Научная статья на тему 'Средневековые украшения Зауралья'

Средневековые украшения Зауралья Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
499
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Манускрипт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЗАУРАЛЬЕ / СРЕДНЕВЕКОВЬЕ / "ОБСКОЙ СТИЛЬ" / БРОНЗОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ МЕТАЛЛОПЛАСТИКА / TRANS-URAL REGION / MIDDLE AGES / "OB" STYLE / CRAFTS CASTING OF BRONZE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Черниева Зинаида Леонидовна, Chernieva Zinaida Leonidovna

Статья посвящена анализу средневековых металлических украшений из Зауралья. На протяжении всей эпохи Средневековья в Зауралье развивается местный «обской стиль» художественной металлопластики. Широкое распространение также имели предметы финно-угорского и тюркского миров, Волжской Болгарии и Древней Руси. В совокупности они создавали своеобразный облик культуры, в развитии которой можно выделить несколько этапов. В результате анализа предметов из серебра и меди сделано предположение об их сакральном значении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEDIEVAL JEWELRY OF TRANS-URAL REGION

The article is devoted to analyzing medieval metallic jewelry from Trans-Ural region. Over the medieval epoch in Trans-Ural region they developed a local “Ob” style of metal and plastic crafts. The items from Finno-Ugric and Turkic world, Volga Bulgaria and Old Russia were also widely used. In their integrity they formed an original cultural style the development of which occurred in a number of stages. Having analyzed silver and copper items the authors propose a hypothesis on their sacral meaning.

Текст научной работы на тему «Средневековые украшения Зауралья»

Черниева Зинаида Леонидовна, Черниева Зинаида Леонидовна СРЕДНЕВЕКОВЫЕ УКРАШЕНИЯ ЗАУРАЛЬЯ

Статья посвящена анализу средневековых металлических украшений из Зауралья. На протяжении всей эпохи Средневековья в Зауралье развивается местный "обской стиль" художественной металлопластики. Широкое распространение также имели предметы финно-угорского и тюркского миров, Волжской Болгарии и Древней Руси. В совокупности они создавали своеобразный облик культуры, в развитии которой можно выделить несколько этапов. В результате анализа предметов из серебра и меди сделано предположение об их сакральном значении. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/372017/1177.html

Источник

Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2017. № 11(85) C. 36-42. ISSN 1997-292X.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html

Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/3/2017/11/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]

УДК 7; 7.03 Искусствоведение

Статья посвящена анализу средневековых металлических украшений из Зауралья. На протяжении всей эпохи Средневековья в Зауралье развивается местный «обской стиль» художественной металлопластики. Широкое распространение также имели предметы финно-угорского и тюркского миров, Волжской Болгарии и Древней Руси. В совокупности они создавали своеобразный облик культуры, в развитии которой можно выделить несколько этапов. В результате анализа предметов из серебра и меди сделано предположение об их сакральном значении.

Ключевые слова и фразы: Зауралье; Средневековье; «обской стиль»; бронзовая художественная металлопластика.

Гордиенко Алексей Владимирович, к.и.н., доцент Черниева Зинаида Леонидовна, к. культурологии, доцент

Тюменский государственный институт культуры gordienko_a_v@mail. гы; zchernieva@mail. гы

СРЕДНЕВЕКОВЫЕ УКРАШЕНИЯ ЗАУРАЛЬЯ Введение

На протяжении всей эпохи Средневековья, с первых веков н.э. до середины II тыс. н.э., в Зауралье развивался местный «обской стиль» художественной металлопластики. Он построен на индивидуальном изображении или сочетании представителей трех ипостасей - антропо-, зоо- и орнитоморфного мира. Основным материалом для отливки выступал в основном сплав меди с оловом, образующий бронзу серебристого оттенка.

Вторым источником и ретранслятором бронзовых украшений выступало население Приуралья и, в меньшей степени, юга Западной Сибири. При их посредничестве в Зауралье получили распространение предметы финно-угорского и тюркского миров, Волжской Болгарии и Древней Руси.

В совокупности эти два источника создали индивидуальный стиль украшений Зауралья, особенности которого хотелось бы рассмотреть подробнее. Все рассматриваемые в данной работе предметы обнаружены авторами в процессе раскопок археологических памятников в районе нижнего течения р. Туры.

