Научная статья на тему 'Средства анализа и выявления закономерностей информационных потоков в логистике производственного предприятия'

Средства анализа и выявления закономерностей информационных потоков в логистике производственного предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
344
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
IMITATING MODEL / ANALYSIS OF DATA / LOGISTICS / MANUFACTURING ENTERPRISE / INFORMATION STREAMS / AGENTNY MODEL / FORECASTING / DISCRETE AND EVENT MODEL / ADEQUACY / WAREHOUSES / SALES MARKET / ИМИТАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ / АНАЛИЗ ДАННЫХ / ЛОГИСТИКА / ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПОТОКИ / АГЕНТНАЯ МОДЕЛЬ / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / ДИСКРЕТНО-СОБЫТИЙНАЯ МОДЕЛЬ / АДЕКВАТНОСТЬ / СКЛАДЫ / РЫНОК СБЫТА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ханова А. А., Сидагалиева С. М., Бондарева И. О.

Предложено решение по интеграции многопроходных имитационных моделей и анализа данных в области логистики производственного предприятия. Технология логистического управления на базе многопроходных имитационных моделей позволит автоматизировать процесс управления путем проектирования структуры логистической сети производственного предприятия. Прогнозирование спроса, составление планов, контроль процессов в логистической сети, оперативное принятие решений, обеспечит система интеллектуального анализа данных. Разработанная технология выявления закономерностей информационных потоков в логистике производственного предприятия поможет реализовать задачи повышения эффективности функционирования путем предоставления средств анализа изменений внутри логистической сети и в рыночном окружении, а также средств адаптивного планирования и координации процессов для всех участников логистического процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ханова А. А., Сидагалиева С. М., Бондарева И. О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Means of the analysis and detection of regularities of information streams in logistics of manufacturing enterprise

The solution on integration of multipass imitating models and the analysis of data in the field of logistics of manufacturing enterprise is proposed. The technology of logistic management on the basis of multipass imitating models will allow to automate management process by design of structure of logistic network of manufacturing enterprise. Demand forecasting, drawing up plans, control of processes in logistic network, expeditious decision-making, will be provided by system of data mining. The developed technology of detection of regularities of information streams in logistics of manufacturing enterprise will help to realize problems of increase in efficiency of functioning by granting means of the analysis of changes in logistic network and in a market environment, and also means of adaptive planning and coordination of processes for all participants of logistic process.

Текст научной работы на тему «Средства анализа и выявления закономерностей информационных потоков в логистике производственного предприятия»

Средства анализа и выявления закономерностей информационных потоков в логистике производственного предприятия

А.А. Ханова, С.М. Сидагалиева, И.О. Бондарева Астраханский государственный технический университет

Аннотация: Предложено решение по интеграции многопроходных имитационных моделей и анализа данных в области логистики производственного предприятия. Технология логистического управления на базе многопроходных имитационных моделей позволит автоматизировать процесс управления путем проектирования структуры логистической сети производственного предприятия. Прогнозирование спроса, составление планов, контроль процессов в логистической сети, оперативное принятие решений, обеспечит система интеллектуального анализа данных. Разработанная технология выявления закономерностей информационных потоков в логистике производственного предприятия поможет реализовать задачи повышения эффективности функционирования путем предоставления средств анализа изменений внутри логистической сети и в рыночном окружении, а также средств адаптивного планирования и координации процессов для всех участников логистического процесса. Ключевые слова: имитационная модель, анализ данных, логистика, производственное предприятие, информационные потоки, агентная модель, прогнозирование, дискретно-событийная модель, адекватность, склады, рынок сбыта.

Процесс принятия решений в управлении логистикой производственного предприятия (1111) связан анализом и выявлением закономерностей среди множества взаимосвязанных, часто стохастических событий и невозможен без применения современных информационных технологий [1, 2]. Рынок, предоставляющий программные продукты для построения цепи поставок очень обширен и имеет широкие возможности в области снабжения, сбыта и розничной торговли. Однако подсистемы прогнозирования спроса учитывают лишь продажи прошлых периодов, не анализируя рынок и степень его насыщения, тогда как отличительными чертами сегодняшней бизнес-среды являются постоянно меняющийся спрос, снижение приверженности клиента, массовый характер позаказного производства, сокращение жизненных циклов продуктов и более жесткая конкурентная борьба [3].

