Научная статья на тему 'СРЕДСТВА И МЕТОДЫ НАРОДНОЙ МЕДИЦИНЫ В ТРАДИЦИОННОЙ ЭТНОГРАФИИ ДАРГИНЦЕВ В ХIХ - НАЧАЛЕ ХХ В. (ПО ПОЛЕВЫМ ЭТНОГРАФИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛАМ КАЙТАГСКИХ СЕЛ)[1]'

СРЕДСТВА И МЕТОДЫ НАРОДНОЙ МЕДИЦИНЫ В ТРАДИЦИОННОЙ ЭТНОГРАФИИ ДАРГИНЦЕВ В ХIХ - НАЧАЛЕ ХХ В. (ПО ПОЛЕВЫМ ЭТНОГРАФИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛАМ КАЙТАГСКИХ СЕЛ)[1] Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
231
178
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИЦИНА / MEDICINE / ТРАВЫ / ОБЫЧАЙ / CUSTOM / ОБРЯД / RITUAL / ОТВАР / BROTH / РАНА / WOUND / ЛЕКАРЬ / HEALER / HERBS

Аннотация научной статьи по ветеринарным наукам, автор научной работы — Абдулкеримова З. З., Абдулкеримова Д. Б.

Статья посвящается описанию целебных свойств растений, корней и плодов в традиционной медицине кайтагцев, а также рациональных и знахарских методов лечения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по ветеринарным наукам , автор научной работы — Абдулкеримова З. З., Абдулкеримова Д. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Indigenous medicine in traditional Ethnography of Darghins in the XIX - early XX century (based on field ethnographic materials of Kaitag villages)

The article describes medicinal properties of plants, roots and fruit in Katag indigenous medicine as well as rational and sorcerers methods of treatment.

Текст научной работы на тему «СРЕДСТВА И МЕТОДЫ НАРОДНОЙ МЕДИЦИНЫ В ТРАДИЦИОННОЙ ЭТНОГРАФИИ ДАРГИНЦЕВ В ХIХ - НАЧАЛЕ ХХ В. (ПО ПОЛЕВЫМ ЭТНОГРАФИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛАМ КАЙТАГСКИХ СЕЛ)[1]»

УДК 39:61 (= 351.22)

З.З. Абдулкеримова1, Д.Б. Абдулкеримова

Средства и методы народной медицины в традиционной этнографии даргинцев в XIX - начале ХХ в. (по полевым этнографическим материалам кайтагских сел)1

1 Дагестанский государственный университет; Zumrud-69@mail.ru 2ИИАЭДНЦРАН

Статья посвящается описанию целебных свойств растений, корней и плодов в традиционной медицине кайтагцев, а также рациональных и знахарских методов лечения.

Ключевые слова: медицина, травы, обычай, обряд, отвар, рана, лекарь.

Народная медицина кайтагцев как одна из составляющих духовной культуры «представляет собой часть этнической культуры, отличающуюся устойчивостью и массовостью медицинских знаний, накопленных народом эмпирических сведений о целительных средствах» [1, с. 13]. В силу отсутствия медицинских учреждений народные знания в области медицины были единственным спасением для больных. У кайтагцев, как и у всех дагестанцев, искусство врачевания передавалось по наследству. Местные жители практиковали разные методы лечения: бытовой, когда лечение проводили элементарным воздействием на больного в домашних условиях (в семье), и профессиональный, применяемый лекарями - дахънуша. Иными словами, здесь можно выделить два начала - рациональное и иррациональное (знахарство), «которые тесно переплетены» [2, с. 146]. К числу рациональных методов можно отнести массаж, окуривание, растирания, несложные хирургические операции, использование лекарственных растений. Иррациональные методы основываются на вере в силу магических ритуалов. «Приемы эти формировались веками, - пишет С.А. Лугуев, - в их эффективность и целесообразность абсолютно верили как врачующий, так и лечащийся» [3, с. 157].

Как известно, растения содержат различные группы химических соединений, поэтому одно растение могло использоваться для различных целей, как пищевых, так и лекарственных. Кайтагцам, как и другим народам Дагестана, пищевые и целебные свойства лекарственных растений известны были с глубокой древности. Поэтому значительное место в народной медицине и питании отводилось именно их применению. В лечебной практике кайтагцы применяли множество дикорастущих трав, корней и т. д., необходимых для лечения различных заболеваний. К лекарственным травам можно отнести полынь, крапиву, подорожник, зверобой, душицу, мяту, ромашку, мать-и-мачеху, чабрец и т. д.

