Научная статья на тему 'Средневековые ирландские тексты Immrama на страницах отечественных диссертаций'

Средневековые ирландские тексты Immrama на страницах отечественных диссертаций Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
226
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
«ПЛАВАНИЯ» / IMMRAMA / РУССКИЕ ДИССЕРТАЦИИ / ИНОЙ МИР / PEREGRINATIO / НАТИВИСТЫ И АНТИНАТИВИСТЫ / ИРЛАНДИСТИКА / КЕЛЬТОЛОГИЯ / RUSSIAN DISSERTATIONS (THESES) / THE OTHERWORLD / NATIVISM AND ANTI-NATIVISM / IRISH STUDIES / CELTIC STUDIES

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Богданова А. А.

Введение . Статья посвящена феномену средневековых ирландских историй «Плавания» (др.-ирл. Immrama, VII-X вв.) в контексте отечественных диссертаций. На основе анализа тринадцати диссертаций, где упоминаются эти тексты, выделено шесть направлений проблематики, из которых четыре рассмотрены подробно. Цель автора статьи выявить и охарактеризовать использование проблематики средневековых ирландских текстов Immrama в отечественном диссертационном опыте. Материалы и методы . В исследовании использованы источники из электронных библиотек Российской государственной библиотеки (РГБ) и базы данных ProQuest Dissertations and Theses Global. Также задействован материал из Информационно-библиотечного центра Тюменского государственного университета и Иностранного журнального фонда Российской национальной библиотеки (ИЖФ РНБ). Был проведен тематический анализ, компаративный анализ, собраны статистические данные. Результаты исследования, обсуждения . Последовательно анализируется обращение диссертантов к «Плаваниям» в рамках проблематики кельтского (ирландского) Иного мира, ирландской христианской культуры и практики, кратко отмечается использование текстов Immrama для иных целей (изучения истории ирландской литературы периода Кельтского Возрождения). В анализе развития тематики «Плаваний» автор затрагивает тесно связанные со спецификой текстов такие проблемы, как феномен ирландского паломничества (лат. peregrinatio) и дискуссию нативистов и антинативистов в кельтологии, поскольку сами диссертанты обращались к материалу Immrama в рамках данных контекстов. Заключение . «Плавания» зарекомендовали себя как перспективный междисциплинарный источник; генерация нового теоретического знания об этом объекте происходит в различных проблематико-тематических ракурсах (филологическом, мифологическом, культурологическом и историческом). Одновременно диссертационные исследования содержат рефлексию по поводу существующей научно-интеллектуальной ситуации в кельтологии, важную для понимания историографии жанра.Introduction . The article is devoted to the phenomenon of medieval Irish stories The Voyages (Old Irish Immrama , VII-X cen.) illustrated in the context of Russian Theses. Using the material of thirteen dissertations we could point out six themes the Immrama are involved in. The main are the problem of the Celtic (Irish) Otherworld, the Immrama in the Irish Christian tradition, nativism and anti-nativism discussion. The purpose of the article is to depict Immrama’s place in the Russian dissertation experience. Materials and methods . The research is based on sources from the Open Digital Dissertation Library of the Russian State Library (RSL) and the ProQuest Dissertations and Theses Global database. Some Theses was also taken from the University of Tyumen Library and the European Periodicals Fund of the Russian National Library (NLR). During the investigation thematic and comparative analysis was fulfilled and statistics was prepared about Theses quality, time of defense and scientific field. Results and discussion . The Theses authors appeal to the Immrama within the framework of the Celtic Otherworld, Irish Christian culture and other themes (as example, the Celtic Revival in Ireland). The author also concerns such problems as the phenomenon of the Irish pilgrimage (lat. peregrinatio ) and the nativists and antinativists discussion as they presented in Russian Theses. Conclusion . The Immrama has been established as a perspective interdisciplinary object, since the development of new theoretical knowledge occurs in various aspects (philological, mythological, cultural and historical). At the same time, Theses authors reflect on the contemporary situation in Celtic Studies making their own perception.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Средневековые ирландские тексты Immrama на страницах отечественных диссертаций»

Т. 6. № 1. 2020

Vol. 6, no. 1, 2020

И С ТО Р И Ч ЕС КИ Е Н А УКИ HISTORY

УДК 94(100)(415)

DOI: 10.30914/2411 -3522-2020-6-1 -9-18

Средневековые ирландские тексты immrama

на страницах отечественных диссертаций А. А. Богданова

Тюменский государственный университет, г. Тюмень, Россия

Введение. Статья посвящена феномену средневековых ирландских историй «Плавания» (др.-ирл. Immrama, VII-X вв.) в контексте отечественных диссертаций. На основе анализа тринадцати диссертаций, где упоминаются эти тексты, выделено шесть направлений проблематики, из которых четыре рассмотрены подробно. Цель автора статьи - выявить и охарактеризовать использование проблематики средневековых ирландских текстов Immrama в отечественном диссертационном опыте. Материалы и методы. В исследовании использованы источники из электронных библиотек Российской государственной библиотеки (РГБ) и базы данных ProQuest Dissertations and Theses Global. Также задействован материал из Информационно-библиотечного центра Тюменского государственного университета и Иностранного журнального фонда Российской национальной библиотеки (ИЖФ РНБ). Был проведен тематический анализ, компаративный анализ, собраны статистические данные. Результаты исследования, обсуждения. Последовательно анализируется обращение диссертантов к «Плаваниям» в рамках проблематики кельтского (ирландского) Иного мира, ирландской христианской культуры и практики, кратко отмечается использование текстов Immrama для иных целей (изучения истории ирландской литературы периода Кельтского Возрождения). В анализе развития тематики «Плаваний» автор затрагивает тесно связанные со спецификой текстов такие проблемы, как феномен ирландского паломничества (лат. peregrinatio) и дискуссию нативистов и антинативистов в кельтологии, поскольку сами диссертанты обращались к материалу Immrama в рамках данных контекстов. Заключение. «Плавания» зарекомендовали себя как перспективный междисциплинарный источник; генерация нового теоретического знания об этом объекте происходит в различных проблематико-тематических ракурсах (филологическом, мифологическом, культурологическом и историческом). Одновременно диссертационные исследования содержат рефлексию по поводу существующей научно-интеллектуальной ситуации в кельтологии, важную для понимания историографии жанра.

