СРЕДСТВА И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Сасс М.В.
Сасс Мария Владимировна - учитель физической культуры, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Владимира №44
г. Владимир
Аннотация: в данной работе с помощью анализа научно-методической литературы были рассмотрены теоретические основы развития скоростных способностей. Были изучены методические особенности развития скоростных способностей младших школьников. Были определены основные средства и методы развития скоростных способностей у детей младшего школьного возраста. Ключевые слова: скоростные способности, школьники младшего возраста.
Средствами для развития скоростных способностей у школьников являются упражнения, выполняемые на максимальной или близкой к максимальной скорости. Их можно разделить на три основные группы.
К первой группе можно отнести упражнения, направленные на отдельные компоненты скоростных способностей: быстроту реакции, скорость выполнения движений, частоты движений, стартовой скорости, скоростную выносливость.
Ко второй группе относятся упражнения комплексной направленности, т.е. те упражнения, которые направлены на основные компоненты скоростных способностей (подвижные игры, эстафеты).
Третья группа упражнений включает в себя, упражнения сопряженного воздействия, т.е. упражнения на развитие скоростных способностей и других способностей (силовых, координационных).
По Словам Ж. Холодов и В. Кузнецов для воспитания частоты движения: циклические упражнения в условиях, которые поддерживают увеличение скорости этих движений [5]:
• бег под гору;
• быстрые движения ног и рук, выполненные в высоком темпе, с постепенным уменьшением скорости, а затем с постепенным увеличивая ее;
• упражнения для увеличения скорости расслабления мышечных групп после их сокращения
Для развития скоростных способностей в их сложном выражении используются три группы упражнений на развитие скорости реакции; упражнения, которые используются для развития скорости отдельных движений, в том числе движения по разным коротким отрезкам (от 10 до 100 м); упражнения для развития взрывной скорости.
При развитии специальных скоростных возможностей применяются различные упражнения с отягощениями, которые позволяют работать на мышцах, которые поддерживают необходимую нагрузку в основном упражнении, при сохранении его динамической составляющей. Упражнения, выполняемые в группах, это упражнения с ациклической структурой движения (метания, прыжки и др.), а также с циклической структурой (плавание, бег). Упражнения на развитие скоростно-силовых возможностей делятся на три группы:
■ упражнения с преодолением сопротивления, где скорость движений уменьшается, а степень проявления силы увеличивается;
■ упражнения с преодолением сопротивлений, где скорость движений большая;
■ упражнения с преодолением сопротивления, где скорость движение околомаксимальная.
Самым эффективным средством для улучшения скоростных способностей считается выполнение упражнения в субпредельной и предельной мощностью [1].
Для развития скоростных способностей используются несколько режимов мышечной работы:
■ динамический режим (при выполнение основного упражнения), направлен на преодолевающий характер работы мышц;
■ динамический режим (при выполнение специальных упражнений), направлен на преодолевающий характер работы мышц, либо на сочетание уступающего характера работы мышц);
■ статический режим (при выполнение вспомогательных упражнений), характеризуется «пассивным» напряжением мышц, либо сочетание динамического и статического режимов, характеризуется «активным» напряжением мышц.
Чем ближе значение сопротивления к максимуму, тем меньше число повторений в одном подходе и наоборот, по мере уменьшения сопротивления и интенсивности, количество повторений может несколько увеличиться. При выполнении упражнений с ациклической структурой движений с максимальной интенсивностью при одном подходе количество повторений одноразово, когда выполняется подпороговая интенсивность 2-3 раза, с предельной - 3-5 раз. Это методическое положение является общим для спортсменов любого уровня мастерства и специализации. Если сопротивляемый вес является весом собственного тела, то число повторений упражнения с циклической структурой движений (например, бег на 100 м) может повторяться и длиться до нескольких секунд.