У многих лечебных растений использовалась вся надземная часть - цветки, стебель, листья. У таких растений, как полынь, зверобой, пустырник и т. п., срывали только цветущие верхушки. Листья обрывали руками и обязательно до цветения, когда они еще были очень мягкие, но уже содержали все действующие вещества в максимальной концентрации. Увядшие, объеденные насекомыми или пораженные грибками листья собирать нельзя. Растения собирали утром после высыхания росы.

Нельзя было собирать растения после дождя, так как при сушке они теряли цвет и запах. Опытные лекари знали, в какое именно время следует собирать то или иное рас-

1 Статья печатается согласно программе стратегического развития «Создание учебно-научного центра по подготовке специалистов в области археологии и этнографии (антропологии)».

тение. «При этом каждый год запасы лекарственных трав обновляли, зная, что свежие заготовленные растения обладают более действенными лечебными свойствами» [4, с. 319]. Несмотря на то, что лекари-травники больных «безвозмездно снабжали лечебными травами», тем не менее «в целях сохранения за собой особого престижа в лечении больных состав и способы изготовления лекарств держали в секрете» (инф. Эминов Хизри Газиевич. 1964 г. р.).

Местные жители различного рода заболевания излечивали не только плодами, цветами, листьями, корнями, но и корой деревьев и кустарников. Так, широкое применение имели кора деревьев (осины, дуба, березы, ясеня и проч.) и кустарников (калины, крушины, можжевельника и проч.). Время сбора коры приходилось на весну, так как в это время года она за счет усиленного выделения сока легко отделялась от древесины. Вначале корневища и корни отряхивали от земли, а затем промывали в проточной воде. Промытые корни раскладывали на полотне и подсушивали. Корни же растений выкапывали ранней весной или осенью, после отмирания надземной части, когда в них находится вся жизненная энергия растения. Как свидетельствуют наши респонденты, жители с. Санчи в местечке Музе, что находится за скалами, собирали различные съедобные и лекарственные травы [4, с. 319]. Очень эффективным средством при лечении бронхиальной астмы или центральной нервной системы считался настой из душицы гъараут. Такой же настой использовали при лечении верхних дыхательных путей, при ангине. Следует сказать и еще об одном немаловажном растении в жизни кайтагцев, таком, как щавель - миссимижик1а. Листья к1апари и семена шо миссимижик1а оказывают вяжущее и обезболивающее действие, ранозаживляющее, противовоспалительное. Его применяли также при лечении авитаминозов, цинги, анемии. В качестве кровоостанавливающего средства применялось пастушья сумка. Согласно сведениям наших информаторов (со слов чабана), если собака, которую укусусила змея, своевременно съест эту траву, она срыгнет пищу из желудка и не погибнет (инф. Джабраилов Шарапудин Сулейманович 1976 г. р.). Кайтагцам были известны и растения, которые обладали бактерицидными свойствами. Особыми целебными свойствами обладал подорожник дакъила к1а (букв. дакъи - рана, к1а - листик). Его использовали для лечения чирьев, нарывов или ран: в первом случае делали кашицу, а в последнем прикладывали сам лист (инф. Абдулкеримова Батырхан Мирзаевич 1959 г. р.). Свежие листья подорожника использовали при ожогах. Лекари использовали настойку дакъила к1а для избавления от гастрита и желудочно-кишечных заболеваний. Подорожник использовали и при зубной боли. «Для этого засушенные листья подорожника сжигали, и больной вдыхал этот дым» [5, с. 217]. Аналогично использовали подорожник и соседи кайтагцев ерсильцы (Табасаранский район, инф. Абдусаматова Кистаман Надыровна 1937 г. р.).

