Научная статья на тему 'МАВЗОЛЕЙ ОЛДЖАЙТУ ХУДАБЕНДЕ (1310-1312)'

МАВЗОЛЕЙ ОЛДЖАЙТУ ХУДАБЕНДЕ (1310-1312) Текст научной статьи по специальности «Науки о Земле и смежные экологические науки»

CC BY
50
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХИТЕКТУРА / КОМПОЗИЦИЯ / КОНСТРУКЦИИ / КУПОЛ / СТАЛАКТИТЫ

Аннотация научной статьи по наукам о Земле и смежным экологическим наукам, автор научной работы — Амензаде Р.

В композиционном строе мавзолея Олджайту запечатлен гений зодческого искусства азербайджанского народа. Здесь передовые инженерно - конструктивные достижения, вкупе с архитектурно-художественными средствами достигают необыкновенных вершин. Особенного внимания заслуживает технически выдающееся решение купольного перекрытия. Толщина стен сооружения, достигающая 7,40 м членится как бы на две части, в интерьере глубокие стрельчатые ниши, извне-венчающая весь корпус сквозная сводчатая аркада, соответствующая ярусу подкупольных конструкций, разработанных в виде трех горизонтальных рядов сталактитовых колец, обеспечивших плавный переход от восьмерика к куполу. Яйцевидный купол и сама его конструкция наталкивают на мысль ,что зодчий в решении архитектурной задачи руководствовался гениальным изобретением природы-яйцом,скорлупа которой среди биологических структур занимает особое место ,и, несомненно является одной из самых совершенных многофункциональных биологических оболочечных форм. Значительную роль приобретают минареты-пинакли, поставленные на углах корпуса с целью предотвращения сдвигающих сил и уравновешивания распора купола.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAUSOLEUM OLJAYTU XODABENDE (1310-1312)

The genius of architectural art of Azerbaijan people is imprinted uponthe compositional structure of the mausoleum of Oljaytu ( 1310-!312). Here leading constructive engineering successes together with architectural artistic means reach extraordinary summits. Technically remarkable solution of the dome cover is worthy of intent attention.The thickness of walls reaching 7.40 m is divided into two parts- in the interior deep lancet niches, from without through vaulted arcade crowning the whole building corresponding the tier of under -domed constructions worked out in the form of three horizontal rows of stalactite hoops providing a smooth crossing to the dome. The egg-shaped side -view of the dome and its construction suggests an idea that in the solution of the architectural problem the architect was guided by great invention of the nature the eggshell which occupies a special place among biological structures and is no doubt,one of the most perfect multifunctional biological outward forms. Minarets -pinacles on the corners of the building so as to prevent moving forces and balancing of the dome’s thrust which in its turn strengthened the dinamics of the whole composition

Текст научной работы на тему «МАВЗОЛЕЙ ОЛДЖАЙТУ ХУДАБЕНДЕ (1310-1312)»

ARCHITECTURE

MAUSOLEUM OLJAYTU XODABENDE (1310-1312)

Amenzade R.

Doctor of architecture, professor

МАВЗОЛЕЙ ОЛДЖАЙТУ ХУДАБЕНДЕ (1310-1312)

Амензаде Р.

Доктор архитектуры, профессор

Abstract

The genius of architectural art of Azerbaijan people is imprinted uponthe compositional structure of the mausoleum of Oljaytu ( 1310-!312). Here leading constructive engineering successes together with architectural -artistic means reach extraordinary summits. Technically remarkable solution of the dome cover is worthy of intent attention.The thickness of walls reaching 7.40 m is divided into two parts- in the interior deep lancet niches, from without through vaulted arcade crowning the whole building corresponding the tier of under -domed constructions worked out in the form of three horizontal rows of stalactite hoops providing a smooth crossing to the dome. The egg-shaped side -view of the dome and its construction suggests an idea that in the solution of the architectural problem the architect was guided by great invention of the nature the eggshell which occupies a special place among biological structures and is no doubt,one of the most perfect multifunctional biological outward forms. Minarets -pinacles on the corners of the building so as to prevent moving forces and balancing of the dome's thrust which in its turn strengthened the dinamics of the whole composition

