Научная статья на тему 'Этнокультурные отношения средневекового населения Предуралья и Зауралья (взгляд современных ученых)'

Этнокультурные отношения средневекового населения Предуралья и Зауралья (взгляд современных ученых) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
165
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДНЕВЕКОВЬЕ / MEDIEVAL / ЗАУРАЛЬЕ / TRANS-URAL / ПРЕДУРАЛЬЕ / МИГРАЦИЯ / MIGRATION / УКРАШЕНИЯ / JEWELRY / CIS-URAL

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Пермякова Анна Владиславовна

В статье отражены взгляды современных исследователей на отношения средневекового населения Предуралья и Зауралья. Выделены два варианта миграции с востока на запад (VII-IX вв.) и с запада на восток (IX-XIV вв.), указаны основные категории изделий, считающиеся «маркерами» определенного населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHNOCULTURAL RELATION MEDIEVAL SOCIETY OF CIS-URAL AND TRANS-URAL (TO VIEW OF MODERN SCIENTISTS)

The article reflects the views of the modern scientists on the relations of the medieval population of the Urals and the Trans-Urals. Two variants of migrations: from east to west (VII-IX centuries) and from west to east (IX-XIVcent.). The main categories were indicating«markers» to the medieval population.

Текст научной работы на тему «Этнокультурные отношения средневекового населения Предуралья и Зауралья (взгляд современных ученых)»

Список литературы

1. Белавин А.М., Крыласова Н.Б. Древняя Афкула: археологический комплекс. Пермь: ПГПУ, 2008. 603 с.

2. Иванов А.Г. Этнокультурные и экономические связи населения бассейна р. Чепцы в эпоху средневековья: конец V - первая половина XIII вв. Ижевск, 1997. 309 с.

3. Казаков Е.П. Булгарское село X-XIII веков низовий Камы. Казань, 1991. 176 с.

4. Крыласова Н.Б., Белавин А.М., Ленц Г.Т. Мусульманский некрополь Рождественского археологического комплекса на р. Обва и проблема средневековых мусульманских кладбищ в Предуралье // Труды КАЭЭ. Вып. 3. Пермь, 2003. С. 56-71.

5. Кызласов И.Л. Аскизская культура Южной Сибири X-XIV вв. М., 1983. 128 с.

6. Руденко К.А. Тюрский мир и Волго-Камье в XI-XIV вв. Казань, 2001. 256 с.

УДК 902/904

Пермякова Анна Владиславовна

магистрант I курса исторического факультета

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет Пермь,

Россия, e-mail: [email protected]

ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ОТНОШЕНИЯ СРЕДНЕВЕКОВОГО НАСЕЛЕНИЯ

ПРЕДУРАЛЬЯ И ЗАУРАЛЬЯ (ВЗГЛЯД СОВРЕМЕННЫХ УЧЕНЫХ)

Anna V. Permyakova

Master first year of history faculty Perm state humanitarian pedagogical university Perm, Russia, e-mail: [email protected]

ETHNOCULTURAL RELATION MEDIEVAL SOCIETY OF CIS-URAL AND TRANS-URAL (TO VIEW OF MODERN SCIENTISTS)

Аннотация. В статье отражены взгляды современных исследователей на отношения средневекового населения Предуралья и Зауралья. Выделены два варианта миграции с востока на запад (VII-IX вв.) и с запада на восток (IX-XIV вв.), указаны основные категории изделий, считающиеся «маркерами» определенного населения.

Ключевые слова: средневековье, Зауралье, Предуралье, миграция, украшения.

Abstract. The article reflects the views of the modern scientists on the relations of the medieval population of the Urals and the Trans-Urals. Two variants of migrations: from east to west (VII-IX centuries) and from west to east (IX-XIVcent.). The main categories were indicating «markers» to the medieval population.

Keywords: Medieval, Trans-Ural, Cis-Ural, migration, jewelry.

© Пермякова А.В., 2017

Вопросы о взаимодействии Зауралья и Предуралья возникают довольно давно. Для начала стоит разобраться, что непосредственно такое Предуралье и Зауралье. С точки зрения географии под Предуральем обычно понимается территория, прилегающая к западному склону Урала, главным образом в бассейнах рек Кама и Печора, окраинная часть Восточно-Европейской равнины [10]. С археологической точки зрения для обозначения данной территории традиционно использовался термин «Верхнее Прикамье», что с точки зрения физической географии неверно, поскольку Верхнее Прикамье включает лишь земли бассейна верховьев р. Камы от истоков до впадения в нее р. Вишеры, а территории культур, которые обычно исследуются в обозначенном регионе, простираются гораздо дальше к югу [7, с. 4]. Что касаемо территории Зауралья, возникают определенные вопросы. С точки зрения географии Зауралье - природная территория, прилегающая к восточному склону Урала в бассейнах рек Тобол и Обь, окраинная часть Западно-Сибирской равнины [10]. Однако при упоминании данного термина в археологической среде почти никогда не указываются территориальные рамки (Ю.А. Подосенова, А.В. Гордиенко, А.М. Белавин), что конкретно понимается (одинаковое значение принимают и восточный склон Уральских гор, и область Западно-Сибирской равнины вплоть до р. Иртыш). Если рассматривать взаимосвязанные культуры на территории Западно-Сибирской равнины, то представляется возможной версия считать Зауральем территорию от западного склона Уральских гор до Обско-Иртышского поречья. Таким образом, естественными границами становятся реки.

