Научная статья на тему 'Средства формирования речевой культуры студентов'

Средства формирования речевой культуры студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
460
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / РЕЧЕВАЯ КУЛЬТУРА / КУЛЬТУРА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ / КОММУНИКАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сариева З.И.

В статье рассматривается актуальная для высшего образования задача формирования речевой культуры студента, необходимой для грамотного предъявления профессиональному сообществу своих достижений в форме устной или письменной коммуникации. Описывается опыт формирования речевой грамотности студентов Тольяттинской академии управления традиционными средствами (специальные дисциплины) и с помощью современных образовательных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сариева З.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW FORMS OF EDUCATION IN THE PROCESS OF FORMING STUDENTS’ SPEECH CULTURE

The article represents an urgent for higher education the issue of forming student’s speech culture required for a competent presentation of their achievements in the form of oral or written communication to the professional community. The author describes the experience of speech literacy formation at Togliatti Academy of Management by means of traditional tools usage (special subjects) and modern educational technologies.

Текст научной работы на тему «Средства формирования речевой культуры студентов»

УДК 378

З.И. Сариева*

СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ

В статье рассматривается актуальная для высшего образования задача формирования речевой культуры студента, необходимой для грамотного предъявления профессиональному сообществу своих достижений в форме устной или письменной коммуникации. Описывается опыт формирования речевой грамотности студентов Тольяттинской академии управления традиционными средствами (специальные дисциплины) и с помощью современных образовательных технологий.

Ключевые слова: инновационные технологии, речевая культура, культура делового общения, коммуникационная компетентность.

Модернизация системы образования в настоящее время обусловлена переходом от простого функционирования образовательного учреждения к развитию системы непрерывного российского образования. Согласно закону «Об образовании в Российской Федерации», образовательные учреждения включаются в инновационную деятельность, ориентированную на совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования. Инструментом модернизации высшего образования становятся информационные технологии, имеющие полифункциональный характер и выступающие в качестве инновационных образовательных технологий, а стратегией — сочетание различных форм образования и методов обучения в соответствии с образовательными стандартами для достижения планируемых результатов [3; 6].

Компетентностный подход становится основной методологией модернизации современной системы образования. Понятие «компетенция» возникает как следствие кардинального изменения условий жизни современного общества и требований к результату образования. Компетентный специалист может преуспеть в своей деятельности лишь тогда, когда научится определять цель деятельности, предвидеть варианты ее достижения, выбирать оптимальный путь продвижения, анализировать результаты деятельности, извлекать уроки из временных неудач и т. д. [1, с. 209]. Он способен адаптироваться к часто меняющимся условиям, проявлять автономность при решении профессиональных проблем и поддерживать сотрудничество в профессиональной области.

Однако в практике профессиональной подготовки студент не умеет грамотно выражать и аргументировать свою точку зрения, плохо работает с различными источниками информации, в то время как в требованиях работодателя к современному выпускнику вуза в качестве доминантного отмечается владение устной и письменной речью. Данная ситуация актуализирует проблему формирования у студента коммуникативной компетенции как профессионально значимого свойства.

Грамотная речь выражается не только знанием правил словоупотребления, грамматической сочетаемости и основ синтаксических моделей предложения, но и разграничением сфер использования русского языка. Профессиональная культура специа-

* © Сариева З.И., 2016

Сариева Зулъфия Ириковна (zulerik@yandex.ru), кафедра гуманитарных дисциплин, Тольят-тинская академия управления, 445057, Российская Федерация, г. Тольятти, Приморский б-р, 25.

листа выражается умениями и навыками профессионального взаимодействия, культурой поведения, эмоциональной культурой, культурой речи и профессионального общения, позволяющего специалистам эффективно взаимодействовать с деловыми партнерами. Разнообразные речевые стратегии и тактики, ориентированные на достижение компромисса и сотрудничества, снижают риск неблагоприятных последствий решений, принятых при ведении переговоров и собраний. Характер деловых контактов оказывает решающее влияние на эффективность совместной деятельности, успешность проведения бесед, деловых совещаний, переговоров, дискуссий, презентаций.

Формирование коммуникативной компетенции (речевой культуры) студентов То-льяттинской академии управления строится на принципах практической направленности и реализуется средствами учебных дисциплин «Русский язык и культура речи» и «Коммуникационная подготовка». Процесс формирования речевой культуры студента представляется системой, реализующей в учебном процессе курсы, вооружающие студента техниками грамотной устной и письменной речи: орфографической и пунктуационной грамотностью за счет систематизации знания орфографии и пунктуации в оформлении русского текста и совершенствования орфографических и пунктуационных навыков; техниками анализа первичных и создания и нормативного оформления вторичных текстов в разных стилях (научном, официально-деловом, публицистическом); техниками составления и редактирования деловой корреспонденции и выработки навыка написания текстов деловых писем; техники реферирования и написания научных текстов (статья, доклад, реферат, выпускная квалификационная работа); техниками работы с источниками информации при написании выпускных квалификационных работ (научная логика предъявления содержания, стилистическое редактирование текста); техниками создания, редактирования и презентации проектов.

