Научная статья на тему 'Проблематизация научного анализа самоактуализации лиц с инвалидностью ювенальной категории: инклюзивный контекст'

Проблематизация научного анализа самоактуализации лиц с инвалидностью ювенальной категории: инклюзивный контекст Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
223
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SOCIAL INCLUSION / DISABLED / DISABILITY / JUVENILE CATEGORY / SELF-ACTUALIZATION / SOCIALIZATION / SOCIAL PROCESSES / STRATIFICATION / BARRIER-FREE ENVIRONMENT / СОЦИАЛЬНАЯ ИНКЛЮЗИЯ / ЛИЦА С ИНВАЛИДНОСТЬЮ / ИНВАЛИДНОСТЬ / ЮВЕНАЛЬНАЯ КАТЕГОРИЯ / САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ / СТРАТИФИКАЦИЯ / БЕЗБАРЬЕРНАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Афонькина Ю.А.

Статья посвящена актуальной проблеме самоактуализации лиц с инвалидностью ювенальной категории, которая связана с новой парадигмой изучения инвалидности с позиции независимой жизни и равенства прав всех без исключения граждан. Данная проблема соответствует государственной стратегии развития гражданского общества, демократической идее о необходимости обеспечения равенства прав и свобод, что связывается с устойчивым развитием современного социума.Цель исследования состоит в разработке перспективной научной проблематики изучения самоактуализации лиц с инвалидностью на основе анализа противоречий процесса их социализации в ювенальный период, которую автор осуществляет в контексте предложенной им концепции человеческого достоинства. Самоактуализация рассматривается автором как механизм социальной инклюзии и интеграции лиц с инвалидностью. Такой подход отражает новый контекст концептуализации и научной интерпретации данных социальных процессов, как обусловленных сложной совокупностью внешних и внутренних детерминант.Автором впервые разработана и представлена в статье научная трактовка процесса самоактуализации применительно к ювенальному периоду, а также определено проблемное поле научного исследования самоактуализации лиц с инвалидностью ювенальной категории и практические возможности применения полученных результатов для развития практики социальной инклюзии и интеграции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMATIZATION OF SCIENTIFIC ANALYSIS OF SELF-ACTUALIZATION FOR PERSONS WITH DISABILITIES OF JUVENILE CATEGORY: INCLUSIVE CONTEXT

The article is devoted to the relevant issue of selfactualization for persons with juvenile category disabilities which is connected with the new paradigm of learning disabilities from the perspective of independent life and equality of rights for all without any exception citizens.The given problem satisfied the state strategy of developing a civil society, the democratic idea of necessary support and maintenance for equal rights and freedom that binds with the steady development of the modern social life.The purpose of the research is the development of advanced scientific and research perspective of the study of self-actualization for disables based on the analysis of contradictions of the socialization process in the juvenile period.The author implements that in the context of their proposed concept of human dignity.Self-actualization is considered by the author as a mechanism of social inclusion and integration for the disabled. This approach reflects the new context of conceptualization and scientific interpretation for these social processes due to a complex set of external and internal determinants.The author first developed and presented in the article a scientific interpretation of self-actualization process in relation to the juvenile period.As well, the author determined the problem field for scientific research of self-actualization for the juvenile category disabled and the practical opportunities for applying the received results for the developing social inclusion and integration practice.

Текст научной работы на тему «Проблематизация научного анализа самоактуализации лиц с инвалидностью ювенальной категории: инклюзивный контекст»

УДК 316.344.6

DOI: 10.17748/2075-9908-2015-7-6/1 -00-00

АФОНЬКИНА Юлия Александровна Мурманский арктический государственный университет г. Мурманск, Россия julia3141@rambler.ru

ПРОБЛЕМАТИЗАЦИЯ НАУЧНОГО АНАЛИЗА САМОАКТУАЛИЗАЦИИ ЛИЦ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ ЮВЕНАЛЬНОЙ КАТЕГОРИИ: ИНКЛЮЗИВНЫЙ КОНТЕКСТ

Статья посвящена актуальной проблеме самоактуализации лиц с инвалидностью ювенальной категории, которая связана с новой парадигмой изучения инвалидности с позиции независимой жизни и равенства прав всех без исключения граждан. Данная проблема соответствует государственной стратегии развития гражданского общества, демократической идее о необходимости обеспечения равенства прав и свобод, что связывается с устойчивым развитием современного социума.

