УДК 343
СРЕДСТВА И МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1 "2 Т. С. Синельникова , Н. И. Свечников
1 2
, Пензенский государственный университет, Пенза, Россия 1,[email protected]
Аннотация. Анализируются законодательно закрепленные средства и меры противодействия коррупции, применяемые в отношении сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, направленные на формирование, изменение или прекращение коррупционных отношений. Также даны конкретные предложения по дополнению действующего перечня средств и мер новыми инструментами воздействия, способствующими минимизации случаев нарушения антикоррупционного законодательства сотрудниками органов внутренних дел.
Ключевые слова: коррупция, противодействие коррупции, антикоррупционное законодательство, сотрудники органов внутренних дел
Для цитирования: Синельникова Т. С., Свечников Н. И. Средства и меры противодействия коррупции в органах внутренних дел Российской Федерации // Вестник Пензенского государственного университета. 2024. № 2. С. 54-60.
На сегодня, к сожалению, нет ни одного существующего государства, победившего коррупцию. Уровень коррумпированности в разных сферах жизнедеятельности российского государства поражает своим величием. Согласно индексу восприятия коррупции за предыдущий 2023 г., опубликованному неправительственной международной организацией Transparency International, деятельность которой направлена на исследование и борьбу с коррупцией по всему миру, Российская Федерация достигла исторического минимума в 26 баллов, что означает наличие острой проблемы в виде коррупции в стране [1].
С 2008 г. данная проблема рассматривается, как одна из потенциальных угроз национальной безопасности Российской Федерации. В указанный год действующим на тот момент Президентом Российской Федерации Д. А. Медведевым был утвержден Национальный план противодействия коррупции - документ программного характера, направленный на предупреждение и борьбу с коррупцией [2].
Основным субъектом противодействия коррупции являются правоохранительные органы Российской Федерации, в частности органы внутренних дел (ОВД). Однако, обратившись к статистическим данным Министерства внутренних дел за период с 2022 по 2023 г., можно сделать вывод о наличии в ОВД нарушителей антикоррупционного законодательства России. Это отражает еще большую общественную опасность от указанных противоправных деяний, поскольку сотрудники органов внутренних дел, призванные в соответствии с должностными обязанностями осуществлять защиту государства и безопасность граждан от преступных посягательств, подрывают авторитет власти, правоохранительных органов и на собственном примере дают понять гражданам о какой-либо «выгодности» коррумпированных связей [3].
© Синельникова Т. С., Свечников Н. И., 2024
Участившиеся случаи выявления и освещения в средствах массовой информации совершенных преступлений коррупционной направленности представителями органов внутренних дел Российской Федерации свидетельствуют о наличии проблем в организации деятельности по противодействию коррупции в органах внутренних дел Российской Федерации.
К тому же, изучив статистические данные, освещаемые в официальных интервью Председателя Следственного комитета России А. И. Бастрыкина за 2022-2023 гг., необходимо отметить, что за период с января по сентябрь 2023 г. было привлечено к уголовной ответственности более 330 лиц, обладающих особым правовым статусом, среди которых были и сотрудники органов внутренних дел. За тот же период в предшествующем 2022 г. было привлечено к уголовной ответственности более 1400 сотрудников правоохранительных органов [4].
Таким образом, подтверждается тот факт, что коррупция в Российской Федерации представляет собой страшную проблему, которой необходимо противодействовать с целью последующего ее искоренения, что является, как уже отмечалось ранее, неотъемлемым направлением в развитии современной России. Однако положительные результаты в борьбе с коррупцией мы сможем отметить, только разрешив ряд вопросов, оказывающих негативное влияние на сам процесс противодействия и расследования коррупционной деятельности.
Министерство внутренних дел Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, представляющим собой сложную систему, которая включает в себя различные службы, подразделения и учреждения, в число которых входят территориальные органы внутренних дел Российской Федерации. Одной из главных задач органов внутренних дел в соответствии с законодательством является противодействие преступлениям коррупционной направленности. Данная задача распространяется и на те преступные деяния, которые нередко происходят в самих ведомствах, в связи с тем, что последствием коррупции является непоправимый ущерб не только социуму, но и органам власти.
Термин «противодействие коррупции» законодательно закреплен в п. 2 ст.1 Федерального закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», который раскрывает данное понятие как деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий1:
а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
б) выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
в) минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Последние десятилетия в Российской Федерации характеризуются активным противодействием коррупции повсеместно, в том числе и в органах внутренних дел - было принято значительное количество мер различной направленности, способствующих противодействию коррупции в органах власти. Однако уровень коррумпированности остается достаточно высоким.
