Модель согласования экономических интересов властей и бизнес-сообщества в стратегии развития региона
Жук Марина Алексеевна кандидат экономических наук, доцент зав. кафедрой прикладной информатики в экономике и управлении
Оренбургский государственный университет
Аннотация: Рассмотрена проблема взаимодействия региональных властей и хозяйствующих субъектов, использующих для своего развития региональные ресурсы, исследуется институциональная среда их взаимодействия, выявляется актуальная проблема согласования экономических интересов региональных властей и бизнес-структур. Представленная в настоящей работе модель позволяет на основе принципов маркетингового и социального партнерства формировать область оптимально согласованных управленческих решений и на их основе разрабатывать эффективную стратегию социально-экономического развития региона.
Abstract: In article the problem of interaction of the regional authorities and the managing subjects using for the development regional resources is considered, the institutional environment of their interaction is investigated, the actual problem of the coordination of economic interests of the regional authorities and business structures comes to light. The model presented in the present work allows on the basis of principles of marketing and social partnership to form area of optimum coordinated administrative decisions and on their basis to develop effective strategy of social and economic development of region.
Ключевые слова: регион, управление, стратегия социально-
экономического развития, маркетинговое партнерство, социальное партнерство
Key words: region, management, strategy of social and economic development, marketing partnership, social partnership
Введение
В настоящее время, в рамках единой экономической стратегии развития РФ до 2020 г., каждый ее регион погружается в конкурентную среду и самостоятельно проводит экономическую политику для улучшения своих конкурентных позиций. В последнее 10-летие в России проведен ряд исследований по проблеме взаимодействия субъектов региональной промышленной политики (предприятий и органов власти). В практическом аспекте существующие модельные конструкции взаимодействия бизнеса и власти сводятся к переговорному процессу, в рамках которого рождаются соглашения о принципах взаимодействия. Цель этих соглашений -установление сбалансированных партнерских отношений власти и бизнеса и повышение социальной ответственности бизнеса. Предмет соглашений -мероприятия, направленные на достижение взаимоприемлемого уровня согласованности интересов, взаимной заинтересованности сторон.
В настоящее время в большинстве регионов РФ в отношениях между субъектами региональной промышленной политики доминирует модель партнерства [4], основными характерными чертами которой являются:
- обмен ресурсами как основа взаимоотношений. Региональные предприятия получают: освобождение от региональных налогов, доступ к дополнительным экономическим ресурсам (дешевые кредиты и надежные гарантии по ним, участие в федеральных программах и др.). А региональные органы власти могут рассчитывать на финансирование бизнесом программ социального и экономического развития региона и т.д.
- отказ региональных бизнес-структур от борьбы за власть. Речь идет об эффективной поддержке бизнесом согласованной модели власти в регионе;
- совместная разработка комплексных программ социального и экономического развития регионов. Предприятия с самого начала своего функционирования в регионе должны интегрировать свою стратегию развития со стратегическими целями и задачами развития региона.
Результатом такой интеграции должна стать выработка эффективных моделей взаимодействия предприятий с региональными властями.
Модель партнерских отношений в конкретном регионе может трансформироваться в зависимости от потенциала ресурсов региональных властей, который может меняться со временем. В [8] эти ресурсы объединены в три основные группы:
1. Административные: к данному виду ресурсов относятся
прописанные в региональных законах полномочия региональной власти, а также права, присвоенные региональными руководителями на легитимной основе;
2. Экономические и институциональные: данный вид ресурсов
определяется: экономическим потенциалом региона; степенью и методами контроля, установленного властью над субъектами, осуществляющими экономическую деятельность на территории региона; стратегиями, которые вырабатывает и реализует региональная власть.
3. Политические: этот вид ресурсов может быть представлен как «...способность регионального руководства отстаивать интересы региона на федеральном уровне.» [8], фактически ресурсный потенциал в этом случае может быть определен как уровень и эффективность контроля как роли региона в совокупности субъектов РФ, так и внутрирегиональных процессов.
С одной стороны Федеральные и региональные власти всегда заинтересованы в таком сценарии использования ресурсов региона, при котором происходило бы повышение степени эффективности социальноэкономического развития региона. С другой стороны региональные бизнес-структуры используют эти ресурсы (в рамках регулируемой федеральными и региональными властями институциональной среды и дополнительных соглашений) в своих интересах, в соответствии со своими критериями. Отсюда следует, что основным объектом согласования экономических интересов региональных властей и бизнеса являются региональные ресурсы.
