Средства анализа и выявления закономерностей информационных потоков в логистике производственного предприятия
А.А. Ханова, С.М. Сидагалиева, И.О. Бондарева Астраханский государственный технический университет
Аннотация: Предложено решение по интеграции многопроходных имитационных моделей и анализа данных в области логистики производственного предприятия. Технология логистического управления на базе многопроходных имитационных моделей позволит автоматизировать процесс управления путем проектирования структуры логистической сети производственного предприятия. Прогнозирование спроса, составление планов, контроль процессов в логистической сети, оперативное принятие решений, обеспечит система интеллектуального анализа данных. Разработанная технология выявления закономерностей информационных потоков в логистике производственного предприятия поможет реализовать задачи повышения эффективности функционирования путем предоставления средств анализа изменений внутри логистической сети и в рыночном окружении, а также средств адаптивного планирования и координации процессов для всех участников логистического процесса. Ключевые слова: имитационная модель, анализ данных, логистика, производственное предприятие, информационные потоки, агентная модель, прогнозирование, дискретно-событийная модель, адекватность, склады, рынок сбыта.
Процесс принятия решений в управлении логистикой производственного предприятия (1111) связан анализом и выявлением закономерностей среди множества взаимосвязанных, часто стохастических событий и невозможен без применения современных информационных технологий [1, 2]. Рынок, предоставляющий программные продукты для построения цепи поставок очень обширен и имеет широкие возможности в области снабжения, сбыта и розничной торговли. Однако подсистемы прогнозирования спроса учитывают лишь продажи прошлых периодов, не анализируя рынок и степень его насыщения, тогда как отличительными чертами сегодняшней бизнес-среды являются постоянно меняющийся спрос, снижение приверженности клиента, массовый характер позаказного производства, сокращение жизненных циклов продуктов и более жесткая конкурентная борьба [3].
и
Определение параметров логистической сети, анализ работы оборудования в существующей системе ПП, выявление и минимизация «узких мест», оптимизация запасов и работы склада, прогнозирование спроса, составление реально выполнимых планов, контроль процессов в логистической сети - задачи, находящиеся на стыки технологий имитационного моделирования и интеллектуального анализа данных [4]. Определим семантические подсистемы [5] программного комплекса системы анализа цепи поставок ПП (рис. 1):
Рис. 1. - Концептуальная структура системы анализа цепи поставок ПП 1. Подсистема «Организационное управление» включает совокупность внешних сущностей, с которыми взаимодействует система: логист; учетная информационная система ПП; директор департамента логистики. От внешних сущностей система получает данные по продажам предыдущих периодов, информацию о товаре, его текущий остаток, размеры заказов в результате работы система генерирует сводный отчет по прогнозам продаж и предоставляет его директору департамента логистики.
2. Подсистема «Репозитарий моделей» представляет собой комплексное представление предметной области в виде интегрированных моделей 2-х классов: имитационные (ИМ) и информационные (ИНМ). ИМ ориентированы на учет неопределённостей и случайностей, как внешних условий, так и самой моделируемой системы [6]. В ИНМ отправной точкой являются данные, характеризующие исследуемый объект.
3. Подсистема «Программные средства» характеризует инструментарий: учетные системы 1111, система многопроходного ИМ Anylogic для реализации комплекса агентных (АМ) и дискретно-событийных моделей (ДСМ) и аналитическая платформа Deductor [7] для реализации сценариев обработки ИНМ.
4. Подсистема «Информационная база» включает следующие хранилища данных (ХД): прогнозов, состояния рынка сбыта, результатов моделирования.
Система анализа цепи поставок ПП должна обеспечивать выполнение следующих функций: запуск ИМ; построение прогноза спроса; оценка рынка сбыта; анализ и корректировка результатов; осуществление заказа. ИМ цепи поставок ПП представляет собой совокупность ДСМ и АМ (таблица №1):
Таблица № 1
Классы активных объектов (АО) имитационной модели
Кла сс АО
Моделирование
Тип модели
В ав
н
с о
С
процессов получения заказа от логиста и доставки на склад товара (Enterprise Library)_
ДСМ
процесса функционирования склада на территории распределительного центра (Enterprise Library)
ДСМ
и
8 й С а
поведения агентов - покупателей (Диаграммы состояний)
АМ
И cd
О н
SS з
¡3 ю
р^ о
рынка сбыта - от агентов поступают заказы по приобретению товара
ДСМ
взаимосвязи информационных потоков логистики ПП
и
о §
н о о с
cd И
О
с
0)
л
t4
к к 0)
CP
ю о н о
Л
к
0) «
о
CP
«
К
к
X CP
<u «
К
п
0) «
О
Разработка ИМ включает этап определения параметров модели, которые наилучшим образом будут описывать поведение реального объекта моделирования. Для того чтобы 0йьект Имя
наиболее
^J Производственное предприятие
эффективное ипШЯРИ
- [jg[| Процессы
решение задачи моделирования с _ щ продажи
1*51 Атрибуты
- [у] Измерения
Iii Дата
Группа_товара.Код
- ПГ| Факты
[Щ Количество [Щ Сумма
варьированием параметров, Е й измерения
Ё} t¿ь Группа_товара
определенных на ранних этапах ^ дтр11б!ГЬ1
Измерения
разработки, моделируются _ ^ Дата
f^l Атрибуты
различные ситуации в логистической ^ измерения
DDW2
наити
учетом возможных изменении параметров модели «что если...» осуществляются прогоны ИМ с
SALES
Щ DATE_S_1 ab WARE_GRGUP_ID_1
9.0 QUANTITY 9.0 SUMM
ab WARE GROUP ID
Ш DATE_S
Рис. 2. - Семантический слой ХД ПП
системе предприятия и рынке сбыта [8]. Каждое из значений того или иного параметра будет являться одним из источников для наполнения ХД (рис. 2).
