Научная статья на тему 'СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ГОРОДА АЗЕРБАЙДЖАНА В ТВОРЧЕСТВЕ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИХ ХУДОЖНИКОВ'

СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ГОРОДА АЗЕРБАЙДЖАНА В ТВОРЧЕСТВЕ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИХ ХУДОЖНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
19
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
образ / средневековье / Запад / живопись / художник / пейзаж. / description / Middle Ages / West / arts / painting / landscape.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Алескерова Нигяр Руфат Кызы

Выдающиеся памятники азербайджанского зодчества средневековья всегда были объектом инте-реса и исследования, но знакомство с памятниками культуры далекого прошлого не вызывало праздного любопытства. Известные путешественники, образованные люди, сведущие люди в областях истории, географии, политики, в большинстве случаев были дворянами, посланными с дипломатической миссией для установления политических и экономических отношений; их путешествия были частично исследо-вательскими. Традиционно их сопровождали писатели, ученые и художники, которые постоянно все зарисовывали — пейзажи, людей, праздники и религиозные обряды. В статье исследуется творчество западноевропейских художников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEDIEVAL AZERBAIJANI CITIES IN THE WORKS OF THE WESTERN EUROPEAN ARTISTS

The outstanding monuments of Azerbaijani architecture of the Middle Ages have always been the object of interest and research, but in the distant past the acquaintance with cultural monuments did not result in idle curiosity. They were famous travelers, educated people, knowledgeable men in the fields of history, geography, politics, most often nobles sent on the diplomatic mission to establish political and economic relations; their travels were also partly of an exploratory nature. Traditionally, they were accompanied by writers, scientists and artists who constantly sketched everything – landscapes, people, holidays and religious rituals.

Текст научной работы на тему «СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ГОРОДА АЗЕРБАЙДЖАНА В ТВОРЧЕСТВЕ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИХ ХУДОЖНИКОВ»

24_art / «штшдщум-лшгмаи» #15174)), жш

УДК 745/749

Алескерова Нигяр Руфат кызы Кандидат по искусствоведению, Старший преподаватель кафедры «История искусства» Азербайджанской Государственной академии Художеств DOI: 10.24412/2520-6990-2023-15174-24-27 СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ГОРОДА АЗЕРБАЙДЖАНА В ТВОРЧЕСТВЕ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИХ

ХУДОЖНИКОВ

Alasgarova Nigar Rufat gizi

PhD in Art-study Azerbaijan State Academy of Arts Senior teacher of the Chair "Art history"

MEDIEVAL AZERBAIJANI CITIES IN THE WORKS OF THE WESTERN EUROPEAN ARTISTS

Аннотация.

Выдающиеся памятники азербайджанского зодчества средневековья всегда были объектом интереса и исследования, но знакомство с памятниками культуры далекого прошлого не вызывало праздного любопытства. Известные путешественники, образованные люди, сведущие люди в областях истории, географии, политики, в большинстве случаев были дворянами, посланными с дипломатической миссией для установления политических и экономических отношений; их путешествия были частично исследовательскими. Традиционно их сопровождали писатели, ученые и художники, которые постоянно все зарисовывали — пейзажи, людей, праздники и религиозные обряды. В статье исследуется творчество западноевропейских художников.

Abstract.

The outstanding monuments of Azerbaijani architecture of the Middle Ages have always been the object of interest and research, but in the distant past the acquaintance with cultural monuments did not result in idle curiosity. They were famous travelers, educated people, knowledgeable men in the fields of history, geography, politics, most often nobles sent on the diplomatic mission to establish political and economic relations; their travels were also partly of an exploratory nature. Traditionally, they were accompanied by writers, scientists and artists who constantly sketched everything - landscapes, people, holidays and religious rituals.

Ключевые слова: образ, средневековье, Запад, живопись, художник, пейзаж.

Keywords: description, Middle Ages, West, arts, painting, landscape.

Произведения искусства западноевропейских художников имели особое значение для средневекового мусульманского Востока. Если в Европе художники знакомили один народ с другим посредством путевых зарисовок, то на Востоке из-за отсутствия традиции писать с натуры такие произведения были не только художественными, но и документальными, представляя собой чуть ли не единственный источник изобразительного жанра. Сначала обратимся к произведениям самых ранних западноевропейских художников в хронологическом аспекте, поскольку тема Азербайджана появилась в творчестве русских художников только после Туркменчайского договора.

Уже с XVII века городские и сельские пейзажи, рисунки древних памятников и бытовые зарисовки сопровождали работы дипломатов и путешественников, например, работы Адама Олеария, Шардена и др. Самые старые из этих произведений ХУТ-КУП веков были созданы такими художниками, как О.Даппер, Энгельберт Кемпфер и Жак Грело (1, с.404).

