педагогические Тумашева Ольга Викторовна, Шашкина Мария Борисовна
науки СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ И ОЦЕНИВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ ...
УДК 371.39
DOI: 10.26140/anip-2020-0901-0067
СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ И ОЦЕНИВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОКОЛЕНИЯ Z
© 2020
AuthorlD: 479005
SPIN: 4513-1202
Тумашева Ольга Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры математики и методики обучения математике
AuthorlD: 455330
SPIN: 1964-8029
Шашкина Мария Борисовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры математики и методики обучения математике Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева (660049, Красноярск, ул. Перенсона, 7, e-mail: [email protected])
Аннотация. Вызовы информационного общества нашли отражение в требованиях к результатам освоения основных образовательных программ в виде метапредметных образовательных результатов. Концептуальные и технологические аспекты формирования и оценивания этих качеств в процессе обучения исследуются без учета специфики современного поколения обучающихся, называемого цифровым поколением, центениалами или поколением Z. Цель статьи: научно обосновать и описать средства формирования и оценивания метапредметных образовательных результатов обучающихся в соответствии с особенностями современного поколения школьников. Основу исследования составил анализ работ, в которых раскрываются основные идеи теории поколений, а также предлагается решение проблемы формирования и оценивания метапредметных образовательных результатов обучающихся. Описаны специфические характеристики обучающихся цифрового поколения: особенности познавательной сферы, а также личностные качества. Сделаны выводы относительно их позитивного и негативного влияния на процесс обучения. Сформулированы требования к метапредметным заданиям как средству формирования и оценивания ме-тапредметных образовательных результатов школьников поколения Z, представлен конструктор метапредметных заданий, позволяющий генерировать их в любой предметной области. Результаты педагогического эксперимента по внедрению разработанных средств формирования и оценивания метапредметных образовательных результатов на уроках математики показали повышение уровня сформированности метапредметных образовательных результатов, повышение интереса к предмету и познавательной активности обучающихся, уровня мотивации к обучению.
Ключевые слова: метапредметные образовательные результаты, метапредметные задания, обучающиеся поколения Z, обучение математике, конструктор заданий.
FORMATION AND EVALUATION MEANS META-SUBJECT EDUCATIONAL RESULTS OF STUDENTS GENERATION Z
© 2020
Tumasheva Olga Viktorovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor
of the chair of mathematics and mathematics teaching methods Shashkina Mariya Borisovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the chair of mathematics and mathematics teaching methods Krasnoyarsk State Pedagogical University n.a. V.P. Astafiev (660049, Krasnoyarsk, Perensona st., 7, e-mail: [email protected])
Abstract. The challenges of the information society are reflected in the requirements for the results of mastering basic educational programs in the form of meta-subject educational results. The conceptual and technological aspects of the formation and evaluation of these qualities in the learning process were developed by the authors-researchers without taking into account the specifics of the modern generation of students, called the digital generation, centals or the Z generation. The purpose of the article: to scientifically substantiate and describe the means of forming and evaluating meta-subject educational results of students in accordance with the features of the current generation of schoolchildren. The basis of the study was an analysis of works in which the main ideas of the theory of generations are revealed and the specific features of the Z generation are described, and a solution to the problem of the formation and evaluation of meta-subject educational results of students is proposed. The specific characteristics of students of the digital generation are described: features of the cognitive sphere, as well as psychological qualities. Conclusions regarding their positive and negative impact on the learning process. The requirements for meta-subject tasks are formulated as a means of forming and evaluating meta-subject educational results of generation Z schoolchildren and the designer of meta-subject tasks is presented that allows them to be generated in any subject area. Examples of meta-subject tasks in mathematics are given. The results of the pedagogical experiment on the implementation of the developed tools for the formation and evaluation of meta-subject educational results in mathematics lessons showed an increase in the level of formation of meta-subject educational results, an increase in interest in the subject and cognitive activity of students, a level of motivation to learn.
Keywords: meta-subject educational results, meta-subject tasks, students of the Z generation, math education, task designer.
