Научная статья на тему 'Средства нарушения экологичности предвыбореного газетного коммуникативного пространства'

Средства нарушения экологичности предвыбореного газетного коммуникативного пространства Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
87
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Солодовникова Наталия Геннадиевна

Рассматривается проблема экологичности креолизованных текстов предвыборной газетной коммуникации как тенденция к использованию ее участниками вербальных и иконических средств диффамации в сравнении с соответствующими средствами апологизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Средства нарушения экологичности предвыбореного газетного коммуникативного пространства»

4. Луман, Н. Общество как социальная система / Н. Луман. М.: Логос, 2004. 232 с.

5. Луман, Н. Понятие общества [Электронный ресурс] / Н. Луман. Режим доступа: www.iph.ras.ru.

6. Луман, Н. Что такое коммуникация? [Электронный ресурс] / Н. Луман. Режим доступа: www.soc.pu.ru.

7. Мышкина, Н.Л. Внутренняя жизнь текста: механизмы, формы, характеристики / Н.Л. Мышкина. Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 1998. 152 с.

8. Luhmann, N. Soziale Systeme. GrundriB einer allgemeinen Theorie / N. Luhmann. Frankfurt am Main: Suhrkamp, 2004. 675 s.

9. Maturana, ^R. Biology of Cognition / ^R. Maturana // Autopoiesis and Cognition: The Realization of the Living. Dordecht, 1980. P. 5 - 58.

10. Maturana, ^R. Biology of Language: The Epistemology оf Reality / ^R. Maturana // Psychology and Biology of Language and Thought. N. Y., 1978. P. 27 - 63.

11. Maturana, H.R. The Biological Foundation of Self-Consciousness and the Physical Domain of Existence / frR. Maturana // Beobach-ter: Konvergenz der Erkenntnistheorien. Mbn-chen, 1990. S. 47 - 117.

Н.Г. СОЛОДОВНИКОВА (Волгоград)

СРЕДСТВА НАРУШЕНИЯ ЭКОЛОГИЧНОСТИ ПРЕДВЫБОРНОГО ГАЗЕТНОГО КОММУНИКАТИВНОГО ПРОСТРАНСТВА

Рассматривается проблема экологичности креолизованных текстов предвыборной газетной коммуникации как тенденция к использованию ее участниками вербальных и иконических средств диффамации в сравнении с соответствующими средствами апологизации.

Целью данного исследования является выявление и описание нарушений экологичности креолизованных газетных текстов в предвыборной коммуникации ее участниками. Под экологичностью предвыборной газетной коммуникации мы понимаем такое использование ее участ-

никами вербальных и иконических средств в креолизованных текстах, которое отвечает коммуникативному кодексу этичности, т. е. правилам коммуникативного поведения [3: 329 - 338].

Семиотика позволяет считать текстом всякую знаковую структуру, передающую определенное целостное значение [2], а следовательно, с этой точки зрения текстом является исследуемая нами предвыборная кампания. На данном этапе исследования для нас представлял интерес только газетный участок этого текста.

Как известно, если в тексте задействованы коды разных семиотических систем, то он является креолизованным [1]. Применительно к письменной коммуникации, к креолизованным текстам относятся такие, доминанту поля невербальных средств которых образуют иконические (изобразительные) средства. Как уже упоминалось ранее, нас интересуют только креолизо-ванные предвыборные газетные тексты.

Многие иконические средства способны иногда употребляться изолированно, но всё же более типичным и лингвистически ценным является использование их вместе с вербальными средствами, в результате чего и получается полнокровный письменный креолизованный текст [5; 4]. Добавление изображения накладывает ограничения на восприятие текста, ведет к перестройке смыслового кода реципиента в сторону сужения его концептуального поля, при этом возможности интерпретации текста уменьшаются.

На наш взгляд, именно воздействующим потенциалом креолизованных текстов (сужение концептуального поля избирателя) можно объяснить широкое использование иконических средств в газетном пространстве кампании, а также преобладание креолизованных текстов над гомогенными вербальными.

20 мая 2007 г. в Волгограде завершилась предвыборная кампания - борьба за должность главы администрации города.