Речеведческие курсы, преподаваемые в Тольяттинской академии управления, отражают нормативный, коммуникативный и этический аспекты культуры речи. Развитие речевой культуры студентов происходит за счет формирования умений и навыков конструктивного делового общения, для чего решаются следующие задачи [7, с. 323]: раскрывается значение культуры речи в современном мире; формулируются умения свободного и грамотного использования языковых средств русского языка в различных сферах общения; изучаются основные нормы письменной и устной речи (орфоэпические, лексические, грамматические и др.); вырабатываются навыки связной литературной речи — грамотного применения правил эффективной коммуникации в практической деятельности, учебной работе, научных исследованиях. В качестве методологической основы применяется креативный подход к инвариантному использованию знаний, умений и навыков для достижения поставленных целей в общении; формируется имидж будущего специалиста, соответствующий современным требованиям рынка труда; развиваются его коммуникативные способности. Дисциплины «Русский язык и культура речи» и «Коммуникационная подготовка» вырабатывают представления о речевой норме и ее вариативности, структуре текста, правилах его развертывания. Представление о норме позволяет строить свое поведение в соответствии с условиями ситуации, имитируемой в учебном процессе, что дает возможность выражать личностный смысл различными средствами с целью быть понятыми [5].

В настоящее время главной задачей преподавателя высшего учебного заведения становится приобщение студентов к самостоятельной работе для достижения заданного качества подготовки кадров к продуктивной профессиональной деятельности, развитие у студентов готовности к самообразованию, самоорганизации и самоконтролю. Проблема организации личностно-ориентированной самостоятельной работы при минимальном прямом воздействии на студентов со стороны преподавателей относится сегодня к числу наиболее актуальных задач. В учебном процессе возникает необходимость реализации принципа самообучения и самоорганизации студента через включение в обучение элементов исследования. Если традиционные

методы ориентированы в основном на передачу готовых знаний студентам, то при использовании новых образовательных технологий обучения студент добывает их самостоятельно, ставя перед собой цель и определяя задачи ее достижения, что требует проявления культуры профессионального общения на занятиях с использованием видеоматериалов; при просмотре записей телепередач с выступлениями деловых людей и анализе-обсуждении увиденного; в ходе самостоятельной подготовки и проведения самими студентами круглых столов и деловых игр.

Одной из инновационных технологий, используемых в процессе обучения, являются имитации управления бизнесом, которые все чаще называют бизнес-симуляциями (калька английского термина business simulations). В настоящее время под этой формой понимается множество различных методик — это ролевые, настольные, деловые игры, а также собственно компьютерные имитации или симуляторы. Задачу формирования у студентов коммуникативных умений преподаватель решает в ходе бесед и рефлексивной самооценки учебных достижений. Для формирования вербальных и невербальных умений (мимика, жесты, интонация) профессионального общения в учебном процессе моделируются различные ситуации, требующие разрешения. Студенты обучаются в условиях, близких к реальным, приобретая навыки анализа и принятия решений, разработки и реализации стратегии компании в условиях неопределенности, дефицита времени и информации. В итоге развиваются навыки командой работы, лидерства и межличностной коммуникации, навыки выступления перед аудиторией. Правильному построению и произношению текстов публичных выступлений способствуют консультации студентов с преподавателем, но оптимальный результат достигается при условии строгой самоорганизации студентов.

Использование новых образовательных технологий в учебном процессе меняет и функции преподавателя, который из носителя и транслятора знаний становится организатором учебного процесса, лишь отчасти влияя на образовательные результаты. Оперативная обратная связь между участниками образовательного процесса обеспечивается за счет использования разнообразных тестовых программ, инструментов онлайн-мониторинга и онлайн-статистики [2, с. 8]. Автоматизированные системы учебного процесса предоставляют студенту реальные возможности повысить свой образовательный уровень в ходе целенаправленной, контролируемой преподавателем самостоятельной работы, выполняемой в удобное для студента время, на любом рабочем месте. В процессе самостоятельной деятельности студент учится принимать решения, делать выбор способов решения задачи из имеющихся альтернатив, самостоятельно определять критерии выбора и задавать режим работы с материалом. Комплект специальных средств обучения в виде компьютерных тренингов, электронных учебников, консультаций по электронной почте позволяет индивидуализировать процесс обучения: каждый студент имеет свою траекторию обучения. Статистика результатов работы студентов с материалами дистантных электронных курсов демонстрирует реальную возможность совершенствования орфографической и пунктуационной грамотности и повышения образовательного уровня студента.

Письменная профессиональная речь студента формируется во время участия в проектных работах, при написании отчетов о своей производственной практике и стажировках, подготовке выпускной квалификационной работы, когда возникает необходимость профессионального описания продукта собственной деятельности.

Освоение техник коммуникации — долгая практическая работа, совмещающая изучение норм, регулирующих функционирование языковой системы, с применением мотивированной, целесообразной коммуникации. Использование информационных технологий освобождает студенту время для практического освоения навыков грамотной речи в аудитории с преподавателем и для самостоятельного усвоения теоретических материалов в рамках дисциплин «Русский язык и культура речи» и «Коммуникационная подготовка».

