Научная статья на тему 'Средние специальные учебные заведения России 1941 - 1945 годов в современной историографии'

Средние специальные учебные заведения России 1941 - 1945 годов в современной историографии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
735
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Храмкова Е. Л.

В статье проводится анализ отечественной исторической литературы 1990-х начала 2000-х гг., посвященной изучению истории средних специальных учебных заведений России периода Великой Отечественной войны. Выявлены особенности изучения проблемы, основные направления в исследовании системы среднего специального образования военных лет, рассмотрены основные выводы ученых, а также определены причины недостаточной изученности темы к настоящему времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AVERAGE SPECIAL EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF RUSSIAIN 1941 - 1945 YEARS IN MODERN HISTORIOGRAPHY

In clause is devoted to the analysis of the domestic historical literature 1990beginning 2000 years, histories, devoted to study, of average special educational institutions of Russia of the period of Great Domestic war. The features of study of a problem, basic thematic directions of research of system of average special education of military years are revealed, the basic conclusions of the scientists are considered, and also the reasons unsufficient of a theme to the present time are determined.

Текст научной работы на тему «Средние специальные учебные заведения России 1941 - 1945 годов в современной историографии»

♦

щение с ним губернатора Гудзона Лоу: свои страдания Наполеон рассматривал не только как испытания, через которые ему суждено было пройти, но и как необхо -димый элемент для создания собственной «легенды » и наиболее действенный способ ее укоренения в сознании народных масс. «Каждый прожитый здесь день, -говорил он Лас Казу, - избавляет меня от клейма тирана, убийцы, бессердечного человека»17.

В заключение подчеркнем, что многие идеи наполеоновской «легенды» в конечном счете «превратились в стереотипы мышления не только многих французов, но и многих европейцев»18. В то же время следует сказать, что наполеоновская пропаганда «далеко не всегда пред -ставляла из себя пустые лозунги, не имевшие никакой связи с действительностью»19. Как отмечает Д.М. Туган-Барановский, «если бы это было только так, то эти идеи скоро обесценили себя и их влияние было бы кратков-ременным»20 Согласно А. Собулю, «легенда» отражала толкование Наполеоном реальных событий, припи-сывала ему принципы и намерения, которых у него в действительности не было21.

1 Cm.: Napoléon -er. Correspondance. Publiée par ordre de l'empereur Napoleon III. Paris. T. 6. P. 3 - 5.

2 Cm.: Napoléon Bonaparte. Oeuvres littéraires et écrits militaires. Publies par J. Tulard. Paris, 1968. T. III. P. 21 - 22.

3 Cm.: Napoléon. Correspondance. T. 6. P. 7.

4 Ibid. P. 5 - 6.

5 См.: Ibid. P. 36 - 37.

6 См.: Ту га н- Барановский Д.М. Наполеон и власть (эпоха консульства): Монография. Балашов, 1993.

7 Бурьенн. Записки о Наполеоне. Т. 2. Ч. III. С. 187.

8 См.: Napolé on. Correspondance. T 10. P. 72; T.18. P. 7 - 10.

9 Ibid. T 18. P. 203.

10 См.: Ibid. T 10. P. 484 - 487; T. 18. P. 107 - 109.

11 Ibid. T. 13. P. 334.

12 Ibid. T. 17. P. 203.

13 Catéchisme а l'usage de toutes les Eglises de l'Empire frani?ais. 1806. Let; on VII.

14 Идея о том, что именно государь является истинным пред -ставителем всей французской нации, была особенно рельеф -но представлена Наполеоном в написанной им в 1808 г. анонимной статье в "Moniteur": « Первым представителем нации, -говорилось в ней, - является император. Было бы преступной химерой, если бы кто-нибудь претендовал на представитель -ство нации с большим основанием, чем император» (Napobon Bonaparte. Oeuvres l^ra^es et еcrits militaires. Paris, 1968. T. III. P. 83 - 84.

15 Napoléon. Correspondance. T. 28. P. 122.

16 Las Cases. мег^н! de Sainte-Hе^. Paris, 1968. P. 109.

17 Ibid. P. 541.

18 Туган-Барановский Д.М. Указ. соч. С. 251.