За исключением Яна Стрейса и Корнелиуса де Брюина, большинство, если не все, этих художников были французами. Пожалуй, французская живопись постбонопартовской эпохи впервые открыла для западного мира Восток. Вспомним во

гстоковедов, сопровождавших Наполеона в египетском походе, знаменитого живописца Мас-перо, лингвиста Шампольона и многих безвестных инженеров, писавших геодезические и топографические работы. Также можно показать известного французского художника-романтика, особенно Э.Делакруа, его поездки в Марокко и Алжир. Из путевых зарисовок здесь восточная тема стала одной из самых модных тем восточноевропейской живописи. В результате в моду вошли не только большие картины с впечатляющим выражением, но и восточные одежды, предметы быта, комнаты, украшенные мебелью в восточном стиле во дворцах французских аристократов. Так, если в зарисовках и панорамах художников XVII века О.Даппера и Ж.Грелона была определенная сухость, то на картинах французского художника XVIII века Дюбуа де Монпера архитектурный памятник занял свое естественное место.

В XIX веке плеяда выдающихся художников оставила нам прекрасные графические произведения всемирно известных памятников архитектуры на высоком художественном уровне. Среди них можно назвать таких художников, как О. де Гель, Ж.Дьолафуа, О.Юбо, М.-О. Прео, художника Ж.П.Муан, сопровождавший А.Дюму в его поездке на Кавказ, а также Эжен Фланден и Паскаль Косте,

«ШУШМИМ-ШИТМаУ» #ЮТ4)), 2023 / лят

25

сопровождавшие французскую дипломатическую миссию во главе с графом де Серси во дворец шаха в 1839 году.

Эта ориенталистская традиция, зародившаяся во Франции, быстро перешагнула границы страны и распространилась по всей Западной Европе. Тема Востока стала модной темой в литературе и искусстве. Эта тема развивалась как в пейзажной живописи - в больших панорамах или лирических зарисовках Алвана, так и в виде жанровых произведений в виде уличных зарисовок или интерьерных изображений мечетей, дворцов, бань. Примером тому являются зарисовки, гравюры и картины городского пейзажа А.Меллинга, выполненные им в традиционном академическом стиле: «Гавань в Стамбуле», «Ипподром», «Двор Топкапы», «Фонтан в Стамбуле» и «Турецкая свадьба», «Праздник жертвоприношения», «Кофейня» и др. (1810-20), а также ряд жанровых произведений, например «Живописные места Турции» Р. де Бюзье (1829).

В XIX веке традиция всесторонних и подробных рассказов о путешествиях со всеми историческими, географическими и этнографическими подробностями достигает своего пика. Зарисовки путешествий, нарисованные в черно-белом цвете, часто превращаются в плавные детализированные цветные изображения.

Самыми древними из этих произведений являются зарисовки древнего города Шемахи, выполненные западноевропейскими художниками XVII века. Хотя в целом они видели одно и то же - общий вид города, но данный вид Шемахи в кольце гор, -каждый видел по-своему и подчеркивал то, что для него было самым важным. Так, в изображении Ж.Грелона город изображен сверху Отчетливо

видны неровное пространство, повторяющее пространство холмистого ландшафта, крепостные стены и выделяющаяся среди небольших жилых домов соборная Джума мечеть. Описаны и окружающие деревни. Кладбище отмечено на довольно поверхностном плато у города, как бы отрезанном от вершины горы, то есть на окраине города. Сам пейзаж, а точнее горы, окружающие Шемаху, прорисованы аккуратно, как город, так и его окрестности полностью лишены растительности, чтобы четче показать очертания зданий и крепостных стен.

В XVII веке город приобрел совсем другой вид. Изображая общий вид города, художник акцентирует внимание на виде затянутого облаками неба, с удовольствием изображает изгибы, живописные склоны города, реку на переднем плане, крестьян, возделывающих землю, холмы, на которых вол расправляется с телегой. Обилие зелени, покрывающей городские постройки, делает пейзаж живым и привлекательным. Однако в то же время, по сравнению с более сухими и суровыми картинами Ж.Грелона, пейзаж Шемахи более убедителен с художественной точки зрения, но выделить архитектурно-планировочные особенности города достаточно сложно.

А пейзаж Шемахи XVII века из книги путешественника Адама Олеария (2) удачно сочетает в себе суть каждой из предыдущих картин, которые мы рассмотрели выше. Здесь мы видим разный образ города, его архитектуру, общий план и каждое здание в отдельности. Стены со сторожевыми башнями, фронтоны и конические крыши были тщательно расписаны.

А.Олеарий. Шемаха. 1630 год.

Горное плато с кладбищем в левой части композиции утрачивает характерную схематичность в живописи Ж.Грелона и приобретает пластичность формы.

