Полицейская деятельность
Правильная ссылка на статью:
Дискина В.Н. — Ограничения, обязанности и запреты, связанные с предупреждением коррупционных правонарушений в органах внутренних дел // Полицейская деятельность. - 2022. - № 6. - С. 103 - 109. DOI: 10.7256/2454-0692.2022.6.39369 EDN: UYXKUG URL: https//nbpublish.com/Hbrary_read_article.ptp?id=39369
Ограничения, обязанности и запреты, связанные с предупреждением коррупционных правонарушений в органах внутренних дел
Дискина Виктория Николаевна
аспирант, кафедра юриспруденции, Югорский государственный университет
628007, Россия, 628007 ХМАО-Югра г.Ханты-Мансийск ул. Строителей д. 102 кв. 62 автономный округ, г.
Ханты-Мансийск, ул. Строителей, 102, кв. 62
[email protected] Статья из рубрики "Полиция и проблемы противодействия коррупции"
DOI:
10.7256/2454-0692.2022.6.39369
EDN:
UYXKUG
Дата направления статьи в редакцию:
10-12-2022
Дата публикации:
30-12-2022
Аннотация: Предметом исследования является противодействие коррупции в органах внутренних дел. На сотрудников органов внутренних дел возложены антикоррупционные обязанности, ограничения и запреты. В связи с чем сотрудники обязаны предоставлять сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на себя и членов своей семьи, соблюдать требования об урегулировании конфликта интересов, своевременно уведомлять руководителя о склонении сотрудника к совершению коррупционных правонарушений, а также соблюдать и другие антикоррупционные положения. Кроме того, сотрудник полиции обязан не допускать злоупотребления служебными полномочиями, а также соблюдать требования к служебному поведению сотрудника. В данной статье рассмотрим одно из антикоррупционных положений, обязанность служащих уведомлять обо всех обращениях к ним в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений. Основными выводами проведённого исследования является изучение действий сотрудников при исполнении ими служебных обязанностей, при наступлении определённых ситуаций
связанных с антикоррупционными запретами и обязанностями. В данной статье предлагается рассмотреть внесения изменений в приказ МВД России, в связи с чем законодательство о противодействии коррупции в органах внутренних дел, требует дальнейшего совершенствования. Таким образом, при соблюдении сотрудниками предписанных антикоррупционных предписаний, возможно свести к минимуму коррупцию в полиции, которая прорастает не только в органах внутренних дел, но и в других органах власти, и негативно влияет на авторитет и репутацию федеральных органов исполнительной власти.
Ключевые слова:
противодействие коррупции, сотрудник, ответственность, должность, реформа, приказ,
обязанности, ограничения, полиция, взыскание
Проблема противодействия коррупции существует во всех органах государственной власти, в том числе и в МВД России.
Борьба с коррупцией в России была актуальна во все времена. Русские князья и цари, еще со времен Древней Руси предпринимали определенные усилия для законодательного закрепления коррупционных запретов.
Так во время правления Московского князя Ивана III, в 1497 году был издал свод законов - Судебник. Параграф 67 посвящён взятничеству, и назывался «О посулах и о послушестве».
В Судебнике Ивана IV Грозного 1550 года, уже появились наказания за взятки.
Позже, Пётр I провел реформирование законодательства, в том числе направленное на борьбу с коррупцией, путём поощрения доносов, однако, несмотря на это его близкое окружение, злоупотребляло своим положением, за что и поплатились.
Современную нормативную основу для антикоррупционной деятельности составляет базовый Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-Ф3 «О противодействии коррупции», которым устанавливаются основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения этого явления, борьбы с ним, а также минимизации и ликвидации последствий коррупционных правонарушений^1^.
В связи с принятием Федерального закона «О противодействии коррупции»^ и ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года на основании Федерального закона от 25.12.2008 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в Закон
РСФСР от 18.04.1991 № 1026-1 «О милиции были внесены соответствующие изменения.
