tional potential. The article discovers possible ways of using this source at the humanitarian cycle lessons for analysis of various aspects of spiritual and moral culture of peoples of Russia.
Key words: legends, the Copper Mountain Mistress, Bazhov, the Ural Mountains, basics of spiritual and moral culture, cultural and educational potential
Дмитрий Абрамов
Средневековые памятники архитектуры и искусства многонациональной Каффы
Статья продолжает серию очерков о средневековом наследии Крыма. Этот многонациональный регион является колыбелью культурно-исторического достояния народов Восточной и Юго-Восточной Европы. Город Феодосия был основан греческими колонистами из Милета в VI веке до н. э. Средневековое название города было Каффа, впервые упоминаемое во время императора Диоклетиана (284-305). Со времени генуэзского владычества до наших дней дошло восемь христианских храмов.
Ключевые слова: многонациональный Крым, Феодосия, Каффа, историко-культурное наследие, история Крыма, средневековые памятники Крыма
Феодосия - по-гречески «Богом данная». Большой, многонациональный портовый город на юго-восточном побережье Таврии у подножия Крымских гор. Здесь самым невероятным образом сошлись и гармонично переплелись Восток и Запад. Этот загадочный средневеково-за-падно-евроазиатский колорит, «таинственная душа» города у теплого, ласкового моря в свое время вдохновили и определили творчество одного из самых талантливых отечественных писателей мистико-романтического жанра А. Грина, жившего и творив-
Дмитрий Михайлович Абрамов,
кандидат культурологии, заведующий сектором исторических исследований Музея древнерусского искусства имени Андрея Рублева, доцент кафедры региональной истории и краеведения ИАИ РГГУ (Москва), abramov_dmitriy@mail.ru
шего в Феодосии и в Старом Крыму в период и в «сумерках» Серебряного века. Здесь родились шедевры отечественной романтики XX века: «Алые паруса», «Бегущая по волнам», «Корабли в Лиссе» и др. Образы залитых солнцем приморских городов, с их портом, причалами, пирсами, молом, складами, припортовыми кривыми улочками, средневековыми башнями и стенами, магазинчиками, тавернами, кафе встречают читателя на страницах произведений А. Грина. Правда, города эти названы автором вымышленными именами: Зурбаган, Гель-Гью, Дагон, Лисс. Описание последнего представлено наиболее ярко: «Интернациональный, разноязычный город определенно напоминает бродягу, решившего, наконец, погрузиться в дебри оседлости. Дома рассажены, как попало, среди неясных намеков на улицы, но улиц, в прямом смысле слова, не могло быть в Лиссе уже потому, что город возник на обрывках скал и холмов, соединенных лестницами, мостами и винтообразными узенькими тропинками. Все это завалено сплошной густой тропической зеленью, в веерообразной тени которой блестят детские, пламенные глаза женщин. Желтый камень, синяя тень, живописные трещины старых стен; где-нибудь на бугорообраз-ном дворе - огромная лодка, чинимая босоногим, трубку покуривающим нелюдимом; ... рынок на сваях, под тентами и огромными зонтиками; блеск оружия, яркое платье, аромат цветов и зелени, . гавань - грязная, как молодой трубочист, свитки парусов; их сон и крылатое утро, зеленая вода, скалы, даль океана; ночью - магнетический пожар звезд, лодки со смеющимися голосами - вот Лисс».
История Феодосии не прерывается уже почти 25 веков. Практически вечный город на берегу почти идеального по форме и размерам залива, где не тесно, но уютно большим кораблям. Живописное архитектур-
ное наследие средневековой Каффы невозможно скрыть зданиями поздней застройки. Оно «пробива-| § ется» благодаря предгорному ландшафту местности,
I | накладывает печать на сеть его кривых и тянущихся
| | в гору улиц, «фонит» и создает определенную чувствен-
| ° ную атмосферу.
I з Особенно хорошо это заметно в южном и западном
| секторах города. Яркие, колоритные памятники средне-
5- I вековой эпохи Каффы сохранялись длительное время,
| многие дожили до нашего времени. Наиболее яркое
то
представление о средневековой крепости города дает '! целый ряд объектов оборонного зодчества.
