, т.к. предметом оценки упражнений на соревнованиях является техника гимнастических упражнений.

С каждым Олимпийским циклом в спортивной женской гимнастике изменяются правила судейства соревнований, диктуя требования к различным аспектам исполнительского мастерства. В настоящих правилах FIG предъявляются высокие требования к технике выполнения стоек и элементов, проходящих через положение стойки на разновысоких брусьях.

Несмотря на значимость всех компонентов технической подготовки гимнасток, одним из ее ключевых вопросов является отбор наиболее эффективных тренировочных упражнений, способных обеспечить гимнастке необходимую подготовку [1,2].

В специальной технической подготовке на разновысоких брусьях на первый план выступает задача формирования такого важного базового навыка, как универсальное владение стойкой на руках. Особенно важной эта задача является на этапе углубленной специализации. По мнению специалистов, гимнастка, свободно владеющая, например, различными вариантами стоек на руках и тем более на одной руке, поныне остается редкостью. Между тем, владение таким и подобными навыками, по мнению специалистов, не только доступно, но и весьма необходимо, т.к. повышает мастерство исполнения всех упражнений, связанных со стойками, существенно повышает надежность, точность маховых движений, заканчивающихся этим положением [3].

Стойка на руках и проходящие положения в упорах-висах очень важны как рабочие положения на брусьях разной высоты. К ним предъявляются те же технические требования, что и к «оттянутому» вису, хотя выполнять их соответственно труднее. Особенно важно добиваться от исполнителя активного сохранения позы с ощущением упора и сопротивлением силе тяжести, «стремящейся» изменить позу и нарушить осанку. Переход из положения стойки в вис и обратно в техническом плане разграничивается лишь формально; фактически в висах гимнаст должен контролировать рабочее положение практически так же активно, как и в упорах, лишь допуская некоторую степень расслабления мышц плечевого пояса, хотя наиболее предпочтительная техника предполагает и здесь работу на высоком мышечном тонусе [4].

ЦЕЛЬ работы: разработка методики формирования базового навыка владения стойкой на руках на разновысоких брусьях у гимнасток 1013 лет.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

По правилам соревнований гимнастка, выступающая по программе мастеров спорта, обязана выполнить минимум семь элементов. Анализируемые произвольные композиции спортсменок высокого класса насчитывали 12 элементов, из которых 8 выполнялись через положение стойки на руках, что составило 67%.

На долю стоек на руках и элементов, проходящих через положение стойки у спортсменок квалификации кандидат в мастера спорта приходилось 55,5%, 45% составляли подъемы, перелеты и соскок.

В обязательной программе гимнасток первого взрослого разряда предусмотрено выполнение 9 элементов, из которых 7 выполняются через стойку на руках. Два элемента составляют наскок (подъём разгибом) и соскок. Необходимо отметить, что согласно правилам соревнований, юные гимнастки выполняют обязательную программу на одной жерди. Произвольная композиция исполняется на разновысоких брусьях с использованием обеих жердей. Дальше добавляя

Стойка на руках является ключевым элементом, как в спортивной гимнастике, так и в

акробатике. Это не только отдельное упражнение, но и переходный элемент при выполнении спортсменом других комбинаций. Именно с умения стоять на руках начинается обучение в секциях акробатики у детей. Однако, несмотря на то, что стойка на руках является базовым элементом, это совсем непростое упражнение, нередко спортсмены работают над ним в течение всей своей карьеры. Существует огромное количество упражнений, нацеленных на развитие умения стоять на руках. В первую очередь руки спортсмена должны быть сильными и хорошо тренированными, так как в противном случае можно получить серьезную травму. Очень часто дети и подростки боятся выполнять данное упражнение. Здесь очень важен подход тренера, который должен провести серьезную подготовительную работу, прежде чем начать обучение. Подготовка должна включать в себя не только тренировку рук, но и общефизические нагрузки на все группы мышц. Цель таких тренировок - обучить спортсмена полностью контролировать свое тело. В некоторых случаях учащиеся наоборот уверены, что стойка на руках получится у них без проблем и с первого раза. Это более серьезная ошибка, так как излишняя уверенность может привести к травмам. Тренер должен подобрать такому подростку упражнения, которые дадут ему почувствовать себя уязвимым, а значит и менее уверенным в своих силах.

Педагогическое наблюдение за обучением стойке на руках показало, что гимнастки, как правило, начинают выполнять элементы в стойку или элементы, проходящие через положение стойки на руках на брусьях, приблизительно с восьми лет. Выполнение стойки на разновысоких брусьях невозможно без правильно разученной стойки на руках на полу.