Мы проанализировали 77 имевшихся в нашем распоряжении номеров газет 8 претендентов на искомую должность главы администрации Волгограда, но основной корпус примеров был составлен по текстам 55 номеров 4 основных претендентов - Р. Гребенникова («Первая газе-

© Солодовникова Н.Г., 2008

та»), В. Галушкина («Волгоградская правда»), Р. Херианова («Город героев»), О. Михеева («Блокнот»).

Выбор газет в качестве объекта анализа был обусловлен тем, что большие еженедельные тиражи газет (385 000 - «Блокнот», 200 000 - «Волгоградская правда», 300 000 - «Первая газета», 50 000 - «Город героев») обеспечили их преимущество перед другими средствами информирования избирателей. Поскольку содержание предвыборных газет составляла информация как вербального, так и иконического плана, их возможность воздействия на избирателей расширялась.

Психолингвистами установлено, что информация, воспринимаемая по разным каналам, в том числе вербальная и ико-ническая, интегрируется и перерабатывается человеком в едином универсальном предметном коде мышления, а на уровне глубинной семантики не существует принципиальной разницы между семантикой иконических и вербальных знаков.

Изображения и слова в поликодовом сообщении не являются суммой семиотических знаков, их значение интегрируется и образует сложно построенный смысл. Между вербальной и иконической частями устанавливаются разные корреляции: отношения взаимодополнения, отношения взаимозависимости.

Корреляция между вербальным и ико-ническим компонентами расширяется в зависимости от характера передаваемой в них информации - денотативной или кон-нотативной. Поскольку информация в предвыборных газетах, как показал наш материал, является в большей мере эмоциональной и эмотивной, чем воздействующей на рациональную сферу избирателей, то между вербальной и иконической частями чаще устанавливались отношения взаимозависимости. Так, например, в газете А. Попкова «Парк памяти» (2007. №1 (2)) содержится креолизованный текст, вербальную часть которого составляют следующие высказывания самого претендента: Многие кандидаты в мэры сегодня - паиа-ны. Нормальные, но еще пацаны. А городом должен рулить мужик. Такой, как я.-нормальный, хозяйственный и жесткий. Я ведь набью морду любому чиновнику - серьезно. видите кулак?- набью морду любому чиновнику. который посмеет обидеть моего избирателя..., а иконическую - фото са-

мого А. Попкова, где на первом плане -кулак (тот самый, о котором он говорит). Нам представляется, что данный креоли-зованный текст не имел бы столь мощной воздействующей силы, не будь в нем фотографии, поскольку фраза ... серьезно, видите кулак?.. не обладала бы той убедительностью, которую она получает благодаря фото. Но и изображение кулака, без привязки к конкретному обещанию А. Попкова, не было бы столь угрожающим. Кроме того, данный текст представляет собой текст-эмотив (текст-отношение - см.: [8]), в нем нет ни одного неэмотивного слова (эмотивы выделены подчеркиванием). Даже лицо А. Попкова, воспринимаемое как бы с позиций второго плана, очень выразительно в плане эмоций: сдвинутые брови, отсутствие улыбки, хмурый взгляд -все это выражает целый кластер эмоций -недовольство, угрозу, раздражение и др.

Сама природа предвыборных креоли-зованных газетных текстов наводит исследовательский объектив на соотношение в них вербальных и иконических средств. Как показал исследуемый материал, все вербальные и иконические средства в предвыборных креолизованных газетных текстах анализируемой кампании подчинены общему принципу апологизации (похвала) и диффамации (критика). Смещение баланса вербальных и иконических средств в сторону диффамации свидетельствует, по нашему мнению, о нарушении коммуникативного кодекса этичности и несоблюдении экологичности в предвыборной кампании. Подтверждением этому может быть и наличие в предвыборных газетах большого количества как гомогенных вербальных, так и креолизованных текстов диффамационного содержания.

Тексты, в которых вербальные и иконические средства диффамации преобладают над соответствующими средствами апологизации, называются еще конфликтными [7]. Безусловно, они являются неэкологичными. Здесь важно отметить, что если ранее в лингвистике говорилось только о лингвоэкологичности, т. е. об этичном использовании языковых единиц [6], то исследование креолизованных предвыборных текстов позволяет говорить об экологичности коммуникации вообще (и предвыборной в частности), поскольку (не) экологичным может быть и использование в тексте иконических элементов - рисун-

ков, коллажей, шаржей, фото оскорбительного или унизительного содержания. Превалирование таких средств над средствами возвышающего, глорифицирующего (в терминах данного исследования - аполо-гизирующего) содержания делает креоли-зованный текст конфликтным.

