Научная статья на тему 'Средовые условия социализации лиц с инвалидностью ювенальной категории: региональный аспект'

Средовые условия социализации лиц с инвалидностью ювенальной категории: региональный аспект Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
125
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ЛИЧНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА / ЛИЦА С ИНВАЛИДНОСТЬЮ / ЮВЕНАЛЬНАЯ КАТЕГОРИЯ / ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / SOCIALIZATION / PERSONALITY / SOCIAL ENVIRONMENT / PERSONS WITH DISABILITIES / JUVENILE CATEGORY / ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Жигунова Галина Владимировна, Афонькина Юлия Александровна

Социализация лиц с инвалидностью ювенальной категории протекает в осложненных проблемами физического и психического здоровья условиях, ограничивающих их возможности и, как следствие, их функционирование в обществе. В результате у них может формироваться пассивно-иждивенческая позиция, которая еще более затруднит их включение в общество и воспрепятствует социальной инклюзии. Статья содержит теоретическое осмысление специфики социализации лиц с инвалидностью в ювенальный период, на основе которого определены риски данного процесса, а также эмпирические данные исследования доступности организаций социализации в Мурманской области. Представленные результаты показывают наличие барьеров во всех сферах социализации детей и подростков с инвалидностью и указывают на необходимость осуществления мер по созданию инклюзивной среды в ведущих видах их деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Environmental conditions of socialization of persons with juvenile disability category: the regional aspect

The socialization of persons with disabilities in the juvenile category proceeds in conditions complicated by physical and mental health problems that limit their opportunities, and, as a result, their functioning in society. As a total, they may have a passive-dependent position that will make it more difficult for them to be included in society and interfere with social inclusion. The article contains a theoretical understanding of the specifics of socialization of persons with disabilities in the juvenile period, on the basis of which the risks of this process are determined, as well as empirical data on the accessibility of socialization organizations in the Murmansk Region. The presented results show the presence of barriers in all areas of socialization of children and adolescents with disabilities and indicate the need for measures to create an inclusive environment in the leading types of their activities.

Текст научной работы на тему «Средовые условия социализации лиц с инвалидностью ювенальной категории: региональный аспект»

УДК:316.6; 159.99

ЖИГУНОВА Галина Владимировна Мурманский арктический государственный университет г. Мурманск, Россия galina-zhigunova@yandex.ru

АФОНЬКИНА Юлия Александровна Мурманский арктический государственный университет г. Мурманск, Россия julia3141@rambler.ru

DOI: 10.17748/2075-9908-2018-10-6/1-90-97

Galina V. ZHIGUNOVA Murmansk Arctic State University Murmansk, Russia galina-zhigunova@yandex.ru

Yulia A. AFONKINA Murmansk Arctic State University Murmansk, Russia julia3141@rambler.ru

СРЕДОВЫЕ УСЛОВИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЦ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ ЮВЕНАЛЬНОЙ КАТЕГОРИИ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

ENVIRONMENTAL CONDITIONS OF SOCIALIZATION OF PERSONS WITH JUVENILE DISABILITY CATEGORY: THE REGIONAL ASPECT

Социализация лиц с инвалидностью ювеналь-ной категории протекает в осложненных проблемами физического и психического здоровья условиях, ограничивающих их возможности и, как следствие, их функционирование в обществе. В результате у них может формироваться пассивно-иждивенческая позиция, которая еще более затруднит их включение в общество и воспрепятствует социальной инклюзии. Статья содержит теоретическое осмысление специфики социализации лиц с инвалидностью в юве-нальный период, на основе которого определены риски данного процесса, а также эмпирические данные исследования доступности организаций социализации в Мурманской области. Представленные результаты показывают наличие барьеров во всех сферах социализации детей и подростков с инвалидностью и указывают на необходимость осуществления мер по созданию инклюзивной среды в ведущих видах их деятельности.

