Научная статья на тему 'АРХИТЕКТУРА МЕДРЕСЕ В АЗЕРБАЙДЖАНЕ'

АРХИТЕКТУРА МЕДРЕСЕ В АЗЕРБАЙДЖАНЕ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
170
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
madrasah / mekteb / mosque-mekteb / education

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мехтиев А.

The article analyzes the issues of the design features of schools and madrasas in medieval Azerbaijan. It identifies the particularities of the volume-spatial composition of madrasas.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АРХИТЕКТУРА МЕДРЕСЕ В АЗЕРБАЙДЖАНЕ»

ARCHITECTURE AND CONSTRUCTION

АРХИТЕКТУРА МЕДРЕСЕ В АЗЕРБАЙДЖАНЕ

Мехтиев А.

АзАСУ, Баку, Азербайджан

DOI: https://doi.org/10.31435/rsglobal_wos/31012019/6310

ARTICLE INFO

ABSTRACT

The article analyzes the issues of the design features of schools and madrasas in medieval Azerbaijan. It identifies the particularities of the volume-spatial composition of madrasas.

Received: 08 November 2018 Accepted: 13 January 2019 Published: 31 January 2019

KEYWORDS

madrasah, mekteb, mosque-mekteb, education

Citation: Mehdiyev A. (2019) Architecture of Madrasa in Azerbaijan. International Academy Journal Web of Scholar. 1(31), Vol.1. doi: 10.31435/rsglobal_wos/31012019/6310

Copyright: © 2019 Mehdiyev A. This is an open-access article distributed under the terms of the Creative Commons Attribution License (CC BY). The use, distribution or reproduction in other forums is permitted, provided the original author(s) or licensor are credited and that the original publication in this journal is cited, in accordance with accepted academic practice. No use, distribution or reproduction is permitted which does not comply with these terms.

Система образования в Азербайджане состояла из следующих этапов обучения: мектеб - низшая ступень (школа начального обучения); следующая - обучение в медресе, которая подразделялась на две ступени - начальную и высшую. Высшие медресе представляли собой научные центры, открывались высшими духовными властями и содержались за счет вакуфных доходов. На Востоке до появления высших учебных заведений учеба проходила в библиотеках, при которых создавались особые «дома знания», одни для богословских диспутов, другие - для обучения студентов, затем были основаны научные университеты (где учеба была бесплатной, туллабы (студенты) обеспечивались общежитием) [15, с.30; 9, с.71-72]. Адам Олеарий в «Путешествии» отмечает, что в ХУШ веке в Шемахе, Эрдебиле, Тебризе, Исфагане, Ширазе, Мешхаде, Газвине, Гуме и Язде действовали медресе, которые находились под управлением Шейх-уль-ислама [1, с. 12-131. Необходимо отметить, что средние века в Азербайджане существовали научные центры в Шемахе, Тебризе, Ардебиле, Мараге, Урмие и т.д. Образование можно было продолжить при знаменитых гробницах (духовное) и при обсерваториях (общенаучное) [10, с.44]. В комплекс Марагинской обсерватории (1259 г.) входило медресе и библиотека в 400 тысяч томов.

В X-XI вв. при крупных мечетях Нахичевани, Барды, Гянджи, Шемахи, Баку, Тебриза существовали медресе. Кроме медресе курс обучения можно было пройти и в мектебах при ханегя [10, с.44]. Также существовали дворцовые школы для детей знати. Существовали школы каллиграфии, где готовили переписчиков рукописей [10, с.45 -46]. Кроме того, можно отметить мюридизм, а в особенности школу Зикра шейха Эюб Баба (1730-1796гг.)

