80
СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА
В целом, противоречие между той или иной моралью восходит к основным ценностным предпочтениям конкретного общества. Так, в качестве ценностных ориентиров современного общества можно назвать ценностный релятивизм, индивидуальность и склонность к гедонизму. Принятие человеком определенных моральных норм и законов не всегда соответствует его внутренней духовности. Духовность как воплощение жизни, мысли, сострадания, добра и любви в настоящее время утратила свое доминирующее значение. Может быть, в этом и есть главный источник масштабной жестокости и разрастающегося мирового зла.
Резюмируя сказанное, отметим, что основу любого морального конфликта составляют различные, иногда совершенно противоположные идеальные представления о культуре, искусстве, жизни и т.д. Поддаваясь общепринятым нормам и правилам, забывая о своей истинной духовности, выдавая ложь за истину, и наоборот, люди становятся заложниками чудовищного столкновения, порождающего страшную жестокость сначала в социуме, а потом и в искусстве.
Список литературы:
1. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла. - Мн.: ХАРВЕСТ, 2003. - 106 с.
2. Зиновьев А. Феномен западнизма [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.plam.ru/polit/zapad_fenomen_zapadnizma/index.php (дата обращения: 19.11.2015).
СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ В РУССКОЙ ПОРТРЕТНОЙ ЖИВОПИСИ XVII-XIX ВЕКОВ
© Князева О.В.*
Волгоградский государственный социально-педагогический университет,
г. Волгоград
В статье рассматриваются средства художественной выразительности искусства отечественной портретной живописи в историческом аспекте.
Ключевые слова изобразительное искусство, живопись, средства художественной выразительности, портрет.
Портрет сегодня переживает трудности, характерные для искусства станковой живописи в целом: это поиск нового художественного языка как повода для оправдания самого факта существования этого вида искусства, и
Доцент кафедры Рисунка и живописи, кандидат педагогических наук.
Искусствоведение
81
источника обретения новых смыслов. Задача поиска новых смыслов в изобразительном искусстве не может быть оторвана от самой сути портрета: изображения конкретного человека, с одной стороны, и выявления сущностных характеристик портретируемого изобразительными средствами, с другой.
Мы не ставим своей задачей на этих страницах представить полный терминологический анализ отличий средств художественной выразительности от средств художественной изобразительности, однако, отметим, что первые, безусловно, включает вторые. Средства художественной выразительности мы понимаем как совокупность правил и изобразительных приемов, позволяющих наиболее полно раскрыть художественный образ. К ним мы относим: формат, пространство, ритм, контраст, светотень, декоративность, колорит, передачу состояния покоя и движения (статику и динамику), симметрию и асимметрию и т.д.
Раскрытие средств художественной выразительности отечественной портретной живописи возможно как в историческом контексте, так и в контексте сложившихся композиционных схем портрета (портрет-голова, по-грудный портрет, поясной портрет, портрет в рост). Учитывая, что композиция портрета также является частью художественного замысла, способного более объемно выразить сущность изображаемого человека, мы рассмотрим развитие средств художественной выразительности в историческом ракурсе.
Портрет как жанр изобразительного искусства, имеет в России свою, особую, трудную, но одновременно блестящую историю. Возникнув под влиянием западноевропейского искусства, имея в своем основании иконописные традиции, он эволюционировал вместе с русской художественной школой, отражая ускользающие приметы времени, особенности национального характера, идеалы сменяющихся эпох и достиг мирового уровня мастерства.
В XVII веке, зарождающееся искусство портрета в России было тесно связано с культовыми образами, и передавало, в общем, идеальный (неземной) облик портретируемого. Парсуны, такое название получили первые портреты, были симбиозом светского и религиозного изображения, и конечно, средства художественной выразительности, в этом виде портрета принадлежат разным эстетическим системам. От иконописи: плоское пространство, орнаментированное церковно-славянской вязью, локальные пятна в изображении одежды и лиц, несколько застылые позы и отрешенные от земных страстей лица. От западноевропейского искусства: попытка использования светотеневой моделировки формы, включение в образ специфических светских атрибутов.
При Петре I учителями русских художников были иностранные мастера, которые привнесли с собой совершенно другое ощущение портрета. Образам реальных людей на портретах этого периода наряду с некоторой архаичностью присущи черты некого внутреннего романтизма, мягкости,
82
СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА
изящества. Безусловно, это было связано с возросшим уровнем художественного исполнения, освоением отечественными художниками законов линейной и воздушной перспективы, новых композиционных приемов и колористических схем.