В настоящее время основными инструментами согласования экономических интересов региональных властей и хозяйствующих субъектов являются принципы социального партнерства и маркетингового партнерства, комплексно сочетаемые с учетом специфики конкретного региона [6,7]. В рамках маркетингового подхода к согласованию экономических интересов субъектов региональной промышленной политики акцент делается на изучение и оценку, как потребностей и интересов внутри региона, так и оценку регионального потенциала для их удовлетворения. В основе маркетингового подхода лежит постоянный мониторинг и анализ состояния и тенденций развития территорий с целью принятия эффективных управленческих решений. Очевидно, что хозяйствующими субъектами и региональными властями в процессе их функционирования постоянно вырабатываются различные целевые установки и стратегии развития территории, согласно концепции регионального маркетинга все они должны быть объединены на паритетных началах.
Принципы социального партнерства при взаимодействии региональных властей и бизнеса также являются актуальными, поскольку в настоящее время в процессе развития регионов повышается роль «нематериальных» целей и факторов экономического развития [2, с. 83-84], таких как:
- стабильность общественного климата;
- квалификация работников, занятых по найму; качество системы образования и системы подготовки кадров;
- экономический консалтинг, реклама, маркетинг; отношение к экономике основных действующих лиц региона (предприятий и союзов предпринимателей, наемных работников и профсоюзов, местных администраций, политиков);
- качество жизни в регионе.
Таким образом, поступательное развитие регионов возможно при устойчивом экономическом росте и взаимном сотрудничестве органов власти, бизнеса и местного сообщества в рамках социального партнерства.
При этом, социальное партнерство является многоаспектной категорией, особым типом взаимодействия социальных групп, в том числе субъектов экономической деятельности, по тем вопросам, которые находятся в сфере их взаимных интересов [3, с. 46].
Социальное партнерство представляет собой универсальный, договорный метод решения социально-экономических проблем, институт взаимодействия органов власти, работодателей и профсоюзов, способ учета интересов различных социальных групп, средство проведения согласованной социально-экономической политики.
К объектам переговоров социальных партнеров можно отнести: собственность, прибыль, зарплату, условия труда, ресурсы, человеческий потенциал, технологии, информацию, власть, т.е. все то, что привлекает внимание партнеров, и способствует удовлетворению их интересов. Исходя из этого категорию «социальное партнерство» можно рассматривать не только как социальное, но и как экономическое явление. Социальное партнерство помогает органам власти региона привлечь представителей бизнес сообщества, профсоюзов и их ресурсы для решения социальных и экономических задач, стимулировать социальную активность субъектов экономики, увеличивать социально-трудовую активность граждан, поступательно развивать человеческий потенциал и обеспечивать устойчивое социально-экономическое развитие региона. При этом, социальное партнерство становиться способом регионального управления, в том случае если:
- проблемы развития региона будут тесно увязаны с объектом и предметом социального партнерства;
- критериями эффективности работы механизма регионального социального партнерства будут социально-экономические показатели развития региона, направленные на повышение жизненного уровня населения.
Если применить системный подход к изучению социального партнерства в регионе и комплексно посмотреть на функционирование региональной системы партнерства, можно увидеть, что региональная система социального партнерства связана с соответствующими системами отраслей, муниципальных образований и предприятий региона и взаимодействует с ними. Отраслевой уровень может функционировать как на уровне региона, так и муниципального образования. На систему социального партнерства в регионе влияние оказывают российская система социального партнерства, стихийные социально-экономические факторы, а также целенаправленные действия органов власти, называемые социальноэкономической политикой.
Основу механизма партнерских отношений составляют формы, методы, способы, процедуры и технологии (совокупность методов и процедур) взаимодействия, система контроля выполнения принятых договоров, соглашений, а также организационно-функциональные структуры (органы) на всех уровнях социального партнерства. Данный механизм характеризуется постоянно действующим переговорным процессом [6, с. 4142, 371]. Результатом работы механизма социального партнерства является заключение коллективных договоров и соглашений. Основными продуктами жизнедеятельности региональной системы социального партнерства являются:
1) совместно принимаемые управленческие решения и установленные приоритеты региональной социально-экономической политики;
2) созданные рабочие места;
3) заключенные коллективные договоры и соглашения, наиболее полно учитывающие интересы основных субъектов производственных отношений и потребности местного населения.
Таким образом, экономика будет динамично развиваться в том случае, если будет многократно повышена платежеспособность населения, уменьшится пресс налогов, наладится массовое переобучение работников,
оптимизируется участие государства в социальной защите, экономической поддержке и стимулировании труда [1, с. 45-50]. Данные задачи могут успешно решаться в рамках системы социального партнерства, т.к. принятие сбалансированных коллективных договоров и соглашений будет улучшать условия труда наемных работников, повышать производительность труда и качество продукции, обеспечивать конкурентоспособность предприятий и устойчивые темпы роста региональной экономики.
Таким образом, региональные власти и бизнес-сообщество должны строить свои взаимоотношения в рамках реализации региональной промышленной политики на принципах маркетингового и социального партнерства. Только в этом случае можно добиться эффективного социальноэкономического развития региона.