ВВЕДЕНИЕ XXI века», soft skills [1], универсальные учебные дей-
Технологические изменения, произошедшие в мире ствия [2]. за последние десятилетия, определяют не только нашу В отечественном образовании этот тренд нашел отра-реальность, но и влияют на обновление подходов к от- жение в требованиях к результатам освоения основных крытию новых возможностей в сфере образования. образовательных программ, представленных в феде-Одним из актуальных трендов современного образова- ральных государственных образовательных стандартах ния в ответ на вызовы информационного общества стало в виде метапредметных образовательных результатов формирование и развитие средствами различных пред- (МОР).
метных областей неких универсальных качеств обуча- В последнее время появилось достаточно большое ющихся, позволяющих успешно реализоваться в жизни, количество исследований проблемы формирования и семье, профессии. В научно-педагогической и психоло- оценивания МОР, среди которых особый интерес пред-гической литературе они получили название «навыки ставляют работы В.С. Басюк. Л.И. Боженковой. Н.Н. Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9. № 1(30) 285
Tumasheva Olga Viktorovna, Shashkina Mariya Borisovna FORMATION AND EVALUATION MEANS META-SUBJECT ..
pedagogical sciences
Гареевой, М.А. Кубышевой, Л.В. Мухачевой, Л.Г. Петерсон, А.В. Хуторского, Л.В. Шкериной и др. [3-7]. Однако, в научных трудах, имеющих несомненную теоретическую и практическую значимость, концептуальные и технологические аспекты рассматриваемого вопроса разработаны авторами без учета специфики современного поколения обучающихся, называемого цифровым поколением или поколением Z, центениалами.
С сожалением приходится констатировать, что трансформации в сфере образования, направленные на развитие подрастающего поколения, на формирование у его представителей новой модели поведения, компетенций и навыков, востребованных в реалиях Шестого уклада, пытаются реализовать без понимания и учета основных атрибутов цифрового поколения. Между тем, специфические черты, присущие новому поколению обучающихся, оказывают существенное влияние на проектирование и организацию образовательного процесса, ориентированного на достижение МОР. Это, в свою очередь, требует изменения подходов к конструированию всех компонентов этого процесса, в том числе и соответствующих средств формирования и оценивания МОР. Данное обстоятельство обуславливает необходимость разработки средств формирования и оценивания МОР в контексте теории поколений.
МЕТОДОЛОГИЯ
Цель статьи: научно обосновать и описать средства формирования и оценивания метапредметных образовательных результатов обучающихся в соответствии с особенностями современного поколения школьников -поколения Z.
Основу проведенного нами исследования составило изучение работ зарубежных и отечественных ученых, в которых раскрываются основные идеи теории поколений и описываются специфические особенности поколения Z в различных аспектах: Дж. Коатс, E. Cilliers, N. Hove&W. Strauss, I. Jukes & R. Schaaf, D. Rothman А.В. Сапа, Е. Шамис и др. [8-14]; а также публикаций Л.И. Боженковой, А.И. Газейкиной, Э.И. Макаровой, Л.В. Шкериной и др., связанных с решением проблемы формирования и оценивания МОР обучающихся средствами различных предметных областей [4; 15-17].
В соответствии с поставленной целью в качестве теоретических методов использовались: анализ научно-педагогической литературы, обобщение и систематизация результатов научного поиска. Эмпирической базой исследования стал педагогический эксперимент, в котором приняли участие обучающиеся гимназии № 7 и средней общеобразовательной школы № 23 с углубленным изучением отдельных предметов г. Красноярска. Выборка составила 159 человек, участвовавших в апробации средств формирования и оценивания МОР, разработанных контексте теории поколений.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Обзор публикаций, посвященных проблеме формирования и оценивания МОР, показывает, что в качестве перспективного средства большинство авторов выбирают метапредметные задачи и задания (их также называют в разных источниках интегрированными, контекстными), в содержании которых заложено требование или предписание обучающимся решить проблему, с которой они могут столкнуться в реальном мире или на стыке разных учебных предметов [18, с. 470].
При этом следует обратить внимание, что метапред-метному заданию, ориентированному на формирование определенного умения, будет соответствовать свое лексическое оформление, позволяющее за счет выделения специфических слов-стимуляторов (ключевых фраз) адаптировать привычные предметные задания к новым образовательным требованиям.
Эффективность данной технологической процедуры во многом определяется тем, насколько полно ключевые фразы отражают не только специфику предметной области и содержание конкретного метапредметного
умения, но и в какой степени эти фразы стимулируют обучающихся на активную деятельность по выполнению предложенного задания. Последнее, на наш взгляд, обеспечивается учетом особенностей обучающихся поколения 2.