Л Об устройстве цитадели и крепости XIV столетия
свидетельствуют оборонительные сооружения восточной части Карантинного холма. Здесь до сих пор сохраняются отдельные части куртин морского сектора укреплений. На правом фланге они замкнуты угловой башней Джустиниани. Эта башня находится на территории недоступной для посещения. Она неоднократно перестраивалась, что затрудняет ее характеристику, как памятника архитектуры. Сохранились и остатки стен восточного и южного секторов цитадели с тремя башнями. Одна из этих башен - безымянная, соседствующая с башней Джустиниани, сохранилась лишь на уровне фундаментов. В стене два входных проема - калитка и ворота. Боевые ходы и лестницы в башнях и стенах давно отсутствуют. Они были деревянные и не закреплялись капитально. Это делалось с целью препятствия продвижению противника по всему кольцу стен и башен, в случае захвата им какого-то участка укреплений. При необходимости деревянные настилы и лестницы легко и быстро разбирались и обрушивались. В относительно хорошем состоянии угловая пятиярусная башня юго-восточного сектора цитадели, называемая башней папы римского Климента VI. Большинство ее бойниц
и зубцов сохранились. Кладка стен прочна и монолитна. Три стены воротной башни цитадели (за исключением внутренней), именуемой башней Криско, сохранились до наших дней. В худшем состоянии башня ворот юго-восточного сектора цитадели. От этих ворот сохраняются лишь две стены высотой два с половиной яруса.
Из линии внешних оборонительных сооружений конца ХГУ-ХУ века можно увидеть остатки Круглой башни, находящейся в полете арбалетной стрелы (около 400 м) северо-западнее цитадели. Практически это - полуразрушенный овальный в плане форт с остатком стены высотой до 10 метров. В верхней части стены форта сохраняется аркатурный (итальянский) пояс XV века, напоминающий собой бойницы-«машикули». Лучше сохранилась башня Константина, расположенная ранее в северной части внешней оборонительной линии стен. Практически целы все три ее стены по фронту и флангам. Разрушена только внутренняя стена.
Вдоль сохранившейся части по верху сохраняются три ряда аркатурного пояса XV столетия. По фронту над стеной высятся 4 зубца. Вероятно, между 2-м и 3-м ярусами, там, где кладка башни Константина переходит из наклонной в вертикальную, в стене сохраняются остатки массивных деревянных лаг, выпущенных наружу. По ним в Средневековье был выложен настил из толстых досок. Это был своего рода балкон, по которому передвигались генуэзские стрелки-арбалетчики и стрелки с аркебузами. Общий вид башни Константина величествен и монументален. Именно эта башня наиболее ярко передает образ и несет в себе дыхание средневековой Каффы. Сохраняются остатки укреплений и оборонительного рва у подножья круглой баши св. Фомы в восточном секторе линии стен. От самой башни, правда, остался лишь нижний ярус с треснувшей кладкой высотой в 5-6 метров.
Все это - живописные руины, которые могут расска-
¡Е ^ зать опытному глазу исследователя - историка и архи-
| тектора довольно много о величественном прошлом
| 1 Каффы.
| | В наличии и еще ряд объектов внешней линии,
| ° скрытых на небольшой глубине под землей или обнажен-
| 2 ных археологами в ходе раскопок различного времени,
| ^ рондели и демилюны. Они были построены генуэз-
5- = цами в первой половине XV века, для противодействия
со и > > о
§ тяжелой бомбардировочной артиллерии возможного
противника [1].
1 Кроме того, яркую картину средневековой крепости
Л можно увидеть на изображениях и рисунках эпохи Но-
вого времени. Вид укреплений Каффы с восточной стороны был сделан в конце XVIII века. Рисунок приведен в книге П. Сумарокова «Досуги крымского судьи», опубликованной в 1805 году. По рисунку можно определить, что в конце XVIII столетия основная часть линии стен и башен Каффы еще сохранялась и вполне четко определяла средневековую часть города Феодосии [2]. В альбоме К. Кюгельхена сохранилось изображение западного фасада цитадели, сделанное чуть менее двухсот лет назад - в 1820 году. На рисунке отчетливо изображены шесть башен и двое ворот цитадели. Одна из башен - четырехъярусная круглая угловая, сохранявшая на своем венце все зубцы. На рисунке из альбома Е. де Вильнёва 1853 года представлены остатки и руины когда-то мощной круглой угловой башни и стен юго-восточной части внешней линии укреплений. В том же альбоме есть изображение пятиярусной квадратной в плане Доковой башни, стоявшей на невысоком обрыве у самого моря. У башни сохранялись остатки зубцов и мощные ворота, ведущие внутрь сооружения с суши.