Аннотация

В композиционном строе мавзолея Олджайту запечатлен гений зодческого искусства азербайджанского народа. Здесь передовые инженерно - конструктивные достижения, вкупе с архитектурно- художественными средствами достигают необыкновенных вершин. Особенного внимания заслуживает технически выдающееся решение купольного перекрытия. Толщина стен сооружения, достигающая 7,40 м членится как бы на две части, в интерьере глубокие стрельчатые ниши, извне-венчающая весь корпус сквозная сводчатая аркада, соответствующая ярусу подкупольных конструкций, разработанных в виде трех горизонтальных рядов сталактитовых колец, обеспечивших плавный переход от восьмерика к куполу. Яйцевидный купол и сама его конструкция наталкивают на мысль ,что зодчий в решении архитектурной задачи руководствовался гениальным изобретением природы-яйцом,скорлупа которой среди биологических структур занимает особое место ,и, несомненно является одной из самых совершенных многофункциональных биологических оболочечных форм. Значительную роль приобретают минареты-пинакли, поставленные на углах корпуса с целью предотвращения сдвигающих сил и уравновешивания распора купола.

Keywords: architecture, composition,constructions, dome, stalactits

Ключевые слова: архитектура, композиция, конструкции, купол, сталактиты

Олджайту, сын четвертого ильхана Аргуна (1234-1282)был правнуком Хулагу-хана, основателя государства Ильханидов . Он правил двенадцать лет и девять месяцев и умер 16 декабря 1316 г. в городе Султание, который находится близ Зен-джана. Сын Олджайту Абу Саид станет его преемником. Вскоре после смерти Олджайту, визирь Ра-шид ад-Дин обвиненный в его смерти будет казнен.

Единовременная застройка Султание, расположенного в исключительно живописной местности достигла размаха уже в самом начале XIV в. в силу целого ряда обстоятельств, и, в частности выгодное расположение и статус столичного города обеспечили его процветание. Нагруженные товарами караваны бороздили торговые пути в направлении Казвин-Зенджан с востока на запад, к Тебризу и Дамаск с севера на юг через Хамадан на Багдад. Судя по миниатюре-зарисовке Насуха Мат-ракчи город ,построенный согласно своей ради-ально -кольцевой системе планировке приобрел

форму почти правильного овала, охваченного высокой каменной стеной с шестнадцатью круглоба-шенными бурджами, с двумя воротами - северными и южными(5). Длина оборонительных стен, охватывающая территорию города, названного Gungurйlung первоначально приближалась к 12 тыс. шагам [2,с. 1103]. Была возведена цитадель (296х314м), построены жилые домовладения (квартал Рашид ад-Дина, квартал Тадж ад Дина Али шаха), культовые, мемориальные, а также гражданские и торговые строение.

Главным градоформирующим фактором города явился культовый комплекс Олджайту хана (1304 - 1316). Он состоял из мечети, мавзолея, медресе, госпиталя, караван-сарая, строений для паломников и др. больших и не очень купольных строений. Мавзолей (Д купола 24,6 м, высота 52м), будучи идейно-композиционным центром комплекса являет собой подлинный шедевр мирового

зодчества, он горделиво высится и сегодня как главная вертикальная доминанта города.

Иосафат Барбаро посетил немало городов и населенных пунктов Азербайджана. В своем произведении, касаясь Султание, он указывает на большие торговые обороты « ... здесь сходятся каждый год, особенно летом большие караваны верблюдов привозящие товары» , «.в Солтанию, что на нашем наречии значит Императорская. Этот город представляется знаменитейшим и принадлежит упомянутому синьору. Она не имеет стен, а только замок со стенами, он в руинах. Поскольку разрушен уже четыре года назад неким синьором... Окружность замка -одна миля. Внутри нее [Султа-нии]имеется высокая и большая мечеть с 4 сво-дами,4 высоких куполов, из них большой купол-еще больше, чем таковой у [церкви] Святых Иоанна и Павла в Венеции, втрое по ширине.. Город очень велик , составляет в окружности 4 мили, он хорошо обеспечен водой. В настоящее время он плохо населен, от 7000 до 10000 душ»[7, с.635, 636].