19 Там же.

20 Там же.

21 См.: Собуль А. Герой, « легенда» и история // ФЕ. 1969. М., 1970. С. 234.

УДК 930.1(09):377.5

СРЕДНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ РОССИИ 1941 - 1945 годов В СОВРЕМЕННОЙ ИСТОРИОГРАФИИ

История среднего специального образования периода Великой Отечественной войны относится к числу недостаточно изученных сюжетов российской историографии. В данной статье мы рассмотрим проблематику исследований по теме на рубеже XX - XXI вв.

В 1990-х - начале 2000-х гг. были опубликованы работы, отличительными чертами которых являются постепенный отход от исключительно позитивного описания состояния средней специальной школы военных лет, проблемно-аналитический характер изложения материала1. Среднее специальное образование рассматривалось как важнейшая подсистема системы образования военного времени в целом, изучение которой помогает выявить как достоинства, так и недостатки социальной политики Советского государства. Поэтому объектом исследования в большинстве работ являлась общегосударственная и региональная политика по отношению к средней специальной школе в период Великой Отечественной войны. Авторы выявили структуру среднего специального образования, ее особенности в исследуемых регионах, проанализировали состояние материальной базы и кадровый состав училищ и техникумов, показали реальный вклад учебных заведений в подготовку местных кадров в условиях войны. Важнейшим вопросом в новейших исследованиях стал вопрос о качестве подготовки специалистов среднего звена в годы войны.

В первой половине 1990-х гг. опыт системы среднего специального образования в условиях войны был критически переосмыслен Е.Л. Поцелуе-вым. Автор одним из первых приступил к изучению проблемы эффектив -ности государственной политики в интересующей нас области, особенно-

Е.Л. Храмкова,

кандидат исторически наук, доцент кафедры отечественной истории и археологии, Самарский государственный педагогический университет

ВЕСТНИК. 2007. № 19(5)

стей социального состава учащихся, причин девиантного поведения учащихся средних специальных учебных заведений в годы Великой Отечественной войны, а также поставил под сомнение ряд устоявш ихся положений отечественной историографии предшествующего времени.

На основе изучения документов центральных и местных архивов он пришел к выводу, что государственная политика в годы войны была направлена на сохранение системы среднего специального образования, на создание условий для расширения подготовки специалистов, прежде всего, для ключевых отраслей экономики. В то же время автор отметил, что государство иногда принимало нереальные решения в отношении средней специальной школы, которые, естественно, не могли быть выполнены и не выполнялись местными органами власти и коллективами учебных заведений. Е. Л. Поцелуев подчеркнул, что на качестве подготовки специалистов во время войны негативно сказалась многосменная работа училищ и техникумов РСФСР в малоприспособленных помещениях.

Анализируя динамику противоправного поведения учащихся средней специальной школы , Е.Л. Поцелуев (в соавторстве с О .В. Кузьминой) отметил, что на рост количества преступлений девушек и юношей оказали большое влияние резкое ухудшение условий жизни, неудовлетворительное обеспечение продуктами питания, одеждой и обувью, маленькие стипендии. Особое внимание автор уделил выявлению противоречий в подготовке кадров интеллигенции в средней специальной школе в военный период. Он отметил, что культурный уровень учащихся средних специальных заведений «заметно уступал их профессиональным знаниям », а многие средние специальные учебные заведения были «кузницей» подготовки в лучшем случае «узких специалистов, в худшем - полузнаек, а в целом - псевдо-, полуинтелли -генции или новой интеллигенции, утратившей родовые черты своих дореволюционных предшественников»2.

Состояние системы среднего специального образования в 1941 - 1945 гг. на материалах Урала рассмотрено в монографии А. В. Сперанского3. В данном исследовании удалось выявить взаимосвязь между общеобразовательной, средней специальной и высшей сферами образования в годы войны в крупном тыловом регионе. Автором проанализированы основные сюжеты истории средней специальной школы: процесс реорганизации средней специальной школы в начальный период войны; общие закономерности и особенности функционирования средних специальных учебных заведений (ссу-зов) региона на протяжении военного времени; причины сокращения студенческих контингентов; вопросы качества подготовки квалифицированных специалистов в средней специальной школе в условиях войны; материально-бытовое положение преподавателей и учащихся ссузов в военный период и др. Положительные изменения в работе средних специальных учебных заведений на Урале, по мнению автора, происходят только в конце войны. Они заключались в количественном росте подготовленных специалистов в техникумах и училищах различного профиля и в медицинских школах для отраслей народного хозяйства.