Русские мастера Андрей Матвеев, Иван Вишняков, Алексей Антропов, Иван Аргунов запечатлели образы полные радости бытия, цвет их полотен содержит нотки декоративности, он достаточно ярок и мажорен. Что же касается парадных портретов, то, несмотря на успехи в передаче естественной красоты лиц, особенностей фактур драгоценных тканей и камней, все же чувствуется некая скованность, обусловленная недостатком образования. Так, в частности, на работах И. Вишнякова мы видим некоторую условность поз и отсутствие умения виртуозно писать руки. Несколько особняком стоит фигура художника Ивана Никитина, который сумел предвосхитить дальнейшее развитие портретного жанра и значительно опередил свое время, создав первый в истории отечественной живописи психологический портрет. В образе «Напольного гетмана Украины» чувствуется внутренняя мощь и сосредоточенность, контрастирующая с взлохмаченными волосами и расстегнутыми полами верхней одежды.
Середина XVIII столетия отмечена открытием в Санкт-Петербурге Академии трех знатнейших искусств: живописи ваяния и зодчества, и конечно, развитие академизма не могло не повлиять на развитие портретного жанра. Не будучи первым в табели о рангах «портретной» жанр, тем не менее, оставил потомкам удивительные по своей самобытности, утонченности и виртуозности исполнения образы. По-новому переосмысливается пространство, возникает камерный портрет, перламутровое звучание красок приходит на смену декоративному. Образы Федора Рокотова, Дмитрия Левицкого, Владимира Боровиковского отличают чувство внутреннего достоинства, деликатность и вдумчивая элегантность.
Начало XIX века - эпоха романтизма. Художественное мастерство русских художников достигает апогея, и в это время, параллельно работают замечательные мастера: Орест Кипренский, Василий Тропинин, Карл Брюллов, Алексей Венецианов и др. Идеология романтизма проникнута вниманием к личности, к ее внутренним метаниям, переживаниям и эмоциям. По внешним изобразительным характеристикам перечисленные художники легко дифференцируются: отточенные классицистически мощные формы на полотнах Великого Карла, миловидно задушевные «халатные» образы-типы простых людей В. Тропинина, несколько отстраненные, сдержанные эмале-видно-безупречные модели О. Кипренского и подлинно-русские нравственно-прекрасные, крестьянские феи А. Венецианова. Перешагнув определенный временной рубеж, они двигались в направлении реализма. Художники наполняли свои портреты не только внешними формальными атрибутами движения, но и глубоким внутренним чувством: то созерцательной нежно-
Искусствоведение
83
стью, то драматизмом. Так, например, в последнем отношении, замечателен автопортрет К. Брюллова, выполненный после продолжительной болезни, на котором художник предстает не в образе златокудрого Аполлона, а в образе уставшего, пристально вглядывающегося в глаза зрителю человека. Колорит портрета выстроен на гармонии контрастных цветов, что усиливает ощущение напряженной работы мысли.
По меткому выражению Д.В. Сарабьянова: «50-е годы в истории русской живописи - время концов и начал»[3, с. 20]. Так, непосредственно портретный жанр в это десятилетие не создал значительных произведений, тем не менее, это время аккумулировало идеи и создавало основу для дальнейшего прорыва.
Во второй половине XIX в искусстве портрета выделяется целая плеяда выдающихся художников, для творчества которых портрет не был основополагающим жанром, тем не менее, масштаб их творческой личности позволил сказать новое слово и в портрете: Василий Перов, Иван Крамской, Николай Ге, Николай Ярошенко, Илья Репин.
Перов В. привнес из жанровой живописи в портрет элементы точной и беспристрастной фиксации черт лица портретируемого и особенностей его фигуры. Так, в его портретах, на первый план выходит, не он сам как художник, не художественный образ, а непосредственно портретируемый, и именно он определяет выбор тех или иных средств выразительности. Таковы портреты В.В. Бессонова, А.Г Рубинштейна, А.Н. Островского, Ф.М. Достоевского и др. Отличительной чертой «перовского» стиля является «мгновенность состояния», переданная взглядом, движением реальным и потенциальным. Так, в портрете Ф.М. Достоевского мы видим особое психологическое состояние писателя: крепко сжатые руки и направленный в себя взгляд как бы отделяют писателя от условного пространства, подчеркнутого сдержанно-монотонным коричневым колоритом.