Ключевые слова: «Плавания», Immrama, русские диссертации, Иной мир, peregrinatio, нативисты и антинативисты, ирландистика, кельтология.

Благодарности: исследование подготовлено при финансовой поддержке Благотворительного Фонда В. Потанина (одобренная заявка № СК190003672), Оксфордского Российского фонда, гранта Комитета по науке и высшей школе (г. Санкт-Петербург, серия ПСП № 18312).

Для цитирования: БогдановаА.А. Средневековые ирландские тексты Immrama на страницах отечественных диссертаций // Вестник Марийского государственного университета. Серия «Исторические науки. Юридические науки». 2020. Т. 6. № 1. С. 9-18. DOI: 10.30914/2411-3522-2020-6-1-9-18

Introduction. The article is devoted to the phenomenon of medieval Irish stories The Voyages (Old Irish Immrama, VII-X cen.) illustrated in the context of Russian Theses. Using the material of thirteen dissertations we could

Old Irish Immrama in the context of Russian dissertations

A. A. Bogdanova

University of Tyumen, Russia, Tyumen

© Богданова А. А., 2Q2Q

point out six themes the Immrama are involved in. The main are the problem of the Celtic (Irish) Otherworld, the Immrama in the Irish Christian tradition, nativism and anti-nativism discussion. The purpose of the article is to depict Immrama's place in the Russian dissertation experience. Materials and methods. The research is based on sources from the Open Digital Dissertation Library of the Russian State Library (RSL) and the ProQuest Dissertations and Theses Global database. Some Theses was also taken from the University of Tyumen Library and the European Periodicals Fund of the Russian National Library (NLR). During the investigation thematic and comparative analysis was fulfilled and statistics was prepared about Theses quality, time of defense and scientific field. Results and discussion. The Theses authors appeal to the Immrama within the framework of the Celtic Otherworld, Irish Christian culture and other themes (as example, the Celtic Revival in Ireland). The author also concerns such problems as the phenomenon of the Irish pilgrimage (lat. peregrinatio) and the nativists and anti-nativists discussion as they presented in Russian Theses. Conclusion. The Immrama has been established as a perspective interdisciplinary object, since the development of new theoretical knowledge occurs in various aspects (philological, mythological, cultural and historical). At the same time, Theses authors reflect on the contemporary situation in Celtic Studies making their own perception.

Keywords: Immrama, Russian dissertations (Theses), the Otherworld, peregrinatio, nativism and anti-nativism, Irish Studies, Celtic Studies.

Acknowledgements: the research was supported by the Saint Petersburg Committee for Science and High School (grant PSP no. 18312), by the Vladimir Potanin Foundation (grant no. SK190003672) and by Oxford Russian Fund.

For citation: Bogdanova A.A. Old Irish Immrama in the context of Russian dissertations. Vestnik of the Mari State University. Chapter "History. Law". 2020, vol. 6, no. 1, pp. 9-18. DOI: 10.30914/2411-3522-2020-6-1-9-18 (In Russ.).

Введение

Группа средневековых ирландских историй о плаваниях (др.-ирл. 1ттгата) имеет развитую исследовательскую традицию; опыт их критического изучения мы находим еще во второй половине XIX века [9]. На настоящий момент, согласно современным библиографическим изданиям2, в эту группу, которую иногда условно обозначают как «жанр», принято включать «Плавание Брана, сына Фебала», «Плавание корабля Майль-Дуйна», «Плавание братьев Уа Корра» и «Плавание Снедгуса и Маг Риагла»3.

Учитывая долгий путь изучения «Плаваний» и их разностороннее привлечение для решения целого ряда проблем, мы обращаемся к опыту диссертационных исследований как важному и малоиспользуемому источнику научного зна-

1 Здесь и далее древне- и среднеирландские оригинальные лексемы и названия выделены курсивом - А. Б.

2 Bibliography of Irish Linguistics and Literature: from 1972 / ed. by R.O. Maolalaigh. URL: https://bill.celt.dias.ie/vol4/ index2.html (дата обращения: 1.11.2019).

3 Immram Brain meic Febail, Immram Mai le Duin, Immram

Curaig Ua Corra, Immram Snedgusa ocus Maic Riagla. Названия приведены в соответствии с изданием всех четырех произведений А. Г. ван Хамелем. Immramа / ed. by A. G. Van Hamel. Reprint. in: Dundalgan Press, Co. Louth. Dublin: School of Celtic Studies, 2004. 155 p.

ния о предмете, с одной стороны, и как наглядной картине восприятия этого предмета в исследовательской традиции - с другой. Круг наших задач лежит не только (и даже не столько) в пересказе того, кто и когда обращался к «Плаваниям», сколько в поиске главных точек соприкосновения проблематики этого «жанра» с научным интересом диссертантов, определения связей отечественного диссертационного дискурса с глобальной историографической средой, выявления рефлексии диссертантов на изменения и конкретную ситуацию в общем теоретико-проблемном поле Immrama.

Исследование осуществлено на основе материалов из электронной библиотеки диссертаций РГБ, электронной библиотеки диссертаций ProQuest Dissertations and Theses Global, собрания диссертаций Тюменского государственного университета, Иностранного журнального фонда РНБ4.

Всего «Плавания» фигурируют в тринадцати отечественных диссертациях, защищенных с 1999 по 2012 годы. Пик использования этого источника приходится на 2001-2005 гг., что в целом синхронно с зарубежным диссертационным опытом

4 Открытая электронная библиотека диссертаций РГБ. URL: http://diss.rsl.ru/ (дата обращения : ); ProQuest Dissertation & Theses Global. URL: https://www.proquest.com/products-services/pqdtglobal.html (дата обращения : 1.11.2019).

в англоязычном пространстве (см. рис. 1). Далеко не весь объем работ включен в базы данных, поэтому в количестве диссертаций последних лет наблюдается расхождение.

Отечественные диссертации Russian Theses

- -О - Зарубежные диссертации на английском языке Foreign Theses in English

Рис. 1. Изменение количества диссертаций, упоминающих

жанр Immrama, в период с 1999 по 2016 гг. (по материалам

электронных библиотек диссертаций РГБ и ProQuest) / Fig. 1. The appearance of new Theses mentioning the Immrama (1999-2016) (based on the Russian State Library's

Electronic Dissertation and ProQuest database material)

Тематический контекст упоминания «Плаваний» можно классифицировать следующим образом:

1. Проблематика кельтского (уже - ирландского) «Иного мира».