В 80-х гг. XИв. в период государства Атабеков в Нахичевани было открыто медресе и издан специальный указ о порядке преподавания в нем [10, с.44]. При гробнице Момине-хатун были два медресе жены атабека Шамс ад-Дина Ил-Дениза и матери атабеков Джахан Пахлавана и Кызыл-Арслана, построенные в правление Атабеков, которые относились к вакфным владениям [8, с.108; 4, с.55]. В XII в. в Шемахе была открыта высшая медицинская школа — «медресе-тибб» [10, с.44]. «Мальхам» в Шемахе — первая академия в Азербайджане, где углубленно изучалась медицина и химия; ее создателем стал врач и ученый Кафиаддин Омар ибн Осман (прозванный в народе «Деде Гюнеш», XIIв.). Хагани Ширвани (1126-1199гг.) в поэме

«Тохфатуль-Ирагейн» («Подарок двух Ираков»), повествует о научных достижениях Кафияддина Омара, отмечает, что он благодаря ему овладел науками, включая медицину, астрологию, математику, мусульманское богословие, также древнегреческой, христианской и зороастрийской философией [2, с.66].

Медресе были и в Старой Гяндже — Бертельс отмечая ученость Низами Гянджеви (11411209гг.), совершенство владения персидским литературным языком, знакомство с христианской литературой, знание мусульманской теологии, философии, астрономии и астрологии, географии и т.д., подчёркивал, что в Гяндже были учёные и медрес [7, с.90-91].

С ХУ-ХУ1 веков в медресе началась специализация и были созданы новые типы медресе [1, с. 12-13]. К числу лучших медресе XV века можно причислить медресе при Шахской мечети Дворца Ширваншахов в Баку.

Медресе функционировало при Джума-мечети Гянджи на центральной площади (1606г., «Мечеть шах Аббаса», архит. Шейх Баха ад-Дин). Медресе было построено рядом с Джума-мечетью — это был двор «застроенный хорошими зданиями с множеством комнат и проходов» [10, с.45-46]. Комплекс, построенный в центральной части города включал — мечеть в центре, входной портал с двумя симметрично расположенными по его сторонам минаретами, и здание медресе, остатки которого сохранились до наших дней [14, с.60]. Здесь изучали природоведениюе, математику, астрономию, зодчество, философию, логику, богословиее. В университете-медресе обучалось до 80 студентов — по 10 студентов в каждой группе.

В XIII-XV веках в городах Нахичевани, Ордубаде и Карабахской провинции существовали медресе двух видов: «Медресейи-Иршадия» с 14-летним обучением и «Медресейи-Вехтания» с 16-летним. Кроме богословских наук в «Медресейи-Вехтания» изучали астрономию, алгебру, грамматику, географию и языки. В Бакинской крепости сохранились «моллахане» (те же медресе) - богословские школы, где изучали богословские дисциплины, а также мусульманское право» [6, с.93]. Сохранилось медресе 1301 г. недалеко от Джума-мечети [6, с.93]. Шейх-Сулейман медресе в виде двухэтажного объема было пристроено к мечети в городе Махабад с севера (Иран, провинция Запад. Азербайджан).

В ХШ-ХГУ веках в Тебризе было несколько медресе — Газанийе, Гийасийе, Фалакийе, Магсудийе, Насрийе. В XIV в. в Тебризе учреждённый «Эбваб аль-бирр» (Ворота благотворения) включал и мечеть, и библиотеку, а также учебные, лечебные, санитарные и хозяйственные учреждения, представляя собой целый городок. Рашид ад-Дин (прав. 1295-1304 гг.) основал в Х^веке в Тебризе крупный университет «Дар-аш-Шифа» («Дом Исцеления») с медресе, лечебницей, обсерваторией и др. сооружениями, где изучались естествознание, медицина, астрономия, история, философия, логика и богословие. Рашид ад-Дин стал основателем и комплекса в предместье Тебриза «Даруль-Финуи» (XIV в.) — крупного научного центра не только на Ближнем и Ср. Востоке, но и на Западе, где было одиннадцать медресе, двадцать четыре караван-сарая, полторы тысячи торговых лавок, тридцать тысяч домов, множество бань, мельниц, шерстоткацкие, бумагоделательные красильные мастерские, а также монетный двор. Застройка города подчинялась разделению наук по кварталам. В Университете были отделения обществоведения, философии, истории, медицины, астрономии, астрологии, логики. Университет имел при себе больницу, аптеку, библиотеку. В комплексе «Шоми Тебриз» (Сумерки Тебриза) построенном Газан-ханом в Казвине композиционным центром стал мавзолей Газан-хана, по сторонам которого располагались библиотека, обсерватория и два крупных медресе [16, с.95-97].