В процессе партнерского взаимодействия региональные власти бизнес-сообщество принимают ряд управленческих решений различного уровня (оперативного, тактического и стратегического). При этом, для конкретного региона накапливается определенный «опыт партнерских отношений», результат которого не может не отражаться в документах, касающихся дальнейшего развития региона (программах, стратегиях). В этом случае очень важно, чтобы при формировании подобных документов уровень согласования экономических интересов региональной власти и бизнеса был максимальным. С теоретической точки зрения это положение очевидно, но на практике достижение подобного максимума является трудновыполнимой задачей, одним из путей решения которой может быть использование некоторого формализованного инструментария, позволяющего в количественных показателях измерить уровень согласованности экономических интересов и оптимальности предлагаемой стратегии развития региона.
Очевидно, что подобная задача является нетривиальной, предполагаемые пути и компоненты формализованного аппарата ее решения выходят за рамки данной статьи. В данном исследовании остановимся на
концептуальном представлении модели взаимодействия региональной власти и бизнес-сообщества, результатом которого выступает стратегия регионального развития.
В качестве базовой модели целесообразно использовать общеизвестную статическую модель системного анализа - модель «черного ящика». Для этого в некоторой внешней среде выделим два субъекта, принимающих управленческие решения: S] - органы региональной власти и S2 - региональное бизнес-сообщество (совокупность предприятий региона), в контексте моделирования S] может быть представлено совокупностью экономических интересов региональных властей, а S2 - совокупностью экономических интересов бизнес-сообщества.
Поскольку оба субъекта находятся во взаимодействии с внешней средой по логике модели «черного ящика» каждый субъект имеет «вход» и «выход». На входе текущее состояние внешней среды (соответствующее данному статическому срезу) инициирует комплекс целевых установок для
каждого из субъектов: Р51 = [Р?1], £ = 1 ,Ы; Р52 = {Р$2}, У = 1, М, где N и М -количество целей соответствующих субъектов. На выходе субъекты генерируют наборы управленческих решений, отражающих совокупность экономических интересов субъектов в рамках достижения поступивших на
вход комплексов целей - Э51 = [ц^], I = 1, К; ^52 = {&$ }, У = 1, £, где К и I
- количество решений соответствующих субъектов.
Внешняя среда представлена макросредой (межрегиональный уровень) и микросредой (уровень региона), но в рамках решаемой задачи подобное деление не имеет смысла, поскольку конечный результат согласования экономических интересов реализуется стратегией развития региона, то есть по смыслу нашего исследования направлен в микросреду.
Совокупность наборов управленческих решений формирует некоторое множество D. Выдвинем гипотезу, что внутри него существует подмножество Dopt - образующее оптимальное множество решений, в данном случае оптимальность может быть представлена как «наилучший вариант»
совокупности стратегических управленческих решений по развитию региона, максимально согласованных между субъектами. Выделить подмножество Dopt из D представляется возможным при использовании принципов маркетингового и социального партнерства в оптимальном соотношении. Результатом решений из области Dopt будет эффективная стратегия социально-экономического развития региона. Графическое представление модели показано на рисунке 1.
Рисунок 1 - Модель согласования экономических интересов
региональных властей и бизнеса.
Заключение
Таким образом, при практическом использовании представленной модели, используя в качестве критериев принципы маркетингового и социального партнерства региональных субъектов, можно выделить область оптимальных управленческих решений, с высоким уровнем согласованности экономических интересов. Полученная область решений может быть
использована как базовая при формировании эффективной стратегии социально-экономического развития региона.
Библиографический список
1. Алексеев Ю.П. Регион. Управление. Качество. - М.: Издательство «Луч». 2009.
2. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики. - М.: ГУ ВШЭ,
2003.
3. Киселев В.Н, Смольков В.Г. Социальное партнерство в России. -М:Наука. 1998.
4. Красильников О.Ю. Модели взаимодействия власти и собственности // Собственность и власть: динамика, тенденции, перспективы: Сб. науч. тр. / Под. ред. Т.П. Трубицыной. - Саратов: Научная книга, 2005. - Вып. 4. - С. 8597.
5. Михеев В.А. Основы социального партнерства: теория и политика. -М.: Экзамен, 2001.
6. Панкрухин А.П. Маркетинг территорий. 2-е из., дополн. - СПб.: Питер, 2006.
7. Соловьев М.Ю. Формирование инструментов управления экономикой региона на основе социального партнерства // Экономика региона, 2007. №18, часть 2. С.76-89.
8. Фридман Ю.А., Речко Г.Н., Бияков О.А., Блам Ю.Ш. Оценка уровня согласованности экономических интересов субъектов региональной промышленной политики // Регион: экономика и социология, 2008. - №3. -С.78-96.