Описание и анализ материалов

В хронологических рамках эпохи Средневековья можно отметить «серебряные века» (УИ-УП вв.) - когда популярность приобретают изделия из листового серебра. Они, безусловно, являлись предметами импорта и поступали вместе с другими бронзовыми украшениями из Приуралья и/или юга Западной Сибири. В их числе можно отметить следующие:

- личина из серебряной пластины с выдавленными чертами лица (Рис. 1, № 1). На сохранившемся фрагменте представлен правый глаз в виде выпуклого круга, брови соединены с наносником, над линией бровей прослеживаются две целые и две фрагментированные прямоугольные «жемчужины», в верхней части изображения сохранилось два полукруглых выступа, в одном из которых пробито отверстие для крепления. Предмет изображает воина в шлеме и, так как был обнаружен на городище, использовался в прижизненном воинском обмундировании. Наиболее близкой аналогией является также фрагмент серебряной личины с городища Низямы V в Нижнем Приобье, где рассматривается в комплексе вещей У1-УП вв. [11, с. 103, Рис. 1, № 1];

- подвеска круглая из плоской серебряной пластины с загнутыми краями и отверстием для крепления (Рис. 1, № 2);

- подвеска круглая из плоской серебряной пластины с отверстием для крепления (Рис. 1, № 3).

Круглые плоские подвески из серебра появляются в Зауралье в 'УТ-'УП вв., получают здесь популярность

в погребальном обряде в УШ-ИХ вв., что прослеживается, например, на материалах Сайгатинского III могильника в Сургутском Приобье [7, с. 113-114];

- накладка серебряная в виде плоского фрагмента прямоугольной формы с тремя рядами рельефных прямоугольных «жемчужин», выдавленных изнутри (Рис. 1, № 8);

- накладка серебряная плоская, подтрапециевидной формы, гладкая с обеих сторон, состоит из трех фрагментов (Рис. 1, № 7);

- подвеска серебряная трапециевидной формы, плоская, с декором в виде четырех рельефных полос, выдавленных изнутри (Рис. 1, № 4);

- височная подвеска овальная плоская бронзовая посеребренная (Рис. 1, № 6) находит аналогии в Прикамье в материалах Аверинского могильника из погребений 'УТ-УП вв. [2]. Височные подвески округлые (дротовые) характерны для финно-угорского мира и круга лесных культур Приуралья и Зауралья со второй половины I тыс. н.э. до первой трети II тыс. н.э., расплющенность и посеребренность данного экземпляра указывают на его более ранний возраст - 'УТ-'УП вв.;

- серьга из округлой серебряной проволоки, в 1,5 оборота, поверхность покрыта выщербинами (Рис. 1, № 5). Находит аналогии в Сургутском Приобье в материалах зеленогорского Барсовского V могильника, датирующегося концом VI - VII в. [7, с. 110-112, Рис. 1, № 5].

Широкая распространенность серебряных украшений объясняется, в частности, представлениями о магических свойствах этого металла. Серебро издавна считалось металлом луны и во всём мире идентифицировалось с лунными проявлениями Первоматери, Великой Богини. Изделия из серебра являлись одним

из самых распространённых защитных амулетов. Серебро обладает обеззараживающим свойством, что также имело большое значение в сакрализации этого металла.

Рисунок 1. Украшения серебряные: 1 - личина; 2-4 - подвески; 5 - серьга; 6 - височное кольцо;

7-8 - накладки-нашивки. 1-5, 7-8 - серебро; 6 - посеребренная бронза. 1-3 - городище «Пламя Сибири 7»;

4, 6 - гор. Антоново 1; 5, 7-8 - городище «Пламя Сибири 6»

Популярность предметов из серебра в УТ-УП вв. в Зауралье оказала влияние на местный «обской стиль» бронзовой художественной металлопластики. С УШ-1Х вв. по XI в. происходит расцвет «обского стиля», в котором практически все предметы отливались из «белой бронзы» (с высоким содержанием олова), имитируя цвет серебра.