Подробное изображение города избегает топографической сухости благодаря тому, что на переднем плане композиции художник представляет пей-

заж. Как и на картине О.Даппера, город с возвышающимися минаретами мечетями утопает в зелени, но зелень в основном изображена за стенами замка. Бытовая зарисовка, данная на переднем плане, придает картине жанровый характер. Это могут быть и спешащие куда-то всадники, и уютно беседующие горожане, навьюченная лошадь с хозяином, телега с мужиком и так далее.

О.Даппер. Вид Баку

Картину Шемахи в книге Олеария можно считать одним из самых удачных решений подобного рода художественной задачи.

В завершение темы Шемахи рассмотрим еще один общий вид города, написанный неизвестным художником 18 века. Полностью сохраняя все основные черты города и неизменность композиции, художник, тем не менее, вбирает в себя индивидуальные особенности, проявляет собственный стиль, отличающий каждый из четырех Шемахинских пейзажей. Для него характерны уже знакомые крепостные стены, близлежащие деревни, река, многолюдная толпа на переднем плане и ее разделение на несколько отдельных планов, возвышающихся друг над другом. Таким образом, все они читаются одинаково четко, не затмевая друг друга, что позволяет осуществлять тщательный осмотр.

Среди памятников Шемахи необходимо отметить гробницы в селе Калахана Шемахинского района, расположенном в 6 км от города. В специальной литературе их архитектурные особенности упоминались мало, не был произведен анализ. Они изучены только в монографии А.Саламзаде «Азербайджанская архитектура ХУ1-Х1Х вв.» (3), основанной на картинах неизвестного художника XVII в., опубликованных в книге путешественника Кор-нелиуса де Брюина. На основании этих рисунков можно составить представление об их внешнем виде как в целом, так и по индивидуальному описанию каждого из них. 8 из 9 гробниц уцелели, некоторые разрушены, у некоторых сохранились остатки стен и входного портала.

В результате разрушений, связанных с событиями военной истории и высокой сейсмичностью района, в самой Шемахе не осталось архитектурных памятников. Тем не менее линия стилистической преемственности распространяется на Шемаху, что позволяет нам также объяснить художественные особенности архитектуры ансамбля Дворца Ширваншахов в Баку.

В научной литературе отмечается отсутствие соответствия между архитектурой зданий дворцового ансамбля в Баку и весьма своеобразной, но совершенно иной по стилю архитектурой абшерон-ских феодальных замков, относящейся к предшествующему историческому периоду. В связи с этим

предлагалось «генетические корни архитектурных решений конструкций дворцового ансамбля искать не в Апшероне, для которого характерна феодальная раздробленность, а в центрах Ширвана, таких как Шемаха, чья архитектура была прежней резиденция Кесрани Ширваншахов» (1, с.90-91).

Внимание западноевропейских путешественников и художников также было приковано к достопримечательностям другого древнего культурного центра Азербайджана - Султании. Строительство этого города Хулаку было частью более крупной кампании по восстановлению новой империи Хулаку и восстановлению ее старых центров. Эти новые города, такие как Аргунийе (позже Газа-ние), основанный Аргун-ханом и расширенный при Газан-хане, и город Кутлук-Балык («Счастливый город»), основанный Хейхату-ханом, по архитектурным размерам и величию соперничали с древними столицами Востока. Также были восстановлены Марага (Абага-хан) и Шиз, центр огнепоклонников.

Панорама XVII века города Султания, живописного и величественного города, расположенного среди гор, иллюстрирует книгу путешествий Шевалье Шардена. Для строительства города было выбрано место с благоприятными климатическими условиями - Сарыязские луга между Зенджаном и Казвином, излюбленное место летнего отдыха Иль-ханской знати. Согласно Хамдулле Газвини, здесь был основан город под названием Гозал Дара («Прекрасная долина»), построенный по приказу Аргун-хана. Аргун назвал его «Гонгураланг» — «Красочный», а его сын Олджайту-хан назвал его Султанией в свою честь.

Действительно, за короткий промежуток времени город приобрел большие масштабы и стал как политическим, так и экономическим соперником Тебриза. По завещанию историка Абул-Касима Ка-шани, в строительстве Султание вместе со своими семьями приняли участие строители и мастера из Тебриза, Ардебиля и Мараги. Историк Вассаф свидетельствовал, что лучшие ремесленники работали с утра до вечера и получали оплату за свою работу в конце каждого дня, так что все были довольны оплатой.

«ШУШМИМ-ШИТМаУ» #ЮТ4)), 2023 / ART

Строительство города было завершено в 1313 году. Помимо великолепия отдельных зданий, можно создать представление о совершенстве градостроительного решения по картинам европейских и восточных художников. Автором плана был Ильхан Абу-Саид, премьер-министр Таджуддина Али-шаха, который отвечал за строительные работы. Тысячи зданий, в том числе мечети, медресе и больницы, были построены на его личные средства, а также на средства другого премьер-министра, Рашидуддина.