Проблема подготовки кадров в средних специальных учебных заведениях Урала в военный период была также рассмотрена в статье Н.Н. Баженовой. Автор выде-

лила ряд вопросов, от правильного решения которых в годы Великой Отечественной войны зависела качественная подготовка специалистов в техникумах и училищах. Это организация учебного процесса, режим работы, совершенствование учебных планов и программ, повышение уровня обучения и воспитания учащихся. Но так обстояло дело в теории, на практике же наблюдалась гораздо более сложная картина. Автор отметила, что сроки обучения сокращались «не столько за счет уменьшения программного материала, сколько за счет перестройки режима работы: были сокращены каникулы, производственная практика, сроки дипломного проектирования и экзаменационных сессий, рабочая неделя увели -чена с 36 часов до 48 часов...»4, специалистов стали выпускать досрочно. Но первый военный год сразу же выявил все недостатки подобного подхода к качеству обучения учащихся. Многие учебные заведения не смогли перестроить свою работу в соответствии с условия -ми военного времени. Мешали потеря учебных и жилых зданий, слабая дисциплина и низкая успеваемость, свя -занная с большими нагрузками учащихся и преподавателей, постоянные мобилизации на сельскохозяйственные работы, несовершенные учебные планы. Поэтому с нового 1942/1943 учебного года довоенные планы подготовки специалистов в училищах и техникумах пришлось восстановить.

Среди государственных мер, оказавших положительное воздействие на систему среднего специального образования, Н.Н. Баженова выделила передачу методического руководства техникумами ВКВШ (Всесоюзный комитет по делам высшей школы при СНК СССР). Благодаря этому была разработана номенклатура специаль -ностей, по которым осуществлялась подготовка специ -алистов в ссузах, утверждены новые планы по отдельным специальностям, учебные программы и содержание изучаемых дисциплин стали соответствовать требованиям военного времени.

Автор проанализировала изменения, произошедшие в военные годы в формах и методах обучения и воспитания. В частности, утвердилось новое понимание содержания и значения производственной практики уча -щихся. Н. Н. Баженова отметила, что она в чрезвычайных условиях войны «выполняла не столько академические функции, она давала возможность учащимся средних специальных заведений внести непосредственный материальный вклад в укрепление обороны страны», соответственно видоизменились формы и методы производственного обучения. В итоге автор пришла к выводу, что в годы Великой Отечественной войны в целом соблюдался главный принцип - «сочетание глубоких теоретических знаний с прочным освоением практических навыков и умений», что позволяло средним спе -циальным учебным заведениям выпускать достаточно подготовленных специалистов5.

М. Ф. Щербинин, анализируя состояние материальной базы средних специальных учебных заведений в Сибири, отметил, что к 1942 г. количество техникумов и училищ в крае заметно сократилось. Довоенный уровень училищ и техникумов в регионе не удалось восстано -вить и ко времени окончания войны. Автор присоединился к точке зрения Т.Н. Петровой, В. М. Горячевой, Г.А. Крадиновой и некоторых других историков, высказанной в 1960-х - 1970-х гг., что, «несмотря на острую

необходимость в кадрах специалистов, государство в первые два года войны оставило техникумы... без вни-мания и только с 1943 г. финансовые инъекции позволи -ли расширить контингент студентов» 6. Изучая органи-зацию учебного процесса в средних специальных учеб -ных заведениях, М .Ф. Щербинин пришел к выводу о серьезном ослаблении в годы войны методической рабо -ты из-за отсутствия, прежде всего, единого организаци -онного центра, занимавшегося ссузами, упразднения в ведомствах управленческих структур, координирующих работу техникумов и училищ.