В специальной технической подготовке на разновысоких брусьях на первый план выступает задача формирования такого важного базового навыка, как универсальное владение стойкой на руках. Особенно важной эта задача является на этапе углубленной специализации. Стойка на руках, а также близкие к ней наклонные положения - конечные положение многих отмахов, оборотов, перелетов, а также и начальное положения спадов. По мнению специалистов, гимнастка, свободно владеющая, например, стойкой на руках и тем более на каждой руке, поныне остается редкостью. Между, тем владение таким и подобными навыками, по мнению специалистов, не только доступно, но и весьма необходимо, т.к. повышает мастерство исполнения всех упражнений, связанных со стойками, существенно повышает надежность, точность маховых движений, заканчивающихся этим положением. Стойка на руках на брусьях относится к ограниченно-устойчивому (динамическому) равновесию, ОЦМ тела может колебаться в пределах площади опоры, располагаться на ее границе или даже незначительно или кратковременно выходить за ее пределы, с тем, чтобы гимнаст мог за счет

собственных усилий, технических приемов вернуть проекцию ОЦМ тела в пределы площади опоры. При выполнении динамического равновесия в управление движения вовлекаются закономерности анатомии, физиологии, психологии.

На начальном этапе подготовки необходимо сформировать важнейший базовый навык -«стойку на руках». Стойка на руках - это универсальный элемент спортивной гимнастики. Признаком владения стойкой на руках может служить то, что сохранение равновесия осуществляется гимнасткой лишь за счет усилий кистей рук, пальцев. Навык стояния на руках необходимо укреплять на каждом занятии в зале. Если раньше на этапе ознакомления и изучения стойку выполняли спиной к стене, то современная методика предполагает ее выполнение лицом к стене, так как это положение позволяет формировать правильную осанку стойки на руках.

Как только основное упражнение осваивается гимнастками на начальном этапе, его начинают усложнять в зависимости от владения стойкой на руках. Добавляются ходьба на руках, различные перекаты после стоек на руках, в группировке, положение согнувшись и выполняются небольшие связки, например: ходьба на руках вперед и назад, правым и левым боком, стойка на руках, перекат в упор присев, упор лежа (для проверки осанки), толчком ног упор стоя согнувшись; стойка на руках, кувырок согнувшись; кувырок назад в упор лежа; кувырок в стойку, стойка - отталкивание рукой, поворот на 180, 360 градусов; стойка -отталкивание, поворот на 360 градусов, кувырок согнувшись; кувырок в стойку с поворотом на 180, 360 градусов плечом назад (Келлеровский); кувырок в стойку с подлетом (зафиксировать положение стойки), опуститься прямым телом (силой) в упор лежа.

По мере освоения таких связок происходит формирование навыка стойки на руках и идет постоянное усложнение различных стоечных положений на этапе углубленного обучения. Прежде чем гимнастка перейдет к выполнению изученных элементов на брусьях, тренеры используют стоялки разной высоты. После освоения стоек на низкой конструкции, имитирующей жерди брусьев, гимнастки переходят к выполнению элемента на одной жерди или разновысоких брусьях.

При обучении стойкам, в зависимости от индивидуальных особенностей каждой гимнастки тренер использует целостный или расчлененный метод обучения. Для ознакомления с техникой изучаемого элемента применяют наглядный метод (выполнение упражнения

высококвалифицированными гимнастками).

При структурном сходстве движений для формирования нового навыка используются целые части и отдельные звенья из предшествующих, ранее усвоенных движений.

На этапе спортивного совершенства формирование базового навыка стоечной подготовки протекает более успешно при наличии

достаточного, предшествующего,

индивидуального опыта в производстве движений данной структурной группы.

Выводы:

1. Стойка на руках является ключевым элементом, как спортивной гимнастике в упражнениях на брусьях. Это не только отдельное упражнение, но и переходный элемент при выполнении спортсменом других комбинаций. Исследование показало, что стойки и элементы проходящие через положение стойки составляют основу обязательно и произвольных программ современных гимнасток. Причем количество этих элементов значительно больше у перворазрядниц (77,7%) это значительно больше, нежели у гимнасток старших разрядов. Выявлено, что площадь кисти, которая влияет на удержание равновесия не значительно больше у гимнасток, квалификации кандидат в мастера спорта, нежели у перворазрядниц. Расстояние от опоры до ОЦМ девочек 11-12 лет значительно превосходит такое младших девочек, несмотря на это, время удержания стойки на руках на полу у испытуемых практически одинаково.

2. Показатели стоечной подготовки не выявили достоверных различий в висе на согнутых руках, хотя результаты перворазрядниц были ниже в среднем на 13 секунд. В задании упор лежа зафиксировано явное превосходство девочек 12-13 лет.

Это объясняется тем, что технический комитет международной федерации гимнастики полагает, что в 10 лет гимнастка обязана в совершенстве владеть базовыми элементами, которые позволяют ей в старших разрядах выполнять более сложные элементы.

