При Федерации велоспорта Узбекистан будет создан Спортивный клуб профессиональных велосипедистов. Документов расписан порядок организации и источники финансирования деятельности Клуба.
В документе также предписана организация нескольких крупных международных соревнований в 2022 году:
-международные велогонки по шоссейному (Road) и горному (МТБ) видам велоспорта в Ташкентской области - Oqtosh-Chorvoq-Mountain, в Каракалпакстане и Самаркандской области - Save-Aral;
-международные велогонки по трековому (Track) виду велоспорта в Ташкенте -Silk-Road Tashkent, в Намангане - Silk-Road Namangan;
-международная велогонка по мотокроссу (ВМХ Racing) в Джизакской области -Zaamin-Cup;
-международное соревнование по фристайлу (ВМХ Freestyle) в Ташкенте -Tashkent-Grand Prix.
Для проведения данных соревнований будет построена соответствующая производственная инфраструктура, среди которых строительство нового велошоссе в Бостанлыкском районе, предназначенных для проведения в районе республиканских и международных соревнований по шоссейному (Road) велоспорту, а также строительство спортивного сооружения по велотреку закрытого типа для проведения международных и республиканских соревнований по трековому велоспорту.
Велоспорт в Узбекистане сейчас набирает обороты, чаще проводятся соревнования в Ташкенте и областях. Федерация велоспорта приобрела хорошие профессиональные велосипеды, открыта ташкентская команда — активно развивается профессиональный спорт. Но в плане любительского велоспорта Федерация не столь активна, как, к примеру, Федерация триатлона. Но все же радует, что стали чаще организовываться интересные марафоны, так как это вдохновляет людей заниматься спортом.
Несомненно, культура езды и инфраструктура в Узбекистане еще не столь развиты, чтоб можно было безопасно переходить на езду на велосипеде. Очень важно, чтобы все осознанно подходили ко всем изменениям: власти тщательнее прорабатывали систему велодорожек в городах с учетом удобства и безопасности велосипедистов, водители воспринимали велосипедистов как равноправных участников движения, а пешеходы и велосипедисты соблюдали правила. Важна и роль Федераций спорта по пропаганде правильных ценностей и организации марафонов и соревнований для вовлечения подрастающего поколения. Ведь намного лучше, если дети будут направлять свою энергию в мирное русло, способствующее развитию здорового поколения как физически, так и духовно.
Список литературы
1. Постановление Президента Республики Узбекистан «О комплексных мерах по развитию велоспорта» от 24 сентября 2021 года.
СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ОБЕСПЕЧЕНИИ РАБОТОСПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ Кострикова И.В.1, Абдурахманова А.А.2
Кострикова Ирина Васильевна - старший преподаватель, 2Абдурахманова Алла Акмальевна - старший преподаватель, кафедра дошкольное образование,
Российский государственный педагогический университет им А. И. Герцена, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: качественная подготовка молодых специалистов предполагает, прежде всего, повышение качества и эффективности всего процесса обучения в вузе. Важным условием, определяющим эффективность учебного процесса, является высокий уровень умственной и физической работоспособности студентов, а также учебно-трудовая активность студентов.
Ключевые слова: физическая культура, работоспособность, студенты, средства, подготовка.
В нынешнее время несоизмеримо возрос темп жизни. Это обусловило предъявление современному человеку высоких требований к его физическому состоянию и значительно увеличило нагрузку на психическую, физическую, умственную и эмоциональную сферы. Целенаправленное формирование профессионально важных свойств и качеств личности студента в процессе физической подготовки - это формирование их по заранее спроектированной модели, с помощью адекватных приемов, мер и средств воздействия, специфических для физической культуры.