Кроме описанных выше способов лечения гнойных ран кайтагцы использовали кашицу из лука горгар (или распаренного лука курмела барибиль), издавна пользовавшуюся большой популярностью не только у народов Дагестана, но и у других народов [6, с. 247]. Лук обладает фитонцидными свойствами, поэтому для избавления от бактерий в полости рта достаточно всего лишь пожевать его в течение нескольких минут. Кроме того, свежий лук повышает аппетит и представляет собой «хорошее средство при дефиците витаминов С и В1» [7, с. 83]. Гнойные раны лечили и другими методами. Так, рану заливали медом или урбечом, который готовили из не менее важного растения в жизни не только кайтагцев, а практически всех народов Дагестана, льна. Урбеч п1ялцик использовался как питательное средство для поддержания сил и лечения болезней не только кайтагцами, но и многими народами Дагестана [8, с. 280]. Он норма-

лизует обмен веществ, благотворно влияет на нервную систему, улучшает состояние кожи, снижает уровень холестерина в крови и т. д. Также для заживления ран и укрепления сердечно-сосудистой системы использовался отвар цветков каперсника. Каперс цвел все лето, «легко выдерживая жару», и местные жители использовали его не только как «пряную приправу к блюдам, но и как лекарство» [9]. Отвар корней каперсника употребляли как обезболивающее средство. По рассказам старожилов, отвар из гъара-ута помогал при желудочных заболеваниях. При болях в животе из его молодых листьев и соцветий делали пирог бакбиц. В качестве эффективного сердечного средства использовали пустырник. Чай из мяты шамура и тмина анц1иц1и считался полезным при плохом пищеварении, кашле и т. д. Отвар из мяты лекари также рекомендовали при легочных заболеваниях. Не случайно в народе при воспалении легких первой заботой «считается добиться пота и хорошего функционирования почек, через которые очищается организм больного от вредных продуктов» [10, с. 238]. При расстройстве желудочно-кишечного тракта, особенно у малышей, давали настой петрушки. Наружно настой листьев петрушки использовался при укусах пчел, ос, при нарывах и ушибах, более концентрированный настой помогал при педикулезе (вшивости). Также растение обладает мочегонным, желчегонным свойствами. Другим повсеместно употребляемым в лечебных и профилактических целях средством были цветки календулы. Календулу применяли для лечения ран и ушибов во избежание образования рубцов. Мать-и-мачеху использовали как отхаркивающее и противовоспалительное средство. Это «растение оказывает благоприятное воздействие при одышке и кашле при туберкулезе» [7, с. 242]. К числу лечебных дикорастущих трав семейства гвоздичных следует отнести мокрицу (звездчатку среднюю) (жижирин - говор с. Санчи или шинг1я). Интересно отметить, что у даргинцев шин означает буквально вода (водяной), а у русских мокрица -от корня «мокр». В качестве подтверждения хочется процитировать слова знатока растений Н.И. Аненкова: «Весьма многие названия растений представляют буквальный перевод их фармацевтических названий» [11, с. 92]. Кайтагцы использовали шинг1я и в сыром виде, и в виде настоев и отваров в качестве мочегонного и желчегонного. Мокрицу использовали против снижения артериального давления. Кроме того, соком мокрицы промывали воспаленные глаза. Другим не менее популярным растением являлся зверобой. В России это растение называют «травой от девяноста девяти болезней». Свое название зверобой получил из-за того, что у животных эта трава может вызвать заболевание. У кайтагцев его называют чайла къар. Он обладал вяжущим, желчегонным, мочегонным, противовоспалительным, обезболивающим, ранозаживляющим свойствами. Настой и отвар травы использовали при ревматизме и подагре, при туберкулезе, геморрое, при недержании мочи у детей и т. д. При нервных заболеваниях употребляли отвар из соцветий и молодых побегов душицы къараут. Ее использовали при нервных расстройствах и бессоннице, гастритах, а также для укрепления волос. Настой из къараута использовали при лечении верхних дыхательных путей, при ангине, бронхиальной астме. Отвар полыни в народной медицине использовали при бронхиальной астме, ревматизме, при ушибах, зубной боли, заболеваниях суставов, желудка, печени, почек, желчного пузыря, для возбуждения аппетита, как слабительное и желчегонное средство, как средство от изгнания глистов (кстати, от глистов избавлялись с помощью сырых семян тыквы къабахъла къукъам). Свежие и высушенные листья полыни держали дома в качестве средства от блох и тараканов. Королевским растением в народной медицине по праву можно назвать крапиву миц. Отвары крапивы использовали в качестве вспомогательного средства при лечении заболеваний селезенки, печени, желчного пузыря, желудочно-кишечного тракта, при малярии, бронхите, туберкулезе легких.