Известно, что на сохранение равновесия влияет площадь опоры, чем она больше, тем устойчивее равновесие на руках. В стойке на руках площадью опоры является площадь кисти. Этот показатель у кандидатов в мастера спорта составляет 17,5 см2, а у гимнасток первого разряда на 2 см2 меньше.

3. Результаты специальной физической подготовки показали следующее. Самые высокие результаты были зафиксированы в задании удержания упора лежа. Гимнастки, выступающие по программе кандидатов в мастера спорта, удерживали положение в течение 3 минут, девочки 10 лет смогли зафиксировать позу стойки на руках в горизонтальном положении в среднем чуть больше полутора минут. Особую сложность для девочек вызвал тест «вис на согнутых руках». При этом перворазрядницы на 13 секунд фиксировали вис дольше, чем старшие гимнастки.

Таким образом, можно сказать, что тенденции развития современных упражнений на разновысоких брусьях очень усложнились, и в связи с этим предъявляют более жесткие требования к менее сложным элементам структурных групп, но являющихся связующими в комбинациях.

Список использованной литературы

1.Волков, Л.В. Теория и методика детского и юношеского спорта / Л.В.Волков. К.: Олимпийская литература, 2002.- 133 с.

2.Гавердовкий, Ю.К. Спортивной гимнастика: (женщины): программа / Федер. агентство по физкультуре и спорту; ред. Ю.К. Гавердовский. -М.; Советский спорт, 2005-420 с.

3.Ильин, Е.П. Дифференциальная психофизиология / Е.П. Ильин,- СПб.: Питер, 2001. - 461с.

4.Гавердовский, Ю. К. Теория и методика спортивной гимнастики: учебник в 2 т. - Т. 1/ Ю. К. Гавердовский. - М. : Советский спорт, 2014. -368 с.: ил.

5.Ипполитов, Ю.А. Методы обучения гимнастическим упражнениям на основе их моделирования: / Ю.А. Ипполитов. - М.: -2001. - 243 с.

УДК 37; 372.8 Преподавание отдельных учебных предметов; 372.881.1 Обучение языкам; 372.881.161.1 русскому

ГРНТИ 14.25 ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА. ПЕДАГОГИКА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ НА УРОКАХ РКИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ _МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ_

DOI: 10.31618/ESU.2413-9335.2020.1.80.1087 Сехпеян Анаит Багратовна

Армянский Государственный Педагогический Университет им. Хачатура Абовяна Аспирант кафедры русского языка и методики его преподавания

г. Ереван

АННОТАЦИЯ

С появлением современных Интернет-технологий способы обучения РКИ стремительно изменяются. Социальные сети становятся частью образовательного процесса, служат инструментом для создания новых творческих заданий, направленных на развитие межкультурной компетенции. Современные технологии помогают подготовить учащихся к коммуникации с представителями других культур, создать ситуации, приближенные к тем, что существуют в естественной культурной среде. В данной статье рассмотрены способы использования социальных сетей для развития межкультурной компетенции.

ABSTRACT

With the advent of modern Internet technologies, the ways of teaching Russian as a foreign language are changing rapidly. Social networks become part of the educational process and serve as a tool for creating new creative tasks aimed at developing cross-cultural competence. Modern technologies help to prepare students to communicate with representatives of other cultures, create situations that are close to those that exist in the natural cultural environment. This article discusses ways to use social networks to develop cross-cultural competence.

Ключевые слова: Межкультурная компетенция, Интернет-технологии, социальные сети, межкультурная коммуникация.

Keywords: Intercultural competence, Internet technologies, social network, intercultural communication.

Актуальность темы данной статьи обусловлена, тем, что в настоящее время всё большую роль в обучении иностранным языкам занимают Интернет-технологии. Использование ИКТ в ходе образовательного процесса помогает реализовывать обучающие, образовательные и воспитательные цели обучения. Быстрое развитие социальных сетей и их актуальность у детей школьного возраста, не могут оставаться незамеченными для педагогов. Создание упражнений и творческих заданий с использованием социальных сетей является одним из актуальных направлений в современной методике преподавания. В данной статье нами будут предложены примеры заданий, для выполнения которых, необходимо использование социальных сетей. Таким образом, мы предлагаем внедрять Интернет-технологии, в частности, социальные сети в процесс обучения РКИ.

Задачи, поставленные для раскрытия темы научной статьи:

•рассмотреть причины, по которым важно использование интернет-технологий в процессе обучений;

•изучить возможность использования социальных сетей для развития коммуникативной и межкультурной компетенций у учащихся;

•создать примеры творческих заданий, направленных на развитие межкультурной компетенции. Методы:

•изучение Интернет-источников; •изучение причин использования Интернет-технологий на уроках РКИ;

•анализ использования социальных сетей на уроках РКИ.

XXI век - век информатизация образовательного процесса, применения Интернет-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.