Современные условия развития общества ставят новые задачи перед высшим образованием - готовить специалиста, отвечающего изменившимся запросам общества. Молодые специалисты должны обладать большей, чем вчера, профессиональной мобильностью, что требует достаточно высокого уровня интеллектуальной деятельности. Это обусловлено особенностями новых социально-экономических условий и интенсификацией научно-технического прогресса. Обучение в вузе призвано, прежде всего, оказывать существенное влияние на общее интеллектуальное развитие студентов. Обучение способствует развитию вербальных структур интеллекта, значительно менее затрагивая глубинные, образные его основы, играющие важнейшую роль при овладении технической профессией. Использование оздоровительных сил природы (закаливание) укрепляет и активизирует защитные силы организма, стимулирует обмен веществ, деятельность сердца и кровеносных сосудов, благотворно влияет на состояние нервной системы [1].
Важное значение для сохранения и повышения уровня физической и умственной работоспособности отводится комплексу оздоровительно-гигиенических мероприятий, к числу которых относится разумное сочетание труда и отдыха, нормализация сна и питания, отказ от вредных привычек, пребывание на свежем воздухе, достаточная двигательная активность. Человек, ведущий подвижный образ жизни и систематически занимающийся физическими упражнениями, может выполнять значительно большую работу, чем человек, ведущий малоподвижный образ жизни. Это связано с резервными возможностями организма.
Правильная постановка обучения, повышение физического здоровья и умственной работоспособности студентов - одна из центральных проблем педагогики. Интенсификация процесса обучения в вузе, в соответствии с требованиями научно-технического прогресса, приводит к увеличению учебной нагрузки, которая нередко вызывает значительные ухудшения работоспособности и состояния здоровья студентов, отчётливо отмечаемые уже на первом году обучения. Сегодня существует настоятельная необходимость оценки уровня состояния здоровья и адаптации студентов с более широких позиций, с учётом не только количественных, но и качественных характеристик. Основными критериями адаптации студентов служат: показатели здоровья, физического развития - как показатели физического статуса организма; умственной работоспособности во время учебных занятий, экзаменов, а также их успеваемости в зависимости от занятий различными двигательными режимами.
Эффективная подготовка специалистов в вузе требует создания условий для интенсивного и напряженного творческого учебного труда без перегрузки и
переутомления, в сочетании с активным отдыхом и физическим совершенствованием. Этому требованию должно отвечать такое использование средств физической культуры и спорта, которое способствует поддержанию достаточно высокой и устойчивой учебно-трудовой активности и работоспособности студентов. Обеспечение данной функции физического воспитания является одной из ведущих в социальном отношении. Улучшение функционального состояния организма человека, обеспечивающее высокую работоспособность и продуктивность труда, - одно из главных направлений физической культуры в системе производства. Физическая культура должна быть полезна для человека - снижая усталость, облегчать труд, способствовать сохранению здоровья; вписываться в режим труда и отдыха, не нарушая трудовой установки, и сочетаться с технологическим процессом; удобна для выполнения на рабочем месте в любых производственных условиях; доступна каждому работнику, соответствуя уровню его физической подготовленности и состоянию здоровья.
Физические упражнения оказывают на работоспособность человека либо непосредственное воздействие сразу же после их использования, либо отдаленное, спустя какое-то время, либо вызывают кумулятивный эффект, в котором проявляется суммарное влияние многократного (на протяжении нескольких недель или месяцев) их использования. Чтобы физические упражнения дали желаемый результат в борьбе с утомлением и наиболее распространенными и возможными профессиональными заболеваниями, ими надо умело пользоваться. Непосредственное влияние физических упражнений на работоспособность не однозначно. Стимулирующее воздействие оказывают упражнения средней интенсивности. Увеличение их интенсивности и объема, не соответствующих подготовленности человека, может быть бесполезным, а при определенных условиях влиять отрицательно.