Анализ материалов научных исследований [19-22], рассматривающих теорию поколений в дидактическом и социологическом аспектах, позволил выделить ряд специфических характеристик центениалов, на которые целесообразно опираться при конструировании заданий, ориентированных на формирование и оценку МОР. В психологическом и физиологическом развитии обучающиеся поколения 2 практически ничем не отличаются от других поколений, однако их мышление, стиль общения и деятельности приобретают специфический формат: онлайн. В отличие от предыдущих поколений дети цифрового поколения менее амбициозны, но более прагматичны. Обучающиеся весьма неохотно будут делать учебное задание потому, что «надо», они должны понимать для чего это нужно, где это может пригодиться в повседневной жизни [12].
Для большинства таких детей характерно отторжение абстрактных теорий, понятий, для которых они не видят приложения в реальной действительности. Усваиваемая информация должна нести практическую пользу. В связи с этим приобретает особое значение контекст повседневной жизни, реализуемый в процессе обучения, особенно в такой абстрактной науке, как математика [23].
Представители цифрового поколения имеют клиповое мышление, которое проявляется в краткости восприятия окружающей действительности. Для них привычнее мини-новости, формат твитов и статусов в социальных сетях, позволяющие вместить сжатый объем информации о событиях разной степени значимости, отражающие только знаковые моменты.
Вследствие этого, образ их мыслей отличается фрагментарностью, а в некоторых вопросах поверхностностью, поскольку центениалы зачастую не способны отслеживать причинно-следственные связи, системно воспринимать информацию, у таких детей снижена способность к анализу. Современные подростки способны удерживать внимание не более 8 минут, но зато быстро переключаются с одного вида деятельности на другой.
Предпочитают визуальную информацию смысловому чтению текстов. Именно из визуальной информации выделяют главные мысли, идеи. Поэтому визуализация, наглядность и представление учебного материала отдельными фрагментами должны стать основными принципами при организации усвоения нового учебного материала.
Обучающиеся цифрового поколения родились «с кнопкой в руке», это дети информационного общества. «Технологии будущего» для них стали настоящим, поэтому они не будут тратить силы на информацию, усвоение которой требует значительных временных затрат, они найдут другой источник, где та же информация будет более структурирована, представлена в более удобном виде. Представители поколения 2 сосредоточены на краткосрочных целях, предпочитают обучение «точно в срок» [12].
Они ориентированы на получение быстрого результата, им менее важен процесс, готовы быстро переключаться с одной задачи на другую, отказываясь от затруднительных ситуаций.
Центениалы имеют более развитую кратковременную память, чем долговременную, и этому есть свое объяснение: нет смысла запоминать то, что всегда можно найти, причем постоянно в обновленном, усовершенствованном виде. В результате они запоминают не содержание информации, а место, где эту информацию можно найти быстрее и где она, по их мнению, лучшего качества.
В связи с этим приобретает ключевое значение формирование метапредметных качеств, связанных с уме-
286
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2020. Т. 9. № 1(30)
педагогические науки
Тумашева Ольга Викторовна, Шашкина Мария Борисовна СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ И ОЦЕНИВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ ...
нием организовать свою деятельность, а также искать, анализировать и систематизировать информацию (регулятивных и познавательных универсальных учебных действий).
Среди психологических особенностей детей поколения Z исследователи отмечают: повышенную возбудимость, инфантилизацию в эмоциональном плане, интровертизм со склонностью к аутизации, синдром дефицита внимания и гиперактивность, неготовность и неспособность брать на себя ответственность в сложных ситуациях, делать осознанный выбор, низкие коммуникативные способности. Эти черты, безусловно, должны корректироваться в процессе обучения, прежде всего, за счет формирования и развития коммуникативных универсальных учебных действий и личностных качеств.
Таким образом, необходимо создавать образовательную среду с учетом сильных и слабых сторон обучающихся поколения Z, которая содержит реальную, виртуальную и дополненную составляющие, направленную на формирование метапредметных образовательных результатов.
Анализ содержательной сути представленных характеристик позволил сформулировать требования к ме-тапредметным заданиям как средству формирования и оценивания МОР обучающихся поколения Z.