С XII в. начинается спад «обского стиля» и в Зауралье наступают «медные века» (ХП-ХУ вв.). С первой трети II тыс. н.э. в лесных культурах Евразии получают распространение медные клепаные котлы, постепенно вытеснившие керамическую посуду. Производство их осуществлялось ремесленниками Древней Руси и Волжской Болгарии, от которых они получили широкое распространение в финно-угорских культурах. Появление медных котлов в Зауралье связывается, в свою очередь, с прикамскими или вычегодскими территориями [12, с. 126].

С XII в. в культурах Зауралья получают распространение медные котлы из листовой меди. Например, можно отметить два почти целых котла из листовой меди (Рис. 2, 3), собранные трёхчастной сборкой фальцем и в «зубец», венчики загнуты и отогнуты, ушки с двойной расковкой концов. Внутри многочисленные медные «заплатки» (следы ремонта). По классификации К. А. Руденко они относятся к типу М-4 булгарских котлов, широко распространённых в Приуралье и Зауралье, «датируются XII - началом XIII, встречаются и в XIV в.» [13, с. 32]. Также обнаружены два ушка от подобных котлов, часть скрепления листов котла с зубцом, возможно, деталями котлов являются некоторые медные пластинки.

Рисунок 2. Котёл медный. Святилище «Пламя Сибири» Рисунок 3. Котёл медный. Городище Андреевское 4

В качестве украшений из листовой меди можно выделить подвески-бляхи (Рис. 4, 5), круглую и овальные подвески (Рис. 6, № 5-7), трапециевидные подвески (Рис. 6, № 1-2), подвеску «утиная лапка» (Рис. 6, № 3, 8),

ромбовидную подвеску (Рис. 6, № 4); накладку прямоугольную (Рис. 6, № 9); очелье прямоугольное (Рис. 6, № 10). Рассмотрим их более подробно.

Рисунок 4. Бляхи медные. Городище Андреевское 4

Подвески-бляхи (Рис. 4, 5) круглые из листов меди толщиной 0,5 мм, диаметром от 5 до 13 см, в профиле плоские, две вогнуто-выгнутые. Для использования изделий в качестве подвесок к краю дисков прикреплялась медная петля, которая изготовлялась из согнутой пополам прямоугольной (в одном случае - с ромбовидным концом) пластинки, скрепленной сквозной медной заклепкой, для нашивания пробивалось от одного до четырех отверстий. Поверхности покрывались тонким слоем серебра, чернились, полировались или оставались без обработки. Изнутри дисков, в 1 см от кромки по кругу чеканом (в одном случае - ножом) нанесены вдавления, образующие «жемчужины» с лицевой стороны. На одном диске изображена композиция из двух треугольников, на другом - квадрат из четырех вдавлений с «жемчужиной» в центре. Снаружи в центре двух блях процарапаны, скорее всего железным ножом, изображения-«граффити».

• Изображение № 1 (Рис. 4, № 3) - на 2/3 длины внутреннего поля процарапана ромбовидная личина из ломаных линий с двумя треугольными глазами и ромбовидным ртом; снизу к личине примыкают две трехпалые ноги.

• Изображение № 2 (Рис. 4, № 4) - на 3/4 длины внутреннего поля нанесена «двухчастная» антропо-орнитоморфная фигура. Личина расположена в центре диска и состоит из двух полуовалов, разделенных вытянутым трапециевидным «носом», начинающимся от самого верха (головы) «антропоморфа». Ромбами обозначены его глаза и рот, с краев подчеркнутые парными короткими линиями (татуировки?). К нижней части личины примыкает непропорционально маленькое ромбовидное туловище. На голове личины двумя симметрическими линиями изображено подобие головного убора. На нем и поверх него в геральдической позе изображена хищная (?) птица с прямоугольным туловищем, распластанными крыльями (в каждом обозначено по семь перьев), выделенным глазом и острым клювом. Голова птицы показана в профиль и повернута влево. По оси симметрии от головы птицы по шее и туловищу нанесена «линия жизни» в виде вертикальной полосы, заканчивающейся внизу шестиугольной фигурой. Нижняя часть туловища существа заканчивается хвостом из шести перьев. С боков в нижней части туловища обозначены трехпалые лапы.