Период становления противодействия коррупции в органах внутренних дел совпал с периодом реформы «Полиции», а почвой для этого послужил ряд громких преступлений и нашумевших коррупционных скандалов, таких как «Дело Евсюкова», «Дело оборотней в погонах и В. Танеева» и др.
24.12.2009 Президентом Российской Федерации был подписан Указ № 1468 «О мерах по
совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации»[4], согласно которому предусматривалось сокращение количества сотрудников органов внутренних дел, запрещалось региональное финансирование, а также вносились изменения в функции и обязанности сотрудников милиции.
01.03.2011 вступил в законную силу Федеральный закон 07.02.2011 № З-ФЗ «О
полиции»-5- (Далее - Закон о Полиции) согласно которому на сотрудников полиции были возложены антикоррупционные обязанности и предусмотрена ответственность за их нарушения.
Более подробно антикоррупционные положения изложены в Федеральном законе от 30.11.2011 № 342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и
внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»-6!, которым были внесены определенные антикоррупционные требования к сотрудникам ОВД, в том числе и обязанность служащих уведомлять обо всех обращениях к ним в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений (п. 14 ч. 1 ст. 12 Закона о службе).
Таким образом, после реформирования «Полиции» противодействие коррупции в органах внутренних дел в целом начало развиваться и меняться.
Во-первых, законодательно закреплены антикоррупционные положения в отношении сотрудников органов внутренних дел.
Во-вторых, установлена строгая ответственность за нарушение антикоррупционных положений.
В-третьих, организовывается профилактическая работа с сотрудниками, с целью доведения до них требований антикоррупционного законодательства и предотвращения коррупционных правонарушений.
И в-четвертых постепенно меняется мировоззрение сотрудников полиции на требования, установленные в целях противодействия коррупции.
Также аналогичного положения придерживаются и другие авторы, к примеру кандидат юридических наук Московского Университета МВД России имени В.Я. Кикотя, Ольшевская А.В., в своей статье: «Основные требования, ограничения, запреты и обязательства, установленные в целях противодействия коррупции в органах исполнительной власти Российской Федерации, и основные проблемные вопросы при осуществлении антикоррупционного законодательства в органах внутренних дел Российской Федерации»-7-.
Особенности одного из антикоррупционных положений, возлагаемых на сотрудников, рассмотрим более подробно.
Обязанность служащих уведомлять обо всех обращениях к ним в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений.
Сотрудники полиции наиболее подвержены обращению к ним лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений. Особенно это касается тех сотрудников, которые состоят на должностях, в обязанности которых входит составление административных материалов, а также которые наделены полномочиями возбуждения уголовных дел, в том числе и сотрудники других подразделений.
Приказом МВД России от 16.12.2016 № 848 (Далее - приказ 848) утверждён перечень должностей, которые являются коррупционными, и сотрудники которых обязаны предоставлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на себя и членов своей семьи (далее - Сведения)^.
Третий раздел вышеуказанного перечня относится к работникам организаций, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед МВД России, т.е. не на всех работников, работающих по трудовому кодексу в МВД России распространятся данный перечень должностей.
Таким образом, на «вольнонаёмные» должности работников органов внутренних дел, которые имеются в подразделениях подверженных коррупционным рискам антикоррупционное законодательство не распространяется.
Трудовая деятельность работников регулируется трудовым законодательством, в котором также имеются антикоррупционные запреты, в то же время данная норма распространяется не на все должности работников.
В связи с чем, полагаем рассмотреть вопрос о необходимости внесения изменений в Приказ № 848, в части перечня подразделений, которые подвержены к коррупционным рискам, и все служащие, и работники, проходящие службу или работающие в таких подразделениях обязаны представлять Сведения.
Такой вариант внесения изменений в законодательство, предлагается в связи с тем, что в практике имеются случаи, когда склоняют к совершению коррупционного правонарушения работника, должность которого отсутствует в перечне должностей утверждённого Приказом № 848, и, следовательно, на него не распространяется антикоррупционное законодательство и привлечь виновное лицо к ответственности достаточно сложно.