и

Определение параметров логистической сети, анализ работы оборудования в существующей системе ПП, выявление и минимизация «узких мест», оптимизация запасов и работы склада, прогнозирование спроса, составление реально выполнимых планов, контроль процессов в логистической сети - задачи, находящиеся на стыки технологий имитационного моделирования и интеллектуального анализа данных [4]. Определим семантические подсистемы [5] программного комплекса системы анализа цепи поставок ПП (рис. 1):

Рис. 1. - Концептуальная структура системы анализа цепи поставок ПП 1. Подсистема «Организационное управление» включает совокупность внешних сущностей, с которыми взаимодействует система: логист; учетная информационная система ПП; директор департамента логистики. От внешних сущностей система получает данные по продажам предыдущих периодов, информацию о товаре, его текущий остаток, размеры заказов в результате работы система генерирует сводный отчет по прогнозам продаж и предоставляет его директору департамента логистики.

2. Подсистема «Репозитарий моделей» представляет собой комплексное представление предметной области в виде интегрированных моделей 2-х классов: имитационные (ИМ) и информационные (ИНМ). ИМ ориентированы на учет неопределённостей и случайностей, как внешних условий, так и самой моделируемой системы [6]. В ИНМ отправной точкой являются данные, характеризующие исследуемый объект.

3. Подсистема «Программные средства» характеризует инструментарий: учетные системы 1111, система многопроходного ИМ Anylogic для реализации комплекса агентных (АМ) и дискретно-событийных моделей (ДСМ) и аналитическая платформа Deductor [7] для реализации сценариев обработки ИНМ.

4. Подсистема «Информационная база» включает следующие хранилища данных (ХД): прогнозов, состояния рынка сбыта, результатов моделирования.

Система анализа цепи поставок ПП должна обеспечивать выполнение следующих функций: запуск ИМ; построение прогноза спроса; оценка рынка сбыта; анализ и корректировка результатов; осуществление заказа. ИМ цепи поставок ПП представляет собой совокупность ДСМ и АМ (таблица №1):

Таблица № 1

Классы активных объектов (АО) имитационной модели

Кла сс АО

Моделирование

Тип модели

В ав

н

с о

С

процессов получения заказа от логиста и доставки на склад товара (Enterprise Library)_

ДСМ

процесса функционирования склада на территории распределительного центра (Enterprise Library)

ДСМ

и

8 й С а

поведения агентов - покупателей (Диаграммы состояний)

АМ

И cd

О н

SS з

¡3 ю

р^ о

рынка сбыта - от агентов поступают заказы по приобретению товара

ДСМ

взаимосвязи информационных потоков логистики ПП

и

о §

н о о с

cd И

О

с

0)

л

t4

к к 0)

CP

ю о н о

Л

к

0) «

о

CP

«

К

к

X CP

<u «

К

п

0) «

О

Разработка ИМ включает этап определения параметров модели, которые наилучшим образом будут описывать поведение реального объекта моделирования. Для того чтобы 0йьект Имя

наиболее

^J Производственное предприятие

эффективное ипШЯРИ

- [jg[| Процессы

решение задачи моделирования с _ щ продажи

1*51 Атрибуты

- [у] Измерения

Iii Дата

Группа_товара.Код

- ПГ| Факты

[Щ Количество [Щ Сумма

варьированием параметров, Е й измерения

Ё} t¿ь Группа_товара

определенных на ранних этапах ^ дтр11б!ГЬ1

Измерения

разработки, моделируются _ ^ Дата

f^l Атрибуты

различные ситуации в логистической ^ измерения

DDW2

наити

учетом возможных изменении параметров модели «что если...» осуществляются прогоны ИМ с

SALES

Щ DATE_S_1 ab WARE_GRGUP_ID_1

9.0 QUANTITY 9.0 SUMM

ab WARE GROUP ID

Ш DATE_S

Рис. 2. - Семантический слой ХД ПП

системе предприятия и рынке сбыта [8]. Каждое из значений того или иного параметра будет являться одним из источников для наполнения ХД (рис. 2).