2. Обзор научной литературы и историографическая рефлексия авторов диссертаций.

3. Immrama в контексте ирландской христианской культуры: коннотации текстов о плаваниях с практиками средневековых паломничеств и отшельничества, трудами монастырской нарративной традиции.

4. Общее изложение авторами кельтской (ирландской) тематики.

5. Связь кельтского (ирландского) средневекового наследия с литературой рубежа XIX-XX вв., в период т. н. «Кельтского Возрождения».

6. Лингвистическая тематика; проблема взаимодействия английского и ирландского языков, их роль в русскоязычном пространстве.

Данные тематические области использования «Плаваний» в диссертационных исследованиях

вполне согласуются с мировыми тенденциями. Так, имеются три специальных труда, посвященные многочисленным репрезентациям Иного мира в ирландской нарративной традиции1. Много разработок сделано в области христианской проблематики и области современной ирландской литературы и искусства, о чем будет упомянуто специально. Мы также видим, что к «Плаваниям» обращались отечественные специалисты из различных отраслей гуманитарных наук (см. рис. 2). Таким образом, средневековые ирландские тексты зарекомендовали себя как объект для междисциплинарных штудий.

□ Филологические науки (8) Linguistics and Literature Study

□ Исторические науки (4) History

■ Философские науки (1) Philosophy

Рис. 2. Отечественные диссертации, косвенно или прямо упоминающие «Плавания» (др.-ирл. Immrama), в соответствии с научной сферой / Fig. 2. Russian Theses mentioning the Immrama, in accordance with the field of science

Далее мы рассмотрим большинство этих контекстов подробнее с указанием позиции в них «Плаваний».

Immrama и проблематика кельтского

Иного мира в опыте диссертантов

Довольно значительную роль в диссертациях играет проблематика кельтского или ирландского Иного мира (англ. the Otherworld). Его репрезентации и вариации интересуют ученых вне хронологических, тематических или дисциплинарных границ.

Наряду с такими общераспространенными характеристиками потустороннего мира (миров), как

1 Loffler Ch. M. The voyage to the otherworld island in early Irish literature. PhD. dissertation. Salzburg : Institut fur Anglistik und Amerikanistik, Universitat Salzburg, 1983. Vol. I—II. 638 p.; Armour-Hileman V. Otherworld motifs and paradigms: A study of celtic influence on early English literature. Ph.D. diss., the University of Iowa, 1988; Chadbourne K. A. The Otherworld procession in Irish and Welsh literature and folklore, Ph.D. diss., Harvard University, 1999.

вечная молодость и красота его обитателей, можно констатировать популярность тезиса об Ином мире как некой промежуточной зоны, не поддающейся точному разграничению и сочетающей в себе элементы как человеческого, обыденного, так и сверхъестественного. Следовательно, привлекателен и мотив «перехода» героя (эпического или исторического) между мирами. Наиболее обоснованны в этом плане выводы Г. В. Бонда-ренко, уделяющего специальное внимание пространственному измерению мифологической традиции Ирландии. Разбирая концепцию ирландских ученых А. и Б. Рисов, автор поясняет: «Искомый иной мир потенциально находится в любом месте (выделение наше - А. Б.), однако ему необходимы особые «пограничные» условия для проявле-ния»1. Он помещает Иной мир «вне доместициро-ванного космоса», где локусы пустоши, незаселенной периферии и труднодоступной местности максимально удобны для подобного комплексного пространственно-мифологического образа. В. С. Приходько отмечает параллельность и равнозначность обоих миров2. А. Р. Мурадова на материале бретонского современного фольклора использует термин «лиминальная зона» и подчеркивает, что море или остров в море - это область «соприкосновения» двух миров3.

В данной связи возникает еще один вопрос: можно ли считать Иной мир миром загробным? Т. А. Михайлова задумывалась над этим еще в 2002 году, хотя в зарубежной кельтологии проблема не получила существенного развития. Был сделан вывод, что репрезентации Иного мира и загробной жизни в ирландской культуре не тождественны, но соотносимы [2, а 178]. В диссертациях мы находим лишь аллюзии и краткие замечания по этому поводу, однако сам факт того, что диссертанты время от времени отождествляют или связывают описания Иного мира с загробной атрибутикой, представляется нам

4

интересным .

1 Бондаренко Г.В. Пять дорог в древнеирландской картине мира: дис. ... канд. ист. наук. М., 2001. С. 35. Далее все обозначения, орфография и названия в цитатах сохранены.

2 Приходько В.С. Мифопоэтический аспект ранней лирики У. Б. Йейтса: дис. ... канд. фил. наук. Ростов-на-Дону, 2005. С. 46.

3 Мурадова А.Р. Выражение концепта «мир» в языке бретонского фольклора: дис. ... канд. фил. наук. М., 2002. С. 141.

4 А. Р. Мурадова допускает определение Иного мира как

загробного, однако не придает ему существенного значения. Н. Ю. Бартош приводит концепцию В. Я. Петрухина о том,

Примечательно, но в дискурсе о кельтской мифологической картине мира исследователи ссылаются в основном на «Плавание Брана», которое действительно трудно поддается четкому позиционированию и определению как внутри жанра Immrama, так и вне его [8]. Использование этой саги в контексте кельтской мифологии вполне понятно, так как следы христианской мысли в ней менее заметны. Также очевидна ее близость с другими «жанрами», в большей мере сохранившими элементы автохтонной кельтской культуры (например, сагой «Приключение Кон-нлы Прекрасного», Echtrae Conlai). Однако, на наш взгляд, пренебрежение другими тремя историями «Плаваний» существенно сужает и ограничивает аргументацию некоторых авторов, поскольку элементы Иного мира в них также представлены, хотя и претерпели значительную трансформацию в рамках христианской традиции. Итак, в диссертациях, косвенно затрагивающих материал средневековой Ирландии, авторы уделяют много внимания «мифологической основе» Immrama, пренебрегая теорией о комплексном влиянии различных культурных традиций на данные тексты5. Об одной из них речь пойдет уже в следующем параграфе.