Ключевые слова: социализация, личность, социальная среда, лица с инвалидностью, юве-нальная категория, виды деятельности

Для цитирования: Жигунова Г.В., Афонькина Ю.А. Средовые условия социализации лиц с инвалидностью ювенальной категории: региональный аспект. Историческая и социально-образовательная мысль. 2018. Том. 10. № 6-1. с. 90-97.

doi: 10.17748/2075-9908-2018-10-6/1-90-97.

The socialization of persons with disabilities in the juvenile category proceeds in conditions complicated by physical and mental health problems that limit their opportunities, and, as a result, their functioning in society. As a total, they may have a passive-dependent position that will make it more difficult for them to be included in society and interfere with social inclusion. The article contains a theoretical understanding of the specifics of socialization of persons with disabilities in the juvenile period, on the basis of which the risks of this process are determined, as well as empirical data on the accessibility of socialization organizations in the Murmansk Region. The presented results show the presence of barriers in all areas of socialization of children and adolescents with disabilities and indicate the need for measures to create an inclusive environment in the leading types of their activities.

Key words: socialization, personality, social environment, persons with disabilities, juvenile category, activities

For citation: Zhigunova G.V., Afonkina Yu.A. Environmental conditions of socialization of persons with juvenile disability category: the regional aspect. Historical and Social-Educa-tionalIdea. 2018. Vol. 10. No. 6-1. Pp. 90-97. doi: 10.17748/2075-9908-2018-10-6/1-90-97. (in Russ)

Благодарность. Работа выполнена при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, грант № 18-011-00712 «Ресурсные возможности социальной среды в контексте обеспечения независимой жизни людей с инвалидностью (на примере Мурманской области)».

Acknowledgement. This article was supported by the Russian Foundation for Basic Research, grant No. 18-011-00712 "Resource Opportunities of the Social Environment in the Context of Ensuring the Independent Life of People with Disabilities (Using the Example of the Murmansk Region)".

Инвалидность является одной из самых острых проблем социальной сферы российского общества, причем особую тревогу вызывает состояние инвалидности порастающего поколения - лиц ювенальной категории.

Период детства, подростничества, юности и молодости связан с социализацией, обеспечивающей становление и развитие личности средствами образования, семейного воспитания, вхождение в социум и жизненное самоопределение порастающего человека в разных сферах действительности.

В детско-юношеском возрасте существует более тесная взаимосвязь между медико-биологическими, психофизиологическими характеристиками и параметрами социальной жизнедеятельности, формами, механизмами социализации. Психофизиологическое состояние здоровья детей существенным образом влияет на их социальную активность и развитие в различных сферах жизнедеятельности, таких как образование, быт, досуг, труд, межличностные отношения. Любое отклонение в физическом и психическом развитии ребенка приводит к нарушению дальнейшего формирования познавательных функций, эмоционально-волевой, личностной сфер, накладывает негативный отпечаток на его социальную идентичность [6].

На ранних этапах социогенез определяется образом жизни семьи, позицией взрослых людей в отношении удовлетворения особых и возрастных потребностей ребенка. К 12-13 годам в качестве внутренних детерминант социального поведения выступают опыт ребенка, его интересы и склонности, социальная успешность. В 13-17 лет активно усваиваются социальные установки, преломляясь через собственный опыт подростка. Вырабатывается собственная линия поведения. В юности происходит определенное уравновешивание реального и возможного, требуемого и желаемого. Молодость предполагает возникновение устойчивости к внешним факторам, с одной стороны, и гибкость реагирования на них - с другой. Данные преобразования возникают на основе самопроектирования и являются базовыми для реализации себя в обществе, давая возможность к сочетанию процессов воспроизведения и творчества.

В то же время лица с инвалидностью ювенальной категории имеют те же потребности взросления, что и другие субъекты развития. Однако для их удовлетворения им требуется большее количество социальных ресурсов, содержание периодов их социализации имеет свою специфику во временном и содержательном смыслах. По словам Л.С. Выготского [3], ребенок с «дефектом» имеет ту же цель развития, при общности целей он отличается лишь путями ее достижения. И направление помощи такому ребенку, согласно Л.С. Выготскому, состоит не в коррекции и преодолении недостатков, а в построении «обходных путей развития», которые в современной парадигме приобрели номинативное значение специальных условий.