В XVII в. в Шемахе существовали 40 школ и 7 медресе, в Тебризе - 600 школ и 47 медресе [24]. Омар Фаик Низамзаде (кон. XIXв.) упоминал о «значительном числе учащихся медресе в Шеки, упомянул о медресе в городах Гяндже и Шемахе» [17]. Медресе высшего образования было создано при комплексе Имам-заде в Барде. В XVIII в. в Ордубаде была основана религиозная школа-медресе Ибрахим Захирийа [15, с.90] высшей ступени, которая представляла собой двухэтажное каменное здание в центре города, и состояла из 2 больших учебных помещений, расположенных со стороны главного входа в «один, а с противоположной в два этажа», большого двора с бассейном [16, с.95-97]. Медресе из комплекса Джума-мечети в городе Ордубад (1126 г.х./1714 г.) отмечал в своих записях И.Шопен: «при главной мечети находится школа» [20]. В государственном историческом архиве сохранились материалы о вакуфном имуществе медресе - его приходах, расходах [15, с.91], указано имя основателя -Ибрахим хан Захир ад-Дауле [15, с.28]. Медресе представляет собой «замкнутый четырехугольный двор с помещениями, размещенными по четырем сторонам двора» с одним высоким портальным входом со стороны фасада [16, с.36]. Как отмечает Р. Салаева: основным композиционным приемом стало «противопоставление сравнительно небольших арочных ниш

крупному порталу... что соответствует внутренней структуре помещений. Каждая стрельчатая ниша соответствует одному из внутренних помещений» [16, с.95-97]. Медресе пристроено с северо-восточной части Джума-мечети, составляло с ней единый комплекс и замыкало центральную площадь с восточной стороны [16, с.36]. Подобный прием, когда мечеть и медресе композиционно объединены в единый комплекс, характерен для памятников Ср. Азии и Ирана.

Также в Азербайджане существовали завия (центр суфийского ордена), где жили дервиши. Последователи хуруфизма молитвенные дома называли ханегя, а орден накшбандия — завия. В отличие от ханегя — в завия проживали только шейх и его мюриды, где суфийский шейх и пропагандировал свои идеи. Часто завия состояла из мечети, школы, усыпальницы и гостиницы. Одно из сохранившихся Завия-медресе fXVII-XVIII вв.) в Нахичевани в квартале Завия состоит из трех зданий, общей площадью — 212 м2. Нам известно, что Накшбандийа получило широкое распространение благодаря Неман-Аллаху Нахичевани и Хаджи Наджм-ад-Дину Барг-бафу (XV в.) — халифам известного накшбандийского шейха Хваджи Мухаммада Парса (ум. в 1420 г.). Абу Саид Сунуллах, член братства Накшбандийа представлял общину в Азербайджане в XVIв. [3, с. 133-141]. Центр комплекса — прямоугольное двухэтажное здание с примыкающим к нему минаретом. В конце XIX в. ремонтных работ своды и сферические гюнбезы (купола) были снесены и заменены на прямоугольное покрытие, что затрудняет определение времени строительства. Завия-медресе стоит на фундаменте высотой 2 м. Завия-медресе общей площадью 212м2, состоит из вестибюля, большой залы для богослужения высотой 5,5м и площадью 88 м2. Мехраб (1,7х5,15х5,5м) находится в южной части зала. Помещение на втором этаже было предназначено для женщин.