Цель исследования состоит в разработке перспективной научной проблематики изучения самоактуализации лиц с инвалидностью на основе анализа противоречий процесса их социализации в ювенальный период, которую автор осуществляет в контексте предложенной им концепции человеческого достоинства. Самоактуализация рассматривается автором как механизм социальной инклюзии и интеграции лиц с инвалидностью. Такой подход отражает новый контекст концептуализации и научной интерпретации данных социальных процессов, как обусловленных сложной совокупностью внешних и внутренних детерминант. Автором впервые разработана и представлена в статье научная трактовка процесса самоактуализации применительно к ювенальному периоду, а также определено проблемное поле научного исследования самоактуализации лиц с инвалидностью ювенальной категории и практические возможности применения полученных результатов для развития практики социальной инклюзии и интеграции.

Ключевые слова: социальная инклюзия, лица с инвалидностью, инвалидность, ювенальная категория, самоактуализация, социализация, социальные процессы, стратификация, безбарьерная среда.

Julia A. Afonkina Murmansk Arctic State University Murmansk, Russia julia3141 @rambler.ru

PROBLEMATIZATION OF SCIENTIFIC ANALYSIS OF SELF-ACTUALIZATION FOR PERSONS WITH DISABILITIES OF JUVENILE CATEGORY: INCLUSIVE

CONTEXT

The article is devoted to the relevant issue of self-actualization for persons with juvenile category disabilities which is connected with the new paradigm of learning disabilities from the perspective of independent life and equality of rights for all without any exception citizens.

The given problem satisfied the state strategy of developing a civil society, the democratic idea of necessary support and maintenance for equal rights and freedom that binds with the steady development of the modern social life.

The purpose of the research is the development of advanced scientific and research perspective of the study of self-actualization for disables based on the analysis of contradictions of the socialization process in the juvenile period.

The author implements that in the context of their proposed concept of human dignity. Self-actualization is considered by the author as a mechanism of social inclusion and integration for the disabled. This approach reflects the new context of conceptualization and scientific interpretation for these social processes due to a complex set of external and internal determinants.

The author first developed and presented in the article a scientific interpretation of self-actualization process in relation to the juvenile period. As well, the author determined the problem field for scientific research of self-actualization for the juvenile category disabled and the practical opportunities for applying the received results for the developing social inclusion and integration practice.

Keywords: Social inclusion, disabled, disability, juvenile category, self-actualization, socialization, social processes, stratification, barrier-free environment

Развитие в современном обществе процессов социальной интеграции и социальной инклюзии лиц с инвалидностью объективно приводит к расширению контекста научных исследований, направленных на изучение проблемы инвалидности. Противоречивость реальных практик социальной интеграции и инклюзии, их детерминация множеством субъективных и объективных социальных факторов требует научного осмысления и перевода этих противоречий в поле научных исследований, что поможет определить эффективные пути их разрешения.

Спектр исследований проблематики инвалидности отражается в новом категориальном аппарате, который включает инновационную проблематику и определяет пути совершенствования практики социальной работы с данной категорией граждан, с одной стороны, а с другой -позволяет разработать социальные инструменты и механизмы управления развитием включающего общества.

В исследовании В.С. Ткаченко [1], направленном на изучение интеграции людей с инвалидностью в российском обществе, представлена научная систематизация противоречий, которые, по мнению автора, требуют изучения и разрешения на основе разработки новой модели интеграции.

