Научная статья на тему 'Роль Великого Шелкового пути в развитии архитектурных памятников Азербайджана'

Роль Великого Шелкового пути в развитии архитектурных памятников Азербайджана Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
234
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАВКАЗСКАЯ АЛБАНИЯ / CAUCASIAN ALBANIA / ВЕЛИКИЙ ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ / GREAT SILK ROAD / АРХИТЕКТУРНЫЕ ПАМЯТНИКИ / ARCHITECTURAL MONUMENTS / КАРАВАН-САРАЙ / CARAVANSERAI

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Абдуллава Н.А.

В данной статье говорится о влиянии великого шелкового пути в развитии архитектурных памятников Азербайджана сохраненные до настоящего времени, а также о необходимости их реставрации и восстановления целью развития туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль Великого Шелкового пути в развитии архитектурных памятников Азербайджана»

РОЛЬ ВЕЛИКОГО ШЕЛКОВОГО ПУТИ В РАЗВИТИИ АРХИТЕКТУРНЫХ

ПАМЯТНИКОВ АЗЕРБАЙДЖАНА

Абдуллава Н.А. ®

Соискатель, Азербайджанский архитектурно-строительный университет

Аннотация

В данной статье говорится о влиянии великого шелкового пути в развитии архитектурных памятников Азербайджана сохраненные до настоящего времени, а также о необходимости их реставрации и восстановления целью развития туризма.

Ключевые слова: кавказская Албания, великий шелковый путь, архитектурные памятники, караван-сарай.

Keywords : Caucasian Albania, the Great Silk Road, architectural monuments, caravanserai.

Издавна торговые маршруты Великого Шелкового пути неизменно проходили через Азербайджан. Он был «воротами» между загадочным далеким Китаем и богатой Европой. В I-II веках до н.э. самый оживленный путь лежал через Страну огней. Этот путь обычно называли «Страбонский» (по имени великого географа, который первый упомянул о нем). Этот путь проходил из Китая и Индии через Центральную Азию по реке Узбай, доходящей до Каспийского моря, после чего проходил через территорию Азербайджана [6]. Здесь он делился на две ветви: одна шла вверх по течению реки Куры в сторону Колхиды и Иберии, вторая ветвь сворачивала и шла вдоль западного побережья Каспийского моря через Дербент и Кавказские степи.

Азербайджан представлял собой наиболее безопасный отрезок пути, так как идущие далее, Грузия, Иберия, Колхида - были политически стабильными государствами, которые могли обеспечить функционирование этой трассы, и это привлекало купцов. Привлекало купцов также еще то, что большая часть этой трасы - водная, которая являлась самым дешевым путем транспортировки товаров. Этим объясняется длительность, стабильность и интенсивность этой торговой трассы, как одного из важнейших направлений Великого Шелкового пути в античный период. Именно вдоль этих ветвей «Страбонского пути» возникло множество древних городов Азербайджана[7].

В период раннего средневековья Азербайджан продолжал играть активную роль на Великом Шелковом пути. Город Барда, ставшая столицей Азербайджана с V века, стала самым большим в мире торговым центром на одной из ветвей Великого Шелкового пути, и вплоть до X вв. была одним из самых больших центров ремесленного искусства на всем Ближнем Востоке и в Транскавказском регионе[1].

Талантливые ремесленники предлагали заграничным купцам массу полезных товаров. Изящные ювелирные изделия, духовые и струнные музыкальные инструменты, драгоценное оружие, великолепные ковры, местные сорта шелка. Торговцы вывозили отсюда в Европу нефть, драгоценные камни, соль, ртуть, квасцы, шерсть, лен, хлопок, минеральные красители, лечебные снадобья и многое другое. Особенно славились медные изделия: посуда, подносы, подсвечники, астрономические приборы.

Средневековый Азербайджан продолжал вести торговлю и обмениваться культурными ценностями со многими странами. В XIV-XVIII вв. роль городов Азербайджана, расположенных на Великом Шелковом Пути, еще более возросла. Это произошло благодаря развитию торгового пути - Волга-Каспий, освоенного русскими и английскими торговцами. В этот период, например, такие города как Шемаха, Дербент, Баку, Ардебиль, Тебриз, Марага, Гянджа, Нахичевань становятся центрами перевозки, где

® Абдуллава Н.А., 2017 г.

складывались товары, привезенные из Востока и Европы. Торговцы из России, Европы, Турции, Центральной Азии и Дальнего Востока собирались именно здесь[2].

Во всех крупных городах были построены караван-сараи. Местным правителям выплачивались деньги для разрешения на постройку в храмах небольших монастырей, молельных и гостевых, где останавливались караваны.