К этому описанию следует добавить, что оба изображения близки двум «каноническим» образам воинов-божеств-духов в шлемах, известных в нижнеобской мелкой пластике с конца эпохи бронзы (белоярский период), широко представленных в раннем железном веке (кулайская культурно-историческая общность) и Средневековье. В нашем случае - на Рис. 1 - это стилизованное изображение воина-божества-духа в островерхом шлеме, а на Рис. 2 - в шлеме сфероконическом или круглом с длинным наносником. При этом образ птицы на голове «антропоморфа», скорее всего, является не украшением шлема, а частью традиционной многофигурной композиции с хищной птицей наверху. Более того, образ на Рис. 2 отчасти перекликается с известными плоскими ажурными бронзовыми отливками Пермского Прикамья УП-УШ вв., изображающими женское божество с птичьими крыльями с хищной птицей наверху

Аналогиями подобных предметов является бляха, обнаруженная на городище Дуванское I на Андреевском озере [11, с. 104-105, Рис. 1, Г, № 7]. Данный предмет упоминается без определенной датировки, среди материалов I тыс. н.э.

По 5 целых и разрубленных (лицевые покрытия) блях обнаружены на Пылаевском могильнике Х-ХП вв.

Две подобные бляхи происходят из «Загородного сада» в г. Тюмени, на одной из которых нанесены антропоморфные изображения. Они опубликованы В. Н. Чернецовым без конкретной датировки, но рассматриваются в контексте событий конца I тыс. н.э. в рамках «кинтусовского этапа» (Х-ХШ вв.). Предшествует ему «оронтурский этап» (УНХ вв.) [15, с. 243-244], к которому хронологически относятся рассмотренные выше предметы «серебряного века».

Рисунок 5. Бляхи медные: 1, 4 - святилище «Пламя Сибири»; 2, 3 - селище Мотуши 4; 5 - городище Дуванское 28

Обнаружение аналогичных медных посеребренных блях с «пуансонным» орнаментом в комплексе Рождественского могильника в Прикамье указывает на источник их поступления [9, с. 122, Рис. 34]. Исходя из приведенных аналогий, наши бляхи могут быть датированы XII-XIII вв.

Подвески трапециевидные плоские из листовой меди, с полукруглой нижней частью. Первая посеребрена с одной стороны, имеет чернение - с другой и отверстие в верхней части для подвешивания (Рис. 6, № 2). Вторая имеет чернение с обеих сторон, верхняя часть, где располагалось приспособление для крепления, утрачена (Рис. 6, № 1).

Рисунок 6. Украшения медные: 1-2 - подвески трапециевидные; 3 - подвеска «утиная лапка»; 4 - подвеска ромбовидная; 5 - подвеска круглая; 6, 8 - подвески овальные; 7, 9 - накладки-нашивки; 10 - очелье. 1-10 - святилище «Пламя Сибири»

Подвеска круглая плоская из листовой меди, посеребрена с одной стороны, с другой - имеет чернение и отверстие для подвешивания (Рис. 6, № 5). Подвеска овальная плоская из листовой меди, имеет чернение с обеих сторон, по кромке предмета расположен «пуансонный» орнамент, в четырех местах его «жемчужины»

пробиты насквозь, образуя отверстия для крепления (Рис. 6, № 6). Подвеска овальная плоская из листовой меди, посеребрена с двух сторон, по кромке расположен «пуансонный» орнамент, верхняя часть удлинена для отверстия для привешивания (Рис. 6, № 7).

Рисунок 7. Изделия медные: 1-2 - ушки котлов; 3 - фрагмент места скрепления листов котла;

4 - обкладка дна сосуда; 5-34 - пластинки плоские. 1-34 - медь. 1-27 - святилище «Пламя Сибири»;

28-34 - городище Дуванское 28

Подвеска «утиная лапка» плоская из листовой меди, с чернением с обеих сторон, с продольных краев имеет утраты, на одном из них имеет отверстие для крепления (Рис. 6, № 3).

Последняя является вариацией бронзовых подвесок «утиных лапок», широко распространенных в культурах IX-XIII вв. лесной части Западной Сибири - юдинской, усть-ишимской, сайгатинской [1, с. 17]. Изготовление данного экземпляра из меди позволяет сузить датировку до XII-XIII вв.

Накладка-нашивка круглая плоская из листовой меди, не имеет обработки поверхностей, у краев по контуру пробиты четыре отверстия для крепления (Рис. 6, № 8).