Исследователями предвыборных текстов конфликтного характера был предложен так называемый «конфликтный треугольник», в котором выделяются три вида объектов диффамации: оппоненты, конкуренты (категория «они»); претендент и его сторонники (категория «мы») и третья сторона, или аудитория, избиратели. Оппоненту (категория «они»), как правило, выражается отрицательная оценка, обвинение, разоблачение, враждебность и др. Категория «мы» связана с положительной оценкой, одобрением своих качеств и действий, отводом обвинений. В адрес третьей стороны высказывается то критика, то похвала, порой на нее оказываются прямые побудительные действия [7].

Формы выражения конфликтности индивидуально и ситуативно вариативны. Наибольшая конфликтность выражается в максимальной нагруженности и заостренности категории «они». Эта заостренность подчеркивается прямым называнием имен обвиняемых людей, употреблением предельно жестких характеристик: Сейчас много жуликов всех мастей, политических авантюристов. которые спят и видят себя в должности мэра Волгограда. ... Вот, допустим, общеизвестный фаворит всех пиар-кампаний Ромик Гребенников. ... Мальчик закончил школу, в армии не служил, закончил «универ», юрфак, быстренько создал какую-то фирму юридическую, чуть-чуть поработал и тут же избрался депутатом облдумы. Тяжелее ручки он ничего в руках не держал. Какая там лопата... Зато сейчас пиарится, щеки дует, горло рвет, рассказывает про свои студенческие годы, рассказывает, какие он читает газеты, сидя в туалете, но, извините, меня, как и остальных волгоградцев, это не интересует... Ведь кроме критики в адрес разных чиновников я ничего путного от Гребенникова не услышал. И никто не слышал! Потому что парень абсолютно не знает темы! Его поход в мэры - чистый авантюризм. Ничего хорошего он горожанам не принесёт. Хватит нам авантюризма! Насмотрелись уже... (А. Попков - Парк памяти. 2007. №1 (2)).

Высокий процент диффамационных высказываний, рисунков, коллажей, фото в предвыборных газетах - свидетельство остроты конфликта между претендентами, а также показатель крайне низкой степени экологичности как коммуникативного стиля каждого из претендентов, так и предвыборной кампании вообще. Вот какова, например, стилистика диффамации: умолчание: Что сделали бы вы на месте чиновника, отлученного от «кормушки»? Я попробовал поставить себя на место такого «обделенного». Итак, представлю... Я здесь чужой. И город этот мне до...; эпидик-тическое высказывание: Интриги, предательство, воровство, грязь - смотрите новое реалити-шоу «Мэрия»!; цитата: «Долой, Х... Ианов!» - «Чей-чей... х?» и др.

Также нами было выявлено 22 диффамационных рисунка и проанализировано 50 фотографий с видами города и 80 фотографий претендентов на должность мэра города Волгограда. Анализ креоли-зованных текстов предвыборных газет показал, что среди иконических средств коллективными авторами отдается предпочтение таким снимкам города, которые свидетельствуют о неудовлетворительной работе действующей на период избирательной кампании власти.

Интересным средством диффамации является использование фотографий претендентов в рейтингах: все, кроме одного, представлены в невыигрышном ракурсе, в фото меньшего размера или без цвета. Встречалось и игнорирование одного из претендентов за надписью «Нет фото».

Особое место в газетах уделялось рейтингам и мнениям избирателей. В рейтингах газеты «Блокнот» выделялось четыре параметра: «узнаваемость», «голосование», «хорошее отношение», «плохое отношение». И если для О. Михеева процент узнаваемости почти не отличался от соответствующего параметра у Р. Херианова (45 - 50), то на фоне параметра «плохое отношение» (35 - 40 к Р. Херианову и 10 - 13 к О. Михееву) узнаваемость Р. Херианова становилась еще одним средством диффамации последнего.