С точки зрения П. Бергера [2], сформированное в процессе социализации поведение индивидов является ответом на специфическую социальную ситуацию и представляет собой продукт социальной реальности. Социальная реальность конструируется в процессе первичной и вторичной социализации индивидов и представляется как конкретная реальность людей, живущих в конкретном обществе.

В концепции Н.Ф. Головановой [4], на наш взгляд, представлено одно из наиболее емких определений социализации, которая, по мнению автора, предполагает не только сознательное усвоение детьми готовых форм и способов социальной жизни, способов взаимодействия как с материальной, так и с духовной культурой, социальную адаптацию, но в то же время приобретение в совместной со взрослыми и сверстниками деятельности своего социального опыта, ценностных ориентаций, собственного стиля жизни.

В процессе социализации важнейшим фактором является социальная активность личности, которой зачастую лишены лица с инвалидностью. В то же время развитие личности, как подчеркивает В.В. Абраменкова [1], неразрывно связано с развитием межличностных отношений.

По мнению Э. Фромма [12], с подлинной активностью личности связано продуктивное использование своих человеческих потенций. «Быть активным, - читаем у Э. Фромма,

- это значит дать проявиться своим способностям, таланту, всему богатству человеческих дарований, которыми - хотя и в разной степени - наделен каждый человек» [12, с. 23]. Как показано у И. Кона [7], каждому индивиду свойственно стремление к успеху, который достигается различными способами в разных социально-культурных условиях.

Согласно М. Дуглас [13], положение индивида определяется двумя планками: принуждением (регламентацией) и сопричастностью (включенностью). При различном сочетании данных параметров автор показывает четыре типа социальных сред, из которых наиболее типична для лиц с инвалидностью среда типа А с низкой регламентацией и низкой сопричастностью.

Поэтому вполне оправданным и закономерным выглядит определение социализации как двустороннего процесса, включающего в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, в систему социальных связей; с другой стороны, процесса активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности, активного включения в среду. При этом подчеркивается, что человек не просто усваивает социальный опыт, но и преобразовывает его [11].

В самом общем виде социально-психологические факторы социализации лиц с инвалидностью могут быть представлены двумя блоками: 1) социальные факторы, выражающиеся в наборе статусов и ролей, предлагаемых человеку в рамках социальных институтов; 2) индивидуально-личностные факторы, связанные с избирательностью личности в освоении образцов поведения и деятельности, транслируемых обществом, а также проявлениями индивидуально-личностных качеств и наличием функциональных ограничений, связанных с заболеванием ребенка с инвалидностью.

С точки зрения воздействий данных факторов на личность различают стихийные и целенаправленные воздействия. Последние осуществляются в условиях социальных институтов образования и воспитания в интересах личности и общества. Среди универсальных механизмов социализации выделяют традиционный, институциональный, стилизованный, межличностный и рефлексивный механизмы.

Роль указанных механизмов в процессе социализации различна на разных этапах жизненного цикла человека с инвалидностью. Начальным этапом, наиболее важным для индивида, выступает первичная социализация, благодаря которой человек адаптируется к обществу. Учитывая, что в процессе первичной социализации конструируется первичный мир индивида, в этот период освоение окружающего мира происходит преимущественно через «понимание другого». Индивид «вбирает» в себя общие ценности в процессе общения со «значимыми другими». Поэтому определяющая роль на начальных стадиях процесса социализации принадлежит традиционному механизму, реализующемуся в первую очередь посредством семьи.

В период социализации лицам ювенальной категории особенно важно взаимодействие со сверстниками и окружающей средой, в ходе чего они осваивают социальные роли, приспосабливаются к социуму.

Как отмечает Л.Ю. Савина [10], дети, родившиеся с физическими, психическими и интеллектуальными отклонениями, формируют особый тип личности, по-своему адаптируются к социальной действительности, рассчитанной на «обычного», «типичного» индивида. Многие черты их характера, самоощущения, социальной роли создаются не под влиянием врожденного ограничения здоровья, а под влиянием факторов микро- или макроокружения.