Деятельность по противодействию коррупции в ведомстве внутренних дел заключается в использовании специализированных средств (инструментов) воздействия в отношении сотрудников органов внутренних дел, с помощью которых, по мнению доктора юридических наук Валентина Андреевича Сапуна, происходит формирование, изменение или прекращение соответствующих рассматриваемых коррупционных отношений и тем самым удовлетворяются интересы субъектов права и обеспечивается достижение социально полезных целей [5, с. 17].
Действующие на данный момент меры и средства противодействия условно можно разделить на две группы в зависимости от их целенаправленности:
1 О противодействии коррупции : федер. закон № 273-Ф3 от 25.12.2008 (в ред. от 19.12.2023) // Российская газета. 2008. 30 декабря.
1. Меры и средства предупредительного характера.
2. Меры и средства ограничительного характера.
Первую группу составляют меры и средства, преследующие важную цель - вызвать активность должностного лица в его служебной деятельности, повысить мотивацию в ходе выполнения соответствующих обязанностей. К ним можно отнести:
- усиленный контроль за правомерностью деятельности сотрудников органов внутренних
дел;
- поддержание на высоком профессиональном уровне системы отбора кандидатов на службу в органы внутренних дел, в соответствии с которой лицо обязано соответствовать определенным образовательным, психологическим критериям подготовки;
- разработку и принятие специальных требований к кандидатам, претендующим на занятие высоких должностей в органах внутренних дел;
- внедрение различных учебных программ, способствующих развитию морально-этических принципов у должностных лиц;
- расширение перечня закрепленных законодательством социальных гарантий сотрудникам, в число которых входят: гарантии на оперативное приобретение или предоставление жилого помещения, современное медицинское обеспечение и санаторно-курортное лечение, соответствующее денежное довольствие, пособия, компенсационные выплаты и т.д.
На сегодняшний день ряд гарантий обладает в большей степени поощрительным характером для сотрудника: в соответствии с законодательством Российской Федерации должностные лица могут быть награждены различными дополнительными материальными выплатами, например, премиальными выплатами по итогам работы, за интенсивность и высокие результаты профессиональной деятельности, выплатами за выслугу лет, стаж непрерывной работы и т.д.
Центральное место среди мер предупредительного характера занимает надзор за деятельностью сотрудников с целью предупреждения, пресечения и раскрытия совершаемых должностными лицами коррупционных преступлений. Указанный вид контролируемой деятельности обеспечивается соответствующими структурными подразделениями Министерства внутренних дел России, органами прокуратуры, органами Федеральной службы безопасности, а также с помощью общественного контроля.
К структурным подразделениям Министерства внутренних дел России, противодействующим коррупции, относятся Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции Министерства внутренних дел России и Главное управление собственной безопасности Министерства внутренних дел России.
В соответствии с Положением о Главном управлении экономической безопасности и противодействия коррупции Министерства внутренних дел России данное подразделение специализируется:
- на функциях Министерства по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию;
- правоприменительных полномочиях в области обеспечения экономической безопасности государства;
- противодействии преступлениям экономической и коррупционной направленности.
Нормы упомянутого Положения признают подразделение оперативным, т.е. имеющим право проводить необходимые оперативно-розыскные мероприятия в отношении сотрудников органов внутренних дел [6, пп. 10, 21].
Деятельность указанного управления основывается на планировании, сочетании единоначалия в решении вопросов служебной деятельности и коллегиальности при их обсуждении, персональной ответственности каждого сотрудника, федерального государственного служащего и работника за состояние дел на порученном участке и выполнение отдельных поручений.
Деятельность Главного управления собственной безопасности основывается на нормах Положения о Главном управлении собственной безопасности Министерства внутренних дел России. В п. 1 гл. I данного Положения законодателем закрепляется направление деятельности управления: обеспечение и осуществление в пределах компетенции функции Министерства по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сферах обеспечения собственной безопасности, противодействия коррупции в системе МВД России, государственной защиты сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, федеральных государственных гражданских служащих и их близких [7, п. 1].
Весомое место в противодействии коррупции занимают органы прокуратуры, деятельность которой носит комплексный характер: организация и обеспечение системного подхода, а также координация деятельности иных госструктур, противодействующих коррупции.
Антикоррупционная деятельность органов прокуратуры осуществляется на основе таких нормативно-правовых актов, как:
- Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» (ст. 9.1), в соответствии с которым проводится антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов2;
- приказ Генеральной прокуратуры «Об осуществлении прокурорского надзора и реализации прокурорами иных полномочий в сфере противодействия коррупции» (п. 2.22) .
