Научная статья на тему 'Средокрестные песни Верхнего Поволжья'

Средокрестные песни Верхнего Поволжья Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
753
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
русский фольклор / обряд / средокрестные песни / великий пост / верхнее поволжье

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Родионова А. А.

Предметом рассмотрения данной статьи являются средокрестные песни особый жанр русского фольклора, тесно связанный с обрядами середины поста. Ученые из Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова и Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского собирали уникальные записи из региона Верхнего Поволжья. Изучение аутентичных средокрестных песен показало, что жанр «средокрестная песня» достаточно поздний, но строится по традиционным образцам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The specific genre of Russian folklore mid-Lent songs are closely connected with the rituals of the middle of Lent. Moscow State University and Nizhegorodsky University scholars have gathered unique field phonograms from the Upper Volga region. Intensive studies of authentic mid-Lent songs reveal the traditional poetical patterns in their structure as well as late origin and expansion of the genre.

Текст научной работы на тему «Средокрестные песни Верхнего Поволжья»

Средокрестные песни Верхнего Поволжья

А. А. Родионова СРЕДОКРЕСТНЫЕ ПЕСНИ ВЕРХНЕГО ПОВОЛЖЬЯ

Работа представлена кафедрой русского устного народного творчества Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова.

Научный руководитель - доктор филологических наук, профессор В. П. Аникин

Предметом рассмотрения данной статьи являются средокрестные песни - особый жанр русского фольклора, тесно связанный с обрядами середины поста. Ученые из Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова и Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского собирали уникальные записи из региона Верхнего Поволжья. Изучение аутентичных средокрестных песен показало, что жанр «средокрестная песня» - достаточно поздний, но строится по традиционным образцам.

Ключевые слова: средокрестные песни, русский, фольклор, обряды, Великий пост, жанр.

The specific genre of Russian folklore - mid-Lent songs - are closely connected with the rituals of the middle of Lent. Moscow State University and Nizhegorodsky University scholars have gathered unique field phonograms from the Upper Volga region. Intensive studies of authentic mid-Lent songs reveal the traditional poetical patterns in their structure as well as late origin and expansion of the genre.

Key words: mid-Lent songs, Russian, folklore, rituals, Lent, genre.

Средокрестные песни, распространенные на ограниченной территории*, до сих пор серьезно не изучались. А между тем они как особый жанр обрядового фольклора, являющийся неотъемлемой частью системы песен обхода дворов, представляют большой интерес. Система песен обхода дворов включает также колядные, вьюнишные, волочебные и егорьевские обходные песни.

Как правило, границы распространения обряда и сопровождающих его песен совпадают. Но в случае со средокрестными песнями этого не происходит: обряд распространен значительно шире, чем песни. Обычай печения крестов из пресного теста известен практически повсеместно**. Он приурочивался к двум календарным датам -Крещению и Средокрестью и, как правило, не сопровождался песенными текстами. По крестам гадали о будущей судьбе, запекая в них различные предметы: зерна, лучинку, монеты и т. д., а также сохраняли их до посева, затем брали в поле и там съедали. В Верхнем Поволжье существовал обычай обходить дворы в среду, на четвертой неделе Великого поста, с особыми песнями: «Кресты вот пели, ходили. В Крестову Середу.

Крестова Середа бывает в Великий пост; перед Пасхой. А вот половина поста проходит, вот бывает Крестова Середа» [1, с. 55].

Ход средокрестного обряда повторяет общую структуру обходных обрядов - святочных, волочебных, вьюнишных, егорьевских. В средокрестном обряде присутствуют следующие этапы: приготовление обрядового угощения хозяевами; обход дворов участниками обряда, сопровождающийся песнями; совместное поедание «даров» об-ходниками.

Дети и молодежь ходили по дворам с обходными песнями и получали за песни угощение: специальное печенье в форме крестика.

Кресты пеклись как для одаривания об-ходников, так и для своей семьи. На северо-востоке Костромской области - в Вохом-ском районе - кресты выпекали на Крещение (а не на Средокрестье) и клали их на муку, на зерно - чтобы лучше хранились, а также давали скотине. В тех же районах, где существовал обычай выпекать крестики на четвертой неделе Великого поста, они являлись основным угощением, предлагаемым детям | в ответ за обходную песню.

ОБЩЕСТВЕННЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

Впрочем, название «песни» для данного жанра условно. Самими исполнителями чаще употребляется определение «кричать кресты»:

«Масленица пройдет - и начинается Говинье. Середи Говинья кресты пекли на Крестовую Середу, вот кресты кричали мы. Идем в дом - много соберется нас маленьких - вот идешь в избу и кричишь:

Середа, Середа, Крестье пекут,

Половина-та Говинья переломится,

Кадца молока опрокинется,

Христов-от день подвинется.

Крест воскрёст,

Подавай наш крест,

Вы не режьте, не ломайте -

Всё по целому давайте.

Кто не даст креста -

Заболит рука» [1, с. 55].