Часть сценариев обработки данных носит технологический характер -загрузка-выгрузка данных, другие реализуют алгоритмы ИНМ [9]: модель прогнозирования спроса (МПС), модель оценки рынка сбыта, (МРС) анализ и корректировка результатов (АКР) (табл. 2), осуществляют проверки моделей на адекватность и формируют отчеты (рис. 3).

Таблица № 2

Комплекс информационных моделей анализа ПП

ИНМ Уравнения модели Обозначения

МПС Прогноз продаж: Г = Тоб ■ Кф; Коэффициент прогноза: Кф = X Пртж/Х Прпр; Заказ: З = Г - Тоб - товарооборот текущего периода прошлого года, X Пртек - итоговое количество продаж текущего года, X Прпр - итоговое количество продаж прошлого года, -остаток на начало месяца на складе

МРС Уровень спроса на продукцию с = N 1 ■ г ■ к ■ к с ^ потенц 1 ср 1 кприв квосп ■ к кпотр ^отенц - количество потенциальных потребителей в рамках сегмента, 1ср -средняя интенсивность потребления товара в сегменте, t - время, кприв -коэффициент, отражающий ежедневный круг общения, квосп - коэффициент восприятия, отражающий инертность восприятия потребителями товара на рынке, кпотр - коэффициент, учитывающий долю потребителей, охваченных информацией о товаре

АКР Уровень спроса на продукцию: С = Q / ехр (а + Ы) + 1, а, Ь - константы, которые вычисляются, если известен первичный уровень спроса и рыночный потенциал, Q - рыночный потенциал.

Все рассчитанные данные загружаются в многомерный куб для

удобства анализа и просмотра данных. Эффективность работы складов и отдела логистики в целом зависит от метода пополнения товарных запасов и остатка товара на конец месяца [10]. Большое количество товара на складе в

конце месяца позволяет сделать вывод о неэффективности прогноза или о неликвидности товара, такой процесс нежелателен.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

а 1] Дам-ые по продажам керампеской ппнткм

+ Ш Склчьзацее (Текущий остаток 1^1 [0.11; Размер закам [цш] 111])

Группировка [Измерения. Ддаа |Гад + Мейяц!. Гр^тга товара, Факты: Тающий остаток [уп])

{■ Группировке [Намерения Группа товара, Факты: Текущий иггакж. (уп)|

Рис. 3. - Фрагмент сценарной обработки отчета «Вывод о работе складов» Общий вывод о состоянии информационных потоков в логистике ПП содержит параметры, выбранные на этапе прогона модели (максимальный и страховой запасы), данные «нулевых» продаж, которые произошли по вине поставщиков, в связи с отклонением сроков поставки товара (Рис. 4).

01.04.2012

£ Остаток на конец месяца •••П Вывод о работе склада 2 Количество дней 0 продаж X! Максимальный запас 2 Страховой запас

£ Значение] Процент по вертикали Е Значение I Значение X Значение Е Значение

Керамическая плитка ННБЭ 1—_| 24,78% Неэффективный метод пополнения запасов 600,00 30,00

Лакокрасочные материалы 585 25.17% Неэффективный метод пополнения запасов 600.00 30,00

Лесопродукиил 590 I 25.39% Неэффективный метод пополнения запасов 600.00 30,00

Обои 573 I 24.66% Неэффективный метод пополнения запасов 600.00 30,00

пгн

Ш 511 ь, И - Ш - 1-019 ча 1и. - Ш "а и

\ч> Остаток на конец месяца.Сумма!^ Максимальный запас.Сумма I I Страховой загас.Сумма

Рис. 4. - Общий вывод о работе складов В отчет включены данные об остатке товаров на складах на начало последнего месяца моделирования, которые можно сравнить с данными максимального запаса. В зависимости от полученного значения по каждой категории товара, выводится один из следующих выводов о применяемых прогнозах и методах:

• возможность отсутствия продаж товара, что означает отслеживание сроков доставки товара и, возможно, увеличение страхового запаса;

• оптимальный прогноз - ПП использует наиболее эффективный прогноз для пополнения запасов, обеспечивающий бесперебойные продажи;

• неэффективный прогноз - на начало месяца на складе остается значительное количества товара, возможно из-за сезонности спроса на него;

• неэффективный метод пополнения запасов - на складе остается количество товарных запасов на уровне максимального запаса - неправильный выбор метода пополнения запасов или закупка неликвидного товара.