Автор выделяет группу онтологических противоречий и включает в нее, например, противоречия между социальной потребностью в использовании потенциала инвалидов в обще-

ственном производстве и отсутствием для этого необходимых условий. Также автором выделяется противоречие, обусловленное несоответствием между инвалидностью как явлением функциональной и, как следствие, социальной дезадаптации и принятыми способами решения проблем данной категории граждан в рамках статических состояний, отражающих социальную стратификацию. Еще одно противоречие в данной группе определяется необходимостью реа-лизовывать не одну модель как единственный путь решения проблем инвалидов (что имеет место в социальной практике), а многочисленные модели, отражающие многообразие социального феномена инвалидности.

В группу эпистемологических проблем В.С. Ткаченко, в частности, включает несоответствия между реальной потребностью в участии инвалидов в социальных процессах и неразработанностью теории, обосновывающей причины и пути их интеграции в общество.

Специфику межпарадигмальных противоречий, составляющих третью группу, отражает, например, несоответствие между объективистскими и субъективистскими представлениями в рамках изучаемой проблематики.

В.А. Петросян [2] в своем исследовании выделяет два объективных противоречия, а именно: между недостаточной научной разработанностью концептуальных основ интеграции лиц с инвалидностью в общество и социальной потребностью в единстве российского общества и между реализацией потребности инвалидов как одной из социальных групп и разработкой целостного концептуального социологического подхода к их интеграции. По сути, данные два противоречия составляют две стороны одного глобального несоответствия между потребностями разных социальных групп населения и отсутствием разработок фундаментального научного характера данной проблематики. На наш взгляд, среди обозначенной автором проблематики также немаловажное значение имеет и противоречие между потребностями инвалида и потребностями иных социальных групп, баланс которых можно рассматривать как средство восстановления целостности общества, препятствие сегрегации, дискриминации и изоляции отдельных категорий граждан.

В работе Э.К. Наберушкиной [2] представлен аспект мобильного гражданства инвалидов в социальном пространстве города. Автор видит проблему в отсутствии единой теории, которая обладала бы объяснительным потенциалом и давала бы возможность структурировать накопленный материал о взаимозависимости между пространством города и социальным пространством инвалидности. По мнению автора, доступная среда создается без должного учета инклюзивных подходов, на основе традиционного, укоренившегося представления об инвалидности.

Исследования социальных аспектов инвалидности Г.В. Жигуновой [4] направлены на преодоление противоречий, закрепленных социальными институтами на микро-, мезо- и макроуровнях социальной реальности, не позволяющих полноценно самореализоваться людям с инвалидностью в имеющихся условиях общественного воспроизводства. Г.В. Жигунова дает определение ресурсного потенциала как совокупности социальных, физических и психологических свойств и характеристик человека (группы), позволяющих воздействовать на развитие социума и определяющих направленность самореализации и уровень достижений личности в системе общественных отношений через образование, интеллектуальную деятельность, занятия спортом, творчество, досуг и коммуникацию со сверстниками. Тем самым, решение проблемы полноценного социального функционирования лиц с инвалидностью автор рассматривает через определение устойчивых (институциональных) факторов социальной зависимости и вынужденной изоляции людей и условий их преодоления.

Таким образом, противоречия, выделенные авторами, отражаются терминологически в категориях функциональной дезадаптации, безбарьерной среды, ресурсного потенциала, самоидентификации, социального функционирования, социальной стратификации и самостратификации, демонстрируя новый ракурс научных фундаментальных исследований проблематики инвалидности.

Научное рассмотрение социальной инклюзии лиц с инвалидностью требует расширения проблематики исследований, научную основу чего может составить концепция человеческого достоинства, как в наибольшей степени отвечающая демократическим принципам инклюзии (Ю.А. Афонькина [5]). Новая научная парадигма предполагает взгляд на лиц с инвалидностью как на личность, которая может решать личные и общественно значимые проблемы, успешно действовать с учетом конкретной социальной ситуации, как на субъекта, включенного в социальные процессы и в то же время самого порождающего эти социальные процессы. В данном контексте феномен инклюзии как включения предстает с позиции социально-личностных детерминант. Концепция человеческого достоинства лиц с инвалидностью позволяет установить соответствие права каждого человека быть равным и права быть разным, а общество берет на

себя ответственность за реализацию потребностей каждого гражданина, создавая при необходимости дополнительные условия, обеспечивающие самореализацию как раскрытие человеком своего потенциала.