По форме построения средокрестные песни близки к другим песням обхода дворов, они содержат, как правило, две составляющие-константы: 1) обозначение праздника; 2) требование угощения. Обе составляющие включают в себя устойчивые блоки-формулы, традиционные по своей природе. Например, формула «Угроза жадным хозяевам» встретится нам и в средокрест-ных, и в колядных, и в волочебных, и во вьюнишных, и в егорьевских обходных песнях (вариант этой формулы в приведенном нами тексте - «Кто не даст креста - заболит рука»).

Центральное место в композиции сре-докрестных песен занимают медиальные (просительные) формулы: «Крест воскрёст / Подавай наш крест / Вы не режьте, не ломайте / Всё по целому давайте». Этот элемент композиции является общим для всех песен обхода дворов. За требованием угощения следовал, как правило, момент «одаривания» - кульминация обходного обряда. Название обходных песен в большинстве случаев совпадает с названием обрядового угощения: «коляда» - в колядных песнях, «волочебное» - в волочебных, «кресты» - в средокрестных.

Несмотря на традиционность обрядовых формул, средокрестные песни достаточно сильно отличаются от других песен обхода дворов. Сущность этого отличия -в содержании «традиционных формул». Традиционные формулы включают в себя христианские образы - «крест», «Иисус Христос», «Христов день» (Пасха), «Великий пост». Присутствие этих образов в сре-докрестных песнях связано со спецификой средокрестного обхода, с его приуроченностью: обход проводился в середине недели, которая в церкви называлась Крестопоклонной, а в народной традиции Средо-крестной или Крестовой, Народное название заостряет внимание на понятии «середина» -люди радовались, что половина трудного пути уже позади, до светлого Христова Воскресения осталось только «три недельки с половиною». По церковным традициям накануне крестопоклонного воскресенья (третье воскресенье Великого поста) на всенощной из алтаря на середину храма выносится крест и совершается поклонение. Крест стоит в середине храма всю четвертую неделю поста (Святую Четыредесят-ницу). Церковное название среды четвертой недели Великого поста - Преполовение Святой Четыредесятницы. «Преполовлять» значит «переполо винить», «разделить», «разрезать пополам», «достигнуть середины, половины». Все эти значения нашли отражение в текстах средокрестных песен: «Середа, середа, крестье пекут [1,с. 54-55]; «Середа, середа, крестья, / Сито, сито, решето, /Половиновое» [1, с. 54].

По народным воззрениям, в среду на четвертой неделе Великий пост «переламывался» - и это даже можно было услышать: «Посреди Великого поста пекут кресты, и с этими крестами сажают кого-либо на ночь на печь, чтобы он подслушивал, как перейдет половина поста. Когда что-нибудь треснет в переднем углу избы, тогда означает, что пост перешел свою середину» [2, с. 19-20].

Великий пост «трещал», «ломался», «переламывался пополам», «катился под гору» - неисчерпаемая кладовая образов-метафор основана на пристальном наблюдении за окружающим миром:

Говиньё переломилось,

Под угор покатшось,

Кресты пекут

И нам дают,

Кто не даст креста -

Не вырастет звезда [ 1, с. 56].

Широкое использование метафоры, как основного художественного приема, определяет поэтическую специфику средокрест-ных песен. С помощью метафоры достигается своеобразная «материализация» временных представлений. Великий пост, Пасха, Масленица изображаются в виде реальных, весомых предметов: «Половина-та Го-

винья переломится, / Кадца молока опрок-нется, / Христов-от день подвинется» [ 1, с. 5 5]; «Говиньё переломилось, /Под угор покатилось» [1, с. 56].

По всей вероятности, жанр «средокрест-ная песня» - достаточно поздний. По своей структуре он повторяет песни обхода дворов, однако ему присущи специфические черты, позволяющие говорить о его уникальности.

Возможно, средокрестные песни созданы на основе какого-то древнего магического ритуала, имеющего целью заклинание плодородия. Эту догадку подтверждает и факт, что средокрестные песни по форме тождественны другим песням обхода дворов - новый жанр, в основе которого лежит архаический ритуал, необходимо строить по традиционным образцам.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ветлужская сторона: Фольклорный сборник. Вып. II. Кострома: ДиАр, 1996. 271 с.

2 . Терещенко А. В. Быт русского народа: В 7 ч. СПб.: тип. М-ва внутр. дел, 1848. Ч. 6: Обрядные праздники [календарно-хозяйственные]. 221 с.

ПРИМЕЧАНИЯ

* Бытование средокрестных песен зафиксировано на всей территории Костромской области, в Нижегородском Заволжье и на юго-востоке Вологодской области.

** По имеющимся у нас сведениям, ареал выпекания крестов охватывает юг и запад Европейской части России (Курская, Калужская обл.); Верхнее и Среднее Поволжье, Поочье, Волго-Окское междуречье (Тверская, Ярославская, Московская, Рязанская, Костромская, Нижегородская, Саратовская обл.); северо-восток России (Вологодская, Костромская обл.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.