Со времени генуэзского владычества до наших дней дошло восемь христианских храмов. Существует мне-
ние, что наиболее древним из них является ромейский (византийский) собор Введения во храм Пресвятой Богородицы. В настоящее время он напоминает по своей планировке трехнефную базилику. Базилики ромеи стали строить в Крыму не позднее VI века - в период поздней античности и раннего Средневековья.
Так, в Херсонесе - самом крупном городе Крымского полуострова той эпохи - христианские храмы по археологическим данным принадлежат времени не ранее конца IV - начала V века. Одним из самых ранних христианских храмов является базилика с «трехле-пестковой» апсидой из симметрично расположенных полукруглых ниш, построенная уже в V веке в восточной части города [3, с.15].
Упомянутый трехнефный архитектурный храм в Каффе был «открыт» в 1829 году в ходе перестройки городской соборной церкви. Базилика имела древний коробовый свод, на котором в Новое время воздвигли световой барабан с шатровым покрытием в псевдороманском стиле. Однако базилики того типа, что лежит в основании храма Введения, могли построить и генуэзцы в XIV-XV веках.
Сложную архитектурную историю имеет и армянский храм Св. Сергия (Саркиса) в старой (средневековой) части города близ порта. Он имел изначально вид прямоугольной в плане базилики, перекрытой полуциркульным сводом на подпружных арках. В восточной стене храма устроены три апсиды. Боковые апсиды расположены внутри несущих боковых стен. Центральная апсида вынесена наружу. На следующем строительном этапе, вероятно, в XV веке, к главному объему постройки с запада добавили притвор с полуцилиндрическим сводом - гавит, а с севера - ризницу. Ризница состоит из двух смежных помещений. Меньшее помещение - квадратное в плане, перекрыто сводом с лож-
ными нервюрами в позднем готическом стиле. Большее
г помещение - трапециевидное в основании, перекрыто
! § несущим коробовым сводом.
I! С XVII века, уже в период османского владычества
| | при храме Св. Сергия был устроен скрипторий, где из-
| ° вестные армянские изографы работали над богослов-
| 2 скими, философскими, историческими текстами и ми-
| ^ ниатюрой. Скрипторий и храм имели совмещенный
5- I центральный вход, порталом которого служил нижний
| ярус колокольни, сохраняющийся ныне в виде не свя-
то
занного с храмом отдельного архитектурного сооруже-Ц ния со стрельчатыми готическими арками и крестовым
Л сводом на четырех столпах. Колокольня оформлена
в духе, свойственном зодчеству армян поздней готики. На ее фасадах размещены пояса из характерных рельефных розеток и ряды легких декоративных консолей, поддерживающих межъярусный карниз. Храм Св. Сергия продолжал действовать дольше прочих армянских храмов. За время его существования там была собрана группа особых памятников - поминальных рельефных плит с изображением армянских крестов-хачкаров. Мнения специалистов относительно даты постройки храма расходятся и колеблются в промежутке от середины XI до начала XIV столетия.