Христианское осмысление Immrama

в диссертационном дискурсе

С проблематикой Иного мира и мифологическим подтекстом Immrama тесно связана другая семантико-культурная составляющая текстов -

что корабль героя в мифах о плаваниях может выступать как погребальная ладья или лодка солнечного бога, но не развивает эту мысль уже на материале непосредственно Immrama. В. С. Приходько, анализируя выбор мифологем у У. Б. Йейтса, отмечает, что аллегория возвращения из Иного мира как акта смерти в «Плавании Брана» свидетельствует о связи перехода между мирами и смертью, что, возможно, имело важный символический смысл для писателя. Мура-дова А. Р. Выражение концепта «мир» в языке бретонского фольклора. С 141; Бартош Н.Ю. Мифопоэтика модерна в творчестве Оскара Уайльда: дис. ... канд. филол. наук. М., 2009. С. 101; Приходько В.С. Мифопоэтический аспект ранней лирики У. Б. Йейтса. С 47.

5 Соболева К.А. Фольклорное и морфологическое в английской литературной традиции XX века (Дж. Р. Р. Тол-кин, У. Б. Йейтс): дис. ... канд. фил. наук. М., 2005. С 82. Комплексный подход к древнирландским источникам можно расценивать как путь к компромиссу в споре нативистов и антинативистов (об этом см. параграф ниже). Т. А. Михайлова приводит четыре культурные традиции, оказавшие влияние на Immrama: автохтонную кельтскую, христианскую, юридическую и античную [3, с. 132].

христианская, отражающая ирландскую рецепцию библейских сюжетов и практики раннесредневе-ковой церкви.

Прежде всего, «Плавания» содержат концепты ирландской монастырской культуры. Здесь мы подразумеваем не только ментальные установки, но и набор определенных практик ирландской церкви и социума в целом. Эти две части пребывали в органичном единстве, когда идеал аскезы, социального и духовного удаления в монашеском служении (формирование которого датируют «веком святых» - VI в.) порождал определенный праксис путешествий (VII-IX вв.)1. Так, Т. А. Михайлова отмечала в саге «Безумие Суибне» пересечение сразу нескольких христианских идей: пенитенциальной (искупление грехов через добровольное или принудительное удаление от мира), экзистенциальной (аскетический и даже одичалый образ жизни ведет к приобретению героем качественно новых способностей, сакральной мудрости и, таким образом, ореола святости). След этих идей автор находит и в !ттгата, конкретно - в «Плавании Майль-Дуйна», когда путники встречают вора-отшельника: он отправляется в путешествие по морю в качестве наказания за кражу церковного имущества (эпизод XXXIII)2. Вследствие аскезы как формы служения Богу анахорет приобретает черты святости и пророческий дар, как и одичалый безумец Суибне3. Общим мотивом саг о Су-ибне и плаваниях выступает образ тела, покрытого волосами, шерстью или перьями; эта внешняя трансформация символизирует не столько ведение одичалого образа жизни, сколько обретение грешником-аскетом нового статуса святости и его нравственное преображение4.

Наиболее полно тематика !ттгата раскрыта в контексте ирландской практики паломничеств -peregrinatio. В 2005 году Ф. С. Корандей защитил соответствующую кандидатскую диссертацию в Тюменском государственном университете, но уже в 2012 г. тема получает новое обозрение

1 Михайлова Т.А. Безумие Суибне - памятник XII века. С. 270.

2 Стандартная нумерация эпизодов приведена по изданию «Плавания Майль-Дуйна» У. Стоуксом. The Voyage of Mael Duin / Ed. and tr. by W. Stokes // Revue Celtique. Paris, 1888. Vol. 9. P. 451.

3 Михайлова Т.А. Безумие Суибне - памятник XII века. С. 271.

4 Там же. С. 450.

в диссертации Ф. Д. Прокофьева (защищена на базе Института языкознания РАН)5. Если первого автора больше интересовала «географическая образность» и ментальная структура пространства в ирландских паломнических практиках, то второй рассматривал peregrinatio в комплексном свете: и как социокультурный феномен, и как образ, запечатленный в литературном творчестве ирландцев. Однако оба исследователя уделяли гораздо больше внимания «Плаванию Святого Брендана» (лат. Navigatio Sancti Brendani Abbatis, далее - NSB), потому что, во-первых, NSB вышло за рамки собственно ирландского нарратива и стало общеевропейским литературным достижением Средневековья, во-вторых, NSB, несмотря на дискуссии о гипотетическом содержании дохристианских элементов, является историей о плавании Святого в поисках «Земного Рая», т. е. имеет типичную христианскую семантику. Привлечение такого важного источника христианского происхождения вполне естественно для изучения практик паломничества, нежели «светских» (secular) или «языческих» (pagan) Immrama.

Дефиниция peregrinatio не сводилась к обычному «путешествию по святым местам». Пользуясь рассуждением К. Хьюс в ее диссертации о Житии Св. Финтана (St. Fintan), можно выделить следующие аспекты паломнического движения в Ирландии (лат.consuetudo peregrinandi): морское путешествие для наказания и искупления грехов (пенитенциальный аспект), для воплощения идеала аскезы и созерцания божественного, для поиска «Земного Рая» и, наконец, для посещения святынь и пользовавшихся пиететом монашеских общин на островах6. Только в последнем случае пилигримы знали точное место назначения, в других же предполагалось относительно свободное странствие по океану, что давало рассказчикам и писчикам X-XII вв. простор для фантазии с учетом, однако, как христианских, так и архаичных кельтских сюжетных паттернов. В том же русле звучат тезисы Ф. С. Корандея, который на примере семантического наполнения термина peregri-natio в раннесредневековом ирландском дискурсе

5 Корандей Ф.С. Паломничества в раннесредневековой ирландской традиции: дис. ... канд. ист. наук. Тюмень, 2005. 192 с; Прокофьев Ф.Д. Феномен peregrinatio и его преломление в ран-неирландской литературной традиции: дис. ... канд. ист. наук. М., 2012. 522 с.