Тренироваться способны все без исключения органы и ткани нашего организма. Развитие тренировочного эффекта под влиянием систематических физических нагрузок приводит к повышению работоспособности не только нервно-мышечного аппарата, включая высшие корковые центры движений, но и сердца и всей сердечнососудистой системы. В равной мере «сбои» в механизме тренировки, тренированность или особенно перетренированность приводят к ухудшению функционального состояния сердца, всей системы кровообращения. Смысл тренировки в том и состоит, чтобы системой физических нагрузок, стимулирующих восстановительные процессы в скелетных мышцах, в мышце самого сердца и в мышечных элементах стенок сосудов, настолько повысить работоспособность органов кровообращения, чтобы даже небольшой, экономной их работы было достаточно для обеспечения потребностей обмена веществ в организме.
Среди мероприятий направленных на повышение умственной работоспособности студентов, на преодоление и профилактику психоэмоционального и функционального перенапряжения можно рекомендовать следующие: систематическое изучение учебных предметов студентами в семестре, без "штурма" в период зачетов и экзаменов; ритмичную и системную организацию умственного труда; постоянное поддержание эмоции интереса; совершенствование межличностных отношений студентов между собой и преподавателями вуза, воспитание чувств; организацию рационального режима труда, питания, сна и отдыха; отказ от вредных привычек: употребления алкоголя и наркотиков, курения и токсикомании; физическую тренировку, постоянное поддержание организма в состоянии оптимальной физической тренированности; обучение студентов методам самоконтроля за состоянием организма с целью выявления отклонений от нормы и своевременной корректировки и устранения этих отклонений средствами профилактики.
Из всего вышесказанного, можно сделать следующий вывод, что исходя из особенностей изменения работоспособности, необходимо разрабатывать оптимальные, сбалансированные режимы труда и отдыха и совершенствовать существующие
94
методы. Если время работы будет совпадать с периодами наивысшей работоспособности, то работник сможет выполнить максимум работы при минимальном расходовании энергии и минимальном утомлении. При выборе оптимального режима труда и отдыха нужен комплексный социально-экономический подход. Целью подобного подхода является полная и всесторонняя оценка его оптимизации с точки зрения учета личных и общественных интересов, интересов производства и физиологических возможностей человека.
Список литературы
1. Бальсевич В.К. Интеллектуальный вектор физической культуры человека/ Теория и практика физической культуры .2001.- № 7.
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ МАЛОПОДВИЖНЫХ РАБОТНИКОВ Каримов А.А.
Каримов Абдувахит Ахатович - преподаватель, кафедра гуманитарные предметы, Ташкентский государственный аграрный университет, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье рассматриваются проблемы сидячего образа жизни. Обсуждается значимость производственной физической культуры. Рассмотрены основные преимущества производственной гимнастики.
Ключевые слова: производственная гимнастика, малоподвижный образ жизни, проблемы, преимущество.
Массовое развитие гимнастики началось еще в двадцатых годах. Она была призвана значительно повысить уровень физической подготовки людей и сформировать выносливость. Во всех уголках страны создавались спортивные центры - народ приучали к постоянной физической активности [1].
Особенно приветствовалась гимнастика во время рабочего дня: она считалось обязательной для профессий, связанных с сидячим образом жизни. Масштабы производственной гимнастики постоянно увеличивались - было рекомендовано выполнять целые комплексы упражнений, которые оказали благотворное воздействие на опорно-двигательный аппарат.
Стандартные методики выполнения упражнений сохранились до сих пор -эффективность их проверена годами и одобрена ведущими медиками. В настоящее время существуют тенденции к снижению двигательной активности у работников умственного труда. Низкая двигательная активность является следствием сидячего образа жизни. Главными проблемами сидячего образа жизни является негативное влияние на все системы организма, снижение продолжительности жизни. Физическая культура и спорт является средством защиты от негативных последствий научно-технического прогресса с присущим ему резким сокращением двигательной активности работников умственного труда [2].
Преимущества гимнастики на рабочем месте - почувствовать тонус и освежиться прямо на рабочем месте поможет лёгкая пятиминутная зарядка - паузы, наполненные физической активностью, позволят избежать переутомления, добавить командного духа и бодрости. Рабочий день проходит быстрее и намного продуктивнее. Существуют даже производственные плакаты, которые регламентируют проведение
95