Настой крапивы употребляли для профилактики подагры, при циррозе печени и образовании камней. Наружно крапиву использовали при лечении от перхоти и облысения, зуде кожи, молочнице, при болях в суставах, а также как противоревматическое средство. При болях в суставах больному рекомендовали бить по больным участкам стеблем, на котором имелись листочки. При бронхите гьинахъла хъа больного отпаивали чаем из мяты шамура. Щавель использовали при обострении желудочно-кишечных заболеваний. Его ели в сыром виде или готовили настойку. От этого недуга избавлялись и с помощью пчелиного меда. При расстройстве желудка варк или кишечника применяли вареный высушенный конский щавель, который сушили как в тени, так и на солнце.

Большой популярностью в народной медицине пользовались дикорастущие фрукты и ягоды. Наливки из плодов груши къар хорошо помогали при расстройстве желудка и кишечника. Грушевый компот употребляли как жаропонижающее, мочегонное и противолихорадочное средство. Отвар плодов вишни п1аяк1ли (белая ц1яв и красная ит1ин) использовали как отхаркивающее средство. Отвар айвовых листьев (чимиси) давали пить при болях в желудке и высоком артериальном давлении. Плоды абрикоса применяли для усиления пищеварения, как легкое слабительное и жаропонижающее средство. Свежие ягоды ежевики ирбиг1я употребляли в качестве легкого слабительного. Отвар листьев ежевики использовали при ангине для полоскания горла и при некоторых других заболеваниях. Измельченные листья прикладывали к пораженным участкам кожи при хронических язвах и гнойных ранах. Лечебно-диетическое значение плодов шиповника гаци огромно. Его использовали при скарлатине, туберкулезе, при заболевании печени, почек, желудка, при малокровии, а также при истощении нервной системы. Сиропом из листьев шиповника излечивали болезни полости рта мисанна барк. Для лечения желудочно-кишечных расстройств делали настойки из корней жяг1 шиповника. В народной практике корни шиповника в виде отвара применяли для избавления от камней в почках, желчном и мочевом пузыре. При сердечно-сосудистых заболеваниях применяли настой шиповника. От избавления от этого недуга использовали и настой плодов боярышника хя-мии. Черника особенно полезна при желудочных заболеваниях, т. к. в ней много вяжущих, дубильных веществ. Плоды рябины лумерз использовались как противоцинговое, кровоостанавливающее, мочегонное, желчегонное, потогонное, слабительное и как средство от головной боли. Настой боярышника использовали при бессоннице, одышке и т. д.

Лечили кайтагцы и разные кожные заболевания - лишаи, чесотку гъяж. Н.Д. Львов, говоря о степени распространенности кожных заболеваний в Дагестане, писал, что «нет почти ни одного горца, который бы избежал заболевания чесоткою» [12, с. 4]. Способы лечения этой болезни были очень разнообразными, и роль лекарственных растений здесь также была велика. С помощью лопуха лечились при разных кожных заболеваниях, использовали его «при чирьях, фурункулезе, сыпях, при золотухе, рахите, как кровоочистительное средство» [10, с. 139].

В своей лечебной практике лекари применяли хирургические методы лечения. Простым видом помощи, оказываемой пострадавшему от открытого (ачикъиль) или закрытого перелома (бакни - внутри), было наложение шин. В первом случае на рану, прежде чем наложить шину, клали дезинфицирующие травы. Обычай обязательного очищения желудка пострадавшего был неукоснителен в практике лекарей Дагестана [13, с. 169]. Костоправы умели не только «ставить на место» - кабижахъара цинна мусна переломанные куски костей, но и вправлять вывихи суставов. Например, ручным методом вытяжения конечностей в нужном направлении. Так, по словам нашего информатора, ему, когда он еще был совсем маленьким, помог при растяжении лекарь-

еврей, проживающий в еврейском поселке в Маджалисе (к сожалению, имени его информатор не помнит) (инф. Магомедэминов Иса Сулейманович 1947 г. р.).

Кроме того, кайтагцам было известно и накладывание фиксирующей повязки. Для этого использовали тесто, приготовленное из муки и яичного белка. Для фиксации конечностей на повязку накладывали дощечки и тщательно обматывали кусочком лентообразной ткани. Кроме того, для лечения растяжений применяли массаж, припарки из различных трав.