Наличие смыслового контекста. Наличие смыслового контекста в задании связано с тем, как воспринимает это задание обучающийся: как значимое, имеющее для него самого ценность или как незначимое, неценное. Решающим в содержании предлагаемых заданий является контекст повседневной жизни.
Клиповый формат заданий. Предполагает ясные, точные, лаконичные формулировки, максимально визуально привлекательные и предполагающие получение необходимого результата за непродолжительный промежуток времени. При этом важным мы считаем также использование лексики, значимой для современных подростков, использование ключевых оборотов и фраз, которыми они сопровождают процесс познания.
Нацеленность на результат. Задание должна быть ориентировано на получение конкретного продукта (как внутреннего, так и внешнего), в котором заинтересован обучающийся. При этом формат результата должен быть кратко воспроизводимым.
Неоднозначность. Содержание задания предполагает многозначный ответ, благодаря чему создается некоторое «коммуникативное поле для обсуждения» [18, с. 471].
Проблемность. Содержание задания и выполняемые в процессе его решения действия предполагают наличие некоторой неопределенной ситуации, требующей решения, представляют познавательную мини-проблему для обучающегося.
Доступность. Предлагаемые обучающимся задания должны быть доступны их пониманию, важна реальная возможность выполнения имеющимися у обучающихся средствами. Неудачи в решении задач отрицательно влияют как на внутреннюю мотивацию деятельности, так и на возможность успешного достижения образовательных результатов.
Системность. Для формирования и оценивания МОР необходимо конструировать не отдельные задачи, а систему задач, ориентированных на заданный результат.
Только систематическая, целенаправленная работа, направленная на формирование определенных умений, обеспечит достижение необходимых целей, также как систематическое оценивание уровня сформированности умений позволит сделать адекватные выводы и, при необходимости, скорректировать процесс формирования образовательных результатов.
Выделенные требования позволили разработать конструктор метапредметных заданий, дополняющих и обогащающих предметное содержание предмета. Благодаря ему возможно генерировать необходимые задания в со-
ответствии с изучаемым в конкретный момент времени учебным материалом (табл. 1).
Таблица 1- Фрагмент конструктора метапредметных заданий
Метапредметное умение Слова-стимуляторы
Регулятивные умения
Умеет определять необходимые действия в соответствии с учебной или познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения с помощью учителя и самостоятельно - Определи последовательность шагов, которую необходимо выполнить, чтобы ... - С чего следует начать выполнение следующего задания ...? - Опиши шаги, необходимые для того, чтобы . - Как планируешь действовать дальше, чтобы .?
Умеет соотносить реальные и планируемые результаты - Насколько приблизился к результату ученик, предложивший следующее решение / следующий вариант .? - Как дальше планируешь двигаться, если начало выполнения задания будет таким ...? - Как просмотренное видео / материал, изученный по ссылке . продвигает тебя к результатам в решении задачи .?
Коммуникативные умения
Умеет задавать вопросы - На какие вопросы ты мог бы ответить, используя рисунок, видео, ссылку .? - Сформулируй вопросы по предложенной диаграмме, рисунку, видео . - Какой вопрос ты хотел бы услышать по следующему заданию, видео .? - Какой вопрос ты задал бы однокласснику по следующему заданию, видео .? - Какой вопрос ты задал бы учителю по следующему заданию, видео .?
Умеет грамотно формулировать свои мысли в устной и письменной речи - Сформулируй запрос в поисковой системе, чтобы . - Придумай хэштег для рисунка, видео . - Определи, какой запрос в поисковой системе будет более результативен, чтобы получить максимально полную информацию о ... - Переформулируй задачу ... - Сформулируй задачу, аналогичную данной . - Изложите в форме ... свое мнение (понимание) ... - Объясните, как работает .
Познавательные умения
Умеет самостоятельно указывать информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации - Как проверить достоверность информации, предлагаемой по ссылке .? - Все ли верно в просмотренном видеоролике? - Составь список сайтов, на которых может быть получена достоверная информация по теме .
Умеет создавать модели с выделением существенных характеристик объекта и представлением их в пространственно-графической или знаково-символиче-ской форме - Какая из моделей соответствует условию задачи/ отражает информацию на видео/ информацию, полученную по ссылке ...? - Подбери гифки, позволяющие наиболее точно отразить информацию, полученную из видео, по ссылке .