В комплекс ханегя шейха Тахира у Девичьей башни в Баку входила мечеть-мектеб — (мечеть Моллы Мирзы (1056г.х./1645г.), с круглым куполом (дл. 14 и шир. 9 м), относящаяся к периоду правления шаха Аббаса II. Согласно надписи на куполе мечеть-мектеб, отмечается: дата постройки мечети при шахе Аббасе II (1646г.) его слугой Имам Кули. Также отмечается обращение в вакф арендной платы за склад Шейха Тахира — по-видимому, существовавшего при комплексе памятников гробницы Шейха Тахира. Такое же небольшое здание мектеб находится в Губернаторском саду Баку, и также, по нашему мнению, принадлежало суфийской общине.

Из памятников в селениях Апшерона сохранилось здание мектеб-мечети в Нардаране (1685-86гг.). Мектеб-мечеть состоит из двух помещений — вестибюля и молельного зала. Интересен квадратный портал с аркой стрельчатого очертания, идентичный арке входа [19, с.253-255].

В 1766 году архит. Шейх Бах ад-Дином, построившим мечеть в Гяндже, была построена Голубая мечеть (Гей мечеть) в Эривани. В комплекс Дворца Сардара вошли мечеть с минаретом площадью 7000 кв2, в юго-восточной части мечети медресе из 28 келий, библиотека в северной части. Планировочная композиция медресе решена в виде "Т"-образного плана [15, с.28]. Можно говорить о том, что по архитектурно-планировочному решению и мечеть, и сам комплекс близки к комплексу Джума-мечети в Гяндже. Также медресе было построено у Шахарской мечети (или Залхана, 1098 г.х./1687 г.) в Эривани. К сожалению, мечеть не сохранилась, а здание медресе используется как выставочный зал Дома художников.

1.Завия-медресе. Нахичевань; 2. Джума-мечеть. Нахичевань; 3. Джума-мечеть, Шемаха;4. Джума-мечеть в Дербенте

Рис.1.

1,2. Мектеб-мечеть в Нардаране (1685-86гг.); 3. Голубая мечеть. Эривань

Рис.2.

Также следует упомянуть медресе ал-Фаррухийа из комплекса Джума-мечети в Дербенте, построенное по приказу Ширваншаха Фарруха Иасара и названное в его честь в 879 г.х./1474-75гг. [15, с.28] Главные фасады Джума-мечети и медресе выходят в сторону двора и занимают его противоположные стороны - северную и южную. Архитектурная композиция решена в виде «Т»-образного плана. Медресе состоит из небольших худжр (2,8x3,4м). Перед входом в каждую худжру устроена лоджия глубиной 1,4м., перекрытая стрельчатым сводом -которые образуют каменную аркаду.

Следует отметить, особую роль мусульманских училищ Нахичевани в создании и развитии религиозно-философской и литературной среды. «В этих училищах и религиозных школах занятия вели члены литературного кружка «Меджлис поэтов» — Гюдси Ваненди, Фагир Ордубади, Мешеди Мухаммед Таги Сидги. В школах Сидги «Эхтар» («Звезда») и «Мектеби-тербийе» («Школа воспитания»), открытых в 1892 и 1894 гг. в Ордубаде и Нахчыване, преподавались как теологические, так и светские науки» [12]. Мектеб в Нехраме представляет собой здание прямоугольной формы (построено в середине XIX века).

