Научная статья на тему 'Средний бизнес и власть: особенности процесса согласования экономических интересов в регионе'

Средний бизнес и власть: особенности процесса согласования экономических интересов в регионе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
153
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИЗНЕС / ВЛАСТЬ / НАСЕЛЕНИЕ / РЕГИОН / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ / СОГЛАСОВАНИЕ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Комарова Юлия Олеговна, Мельникова Наталья Сергеевна

В статье рассматриваются особенности и необходимость согласования экономических интересов среднего бизнеса, региональной власти и населения региона. Авторы отмечают, что средний бизнес занимает важное место в экономике региона. Авторы указывают на тот факт, что в настоящее время процесс согласования недостаточно эффективен. В современных условиях ведущую роль в согласовательном процессе играет социальное партнерство. В статье также рассматривается возможность применения инструментов государственно-частного партнерства и кластерного подхода в практике согласования экономических интересов власти, среднего бизнеса и населения региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Средний бизнес и власть: особенности процесса согласования экономических интересов в регионе»

УДК 312.14

Комарова Юлия Олеговна

ассистент кафедры мировой экономики и финансов Астраханского государственного университета wasgod@rambler.ru

Мельникова Наталья Сергеевна

ассистент кафедры мировой экономики и финансов Астраханского государственного университета camry2000@list.ru

Средний бизнес и власть:

ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА СОГЛАСОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ В РЕГИОНЕ

Yuliya O. Komarova

assistant of the Department of world economy and finance,

Astrakhan State University wasgod@rambler.ru

Natal’ya S. Mel’nikova

assistant at the Department of world economy and finance,

Astrakhan State University camry2000@list.ru

Medium business and

GOVERNMENT: PARTICULARITIES OF COORDINATION PROCESS OF ECONOMIC INTERESTS IN THE REGION

Аннотация. В статье рассматриваются особенности и необходимость согласования экономических интересов среднего бизнеса, региональной власти и населения региона. Авторы отмечают, что средний бизнес занимает важное место в экономике региона. Авторы указывают на тот факт, что в настоящее время процесс согласования недостаточно эффективен. В современных условиях ведущую роль в согласовательном процессе играет социальное партнерство. В статье также рассматривается возможность применения инструментов государственно-частного партнерства и кластерного подхода в практике согласования экономических интересов власти, среднего бизнеса и населения региона.

Ключевые слова: бизнес, власть, население, регион, экономические интересы, согласование, взаимодействие, социальное партнерство, государственно-частное партнерство, кластерный подход.

Annotation. The article is devoted to the particularities of medium business and necessity of coordination of its economic interests, interests of region government and of population of the region. The authors note that average business takes an important place in regional economic. They indicate that coordination process is not effective enough at present. Social partnership plays a main role in the coordination process in modern conditions. Therefore, the authors consider the necessity of using the instruments of public-private partnership and cluster approach.

Keywords: business, government, population, region, economic interests, coordination, interaction, social partnership, public-private partnership, cluster approach

Совместные действия и партнерство между органами региональной власти, бизнесструктурами и населением являются ключевым условием успешной реализации стратегии социально-экономического развития в регионе. Процесс согласования в настоящее время недостаточно развит. Невысокие темпы прямого инвестирования в частный бизнес замедляют процессы горизонтального согласования горизонтального согласования интересов экономических субъектов региона.

Стоит отметить, что средние предприятия, в отличие от малых, более активно инвестируют в своё развитие. Поддержка и стимулирование среднего предпринимательства является крайне важной в связи с ролью, которую выполняет данный сектор в экономике, а именно: развитие конкуренции, решение проблемы занятости населения, придание гиб-

кости экономической системе, содействие экономическому росту и развитию экономики и др.

Одним из важных преимуществ среднего предпринимательства является его способность влиять на социально-экономическое развитие региона, на формирования его имиджа, а именно:

- развитие конкурентоспособности региона (повышение качества и конкурентоспособности производимых товаров и услуг);

- развитие межрегиональных связей;

- рост ВРП;

- увеличение налоговых поступлений в местный бюджет;

- развитие деловой активности региона;

181

- увеличение занятости населения (средний бизнес является более крупным работодателем, чем малый. Благодаря таким предприятиям, появляются новые рабочие места, тем самым снижается уровень безработицы среди населения. А так как средний бизнес является более стабильным, чем, например, малый, то и заработок у работников средних предприятий становится стабильным и социально они больше защищены, чем работники малых предприятий).

- рост доходов граждан, что способствует формированию и становлению среднего класса.

Очевидно, что взаимное сотрудничество и согласованные действия со стороны органов власти, бизнес-структур и населения территории способствуют поступательному развитию экономики региона и устойчивому экономическому росту.