В строительстве города участвовали все известные дворяне, а также богатые купцы. Многие купеческие семьи из трех крупнейших городов империи Ильхани - Тебриза, Мараги и Ардебиля -были насильно переселены в Султанию. Их наличие, а также пересечение пяти крупных торговых путей сделали город одним из самых богатых городов Ближнего Востока. Подобно Руи Гонсалесу де Клавихо (начало XV века), испанскому послу при дворе эмира Тимура, современник Абдуррашид Ба-куви видел великолепную и богато украшенную городскую стену, а также резиденцию правителя, множество полуцилиндрических сторожевых башен, окруженных внутренними крепостными стенами, с керамическими покрытиями, более изящными, они описывали аккуратные господские постройки.

Он также сообщил о чрезвычайно дорогом строительстве: на средства Али Шаха был создан большой комплекс отдыха с богатыми садами, искусственным озером, павильонами, шатрами и другими сооружениями. Самым величественным сооружением Султание, неоднократно привлекавшим внимание путешественников и художников, был большой комплекс под названием «Абваб аль-Бирр» и частью его был мавзолей знаменитого Ол-джайту-хана. Согласно древним преданиям, такие мавзолеи в исламских странах входили в состав многофункциональных комплексов, состоящих из очень больших и богато украшенных зданий.

Мемориальный комплекс Олджайту-хана, вероятно, напоминал по составу и планировке знаменитый мемориальный комплекс в Тебризе - Шанб-э Газа (1207-1304 гг.), а мавзолей включал в себя дворец, несколько медресе, дервишский монастырь - ханагах, школу, обсерваторию, баню, Джума мечеть, бассейн и т.д. Это сходство позволяет предположить, что автором обоих комплексов был сам Али Шах.

Хотя объект нашего исследования ограничивается западными художниками, в то же время нельзя не упомянуть картины Насуха Матракчи, турецкого художника, архитектора и поэта, сопровождавшего султана во время военных походов в Азербайджан и являвшегося придворным живописцем Сулей-мана Великолепного (1520-е гг. -1566), автора картин наиболее ценных с точки зрения градостроительных особенностей города Султание.

_27

Сопоставляя картину Султания с картинами Тебриза, Хой, Хамады того же Матракчы, мы обнаруживаем, что при Тахмасибе I (1524-1576) город был меньше, чем в XIV веке, а знаменитые крепостные стены были разрушены, что указывало на то, что город находился в экономическом упадке. В то же время на картине изображена радиально-кольцевая структура города и прямоугольная замковая резиденция правителя.

Достоверность сведений, собранных с миниатюр Н.Матракчы, подтверждается письменными свидетельствами как западноевропейских путешественников, так и француза Шардена в XVII в., и рисунками, сделанными художником Жаком Грело, сопровождавшим его в путешествии. Если Матракчы дает точные сведения о планировке города и композиции главной застройки, то панорама Султание, созданная Дж. Грело, реалистично описывает силуэт города, роль главных построек в общей картине города.

Голландский путешественник XVII века Ян Стрейс здраво понимал художественное значение и функции вертикальных архитектурных композиций: «Башенные сооружения Султании, вертикальные точки высокого колонного ряда также выражают величественный и прекрасный вид издалека». Картина Ж.Грелона полностью совпадает со словесным описанием города Я.Стрейса. Панорама города с загородным караван-сараем на обочине, живописное место в долине у подножия горных хребтов, зеленые жилые массивы в окружении зелени, великолепные мавзолеи, мечети, а также главная достопримечательность города - мавзолей Олджайту-хана.

На картине Ж.Грелона видно, что к XVII веку крепостные стены Султание были сильно разрушены, а население значительно сократилось, как и размеры города. Великолепная коллекция мавзолея Олджайту-хана постоянно привлекала художников, среди которых в первую очередь следует назвать имена французских художников XIX века Л.Дюбо и Э.Фландена. Первый из них сделал комплексный, академически точный рисунок мавзолея, который представил невероятно красивый, интересный вид на город, даже в виде руин. Ни богатые кроны деревьев, ни мелкие фигурки стаффажа, занимающие все пространство, не отвлекают от этой идеальной формы сооружения.

Литература

1. Бретаницкий, Л.С. Архитектура Азербайджана XII-XV веков. Москва: Наука, 1966, 569 с.

2. Олеарий, А. Подробное описание путешествия Голштинского посольства в Московию и Персию в 1613, 1636 и 1639 годах / пер. П.П. Барсова. Москва: ОИДР, 1870, 1156 с.

3. Salamzada, A. XVI - XIX asrlarda Azarbaycan memarligi. Baki: Elm, 1964 // Саламзаде, А. Азербайджанская архитектура XVI - XIX веков. Баку: Наука, 1964

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.