На примере педучилищ Чувашской АССР В .В. Тимофеевым были выявлены такие негативные явления, как непрерывный отсев учащихся (основная причина - не призыв в армию, как можно было бы ожидать, а переход учащихся в другие учебные заведения); недостаточное обеспечение училищ преподавателями; чрезмерные нагрузки преподавателей; слабая материальная база. Автор также отметил, что учебные планы и программы «не выполнялись по всем предметам во всех училищах» по причине «нехватки преподавателей и болезней последних». Все вышеперечисленное обусловило низкую успеваемость и отчисление учащихся за неуспевае -мость7.

В начале 2000-х гг. проблематика истории среднего профессио нального образования военных лет постепенно расширяется и углубляется. Л .Н. Маркелова на материалах Республики Башкортостан четко обосновала необходимость изучения истории средних специальных учебных заведений в тесной взаимосвязи со всеми уровнями образования, а также с административными, про -изводственными, внутриполитическими и культурными потребностями республики в исследуемый период8. Автор актуализировала выявление региональной и нацио -нальной специфики профессиональной школы военных лет. Л. Н. Маркелова кратко рассмотрела реализацию на территории республики постановлений ЦК ВКП(б) и СНК СССР, направленных на поддержание работы ссузов; выявила причины закрытия техникумов в начале войны, оттока студентов из учебных заведений, пересмотра учебных планов и программ средней специальной школы в период войны. Автор подчеркнула, что катастро -фическая нехватка преподавателей была связана не только с условиями войны, но в первую очередь с их материально-бытовой неустроенностью и низкой оплатой труда.

Л. Н. Маркелова пришла к выводу, что в годы Великой Отечественной войны благодаря сосредоточению руководства средними, специальными учебными заведениями в руках Главного Управления по руководству техникумами Комитета по делам Высшей школы при СНК СССР в определенной мере удалось устранить путани -цу в учебных планах и программах однопрофильных учебных заведений, согласовать методы и приемы работы во время учебного процесса и производственной практики, позволило на некоторое время преодолеть чрезмерную ведомственность.

На рубеже XX - XXI вв. проблема нашла отражение в специальных разделах диссертационных исследова-ний9. Авторами были изучены процессы развития системы средних специальных учебных заведений и ее роль в подготовке специалистов для народного хозяйства, вопросы финансирования, программно-методического

руководства подготовкой специалистов, планирования приема и выпуска учащихся в средне-специальных учебных заведениях в 1941 - 1945 гг.

Л. Н. Маркелова отметила, что в довоенный и военный период в Башкирии сложилась « разветвленная сеть техникумов, училищ, школ, был определен их правовой и организационный статус». Однако лишь в годы войны (в 1943 г.) появилось Главное Управление по руководству техникумами при ВКВШ и соответственно было более четко определено социально-правовое положение средних профессиональных учебных учреждений в системе образования в целом, что положительно отразилось на их функционировании в военный период. Среди негативных явлений этого времени автор выделила унификацию, стандартизацию учебных планов и программ, идеологический диктат в сфере профессионального образования, технократические подходы к обучению.

С .М. Алексеев в целом положительно оценил систему подготовки кадров для различных отраслей народного хозяйства в средних специальных заведениях Иркутской области в годы войны, но отметил, что образовательная политика в данной системе являлась, как и в 1 920 - 1930-е гг., непоследовательной. Объективная необходимость «быстрой подготовки специалистов вызывала соблазн сокращать сроки обучения, что неминуемо сказывалось на качестве специалистов». По мнению автора, ни в довоенный, ни в военный, ни в послевоенный периоды так и не удалось определиться, кто нужнее стране: узкий специалист или специалист с фундаментальной подготовкой, способный в дальнейшем адаптироваться к меняющимся условиям труда.