Согласование экономических интересов - это процесс координирования, сочетания действий субъектов, который способствует поступательному развитию экономики и является важнейшей характеристикой процесса стратегического управления с точки зрения его содержания.

Повышению качества и эффективности регионального управления будут способствовать мероприятия, ориентированные на гармонизацию и развитие практики согласования интересов между региональной властью, бизнес-сообществом и населением региона.

В этой связи, наиболее целесообразными выглядят заключение и реализация двусторонних соглашений о сотрудничестве между властью и бизнесом.

Такие соглашения могут содержать как идеологические условия взаимодействия, так и их конкретные параметры: план-график совместных мероприятий, рамочные условия реализации инвестиционных проектов, механизм обмена данными и информацией и т.д. Результирующая часть документа должна быть посвящена взаимным обязательствам власти и бизнеса, взятым для исполнения в каждый конкретный период.

Первоочередной задачей в процессе стратегического планирования считается определение состава участников переговоров и экономические интересы каждого из них. Хозяйственные действия позволяют реализовать экономические интересы. Согласование экономических интересов представляет собой процесс координирования, сочетания действий субъектов, который способствует поступательному развитию экономики и является важнейшей характеристикой процесса стратегического управления по критерию его содержания.

В современных условиях в практике согласования экономических интересов очень часто используются принципы социального партнерства. Суть социального партнерства состоит в налаживании конструктивного взаимодействия между органами государственной власти региона, коммерческими и некоммерческими организациями, цель которого - решение социально-экономи-

ческих задач и повышение социальной активности экономических субъектов, обеспечение устойчивого социально-экономического развития в регионе. Важно отметить, что такое партнерство представляет собой не только социальное, но и экономическое явление. Часто обсуждаемыми темами в процессе переговоров в данном случае являются вопросы, связанные с прибылью, формами собственности, заработной платой и т.д. Социальное партнерство может считаться инструментом регионального управления тогда, когда проблемы региона, предмет и объект социального партнерства взаимоувязаны по критериям эффективности его реализации и способствуют улучшению социально-экономических показателей развития региона.

Способы согласования интересов субъектов в управленческих отношениях различны и зависят от степени взаимозависимости и взаимосвязанности субъектов экономических отношений, поскольку степень реализации и согласования интересов возрастает по мере возрастания зависимости субъектов друг от друга. К этим способам можно отнести:

- уклонение от взаимодействия, либо отсутствие согласования интересов вообще;

- подавление (принуждение);

- приспособление;

- компромисс, т.е. баланс интересов;

- сотрудничество.

Основой стратегического планирования должно служить компромиссное согласование интересов, поскольку полная взаимоудовлетворенность экономическими интересами всех взаимосвязанных субъектов практически невозможна, хотя в идеале к этому необходимо стремиться. Взаимные уступки между участниками компромисса ради достижения договоренности способствуют оптимизации результатов взаимодействия в рамках системы. Компромисс предоставляет каждому участнику системы возможность функционировать при определенных взаимоприемлемых условиях в соответствии с его интересами и целями.

Успешное согласование интересов власти, бизнес-структур и населения в рамках реализации социально-экономического развития региона зависит от того, насколько плодотворным является их взаимодействие. К наиболее актуальным вопросам совершенствования государственного управления региональным развитием относятся формирование эффективных форм государственной поддержки развития региональных экономик, создание производственных кластеров, применение механизмов государственночастного партнерства (ГЧП) [1].

Использование кластерного подхода оказывает положительный эффект на согласовательный процесс, в котором участвуют региональная власть, бизнес-сообщество и население территории, а также повышает качество и эффективность регионального управления.

182

Использование кластерного подхода в практике развития региональных экономических систем имеет огромный потенциал и способно обеспечить платформу для инновационного развития регионов и страны в целом. Представители федеральных и региональных органов власти очень часто заявляют о необходимости кластеризации экономики России, о создании кластеров предЛитература:

1. Мельникова Н.С. Согласование интересов власти и бизнеса как элемент управления экономикой региона // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3. Экономика. Экология. 2014. № 2 (25).

приятий в самых разных отраслях и регионах страны. Однако, на практике эта идея не всегда успешно воплощается в реальность, что связано со спецификой каждого конкретного региона, выбором отраслей развития региона, неэффективным привлечением частных инвестиций и недостаточной организацией согласовательных процедур.

Literature:

1. Melnikova N.S.Coordination of interests of government and business as an element of managing the social and economic development of the region // Bulletin of VolSU. Series 3. Economy. Ecology. 2014. № 2 (25).

183

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.