В структуре городов средневекового Востока караван - сараи занимали важное место после жилых домов и мечетей. В качестве примера можно указать двухэтажный караван - сарай в Гяндже относится к XVI веку. Караван - сарай имеет прямоугольную форму с большим внутренним двором, вокруг которого по периметру расположены помещения. Сохраняя традиционно сложившуюся в течение многих веков планировочную структуру, караван - сарай в Гяндже наделен архитектурными формами и мотивами, которые отразили новые веяния восточного и славянского классицизма[3].

Гянджинский караван - сарай имеет свою историю. В 1603 году (по другим документам 1606 г.) сефевидский шах Аббас после длительной и упорной осады наконец освободил Гянджу от османов и решил построить ряд комплексов: Джума -мечеть, Чекяк - хамам и караван -сарай, так как Гянджа находилась между Востоком и Западом, на Великом Шелковом пути.

Архитектором был назначен видный математик и зодчий Востока шейх Бахаяддин Махаммед, потомок Низами Гянджеви. В то время караван - сараи строились по двум типам: придорожные (хорошо охраняемые крепости) и городские. Путники находились в пути неделями, а то месяцами, если останавливались в городах, то должны были иметь все условия для того, чтобы помыться, помолиться и отдохнуть. А рынок в то время находился на Базарной площади (ныне площадь Административного здания)[4].

Следует отметить, что большинство памятников архитектуры Азербайджана дошли до нашего времени в сильно повреждённом состоянии. Реставрация этих памятников с восстановлением в прежнем виде утраченных частей сложное и тонкое дело, требующее научного решения исторических, художественных и инженерно-технических проблем. Успешное восстановление памятников возможно только на базе досконального изучения архитектуры той эпохи, и не только нашей республики, а также соседних стран, имеющих сходные памятники, а также на основе подробного исследования истории архитектуры. Правда, необходимо отметить и тот факт, что и до этого велись реставрационные работы. Однако они проводились без определённой системы и хаотично. Проводимые реставрационные работы на памятниках архитектуры явились результатом всей деятельности в области исследований начатых ещё с 1940-х годов в Азербайджане.

Основываясь на проводимых и изданных исследованиях архитектурных памятников Баку и Абшерона, мавзолеев, оборонительных сооружений Азербайджана в настоящее время многие памятники отреставрированы и продолжается их реставрация по сей день. Среди них имеются уникальные памятники древности, которые являются истинной гордостью азербайджанской культуры.

В последующие годы стала актуальной реставрация не отдельных памятников, а охрана и реконструкция исторических городов и городских центров Азербайджана. Изучению этой проблемы посвящены исследования и научные труды многих учёных республики. Особенно ответственной задачей является сохранение таких городов, как Баку, Шеки, Гянджа, Ордубад, Шуша, Барда, Габала, Нахчывань. Их архитектурная-планировочная структура, типы зданий, пространственные связи, пластика фасадов отличаются неповторимым своеобразием и привлекательностью.

Многие достижения в изучения зодчества кавказской Албании на великом шелковом пути были сделаны, благодаря привлечению значительного количества архитектурно-археологических памятников.

С середины I в.н.э. до VI в.н.э. был самым благоприятным и оживленным для северного торгового пути в Кавказской Албании. Архитектурно-археологические исследования северо-западной области Кавказской Албании позволили выявить большое количество разновременных памятников. В окрестностях Шеки сохранилось множество памятников раннего средневекового зодчества: это крепости, дозорные башни, церкви и руины монастырей периода Кавказской Албании. Среди них наиболее интересными являются памятники в селениях БИДЕИЗ, БАШ КЮНГЮТ, ОРТА ЗЕЙЗИТ, и, конечно, церковь в селении КИШ (II - IV вв.), воздвигнутая Св. Елисеем - она считается наиболее ранним христианским сооружением на территории СНГ. В настоящее время церковь отреставрирована и превращена в музей. Город Шеки - главный город Шеки-Загатальского района, один из древнейших и красивейших городов Азербайджана, временем основания которого считается 1 тясячелетие до нашей эры, она расположена на трассе Великого Шелкового пути. АШАГЫ и ЮХАРЫ КАРАВАН-САРАИ (XVIII век), своими размерами свидетельствуют о размахе торговли, имевшей место в средние века. Большой интерес представляют такие памятники как Кильсадаг, Лекит и Мамрухский храмы, которые датируются I-VI вв.н.э. Еще ждут своего исследования монастырские комплексы как Катук и Пипаны. Выше приведенные памятники зодчества северо-западной области Кавказской Албании показывают общность черт памятников Передней Азии и Южного Кавказа. Культовая архитектура Кавказской Албании античного и раннесредневекового периода возникла не вдруг, а построена на достижениях античного наследия. Известна устойчивость храмовых типов, святость и символическое значение форм. Албанские зодчие перерабатывали архитектуру старых храмов, например, храм Луны, находящийся в большой густонаселенной священной албанской области, храмы Гелиоса и Зевса (Кахский район). Приведенные нами некоторые данные позволяют сделать следующие выводы. Выявленные архитектурно-археологические памятники на территории северо-западной области Кавказской Албании свидетельствуют не только о политической и духовной жизни, но и о коммерческой конкуренции в Южном Кавказе между Византией и Сасанидским Ираном [5]. Факты оживленной градостроительной политики в Кавказской Албании, наличие импорта, выявленного в результате археологических раскопок в северо-западной области Албании и соседних стран, анализ выявленных предметов, обнаруженных в Кавказской Албании и Южном Кавказе, а также данные о наличии оживленных торговых трасс, тянувшихся по всей территории Албании и соседних стран, и факт глубокого взаимопроникновения купцов разных стран в отдаленные от их родины пункты торгового пути свидетельствуют о возрастающей роли Албании в сухопутной торговле Запада с Востоком с середины I в.н.э. до VI в. н.э. На этом же промежутке времени в северо-западной области Кавказской Албании мы встречаем большое количество архитектурных строений.