Библиографический список

1. Климова Е.Д. Критическое мышление как фактор профессиональной компетентности (на примере менеджеров) // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2012. № 2 (20). С. 209-212.

2. Руднева Т.И., Стрекалова Н.Б. Социологическое сопровождение процесса организации самостоятельной работы студентов в условиях информатизации вузов // Социология образования. 2014. № 8. С. 4-13.

3. Санько A.M. Технологизация высшего образования // Вестник СамГУ. 2014. № 5 (116). С. 210-213.

4. Руднева Т.И., Астахова С.В., Лапшова Е.С. Профессиональная подготовка специалистов гуманитарного профиля: монография; Федеральное агентство по образованию. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2007. 249 с.

5. Сариева З.И., Хасаншина А.З. Инновационные технологии образования как инструмент управления индивидуализацией обучения // Инновации в науке: сб. ст. по материалам LIII междунар. науч.-практ. конф. № 1 (50). Часть 1. Новосибирск: Изд. АНС «СибАК», 2016. С. 93-100.

6. Стрекалова Н.Б. Информационно-коммуникационные технологии как инструмент развития высшего профессионального образования // Известия Самарской государственной сельскохозяйственной академии. Педагогика и психология. 2013. № 2. С. 98-102.

7. Хасаншина А.З. Вопросы формирования профессиональной речи студентов // Проблемы русского и общего языкознания: межвуз. сб. науч. тр. Вып. 8. Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2010. С. 321-328.

References

1. Klimova E.D. Kriticheskoe myshlenie kak faktor professional'noi kompetentnosti (na primere menedzherov) [Critical thinking as a factor of professional managerial competence]. Vektor nauki Tol'yattinskogo gosudarstvennogo universiteta [«Vector of sciences. Togliatti State University»], 2012, no. 2(20), pp. 209—212 [in Russian].

2. Rudneva T.I., Strekalova N.B. Sotsiologicheskoe soprovozhdenie protsessa organizatsii samostoiatel'noi raboty studentov v usloviiakh informatizatsii vuzov [Sociological support of students' self-studying process in terms of universities' informatization]. Sotsiologiia obrazovaniia [Sociology of education], 2014, no. 8, pp. 4—13 [in Russian].

3. Sanko A.M. Tekhnologizatsiia vysshego obrazovaniia [Technologization of higher education]. Vestnik SamGU [Vestnik of Samara State University], 2014, no. 5(116), pp. 210-213 [in Russian].

4. Rudneva T.I., Astakhova S.V., Lapshova E.S. Professional'naia podgotovka spetsialistov gumanitarnogo profilia: monografiia [Professional training of humanities profile specialists: monograph]. Federal Agency on Education. Samara: izd-vo «Samarskii universitet», 2007, 249 p. [in Russian].

5. Sarieva Z.I., Khasanshina A.Z. Innovatsionnye tekhnologii obrazovaniia kak instrument upravleniia individualizatsiei obucheniia [Innovative technologies as the management instrument for individualization of education]. Innovatsii v nauke: Sb. st. po materialam LIII mezhdunar. nauch.-prakt. konf. N 1 (50). Chast' 1 [Innovations in science: collection of articles on the materials of LIII International research and practice conference. No. 1(50). Part 1]. Novosibirsk: Izd. ANS «SibAK», 2016, pp. 93-100 [in Russian].

6. Strekalova N.B. Informatsionno-kommunikatsionnye tekhnologii kak instrument razvitiia vysshego professional'nogo obrazovaniia [Information and communication technology as a development tool of higher professional education]. Izvestiya Samarskoj gosudarstvennoj sel'skohozyajstvennoj akademii. Pedagogika i psihologiya [Bulletin Samara State Agricultural Academy. Pedagogics and psychology], 2013, no. 2, pp. 98 — 102 [in Russian].

7. Khasanshina A.Z. Voprosy formirovaniia professional'noi rechi studentov [Issues of formation of students' professional speech]. Problemy russkogo i obshchego iazykoznaniia: mezhvuzovskii sbornik nauchnykh trudov. Vyp. 8 [Issues of Russian and general linguistics: Interacademic collection of scientific articles. Issue 8]. Yelets: Eletskii gosudarstvennyi universitet im. I.A. Bunina, 2010, pp. 321—328 [in Russian].

Z.I. Sarieva*

NEW FORMS OF EDUCATION IN THE PROCESS OF FORMING STUDENTS'

SPEECH CULTURE

The article represents an urgent for higher education the issue of forming student's speech culture required for a competent presentation of their achievements in the form of oral or written communication to the professional community. The author describes the experience of speech literacy formation at Togliatti Academy of Management by means of traditional tools usage (special subjects) and modern educational technologies.

Key words, innovative technologies, speech culture, culture of business communication, communication competence, automation of educational process.

Статья поступила в редакцию 21/III/2016.

The article received 21/III/2016.

* Sarieva Zulfia Irikovna (zulerik@yandex.ru), Department of Humanitarian Disciplines, Togliatti Academy of Management, 25, Primorsky Boulevard, Togliatti, 445057, Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.