Количество подходов, продолжительность перерывов в одной тренировке являются чисто индивидуальными. Общим показателем для всех упражнений, ограничивающим количество подходов или рядов, является снижение интенсивности, с которой первые наилучшие попытки были предприняты в начале учебной сессии [1].
В начале процесса развития скоростных способностей упражнения необходимо выполнять преимущественно с максимальной интенсивностью 80-90%, от максимума. В будущем, по мере повышения уровня скоростно-силовых способностей упражнения необходимо выполнять с предельной интенсивностью 100%.
Важно подчеркнуть, что выполнение упражнений в объеме, равном - 90 - 95% возможного объема, способствует наиболее плавной динамике развития скоростных способностей. Использование средств в объеме, равном 100% с использованием предельной интенсивности, обеспечивает более «ускоренное» достижение наивысших темпов развития скоростно-силовых способностей [1].
В научно-методической литературе выделяют три основных метода воспитания скоростных способностей у детей младшего школьного возраста [2]: методы строго регламентированного упражнения, игровой метод и соревновательный.
Методы строго регламентированного упражнения включают в себя два под метода: метод повторного упражнения и метод переменного упражнения.
Метод повторного выполнения упражнения. Этот метод характеризуется выполнением упражнений с определенными интервалами отдыха. Отдых в этом методе необходим спортсмену для восстановления работоспособности. Упражнения выполняются в нескольких подходах или последовательно. Этот метод позволяет избирательно воздействовать на определенные типы мышечных групп. При применении повторного метода тренировочный эффект на тело предоставляется в течение периода усталости после каждого повторения. Этот метод позволяет точно дозировать нагрузку, укреплять опорно-двигательный аппарат, воздействовать на сердечно-сосудистую и дыхательную системы [5].
Игровой метод предполагает выполнение различных упражнений с максимально возможной скоростью в условиях подвижных и спортивных игр (ри.3). При этом упражнения выполняются очень эмоционально, без лишнего напряжения. Кроме того, данный метод обеспечивает широкий спектр действий, препятствующих образованию «скоростного барьера». Способ организации двигательной активности в виде подвижной игры широко используется в процессе физического воспитания и имеет ряд преимуществ перед другими методами. Суть метода заключается в том, что двигательная активность организуется на основе содержания, условий и правил игры.
Характерными особенностями игрового метода являются:
• большая эмоциональность, на фоне которой происходит двигательная активность и поведение участников;
• относительно самостоятельный (нерегулируемый) выбор решения двигательных задач (игрок выбирает путь бега, прыжков, разбрасывания, преодоления препятствий и т. д.;
• разнообразие двигательных задач и их внезапное появление в постоянно меняющейся ситуации;
• сложные и разнообразные взаимодействия происходят во время игры.
Эти особенности определяют важные методологические особенности игрового метода для педагога, который позволяет повысить интерес к двигательной деятельности и снизить умственную утомляемость по сравнению с упражнениями монотонного характера, способствует совершенствованию освоенных двигательных действий и развитию умения их использовать.
Игровой метод не может использоваться для обучения новым двигательным действиям; обеспечивает всестороннее развитие двигательных навыков, но, в отличие от методов строгой регламентации физических упражнений, не дает возможности развития отдельных двигательных навыков (физических свойств), если это возможно с ограничениями; трудно дозируется нагрузка, создает особо эффективные условия для развития координационных способностей, позволяет определить личностные характеристики, которые участвуют и эффективно влияют на формирование нравственных, нравственно-волевых и психических качеств.
Игровой метод широко доступен как для детей, так и для взрослых. В физическом воспитании детей раннего возраста игровой метод занимает ведущее место. Игровой метод должен широко применяться в процессе спортивной тренировки, чтобы снизить монотонность тренировочной нагрузки. Преимущество увеличения энергетических затрат за счет физических упражнений заключается в том, что не происходит потери белка во время физических упражнений, физическая нагрузка защищает организм от отрицательного баланса.