Деятельность органов прокуратуры по противодействию коррупции в органах внутренних дел многогранна и осуществляется на плановой основе, в соответствии с антикоррупционным законодательством Российской Федерации. Так, в целях реализации указанного законодательства прокуратура осуществляет функции надзора по следующим направлениям:
- надзор за исполнением законодательства при предоставлении сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;
- надзор за исполнением законодательства о контроле за расходами должностных лиц;
- надзор за соблюдением государственными (муниципальными) служащими установленных запретов и ограничений;
- надзор за соблюдением законодательства при проведении оперативно-розыскных действий по делам коррупционной направленности;
- надзор за соблюдением уголовно-процессуального законодательства в процессе расследования уголовных дел о фактах коррупции [8, с. 270].
Кроме этого, в антикоррупционную деятельность органов прокуратуры входит:
- выявление коррупционных действий и осуществление по ним соответствующих проверок;
- выявление и пресечение административных правонарушений коррупционной направленности;
- поддержка государственного обвинения в стадии судебного производства по уголовным делам в сфере коррупции;
- анализ мониторинга за исполнением законодательства по борьбе с коррупцией и выработка предложений по его совершенствованию;
- участие в международном сотрудничестве с антикоррупционными и иными структурами других стран;
- организация работы по антикоррупционному просвещению.
Контролировать правомерность деятельности сотрудников органов внутренних дел, как уже отмечалось, вправе и общество. Существуют различные формы общественного контроля, деятельность которого направлена на взаимный обмен информацией, анализ проблем и выработку конкретных решений по разработке, реализации и контролю реализации программ антикоррупци-
2 О прокуратуре Российской Федерации : федер. закон № 2202-1 от 17.01.1992 // Собрание законодательства РФ. 1995. № 47. С. 4472.
3Об осуществлении прокурорского надзора и реализации прокурорами иных полномочий в сфере противодействия коррупции : приказ Генпрокуратуры России № 581 от 10.10.2022 (в ред. от 04.10.2023). URL: https://www.consultant.ru (дата обращения: 09.04.2024).
онной направленности, проведение проверок, общественных и консультативных советов, общественных экспертиз нормативных актов, слушаний, конференций, мониторингов.
Общественный контроль, как механизм противодействия коррупции в органах, состоит из деятельности таких организационных структур, как:
- общественные палаты субъектов Российской Федерации;
- институты гражданского общества (например, общероссийская общественная организация «Ассоциация юристов России», политические партии);
- комиссии по общественному контролю (общественный совет при УМВД в субъектах Российской Федерации);
- население.
Антикоррупционным законодательством закреплены ограничительные меры и средства воздействия - запреты, ограничения и обязанности, возлагающиеся на сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, в соответствии с которыми появляется возможность своевременного выявления и устранения тех или иных нарушений.
Так, нормы Федерального закона «О противодействии коррупции» запрещают сотрудникам органов внутренних дел совершать ряд действий, в том числе:
- участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией;
- осуществлять предпринимательскую деятельность;
- приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход;
- получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения);
- разглашать или использовать в целях, не связанных с гражданской службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей;
- прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора и т.д. (ст. 12.1).
Федеральный закон «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» закрепляет основные важные обязанности сотрудников данного органа исполнительной власти. В соответствии с исследуемой темой следует выделить следующие обязанности:
- представлять сотрудником органа внутренних дел в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;
- обязанность о недопущении злоупотреблений служебными полномочиями, соблюдении установленных федеральными законами ограничений и запретов, связанных со службой в органах внутренних дел, а также соблюдение требований к служебному поведению сотрудника;
- сообщать непосредственному руководителю (начальнику) о возникновении личной заинтересованности, которая может привести к возникновению конфликта интересов при выполнении служебных обязанностей, и принимать меры по предотвращению такого конфликта;
- уведомлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции, о каждом случае обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционного правонарушения [7, ст. 12].
Невыполнение сотрудником данной обязанности является правонарушением, влекущим его увольнение со службы из органов внутренних дел либо привлечение его к иным видам ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
За нарушение антикоррупционного законодательства сотрудника органов внутренних дел могут привлечь к дисциплинарной ответственности. Данный аспект закреплен в Федеральном законе «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ст. 50.1)4 и в Дисциплинарном уставе органов внутренних дел Российской Федерации (п. 33) .
Основываясь на ч. 1 ст. 50 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», стоит отметить, что на сотрудника могут налагаться такие дисциплинарные взыскания, как:
- замечание;
- выговор;
- строгий выговор;
- предупреждение о неполном служебном соответствии;
- перевод на нижестоящую должность в органах внутренних дел;
- увольнение со службы в органах внутренних дел (ст. 50).