Дагестан с давних времен славился своими врачевателями. Согласно сведениям этого же информатора, в начале XX века в с. Санчи жил лекарь из известного тухума по имени Мирзажан. В настоящее время в с. Санчи, а именно в «Тубен ауле» (бывший еврейский поселок), большой популярностью пользуется лекарь Арип, в прошлом учитель и художник. Арип знает не только свойства различных трав, но и время их сбора (полевой материал 2013 г., инф. Эминов Хизри Газиевич 1964 г. р.).

Специальной областью врачевания было извлечение застрявших в горле различных остатков пищи чуп, «который ассоциировался с любым съедобным или, наоборот, несъедобным инородным телом в области носоглотки» [14, с. 70]. При этом лекари пользовались несколькими методами. Например, остатки пищи посредством вдувания воздуха через ноздри (поочередно) отправляли в пищевод, либо вынимали их с помощью указательного пальца. Этот способ считался более эффективным хотя бы потому, что сомнений в том, что очистилась гортань, не оставалось. В с. Ахмедкент чуп удаляла Рукият Абдулкеримовна Абдулкеримова, 1898 г. р. (записано со слов ее племянника Батырхана Мирзаевича Абдулкеримова, 1959 г. р.). Надавливание на гланды хъавликни гьадуцара имело широкое распространение. В с. Ахмедкент на практике его применяла Гичи-бике Аттаевна Бадырханова, 1927 г. р. (инф. Абдулкеримов Батырхан Мирзаевич, 1959 г. р.).

Об этом пишет и известный ученый С.Ш. Гаджиева, указывая на то, что у кумыков при ангине лекарь бугаз гелме, предварительно опустив два мокрых пальца в соль, надавливал на гланды больного и таким образом выдавливал гной и очищал гланды [4, с. 320].

Особое место в традиционной медицине кайтагцев занимали продукты пчеловодства: мед ваза, воск мирч1ели. В дореволюционное время ахмедкентцы за медом отправлялись на скалы. Дикие ульи находились на скалах, в местечке Букъмела шин. Пчел окуривали с помощью дыма от горящих тряпок (в настоящее время такой промысел в силу нерационального использования диких ульев прекратил свое существование). Также кайтагцы окуривали специальной травой ульи изнутри. В с. Ахмедкент пчеловодством занимался Магомед-Эмин Сулейманов, являющийся отцом нашего информатора Исы. Он сообщает, что у его отца было около 17-20 чурбанов из сосны. С одного улья он получал 15-20 кг меда. Другим пасечником в с. Ахмедкент был Магомед Арсланбеков («Хиянатла Мах1амад»). Согласно полевому материалу, в с. Ахмед-кент мед продавать не полагалось, принято было отдавать его бесплатно, в первую очередь для больного человека, т. к. это считалось богоугодным делом (инф. Газимагоме-дова Ашура Газимагомедовна, 1937 г. р., с. Сурхачи). Другие народы Дагестана практиковали свои методы выемки меда. У лезгин, например, «окуривали грибом-дождевиком плициф, в результате чего пчелы на время цепенели, и их легко можно было вытряхнуть из улья» [15, с. 43]. Аналогичный способ практиковали и хваршины, которые, перед тем как извлечь соты, окуривали ульи специальным растением, «которое не горит, но хорошо дымится» [16, с. 22]. В борьбе с ревматизмом эффективным средством считались и укусы пчел (до 10-15 укусов на сустав). В подобных целях пчел ис-

пользовали многие народы Дагестана [17, с. 186]. Не менее популярным было и использование воска мирч1ели. Его применяли при лечении суставов. Для этого на больной участок капали по нескольку раз в день переплавленным воском. Курс лечения длился около одной недели. С помощью воска избавлялись от волосяного покрова на лице, причем как мужчины, так и женщины. Воск использовали и для продления срока ношения талисмана. Для этого брали чистый кусочек белой материи и опускали в предварительно разогретый воск. Затем аккуратно обматывали талисман, который после этого не только не пачкался, но и не намокал.