Следование итальянским образцам проявилось в какой-то мере и в архитектурном оформлении армянского храма Св. Иоанна Предтечи, построенного в 1348 году западнее - в полете стрелы, пущенной из лука (около 200 м), от древней цитадели Каффы. Храм членится на два смежных помещения. Основа конструкции центральной части базируется на системе крестового перекрытия. Последнее подчеркнуто внешне пересекающимися объемами двускатных кровель над продольными и поперечными сводами, а также боковыми фронтонами. В средокрестии установлен восьмигранный
барабан с невысоким многогранным шлемом. Это напоминает об архитектурных особенностях храмов Закавказья. Притвор - гавит, пристроенный несколько позднее к западному фасаду храма, состоит из трех нефов, перекрытых цилиндрическими сводами на под-пружных арках. Внутреннее пространство храма изящно декорировано. Арки сводов опираются на полукапители в виде свисающих сталактитов. Единственный западный портал входа в основной зал обрамлен свойственной армянскому искусству «сельджукской цепью», как бы сплетенной из каменных жгутов, и богатым растительным орнаментом. Главная достопримечательность храма Иоанна Крестителя - рельефная композиция, передающая евангельский сюжет евхаристии. Здесь представлены скульптурные изображения двенадцати апостолов, помещенных на полочках-карнизах ниже конхи алтарной апсиды, справа и слева от Христа. В простенках перед алтарной частью здания размещены рельефные изображения св. Иоанна Предтечи и св. Николая. Эти рельефы переходят местами в горельеф - почти объемную скульптуру, дополненную добротной проработкой деталей. Подобный художественный подход в трактовке религиозных сцен был характерен для убранства и стилевых особенностей католических храмов Юго-Западной Европы. Все это подчеркивает тесную связь Каффы с западно-христианским миром и его художественными новациями и запросами.
Армяно-католическому приходу принадлежит и храм Св. Георгия, который прежде являлся не приходским, а монастырским. Вместе с примыкавшим к нему кладбищем храм занимал обширную территорию севернее внешней линии оборонительных сооружений средневекового города. Памятник дошел до нашего времени в искаженном виде, затрудняющем его атрибуцию.
В прямоугольном объеме постройки различаются две основные части. Восточная часть построена из камня-| § известняка грубой обработки в первой половине
| 1 XV века. Она перекрыта полуциркульным сводом
| | на подпружных арках. Центральная и западная части,
с о о о
2 ° более поздней постройки, сложены правильной клад-
§ 2 кой. Западная часть несет сводчатое перекрытие [4].
Е £ Храм Св. Архангелов Михаила и Гавриила, находя-
5-1 щийся в западной части города недалеко от средневе-
1 ковой цитадели, отличается по своей архитектуре
от других культовых сооружений армян. Специалисты 1 полагают, что зодчие храма Архангелов без сущест-
Д. венных отступлений воспроизвели в нем генуэзскую
архитектуру. Внешние конструктивные особенности храма отражают сближение религиозного мировоззрения западнохристианской и армянской общин. История этого вопроса довольно сложна, но связана с армянской общиной Каффы и вызывает особый интерес.
Единственное средневековое армянское государство Киликия на юге Малой Азии (современная Ан-талия) и Северной Сирии с XI века процветало под управлением династии Рубеидов. Во время Первого, Второго и Третьего крестовых походов (1096-1192) небольшая по территории, но хорошо укрепленная природными условиями Киликийская Армения активно помогала крестоносцам всеми силами и средствами и, таким образом, значительно ослабила натиск мусульман на свои земли. Уже после Третьего и накануне Четвертого крестового похода германский император Генрих IV, преемник Фридриха Барбароссы, провозгласил армянского правителя Льва II царем. А в январе 1198 года Лев II был коронован в городе Тарсе. После захвата Константинополя крестоносцами Запада и образования Никейской империи Киликия заключила мир
т т о и о
и союз с Никейской империей против турок-сельджуков. Влияние Малой Армении (так стали называть Ки-ликию) распространилось до Каппадокии. Появление монголов в Северной Месопотамии вызвало у армянских царей стремление заключить с ними союз против сельджуков.
