УДК 392.9
МЕДИЦИНСКИЕ ПРАКТИКИ В БЫТОВОЙ КУЛЬТУРЕ КОМИ ЮГА ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Е.Е. ЕРМАКОВА
Тюменский государственный университет, г. Тюмень [email protected]
В статье рассматриваются особенности медицинских практик коми-зырян, проживающих на юге Тюменской области. Отмечаются особенности массажа, хирургические приемы лечения. Приводятся знания в области фитотерапии и фунготерапии, которые были достаточно популярны и разнообразны по средствам (препаратам) лечения. Дается вывод об особенностях бытования у коми-зырян рациональных медицинских практик в настоящем времени и приводятся причины их трансформации, связанные как с политическими, географическими, так и с ассимиляционными явлениями и особенностями.
Ключевые слова: коми-зыряне, медицинские практики, рациональная медицина, современное бытование, трансформация традиционных знаний
Е.Е. ERMAKOVA. MEDICAL PRACTICES IN EVERYDAY CULTURE OF THE KOMI PEOPLE FROM THE SOUTH OF THE TYUMEN REGION
On the basis of field material collected from 2006 to 2012 the features of the medical practices of the Komi-Zyryans living in the south of the Tyumen region are considered. The peculiarities of massage are touched upon: hygiene, basic movements, diseases at which it was applied.
Surgical methods of treatment mainly related to the traumatic injuries of the skull, as well as midwifery, are described.
The knowledge in the field of herbal medicine and fungotherapy that were quite popular and had diverse means (drugs) of treatment is considered in detail. In many homes they always had and still have herbal remedies, the range of which is associated with natural conditions of the region.
Besides, there is some material (due to the poor preservation of information) concerning treatment by products of animal and vegetative origin. Medical culture of the Komi people of the Tyumen Region accumulates invaluable experience and knowledge gained in the Komi region and acquired in Western Siberia during contacts with other ethnic groups, especially the Russians. We can speak about its relationship with maternity and funeral rites, housing, clothing, food, folk calendar, business activities, i.e. with everyday culture in general.
For several generations the selection of remedies necessary to maintain health took place. Due to the wide spreading of official medical services, knowledge about many diseases and their methods of healing are lost or not relevant. Chi-ropractics/bone setting (at fractures), the practice of obstetrics, healing methods for treatment of certain diseases, the skills of animal care (Veterinary) were not in demand, and therefore were no longer in use. Fairly complex, multi-component methods of treatment were lost or not applied, more easy and simple ways of healing have been preserved and practiced.
Medical culture of the Komi people demonstrates the features characteristic of the functioning of culture in a multicultural region with increased migration activity, such as the Tyumen Region. It preserved the traditional features characteristic of magical-medical practice of "parent" territory. There were innovations - borrowings from the health care systems of other ethnic groups, mainly the Russians, as a result of intercultural contacts in the new territory of residence. Furthermore, in recent years, these innovations are related to the peculiarities of functioning of the society in the information space with the possibilities provided by modern mass-media and uncensored literature.
Keywords: the Komi-Zyrians, medical practices, rational medicine, modern existence, transformation of traditional knowledge
Один из аспектов изучения этносов - рассмотрение их локальных групп и, соответственно, локальных традиций. Одним из таких этнокультур-
ных «островов» являются коми-зыряне, компактно проживающие на юге Тюменской области среди русского и татарского населения региона. Совре-
менное коми население юга Тюменской области ведет свое происхождение от переселенцев 1830— 1920 гг. из Сысольского (Усть-Сысольского) и Ярен-ского уездов Вологодской губернии. По сведениям С.К. Патканова, в конце XIX в. центрами компактного расселения коми были следующие волости Ялуторовского уезда: Ивановская (с. Ивановка, деревни Александровка, Большая Тихвина, Малая Тихвина), Плетневская (деревни Вяткина, Бельковка, Чумакова, Согра, Балаганы-Одина, Кургом), Заво-доуковская (деревни Каменка, Падун), Томиловская
[1]. Наиболее крупные компактные поселения коми Тюменской области в настоящее время - с. Старо-александровка (Ярковский р-н), с. Ивановка и д.Большое Тихвино (Ялуторовский р-н). По данным переписи населения 1897 г., в Ялуторовском округе Тобольской губернии числилось 2504 коми-зырянина
[2]*. В Тюменской области (здесь и далее без ХМАО и ЯНАО) по итогам переписей населения проживало коми: в 1959 г. - 2568 [4], в 2002 г. - 1297, из них один коми-ижемец; 488 коми-пермяков [5], в 2010 г. -964, из них шесть ижемцев; 358 коми-пермяков [6].
Несмотря на небольшую и все убывающую численность, вызванную ассимиляционными процессами, в среде коми продолжают сохраняться (или в живом бытовании, или как воспоминание) традиционные особенности культуры, в том числе культуры жизнеобеспечения [7]. Благодаря этому в работах исследователей сформировался круг вопросов, которые раскрывают специфику социальных и культурных процессов в среде этой локальной группы как в исторической динамике, так и на современном этапе. Рассматриваются демографические процессы - расселение, брачный состав, процессы смертности, особенности переселения и освоение новой территории, отдельные аспекты материальной и духовной культуры - особенности костюма, традиции рыболовства, роль женщины в обрядах перехода, погребально-поминальная обрядность, представления о домовом, вопросы здо-ровьесбережения [8-19]. В них фиксируются особенности бытовой культуры коми-зырян Нижнего Притоболья, а также выявляются процессы и механизмы этнокультурной трансформации локальной традиции [20, с. 5-14].
Как отмечали еще Ю.В. Бромлей и А.А. Воронов, «народная медицина, как и любой другой вид народных знаний, представляет собой неотъемлемую часть культуры каждого народа, в том числе его духовной культуры» [21, с. 3]. И в системе бытовой культуры коми, конечно, фиксируются сохранившиеся до наших дней медицинские знания и практики, рассмотрение которых будет составлять цель этой статьи. Гипотеза исследования заключается в том, что в силу специфики расселения коми (временного и территориального) локальный ком-
* Как выявили Н.А. Лискевич и А.Х. Машарипова, «часть коми (зырянского) населения не учли в ходе Всероссийской переписи 1897 г. на территории Ялуторовского уезда Тобольской губернии», видимо, ввиду того, что родным языком жителей в переписных листах записали русский, в результате чего они были учтены в ходе переписи в составе русского населения [3, с. 118].
плекс медицинских знаний характерен для всех коми (т.е. сформировался на «материнской» территории), однако некоторые его элементы вытекали из природных, этнокультурных и социальных условий проживания в «принимающем» регионе. В статье будут рассмотрены рациональные приемы лечения**. Информация по теме была собрана среди коми (зырян) в 2006-2012 гг. в следующих районах и населенных пунктах: Ялуторовском (с. Ивановка, деревни Большое и Малое Тихвино), Ярковском (с. Староалександровка), Юргинском (с. Лабино, деревни Чуманова, Бельховка), т.е. в зоне Нижнего Притоболья. В основу исследования был положен материал интервью, бесед, включенных и приобщенных наблюдений; опрошено 46 чел. Хронологические рамки исследования - середина XX - начало XXI вв. (они позволяют проследить особенности традиции и варианты ее трансформации). При изучении медицинских знаний коми, проживающих в Тюменской области, опираемся на работы А.П.Зень-ко [23], Н.А. Лискевич (Повод), А.Х. Машариповой и на собственные опубликованные источники [24-27]. Особенности знахарства коми европейской части России, рассмотренные в работах В.Н. Белицер, И.В. Ильиной и др. [28, 29], привлекались для сопоставления.
В комплекс рациональных медицинских знаний входили фито- и фунготерапия, средства животного и природного происхождения, массаж, приемы оперативного вмешательства, в том числе при родах. Если магические действия (например, заговоры) практиковались при ограниченном числе болезней (испуг, сглаз, порча), то лечение с помощью рациональных средств использовалось при самых разнообразных заболеваниях.