Вместе с тем, должностные обязанности служащих и работников одного подразделения не много чем отличаются, а вот ответственность уже разная.
Но если предоставлять Сведения будут все сотрудники, служащие и работники, проходящие службу в подразделениях подверженные к коррупционным рискам и указанных в перечне утверждённым приказом МВД России, ответственность должностных лиц уже будет значительно выше.
Между тем, в МВД России установлен порядок уведомления о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, который утверждён приказом
МВД России от 19.04.2010 № 293^ (далее - Приказ 293). Также данным приказом предусмотрен примерный образец уведомления и перечень сведений, содержащихся в уведомлении.
В случае если сотруднику поступило обращение в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, сотрудник обязан уведомить в день поступления этого обращения, в том числе в случае нахождения в отпуске, служебной командировке, на больничном - не исключает возможность уведомления руководителя в ходе личного приёма или через подразделение делопроизводства, либо направить посредством почтового отправления, по каналам факсимильной связи, либо через официальные сайты МВД России, или уведомить органы прокуратуры.
Вместе с тем, в отношении граждан, которые склоняют сотрудников к коррупционным
правонарушениям возбуждаются уголовные дела. Так в течение 2021 года возбуждено 1 755 уголовных дела в отношение граждан, обратившихся к сотрудникам в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений. В 2020 году возбуждено 1 664 уголовных дела.
Должностные лица, подавшие уведомления о склонении к коррупционным правонарушениям имеют «Иммунитет» в течение года случае привлечения их к дисциплинарной ответственности.
Но это не означает, что они не будут привлечены совсем. На таких должностных лиц распространяется особый порядок привлечения к ответственности.
Должностные лица рассматриваются на Комиссии с участием прокурора. За 5 дней до заседания комиссии председатель Комиссии предоставляет необходимые материалы для изучения прокурору, который по результатам изучения принимает решение о привлечении или не привлечении к дисциплинарной ответственности сотрудника (Указ
Президента РФ от 02.04.2013 № 309)-10-. Если прокурор принимает решение о не привлечении к ответственности лица, то сотрудник освобождается от дисциплинарной ответственности.
Таким образом, данное требование можно отнести к мерам поощрения сотрудников, в случае предоставления ими уведомлений представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений.
■Ш Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» // СПС КонсультантПлюс // Опубликован «Собрание законодательства РФ», 29.12.2008, № 52 (ч. 1), ст. 6228.
Федеральный закон от 25.12.2008 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона «О противодействии коррупции» // СП С КонсультантПлюс // Опубликован «Собрание законодательства РФ», 29.12.2008, № 52 (ч. 1), ст. 6235.
Закон РСФСР от 18.04.1991 № 1026-1 «О милиции»// СПС КонсультантПлюс // Опубликован «Ведомости СНД и ВС РСФСР», 18.04.1991, № 16, ст. 503.
Указ Президента Российской Федерации от 24.12.2009 № 1468 «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс // Опубликован «Российская газета», № 251, 28.12.2009.
Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» // СПС КонсультантПлюс // Опубликован «Российская газета», № 25, 08.02.2011.
Федеральный закон от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс // Опубликован 01.12.2011 на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
Юридические науки А.В. Ольшевская 2020 Научная специальность 12.00.14 -административное право; административный процесс «Основные требования,
ограничения, запреты и обязательства, установленные в целях противодействия коррупции в органах исполнительной власти Российской Федерации, и основные проблемные вопросы при осуществлении антикоррупционного законодательства в органах внутренних дел Российской Федерации» //Вестник Московского университета МВД России.-2020.-№1.-С.173-181.