Умеет выделять и акцентировать ключевые мысли в тексте, составлять простой и сложный план текста - Выпиши новые понятия, с которыми Вы встретились в видео/ в материале по ссылке . - Найди в материале по ссылке .... - Разбери примеры решения заданий, предложенные в видео/ материале по ссылке, и решите ... - Выдели ключевые словосочетания в ..., по которым запрос в поисковой системе будет результативным. - Составь пошаговую инструкцию
Tumasheva Olga Viktorovna, Shashkina Mariya Borisovna FORMATION AND EVALUATION MEANS META-SUBJECT .
pedagogical sciences
Данный конструктор универсален, задает основу для формулировки метапредметного задания на основе любого предметного содержания.
Результаты педагогического эксперимента по внедрению разработанных средств формирования и оценивания метапредметных образовательных результатов на уроках математики показали: повышение уровня сфор-мированности МОР (измеряемых в виде регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий), повышение интереса к предмету и познавательной активности обучающихся, а также уровня мотивации к обучению. Измерение МОР проводилось методом экспертной оценки. Изменения мотивации и интереса к предмету оценивались с помощью методики изучения мотивации учебной деятельности и поведения, методики изучения отношения к учению и к учебным предметам [24].
Группа испытуемых была разделена на экспериментальную и контрольную методом случайной выборки. По результатам входной диагностики общее число участников эксперимента распределено по трем группам в соответствии с уровнями сформированности универсальных учебных действий (низкий, средний и высокий). В течение одного учебного года в экспериментальной группе обучение математике было организовано с использованием специально разработанной системы ме-тапредметных заданий, в контрольной - традиционным способом. В ходе констатирующего эксперимента были получены экспериментальные данные, свидетельствующие об изменении уровня сформированности МОР до и после обучения (рис.).
Рисунок 1-Процентное соотношение уровня сфор-мированности МОР контрольной и экспериментальной групп обучающихся до и после обучения
Результаты контрольного этапа эксперимента показали наличие количественных и качественных преобразований в развитии МОР в процессе обучения: это проявилось в отсутствии обучающихся с низким уровнем сформированности МОР, а также сокращении количества обучающихся, демонстрирующих средний уровень и увеличение количества школьников с высоким уровнем. Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что экспериментальная работа по применению средств формирования и оценивания МОР, разработанных с учетом специфики поколения обучающихся, повышает эффективность образовательного процесса. ВЫВОДЫ
Анализ литературы по проблеме метапредметных образовательных результатов и особенностям обучающихся современного поколения позволил определить сформулировать требования к метапредметным заданиям как средству формирования и оценивания МОР обучающихся поколения 2: наличие смыслового контекста; клиповый формат заданий; нацеленность на результат; неоднозначность; проблемность; доступность; системность.
На основе выделенных требований разработан конструктор, позволяющий генерировать метепредметные задания в любой предметной области.
Приведены результаты экспериментальной работы по их использованию в образовательном процессе, подтверждающие результативность их для формирования и
оценивания МОР обучающихся.
Особое внимание, на наш взгляд, стоит уделить проблеме формирования и оценивания метапредметных образовательных результатов обучающихся в контексте теории поколений в процессе подготовки будущего учителя.
Теория поколений, специфика обучения поколения Z должны занять место в системе методической и психолого-педагогической подготовки будущего учителя-предметника. Рассмотрение данных вопросов актуально и для системы переподготовки и повышения квалификации работников образования. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Cimatti B. Definition, development, assessment of soft skills and their role for the quality of organizations and enterprises // International Journal for Quality Research 2016. 10(1) 97-130. DDI - 10.18421/ UQRIO.OJ-OJ.
2. Acмолов AT., Бурменская DB., Bолодарcкая ИЛ. и др. Küк проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя; под ред. AD. Acмолова. 2-е изд. М.: Просвещение, 2010. 182 с.
3. Басюк B.O., Мухачева M.B. Совершенствование механизмов оценивания личностных результатов освоения обучающимися основных образовательных программ в условиях модернизации технологий и содержания обучения и в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. Т. 1. К 4 (82). С. 86-102.
4. Боженкова Л.И. Познавательные универсальные учебные действия в обучении математике // Наука и школа. 2016. К 1. С. 8^60.