Одна из главных составляющих комплекса медицинских знаний коми - фито- и фунготера-пия***. Лечение травами для коми-зырян традиционно; знания о них передавались, как правило, по родственной линии (например, от матери к дочери). Информатор Ю.Н. Квашнина отметила: «Бабушка лечила травами. Мама у нас лесной человек, в войну живицу собирали - сосновую смолу. Раз она в лесу работала, мать ее рассказывала все травы. И вот мы в детстве ходили в лес - она нам рассказывала: "Это такая трава, это такая"». Популярность фитотерапии была обусловлена многими причинами: заготовленные растения и грибы были доступны в любое время года, а препараты на их основе натуральными, эффективными, простыми в приготовлении и использовании.
Сохранились воспоминания о том, что особую силу имели травы, собранные в Иванов день. Считали, что собирать в «купальный день» травы «пользительно». После того, как травы в Иванов день собрали, «три ночи их нужно было держать на крыше под росой, а затем сушить в тени» [23]. Традиция собирать травы в Иванов день свойственна
** О заговорной традиции см.: [22].
*** Хотя грибы и не относятся к растениям, но, учитывая народную классификацию (растение - то, что растет и не двигается), их уместно включить в этот раздел.
всем коми [29, с. 33], характерна она и для русского населения юга Тюменской области. В другое время травы старались собирать во время цветения. Заготавливали растения целиком или частями: корни, корневища, листья, ветки с листьями, чашелистики, ягоды, плоды, цветки, почки, смолу. Кроме того, собирали чагу, мухомор, а затем применяли эти грибы для лечения и в качестве санитарного средства. Собранные растения сушили в продуваемом месте в тени (например, под навесом, на чердаке, в сарае). Калган сначала замачивали в тазу и мыли, а потом сушили в печке или на противне в тени. Таким образом, способ заготовки растений и грибов позволял сохранять их полезные свойства.
Объемы сбора растений зависели от их вида, редкости, цели применения. Самые популярные, востребованные травы (зверобой, тысячелистник) могли заготавливать мешками. Количество собранных растений в некоторых случаях имело магическое значение: например, нужно было собрать 40 разных цветов и съесть их (часть в свежем виде, остальные высушенными, в виде настоя). Считалось, что 40 травами лечили от простуды и вообще «ото всего». Традиция сбора 40 трав характерна для русской фитотрадиции, однако, скорее всего, она является традиционной (не заимствованной) и для коми. В некоторых случаях спецификация растения зависела от его цвета. Например, коми травницы считали, что тысячелистник с белыми цветками - от мужских болезней, с розовыми - от женских [23]. Подобные верования зафиксированы нами также в фитотрадиции коми Омской области, что может говорить об устойчивости этих представлений. Магическим элементом фитотрадиции была практика сбора травы в огороде у вдов, т.е. у женщин, живущих в ритуальной чистоте; она характерна и для коми европейской России [29]. Чаще всего собирали луговые травы во время сенокоса, так как в остальное время женщины были заняты на других работах, а также в семье. Собирали травы и в пределах поселения, в том числе культурные, посевные. Некоторые виды растений и грибов заготавливали в лесу. Хранили растения в холщовых мешочках, в последнее время - в коробках.
В траволечении использовалось достаточно большое число видов растений (в скобках обозначены варианты названий, в том числе на коми языке, употребляемые в речи информаторов): богородская трава (тмин), брусника (лист брусники, брусничник), воронец, девясил, душица (душничка), зверобой, иван-чай, календула, клевер, крапива, лебеда, липовый цвет, малина (листья), маточная трава, мать-и-мачеха, мелисса, мята, одуванчик, пижма, подмаренник цепкий (липучка, огородная тьма, сир турун), подорожник (сисьлис, «гнилой лист»), полынь, пустырник, ромашка, смородина (листья), спорыш (конотоп, «полянка»), троелистка (видимо, вахта трехлистная) [23], тысячелистник, хмель, череда, чистотел. Плоды: боярышник, клюква, черемуха, шиповник. Корни: калган, лопух (репейник). Луковицы: чеснок. Корнеплоды (применяемые в лечебных целях): морковь, редька.
Точная дозировка сырья отсутствовала. Если делали состав из разных растений, то брали каждое примерно в равных пропорциях. Как правило, готовые фитосредства принимали утром и вечером, иногда днем. Собранные растения и грибы применялись в самом разном виде. Из них делали настои, отвары, компоты, настойки, компрессы. Использовали растения и в сыром (свежем) виде. Чаще всего делали настои (из мягких листьев) и отвары (из коры, корневищ, корней). Для их приготовления растение, как правило, запаривали кипятком и некоторое время настаивали, доводя жидкость до приемлемой для употребления температуры. Видимо, для активизации полезных свойств некоторых растений жидкость немного кипятили (в частности, настой полыни). Также травы могли парить на слабом жару в печке в глиняном горшочке. Корень калгана заваривали несколько раз, с каждой новой заваркой он становится темнее; также его настаивали на спирту (в последнее время).
Популярными были настои из трав, употребляемые ежедневно как общеукрепляющий напиток. Состав настоя не регламентировался. В него могли входить листья малины, смородины и крапивы, цветы липы, душица, мята и мелисса, плоды боярышника и шиповника, корни калгана, сушеная морковь в разной комбинации. Отдельно пили настой чаги в качестве чая (ежедневного напитка). В настоящее время популярны поливитаминные компоты из ягод малины, смородины, рябины, облепихи. Из растений и грибов готовили настойки, применяя самогон, спирт, водку. В настоящее время популярна настойка каллизии душистой (золотого уса) для лечения опорно-двигательного аппарата.
Обычно для лечения опорно-двигательного аппарата из растений (луговое разнотравье, сено, труха от сена и проч.) делали компрессы. Травы запаривали, раскладывали на полу в бане, больной ложился на них, после чего ими обертывали часть тела (например, ноги) или все тело. Во время этой процедуры лекарь читал молитву, слегка ударяя веником по телу. Другой вариант: человека помещали в ванну (кадку, корыто), где был настой запаренных трав (на дно клали кусок материи). В такой кадке сидели погруженными по пояс в течение 1015 мин. Ноги грели в запаренной хвое.
Обертыванием из растений с желтыми цветками лечили желтуху: растения погружали в кипяток, через некоторое время расстилали их на полке. На эти травы ложился пациент; сверху его также накрывали травой. После этого его с молитвой парили веником из этой же «желтой травы». Такая процедура проводилась два-три раза. Кроме этого, пациенту нужно было надеть желтые рубаху и платок.
Растения применяли и в необработанном виде, сырыми, например, подорожник для лечения ран. Если болели зубы, к ним прикладывали чеснок. Его применяли и для профилактики цинги. Использовали живицу, которую добывали сами в лесу. Помещали в емкость и ставили ее на угли; там смола немного кипела, после чего ее выливали в емкость с холодной водой, и она «схватывалась».
Далее представим, какие болезни врачевались теми или иными растениями и грибами.
Пожалуй, самая большая группа заболеваний - это заболевания пищеварительной системы, для лечения и профилактики которых применяли самые разнообразные растения и грибы.
Для лечения печени использовали настой алоэ, спирта и меда. Для лечения желудка, печени пили настой зверобоя. Желтуху лечили с помощью настоя, приготовленного из желтых трав и цветов. От желтухи применяли и подорожник [23].
От поноса, «желудочных расстройств» использовали настой пижмы, сухих ягод черемухи. Настой пижмы применяли «от печени и поджелудочной». Понос лечили настоем полыни (по две-три ложки на одно употребление).
От камней («песка») в желчном и мочевом пузыре, в почках применяли настой конотопа, одуванчика (скорее всего, эти средства почерпнуты из современной медицинской литературы).
В качестве профилактики язвы желудка делали настой: в трехлитровую банку клали примерно 100 г чистой настойки мухомора (на самогонке), 0,5 л меда, сок алоэ, доводя объем до 3 л. Эту смесь можно пить сразу.