Привлекались к диффамационным процессам и сами избиратели, мнения которых публиковались в рубрике «Народное мнение»: Про некоторых кандидатов мы в последнее время узнали много интересных подробностей из личной жизни. Про прежнего мэра тоже столько всего в период

выборов рассказывали, но многие не поверили. Волгоград его выбрал. А что в итоге? Обоср...сь на всю страну (Листовка С. Аллахвердиева от 23.04.07). Использование мнений избирателей, на наш взгляд, - одно из наиболее сильных диффамационных средств воздействия, поскольку оценку дают не сами конкурирующие претенденты, а такие же избиратели.

В заключение отметим, что креолизо-ванные газетные тексты доказали нашу гипотезу об общем низком уровне экологичности (этичности) стиля ведения предвыборной агитации в анализируемой нами кампании. Большое количество обвинений, угроз, прямых и косвенных негативных оценок деятельности и качеств претендентов, оскорбительные рисунки и коллажи - все это показатели стилевых преференций претендентов, каждый из которых потенциально мог бы отвечать за физическое, ментальное и эмоциональное здоровье волгоградцев.

Использование диффамационных вербальных и иконических средств не только самими претендентами и их пиар-группами, но и избирателями может свидетельствовать об общем уровне экологии волгоградского предвыборного газетного коммуникативного пространства как крайне низком и должно провоцировать лингвистов вырабатывать способы противостояния его загрязнению.

Литература

1. Анисимова, Е.Е. Лингвистика текста и межкультурная коммуникация (на материале креолизованных текстов): учеб. пособие для студ. фак. иностр. яз. вузов / Е.Е. Анисимова. М.: Академия, 2003.

2. Елина, Е.А. Вербальные интерпретации произведений изобразительного искусства. Номинативно-коммуникативный аспект / Е.А. Елина. Саратов, 2002.

3. Карасик, В.И. Языковые ключи / В.И. Карасик. Волгоград: Парадигма, 2007.

4. Козлов, Е.В. Комикс как явление лин-гвокультуры: знак - текст - миф / Е.В. Козлов. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2002.

5. Плотников, Б.А. Семиотика текста: Параграфемика: учеб. пособие / Б.А. Плотников. Минск: Вышэйшая школа, 1992.

6. Романов, А.А. Политическая лингвистика: функциональный подход / А.А. Романов. М. - Тверь: ИЯ РАН: ТвГУ, 2002.

7. Ушакова, Т.Н. Слово в действии. Интент-анализ политического дискурса / Т.Н. Ушакова, Н.Д. Павлова. СПб.: Алетейя, 2000.

8. Шаховский, В.И. Категоризация эмоций в лексико-семантической системе языка / В.И. Шаховский. М.: Изд-во ЛКИ, 2008.

М.В. РЕЗУНОВА (Брянск)

СЛОВАРНАЯ СТАТЬЯ: ТЕКСТ ИЛИ ДИСКУРС?

Поставлена важная проблема - место словарной статьи в структуре языковых образований, к которым мы относим текст и дискурс.

В середине прошлого века в научное знание было введено понятие «дискурс», до сих пор не полностью изученное, не имеющее четкого однозначного определения.

Относительно недавно появилось понятие «лексикографический дискурс». Как отмечает профессор А.Л. Голованевский, лексикографический текст как вариант научного текста совпадает с лексикографическим дискурсом, разновидности которого, в свою очередь, определяются лексикографическим жанром [3: 9].

Элементарная единица лексикографического дискурса - словарная статья, в которой дается дефиниция слова. «В их толковании бывает заложено гораздо больше изобретательности и науки, чем в пе-реярлычивании согласно лингвистической моде давно всем известных банальных грамматических истин» [5: 20].

Термин «лексикографический дискурс» нередко встречается в работах исследователей лексикографических материалов, что свидетельствует о его вхождении в лингвистический обиход. Однако наряду с этим термином употребляются такие словосочетания, как дискурсивный характер словаря, дискурсивная модель словаря, материал словарной статьи называется текстом, в толковом словаре также выделяют лингвокультурологический, идеологический дискурс. Это обусловлено отсутствием научного обос-

© Резунова М.В., 2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.