Свидетельством этого являются монастыри, церкви, крепости, поселения, города, а также археологические материалы, в основном датирующиеся I-VI вв. н.э. Одновременно выясняется, что античные и раннесредневековые города в северо-западной области Кавказской Албании служат доказательством сухопутной торговли между Востоком и Западом. Пограничные для Запада и Востока города в силу своего географического положения и сложившейся политической ситуации превращаются в крупные экономические

центры, а территория Кавказской Албании по тем же причинам становится удобным каналом торговых сношений между народами Запада и Востока.

В нашей стране насчитывается более 6 тысяч историко-архитектурных памятников. Большинство из них расположены вдоль пролегающего по территории Азербайджана Великому Шелковому Пути, по маршруту древних караванов, вызывая и по сей день нескрываемый восторг. К примеру можно привести наскальные рисунки в пещере первобытных поселенцев в Гобустане (60км к западу от Баку), ритуальные построения доисламского периода - храмы огнепоклонников, албанские церкви на горных вершинах, великолепные крепостные стены и замки, а также просторные карван-сараи, роскошные дворцы периода расцвета исламской культуры, мемориальные построения и тд. Мемориальные построения средневековья представлены по маршруту Великого Шелкового Пути в виде гробниц и саркофагов. Данные памятники архитектуры мирового значения можно классифицировать следующим образом: Венга церковь (XI век - город Шамкир, деревня Юхары Чайкенд), Гянджинская крепость и стены замка (ХУ-ХУ1 век - город Гянджя, правый берег реки Гянджа), Кехня гала (Старая крепость Х-Х1У век- город Нахичевань), Башня Гаскатепе - (XIX век- Город Баку, деревня Мастех), Гробница Захария (XVIII век - Город Лерик, деревня Джангемиран), и тд.

В заключении хотелось отметить, что большинство исследованных памятников архитектуры Азербайджана за долгое время своего существования подвергались разрушениям и в настоящее время многие из них столкнулись с опасностью уничтожения вовсе. Памятники архитектуры несущие в себе строительно-архитектурные традиций отдельных регионов и имеющие большую роль в формировании объёмно-пространственной структуры той местности, где они расположены, для возвращении им былого состояния, необходимо вести с ними новые научно-исследовательские, консервативные и реставрационные работы. Заключение

К вопросу реставрации исторических, а так же архитектурных памятников Азербайджана посвящены исследования и научные труды многих учёных республики. Сохранение и восстановление исторических памятников на территории Азербайджана позволят еще глубже узнать историю архитектуры сопричастной влиянием Великого Шелкового Пути.

Литература

1. Радкевич В.А. Великий шелковый путь. М., 1990

2. Петров А.М. Великий Шелковый путь. М., 1995

3. Ахметшин Н.Х. Тайны Шелкового пути. М., 2002

4. К. М. Мамедзаде, Н. А. Саркисов. «Архитектурные памятники Гянджи». Баку - «ЭЛМ» - 1988 г.

5. З. Г. Мамедова. «Научно - теоретические основы реставрации». Баку - 2007 г.

6. http://tempustravel.az/catalog/view/istoricheskie-mesta-azerbaj dzhana

7. http://www.krugosvet.ru/enc/istoriya/УELIKI_SHELKOУI_PUT.html?page=0,4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.