Для профилактики желудочных заболеваний применяли масло облепихи: выжимали из ягод облепихи сок, а оставшиеся кожуру и семечки просушивали, перемалывали и заливали нерафинированным растительным маслом (в один уровень или выше на палец). Эту смесь выстаивали 21 день; каждый день ее нужно перемешивать. Утром натощак за полчаса до приема пищи масло применяли внутрь. Скорее всего, этот рецепт, как и предыдущий, почерпнут из современной литературы.
Для лечения кишечника и «от многих заболеваний» применяли настой калгана.
Желудок лечили с помощью полыни, настоем подорожника (его для этой цели собирали во время цветения вместе с корнем).
Травы и грибы применяли для профилактики и лечения других заболеваний.
Новообразования лечили настоем чистотела.
Простуду - настоем из зверобоя, цветков липы, листьев мать-и-мачехи. С помощью настоя листьев малины понижали температуру. Для лечения заболеваний дыхательной системы, в частности простуды, с такими симптомами, как кашель, насморк, высокая температура, использовали настой липы. Календулу принимали «от горла». Корни одуванчика запаривали «от кашля».
Психические расстройства и расстройства поведения, в частности испуг, лечили с помощью подмаренника цепкого, зверобоя.
Фитосредства применялись для лечения болезней мочеполовой системы. Траву спорыш использовали для достижения мочегонного эффекта. От недержания мочи давали пить настой ромашки.
Траву «маточник» применяли в качестве настоя для лечения болезней женской половой сферы (симптомы - болели матка, живот). Маточником в народной медицине называли многие травянистые двудольные растения, применявшиеся для ле-
чения некоторых женских болезней, поэтому идентифицировать конкретную траву затруднительно. По описанию информаторов, маточник растет в бору, его листья похожи на брусничный лист, только крупнее, у маточной травы маленькие розовые цветочки. Судя по этим данным, речь идет, скорее всего, о боровой матке, или, в научной классификации, ортилии.
При болезнях системы кровообращения, в частности, «от сердца», принимали ягоды боярышника, при сердечных болях - «троелистку», видимо, вахту трехлистную [23].
Растения были востребованы и при лечении болезней кожи и подкожной клетчатки. Для лечения ран и нарывов применяли подорожник в сыром виде. На чирей четыре раза прикладывали четыре листа подорожника.
Для лечения болезней костно-мышечной системы и соединительной ткани также использовали различные травы. Для ног делали ванночки с запаренным подмаренником цепким. На больные суставы прикладывали листья лопуха. При остеохондрозе шейный отдел позвоночника натирали настойкой мухомора (изначально это способ лечения миомы матки, однако информатор «приспособила» его для своих нужд).
Применяли травы для лечения травм, отравлений и некоторых других последствий воздействия внешних причин. При головных болях использовали душицу, череду, «троелистку». При «угаре» в уши клали ягоды клюквы. Надсаду лечили с помощью травы кошачьи лапки. Ранозаживляющим считался тысячелистник [23].
Наконец, с помощью фитотерапии восстанавливали свои силы, а растения служили в этом случае общеукрепляющими и универсальными средствами. Для этой цели заваривали листья смородины. Считали, что тысячелистник помогает «ото всего». При авитаминозе весной сушили молодые листья крапивы и применяли в качестве настоя. Как универсальное и общеукрепляющее средство употребляли редьку с квасом (как лечебный продукт). Считали, что воронец помогает «от всех болезней» [23].
Чрезвычайно популярным и эффективным способом восстановления сил было парение в бане, как профилактическая мера характерная для коми традиции в целом [29]. Заготавливали веники, как правило, березовые. В индивидуальном режиме могли делать веники из деревьев других пород, например, из веток яблони (информатор объяснила: «жалко выбрасывать»). В день Ивана Купалы заготавливали липовый веник.
В бане, кроме общеукрепляющего и профилактического парения, лечили пациентов любого возраста, «выпаривая» болезни. Лекарь М.И. Цы-панова перед процедурой массажа в теплой бане с помощью веников «распаривала» пациента, а потом «выправляла» кости. Особое внимание при парении уделялось ступням, которые массировали веником (видимо, похлестываниями). В бане грелись при простуде; при простуде же парились березовым веником, в который были вплетены травы с
желтыми цветками. В бане лечили также корь (способ лечения утерян).
При опросе информаторов о фитосредствах выяснено, что их арсенал, по сравнению с арсеналом средств европейских коми [29, с. 36-49], достаточно ограничен. Нам рассказали, что был период, когда занятие фитотерапией на широкое общество не поощрялось. А.Е. Болотова вспоминает: «Запрещали травами лечить бабушек. Угроза как-то была». В связи с этим часть знаний была утеряна. Упрощение и унификация набора фитосредств и болезней, для лечения которых они использовались, происходят и по другим причинам. Остаются в памяти, но не применяются фитосредства с магической символикой (с особенностями цвета, количества и т.п.). Информаторы отмечают, что в последнее время в результате техногенного воздействия, оказываемого на природу, полезных трав становится все меньше. Здесь и вспашка полей, и частые пожары. Ю.Н. Квашнина отмечает, что после пожара, «где травы росли, там их нету». Например, в 2006 г. она не смогла найти душицу там, где она росла раньше. С другой стороны, мы видим другую картину: в последние годы состав фито-средств и их рецептура в народной медицине коми обогащаются рецептами, заимствованными из печатной литературы, СМИ, а также из медицинских систем других этносов в условиях межэтнических контактов. Информаторы узнают о новых болезнях и вместе с ним о растениях, которые могут помочь в их излечении. Кроме того, обогащение фитокуль-туры происходит за счет развития садоводства и использования различных плодов, ягод, листьев и т.п. Наконец, нельзя не отметить интерес среднего поколения коми (в частности, тех, кому исполнилось 50 лет, главным образом женщин) к арсеналу фитомедицины, что можно связать, во-первых, с выходом на пенсию и появлением свободного времени, во-вторых, с возрождением интереса к истории и культуре своего народа.
Похожие процессы связаны с использованием коми препаратов животного происхождения, которые занимали небольшое, но важное место в медицинской практике. Обозначим основные средства лечения и способы их применения.
Гусиным жиром смазывали ожоги.
Боли в желудке лечили с помощью куриного зоба: его очищали, промывали и сушили. Затем, когда появлялись боли, высушенный зоб натирали в порошок и употребляли внутрь, запивая водой.
От последствий укуса собаки применяли ее же шерсть, которую состригали, сжигали до пепла и сыпали на рану. Считали, что при таком лечении рана заживает быстро. Этот способ распространен в медицинской практике многих этносов, в том числе тех, с которыми контактировали коми.
Использовали муравьиное гнездо: его помещали в бочку с кипятком, настаивали, затем туда садились (вода могла покрывать только ноги или доходить до уровня поясницы, в зависимости от причины болезни). И.В. Ильина отмечает, что средства из лесных муравьев были популярны в медицине коми Европейского Севера; они помогали при
простуде и ревматизме [30]. «Муравьиные» ванны, а также «муравьиное масло» были известны и русским Сибири.
В народной медицине коми находила применение щука. Еще В.Н. Белицер отмечала, что у коми щука пользовалась особым почитанием среди всех рыб, а ее части использовали в магических целях, а также для лечения (так, щучьими зубами прокалывали нарывы на теле) [26]. С помощью живой щуки у коми лечили болезни печени - желтуху, цирроз. На печень клали распоротую живую щуку, сир [23], и держали ее «день или сколько-то», пока она не протухнет - говорили, это «вытаскивает болезнь». Прикладыванием щуки к телу коми на Европейском Севере лечились повсеместно [30].
От различных болезней коми используют мед. Некоторые информаторы натирают им больные ноги (предварительно распарив в бане). Лечатся также с помощью укусов пчел (однако этот способ заимствован из современных целительских практик).
Практиковалось обращение к услугам гиру-дотерапевтов. Чаще всего пользовались услугами татарских лекарей из д. Новоатьялово, которые «садили» пиявки, однако саму практику гирудоте-рапии коми не переняли, быть может, ввиду дореволюционного запрета на межнациональные браки между коми и татарами, исповедующими другую религию [16, с. 180].
