Научная статья на тему 'Средства физической культуры в регулировании работоспособности студентов'

Средства физической культуры в регулировании работоспособности студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
17915
1002
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Высовень Г. И., Кононова Т. А.

Занятия физическими упражнениями способствуют устойчиво-сти организма к воздействию учебных нагрузок, особенно в условиях эмоционально напряженного учебного труда. Физические упражнения как средства активного отдыха, «малые формы» физической культу-ры, физическую тренировку рекомендуется применять с целью повы-шения умственной работоспособности студентов, для преодоления и профилактики психоэмоционального и функционального напряжения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Высовень Г. И., Кононова Т. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Средства физической культуры в регулировании работоспособности студентов»

УДК 796

СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В РЕГУЛИРОВАНИИ РАБОТОСПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ

Г.И. Высовень; Т.А. Кононова, Дальрыбвтуз, Владивосток

Занятия физическими упражнениями способствуют устойчивости организма к воздействию учебных нагрузок, особенно в условиях эмоционально напряженного учебного труда. Физические упражнения как средства активного отдыха, «малые формы» физической культуры, физическую тренировку рекомендуется применять с целью повышения умственной работоспособности студентов, для преодоления и профилактики психоэмоционального и функционального напряжения.

Важнейшим фактором обеспечения высокого качества профессиональной подготовки выпускников вузов является активная учебнотрудовая и познавательная деятельность студентов. Эта деятельность представляет собой сложный процесс в условиях объективно существующих противоречий, к которым относятся:

- противоречия между большим объемом учебной и научной информации и дефицитом времени на ее освоение;

- между объективно текущим, постепенным, многолетним процессом становления социальной зрелости будущего специалиста и желанием как можно быстрее самоутвердиться и проявить себя;

- между стремлением к самостоятельности в отборе знаний с уче -том личных интересов и жесткими рамками учебного плана и учебных программ.

Эти противоречия создают высокое нервно-эмоциональное напряжение, которое отрицательно сказывается на здоровье и, особенно, на психофизическом состоянии студентов.

На психофизическом состоянии студентов отражаются также объективные и субъективные факторы. К объективным факторам относятся возраст, пол, состояние здоровья, величина учебной нагрузки, характер и продолжительность отдыха и др. Субъективные факторы включают в себя мотивацию обучения, уровень знаний, способность адаптироваться к новым условиям обучения в вузе, психофизические возможности, нервно-психическую устойчивость, личностные качества (характер, темперамент, коммуникабельность и др.), работоспособность, утомляемость и т.п.

Серьезным испытанием организма является информационная перегрузка студентов, возникающая при изучении многочисленных учебных дисциплин, научный уровень и информационный объем которых все время возрастает.

Проведенные нами исследования среди студентов первых и вторых курсов Института прикладной биотехнологии и Института экономики и

управления Дальрыбвтуза показывают, что 33 % студентов к концу недели испытывают утомление. Оно выражается: усталость глаз - 22 %, общее нервное напряжение - 16 %, 13 % - головная боль, 16 % - общая пассивность и угнетение. Из причин, вызывающих утомление, 32 % опрошенных отметили длительное напряжение внимания, 20 % -большое умственное напряжение, 25 % - отсутствие кратковременных перерывов на отдых во время занятий, 22 % - работа выполняется преимущественно сидя.

К занятиям физической культурой и спортом многие относятся положительно, но не все предпочитают систематические упражнения. Самостоятельно, но не регулярно занимаются 20 % студентов Института прикладной биотехнологии (ИПБ) и 41 % - студентов Института экономики и управления (ИЭУ), 25 % «биотехнологов», 8 %

«экономистов» не занимаются совсем. Те, кто занимается физкультурной деятельностью, предпочтение отдают групповым формам занятий.

Среди причин, препятствующих занятиям физическими упражнениями, 69 % студентов ИПБ отметили недостаток свободного времени, 23 % - отсутствие желания и интереса. В ИЭУ - 85 %, и 5 % -соответственно.

Умственно-эмоциональное (нервное) перенапряжение все большего числа лиц, занимающихся умственной деятельностью, представляет собой серьезную проблему. Новые методы, средства, формы и принципы обучения оказывают существенное влияние на интеллектуальную деятельность и эмоциональную сферу студентов.

Средства физической культуры в регулировании умственной работоспособности, психоэмоционального и функционального состояний студентов играют ключевую роль.

Занятия физическими упражнениями имеют огромное воспитательное значение - способствуют укреплению дисциплины, повышению чувства ответственности, развитию настойчивости в достижении поставленной цели.

Высокий уровень физической подготовленности определяет большую степень устойчивости организма к воздействию учебных нагрузок, особенно в условиях эмоционально напряженного учебного труда. Наблюдаются и меньшие энергозатраты при выполнении работы.

Среди мероприятий, направленных на повышение умственной работоспособности студентов, на преодоление и профилактику психоэмоционального и функционального перенапряжения, можно рекомендовать следующие:

- организацию рационального режима труда, питания, сна и отдыха;

- отказ от вредных привычек: употребления алкоголя и

наркотиков, курения и токсикомании;

- физическую тренировку, постоянное поддержание организма в состоянии оптимальной физической тренированности;

- обучение студентов методам самоконтроля за состоянием организма с целью выявления отклонений от нормы и своевременной корректировки и устранения этих отклонений средствами профилактики;

- использование физических упражнений как средства активного отдыха;

- применение «малых форм» физической культуры в режиме учебного труда студентов, таких, как утренняя гимнастика, физкультурная пауза, микропаузы в учебном труде студентов с использованием физических упражнений (физкультминуты).

В процессе обучения у молодежи следует постоянно вырабатывать навыки здорового образа жизни. Необходимо помнить, что систематические занятия физической культурой и спортом сохраняют молодость, здоровье, долголетие, которым сопутствует творческий трудовой подъем. Соблюдение гигиенических норм, создание в студенческих коллективах хорошего психологического климата, стимулирование занятий массовой физической культурой, правильная организация рабочего времени - необходимые условия здорового образа жизни. Огромное значение имеет сознательное отношение к занятиям физическими упражнениями.

Комплексное решение задач физического воспитания в вузе обеспечивает готовность выпускников к более активной производственной деятельности, способность быстрее овладевать навыками, осваивать новые трудовые профессии.

Библиографический список

1. Виленский М.Я. Физическая культура в научной организации труда студентов. М., 1994. 340 с.

2. Ильинич В.И. Физическая культура студентов и жизнь: учебник. М.: Гардарики, 2005. 366 с.

3. Ефимова И.В., Будыга Е.В., Проходовская Р.Ф. Психофизиологические основы здоровья студентов: учеб. пособие. Иркутск.

4. Закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» № 80-93 от 29 апреля 1999 г.

5. Теория и методика физической культуры: учебник / Под ред. проф. Ю.Ф. Курамшина. 3-е изд., стереотип. М.: Советский спорт, 2007. 464 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.