Накладка-нашивка прямоугольная плоская из листовой меди, имеет чернение с обеих сторон, с продольных краёв по кромке предмета расположен «пуансонный» орнамент и отверстия для крепления (Рис. 6, № 9).

Очелье прямоугольное плоское из листовой меди (Рис. 6, № 10). По продольным сторонам нанесен «пуансонный» орнамент, на концах и в середине - сквозные отверстия для крепления. Подобные украшения употреблялись населением Западной Сибири на протяжении всей эпохи Средневековья, в рамках которой наиболее ранние обнаружены в Сайгатинском III могильнике (VIII-IX вв.) [7, с. 114-115, Рис. 2, № 23], к XIII-XIV вв. отнесены очелья из могильника Усть-Балык [14, с. 80, Рис. 18]. Данный экземпляр мы предлагаем датировать XII-XIII вв., как и весь комплекс рассмотренных предметов из листовой меди.

Рисунок 8. Изделия медные: 1-13 - пластинки с отверстиями; 14-27 - заклёпки;

28-47 - обкладки. 1-47 - медь. 1-12, 14-27, 31-44, 46-47 - святилище «Пламя Сибири»;

13, 28-30, 45 - городище Дуванское 28

В это же время появляется обкладка днищ деревянных (?) сосудов (Рис. 7, № 4), круглых и конусовидных предметов (Рис. 8, № 42-46), вещей других форм (Рис. 8, № 28-41, 47). Вошли в обиход медные заклёпки (Рис. 8, № 14-27), которые применялись для ремонта медных котлов, а также для скрепления других предметов. Стали применяться предметы из листовой меди, фрагменты которых представлены пластинками с отверстиями и без них (Рис. 7, № 7-34; Рис. 8, № 1-13).

Все предметы из листовой меди были импортными и поступали, как уже говорилось, из Приуралья. В Зауралье медные котлы использовались по прямому назначению, но после того, как они переставали выполнять свою первоначальную функцию (приготовление и хранение пищи), из них изготовляли другие предметы, в том числе украшения. Однако поступали также, скорее всего, из Приуралья, и украшения из листовой меди в своей первоначальной функции (например, бляхи-подвески).

Широкое использование меди для изготовления посуды и оберегов-украшений объяснялось, среди прочего, замечательными заживляющими свойствами этого металла. Подвески, нашивки-накладки и т.д. традиционно могли носить для заживления ран и предотвращения болезни.

Заключение

В Зауралье на протяжении всей эпохи Средневековья предметы из серебра имели сакральное значение. Это отразилось на цветовой гамме предметов «обского стиля», имеющих серебристый оттенок. В «обском стиле» запечатлевались наиболее значимые и жизненно важные образы неразрывно связанных мира людей и мира животных, которые получали серебряный цвет как обозначение жизни.

Широкое распространение котлов из клёпаных медных листов привело к возникновению в Зауралье нового вида предметов - украшений из меди. При этом происходит сакрализация меди как материала: из нее изготавливали источники жизненной силы (пищи) - сосуды (котлы) и обереги (украшения), то есть медь выступает как источник и охранитель жизни. Важно отметить, что украшения из листовой меди зачастую покрыты тонким слоем серебра, что увеличивает их сакральность.

Таким образом, на протяжении эпохи Средневековья в Западной Сибири можно выделить периоды развития материальной культуры на основе металлических изделий (украшения, предметы быта). VI-VII вв. - «серебряные века», когда получают распространение украшения из листового серебра - накладки, подвески, серьги, височные кольца и пр. В X-XII вв. развивается «обской стиль», характеризующийся бронзовыми, зачастую сложными по технологии, плоскими и полыми бронзовыми отливками - рукояти ножей, браслеты, пряжки, кресала, подвески и пр. В эпоху позднего Средневековья, XII-XVI вв., наступают медные века, для которых характерны украшения и предметы быта из листовой меди - бляхи, котлы и пр. В Новое и Новейшее время (XIX-XX вв.), уже в культуре ханты и манси, распространяются литые медные украшения.

Список источников

1. Викторова В. Д. Древние угры в лесах Урала (страницы ранней истории манси) / Институт истории и археологии УрО РАН; Свердловский областной краеведческий музей; Департамент культуры и искусства ХМАО - Югры. Екатеринбург: КВАДРАТ, 2008. 208 с.