Раны лечили следующим составом: брали просеянный воробьиный помет, свежие сливки и «синий купорос» (медный купорос), смешивали и прикладывали на рану (дозировка - «с гниду», видимо, чтобы была покрыта только сама рана), обвязывая ее материей. Сначала образовывались коросты, затем они отпадали. Такую процедуру повторяли три раза.
Хотя опрошенные нами информаторы и упоминают земляных (дождевых) червей, из которых делали какие-то лечебные препараты, но как именно их использовали, они не знают.
В народной медицине коми было востребовано лечение минеральными веществами и продуктами природного (растительного) происхождения; правда, знания об этих средствах сохранились до наших дней отрывочно.
От чесотки делали мазь из дегтя и трав (названия трав утеряны). Деготь, шумадыш, в коми населенных пунктах получали сами [23]. Ангину лечили с помощью керосина, который в небольшой дозе принимали внутрь. Пеплом, в частности от папирос, лечили лишай. Применяли пепел от листьев, отпавших от веника при парении в бане (точный способ утерян). Ячмень лечили так: клали в тканый мешочек соль или золу, нагревали его в печке и прикладывали к веку. От сглаза маленькому ребенку щепотку соли сыпали на лоб (также прикусывали уголок своего платка, когда на него кто-то смотрел) [25]. Подарок жениха невесте, мыло, после ритуального омовения девушки, сохраняли и могли использовать «для лечения растущей кости на руке» [25]. Грыжу лечили следующим образом: металлическую крошку от медной монеты кипятили
с молоком и принимали внутрь. Для лечения простуды делали ножные картофельные ванны. Для этого сваренную картошку помещали в большой таз, наливали туда воду и, чтобы она закипела, клали два-три раскаленных кирпича. Кирпичи достаточно долго поддерживали тепло. На дно таза клали доски, на которые пациент ставил ноги, затем его накрывали с головой, и он сидел так, пока не остынут кирпичи. Процедуру проводили каждое утро до исцеления. Щетинку («кочергу») выводили в бане: сначала ребенка распаривали, массировали веником, затем мазали его закваской и терли. На спине, щеках, ушах вылезали черные волоски -щетинка, которую собирали в марлю. Как правило, за один раз щетинку вывести было невозможно, поэтому делали до пяти бань. Закваску готовили так: варили два клубня картофеля «в мундире» вместе с горстью хмеля. Через некоторое время в кипяток «подбивали» небольшое количество пшеничной муки до консистенции жидкой сметаны. После того как состав остывал, в него добавляли дрожжи («наквасить дрожжами»). Масса поднималась, жидкость сливали и снова подбивали мукой. Этим составом и смазывали ребенка.
Как отмечает И.В. Ильина, в народной медицине коми «большой очистительной силой наделялась вода» [29]. Вода коми использовалась как закаливающее средство. Холодной водой обливаются для профилактики и лечения радикулита. В целях профилактики и лечения болезней коми Тюменской области использовали возможности самого региона - его геотермальные минеральные источники. Например, между селами Староалександ-ровка и Ивановка примерно с конца 1960-х гг. функционировал минеральный источник. Жители близлежащих селений посещали его для лечебных целей; курс лечения мог быть достаточно длительным, до полумесяца, а может, и больше. В настоящее время источник не действует, однако некоторые жители обследованных населенных пунктов ездят на другие геотермальные источники.
Массаж - один из ведущих методов лечения у коми Европейского Севера [30] и Нижнего При-обья [31-33]. Ижемцы Нижнего Приобья настоящими лекарями считали массажистов. Массаж был востребован перед родами и после них, так как он делал их более легкими, способствовал тому, чтобы женщина сохранила здоровье и красоту. Кроме того, что было более важно в условиях натурального хозяйства и замкнутого цикла производства, он содействовал скорейшей реабилитации женщины, после чего она достаточно быстро приступала к работе и ведению домашнего хозяйства. Популярности массажа у ижемцев способствовала тяжелая работа, начиная с детства и отрочества, так как он был эффективен при физических нагрузках, укреплял здоровье, поддерживал деятельность организма.
Отдельные приемы мануальной терапии применялись и в медицинской практике коми Нижнего Притоболья. В качестве смазывающего средства для лучшего скольжения рук использовали хозяйственное мыло. Живот массируемого немного смачивали водой, затем по нему проводили мылом.
Также массажист мог смазывать мылом руки. Время проведения, периодичность и продолжительность массажа были разными, в зависимости от ряда условий. Так, массаж от надсады делали в бане утром и вечером; сама процедура длилась «долго»; массируемый во время нее лежал на полке. Вообще в бане эту процедуру было проводить легче, так как там «смягчается все тело», однако делали массаж и в домашних условиях.
Диагностика проводилась на основании рассказа пациента и его осмотра. Большинство показаний к массажу сводилось к надсаде - напряжению или перенапряжению, которые испытывал человек из-за чрезмерной физической нагрузки. Сильная надсада изменяла осанку; у женщин она могла привести к бесплодию. Процедура массажа при надсаде была необходимой, так как большого физического труда требовали основные занятия коми - земледелие и животноводство [7]. По воспоминаниям Е.А. Татолиной, «мы работу знали только тяжелу». Кроме того, массировали роженицу после родов, чтобы матка «встала на место» [24].
Если показанием к массажу была «надсада», то сначала проводили диагностику: проверяли «пульс». Сложенными вместе указательным и большим пальцами его «нащупывали» на животе (надавливая, чтобы он был слышен). Пульс также определяли сложенными вместе пальцами, при этом большой палец отводили в сторону (рис. 1).
Рис. 1. Диагностика пульса.
Если была надсада, то стук (его различали по звуку - «тут-тук») раздавался не в пупе, а в любом другом месте живота: сбоку, снизу, сверху от пупа. Диагностику старались проводить на твердом покрытии, например, на банной полке, поскольку в этом случае пульс был слышен лучше. После диагностики пациента окатывали водой и приступали к массажу. Для достижения лучшего результата нужно было провести несколько сеансов. После процедуры массажистка вновь нащупывала пульс, проводя процедуру до тех пор, пока он не ощущался в пупе.
Диагностику по пупу проводили также северные коми - ижемцы: они считали, что при надсаде пуп сдвигается с места, или «расходится», а в нем собираются все нервные окончания. Диагностика сводилась к следующему (она отличается большей детальностью, да и в целом медицина ижемцев в силу ряда факторов сохранилась до наших дней лучше, чем медицина «южных» коми-зырян): на пуп ставили палец и наблюдали за толчками, которые должны были происходить одновременно с биением сердца. Если пуп не на месте, пуп «сорван», то
при этом отсутствует пульс, тяжело ходить, человек испытывает в животе резкие боли, наблюдается вздутие, ощущаются боли в спине, и все это сопровождают тошнота, потеря аппетита. По пульсу на месте пупа определяли болезнь и коми Европейского Севера [30, с. 166-167].
Вернемся вновь к приемам массажа. Все движения массажиста были направлены к пупу, где должен в итоге оказаться пульс. Самый распространенный прием массажа - растирание, оказывающее достаточно глубокое воздействие на организм пациента. Нажим был достаточно сильный (живот «вдавливался»).
Сначала массажные движения производили к околопупочной области сверху четырьмя сомкнутыми пальцами обеих рук примерно от диафрагмы к пупу (рис. 2).
Рис. 2. Массажные движения к пупу сверху.
Затем - движения всей кистью к околопупочной области с боков (рис. 3).
Рис. 3. Массажные движения к пупу с боков.
Далее шли «загребающие» массажные движения к пупу с нижней части брюшной полости (рис. 4).
Рис. 4. Массажные движения к пупу снизу.
Процедура массажа живота длилась примерно 15 мин. Движения направлены на то, что «к пупу все поднимаешь». Первое движение - как на рис. 2. Следующие движения делаются двумя руками одновременно к пупу от диафрагмы и нижней части живота (рис. 5).
Преимущество массажа, по мнению информаторов, заключалось в том, что он снимал надса-
Рис. 5. Массажные движения к пупу снизу и сверху живота.