Игровой метод выражается через подвижные игры. Подвижная игра - это игра, основанная на движении. Постановка цели и деятельность игроков определяется сюжетом (идеей, темой) игры. Правила определяют права и обязанности участников, определяют правила ведения и учета результатов игры. Содержание — игры - это предполагаемая форма, то есть способ организации действий участников, обеспечивающий возможность широкого выбора способов достижения цели, удовлетворения самого процесса игры [4].
Следует отметить, что термин «игровой метод» включает в себя не только какие-либо конкретные подвижные игры, но и использование методологических особенностей игры в любых физических упражнениях. Такие упражнения, сохраняя свою сущность, приобретают своеобразную игровую окраску.
Они привлекают студентов своей эмоциональностью, доступностью, разнообразием и соревновательным характером, помогают им правильно, но в упрощенном виде выполнять элементы изучаемых приемов и тактических действий и в то же время способствуют воспитанию физических качеств. Такие упражнения, как правило, выполняются с полной мобилизацией двигательных способностей.
Использование игрового метода может быть эффективным (рациональным) только при учете конкретных условий, в которых проводятся подвижные игры или физические упражнения с включением элементов в игру. Было бы ошибкой допускать стереотипное повторение игр и механическое использование игровых моделей в образовательной практике и досуговой деятельности. Описанные в уставе без должного учета задачи должны решаться в данной ситуации, с данным контингентом учащихся. В зависимости от того, в какой мере они учитывают требования к адаптации игровых методов, они могут приносить различные результаты в сферах здравоохранения, образования и воспитательных отношений. Поэтому под термином «игровой метод» мы понимаем педагогически целесообразное использование игры в физических упражнениях для решения задач комплексного физического воспитания учащихся.
В теории игр существует два типа подвижных игр: собственно подвижные (элементарные) и спортивные (более сложные). На самом деле, собственно подвижные игры обычно называют подвижными играми для краткости. Условия, правила, и количество участников игры могут меняться. Игроки не нуждаются в специальной подготовке (за исключением участия в запланированных календарных соревнованиях по подвижным играм). Названия подвижных игр в разных местах (и в разных случаях) имеют множество вариаций. По своей направленности, а также по особенностям содержания, подвижные игры для детей являются наиболее доступными. Реже применяется в юношеском, зрелом возрасте и даже у пожилых людей, но со специальными целями (вспомогательное средство для занятий спортом, для активного отдыха, в медицинских целях и др.) [3].
В отличие от подвижных игр, спортивные игры требуют стабильных условий, фиксированных правил и точного количества участников с определенным уровнем подготовленности. Чтобы улучшить выбранную спортивную игру, необходимо придерживаться определенного тренировочного режима. Специалист по физическому воспитанию должен уметь ориентироваться в соответствии с законами подвижных игр возрастного развития детей (младший школьный возраст 7-12 лет; средний школьный или подростковый возраст 12-15 лет) и молодежи (средний школьный или юношеский возраст 15-17 лет).
Методы развития скоростных качеств, считаются общими для многих видов спортивной специализации. Они не зависят от квалификации от индивидуальных способностей каждого спортсмена.
Список литературы
1. Антонова Т.В. Особенности социального поведения детей в игре / Т.В. Антонова. - М.: Педагогика, 2006. - 250 с.
2. Бабенкова Е.А. Подвижные игры на прогулке / Е.А. Бабенкова, Т.М. Параничева. - М.: Сфера, 2012. - 88 с.
3. Годик М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок / Годик М.А. - М.: Физкультура и спорт, 1980. - 136 с.
4. Железняк Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте / Ю.Д. Железняк, П.К. Петров. - М.: Академия, 2005. - 225 с.
5. Кантан В.В. Ранее физическое развитие ребенка от 0 и старше: Метод. Руководство для родителей и воспитателей / В.В. Кантан. - СПб.: Корона-Принт, 2011. - 272 с.