Часть сценариев обработки данных носит технологический характер -загрузка-выгрузка данных, другие реализуют алгоритмы ИНМ [9]: модель прогнозирования спроса (МПС), модель оценки рынка сбыта, (МРС) анализ и корректировка результатов (АКР) (табл. 2), осуществляют проверки моделей на адекватность и формируют отчеты (рис. 3).
Таблица № 2
Комплекс информационных моделей анализа ПП
ИНМ Уравнения модели Обозначения
МПС Прогноз продаж: Г = Тоб ■ Кф; Коэффициент прогноза: Кф = X Пртж/Х Прпр; Заказ: З = Г - Тоб - товарооборот текущего периода прошлого года, X Пртек - итоговое количество продаж текущего года, X Прпр - итоговое количество продаж прошлого года, -остаток на начало месяца на складе
МРС Уровень спроса на продукцию с = N 1 ■ г ■ к ■ к с ^ потенц 1 ср 1 кприв квосп ■ к кпотр ^отенц - количество потенциальных потребителей в рамках сегмента, 1ср -средняя интенсивность потребления товара в сегменте, t - время, кприв -коэффициент, отражающий ежедневный круг общения, квосп - коэффициент восприятия, отражающий инертность восприятия потребителями товара на рынке, кпотр - коэффициент, учитывающий долю потребителей, охваченных информацией о товаре
АКР Уровень спроса на продукцию: С = Q / ехр (а + Ы) + 1, а, Ь - константы, которые вычисляются, если известен первичный уровень спроса и рыночный потенциал, Q - рыночный потенциал.
Все рассчитанные данные загружаются в многомерный куб для
удобства анализа и просмотра данных. Эффективность работы складов и отдела логистики в целом зависит от метода пополнения товарных запасов и остатка товара на конец месяца [10]. Большое количество товара на складе в
конце месяца позволяет сделать вывод о неэффективности прогноза или о неликвидности товара, такой процесс нежелателен.
а 1] Дам-ые по продажам керампеской ппнткм
+ Ш Склчьзацее (Текущий остаток 1^1 [0.11; Размер закам [цш] 111])
Группировка [Измерения. Ддаа |Гад + Мейяц!. Гр^тга товара, Факты: Тающий остаток [уп])
{■ Группировке [Намерения Группа товара, Факты: Текущий иггакж. (уп)|
Рис. 3. - Фрагмент сценарной обработки отчета «Вывод о работе складов» Общий вывод о состоянии информационных потоков в логистике ПП содержит параметры, выбранные на этапе прогона модели (максимальный и страховой запасы), данные «нулевых» продаж, которые произошли по вине поставщиков, в связи с отклонением сроков поставки товара (Рис. 4).
01.04.2012
£ Остаток на конец месяца •••П Вывод о работе склада 2 Количество дней 0 продаж X! Максимальный запас 2 Страховой запас
£ Значение] Процент по вертикали Е Значение I Значение X Значение Е Значение
Керамическая плитка ННБЭ 1—_| 24,78% Неэффективный метод пополнения запасов 600,00 30,00
Лакокрасочные материалы 585 25.17% Неэффективный метод пополнения запасов 600.00 30,00
Лесопродукиил 590 I 25.39% Неэффективный метод пополнения запасов 600.00 30,00
Обои 573 I 24.66% Неэффективный метод пополнения запасов 600.00 30,00
пгн
Ш 511 ь, И - Ш - 1-019 ча 1и. - Ш "а и
\ч> Остаток на конец месяца.Сумма!^ Максимальный запас.Сумма I I Страховой загас.Сумма
Рис. 4. - Общий вывод о работе складов В отчет включены данные об остатке товаров на складах на начало последнего месяца моделирования, которые можно сравнить с данными максимального запаса. В зависимости от полученного значения по каждой категории товара, выводится один из следующих выводов о применяемых прогнозах и методах:
• возможность отсутствия продаж товара, что означает отслеживание сроков доставки товара и, возможно, увеличение страхового запаса;
• оптимальный прогноз - ПП использует наиболее эффективный прогноз для пополнения запасов, обеспечивающий бесперебойные продажи;
• неэффективный прогноз - на начало месяца на складе остается значительное количества товара, возможно из-за сезонности спроса на него;
• неэффективный метод пополнения запасов - на складе остается количество товарных запасов на уровне максимального запаса - неправильный выбор метода пополнения запасов или закупка неликвидного товара.