ду постепенно, не резко, в отличие от банки, которая резко вытягивала пуп. Однако в медицине коми для лечения надсады применяли и банки (раньше -небольшой глиняный горшок), как правило, в конце процедуры массажа (распространенная среди коми и русских процедура). В заключение процедуры могли также на пуп прикладывать клубок, однако этот способ не сохранился (он мог быть таким, как в медицинской практике русских Тюменской области: или человек лежал на спине, и клубок прикладывали на пуп и надавливали на него; другой вариант: пациент ложился на пуп животом [34]).
По воспоминаниям информаторов, раньше в одном населенном пункте одновременно практиковали массаж сразу несколько человек. В настоящее время таких людей, кто делает массаж на большой коллектив, вне рамок семьи, не осталось. Многие наши собеседники только рассказывают о массаже, а сами его не практикуют. Те же, кто практикует, чаще делают локальный массаж, в основном, живота. Происходит обеднение приемов массажа. Из методов массажа в основном остается только мануальный массаж; о массаже с помощью клубка, банки сохранились только воспоминания. Саму процедуру все чаще проводят дома, поскольку это менее хлопотно, чем подготовка бани. Подобно угасание традиции массажа характерно и, например, для ижемцев Нижнего Приобья (собственные полевые материалы), хотя, конечно, степень ее сохранности лучше.
Некоторые болезни лечили путем оперативного вмешательства. Если в глаз попадала соринка, то ее вытаскивали языком, проводя им внутри глаза. Занозу доставали обработанной в йоде иголкой. При укусе змеи старались выдавить яд, надавливая на мягкие ткани на месте укуса.
Большое внимание уделялось травматическим повреждениям, требующим срочного вмешательства. Частыми были травмы черепа - ушибы мягких тканей головы. Говорили, что произошло «смещение головы» (т.е. смещение швов, соединяющих кости скелета головы). При травме черепа правили голову. Чтобы провести диагностику, узнать, в какой стороне черепа произошло смещение, использовали лыко (сейчас заменяют светлой веревкой, куском материи, шерстяной ниткой, поясом): два конца сводятся вместе на затылке, отмечаются метки углем в трех местах - над верхней частью уха и на затылке, где «яминка» (рис. 6).
Рис. 6. Метки для диагностики травмы черепа.
На середине лба (рис. 7) веревка завязывается на узел.
Рис. 7. Метка на середине лба, на ее уровне завязывается веревка.
Затем веревка снимается, метки совмещаются так: две ушные отметки и лоб с затылком. Если «мозги стряхнуты», то ниточка провисает, если все нормально - нитка ровная. Метки показывали, «в какую сторону выпрямлять». Где нитка провисает -в той стороне «мозги стрясены», значит, на это место нужно надавливать руками. Метки совмещаются в таком порядке: одна рука держит веревку с одной ушной меткой, другая - с другой. Здесь смотрят смещение «мозга» на лбу и затылке. Если веревка не провисает, все нормально; если есть провисание на месте узелка (лобной части), значит, смещение «мозга» сзади. Потом совмещали метки лба и затылка, так как брались за веревку в местах этих отметин. Провисала та сторона, где было сотрясение «мозга».
Сначала руки ставили на лоб и затылок (рис. 8).
Рис. 8. Положение рук при правке головы.
Затем обе руки смещали в стороны, одна параллельно другой; следующее положение рук было на висках, опять же параллельное. На череп надавливали ладонями, достаточно сильно, при этом руки вибрировали (голову «немножко мотало»). Также могли лечить смещение черепа ударами, когда одна рука была приложена к голове, а вторая, сжатая в кулак, ударяла по ней (рис. 9).
Рис. 9. Лечение головы с помощью ударов.
После процедуры голову туго обвязывали платком. Лечили до прекращения болей головы (могли также вновь произвести замер головы). Головные боли у детей (видимо, в результате смещения костей черепа) лечили более щадяще: брали ладонями голову в области висков и слегка трясли ее.
Смещение костей черепа лечили и таким способом: сначала голову обмеряли, как описано выше, затем пациент ложился на спину на пол, под голову подкладывали длинное полотенце (голова находилась по центру материи), брали за оба конца, приподнимали голову и трясли. Сначала приподнимали то правую, то левую руку, затем достаточно резко обе руки одновременно. После этого голову туго обвязывали полотенцем. Процедура длилась примерно две минуты. Такую процедуру, по нашим полевым материалам, проводили также русские, проживающие на юге Тюменской области.
Сотрясение головы лечили ситом. И.В. Ильина приводит данные о лечении ситом у коми Европейской России: пациент держал зубами решето, а костоправ постукивал справа и слева по нему [29]. В принципе, эффект от мануального массажа и массажа ситом был идентичен - «мозг стает на место» [29]. В медицинской практике коми Тюменской области пациент брал сито в зубы, а лекарка сильно ударяла по нему: сначала слева и справа по очереди, затем одновременно (ощущения во время лечения достаточно болезненные) (рис. 10).
Рис. 10. Положение сита в зубах пациента.
Практика лечения ситом повторяется в медицинской практике коми, проживающих в Омской области, а также повсеместно у русских Сибири [34-36].
У коми было развито повитушество. Ввиду долгого отсутствия в сельской местности профессиональной акушерской помощи женщины рожали в домашних условиях, и помогали им в этом повиту-
хи, гэгэнь баб. Повитухе, в отличие от лекарки, могли платить деньгами или делать подарки [24].
Бытовало поверье, что для легких родов роженице нужно было расплести косы или распустить волосы, в доме открыть окна, двери, сундуки, развязать узлы [25]. Если роды были трудными, плод не выходил, то повитуха брала женщину под мышки и трясла ее. Для родовспоможения могли применять и испуг роженицы: одна наша информатор родила тогда, когда муж брызнул на нее водой (она отметила, что была изурочена). На роженицу при затянутых родах водой могла брызнуть и повитуха, произнося: Вода из меня, ребенок из тебя [24]. Как отмечает А.Х. Машарипова, «именно боязнь "сглаза", порчи, а не стремление соблюсти определенные этические нормы, объясняет обычай сохранять роды в тайне» [25].
Пуповину повитуха перерезала ножиком или отрезала ножницами, завязывала ее ниткой. Чтобы пупок быстрее засох, его посыпали золой [25]; послед зарывали в землю. Чтобы привести новорожденного в тонус, когда он рождался «синим», безжизненным, повитуха могла несколько раз провести рукой по его попе («шоркнуть»)"". В обязанности повитухи входило мытье роженицы и новорожденного в бане. Их обмывали водой и парили веником. Новорожденному также правили голову [25]. При мытье и парении ребенка повитуха читала заговор: «Шелковый веник, бумажное тело, Не я тебя, дитятко, парила, не я тебя, сердечного, правила, приходила бабушка Соломонида, приносила доброго здоровья - кому горсточку, кому полгорсточки, кому весь кошелек. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь» [22]. После мытья повитуха закутывала ребенка и уносила в дом. В целом большинство приемов родовспоможения, применяемые коми Тюменской области, характерны и для пови-тушества у русских этого региона.
Заключение
В итоге нашего исследования можно говорить об основных факторах, оказавших влияние на медицинские знания коми, и механизмах трансформации локальной медицинской практики. Среди факторов можно выделить природные, социально-политические, этнические (взаимодействие этносов).
Природно-климатические особенности местности создают материальную базу, на основе которой выстраивается система народной медицины. Особенно сильно они повлияли на фитотерапию коми (набор растений), а также на наличие тех или иных средств природного происхождения.
Исторические обстоятельства, и в частности атеистическое воспитание, не способствовали пре-
**** По «рубчикам» на ногах могли интерпретировать срок жизни новорожденного: «Вот этот парнишка-то, который в два года-то умер... В баню пошли вместе с ней, и она и говорит: "Долго жить не будет, годика два проживет - умрет". А я рассердилась: "Ну, как это, годика два! Умереть - дак пусть лучше сразу умрет. Это два года муку-то намучисся, да потом умрет!" Дак так и получилось. Два года-то исполнилось, в тот день заболел: ой-ой-ой, воспаление, и на третий день уже похоронили» (рассказала К.Ф. Моторина).