К проблемам взаимосвязи населения территорий Зауралья и Предуралья обращались такие исследователи, как А.А. Спицин, М.В. Талицкий, В.А. Оборин, Р.Д. Голдина и многие другие. На некоторое время вопрос исчез из поля зрения исследователей, однако в настоящее время можно наблюдать возвращение интереса к данной тематике.

Первым трудом современной истории изучения вопроса станет «Камский торговый путь» А.М. Белавина. В данной работе комплексно исследованы

связи Верхнего Прикамья (Пермского Предуралья) в эпоху средневековья. Автор разделяет зауральский импорт изделий в Прикамье и прикамские вещи на территории Зауралья. К зауральскому импорту относятся отдельные вещи звериного стиля (в частности, зооморфные пронизки), поскольку имеют большую древность в Зауралье, бляхи с различными изображениеми медведей, рукояти кинжалов и ножей с зооморфным сюжетом, шумящие подвески (биконьковые). А.М. Белавин выделяет два основных этапа миграции зауральского населения: 1) в конце IV - начале V в. н.э. позднесаргатское население двигалось по степным «языкам», вступило в контакт с местным гляденовским населением и дало начало харинской и ломоватовской культурам; 2) VII-IX вв. происходит новая миграция зауральского населения, что отражается в наличии зауральской керамики на средневековых городищах Пермского Предуралья (посуда связывается с памятниками оронтуровского типа). Позднее, во время распространения родановской культуры в Пермском Предуралье, встречаются изделия, определяемые как вещи кинтусовского этапа нижнеобской культуры, в частности, глянные антропоморфные изображения [3, с. 167]. К концу I - начала II тыс. характер взаимодействия меняется. Если до этого времени основной вектор импорта был из Зауралья в Предуралье, то в конце I - начала II тыс. н.э. направление меняется на противоположное. Предуральский импорт также предлагается разделить на два этапа: 1) IX-XI вв.; 2) XII-XIV вв., что также соотносится с разделением культур в Пермском Предуралье (ломоватовская и родановская). 1 -й этап - шумящие подвески (умбоновидные, арочные, коньковые), подвески коробочки и флаконовидные подвески, пронизки со вздутиями, биметаллические кресала, гривны глазовского типа, привески в виде утиных лапок. 2-й этап - шумящие биякорьковые и якорьковые, пронизки со вздутиями и шумящими привесками, а также наличие керамики на ряде памятников Зауралья.

В тот же год выходит монография В.И. Семеновой «Средневековые могильники Юганского Приобья». Автор отмечает усиление влияния Прикамья на население Зауралья и Западной Сибири в период рубежа I-II - первой

половины II тыс. н.э. [9, с. 176]. Рассматривается также вопрос о проникновении в Западную Сибирь предметов из Предуралья, и представляются различные интерпретации: следствие торгово-обменных и брачных контактов, отражение процессов переселения отдельных групп приуральского населения на восток [9, с. 176].

Н.Б. Крыласова в своей монографии «История Прикамского костюма» указывает на обычай, пришедший с территории Западной Сибири (ложные косы) и накосники (арочные и биконьковые подвески), которые зрительно увеличивали косы. Сумочки также считаются пришедшими с территории обитания древних хантов и угров [6, с. 67]. Следующим трудом Н.Б. Крыласовой, где рассматриваются отношения Предуралья и Зауралья, становится «Археология повседневности. Материальная культура средневекового Предуралья». В ней обращается внимание на распространение кресал на территории Зауралья, в частности, зооморфных и биметаллических кресал. Биметаллические кресала, возможно, также попали в Западную Сибирь сначала из Предуралья, но впоследствии здесь возникает их местное производство со своими стилистическими и технологическими особенностями. Аналогии местных изделий найдены также и среди флаконовидных подвесок Зауралья [7, с. 241].

А.В. Гордиенко в статье «К вопросу о культурных связях Сургутского и Томско-Нарымского Приобья во второй половине I тыс. н.э.» указывает на население, которое занимало территорию нижней Оби как на посредников для распространения приуральских вещей. «В свою очередь, население Сургутского Приобья по отношению к среднеобскому могло выступать в качестве посредника в распространении предметов приуральского происхождения. Как отмечает В.А. Могильников, при участии нижнеобского населения на Среднюю Обь проникали вещи из Прикамья, в частности, характерные для У1-УП вв. накладки в виде человеко-лося» [4, с. 70].