Здесь передовые архитектурно-художественные достижения достигают вершин творческого вдохновения. Преемственность традиционных связей как в пространственном решении, так и в конструкциях и художественной разработке очевидна, вместе с тем здесь явственно проступают ростки технических новшеств и остроумных приемов, которые позже займут прочные позиции в монумен-

тальных строениях. Толщина стен мавзолея ,дости-гает 7,40м, сюда вписаны не плоские, но глубокие стрельчатые ниши со сталактитовым заполнением конх. По сути здесь решена двойная задача - пространственная и конструктивная . Венчающая корпус строения сквозная сводчатая галерея соответствует ярусу подкупольных конструкций в интерьере. Последние разработаны посредством горизонтальных сталактитовых колец, обеспечивших пластику перехода от 8 - мигранника к куполу. Вытянутость пропорционального строя строения остро ощутима в интерьере, увлекая взгляд снизу, на тактильном уровне, с обступающими со всех сторон стрельчато- арочными нишами вверх - к башнеобразному куполу, воспевая вечную славу его гениальным создателям.

Огромный бирюзовый купол мавзолея Ол-джайту-хана, выражающий идею религиозно-этического порядка и сегодня продолжает вызывать восторг очевидцев. Высокие прочностные качества купола с высотой более 20 м, диаметром ,равным 24,40 м обеспечиваются сложной конструктивной системой, состоящей их 2-х оболочек и «мембраны» с легким , но жестким кирпичным заполнением. Четыре световых проема обеспечивают в частности освещение интерьера, что, в свою очередь способствует удобочитаемости эпиграфики; полоса эта (высота 3,60м) с эпиграфикой из священного Корана расположена несколько ниже, под ос-

Миниатюра Насуха Матракчи «Султание».Фрагмент

Фрагмент галереи Перекрытие галереи

Яйцевидный профиль купола и сама его конструкция наталкивают на мысль, что зодчий в решении архитектурной задачи руководствовался гениальным изобретением природы - яйцом, скорлупа которой среди биологических структур занимает особое место [3, с. 89]. Погашению сил распора способствует самая форма яйцевидного купола, его остроумное техническое решение, а также устройство в подкупольной части корпуса мавзолея роскошной сводчатой галереи. которая обнимающая весь корпус по всему периметру. Высокие прочностные качества купола, состоящего из двух тонких оболочек и «мембраны», запрограммированы в виде сложной конструктивной системы за-

долго до купола Флорентинского собора Санта Мария делла Фьоре [1,с.152]. Погашению сил Последняя приобретает в конструктивной системе мавзолея исключительную значимость, Роль установленных на углах корпуса пинаклей, решенных в виде минаретов велика; они имеют диаметр, равный примерно 1 м, внутри вьется узкая спиральная лестница, шириной в 0,70 м и высотой в 5,3 м , Исключительно важна их конструктивная цель - они уравновешивают распор купола , и это ,в свою очередь усиливает динамику всей композиции, ее вертикальную устремленность[6,с.96; 4 с.166]. К южной грани мавзолея пристроено так наз. «Тюрбет хана» ,которая, возможно служила своего рода поминаль-

ным залом (17,60х7,80), высотой ,доходящей примерно до 18м. Стену обращенную к Кыбле центрирует михраб, завершенный сталактитовым полукуполом, с китабе, с эпиграфическими выкладками на стенах, в верхней части которых имеются световые проемы. Под ним расположено подземелье, склеп ,сложное по планировке, хотя и небольшое помещение.. Это целый лабиринт , имеющий несколько извилистых входов с крохотными сводчатыми помещениями. Именно сюда Олджайту хан планировал перенести сюда останки Имам Али и Имам Хусейна.

Международный Комитет Всемирного Наследия (ЮНЕСКО), в июле 2005 г. внес мавзолей Оль-джайту хана в репрезентативный список объектов Всемирного Наследия.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Амензаде Райха. Композиционные закономерности монументальных сооружений Азербайджана XI- XVII веков. Баку, 2007

2. Andre Godard. Islamic architecture. The mausoleum of Oljeitü at Sultaniya/SPA, v.III, Tokyo, 19645

3. Андреев Л.В. В мире оболочек. М.,1986

4. .Всеобщая история архитектуры. Т.8. М.,1969

5. Nasuhüs -Silahi (Matrakçi).Beyan-i menazil-i sefr-i irakeyn-i Sultan Süleyman han. Ankara, 1976

6. Партина А.С. Архитектурные термины. М.,2000

7. Волков И. Путешествие Иосафата Барбаро в Персию в 1473-1478гг.(текст, примечания, ком-ментарии).Сб.статей «Генуэзская Газария и Золотая Орда». Казань, Симферополь, Кишинев, 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.