^ Приказ МВД России от 16.12.2016 № 848 «О Перечне должностей федеральной государственной службы в Министерстве внутренних дел Российской Федерации и должностей в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед Министерством внутренних дел Российской Федерации, при замещении которых сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, федеральные государственные гражданские служащие и работники, а также граждане при назначении на должности в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед Министерством внутренних дел Российской Федерации, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей» // СПС КонсультантПлюс // Опубликован 20.01.2017 на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
^ Приказ МВД России от 19.04.2010 № 293 «Об утверждении Порядка уведомления в системе МВД России о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений» // СПС КонсультантПлюс // Опубликован «Российская газета», № 152, 13.07.2010.
Указ Президента РФ от 02.04.2013 № 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» // СПС КонсультантПлюс // Опубликован 02.04.2013 на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
Библиография
1. Ольшевская А.В., Основные требования, ограничения, запреты и обязательства, установленные в целях противодействия коррупции в органах исполнительной власти Российской Федерации, и основные проблемные вопросы при осуществлении антикоррупционного законодательства в органах внутренних дел Российской Федерации // Вестник Московского университета МВД России. 2020.№1.С.173-181.
Результаты процедуры рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.
Предмет исследования - совокупность мер противодействия коррупции, таких, как ограничения, обязанности и запреты, связанные с предупреждением коррупционных правонарушений в органах внутренних дел.
Методология исследования затрагивает теоретические аспекты, но преимущественно уделяет внимание практической составляющей и анализу практических примеров. Приоритет расставлен в пользу методов анализа, сравнительного метода, логического метода. Присутствуют исторически-правовые аспекты.
Актуальность обусловлена остротой проблемы и ее существованием вливаем мире.
Научная новизна состоит в авторском видении данной проблематики и подходах, предложенных автором. Авторское видение прослеживается в ходе рецензирования статьи.
Стиль представленной работы соответствует требованиям, предъявляемым у научным работам категории статей.
По структуре статья содержит вводно-аналитическую часть, основное содержание, заключительную часть. Автор предлагает собственную позицию, прослеживается индивидуальное восприятие. В статье присутствуют выводы и предложения. В части содержания обращают на себя спорные и бесспорные аспекты. Сложно согласиться со следующей позицией автора, который отмечает, что если прокурор принимает решение о не привлечении к ответственности лица, то сотрудник освобождается от дисциплинарной ответственности. Автор полагает, что данное требование можно отнести к мерам поощрения сотрудников, в случае предоставления ими уведомлений представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений. В то же время в мировой практике, высокий уровень правосознания граждан относит данные обстоятельства к выполнению служебных обязанностей и соблюдению норм законодательства.
Представляет интерес предложение автора: вопрос о необходимости внесения изменений в Приказ № 848, в части перечня подразделений, которые подвержены к коррупционным рискам, и все служащие, и работники, проходящие службу или работающие в таких подразделениях обязаны представлять Сведения о совершении коррупционных правонарушений. Заслуживает внимание то, что автор предлагает конкретные меры.
Такой вариант внесения изменений в законодательство, предлагается автором в связи с тем, что в практике, по его мнению, имеются случаи, когда склоняют к совершению коррупционного правонарушения работника, должность которого отсутствует в перечне должностей утверждённого Приказом № 848, и, следовательно, на него не распространяется антикоррупционное законодательство и привлечь виновное лицо к ответственности достаточно сложно. Автор рассматривает особый порядок привлечения к сотрудников к ответственности.
Заслуживает внимание анализ автора в части норм, которые распространяются на «вольнонаёмные» должности, в части того, что нормы в отношении работников органов внутренних дел, которые имеются в подразделениях подверженных коррупционным рискам, антикоррупционное законодательство не распространяется.
Библиография включает 11 источников. В качестве недостатка работы можно указать отсутствие анализа новейших источников, поскольку в числе указанных источников лишь два датированы 2020 годом. В то же время и законодательство и научные публикации претерпевали изменения, и в 2021, и в 2022 году опубликован новый материал и изменения в нормативные правовые акты. В то же время анализ автора фокусируется на но рма х, кото рые о ста лись бе з из ме не ний.
Статья может представлять интерес для читателей. Несмотря на указанные замечания, рекомендую к публикации.