Кандидатская диссертация А. О. Дагдановой примечательна постановкой и анал итическим изучением проблемной ситуации: в каких условиях происходила подготовка кадров среднего специального звена в республике в 1941

- 1945 гг. и насколько реальной было качественное обучение в местных ссузах; насколько оно отвечало задачам и потребностям военной экономики. При ее решении исследователю удалось выявить связь между сокращением государственного финансирования системы среднего специального образования и уменьшением количества ссузов. Парадоксальность сложившейся ситуации в военное время заключалась, по мнению автора, в том, что на фоне резкого падения знаний и увеличения отсева учащихся происходил их количественный рост, достигнутый за счет увеличения пропускной способности техникумов. А .О. Дагданова впервые обратила внимание на конкуренцию между вузами, средними специальными учебными заведениями и различными курсами, готовившими кадры специалистов в годы войны. В целом автор отметила, что государственная политика была направлена на сохранение и укрепление системы среднего специального образования, однако она отличалась противо речивостью. Так, преимущественное (в том числе и финансовое) внимание уделялось техникумам, готовившим кадры для промышленности и транспорта, что определило диспропорцию между ссузами материал ьной и непроизводственной сф ер ы .

В заключение краткого историографического обзора отметим, что в целом количество работ, посвященных разнообразным аспектам деятельности средних специальных учебных заведений на территории РСФСР в 1941

- 1945 гг., незначительно по сравнению, например, с ис-

следованиями по истории общего образования военного времени. На сегодняшний день отсутствуют специальные монографические и диссертационные исследования на материалах России и ее отдельных регионов. Каковы причины подобного состояния историографии проблемы ?

Во-первых, как справедливо отметила А.О. Дагдано-ва, причины неудовлетворительного состояния отече -ственной исторической науки в области изучения темы заключаются в том, что «проблематика средней специальной школы чрезвычайно многоаспектна и большинство авторов предпочитало целостному, систематическому анализу рассмотрение под определенным углом зрения отдельных сторон в деятельности ссузов ,..»10. Поэтому историкам трудно отойти от описательности к системному осмыслению темы.

Во-вторых, источниковая база по теме недостаточно разработана, что отчасти объясняется отсутствием де-лопроизвод ственной документации училищ и техникумов военного времени в архивах некоторых регионов.

В-третьих, на уровень разработки проблематики существенное влияние оказывает малочисленность кадров историков-исследо вателей, которые целенаправленно занимаются изучением истории средней специальной школы военного периода.

В современной отечественной историографии накопились дискуссионные вопросы, касающиеся вопросов эвакуации и реэвакуации средних специальных учебных заведений в годы войны; эффективности и качества подготовки специалистов в учебных заведениях данного типа в 1941 - 1945 гг.; оценки политики центральных и местных органов власти в области среднего специаль -ного образования; региональной специфики функционирования системы профессионального образования в военный период; повседневной практики жизни и учебы учащихся средней специальной школы в экстремальных условиях войны и многих других аспектов темы. Вопрос о том, как сложится судьба одного из интересных направлений отечественной историографии периода Великой Отечественной войны - истории среднего специального образования, - остается пока открытым.

1 См.: Поцелуев Е.Л. К вопросу о политике советского правительства в области подготовки специалистов среднего звена в 1941 - 1945 годах // Интеллигенция и политика. Иваново, 1991. С. 68 - 70; Он же. К вопросу о социальном составе учащихся средних специальных учебных заведений в годы Великой Отечественной войны (на материалах РСФСР) // Социально-политические проблемы Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг. Кострома, 1992. С. 129 - 132; Он же. Государственная политика формирования интеллигенции в средних специальных учебных заведениях в годы Великой Отечественной войны // Интеллигенция в политической истории XX века. Иваново, 1993. С. 76 - 84; Он же. Псевдоморфоз средней специальной школы и проблемы подготовки интеллигенции в 1941 - 1945 гг // Проблемы методологии истории интеллигенции: поиск новых подходов . Иваново, 1995. С. 96 - 103; Он же. Средние специальные учебные заведения - фронту // Науч.-практич. конф. «Великая Отечественная война: уроки и проблемы»: Тезисы доклада. Пермь, 1995. С. 84 - 87; Кузьмина О .В., Поцелуев Е .Л. К вопросу о преступности учащихся средних специальных учебных заведений РСФСР в 1941 - 1945 гг. // Социально-политические проблемы Великой Отечественной войны... С. 133 - 137; Коростелева Г.Ф. Тобольское медицинское училище в годы войны // Война и школа. Тобольск, 1995. С. 38 - 42; Самойлов В.А.