емственности знаний. Этот духовный разрыв сформировал то мировосприятие, из-за которого прервалась трансляция многих знаний, в том числе и медицинских. Цепочка «лекарь» - «пациент» после многих лет пренебрежительного отношения к традиционным знаниям (и прямого запрета) оказалась нарушенной.
В связи с повсеместным распространением услуг официальной медицины знания о многих болезнях и способах их врачевания стали не актуальными, и поэтому были утрачены: ушли в прошлое костоправство (при переломах), практика родовспоможения, навыки лечения животных (ветеринария). Утеряны или не применяются достаточно сложные, многокомпонентные приемы лечения, сохранились и практикуются более легкие и простые способы врачевания.
Тяжелая физическая работа, выполняемая мужчинами, женщинами, детьми также предопределила структуру медицинских знаний и большую востребованность умений, оказывающих воздействие на физическую сторону человека, его тело, в частности, массажа. Однако в результате изменения образа жизни, произошедшего после развала хозяйственной системы, массаж не востребован или востребован в гораздо меньшей степени, чем раньше, в связи с чем знания нивелируются.
Межкультурная коммуникация способствовала внедрению новшеств в арсенал медицинских средств и приемов. Если в конце XIX - начале XX в. у коми переселенцев на территории юга Тюменской области сохранялась групповая эндогамия (прежде всего благодаря близости коми поселений), способствующая «установлению прочных брачных и культурных контактов между жителями коми деревень» [7], то уже с середины XX в. смешанные браки и контакты, прежде всего с русским населением, предопределили способ интерференции. Если экстраполировать предложенные А.А. Ивановой модели межкультурной интерференции на ситуацию взаимодействия в области народной медицины коми и русского населения, то ее можно охарактеризовать как «сближение». Заявленная модель «предполагает включение отдельных компонентов соседней культуры в ядро и периферию своей без серьезной внутренней перегруппировки последней» [37, с. 19]. Возможно, одна часть способов лечения была заимствована прямо (например, заговоры), другая часть - трансформирована согласно законам собственной медицинской практики (отдельные рациональные способы лечения).
В настоящее время причины трансформаций народной медицины кроются в заимствованиях из печатной литературы, средств массовой информации - газет, журналов, телевидения, радио, Интернета. Они одновременно привносят новое, являясь факторами инноваций, и актуализируют старое. Впрочем, у «южных» коми, в отличие от «северных» (ижемцев), не проявляются так отчетливо переосмысление групповой идентичности, актуализация исторической памяти, а вместе с ней и элементов бытовой культуры, в том числе медицинской, [38-40]. Среди причин - их меньшая численность, большая пространственная рассредоточенность,
наличие соседей, близких конфессионально (русских), более ранние сроки переселения (не у всех), большая удаленность от родины, а следовательно, меньшее число контактов с родственниками коми в Европейской России. Выявление и уточнение факторов, влияющих на групповую идентичность современной локальной группы коми-зырян (на материале народной медицинской практики), может стать предметом следующей публикации.
Литература
1. Патканов С.К. Статистические данные, показывающие племенной состав населения Сибири, язык и род инородцев. Т. 2: Тобольская, Томская и Енисейская губ. СПб., 1911. С. 114-115.
2. Первая Всеобщая перепись населения Российской империи, 1897 г. Т. 78: Тобольская губерния. СПб.: Изд. центрального статистического Комитета М-ва внутренних дел, 1905. С. XXXVII. С. 2-3.
3. Лискевич НА., Машарипова А.Х. Формирование и расселение групп коми на территории Ялуторовского уезда Тобольской губернии в XIX - начале XX в. // Вестник археологии, антропологии и этнографии. 2012. № 2. С. 113-119.
4. Всесоюзная перепись населения 1959 года. Национальный состав населения по регионам России. Тюменская область. URL: http://demoscope.ru/weekly/ssp/rus nac 59. php?reg=68
5. Всероссийская перепись населения 2002 года. Т.4 «Национальный состав и владение языками, гражданство». URL: http://www. perepis2002.ru/index.html?id=17
6. Итоги Всероссийской переписи населения 2010 года в отношении демографических и социально-экономических характеристик отдельных национальностей. URL: http:// www.gks. ru/free_doc/new_site/perepis2 010/c roc/results2.html
7. Повод НА Особенности освоения территории Нижнего Притоболья коми переселенцами в XIX в.//Вестник археологии, антропологии и этнографии. 2009. № 9. С. 141-148.
8. Волжанина ЕА., Повод НА. Традиционная культура коми-зырян Ярковского района Тюменской области // Вестник археологии, антропологии и этнографии. 2004. № 5. С. 231.
9. Байдуж М.И., Лискевич НА., Машарипова А.Х. Традиционные представления о домовом у коми юга Западной Сибири // Вестник археологии, антропологии и этнографии. 2013. № 3. С. 148-155.
10. Лискевич НА. Женский костюм коми Нижнего Притоболья в первой половине XX в. // Вестник археологии, антропологии и этнографии. 2012. № 2. С. 120-131.
11. Лискевич Н.А. Особенности погребально-поминальной обрядности у коми юга Западной Сибири // Вестник археологии, антропологии и этнографии. 2012. № 3. С. 120-130.
12. Лискевич Н.А. Особенности этнокультурного развития коми с. Мужи Шурышкарского
района Ямало-Ненецкого автономного округа // Вестник археологии, антропологии и этнографии. 2009. №11. С. 133-142.
13. Лискевич НА. Традиции рыболовства коми Нижнего Притоболья // Вестник археологии, антропологии и этнографии. 2014. № 4. С.146-152.
14. Лискевич НА, Машарипова А.Х. Практики воздействия на погоду и защиты от стихийных бедствий у коми Западной Сибири // Вестник археологии, антропологии и этнографии. 2015. № 3. С. 146-153.
15. Машарипова АХ. Брачные контакты коми-зырян в Ялуторовском уезде Тобольской губернии в конце XIX - начале XX в. // Человек и Север: Материалы Всероссийской конференции / Институт проблем освоения Севера СО РАН. Тюмень, 2012. С. 263-265.
16. Машарипова АХ. Брачный состав коми населения Ялуторовского уезда Тобольской губернии в XIX - начале XX в. // Вестник археологии, антропологии и этнографии. 2011. № 1. С. 177-181.
17. Машарипова А.Х. Детская смертность у коми-зырян Нижнего Притоболья в конце XIX -начале XX в. // Вестник археологии, антропологии и этнографии. 2014. №1. С. 133-137.
18. Машарипова А.Х. Охрана здоровья детей в обрядах коми Западной Сибири // Человек и Север: материалы Всероссийской конференции. Тюмень, 2015. С. 260-263.
19. Машарипова А.Х. Процессы смертности у взрослого населения коми-зырян Ивановской волости Ялуторовского уезда в конце XIX -начале XX в.// Вестник археологии, антропологии и этнографии. 2014. № 4. С. 153-157.
20. Морозов ИА Локальные традиции и меняющиеся идентичности // Этнографическое обозрение. 2015. № 2. С. 5-14.
21. Бромлей Ю.В., Воронов АА Народная медицина как предмет этнографических исследований // Советская этнография. 1976. № 5. С. 3-18.
22. Ермакова Е.Е. Заговорно-заклинательная традиция Тюменской области (тексты заговоров в записях 1980-2000-х годов). М.: ИЭА РАН, 2008. 394 с.
23. Зенько А.П. Опыт изучения традиционной культуры коми-зырян юга Тюменской области (по материалам этнографической экспедиции 1991 г.) // Итоги полевых исследований. М.: ИЭА РАН, 2000. С. 150-176.
24. Лискевич НА, Машарипова АХ. Женщина в ритуалах перехода, связанных с традиционной семейно-брачной обрядностью, у коми Нижнего Притоболья// Вестник археологии, антропологии и этнографии. Тюмень: Изд-во ИПОС СО РАН, 2010. № 2(13). С. 142-151.
25. Машарипова А.Х. Родильно-крестильная обрядность коми-зырян Ялуторовского уезда Тобольской губернии (конец XIX - начало XX в.) // Словцовские чтения. Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2006. С. 137-139.