2. Голдина Р. Д., Кананин В. А. Средневековые памятники верховьев Камы. Свердловск: Изд-во УрГУ, 1989. 126 с.

3. Гордиенко А. В. Отчет о научно-исследовательской работе: археологические раскопки объекта археологического наследия городище Андреевское 4 в Тюменском районе Тюменской области в 2014 г. Тюмень: РИЦ ТГИК, 2015. 152 с.

4. Гордиенко А В. Отчет о научно-исследовательской работе: археологические раскопки объекта археологического наследия городище «Пламя Сибири 7» в Тюменском районе Тюменской области в 2010 г. Тюмень: РИЦ ТГИК, 2010. 185 с.

5. Гордиенко А. В. Отчет о научно-исследовательской работе: спасательные археологические раскопки объекта археологического наследия городище «Пламя Сибири 6» в Тюменском районе Тюменской области в 2011 г.: в 2-х т. Тюмень: РИЦ ТГИК, 2013. Т. 1. 196 с.; Т. 2. 170 с.

6. Зыков А. П. Барсова гора: очерки археологии Сургутского Приобья. Средневековье и Новое время. Екатеринбург: Уральский рабочий, 2012. 232 с.

7. Карачаров К. Г. Хронология раннесредневековых могильников Сургутского Приобья // Хронология памятников Южного Урала: сб. ст. / под ред. Н. А. Мажитова. Уфа: Печатник, 1993. С. 110-118.

8. Кутаков Ю. М., Старков А. В. Пылаевский грунтовый могильник (предварительная публикация) // Охранные археологические исследования на Среднем Урале: сб. ст. Екатеринбург: Екатеринбург, 1997. Вып. 1. С. 130-147.

9. Материальная культура средневекового Предуралья: учебное пособие: в 2-х ч. / А. М. Белавин, А. В. Данич, Н. Б. Крыласова, Г. Т. Ленц, Ю. А. Подосенова, А. Н. Сарапулов. Пермь: ПГПУ, 2010. Ч. II. Культура производства, вооружение, торговля. 189 с.

10. Могильников В. А. Угры и самодийцы Урала и Западной Сибири // Археология СССР: в 20-ти т.: сб. ст. / под ред. Б. А. Рыбакова. М.: Наука, 1987. Т. 16. Финно-угры и балты в эпоху Средневековья. С. 163-235.

11. Морозов В. М. К вопросу о зеленогорской культуре // Хронология памятников Южного Урала: сб. ст. / под ред. Н. А. Мажитова. Уфа: Печатник, 1993. С. 102-109.

12. Морозов В. М. Средневековые поселения и жилища на р. Дуван // Археологические исследования Севера Евразии: межвуз. сб. науч. тр. / отв. ред. В. Е. Стоянов. Свердловск: Изд-во УрГУ, 1982. С. 125-141.

13. Руденко К. А. Металлическая посуда Поволжья и Прикамья в VIII-XIV вв. Казань: Репер, 2000. 180 с.

14. Семенова В. И. Средневековые могильники Юганского Приобья. Новосибирск: Наука, 2001. 296 с.

15. Чернецов В. Н. Нижнее Приобье в I тыс. н.э.: обзор и классификация материала // Материалы и исследования по археологии СССР. М.: Изд-во АН СССР, 1957. № 58. С. 136-245.

MEDIEVAL JEWELRY OF TRANS-URAL REGION

Gordienko Aleksei Vladimirovich, Ph. D. in History, Associate Professor Chernieva Zinaida Leonidovna, Ph. D. in Culturology, Associate Professor Tyumen State Institute of Culture [email protected]; [email protected]

The article is devoted to analyzing medieval metallic jewelry from Trans-Ural region. Over the medieval epoch in Trans-Ural region they developed a local "Ob" style of metal and plastic crafts. The items from Finno-Ugric and Turkic world, Volga Bulgaria and Old Russia were also widely used. In their integrity they formed an original cultural style the development of which occurred in a number of stages. Having analyzed silver and copper items the authors propose a hypothesis on their sacral meaning.

Key words and phrases: Trans-Ural region; Middle Ages; "Ob" style; crafts casting of bronze.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.