За нарушение антикоррупционного законодательства сотрудник органов внутренних дел может нести более строгое дисциплинарное взыскание, например, в виде увольнения в связи с утратой доверия в следующих случаях:
1) непринятия мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является;
2) непринятия руководителем (начальником), которому стало известно о возникновении у подчиненного ему сотрудника личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов;
3) непредставления сотрудником органов внутренних дел сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений;
4) участия сотрудника на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организации, за исключением случаев, установленных федеральным законом;
5) осуществления сотрудником предпринимательской деятельности;
6) вхождения сотрудника в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории РФ их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ;
7) нарушения сотрудником, его супругой (супругом) и несовершеннолетними детьми в случаях, предусмотренных Федеральным законом № 796, запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами (Федеральный закон «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ст. 82.1).
Таким образом, можно отметить многогранность и комплексность деятельности по противодействию коррупции в органах внутренних дел, а также наличие взаимосвязанных мер и средств воздействия на сотрудника органов, направленных на противодействие коррупции путем предупреждения и пресечения коррупционных правонарушений.
4 О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : федер. закон № 342-Ф3 от 30.11.2011 // Российская газета. 2011. № 275.
5 О Дисциплинарном уставе органов внутренних дел Российской Федерации : указ Президента РФ № 1377 от 14.10.2012. URL: https://www.garant.ru (дата обращения: 08.04.2024).
6 О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами : федер. закон № 79-ФЗ от 07.05.2013 // Собрание законодательства РФ. 2013. № 19. Ст. 2306.
Однако следует отметить необходимость пополнения перечня действующих средств и мер дополнительными «инструментами» воздействия с целью минимизации случаев нарушения антикоррупционного законодательства сотрудниками органов внутренних дел.
Так, например, внесение возможных изменений в ведомственные нормативно-правовые акты Министерства внутренних дел России послужит как карательным способом противодействия коррупции, так и усилением ведомственного контроля за правомерным выполнением сотрудниками своих должностных обязанностей. В качестве «нововведений» можно выделить:
- формирование списка служебных нарушений в личном деле сотрудника, влияющих в дальнейшем на размер денежных выплат;
- установление дополнительных дисциплинарных взысканий в виде лишения определенного размера заработной платы сотрудника, применяемых в случае совершения ряда незначительных дисциплинарных проступков.
Также рационально выделить дополнительные варианты контроля за деятельностью сотрудников органов внутренних дел, которые могут способствовать комплексному противодействию коррупции. В качестве меры предупредительного характера целесообразно внедрить внутриведомственный контроль за финансовым, имущественным положением сотрудника и членами его семьи. В случае, если будут выявлены соответствующими подразделениями возможные предметы коррупционной деятельности, предлагается производить отчетность потенциальным коррупционером перед начальствующим звеном ведомства.
Также важно осуществлять контроль социальных связей сотрудников органов внутренних дел, его общественной жизни в пределах, допустимых законодательством Российской Федерации, для предотвращения и пресечения возможных преступных связей и организованной преступности в целом.
Список литературы
1. Официальный сайт Transparency International. Индекс восприятия коррупции. URL: https:// www. transparency.org (дата обращения: 04.04.2024).
2. Национальный план противодействия коррупции (утв. 31.07.2008) // Российская газета. 2008.
№ 164.
3. Статистические данные Министерства внутренних дел Российской Федерации по делам коррупционной направленности. URL: https://мвд.рф/reports (дата обращения: 01.04.2024).
4. Официальные интервью Председателя СК России А. И. Бастрыкина от 08.12.2022 и от 08.12.2023 // СК России [официальный сайт]. URL: https://sledcom.ru (дата обращения: 19.04.2024).
5. Сапун В. А. Теория правовых средств и механизм реализации права : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Н. Новгород, 2002. С. 49.
6. Официальный сайт МВД РФ. Положение о Главном управлении экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России. URL: https://мвд.рф (дата обращения: 05.04.2024).
7. Официальный сайт МВД РФ. Положение о Главном управлении собственной безопасности МВД России. URL: httpsV/мвд.рф (дата обращения: 05.04.2024).
8. Иванцова Г. А. Роль органов прокуратуры в механизме противодействия коррупции в государственных и муниципальных органах // Аграрное и земельное право. 2020. № 5. С. 270-271.
Информация об авторах Синельникова Татьяна Сергеевна, студентка, Пензенский государственный университет.
Свечников Николай Иванович, кандидат технических наук, кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой «Правоохранительная деятельность», Пензенский государственный университет.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.