В лечебной практике кайтагцев большое место занимала и гидротерапия. В с. Ахмедкент был известен родник Букъмела шин, расположенный вблизи скалы. Местные жители для избавления от ревматизма принимали ванны. Для этого они приносили сюда специальную утварь, в которой можно было подогреть воду на костре. В настоящее время этот источник, к сожалению, высох. Местные жители связывают это с взрывными работами, проведенными в советское время (1972-1975 гг.), когда прокладывали дорогу ^алирбагинова Ашура Xалирбагиновна 1945 г. р., с. Сурхачи).

Другой родник Цильвала иниц (букв. «зубной родник»). Это название говорит само за себя, и поэтому не нуждается в комментариях. Был известен родник Шантала шин (букв. «народная вода»), расположенный у дороги рядом с. Чахдикна. С этим родником связано предание, которое рассказал нам наш информатор, житель с. Ахмедкент. Однажды пастух увидел, как раненый олень искупался в роднике, и его раны моментально зажили. Изумленный пастух рассказал об этом людям. Этот родник существует и по сей день. По этой же дороге (Чахдигнала баг1) имелись и другие родники -Къаркъашинна мукьлукьала иниц и Хъула иниц (инф. Эминов Xизри Газиевич. 1964 г. р., с. Санчи).

Кайтагцы прибегали и к иррациональным методам лечения. К ним можно отнести заклинания, заговоры, привороты, нашептывания. «Любая магическая формула, которой приписывалась целительная сила, была рассчитана на веру больного в выздоровление и внушение ему надежды на благополучный исход» [18, с. 118]. К необычной форме заболевания можно отнести сглаз. Связывали его со сверхъестественной силой, имеющей отношение к фазе Луны. Люди верили, что сглазить можно домашний скот, сад, дом и т. д. Для снятия сглаза применялся целый перечень магических средств. Следует отметить то, что практически во всех селах Дагестана были люди, которые, как считалось, могли сглазить, в первую очередь те, у кого голубые глаза [19, с. 296]. Местные жители не любили встреч с ними, а порой даже боялись. Для снятия сглаза кайтагцы использовали ногти, клок волос, горящие угольки и т. д. Например, у человека, которого подозревали в сглазе, брали тайно кусочек одежды, который сжигали и перемешивали со «священной» водой. После чего больного мазали, читая одновременно определенные молитвы. Они так же, как и другие народы Дагестана, носили на шее или на одежде амулеты х1айкар. В качестве оберегов от сглаза кайтагцы пришивали к одежде детей волчьи или лисьи клыки [20, с. 137].

Иррациональными методами также лечили испуг. В с. Ахмедкент, со слов нашего информатора Абдулкеримова, это практиковала Рукият Абдулкеримовна, 1898 г. р. У себя во дворе она плавила свинец, предварительно добавив в железную баночку масло, чтобы свинец быстро растворился. Затем, держа над головой больного таз с водой (около литра воды), заливала в него свинец, читая одновременно молитвы. Получившаяся свинцовая фигурка в виде человека, животного и т. д. «указывала» на причину заболевания. Больному рекомендовали носить этот специфический амулет до полного выздоровления (инф. Адамова Разият Рабазановна, 1938 г. р., с. Иричи).

В народе применяли различные средства для лечения от укусов змей - вах1и жа-нивар (букв. «плохое животное»), пчел мирхъи и других насекомых. При укусе пчелы к больному месту прикладывали железный предмет или мокрую глину г1яра, при укусе змеи - серебро арц. При укусах насекомых делали примочки или давали пить настойку коры грушевого дерева. При сильном кашле жители с. Ахмедкент шли в лес, чтобы найти сброшенную змеиную кожу. Кожу жгли так, чтобы дым попал прямо в ноздри больному. При радикулите лекари растирали больные участки желчью (суми) скота.

Итак, на протяжении многих веков кайтагцы, как все дагестанцы, использовали немало средств, которыми лечили различные болезни, но вряд ли можно говорить о том, что эти средства могли реально помочь. Для прояснения ситуации в области здравоохранения в начале ХХ в. приведем такие данные: на «весь Кайтаго-Табасаранский округ в 1904 г. был один старший фельдшер и один врач для бесплатной медицинской помощи сельскому населению» [5, с. 224]. Даже в 1913 г. на весь Кайтаго-Табасаран-ский округ было всего 2 сельских врача (в селениях Маджалис и Каякент), каждый из которых заведовал больницей на 6 коек [21, с. 44-45]. Тем не менее, надо признать и то, что народная медицина развивалась на основе богатейшей практики, и многие средства и методы лечения различных заболеваний водой целебных источников, травами, ягодами и продуктами животного происхождения вполне могут применяться и сегодня.