6 Hughes K.S. Finnian of Clonard. Thesis submitted for the degree of PhD. London, 1951. P. 76-77.

Св. Колумбана и Адамнана показывает его значение как стремление к «небесной родине» (лат. caelestis patria), которая постоянно соотносится и противопоставляется «родине земной» (лат. patria in terra), т. е. Ирландии1. Причем это противопоставление происходит для паломника-ирландца не столько на уровне территориальном (перемещение в географическом измерении), сколько на уровне социальном и духовном (утеря прежнего социального статуса, разрыв родовых связей и духовное перерождение).

Все выше описанные наблюдения справедливы и в отношении Immrama, поскольку этот жанр тоже сформировался под влиянием практики морских путешествий пилигримов. Более того, привлечение, с одной стороны, эпической традиции, с другой - агиографического, юридического, исторического корпуса ирландских текстов позволяет диссертантам взглянуть на Immrama с позиций комплексного и полисемантического контекста ирландских христианских практик. «Плавания» вмещают в себя не только мифологические концепты, но и элементы ирландской христианской мыс-ли2, причем «степень соотнесенности» Immrama с последней не однозначна, особенно если говорить о спорном «Плавании Брана» и «Плавании Майль-Дуйна»3. Истина данного утверждения хорошо видна на примере изображений островов, в которых чередуются элементы кельтского Иного мира и христианского «Земного Рая» (лат. Terra Repromissionis, Insula Deliciarum, Insula Deliciosa etc.). То же можно сказать и о мотивации главных героев отправиться в плавание: раннее Т. А. Михайлова емко описала эволюцию этого компонента от древнего эпического до сугубо христианского осмысления4.

1 Корандей Ф.С. Паломничества в раннесредневековой ирландской традиции. С. 50.

2 Е. М. Полушина хоть и помещает «Плавания» в мифологический цикл ирландских саг, но отмечает, что «рассказы о плаваниях были христианизированы в большей степени», чем остальные истории цикла. Полушина Е. М. Характеристика ирландского лексического компонента в современных английском и русском языках (в историко-сопоставительном аспекте): дис. ... канд. фил. наук. М., 2003. С. 86.

3 Корандей Ф.С. Паломничества в раннесредневековой ирландской традиции. С. 84.

4 Если Бран отправляется в плавание по зову женщины

«из неведомых земель», Майль-Дуйн, сын знатного война

и аббатисы - чтобы найти убийц отца, то мотивы плаваний

братьев Уа Корра и клириков Снедгуса и Маг Риагла лежат всецело в типичных рамках пенитенциального и созерцательного паломничества [2, е. 176-177].

Но главное достижение диссертантов в проблематике Immrama и Navigationes кроится в оригинальной постановке предмета и методологии исследования. Для Ф. С. Корандея Immrama и Navigatio Sancti Brendani Abbatis - географические образы, имеющие свою характеристику и структуру; их последовательность формирует «полное образное поле пространства», пространства, имеющего как реально-историческое измерение, так и метафорическую форму5. В данном ракурсе описание многочисленных островов в море, населенных различными фантастическими существами, демонами, анахоретами-монахами и святыми может быть рассмотрено как своеобразная «ментальная карта» водного пространства вокруг Ирландии.

Примечательно, но постановка вопроса Ф. С. Корандеем о паломническом праксисе средневекового ирландского монашества в подходах гуманитарной географии6 и пространственной ментальности согласуется с тенденциями глобальной исследовательской традиции. Так, О. Фроули (Oona Frawley) рассматривает островной пейзаж в ирландской литературе через категории пасторального и ностальгического (англ. pastoral nature and nostalgia). А. Сьюерс (A. Siewers) разработал теоретическую концепцию многослойности географических образов в ирландском эпосе, когда элементы воображаемого «накладываются» на реальные географические объекты. Спустя десять лет Г. Эртсгард (G. Ertsgaard) применил теорию А. Сьюерса, терминологию «наложенного Иного мира» (англ. the Otherworld overlay) и подход гуманитарной экологии (Enviromental Humanities) уже на конкретном материале NSB7.

Уникальным в отечественной диссертационной практике является исследование А. А. Симоновой,

5 Корандей Ф.С. Паломничества в раннесредневековой ирландской традиции. С. 87.

6 Подробнее о теоретическом изложении направления гуманитарной и культурной географии см.: Замятин Д.Н. Гуманитарная география: основные направления, категории, методы и модели [1].

7 Frawley O. Irish pastoral: nature and nostalgia in Irish literature. Ph.D. dissertation. The City University of New York, 2002; Siewers A.K. Stories of the Land: nature and religion in Early British and Irish literary landscapes. Ph.D. dissertation. Urbana: University of Illinois at Urbana-Champaign, 2001; Ertsgaard G. Saint Brendan's Green Voyage: Sustainable Insights from a Medieval Irish Legend. Doctor of Letters' diss. Drew University, 2016.

ищущей следы влияния ирландской культуры на религиозное мировоззрение древней и средневековой Руси1. Автор не упоминает «Плавания» прямо, но находит общий мотив пересечения моря на скале в Житии Антония Римлянина и в ирландских нарративах2. Добавим, что этот мотив действительно встречается в «Плавании Майль-Дуйна», когда один из монахов на острове так описывает свой путь: «Я отправился в паломничество на маленьком кораблике. Едва я отдалился от земли, как моя ладья сломалась подо мной. Тогда я вернулся на землю, взял под ноги кусок дерна и пустился на нем в море»3.

Дискуссия нативистов и антинативистов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

как пример реакции ученых на определенную

научно-интеллектуальную ситуацию

Отечественные специалисты стремились систематизировать историю критического изучения «Плаваний» и «Плавания Св. Брендана», понять логику его развития. Выделяют, как правило, два главных направления, в рамках которых происходило становление Immrama как объекта научной критики - филологического и историко-гео-графического4.

Здесь активно упоминается как в диссертациях, так и в отечественной кельтологии [2; 4] дискуссия о влиянии различных культурных традиций на формирование и развитие ирландского нарративного базиса5. В исследовательском осмыслении этот феномен получил название «дискуссия нативистов и антинативистов».

1 Работы по теме взаимодействия средневековой Ирландии и Руси немногочисленны, что отмечается в тех же диссертациях. Корандей Ф.С. Паломничества в раннесредневе-ковой ирландской традиции. С. 16; Симонова А.А. Эволюция древнерусского религиозного мировоззрения IX-XIV вв. (к вопросу о влиянии ирландской христианской традиции): дис. ... канд. ист. наук. М., 2011. С. 26-27, 40.