Следовательно, одной из фундаментальных задач, стоящих перед отечественной социологической наукой в современных условиях, является методологическое и инструментальное обеспечение разработки и реализации таких стратегических программ социальной инклюзии лиц с инвалидностью, которые позволили бы максимально учесть особенности их личности, проявляющиеся в потребности самоактуализации. Данный подход вводит проблему инклюзии и интеграции не только в социальное, но и в собственно человеческое измерение, связанное с учетом потребностей и интересов конкретного индивида, включенного в конкретные социальные условия своего функционирования и развития.

Сегодня предпринимаются попытки раскрыть процесс самоактуализации в интегративно-инклюзивной парадигме (Ю.А. Афонькина, Г.В. Жигунова, Т.В. Кузьмичева), однако в современной науке отсутствует проработка как самого феномена, так и условий самоактуализации лиц с инвалидностью с учетом их особых потребностей и специфики социальных сред, характерных для современного российского общества, в которых происходят процессы социальной инклюзии.

Основу идеи самоактуализации личности составляют положения о том, что каждый человек уникален, он всегда находится в процессе становления. Самоактуализация понимается как сознательная деятельность человека, направленная на максимально возможное раскрытие и использование своего потенциала на благо общества и самого себя, на воплощение своих способностей в собственной жизнедеятельности, что связано с ощущением удовлетворения от собственных достижений и своего социального статуса.

В целом, самоактуализацию следует рассматривать в единстве двух взаимосвязанных сторон. С одной стороны, она выступает как процесс социального предъявления обществу своей человеческой сущности, объективации себя вовне, в социальном пространстве, с другой -как процесс развития личности на разных этапах ее становления в разных социальных средах, задающих разный социальный контекст и характеризующихся разными, в том числе межличностными, условиями социализации. Такая трактовка самоактуализации приобретает особо важное значение в отношении лиц с инвалидностью, имеющих объективные и субъективные трудности социализации, специфически объективирующиеся в ювенальный период.

Проблемы социализации детей, подростков, молодежи с инвалидностью были выделены, в частности, Г.В. Жигуновой [6]. Главное противоречие, по мнению автора, определяется тем, что лица с инвалидностью ювенальной категории имеют те же потребности, что и их здоровые сверстники, но вынуждены прежде всего решать задачи, связанные с состоянием своего здоровья. Потребности, свойственные возрасту, остаются зачастую без внимания. Лица данной категории рассматриваются обществом зачастую как объекты воспитания, образования, реабилитации, а не как субъекты общественного воспроизводства, хотя освоение общечеловеческих ценностей доступно им, в том числе и при тяжелых и сложных нарушениях здоровья. Серьезные отклонения в физическом и психическом развитии существенным образом влияют на первичную и вторичную социализацию. Как подчеркивает автор, именно в ювенальный период у человека могут возникнуть сложные проблемы, связанные с развитием самосознания и личной идентичности, а дети, подростки и молодые люди с инвалидностью составляют в этом смысле крайне уязвимую категорию.

Активизация процессов самоактуализации лиц с инвалидностью ювенальной категории позволит определить пути, социальные механизмы и инструменты разрешения данных проблем в каждом конкретном случае с учетом потребностей индивида, его социального возраста и социальной ситуации развития, что в свою очередь требует научного анализа самоактуализации лиц с инвалидностью ювенальной категории.