В 1253 г. царь Малой Армении Гетум I лично прибыл в Каракорум в ставку великого хана Мункэ и просил хана рассмотреть договор о союзе. В договоре имелись пункты о том, чтобы хан помог установить дружбу христиан и монголов, освободить духовенство от податей, возвратить Святую Землю христианам. Хан также обещал вернуть земли, ранее отнятые у армян мусульманами, и обязать всех монгольских военачальников оказывать помощь армянскому царю. Договор был подписан и вступил в силу. Гетум I привлек к союзу с монголами и князя крестоносного государства Антиохии Боэ-мунда. Этот союз был скреплен брачными узами Боэ-мунда и дочери Гетума. Со второй половины XIII века Киликийская Армения находилась под покровительством монгольского государства Хулагидов. Несмотря на то, что соседние территории Сирии и Палестины в основном были захвачены египтянами, Киликия то пользовалась поддержкой монголов, то вступала в союз с крестоносными-франкскими государствами и отбивала наступления мусульман. С падением крестоносных государств под ударами Египта (1291 год) положение Малой Армении усложнилось. Армянские цари и духовенство обращали свои взоры на Запад, пытаясь добиться помощи то у Константинополя, то у Рима. Однако в тот период времени восточная политика мало интересовала ромейских базилевсов. Но Рим и его прелаты под предлогом оказания военной и духовной помощи все активнее участвовали во внутренней жизни и в делах Армянской церкви [5, с.186-187, 208]. Дело за-
кончилось унией Армянской григорианской (монофи-зитской) и Римско-католической конфессий в 1438 году. | § Армянское население диаспор Ближнего Востока, Вос-
I f точной и Юго-Восточной Европы, Крыма было пре-
! ! красно осведомлено об этом и придерживалось унии.
¡Ü ° Храм Св. Архангелов Михаила и Гавриила построен
| g в 1408 году, когда Армянская григорианская церковь
i II уверенно шла к унии с Римом. Здание состоит из двух
4 и
5- I частей: большого однонефного зала и поперечного
| трансепта. По сути это типичный для Средневековья
со
крестовый в плане храм. Подобные здания строились, как правило, в Закавказье, на Балканах, в Северной Л Италии. По сторонам большого зала проходят узкие
коридоры, имитирующие боковые нефы. На месте пересечения центрального нефа и трансепта установлен восьмигранный барабан с невысоким полусферическим шлемом. На перекрытие бокового нефа, в северо-западном углу строения, поставлена легкая шестистолпная звонница. И сам барабан и звонница ярко характеризуют памятник, ибо созвучны своими стилевыми особенностями многим христианским памятникам Закавказья. Наружным объемам постройки придан вид равнозначного креста. Центральный пор-
О О 1
тал со стрельчатой нишей над ним и профилированным наличником в плоскости главного фасада имеет также два оконных проема. Интерьер храма лаконичен. Основной декор - арки стрельчатого профиля, а также детали свода, наделенного в боковых крыльях трансепта нервюрами в стиле ложной готики. Описанные особенности архитектурного устройства храма свойственны и многим равным ему по возрасту постройкам Западной Европы.
В архитектурном устройстве базилик, дошедших до нашего времени, все свидетельствует о том, что это были небольшие приходские храмы, построенные
средними слоями горожан: латинян-генуэзцев, армян, греков и русских в эпоху развитого Средневековья.
Три храма-базилики, расположенные в Карантине (западной прибрежной части средневековой Каффы), возведены в XIV - самом начале XV века. Это храмы Св. Иоанна Богослова, Св. Георгия, Св. Стефана. Это обычные трехнефные базилики с одной апсидой, выступающей на запад. Их перекрытия - полуцилиндрические своды на подпружных арках. Увенчаны они двускатными крышами, кладка стен базилик выполнена из обработанного бута, а своды, пилястры, профилированные обрамления проемов и другие детали архитектурного декора - из тесаных плит известняка.
Церковь Св. Иоанна Богослова имеет два портала -центральный и боковой (северный). Этот храм отличается от двух других базилик специфическими деталями интерьера. Здесь присутствует характерное для культовой архитектуры армян наличие в гавите особого места для моления - кивория.
Архитектурный облик храма-базилики Св. Георгия не дает полных оснований для суждения о его принад-
О О «_> 1
лежности той или иной христианской конфессии. Противоречивы и указания первых составителей планов Каффы. Храм называется здесь то армянским, то греческим.
Но в городе генуэзского периода существовало несколько православных храмов с фресковыми росписями. Во всяком случае, известно, что некоторые храмы здесь расписывал иконописец Феофан Грек. Еще не став знаменитым, изограф оставил угасавшую Ромейскую империю и направлялся блистать своим талантом, творить и писать в крупнейших городах Руси. Тогда он еще не знал, что в Русской земле вдохновение осенит его, как никогда ярко, и он оставит свой след в неповторимых образах фресок, икон соборов и храмов Новго-
Армянский храм Архангелов Гавриила и Михаила в Феодосии. Был построен в 1408 году из местного бутового камня. Здание венчает шлем на восьмигранном барабане. Звонница сооружена в архитектурном стиле, характерном для средневекового зодчества Закавказья.