8. Петерсон Л.Г., Kбышева МЛ. Формирование и диагностика метапредметных результатов ФГОС в системе непрерывного образования ДО-НОО-ООО // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2016. К 1. С. 6-11.
6. Хуторской A.B. Пять уровней метапредметности // Народное образование. 2017. К 8 (1464). С. 69-80.
7. Шкерина M.B., Берсенева Û.B., Журавлева НЛ., Keйв МЛ. Метапредметная олимпиада для школьников: новый подход к оцениванию метапредметных универсальных учебных действий обучающихся //Перспективы науки и образования. 2019. К 2 (38). С. 19^211.
8. Küатс Дж. Поколения и стили обучения. М.: М^ПДО; Новочеркасск: Н(Ж, 2011.
9. Сапа A.B. Поколение Z - поколение эпохи ФГОС // Инновационные проекты и программы в образовании. 2014. К 2. С. 24-30.
10. Elizelle Juanee Cilliers The challenge of teaching generation Z // International Journal of Social Sciences. 2017. Special Issue Volume 3 Issue 1, pp. 188-198.
11. Howe, Neil; Strauss, William (1991). Generations: The History of America's Future, 1884 to 2069. New York: William Morrow & Company. https://archive.org/stream/GenerationsfTheHistoryDfAmericasFuture1 544To2Jб9ByWilliHowe/nerations+The+History+of+America%27s + -Future%2C + 1544 + to+2J69+by+WiamStraussNeillliam + Strauss-+ %26+Neil+Howe_djvu.txt (дата обращения 20.07.2019).
12. Jukes I., Schaaf Ryan L. A Brief History oof the Future oof Education. Learning in the Age of Disruption. 2019. 192 p.
13. Rothman, D. (2016). A Tsunami of learners called Generation Z. URL: http://www.mdle.net/Journal/A_Tsunami_of_Learners_Called_ Generation_Z.pdf.
14. Rugenerations - российская школа теории поколений [Электронныйресурс]. URL: https://euge_eeatlo_s.su/ (дата обращения 01.07.2019).
18. Газейкина A.И. Обучение будущего учителя информатики конструированию учебных заданий, направленных на формирование ме-тапредметных результатов обучения // Педагогическое образование в России. 2014. К 8. С. 189-164.
16. Макарова Э.И. Формирование метапредметных результатов обучения средствами учебного предмета «Русский язык»// Отечественная и зарубежная педагогика. 2017. К 2 (38). С. 999-945.
17. Шкерина M.B. KритeриальнOfбазиcныü подход к оцениванию универсальных учебных умений школьников при обучении математике //Becтник KF.ПУ им. B.П. Лcтафьeва. 2017. К 2. С. 28-31.
18. Подходова Н.С., Панова K.B. Метапредметные учебные задания как средство развития учащихся при обучении математике // Современные проблемы науки и образования. 2016. К 6. С. 468-477.
19. Макарова С.П., Гайдунко ЮЛ. Методы обучения и теория поколений //Научная мысль. 2017. К 2 (24). С. 26-28.
20.Миронова ОЛ. Проблемы и задачи цифрового образования в России в контексте теории поколений // Becтник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). 2019. К 1 (68). С. 81-63.
21. Надворная ОЛ., Мишота И.Ю. Необходимость использования «теории поколений» для совершенствования процесса обучения на современном этапе // Научный вестник МГИИТ. 2018. К 2 (82). С. 119-126.
22. Скоблик О.Н. Теория поколений как инструмент анализа процессов развития и формирования личности // Проблемы современного педагогического образования. 2019. К 63-1. С. 472-478.
23. Ларина Г.С. Использование контекста повседневной жизни
288
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2020. Т. 9. № 1(30)
педагогические науки
Тумашева Ольга Викторовна, Шашкина Мария Борисовна СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ И ОЦЕНИВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ ...
в обучении математике в основной школе: международная перспектива. Дис... на соискание ученой степени кандидата наук НИУ ВШЭ (PhD HSE). М, 2018.
24. Ильин Е.П. Мотивы и мотивация: учебное пособие. Спб: Питер, 2011. 512 с.
Статья поступила в редакцию 25.10.2019 Статья принята к публикации 27.02.2020