Ю.А. Подосенова в своей кандидатской диссертации «Височные украшения населения Пермского Предуралья в эпоху средневековья»

рассматривает аналогии местных изделий, которые были обнаружены на территории Зауралья и дает этому свою интерпретацию. Выделяются такие категории, как калачевидные височные украшения, проволочные височные украшения без привесок округлой формы и с петелькой в основании, височные украшения с грушевидной привеской и зерносканным декором калачевидные височные украшения.

Прикамские материалы единично встречаются на территории Зауралья и Приобья на протяжении всего средневековья. Однако примерно с Х в. ситуация меняется, на этой территории широко распространяются прикамские височные украшения [8, с. 162]. Также дается своя интерпретация данного явления: вероятнее всего, массовый прикамский материал свидетельствует об активном перемещении отдельных предуральских групп на восток. Вполне вероятно, что переселение жителей Среднего Предуралья на восток первоначально было вызвано экономическими причинами (необходимость продвижения за пушным зверем как за ценностью) [8, с. 164].

Следующей «вехой» будут служить труды А.А. Адамова. Исследователь отмечает, что перстни булгарского типа постепенно распространялись с запада на восток, при этом создавались местные центры. На территорию Зауралья подобные перстни проникают из Предуралья (местного центра изготовления) [2, с. 49]. Также в другой статье «Городища XII-XIV вв. в Тобольском Прииртышье» автор указывает на волну миграции предуральского населения: «Исследования последних лет в Тобольском Прииртышье позволяют рассматривать культуру населения XII-XIV вв. как результат продвижения к устью р. Тобол значительной группы населения из Предуралья. В Тобольском и Вагайском районах Тюменской области выявлено более 20 памятников этого периода - это городища и поселения, грунтовые могильники, культовое место» [1].

А.В. Гордиенко в своей монографии «Среднее Зауралье в эпоху раннего средневековья» указывает, что «культурогенез молчановской культуры представляет собой синтез зеленогорских, батырских, бакальских, кушнаренковских, ломоватово-поломских и неволинских традиций. По своей сути молчановская культура представляет собой этнокультурный конгломерат -

сообщество культурных традиций Западной Сибири и Приуралья» [5, с. 122]. На основе височных подвесок - бронзовая цельнолитая овальная дужка, с другой стороны полукруглое по форме плоское ушко - установлена датировка VII в. Однако на территории Предуралья такие украшения появляются позже, что позволяет сделать вывод о перемещении неких групп населения с востока на запад.

Таким образом, на современном этапе наблюдается возвращение интереса со стороны исследователей к взаимодействию населения по обе стороны Уральских гор. Выделенные два варианта миграции с востока на запад (VII-IX вв.) и с запада на восток (IX-XIV вв.) до сих пор представляются наиболее верными. Основными категориями изделий рассматриваемых как маркер являются: височные кольца, браслеты, перстни, биметаллические кресала и различные подвески. Тем не менее не раскрытыми до конца остаются вопросы, связанные с причинами миграций, центрами изготовления изделий-«маркеров», этническим составом миграций. Дальнейшие исследования позволят более полно и подробно рассмотреть причины данных тенденций.

Список литературы

1. Адамов А.А. Городища XII-XIV вв. в Тобольском Прииртышье [Электронный ресурс]. URL: http://www.rusarch.ru/adamov2.pdf (дата обращения: 29.04.17)

2. Адамов А.А. Серебряные перстни с чернением булгарского типа из Предуралья // Труды Камской археолого-этнографической экспедиции. Вып. 9. Пермь: ПГГПУ, 2014. С. 44-49.

3. Белавин А.М. Камский торговый путь: средневековое Предуралье в его экономических и этнокультурных связях. Пермь: ПГПУ, 2000. 200 с.

4. Гордиенко А.В. К вопросу о культурных связях Сургутского и Томско-Нарымского Приобья во второй половине I тыс. н. э. // Вестник Томского государственного университета. 2011. № 345. С. 69-72.

5. Гордиенко А.В. Среднее Зауралье в эпоху раннего средневековья. Тюмень: РИЦ ТГИК, 2016. 228 с.

6. Крыласова Н.Б. История Прикамского костюма. Пермь: ПГПУ, 2001. 260 с.

7. Крыласова Н.Б. Материальная культура и быт средневекового населения Пермского Предуралья: дис. ... д-ра ист. наук. СПб., 2008. 530 с.

8. Подосенова Ю.А. Височные украшения населения Пермского Предуралья в эпоху средневековья: дис. ... канд. ист. наук. Казань, 2009. 207 с.

9. Семенова В.И. Средневековые могильники Юганского Приобья. М.: Наука, 2001. 296 с.

10. Словарь «География России» [Электронный ресурс]. М.: Большая Российская энциклопедия / гл. ред. А.П. Горкин. URL: http://russian_geography.academic.ru/2428 (дата обращения: 29.04.17).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.