Соотнесение принципов инклюзии и феноменологии самоактуализации позволило определить следующие противоречия, требующие разрешения на теоретико-эмпирическом уровне:

- между потребностью лиц с инвалидностью ювенальной категории в приобретении позитивного социального статуса и социальной успешности и регулятивными разрешениями и ограничениями, которые традиционно сложились в обществе;

- между способами самоактуализации лиц с инвалидностью ювенальной категории и специфическими социальными условиями, характеризующими функционирование социальных сред, в которых может происходить их самоактуализация (семья, образование, досуг, общение);

- между потребностями освоения лицами с инвалидностью ювенальной категории социального опыта во всем его многообразии и доступными им способами реализации потребностей;

- между объективными закономерностями и психосоциальными функциями ювенального периода взросления как периода взросления и возможностями реализации этих функций лиц с инвалидностью ювенальной категории;

- между свойственными для лиц с инвалидностью ювенальной категории общих с их сверстниками потребностями и одновременно наличием у них особых потребностей.

Научное осмысление и эмпирическое изучение соотношения внутренних и внешних факторов самоактуализации лиц с инвалидностью ювенальной категории, выявление социально-личностных детерминант, механизмов и условий достижения равновесия личности со средой позволит выявить глубинную природу изучаемых социальных явлений, расширить интерпретационное содержание категории самоактуализации лиц с инвалидностью ювенальной категории.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Ткаченко В.С. Интеграция в российском обществе людей с инвалидностью: дис. ... д-ра социол. наук: 22.00.04 / В.С. Ткаченко [Место защиты: Сев.-Кавк. гос. техн. ун-т]. - Ставрополь, 2007. - 351 с., ил.

2. Петросян В.А. Интеграция инвалидов в российское общество: дис. ... д-ра социол. наук: 22.00.04 / В.А. Петросян [Место защиты: Рос. гос. соц. ун-т]. - М., 2011. - 345 с., ил.

3. Наберушкина Э.К. Мобильное гражданство инвалидов в социальном пространстве города: дис. ... д-ра социол. наук: 22.00.04 / Э.К. Наберушкина [Место защиты: Сарат. гос. техн. ун-т им. Ю.А. Гагарина]. - Саратов, 2013. - 411 с., ил.

4. Жигунова Г.В. Ювенальная инвалидность в России: теоретический и эмпирический анализ институциональной организации и социальных практик: дис. ... д-ра социол. наук: 22.00.04 / Г.В. Жигунова [Место защиты: Южно-Рос. гос. техн. ун-т]. - Новочеркасск, 2012. - 483 с., ил.

5. Афонькина Ю.А. Социальная инклюзия лиц с инвалидностью и проблема человеческого достоинства / Ю.А. Афонькина // Современные исследования социальных проблем. - 2015. - № 11 (55). [Электронный ресурс] http://cyberleninka.rU/article/n/sotsialnaya-inklyuziya-lits-s-invalidnostyu-i-problema-chelovecheskogo-dostoinstva (дата обращения: 12.09.2016).

6. Жигунова Г.В., Ткаченко И.Л. Ресурсный потенциал инвалидов ювенальной категории: Монография / Г.В. Жигунова, И.Л. Ткаченко. - Красноярск: Научно-инновационный центр, 2013. - 220 с.

7. Афонькина Ю.А., Жигунова Г.В., Кузьмичева Т.В. Самоактуализация в юношеском возрасте: постановка проблемы в интегративно-инклюзивной парадигме // Письма в Эмиссия. Оффлайн: электронный научный журнал. - 2015. - № 10. http:www.emissia.org/offline/2015/2415.htm (дата обращения: 10.09.2016).

REFERENCES

1. Tkachenko V.S. Integratsiya v rossiyskom obshchestve lyudey s invalidnost'yu: dis. ... d-ra sotsiologicheskikh nauk: 22.00.04. [ Integration in the Russian society of people with disabilities: the dissertation ... Doctors of sociological sciences: 22.00.04 ]. Mesto zashchity: Sev.-Kavk. gos. tekhn.un-t = a protection Place: North-Kavko. state. tehn.un-t . Stavropol', 2007 y. p. 351

2. Petrosyan V.A. Integratsiya invalidov v rossiyskoe obshchestvo: dissertatsiya ... doktora sotsiologicheskikh nauk: 22.00.04. [ Integration of persons with disabilities in the Russian society: the dis. ... Doctors of sociological sciences: 22.00.04 ]. Mesto zashchity: Ros. gos. sots. un-t= a protection Place: Russia. state. soc. Univ. M., 2011 y. p.345