2 Симонова А. А. Эволюция древнерусского религиозного мировоззрения... С. 113.

3 Ирландские саги / пер., предисл., вступ. статья и комментарии А.А. Смирнова. Л.; М. : Academia, 1933. С. 311.

4 Корандей Ф.С. Паломничества в раннесредневековой ирландской традиции. С. 12, 14. Позже Ф. Д. Прокофьев выделяет внутри географического направления «гипердиффузио-нистский» подход, а работы в области литературоведения -«текстологическим» направлением; Прокофьев Ф.Д. Феномен peregrinatM... С. 9-17.

5 См. также рецензию: Progress in medieval Irish Studies.

ed. K. Mac Cone and K. Simms. Maynooth. 1996 / рец. Т.А. Ми-

хайлова // Атлантика: Записки по исторической поэтике. 1997.

Т. 3. С. 235-237. URL: https://istina.msu.ru/publications/

article/3082899/

Данная полемика затронула !ттгата и, можно даже сказать, послужила основным фоном научного дискурса об этой группе текстов в 1970-х и 1980-х годах. Однако стоит отметить, что дискуссия имеет более широкий охват проблем, нежели в рамках одного жанра, и «Плавания», скорее, выступают образцом, сконцентрировавшим в себе главные проблемные аспекты и противоречия.

Одну из первых характеристик этого противостояния находим у Т. А. Михайловой в обобщенном виде: в качестве главного момента разногласий отмечен вопрос о приоритете влияния автохтонной кельтской (нативизм) либо христианской или античной (антинативизм) традиций, названы основные идеологи обоих направлений. Особенно интересно ее наблюдение о настрое участников: представители нативизма склонны к спокойному, аналитическому повествованию, в то время как их противники сформулировали более категоричную позицию. Сама автор высказывается о необходимости поиска компромиссной точки зрения , поскольку ирландская нарративная традиция - сложный феномен, которому не чуждо мирное сосуществование устной традиции и письменных литературно-историографических практик, их постоянное взаимодейст-

7

вие и взаимовлияние .

Ф. С. Корандей довольно кратко описывает выше обозначенную дискуссию, скорее делая упор на анализ проблематики «Плавания Св. Бренда-на»8. Г. В. Бондаренко касается спора в связи с культом пяти священных дорог острова. В отличие от других авторов он более детально описывает теоретические концепции конкретных представителей (Пр. Мак Каны, А. и Б. Рисов)9.

Наиболее интересным представляется нам взгляд Ф. Д. Прокофьева, который анализирует ход и результаты спора уже в обстановке «затишья» (относительного или окончательного, сказать трудно). Согласно логике его рассуждений, диапазон спорных моментов в ирландистике второй

6 В качестве примера подобной компромиссной точки зрения можно привести научное творчество Дж. Кэри, который в своих работах использует опыт исследователей обеих дискутирующих сторон [6, р. 77; 8].

7 Михайлова Т.А. Безумие Суибне - памятник XII века. С. 7.

8 Корандей Ф.С. Паломничества в раннесредневековой ирландской традиции. С. 12-13.

9 Бондаренко Г.В. Пять дорог в древнеирландской картине мира. С. 32-35.

половины XX века не ограничивался только вопросом о происхождении ирландского эпоса или о степени влияния тех или иных культурных традиций; здесь был целый комплекс разногласий по поводу взаимодействия устной и письменной традиций в Ирландии, месте ирландской культуры в общем индоевропейском наследии, рецепции древних «языческих» сказаний монахами и проче-го1. Разногласия относительно дефиниции, генезиса и бытования 1ттгата в данном ракурсе выступают лишь одной из граней полемики, впрочем, в чем мы согласны с автором, весьма наглядной.

Конечно, весь разнообразный опыт рефлексии отечественных ученых на дискуссию заслуживает отдельного рассмотрения; в рамках данной статьи мы лишь кратко очертили точки восприятия этого феномена (где 1шшгаша выступали

важным предметом) в диссертациях.

***

Мы не будем подробно останавливаться на использовании «Плаваний» в контексте мифопоэтики литераторов периода Кельтского Возрождения или современности; для компетентного и всестороннего изучения необходимо знание непосредственно истории литературы Х1Х-ХХ веков. Мы лишь отметим несколько интересных точек соприкосновения текстов 1шшгаша с научными интересами отечественных филологов в данном проблемати-ко-тематическом поле.

Часть коннотаций между произведениями новых ирландских писателей и средневековыми «Плаваниями» обнаруживаются на уровне ми-фопоэтики. В подобном векторе было сделано несколько наблюдений, часть из которых мы уже упоминали, говоря о проблематике Иного мира. Противопоставление мира Иного и мира Земного, которое В. С. Приходько помещает в терминологию антонимий, является одной из главных мифологем и конфликтов в творчестве У. Б. Йейт-са2. Диссертант метко замечает, что раннюю лирику поэта (1890-е гг.), ровно как и ¡шшгаша, пронизывает стремление героя отправиться в опасное странствие. Хотя автор не конкретизирует эту мысль примерами из источников, мы можем добавить, что происходит ли путешествие по зову существа из Иного мира (Бран) или это пенитен-

1 Прокофьев Ф.Д. Феномен peregrinatio... С. 25-40.

2 Приходько В.С. Мифопоэтический аспект ранней лирики У. Б. Йейтса. С. 46-48.

циальное странствие грешников (братья Уа Кор-ра), является ли это поиском убийц (Майль-Дуйн) или паломничеством во имя Божие (Снед-гус и Маг Риагла) - все четыре истории имеют прежде всего внутреннее психическое побуждение отправиться в плавание независимо от культурной интерпретации, языческой, христианской или юридической3.