Николай Ге в портретном жанре создавал так называемые «обстановочные» портреты, включая в них элементы натюрморта и пейзажа. Но, его кисти принадлежат и совершенно особые портреты - портреты-биографии. К таковым, безусловно, принадлежит портрет Герцена. Удивительно, что в рамках нашего повествования, данный портрет не отмечен какими-то новаторскими идеями в композиции, цветовом и пластическом решениях, тем не менее, несколько обмякшее тело и статичный разворот головы повествует о жизненном пути человека и о его духовных поисках. Художник выявляет форму лица, подобно скульптору, моделирующему рельеф, приближая одни планы картины и органично сплавляя с фоном другие. Для работ этого художника характерно особое трагедийное мироощущение.
Среди художников передвижников, Николай Ярошенко, играл роль духовного лидера, но в его творческой биографии помимо создания программных произведений Товарищества передвижных выставок, нашлось место
84
СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА
для работы над так называемыми картинами - портретами. Так, например, «Курсистка» - молодая женщина, спешащая в промозглую погоду на занятия. Портрет в рост, написанный с конкретного человека, тем не менее, представляет собой еще и портрет-тип. Композиция портрета, соотношение фона и фигуры, аскетический сине-коричневый колорит, с одной стороны, подчеркивают сложную судьбу героини, с другой, они являются обрамлением для целеустремленного, озаренного внутренним светом лица девушки.
Илья Ефимович Репин, по - мнению современников, в своем творчестве был менее всего портретистом. На его полотнах люди, скорее демонстрируют свой характер, разыгрывая его перед зрителями, словно на театральной сцене. Тем не менее, и в его наследии можно найти портреты, не соответствующие этим высказываниям. Скромный по своим размерам, портрет композитора Модеста Мусорского, показывает Репина как мастера психологического портрета. Могучая фигура Мусоргского как бы не вписывается в формат, конфликтует с пространством. Оторочка халата создает диагональ-противопоставление развороту головы. Смягченная разбелом, контрастная красно-зеленая цветовая гармония передает ощущение еле сдерживаемого внутреннего смятения.
Интересен по композиции и другой знаменитый портрет живописца: «Осенний букет. Портрет Веры Репиной». Портрет-полуфигура словно выходит нам навстречу, оставляя в душе ощущение свежести и очарование молодостью. Девушка написана в колорите, близком к краскам природы, что передает чувство нераздельной слитности и единства с ее мощными силами.
Иван Крамской, портретист по своему дарованию, в конце своего творческого пути стремился выразить внешние проявление красивого, и яркой иллюстрацией этого может служить его известная картина «Незнакомка». Она интересна с точки зрения композиции: горизонтальный формат «держит» темный силуэт героини. Художник показывает фигуру несколько снизу, будто обособляя ее от зрителя. Несколько надменный взгляд молодой женщины и роскошный наряд усиливают это отчуждение.
Безусловно, титаном портретного жанра рубежа веков выступает Валентин Серов. Современники называли его «европейцем», подчеркивая незаурядное мастерство художника. Серов, портретист, известный по своим многочисленным сеансам письма, создал замечательную галерею портретов, поражающих своей свежестью, легкостью и естественностью.
Манера письма художника в конце XIX не исключала некоторой широты, размашистости и эскизности, что, разумеется, придаёт ей особый шарм. Но помимо технического мастерства, его портреты отличает особое композиционное разнообразие. Для каждой модели он подбирает, свою, особенную позу, свой, характерный взгляд, поворот и т.д.
Ранние полотна художника: «Девочка с персиками», «Девушка, освещенная солнцем» стали классикой русского искусства. Так, в «Девочке с
Искусствоведение
85
персиками» Серов передает очарование хрупкой юности: все вокруг дышит свежестью, чистотой, внутренней свободой. Этому способствует пропорциональное соотношение фигуры и окружающего пространства, в котором, художник находит дополнительные выходы наружу: приоткрытая дверь, окно. Композиция классически заритмована по кругу, и на каких бы деталях не останавливался наш взгляд, мы снова и снова возвращаемся к лицу девочки.
XX век подарил миру столь огромную плеяду художников, что только лишь простое перечисление их имен займет значительное время, а анализ их достижений в портрете может являться темой отдельного исследования.
Список литературы:
1. Алпатов М.В. и др. Искусство. Книга для чтения. Живопись, скульптура, графика, архитектура / Сост. акад. М.В. Алпатов, д-р. пед. наук Н.Н. Ростовцев, канд. искусствоведения М.Г. Неклюдова. - Изд. 3-е, испр. и доп. -М.: «Просвещение», 1969. - 544 с., 196 л.: ил.
2. Русская портретная живопись. Альбом (на английском языке). - Л., «Аврора», 1991. - 140 с.: ил.
3. Сарабьянов Д.В. История русского искусства второй половины XIX века: Курс лекций. - М.: Изд-во МГУ 1989. - 384 с.