В зависимости от полученных результатов, логист категории может принять решении, об изменении каких либо методов и способов пополнения товарных запасов. Разработанная технология выявления закономерностей и анализа информационных потоков решает задачи повышения эффективности функционирования путем предоставления средств адаптивного планирования и координации процессов логистики производственного предприятия. Предоставляется возможность анализа и моделирования ситуаций внутри логистического цикла предприятия и в рыночном окружении.

Литература

1. Миротин Л. Б. Основы логистики / Л. Б. Миротин, А.К. Покровский. М. : Академия, 2013. 192 с.

2. Клименко П.Я., Иевлева О.Т. Локальные логистические центры в городских условиях // Инженерный вестник Дона, 2014, №1; URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n 1y2014/2266

3. Литвина Д.Б., Теренина И.В. Особенности взаимодействия концепции «логистики» и «управления цепями поставок» в строительстве // Инженерный вестник Дона, 2012, №4 (часть 2); URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4p2y2012/1243

4. Ганюков В.Ю., Ханова А.А., Сульдина Н.В. Интеллектуальная система управления цепями поставок логистического предприятия на основе

дискретно-событийной, агентной и системно-динамической имитационных моделей // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Управление, вычислительная техника и информатика. 2012. №2. С. 143-149.

5. Protalinskii O.M., Shcherbatov I.A., Esaulenko V.N. Analysis and modelling of complex engineering systems based on the component approach // World Applied Sciences Journal. 2013. V. 24. № 24. pp. 268-275.

6. Имитационное моделирование бизнес-процессов : учебное пособие / А. А. Ханова, И. О. Бондарева, Н. П. Ганюкова, О. О. Еременко; Астрахан. гос. техн. ун-т. - Астрахань : Изд-во АГТУ, 2016. 280 с.

7. Паклин Н.Б., Орешков В.И. Бизнес-аналитика: от данных к знаниям. Учебное пособие. СПб.: Питер, 2010. 704 с.

8. Ханова А.А., Уразалиев Н.С., Усманова З.А. Метод ситуационного управления сложными системами на основе сбалансированной системы показателей // Научный вестник Новосибирского государственного технического университета. 2015. №3(60). С. 69-82.

9. Melnikov B., Melnikova E. Some competition programming problems as the beginning of artificial intelligence // Informatics in Education. 2007. V.6. №2. pp. 385-396.

10. Шестов А. Особенности развития логистической инфраструктуры в России // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. 2013. №4. С. 71-75.

References

1. Mirotin L. B., Pokrovskij A.K. Osnovy logistiki [Fundamentals of logistics].: M.: Akademija, 2013. 192 p.

2. Klimenko P.Ja., Ievleva O.T. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2014, №1. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1y2014/2266

3. Litvina D.B., Terenina I.V. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2012, №4(chast' 2). URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4p2y2012/1243

4. Ganjukov V.Ju., Khanova A.A., Sul'dina N.V. Vestnik Astrahanskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. Serija: Upravlenie, vychislitel'naja tehnika i informatika. 2012. №2. pp. 143-149.

5. Protalinskii O.M., Shcherbatov I.A., Esaulenko V.N. World Applied Sciences Journal. 2013. V. 24. №24. pp. 268-275.

6. Imitacionnoe modelirovanie biznes-processov [Simulation modeling of business processes]: A. A. Khanova, I. O. Bondareva, N. P. Ganjukova, O. O. Eremenko; Astrahan. gos. tehn. un-t. Astrahan': Izd-vo AGTU, 2016. 280 p.

7. Paklin N.B., Oreshkov V.I. Biznes-analitika: ot dannyh k znanijam. [Business analytics: from data to knowledge]. SPb.: Piter, 2010. 704 p.

8. Khanova A.A., Urazaliev N.S., Usmanova Z.A. Nauchnyj vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. 2015. №3(60). pp. 69-82.

9. Melnikov B., Melnikova E. Informatics in Education. 2007. V.6. № 2. pp. 385-396.

10.Shestov A. RISK: Resursy, informacija, snabzhenie, konkurencija. 2013. №4. pp. 71-75.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.