В процессе развития и социализации ребенка особое значение имеют такие социальные сферы, как образование, культура, физическая культура и спорт.

В рамках указанных сфер ребенок осуществляет значимые для него виды деятельности, которые способствуют формированию его личности и вводят его в социум: познавательная, ценностно-ориентационная, художественная, спортивная, коммуникативная, учебная, общественная, игровая деятельность и др.

Образовательная, культурная, физкультурно-оздоровительная и спортивная среды, имеющие определенное социальное наполнение, могут обеспечить включение детей с

инвалидностью в доступные виды деятельности и социальные отношения, тем самым способствуя успешной социализации.

Из сказанного выше следует, что лица с инвалидностью ювенальной категории нуждаются в создании специальных средовых условий социализации, учитывающих как особые, так и общечеловеческие потребности, полноценное удовлетворение которых обеспечивает их позитивное взросление и социальную адаптацию. Максимальное значение в их социализации имеет активность людей, выступающих акторами социальной инклюзии, которые трансформируют микро- и макросреду в направлении ее доступности.

Обеспечивается включение лиц с инвалидностью ювенальной категории в специфические с возрастной точки зрения доступные социальные среды, которые определяют ход их социализации как позитивный или негативный: это семья, общение с ровесниками, образование, специфические формы досуга, труда и творчества. В ювенальные периоды позитивная социализация обеспечивается как можно большим разнообразием социальных сред, в которые включен индивид. В то же время, в силу имеющихся особенностей интеллектуального, речевого, сенсорного и/или двигательного развития или соматических заболеваний, лица с инвалидностью в периоды взросления могут испытывать значительные трудности в организации и выполнении коммуникативной, игровой, художественно-творческой, учебно-познавательной, профессионально-трудовой, физкультурно-спортивной деятельности.

В нашей стране люди с инвалидностью, в том числе дети, подростки, юношество и молодежь, долгое время рассматривались лишь как объект медицинского воздействия, без учета того факта, что это равнодостойные по отношению к другим людям личности, имеющие одинаковые потребности и права на их реализацию, которыми наделены от рождения. В результате сложившегося понимания люди с инвалидностью уже на ранних этапах социального развития испытывали трудности с включением в общество, что не позволяло им участвовать в полной мере в жизни общества и реализовать свой потенциал.

На сегодняшний день проблемы, которые возникают в процессе социализации лиц с инвалидностью ювенальной категории, многообразны: социальные, экономические, психологические, семейные и другие, не позволяющие в полной мере удовлетворить их потребности в принятии, признании, социальном одобрении, эмоционально насыщенном общении, творчестве, познании, которые определят контур будущей личности, ее направленность. Факторы, затрудняющие социализацию детей-инвалидов, приводят к развитию у них социальной недостаточности.

Понятие социальной недостаточности включает ограничение способности к самообслуживанию, физической независимости, мобильности, способности адекватно вести себя в обществе, заниматься деятельностью, соответствующей возрасту, экономической самостоятельности, способности к профессиональной деятельности, а в целом - ограничение способности и возможности к интеграции в общество.

Особенности социализации детей-инвалидов проявляются у них на разных уровнях. При этом нарушение на исходном - физиологическом - уровне является первичным, а нарушения на последующих уровнях (психологическом, социально-психологическом, социальном) имеют вторичный характер и при определенных условиях, как показал Л.С. Выготский [3], являются обратимыми. По мнению И.А. Коробейникова [8], социализация детей с нарушениями психического развития, выступая как источник условий и влияний, определяющих становление личности, опирается на социальную адаптацию как на один из основных социально-психологических механизмов.

И.М. Михайлова и О.Н. Архипова [9], рассматривая вопросы социализации, выделяют еще один важный аспект данного процесса - опосредующее развитие личности освоение социальных ролей, разнообразие которых повышает качество жизнедеятельности ребенка с инвалидностью, критерием чего рассматривается степень его удовлетворенности своим социальным статусом.