Народная медицина кайтагцев, как и других народов Дагестана, представляла собой комплекс приемов лечения, «отличающихся устойчивостью и массовостью», и основывалась на «естественной близости их с природой» [22, с. 8].

Литература

1. Дмитриева С.И. Народная медицина и врачебная практика (мировоззренческий аспект) // Русские народные традиции и современность. - М., 1995.

2. Ризаханова М.Ш. Дагестанские русские XIX - нач. ХХ в. - Махачкала, 2001.

3. Лугуев С.А., Магомедов Д.М. Каралал (каратинцы): историко-этнографическое исследование. XIX - начало ХХ века. - Махачкала, 2009.

4. Гаджиева С.Ш. Дагестанские азербайджанцы. XIX - начало ХХ в. - Махачкала, 1999.

5. Алимова Б.М. Табасаранцы XIX - начало XX в. Историко-этнографическое исследование. - Махачкала, 1992.

6. Минеджян Г.З. Сборник по народной медицине и нетрадиционным способам лечения. - М., 2001.

7. Современная фитотерапия / под ред. чл.-корр. проф. д-ра Веселина-Петкова. -София, 1988.

8. Гаджиева С.Ш., Османов М.О., Пашаева А.Г. Материальная культура даргинцев. - Махачкала, 1967.

9. Абдулкеримова З.З., Абдулкеримова Д.Б. Виды съедобных дикорастущих трав в традиционной этнографии даргинцев в XIX - начале XX (по полевым материалам кай-тагских сел) // Первые всеросийские (с международным участием) историко-этно-графические чтения, посвященные памяти профессора Магомедова Расула Магомедовича. Сб. статей. - Махачкала, 2013. - С. 8-10.

10. Носаль М.А., Носаль И.М. Лекарственные растения в народной медицине. -М., 1991.

11. Головкин Б.Н. О чем говорят названия растений. - М., 1986.

12. Львов Н.Д. Домашняя и семейная жизнь дагестанских горцев аварского племени // ССКГ. - Тифлис, 1870. Вып. 3.

13. Лугуев С.А., Магомедов Д.М. Дидойцы (цезы). Историко-этнографическое исследование. XIX - начало XX века. - Махачкала, 2000.

14. Абдулкеримова З.З. Обряды и обычаи, сопровождающие рождение ребенка у даргинцев-мюрегинцев в XIX - начале XX века // Вестник ДНЦ. - 2006. - № 26.

15. Агаширинова С.С. Материальная культура лезгин. XIX - начало XX в. - М.,

1978.

16. Мусаева М.К. Xваршины. XIX - начало XIX в. - Махачкала, 1995.

17. Булатова А.Г. Лакцы. Историко-этнографическое исследование (XIX - начало XX в.). - Махачкала, 2000.

18. Гусева Н.Р. О некоторых чертах традиционной индийской медицины // СЭ. -1976. - № 5.

19. Насруллаев А.Р. Агулы - Альфа и Омега. - Махачкала, 2009.

20. Алигаджиева З.А., Сефербеков М.Р. Из охотничьих обрядов и верований аварцев-андалялцев // Вестник ДГУ. - Вып. 4.

21. Обзор Дагестанской области за 1913 г.

22. Бромлей Ю.Б., Воронов А.А. Народная медицина как предмет этнографического исследования // СЭ. - 1976. - № 5.

Поступила в редакцию 20 декабря 2013 г.

UDK 39:61 (= 351.22)

Indigenous medicine in traditional Ethnography of Darghins in the XIX -early XX century (based on field ethnographic materials of Kaitag villages)

Z.Z. Abdulkerimova1, D.B. Abdulkerimova2

1 Dagestan State University; Zumrud-69@mail.ru;

2 Institute of History, Archaeology and Ethnography of the Dagestan Scientific Center of the Russian Academy of Sciences

The article describes medicinal properties of plants, roots and fruit in Katag indigenous medicine as well as rational and sorcerers methods of treatment.

Keywords: medicine, herbs, custom, ritual, broth, wound, healer.

Received December 20, 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.