В конце XIX века в небольшой Шуше было свыше 17 мечетей с мектебами и медресе, несколько самостоятельных мeктебов. Одним из самых солидных учебных заведений такого типа было медресе при мечети Гевхар Ага — «Говхариййа» [13, с.150]. Преподавание велось обычно с группами в 4-6 учеников в мектебах и 10-15 - в медресе, иногда количество учеников достигало 2030 человек, причем мальчики и девочки должны были учиться вместе [13, с.150]. Высокий уровень был в открытой в 1849 году по образцу мусульманских медресе, мусульманской трехклассной шиитской школе - система медресе была расширена включением в программу обучения общеобразовательных предметов, таких, как: логика, математика, физика, космография, метафизика и геология (просуществовало училище до 1861 года) [13, с.153]. Омар Фаик Низамзаде, в конце XIX века, в своих воспоминаниях упоминал о значительном числе учащихся и известных выпускниках медресе в городе Шеки, медресе в городах Гянджа и Шемаха [17]. Система религиозного образования в Азербайджане сохранялась неизменной до периода Советской власти. В 45-50 годы Шейх-уль-ислам Ага Ализаде неоднократно отмечал необходимость открытия религиозных школ в Азербайджане и в Закавказье, отмечая, что студенты вынуждены обучаться в Иране и Атабате (Ирак) и ходатайствовал о разрешении преподавания в мечети Тезе-пир (Баку) и Джума-мечети Нахичевани [5, с.36-41]. Анализируя архивные материалы, можно говорить о том, что систему исламского образования в СССР можно разделить на два уровня: первый — легальный (где происходил контроль за образованием, наблюдение в вопросах формирования учебных программ и списка студентов), такой ситуация оставалась до конца 1980-х годов; второй уровень — семейно-бытовой, «нелегальный» уровень [5, с.36-41].

Медресе и мектебы в Азербайджане почти не сохранились - кроме некоторых в селениях Апшерона (Нардаран, Шаган), в Баку, большей частью известны по упоминаниям современников, эпиграфическим надписям, но при этом можно выявить некоторые особенности. Мектебы в основном давали навыки чтения Корана и письма. Медресе по образованию делились на две ступени — начальную и высшую. В медресе изучали углубленно Коран, арабскую грамматику, логику, мусульманское право, географию, астрономию и другие науки. Медресе содержались за счет вакуфных доходов. Высшие медресе представляли собой научные центры.

1. Мектеб — школы начального обучения были основаны почти при каждой квартальной мечети, являлись неотъемлемой частью махалля.

2. Медресе Азербайджана — дающие начальное образование (где в среднем обучалось 20-40 студентов) по сравнению с медресе других стран Востока были небольшими. Медресе строились при крупных Джума-мечетях и, соответственно, входили в крупные городские ансамбли, формирующие общественный центр или культово-мемориальный комплекс (комплекс Атабеков в Нахичевани, общественные центры Шемахи и Ордубада, Гянджи, медресе в комплексе Али-шаха в Тебризе). Часто это происходило и в случае неодновременного строительства. Композиционное объединение мечети и медресе - такие комплексы представляли

собой симметричные композиции плана с двором квадратной формы. Как мы видим, в XIV-XV вв. медресе стали участвовать в сложении крупных культовых комплексов (Баку, Гянджа, Барда и др.), такой же процесс характерен и Ср. Азии (ансамбль Гур-эмир (Самарканд, XIV-XVвв.), Ирана (ансамбль имама ар-Рази, Мешхед), Турции (кюллие Сулеймание, Стамбул, XVfe.; Мурадийе (1425-1426 г.), которые в свою очередь застравиваясь поэтапно, превратились в крупные религиозно-общественные центры - как например, общественный центр Шемахи.

3. Медресе были интернатного типа. В комплексе предусматривалось общежитие. Рассматривая архитектурно-планировочные композиции сохранившихся медресе можно отметить - что это могли быть и два разных здания, где общежитие решалось в виде худжр с аркадой, опоясывающих двор. Архитектура медресе представляла собой композицию четырехугольного внутреннего двора с рядом келий - худжр, с небольшими эйванами перед ними. Специфика размещения худжр в медресе была идентична планировке караван-сараев (медресе четырехугольной формы с 8 келиями при Джума-мечети в Гяндже, медресе Ибрахим Захирийа в Ордубаде, медресе Хейдарийе в Казвине, в комплексе Али шаха в Тебризе).

4. Часто здания медресе были двухэтажными - медресе в Ордубаде.