В диссертационном исследовании Л.Е. Данилюк [5] успешность социальной адаптации детей с ОВЗ рассматривается через категории уровня личностной самореализации, образа жизни, социального самочувствия, жизненных ориентаций.

Вышесказанное подводит к пониманию, что дети с инвалидностью так же, как и их здоровые сверстники, нуждаются в создании благоприятной среды для удовлетворения их индивидуальных потребностей и интересов в процессе самореализации в обществе. Возможность включаться в разнообразные среды и выполнять соответствующие виды деятельности позволяет им выполнять социальные роли, достигая тем самым более высокого социального статуса, что повышает их адаптационные ресурсы и качества жизни. Соответственно, требуются особые социальные решения, особые условия и подходы для устранения всевозможных барьеров в разных социальных средах и соответствующих им видах деятельности для конструирования их инклюзивных практик в этих социальных средах, которые имели бы и свою специфику в зависимости не только от нозологического фактора, но и от категории ювенальности: дети, подростки, юношество и молодежь.

В современном российском обществе постепенно формируется осознание необходимости создания условий в социальной среде для обеспечения независимой жизни инвалидов, особенно в период взросления.

Интересы детей с инвалидностью защищаются Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. (с изм.2018 г.), Федеральным законом от 24.07.1998 г. N 124-ФЗ (ред. от 04.06.2018 г.) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федеральным законом N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (ред. от 28.12.2013 г.), Федеральным законом от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» и другими. Особое значение имеет Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», определяющий государственную политику, в том числе и в области социальной защиты детей-инвалидов.

Данные законы, наряду с конституционными правами, провозглашают права инвалидов на обучение и образование, более легкий и удобный доступ к товарам широкого потребления, социальным службам, образованию, жилью и др.

Авторами настоящей статьи в 2018 г. было проведено исследование социальной среды на предмет доступности людям с инвалидностью. Среди объектов инфраструктуры наблюдению были подвержены организации социализации детей с инвалидностью: образования, культуры, физической культуры и спорта, а также иные объекты, где подрастающее поколение с инвалидностью может проводить свой досуг, общаться и взаимодействовать со сверстниками, самореализовываться, тем самым развиваться.

Наблюдение было проведено в четырех городах Мурманской области: Апатиты, Кола, Мончегорск, Североморск. Всего было отсмотрено 323 объекта инфраструктуры.

Получение лицами с инвалидностью ювенальной категории образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечивая их полноценное участие в жизни общества, эффективную самореализацию в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Необходимым условием организации успешного обучения и воспитания детей-инвалидов является создание адаптивной среды, позволяющей обеспечить их личностную самореализацию в образовательном учреждении.

В то же время среди 64 учреждений образования всех уровней 74% недоступны, 20% доступны, 6% условно доступны для обучающихся с инвалидностью (доступны по некоторым параметрам). Из них обеспечивают доступность только 29% общеобразовательных учреждений и 19% учреждений дошкольного образования. Таким образом, сегодня обучающиеся с инвалидностью не могут быть в достаточной степени включены в образовательную деятельность. Аналогична ситуация с организациями дополнительного и профессионального образования.

Среди организаций культуры доступными являются лишь 39% объектов, столько же недоступных и 22% условно доступных (отсмотрено 23 объекта). Пример недоступного объекта культуры представлен на рисунке 1.

Рис. 1. Библиотека, Мурманская обл.

Наименьшей доступностью обладают объекты физической культуры и спорта: из 15 отсмотренных объектов 73% недоступны для лиц с инвалидностью и 27% доступны (см. рис. 2).

Рис. 2. Плавательный бассейн, Мурманская обл.

Таким образом, сегодня для подрастающего поколения с инвалидностью открыты двери только лишь около 1/3 организаций социализации.

Основной проблемой инфраструктуры Мурманской области (в обследуемых городах) является недостаточно качественное состояние пандусов, неадаптированность дверных проемов и дверей, отсутствие достаточного места для инвалидной коляски перед дверью и в целом несколько формальный подход в организации доступа в помещения людей с инвалидностью. При этом остаются проблемы организации внутреннего пространства помещений.