В зависимости от полученных результатов, логист категории может принять решении, об изменении каких либо методов и способов пополнения товарных запасов. Разработанная технология выявления закономерностей и анализа информационных потоков решает задачи повышения эффективности функционирования путем предоставления средств адаптивного планирования и координации процессов логистики производственного предприятия. Предоставляется возможность анализа и моделирования ситуаций внутри логистического цикла предприятия и в рыночном окружении.
Литература
1. Миротин Л. Б. Основы логистики / Л. Б. Миротин, А.К. Покровский. М. : Академия, 2013. 192 с.
2. Клименко П.Я., Иевлева О.Т. Локальные логистические центры в городских условиях // Инженерный вестник Дона, 2014, №1; URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n 1y2014/2266
3. Литвина Д.Б., Теренина И.В. Особенности взаимодействия концепции «логистики» и «управления цепями поставок» в строительстве // Инженерный вестник Дона, 2012, №4 (часть 2); URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4p2y2012/1243
4. Ганюков В.Ю., Ханова А.А., Сульдина Н.В. Интеллектуальная система управления цепями поставок логистического предприятия на основе
дискретно-событийной, агентной и системно-динамической имитационных моделей // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Управление, вычислительная техника и информатика. 2012. №2. С. 143-149.
5. Protalinskii O.M., Shcherbatov I.A., Esaulenko V.N. Analysis and modelling of complex engineering systems based on the component approach // World Applied Sciences Journal. 2013. V. 24. № 24. pp. 268-275.
6. Имитационное моделирование бизнес-процессов : учебное пособие / А. А. Ханова, И. О. Бондарева, Н. П. Ганюкова, О. О. Еременко; Астрахан. гос. техн. ун-т. - Астрахань : Изд-во АГТУ, 2016. 280 с.
7. Паклин Н.Б., Орешков В.И. Бизнес-аналитика: от данных к знаниям. Учебное пособие. СПб.: Питер, 2010. 704 с.
8. Ханова А.А., Уразалиев Н.С., Усманова З.А. Метод ситуационного управления сложными системами на основе сбалансированной системы показателей // Научный вестник Новосибирского государственного технического университета. 2015. №3(60). С. 69-82.
9. Melnikov B., Melnikova E. Some competition programming problems as the beginning of artificial intelligence // Informatics in Education. 2007. V.6. №2. pp. 385-396.
10. Шестов А. Особенности развития логистической инфраструктуры в России // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. 2013. №4. С. 71-75.
References
1. Mirotin L. B., Pokrovskij A.K. Osnovy logistiki [Fundamentals of logistics].: M.: Akademija, 2013. 192 p.
2. Klimenko P.Ja., Ievleva O.T. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2014, №1. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1y2014/2266
3. Litvina D.B., Terenina I.V. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2012, №4(chast' 2). URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4p2y2012/1243
4. Ganjukov V.Ju., Khanova A.A., Sul'dina N.V. Vestnik Astrahanskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. Serija: Upravlenie, vychislitel'naja tehnika i informatika. 2012. №2. pp. 143-149.
5. Protalinskii O.M., Shcherbatov I.A., Esaulenko V.N. World Applied Sciences Journal. 2013. V. 24. №24. pp. 268-275.
6. Imitacionnoe modelirovanie biznes-processov [Simulation modeling of business processes]: A. A. Khanova, I. O. Bondareva, N. P. Ganjukova, O. O. Eremenko; Astrahan. gos. tehn. un-t. Astrahan': Izd-vo AGTU, 2016. 280 p.
7. Paklin N.B., Oreshkov V.I. Biznes-analitika: ot dannyh k znanijam. [Business analytics: from data to knowledge]. SPb.: Piter, 2010. 704 p.
8. Khanova A.A., Urazaliev N.S., Usmanova Z.A. Nauchnyj vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. 2015. №3(60). pp. 69-82.
9. Melnikov B., Melnikova E. Informatics in Education. 2007. V.6. № 2. pp. 385-396.
10.Shestov A. RISK: Resursy, informacija, snabzhenie, konkurencija. 2013. №4. pp. 71-75.