5. Медресе в виде прямоугольных объемов, вытянутых по продольной оси - часто этот прием использовался для того, чтобы организовать замкнутое пространство - закрыть одну сторону площади перед Джума-мечетью; в этом случае и медресе, и Джума-мечеть композиционно объединялись (Джума-мечеть в Шемахе, дербентская Джума мечеть, Джума мечеть в Ордубаде).

6. В некоторых комплексах мы видим появление летнего помещения мечети - Гей мечеть Эривани.

7. медресе существовали и в комплексах ханегя - медресе в комплексе Пир-Хусейна. Таким образом, наиболее типичная композиционная схема медресе: мечеть и зал для

занятий - окруженные двором квадратной формы с помещениями - худжрами для учащихся и преподавателей. При этом, с улицы медресе имеет глухие стены. Может быть украшен входной портал. Можно говорить о том, что медресе в ранний период строились по единой схеме, аналогичной караван-сараям - четырехугольный двор в окружении помещений - жилых комнат, аудиторий и мечети.

Кроме того: «в исламе сложились четыре толка - малекитский, ханефитский, шафиитский и ханбалитский, которые хотя и могли совмещаться в медресе, но требовали раздельных аудиторий» [9, с.72]. Существует мнение, что «количество айванов в медресе от одного - до четырех зависело от богословского направления, где соответственно могли преподавать в котором могут преподаваться один, два, три или (как в багдадской аль-Мустансирии) все четыре мазхаба - богословско-правовых доктрины суннитского ислама» [18,с.35]. И, естественно, при этом допускались определенные вариации в количестве жилых, учебных, ритуальных и вспомогательных помещений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Адыгёзалова Ш.А. Развитие школьного образования и педагогической мысли в Азербайджане в XVII-XVIII вв. Вестник КазНУ, серия «Педагог. науки», № 30-31. с. 12-13

2. Алекперли Ф. Тысяча и один секрет Востока. Том II. Баку, 2008, 426 С.

3. Алескерова Н. Суфизм в Азербайджане. Кавказ и глобализация. 2007. Т 1(5).

4. Алиева Р. Классики Азербайджанской архитектуры. Архитектор Аджеми Абубекр оглу Нахичевани. Баку, Издательский Дом "Шарг-Гарб", 2013.

5. Ахмадуллин В. Деятельность органов управления СССР по недопущению создания легальной системы исламского образования в Закавказье. «Армия и общество». М., 2015.

6. Ашурбейли С.А. История города Баку. Баку: Азернешр, 1992.

7. Бертельс Е. Низами. М., 1947.

8. Буниятов 3.М. Государство Атабеков Азербайджана (1136-1225 гг.). Баку, 1978.

9. Воронина В.Л. Средневековй город арабских стран. ВНИИТАГ, 1991. 103c.

10. Гусейнзаде Р.Л., Мамедов Т.М. Педагогика. Баку, 2015

11. Ибн ал-Фувати, V, 260-261. Из кн. Буниятов 3.М. Государство Атабеков Азербайджана.

12. Ибрагимов С.М. Философия суфизма в нахчыванских рукописях. Вопросы философии. 2016. № 1.

13. Каджар Ч. Старая Шуша. Баку, 2007

14. Мамед-заде К. Строительное искусство Азербайджана. Баку, 1983. с. 60

15. Неймат М. Корпус эпиграфических памятников Азербайджана. Т.Ш. Арабо-персотюркоязычные надписи Нахчыванской АР (XII - нач. XX вв.). Баку, 2001

16. Салаева Р. Нахчыван - наследие архитектуры. - Баку, 2002

17. Самедов Э., Зарганаева И. Медресе в Азербайджане и их функционирование. В сб. Проблемы становления и развития мусульманского образования на постсоветском пространстве.

18. Стародуб Т.Х. Эволюция типов средневековой исламской архитектуры. Автор. на соиск. уч. степ. доктора искусств. М., 2006.

19. Фатуллаев Ш. Зодчество Апшерона. Баку, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.