Если говорить о категориях людей с инвалидностью, то в меньшей мере городская инфраструктура соответствует потребностям незрячих и слабовидящим.

Помимо организаций образования, культуры, физической культуры и спорта, немаловажное значение имеет состояние детских площадок, парков, улиц, где также необходимо проводить время досуга и отдыха от занятий, взаимодействовать со сверстниками.

В этой связи в указанных городах было проведено натурное наблюдение семи парков и скверов, из которых только 57% оказались доступными для прогулок и перемещений, 14% недоступны, 29% условно доступны. Повсеместно неадаптированы детские площадки и комплексы. Основная проблема - отсутствие возможности заехать на площадку из-за бордюров, безопасного или удобного для перемещения лиц с инвалидностью покрытия, универсального оборудования для игр и физических занятий, удобного для лиц с ограниченными возможностями здоровья (см. рис. 3).

Рис. 3. Детская площадка, Мурманская обл.

Таким образом, уровень доступности основных объектов социализации людей с инвалидностью ювенальной категории в регионе сегодня недостаточно соответствует критериям доступности и полноценному включению их в социальную жизнь общества.

В связи с этим сегодня следует говорить о наличии барьеров во всех сферах социализации подрастающего поколения с инвалидностью и, следовательно, о необходимости продолжения деятельности по созданию условий для доступа детей, подростков, юношества и молодежи ко всем видам деятельности, благодаря которым могут быть удовлетворены их потребности и реализованы общечеловеческие права.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства / В.В. Абраменкова. - М.: ПЕР СЭ, 2008. -431 с.

2. Бергер П.Л. Приглашение в социологию / П.Л. Бергер / пер. с англ. О.А. Оберемко; под ред. Г.С. Батыгина. - М.: Аспект Пресс, 1996. - 168 с.

3. Выготский Л.С. Основы дефектологии / Л.С. Выготский. - СПб.: Лань, 2003. - 654 с.

4. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка / Н.Ф. Голованова. - СПб.: Речь, 2004. -272 с.

5. Данилюк Л.Е. Управление социальной адаптацией детей с ограниченными возможностями здоровья / Л.Е. Данилюк: Дис... канд. социол. наук по специальности 22.00.08. - М.: Московский гум. ун-т. - 229 с.

6. Жигунова Г.В. Ювенальная инвалидность в системе социальной реальности российского общества: монография / Г.В. Жигунова. - Красноярск: НИЦ, 2011. - 174 с.

7. Кон И.С. Ребенок и общество / И.С. Кон. - М.: Академия, 2003. - 336 с.

8. Коробейников И.А. Нарушения развития и социальная адаптация / И.А. Коробейникова. - М.: ПЕР СЭ, 2002. - 192 с.

9. Михайлова И.М. Проблемы социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья / И.М. Михайлова, О.Н. Архипова // Дополнительное образование и воспитание. -2012. - № 11. - С. 27-31.

10. Савина Л.Ю. Социализация детей с ограниченными возможностями в процессе социокультурной реабилитации [Электронный ресурс] / Л.Ю. Савина: Автореф. дис. ... канд. социол. наук по специальности 22.00.04. - М.: Московский гос. ун-т сервиса, 2002. - 25 с. URL:

http:/ / cheloveknauka.com/sotsializatsiya-detey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-v-protsesse-sotsiokulturnoy-reabilitatsii#ixzz5Vziba0sh (дата обращения: 05.11.2018).

11. Солодникова И.В. Социализация личности: сущность и особенности на разных этапах жизни / И.В. Солодникова // Социологические исследования. - 2007. - № 2. - С. 32-39.

12. Фромм Э. Иметь или быть / Э. Фром / пер. с англ. - М.: АСТ, 2000. - 448 с. URL: www.koob.ru (дата обращения: 04.11.2018).