Тобольский ордена «Знак почета» зоотехническо-ветеринарный техникум в годы Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг. // Там же. С. 42 - 47; Лешко А.В. К вопросу о подготовке кадров со средним специальным образованием для сельского хозяйства Коми АССР в годы войны // 50 лет Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг. (Республика Коми в годы Отечественной войны). Сыктывкар, 1995. С. 107 - 110; Муравьева Л.В. Сибирский тюрко-татарский педагогический техникум в годы Великой Отечественной войны // Томск и томичи для фронта и победы. Томск, 1995. С. 193 -196; Сперанский А.В. Формирование контингентов учащихся в средних специальных заведениях Урала в годы Великой Отечественной войны // Вторые Уральские историко-педагоги чес-кие чтения. Екатеринбург, 1998. С. 122 - 128; Балакина И.Л. Пензенский техникум железнодорожного транспорта в первые годы Великой Отечественной войны (по материалам музея техникума) // Война. Народ. Победа. Пенза, 2001. С. 120 - 125; Дагданова А. О. История развития средних специальных учебных заведений Бурятии (1923 - 1985 гг.) // Духовно-исторические чтения. Красноярск, 2002. Вып. VII. С. 389 - 395; Она же. Некоторые исторические аспекты формирования специалистов среднего звена в республике в 20 - 80-х гг. ХХ в. // Интеллигенция в процессе поиска Россией будущего. Улан-Удэ, 2003. Ч.III. С. 114 - 121; Она же. Роль средних специальных учебных заведений Бурятии в подготовке специалистов среднего звена в 20 - 80-х гг. ХХ в. // Вестн. Бурятского гос. ун-та. Сер. 4. История. Улан-Удэ, 2003. Вып. 7. С. 126 - 136; Макаренко В .Г. Высшее и среднее специальное образование на Дальнем Востоке СССР в 1941 - 1945 гг // Россия и АТР. М., 2005. № 3. С. 21 - 25 и др.

2 Поцелуев Е.Л. Псевдоморфоз средней специальной... Указ. соч. С. 102 - 103; Он же. Роль интеллигенции в трансляции культуры учащимися средних специальных учебных заведений России в 1941 - 1945 гг. // Поиск новых подходов в изучении интеллигенции: проблемы теории, методологии, источниковедения и историографии. Иваново, 1993. С. 385 - 388.

3 См.: Сперанский А.В. В горниле испытаний: Культура Урала в годы Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг. Екатеринбург, 1996. С. 69 - 104.

4 См.: Баженова Н.Н. Подготовка кадров в техникумах и училищах Урала в годы Великой Отечественной войны // Проблемы отечественной и зарубежной истории, теории и методики обучения истории. Екатеринбург, 2002. С. 105 - 113.

5 Там же. С. 105 - 106, 112.

6 См.: Щербинин М.Ф. Культура Сибири в годы Великой Отечественной войны. Иркутск, 1996. С. 25 - 26, 68 - 69, 74 - 75.

7 См.: Тимофеев В .В. Состояние образования в республиках Волго-Вятского региона в годы Великой Отечественной войны // Интеграция образования. Саранск, 2004. № 4. С. 69 - 71.

8 См.: Маркелова Л.Н. Среднее профессиональное образование Башкортостана 1925 - 1985 гг.: Становление и развитие. Стерлитамак, 2005. С. 4 - 5.

9 См.: Попов В.П. Система среднего специального образования в СССР и Российской Федерации в 1917 - 2000 гг: Авто-реф. дис. .канд. ист. наук. М., 2000; Маркелова Л.Н. Становление и развитие среднего профессионального образования республики Башкортостан в 1925 - 1985 гг. Оренбург, 2001; Алексеев С.М. Система образования Иркутской области (1917 - 1956 гг.): Опыт, проблемы, решения. Иркутск, 2003; Дагданова А.О. История становления и развития средних специальных учебных заведений в Республике Бурятия (1923 - 1991 гг.). Улан-Удэ , 2003; Сындеева Ю.Ф. Становление и развитие учительской интеллигенции Бурятии (конец 1930-х - начало 1990-х гг.). Улан -Удэ, 2006.

10 Дагданова А. О. Указ. соч. С. 13.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.