26. Ермакова Е.Е. Фитотерапия коми юга Тюменской области // Экология древних и традиционных обществ. Вып.3. (Доклады конфе-
ренции). Тюмень: Вектор Бук, 2007. С. 262266.
27. Ермакова ЕЕ., Повод НА. Традиции в народной гигиене и медицине коми юга Тюменской области // Вестник археологии, антропологии и этнографии. 2006. № 7. С. 183-194.
28. Белицер В.Н. Очерки по этнографии народов коми. XIX - начало XX в. М.: Изд-во АН СССР, 1958. 394 с.
29. Ильина И.В. Народная медицина коми. Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1997. 120 с.
30. Ильина И.В. Традиционная медицинская культура народов Европейского Северо-Востока (конец XIX - XX в.) / Институт языка, литературы и истории Коми научного центра УрО РАН. Сыктывкар, 2008. 236 с.
31. Ермакова Е.Е. Массаж в народной медицине ижемцев Нижнего Приобья // Вестник археологии, антропологии и этнографии. 2010. № 1. С. 165-173.
32. Ермакова Е.Е. Народная медицина в системе жизнеобеспечения ижемцев Нижнего При-обья // Культура как система в историческом контексте: опыт Западно-Сибирских ар-хеолого-этнографических совещаний: Материалы XV Международной Западно-Сибирской археолого-этнографической конференции (19-21 мая 2010 г.). Томск: Аграф-Пресс, 2010. С.165-166.
33. Ермакова Е.Е. Народная медицина ижемцев Нижнего Приобья // Вестник ТюмГУ. 2009. № 7. С. 175-177.
34. Ермакова Е.Е. Сибирская заговорная традиция (конец XX - начало XXI вв.): в 2 т. Тюмень: Издатель Пашкин, 2005. Т.1. 204 с.; Т.2. 380 с.
35. Виноградов Г.С. Самоврачевание и скотоле-чение у русского старожилого населения Си-бири//^Ир:/ДеЬ^еЬ. ru/feb/zagovory / texts / vin-325-.htm
36. Волохина И.В. Народная медицина русских Омского Прииртышья (конец XIX - XX век). Новосибирск: Изд-во Института археологии и этнографии СО РАН, 2005. 160 с.
37. Иванова А.А. Типология межкультурной интерференции // Этнографическое обозрение. 2015. № 2. С. 14-26.
38. Повод Н.А. Особенности этнокультурных процессов в среде коми юга Западной Сибири // Человек и Север. Антропология, археология, экология: Материалы Всероссийской конференции (Тюмень, 24-26 марта 2009 г.). Вып. 1. Тюмень: Изд-во Института проблем освоения Севера СО РАН, 2009. С. 177.
39. По обе стороны Двуобья / Т.В.Ануфриева, А.Г.Брусницына. П.М.Гудков и др. Отв. ред. А.Г.Брусницына. Екатеринбург: ИД «Автограф», 2010. 260 с.
40. Шабаев Ю.П., Дронова Т.И., Шарапов В.Э. Коми-ижемцы, поморы и устьцилемы: модели культурных трансформаций // Этнографическое обозрение. 2010. № 5. С. 134-150.
References
1. Patkanov S.K. Statisticheskie dannie, pokazy-vayuschie plemennoi sostav naseleniya Sibiri, yazyk i rod inorodtsev [Statistical data showing the tribal composition of the population of Siberia, the language and race of aliens]. Vol. 2: Tobolsk, Tomsk and Yenisei province. St.Petersburg: 1911. P. 114-115.
2. Pervaya Vseobschaya perepis' naseleniya Ros-siiskoi imperii, 1897 g. [The first general census of the Russian Empire in 1897]. Vol. 78: Tobolsk Province. St.Petersburg: Publishing House of the Central Statistical Committee of the Ministry of Home Affairs, 1905. XXXVII. P. 2-3.
3. Liskevich NA, Masharipova А.Kh. Formiriva-nie I rasselenie grupp komi na territorii Yalu-torovasogo uezda Tobolskoi gubernii v XIX-nachele XX v. [Formation and settling of Komi groups in the territory of Yalutorovsk district of Tobolsk region in the late XIX and early XX century] // Bull. of Archaeology, Anthropology and Ethnography. 2012. № 2. Pp. 113-119.
4. Vsesoyuznaya perepis' naseleniya 1959 g. Na-cional'nii sostav naseleniya po regionam Ros-sii [The census of 1959. National composition of the population in regions of Russia]. Tyumen region. URL: http://demoscope.ru/ weekly/ ssp/rus nac 59.php?reg=68
5. Vserossiiskaya perepis' naseleniya 2002 goda [National Census of 2002]. Vol. 4 «National structure and language skills, citizenship». URL:http://www.perepis2002.ru/index. html? id=17
6. Itogi Vserossiiskoi perepisi naseleniya 2010 goda v otnoshenii demograficheskikh I social-no-ekonomicheskikh charakteristik otdelnykh nacionalnostei [The results of the national census of 2010 in relation to demographic and socio-economic characteristics of individual nationalities]. URL: http://www.gks.ru/ free_ doc/new_site/perepis2010/croc/results2.html
7. Povod NA Osobennosti osvoeniya territorii Nizhnego Pritobolya komi pereselentsami v XIX v. [Features of the development of the Lower Tobol by the Komi settlers in the XIX century] // Bull. of Archaeology, Anthropology and Ethnography. 2009. № 9. P. 141-148.
8. Volzhanina YA, Povod NА Tradicionnaya kul-tura komi-zyryan Yarkovskogo raiona Tyu-menskoi oblasti [Traditional culture of the Ko-mi-Zyryans from Yarkovsky district of Tyu-men region] // Bull. of Archaeology, Anthropology and Ethnography. 2004. №5. P. 231.
9. Bayduzh М.I, Liskevich NА, Masharipova AH. Tradicionnie predstavleniya o domovom u komi yuga Zapadnoi Sibiri [Traditional notions of a house spirit among the Komis from the south of West Siberia] // Bull. of Archaeology, Anthropology and Ethnography. 2013. № 3 (22). P. 148-155.
10. Liskevich NA Zhenskii kostyum komi Nizhnego Pritobolya v pervoi polovine XX v. [Woman's outfit of the Komis from the Lower Tobol in the first half of XX century]//Bull. of Archaeology, Anthropology and Ethnography. 2012. № 2. P. 120-131.
11. Liskevich NA Osobennosti pogrebalno-pomi-nalnoi obryadnosti u komi yuga Zapadnoi Si-biri [Peculiarities of funeral and commemorative ritualism of the Komis from the south of West Siberia] // Bull. of Archaeology, Anthropology and Ethnography. 2012. №3. P.120-130.
12. Liskevich NA Osobennosti etnokulturnogo razvitiya komi s. Muzhi Shuryshkarskogo rai-ona Yamalo-Nenetskogo avtonomnogo okruga [Peculiarities of ethnocultural evolution of the Komis from the Muzhi village in Shu-ryshkarsky district of Yamal-Nenets Autonomous Area] // Bull. of Archaeology, Anthropology and Ethnography. 2009. №11. P. 133142.
13. Liskevich NA. Tradicii rybolovstva komi Nizhnego Pritobolya [Fishery traditions of the Komis from the Lower Tobol] // Bull. of Archaeology, Anthropology and Ethnography. 2014. № 4 (27). P. 146-152.
14. Liskevich NA., Masharipova A.H. Praktiki vozdeistviya na pogodu I zaschity ot stikhii-nykh bedstvii u komi Zapadnoi Sibiri [Practices to control weather and protection from natural disasters of the Komis from West Siberia] // Bull. of Archaeology, Anthropology and Ethnography. 2015. № 3. Pp. 146-153.
15. Masharipova A.Kh. Brachnie kontakty komi-zyryan v Yalutorovskom uezde Tobolskoi gu-bernii v konce XIX-nachale XX v. [Matrimonial contacts among the Komi-Zyryans from Yalutorovsk district of Tobolsk region in the late XIX and early XX century] // Man and the North: Proc. of all-Russian conf. Inst. of Problems of the North Development, Siberian Branch, RAS. 2012. P. 263-265.