13. Douglas M. Essays in the Sociology of Perception. - London: Routledge and Kegan Paul, 1982. - 248 p.

REFERENCES

1. Abramenkova V.V. Social'naya psihologiya detstva. [Social psychology of childhood]. M.: PER SHE, 2008. 431 p. (InRuss).

2. Berger P.L. Priglashenie v sociologiyu. [Invitation to sociology] per. s angl. O.A. Oberemko; pod red. G.S. Batygina. M.: Aspekt Press, 1996. 168 p. (InRuss).

3. Vygotskij L.S. Osnovy defektologii. [Fundamentals of defectology]. SPb.: Lan', 2003. 654 p. (InRuss).

4. Golovanova N.F. Socializaciya i vospitanie rebenka. [Socialization and education of the child]. SPb.: Rech', 2004. 272 p. (InRuss).

5. Danilyuk L.E. Upravlenie social'noj adaptaciej detej s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya. [Management of social adaptation of children with disabilities]. Dis.... kand. sociol. nauk po special'nosti 22.00.08. M.: Moskovskij gum. un-t. 229 p. (InRuss).

6. ZHigunova G.V. YUvenal'naya invalidnost' v sisteme social'noj real'nosti rossijskogo obshchestva: monografiya. [Juvenile disability in the system of social reality of Russian society]. Krasnoyarsk: NIC, 2011. 174 p. (InRuss)

7. Kon I.S. Rebenok i obshchestvo. [Child and society]. M.: Akademiya, 2003. 336 p. (InRuss).

8. Korobejnikov I.A. Narusheniya razvitiya i social'naya adaptaciya [Developmental disorders and social adaptation]. M.: PER SHE. 2002. 192 p.(InRuss).

9. Mihajlova I.M., Arhipova O.N. Problemy social'noj adaptacii detej s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya. [Problems of social adaptation of children with disabilities]. Dopolnitel'noe obrazovanie i vospitanie = Additional education and upbringing. 2012. No 11. Pp. 2731. (InRuss).

10. Savina L.YU. Socializaciya detej s ogranichennymi vozmozhnostyami v processe sociokul'turnoj reabilitacii [Socialization of children with disabilities in the process of socio-cultural rehabilitation]. Avtoreferat diss. kand. sociol. nauk po special'nosti 22.00.04. M.: Moskovskij gos. un-t servisa, 2002. 25 p. Available at: http://cheloveknauka.com/sotsializatsiya-detey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-v-protsesse-sotsiokulturnoy-reabilitatsii#ixzz5Vziba0sh (accessed 05.11.2018). (InRuss).

11. Solodnikova I.V. Socializaciya lichnosti: sushchnost' i osobennosti na raznyh ehtapah zhizni. [Socialization of personality: the nature and characteristics at different stages of life]. Sociologicheskie issledovaniya = Sociological research. 2007. No 2. Pp. 32-39. (InRuss).

12. Fromm EH. Imet' ili byt' [To have or to be] per. s angl. M.: AST, 2000. 448 p. Available at: www.koob.ru (accessed 04.11.2018).

13. Douglas M. Essays in the Sociology of Perception. London: Routledge and Kegan Paul. 1982. 248 p. (InEng).

Информация об авторах:

Жигунова Галина Владимировна, доктор социологических наук, доцент, профессор кафедры философии и социальных наук, Мурманский арктический государственный университет, г. Мурманск, Россия galina-zhigunova@yandex.ru

Афонькина Юлия Александровна, кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой специальной педагогики и специальной психологии, Мурманский арктический государственный университет, г. Мурманск, Россия julia3141@rambler.ru

Получена: -5.11.2018

Information about the authors:

Galina V. Zhigunova, Doctor of Sociological Sciences, Associate Professor, Professor of Department of Philosophy and Social Sciences, Murmansk Arctic State University, Murmansk, Russia galina-zhigunova@yandex.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Yulia A. Afonkina, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Head of Special Education and Special Psychology Department, Murmansk Arctic State University, Murmansk, Russia julia3141@rambler.ru

Received:-5.11.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.