Православный храм Иверской иконы Божией Матери в Феодосии.
В Средние века престол храма был освящен во имя святого Иоанна Предтечи. Архитектура здания напоминает армянские церкви XIII—XIV веков. В храме сохранились фрагменты фресок. Специалисты полагают, что они принадлежат кисти Феофана Грека.
рода Великого, Владимира-на-Клязьме, Москвы, Коломны. Лишь на время он остановился и в Каффе. Эти события принадлежат последней четверти XIV столетия. Но все это в очередной раз свидетельствует о тесных связях Великорусских земель с крупнейшими городами-портами Крыма и Северного Причерноморья.
В этом контексте почти однозначна атрибуция храма Св. Стефана. Это единственный памятник Каффы, сохранивший на своих стенах остатки древней монументальной живописи. В относительно хорошем состоянии до нашего времени дошли фрагментарные фресковые росписи алтарной апсиды. В своде апсиды написан Христос Спаситель, восседающий на престоле. Справа от Иисуса Христа - Богоматерь, слева -Иоанн Предтеча. Ниже передана сцена евхаристии. Ближе к центру алтаря изображен Иисус - Сын Божий с чашей (наполненной Его Спасительной кровью), правее - шесть апостолов, обращенных к Нему же. В левой части алтаря ближе к центру - Спаситель с хлебом (Жертвенным телом) и такая же группа апостолов левее Него. На оси композиции помещено поясное изображение Богородицы с Младенцем. На западной стене храма уцелели фрагменты фресок, передающих сцену Страшного суда. Сохранившиеся фотографии начала XX века позволяют утверждать, что здесь сохранялись изображения грешников в огненной реке, поверженный Иуда, а справа от входного портала - изображение райских врат с фигурами св. Серафима и Богородицы. Все эти сюжеты свидетельствуют о православной, греческой принадлежности храма. Специалисты отме-
и и 1 и
чают свойственный фрескам колорит, построенный на сочетании коричневого и розового тонов, контрастирующих с фоном лазурного оттенка. Росписи сопровождаются греческими надписями. Они выдают перо добротного мастера, который являлся современником
Феофана Грека и явно был хорошо знаком с творчеством великого изографа. Характер росписи целиком соответствует греческим канонам, потому и сам храм, безусловно, относится к православной конфессии. В означенном районе феодосийского Карантина, помимо храма мв. Стефана, располагалось, по меньшей мере, еще восемь-девять не существующих ныне христианских храмов, среди которых явно было несколько православных.
Литература:
1. Бочаров С.Г. Фортификационные сооружения Каффы: конец XIII - вторая половина XV в. // Причерноморье в Средние века. СПб., 1998. Вып. 3. С. 9-17.
2. Сумароков П.И. Досуги крымского судьи, или Второе путешествие в Тавриду. СПб., 1805. Ч. 2.
3. АбрамовД.М. Тысячелетие вокруг Черного моря. М.: Алгоритм, 2007.
4. Якобсон А.Л. Армянская средневековая архитектура в Крыму // Византийский Временник. 1956. Т. 8 (33). С.166-191.
5. Абрамов Д.М. История Средних веков. Восточно-христианские государства в эпоху К-Ш вв. М., 2002. С.186-187, 208.
Dmitry Abramov,
Ph. D. Culturology, Head of Historical Research, Andrei Rublev Museum of Early Russian Art, Associate Professor, Department of Regional History and Regional Studies, Russian State University for the Humanities (Moscow), abramov_dmitriy@mail.ru
Western European medieval heritage of multinational Caffa
The article continues the series of essays on the Crimean medieval heritage. This multinational region is more than a cradle of the cultural and historical heritage of Eastern and South-Eastern Europe. The city of Feodosia was founded by Greek colonists from Miletus in the 6th century BC and bore the name Caffa, first mentioned during Emperor Diocletian's ruling (284-305). Since the time of Genoese domination, eight Christian churches have survived to this day.
Keywords: multiethnic Crimea, Feodosia, Caffa, historical and cultural heritage, history of Crimea, medieval monuments of Crimea