Н. Ю. Бартош подходит к «Плаваниям» с позиций биографического подхода, когда древние ирландские тексты о путешествиях воспринимались как определенная модель для изложения писателем своего жизненного опыта и исторических событий. Подобным образом О. Уайльд осмысливал свою поездку в Америку. Опять же, локализация Иного мира где-то за морем, на островах, характеристика его обитателей как вечно молодых, счастливых и красивых экстраполируются на социально-культурные и географические реалии. Посещение Иного мира, по мнению автора, имеет инициационный характер, где герой претерпевает трансформацию и преображение в духовном и социальном плане благодаря новому сверхчеловеческому опыту. Так и О. Уайльд ищет почву для нового художественного течения и самовыражения в Новом Свете, а не матери-

4

альную выгоду .

Если сравнить опыт отечественных ученых со сведениями иностранных авторов, то видно, что потенциал привлечения Immrama для изучения культуры последних столетий еще далеко не исчерпан. С. Д. Путцель (S. D. Putzel) в своей диссертации не только выявляет в раннем творчестве У. Б. Йейтса аллегории архаичных мифологем, но и связывает их появление с научными контактами поэта, его вовлеченностью в каналы пер е-дачи кельтологического академического знания5. Интерес к Immrama обусловлен и в сфере проблематики элитарного и массового искусства, как показывают изыскания Даны Ох (D. C. Och),

3 Приведем также определение Immrama ирландским историком-энциклопедистом Юджином О'Карри (1794-1862). Immrama - группа историй о добровольном морском путешествии в поисках чего-либо [10, p. 289].

4 Бартош Н.Ю. Мифопоэтика модерна в творчестве Оскара Уайльда. С. 101.

5 Например, через источники личного происхождения и письма он прослеживает, как издания «Плаваний» попадали в руки У. Б. Йейтсу и какие труды пользовались его особым вниманием. Putzel S. D. Yeats's use of Irish folklore and mythology in the 1890's. Ph.D. diss., the University of Toronto, 1979. P. 38, 252-253.

отметившей влияние сюжетов морских путешествий к неведомому Иному миру на ирландский кинематограф1.

Конечно, некоторые тезисы диссертантов нуждаются в корректировке и дополнении (особенно в исследованиях, чья основная тематика не относится к средневековой Ирландии)2. Например, Н. Ю. Бартош понимает «Плавания» в широком смысле: !ттгата не как жанр или группу текстов согласно классификациям древнеирланд-ской литературы, а как нарратив о морском путешествии в целом. Она перечисляет произведения о Бране, Майль-Дуйне, Снедгусе и Маг Риагле3, Святом Брендане, Ойсине и Кухулине, не упоминая «Плавание Уа Корра», традиционно входящее в жанр и также содержащее эпизод странствия по морю. Имеются вопросы и к дефиниции различных локусов Иного мира. Например, кажется некорректным употребление топонима «Остров Блаженных» в контексте кельтских мифологических представлений об Ином мире, потому что он подразумевает, прежде всего, христианскую интерпретацию острова как места пребывания праведников вместе с Господом и пророками4.

1 Och D.C. The World Goes One Way and We Go Another: Movement, Migration and Myths of Irish Cinema. Ph.D. diss., University of Pittsburgh, 2006. P. 10-11, 19.

2 Обращение к «Плаваниям» у О. А. Зотова для изучения жанров древнеирландской сатиры не совсем точно. Immrama не обеспечивают нас информацией о древнеирландском искусстве сатиры или насмешки как вербальном оружии филидов или как поэтическом жанре. Упоминаемый диссертантом фрагмент с угрозой филида Форголла встречается не в саге «Плавание Брана», а в повести о Монгане, сыне Мананнана. О. А. Зотов ошибочно дает ссылку на стр. 24 издания К. Мейера. См.: A Story from which it is inferred that Mongán was Find mac Cumaill, and the cause of the death of Fothad Airgdech / The Voyage of Bran Son of Febal to the Land of the Living. London, 1895. Vol. 1. P. 49; Зотов О.А. Феномен сатиры в ирландской культуре раннего Средневековья: дис. ... канд. филос. наук. М., 2003. С. 21.

3 Бартош Н.Ю. Мифопоэтика модерна в творчестве Оскара Уайльда. С. 207. Автор маркирует историю как «Плавание Снедгуса», однако клириков, отправившихся в морское паломничество, было двое - Снедгус и Маг Риагла, полное название саги звучит как «Плавание Снедгуса и Маг Риа-гла» (Immram Snédgusa ocus Maic Riagla).

4 Соболева К.А. Фольклорное и морфологическое в английской литературной традиции... С. 66. Это определение

в латинском нарративе получило обозначение как Insula Deliciosa, Insula Deliciarum и Terra Repromissionis (русск. «Остров блаженства», «Остров радости» и Земля Обетованная соответственно). Возможны соотнесения с ирландскими реальными и мифологическими топонимами Inis Subai, Inis Cain. Об их различии см.: Bieler L. Two observations concerning the Navigatio Brendani [5].

Таким образом, средневековые ирландские «Плавания» активно привлекаются в диссертационных исследованиях в различных междисциплинарных контекстах, наиболее популярными из которых являются: проблематика кельтского (ирландского) Иного мира, христианская составляющая «Плаваний», историографическая рефлексия.

В диссертациях содержится рецепция и осмысление современной для авторов историографической и интеллектуальной ситуации в научно -профессиональном сообществе. В диссертационном дискурсе часто упоминалась дискуссия нативизма и антинативизма как масштабного явления в академической среде, однако отечественные ученые подходили к его изложению с разных позиций. Общим местом было изложение дискуссионных вопросов, оценка масштаба полемики и упоминание ее основных участников; выделение особенных черт, детализация и теоретические выводы варьировались в зависимости от объекта, предмета, целей и задач конкретного диссертационного труда.

Несмотря на ряд наших дополнений и замечаний, как в теоретико-методологическом, так и в фактологическом плане, диссертационные исследования перспективны. Мы не раз отмечали согласованность теоретико-методологических парадигм в диссертационных исследованиях России и мира. Тем не менее, диссертанты вносят уникальный вклад в теоретический базис отечественной кельтологии, ирландистики и англоведения, это четко прослеживается даже на примере такой маленькой группы ирландских текстов, как «Плавания» (вопрос о соотношении Иного мира и мира загробного, взаимодействие ирландской и русской культурных традиций и др.).

Мы надеемся, что подобный взгляд на диссертационные исследования не как на особую практику, своего рода, академическую инициа-цию5, но как на ценный источник критического знания о предмете (в нашем случае - «жанре» !ттгата), уникальный объект в области интеллектуальной истории и историографии будет развиваться и дальше.