3. Naberushkina E.K. Mobil'noe grazhdanstvo invalidov v sotsial'nom prostranstve goroda: dissertatsiya ... doktora sotsiologicheskikh nauk: 22.00.04. [Mobile disabled citizenship in the social space of the city: the dis. ... Doctors of sociological sciences: 22.00.04]. Mesto zashchity Sarat. gos. tekhn. un-t im.Yu.A. Gagarina= A protection Place Sarat. state. tehn. Univ im.Yu.A. Gagarin. Saratov, 2013 y. p. 411

4. Zhigunova G.V. Yuvenal'naya invalidnost' v Rossii: teoreticheskiy i empiricheskiy analiz institutsional'noy organizatsii i sotsial'nykh praktik : dissertatsiya ... doktora sotsiologicheskikh nauk: 22.00.04. [Juvenile disabilities in Russia: Theoretical and empirical analysis of institutional organization and social practices: dis. of the doctor of sociological sciences: 22.00.04]. Mesto zashchity: GOUVPO «Yuzhno-Rossiyskiy gosudarstvennyy tekhnicheskiy universitet = place of defense: SEI HPE "South-Russian State Technical University. Novocherkassk, 2012 y. p. 483

5. Afon'kina, Yu.A. Sotsial'naya inklyuziya lits s invalidnost'yu i problema chelovecheskogo dostoinstva. [Social inclusion of persons with disabilities and the problem of human dignity]. Sovremennye issledovaniya sotsial'nykh problem= Recent studies of social problems. 2015y. No 11 (55). Available at: http://cyberleninka.ru/article/nZsotsialnaya-inklyuziya-lits-s-invalidnostyu-i-problema-chelovecheskogo-dostoinstva (accessed: 12.09.2016).

6. Zhigunova, G.V., Tkachenko, I.L. Resursnyy potentsial invalidov yuvenal'noy kategorii. Monografiya. [The resource potential of the disabled juvenile category. Monograph]. Krasnoyarsk. 2013 y., p. 220.

7. Afon'kina, Yu.A., Zhigunova G.V., Kuz'micheva T.V. Samoaktualizatsiya v yunosheskom vozraste: postanovka problemy v integrativno-inklyuzivnoy paradigm. [Self-actualization in adolescence: problem in integrative and inclusive paradigm]. Pis'ma v Emissiya. Offlayn = Letters to the Emission. offline. 2015. No. 10 Available at: http:www.emissia.org/offline/2015/2415.htm (accessed: 10.09.2016).

Информация об авторе

Афонькина Юлия Александровна, кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой специальной педагогики и специальной психологии,

Мурманский арктический государственный

университет,

г.Мурманск, Россия

julia3141@rambler.ru

Получена: 03.09.2016

Для цитирования статьи: Проблематизация научного анализа самоактуализации лиц с инвалидностью ювенальной категории: инклюзивный контекст. Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Том. 8. № 5. Часть 1. с.00-00.

doi: 10.17748/2075-9908-2015-7-6/2-00-00.

Information about the author

Julia A. Afonkina Head of Department of Special Pedagogy and Special Psychology, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Murmansk Arctic State University,

Murmansk, Russia julia3141@rambler.ru

Received: 03.09.2016

For article citation: Afonkina Ju. A. Problem-atizacija nauchnogo analiza samoaktualizacii lic s invalidnost'ju juvenal'noj kategorii: inkljuzivnyj kontekst. [Problematization of Scientific Analysis of Self-Actualization for Persons with Disabilities of Juvenile Category: Inclusive Context]. Is-toricheskaya i sotsial'no-obrazovatelnaya mys'l = Historical and Social Educational Ideas. 2016. Vol . 8. no. 5. Part. 1. Pp. 00-00. doi: 10.17748/2075-9908-2015-7-6/2-00-00. (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.