16. Masharipova A.Kh. Brachnii sostav komi nase-leniya Yalutorovskogo uezda Tobolskoi guber-nii v XIX-nachale XX v. ^Matrimonial composition of the Komi population in Yalutorovsk district of Tobolsk region in the XIX and early XX century] // Bull. of Archaeology, Anthropology and Ethnography. 2011. № 1. P. 177-181.
17. Masharipova AKh. Detskaya smertnost u ko-mi-zyryan Nizhnego Pritobolya v konce XIX-nachale XX v. [Infant mortality among the Komi-Zyryan from the Lower Tobol in the late 19th and early 20th century] // Bull. of Archaeology, Anthropology and Ethnography. 2014.№ 1. P. 133-137.
18. Masharipova A.Kh. Okhrana zdorovya detei v obryadakh komi Zapadnoi Sibiri [Child health protection in rituals of the Komis from West Siberia] // Man and the North: Proc. of all-Russian conf. Tyumen, 2015. P. 260-263.
19. Masharipova A.Kh. Processy smertnosti u vzroslogo naseleniya komi-zyryan Ivanovskoi volosti Yalutorovskogo uezda v konce XIX-
nachale XX v. [Mortality among adult population of the Komi-Zyryans in Ivanovskaya vo-lost of Yalutorovsk district in the late XIX and early XX century] // Bull. of Archaeology, Anthropology and Ethnography. 2014. № 4. P. 153-157.
20. Morozov IA. Lokalnie tradicii I menyayu-schiesya identichnosti [Local traditions and changing identities] // Ethnographic review. 2015. № 2. P. 5-14.
21. Bromley Yu.V, Voronov AA. Narodnaya medicina kak predmet etnograficheskykh issledo-vanii ^Folk medicine as a subject of ethnographic research] // Soviet ethnography. 1976. № 5. P. 3-18.
22. Ermakova E.E. Zagovorno-zaklinatelnaya tra-diciya Tymenskoi oblasti (teksty zagovorov v zapisyakh 1980-2000 godov [The spell-charming tradition of the Tyumen region (the texts of conspiracies in the records of the 1980-2000-s)]. Moscow: IEA RAS , 2008. 394 p.
23. Zenko A.P. Opyt izucheniya tradicionnoi kul-tury komi-zyryan yuga Tymenskoi oblasti (po materialam etnograficheskoi ekspedicii 1991 g. [The experience of studying the traditional culture of the Komi-Zyrians from the south of the Tyumen region (based on ethnographic expedition of 1991)] // The results of field studies. Moscow: IEA RAS. 2000. P. 150176.
24. Liskevich NA., Masharipova AKh. Zhenschina v ritualakh perekhoda, svyazannykh s tradi-cionnoi semeino-brachnoi obryadnostyu u komi Nizhnego Pritobolya [The woman in rites of passage associated with the traditional family wedding rites of the Komis of the Lower Tobol] //Bull. of Archaeology, Anthropology and Ethnography. 2010. №2. P. 142-51.
25. Masharipova A.Kh. Rodilno-krestilnaya ob-ryadnost komi-zyryan Yalutorovskogo uezda Tobolskoi gubernii (konec XIX- nachalo XX v. [Maternity-baptismal rites of the Komi-Zyrians of Yalutorovsky district of Tobolsk Province (late XIX - early XX century)] // Slovtsovskie readings. Tyumen: Publishing House of Tyumen State Univ. 2006. P. 137139.
26. Ermakova E.E. Fitoterapiya komi yuga Tyu-menskoi oblasti [Phytotherapy of the Komis of the south of the Tyumen Region] // Ecology of ancient and traditional societies. Vol. 3. Reports of the conf. Tyumen: Vector Book, 2007. P. 262-266.
27. Ermakova E.E., Povod NA. Tradicii v narod-noi gigiene I medicine komi yuga Tymenskoi oblasti [The traditions in folk medicine and hygiene of the Komis from the south of the Tyumen region] // Bull. of Archaeology, Anthropology and Ethnography. 2006. № 7. P. 183-194.
28. Belitser V.N. Ocherki po etnografii narodov komi. XIX-nachalo XX v. [Essays on the ethnography of the Komi peoples. XIX - early XX century]. Moscow: USSR Ac. Sci. Publ. House, 1958. 394 p.
29. Ilyina I.V. Narodnaya medicina komi [Folk medicine of the Komis]. Syktyvkar: Komi publ. house, 1997. 120 p.
30. Ilyina I.V. Tradicionnaya medicinskaya kultu-ra narodov Evropeiskogo Severo-Vostoka (ko-nec XIX-XX v. [Traditional medical culture of the peoples of the European North-East (late XIX- XX century)]. Syktyvkar: Inst. of Language, Liter. and History // Komi Sci. Centre, Ural Br., RAS, 2008. 236 p.
31. Ermakova E.E. Massazh v narodnoi medicine Izhemtsev Nizhnego Priobya [Massage in folk medicine of the Izhma people of the Lower Ob] // Bulletin of Archaeology, Anthropology and Ethnography. 2010. № 1. P. 165-173.
32. Ermakova E.E. Narodnaya medicina v sisteme zhezneobespecheniya izhemtsev Nizhnego Pri-obya [Traditional medicine in the life-support system of the Izhma people of the Lower Ob] // Culture as a system in its historical context: the experience of the West-Siberian archaeological and ethnographic meetings: Proc. of XV Intern. West Siberian archaeological and ethnographic conf. (May 19-21, 2010). Tomsk: Agraf Press, 2010. P. 165-166.
33. Ermakova E.E. Narodnaya medicina izhemtsev Nizhnego Priobya [Folk medicine of the Izhma people of the Lower Ob] // Bull. of Tyumen State Univ. 2009. № 7. P. 175-177.
34. Ermakova E.E. Sibirskaya zagovornaya tradiciya (konec XX - nachalo XXI v.) [Siberian spell-charming tradition (late XX - beginning of XXI century)]: in 2 volumes. Tyumen: Publisher Pashkin, 2005. Vol. 1. 204 p.; Vol. 2. 380 p.
35. Vinogradov G.S. Samovrachevanie i skotole-chenie u russkogo starochilogo naseleniya Si-biri [Self-healing and cattle healing among the Russian old-timers population of Siberia]. URL: http: //feb-web.ru/feb/zago-vory/texts / vin-325-.htm
36. Volokhina I.V. Narodnaya medicina russkikh Omskogo Priirtyschya(konec XIX-XX vek) [Folk medicine of the Russians of the Omsk Ir-tysh Basin (late XIX - XX centuries)]. Novosibirsk: Publ. House of Inst. of Archaeology and Ethnography, Siberian Br., RAS, 2005. 160 p.
37. Ivanova Ä.Ä. Tipologiya mezhkulturnoi inter-ferencii [Typology of intercultural interference] // Ethnographic review. 2015. № 2. P. 14-26.
38. Povod NA. Osobennosti entokulturnykh pro-cessov v srede komi yuga Zapadnoi Sibiri [Features of ethno-cultural processses among the Komis from the south of Western Siberia] //Man and the North. Anthropology, Archaeology, Ecology: Proc. of the conf. (Tyumen, March 24-26, 2009). Vol. 1. Tyumen: Publ. House of Inst. of the North Development, Siberian Br., RAS, 2009. P. 177.
39. Po obe storony Dvuobya [On both sides of Dvuobye] / Ed. A.G. Brusnitsina; group of authors: T.V. Anufrieva, A.G. Brusnitsina, P.M. Gudkov et al. Ekaterinburg: Publ. House "Autograph", 2010. 260 p.
40. Shabaev Y.P., Dronova Т.I., Sharapov V.E. Ko-mi-izhemtsy, pomory I usttsilemy: modeli kul-turnykh transformacii [The Komi-Izhma people, the Pomors and the Ust-Tsilma people: models of cultural transformations] // Ethnographic review. 2010. № 5. P. 134-150.
Статья поступила в редакцию 14.05.2015.