5 О практике подготовки и защиты диссертаций как элементов в системе «диссертационной культуры» см. труды омских историков. (Мир историка: историографический сборник / под ред.: В.П. Корзун, А.В. Якуба. Омск : Изд-во Омского гос. ун-та, 2010. Вып. 6. 472 с.).

Литература

1. Замятин Д.Н. Гуманитарная география: основные направления, категории, методы и модели // Культурная и гуманитарная география. 2012. Т. 1. № 1. С. 11-26. URL: https://gumgeo.ru/index.php/gumgeo/article/view/28 (дата обращения: 11.01.2020).

2. Михайлова Т.А. «Острова за морем», или Тема плаваний в Иной мир в ирландской традиции // Представления о смерти и локализация иного мира у древних кельтов и германцев. М. : Языки славянской культуры, 2002. С. 153-182.

3. Михайлова Т.А. Плаванье Уа Корра. Предисловие // Атлантика: Записки по исторической поэтике. О чудесных островах в средневековой ирландской традиции. М. : Макс Пресс, 2016. Вып. XIII. С. 129-133. URL: https://istina.msu.ru/ publications/article/26484035/ (дата обращения: 15.12.2019).

4. Шкунаев С.В. Раннеирландская традиция и языческое прошлое: проблемы и перспективы изучения // Вестник древней истории. М., 1995. № 3. С. 38-47.

5. Bieler L. Two observations concerning the Navigatio Brendani // Celtica. 1976. Vol. 11. P. 15-17. Reprint. in: The Other-world voyage in early Irish literature: an anthology of criticism / ed. by J.M. Wooding. Dublin : Four Courts press, 2000. P. 91-93.

6. Carey J. On the Interrelationships of Some Cm Dromma Snechtai' Texts // Eriu. 1995. Vol. 46. pp. 71-92. URL: https://www.jstor.org/stable/30007876 (дата обращения: 11.01.2020).

7. Carey J. The location of the Otherworld in the Irish tradition // Eigse. 1982. Vol. 19 (1). P. 36-43. Reprint. in: The Otherworld voyage in early Irish literature: an anthology of criticism / ed. by J.M. Wooding. Dublin: Four Courts press, 2000. pp. 113-119.

8. Dumville D.N. Echtrae and immram: some problems of definition // Eriu. 1976. Vol. 27. P. 73-94. URL: https://www.jstor.org/stable/30007669 (дата обращения: 11.01.2020).

9. O'Curry Eu. Lectures on the manuscript materials of ancient Irish history. Dublin, 1861. 722 p.

References

1. Zamyatin D.N. Gumanitarnaya geografiya: osnovnye napravleniya, kategorii, metody i modeli [GeoHumanities: main branches, terms, methods & models]. Kul'turnaya I gumanitarnaya gegrafiya = Cultural Geography & Geohumanities, 2012, vol. 1, no. 1, pp. 11-26. Available at: https://gumgeo.ru/index.php/gumgeo/article/view/28 (accessed 11.01.2020). (In Russ.).

2. Mikhailova T.A. «Ostrova za morem», ili tema plavanii v Inoi mir v irlandskoi traditsii ["Islands overseas", or the Otherworld voyage in the Irish tradition]. Predstavleniya o smerti i lokalizatsiya inogo mira u drevnikh kel'tov i germantsev = The idea of death and the Otherworld location among the ancient Celts and Germans, Moscow, LRC Publishing House, 2002, pp. 153-182. (In Russ.).

3. Mikhailova T.A. Plavan'e Ua Korra. Predislovie [The Voyage of Ua Corra. Introduction]. Atlantika: Zapiski po istoricheskoi poetike. O chudesnykh ostrovakh v srednevekovoi irlandskoi traditsii = Atlantica: Notes on Historical Poetics. About wonderful islands and medieval Irish tradition, Мoscow, Maks Press, 2016, vol. XIII, pp. 129-133. Available at: https://istina.msu.ru/ publications/article/26484035/ (accessed 15.12.2019). (In Russ.).

4. Shkunaev S.V Ranneirlandskaya traditsiya i yazycheskoe proshloe: problemy i perspektivy izucheniya [Early Irish tradition and the pagan past: problems and prospects of study]. Vestnik drevneii istorii = Journal of Ancient History, Мoscow, 1995, no. 3, pp. 38-47. (In Russ.).

5. Bieler L. Two observations concerning the Navigatio Brendani, Celtica, 1976, vol. 11, pp. 15-17, reprint. in: The Otherworld voyage in early Irish literature: an anthology of criticism, ed. by J.M. Wooding, Dublin, Four Courts press, 2000, pp. 90-93. (In Eng.).

6. Carey J. On the Interrelationships of Some Cm Dromma Snechtai' Texts. Eriu, 1995, vol. 46, pp. 71-92. Available at: https://www.jstor.org/stable/30007876 (accessed 11.01.2020). (In Eng.).

7. Carey J. The location of the Otherworld in the Irish tradition. Eigse, 1982, vol. 19 (1), pp. 36-43, reprint. in: The Otherworld voyage in early Irish literature: an anthology of criticism, ed. by J.M. Wooding, Dublin, Four Courts press, 2000, pp. 113-119. (In Eng.).

8. Dumville D.N. Echtrae and immram: some problems of definition. Eriu, 1976, vol. 27, pp. 73-94. Available at: https://www.jstor.org/stable/30007669 (accessed 11.01.2020). (In Eng.).

9. O'Curry Eu. Lectures on the manuscript materials of ancient Irish history. Dublin, 1861, 722 p. (In Eng.).

Статья поступила в редакцию 11.02.2020 г.; принята к публикации 15.03.2020 г.

Submitted 11.02.2020; revised 15.03.2020.

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

The author has read and approved the final manuscript.

Об авторе

Богданова Анастасия Алексеевна

аспирантка, Тюменский государственный университет, г. Тюмень, Россия, ОЯСГО ГО: 00000003-2826-9143, [email protected]

About the author Anastasiya A. Bogdanova

Postgraduate Student, University of Tyumen, Tyumen, Russia, ORCID ID: 0000-0003-2826-9143,

bognastia1996@gmail. com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.