Научная статья на тему 'Средневековая центральная Россия: эзотерическое содержание традиционной культуры и формирование художественного канона'

Средневековая центральная Россия: эзотерическое содержание традиционной культуры и формирование художественного канона Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
249
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Арцыбашева Т. Н.

В статье затрагиваются вопросы формирования и трансформации мифо-семантического и художественно-образного пространства Средневековой Центральной России. Показывается динамика религиозно-эстетического и социального мироощущения населения и ее символическое отражение в особенностях и способах маркировки географического, государственного и религиозно-культурного ареала Удельной и Московской Руси. Ярчайший пример тому последовательная замена наиболее значимых патрональных икон, Богородичных по преимуществу: Одигитрии периода христианизации (Смоленская, Муромская, Елецкая, Рязанская, Федоровская, Федотьевская, Максимовская, Молченская, Путивльская, Тамбовская) Образом Умиления раннемосковского времени (Владимирская-Ростовская, Владимирская, Петровская, Толгская, Донская) и далее иконой Знамения (Курская). Каждый из этих иконографических типов в свое время признавался путеводительным (указующим путь) для растущей Русской земли, выражая духовную суть ее религиозно-культурных задач: Просвещения светом Христовым, Всеобщей Любви и Согласия, чаянья Чуда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Medieval Central Russia: Esoteric Content of Traditional Culture and Artistic Canon Forming

In the article the questions of myth-semantic and artistic-image-bearing area’s forming and transforming in the Medieval Central Russia are touched upon. The dynamics of population’s religiousaesthetic and social attitude and its symbolic reflection in peculiarities and ways of marking of the geographical, state and religious-cultural habitat in Appanage and Moscow Russia is shown.

Текст научной работы на тему «Средневековая центральная Россия: эзотерическое содержание традиционной культуры и формирование художественного канона»

УДК 94 (47). 03

СРЕДНЕВЕКОВАЯ ЦЕНТРАЛЬНАЯ РОССИЯ: ЭЗОТЕРИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ И ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО КАНОНА

© 2007 Т. Н. Арцыбашева

Доктор культурологии, профессор каф. культурологии arhont5(a yandex ru

Курский государственный университет В статье затрагиваются вопросы формирования и трансформации мифо-семантического и художественно-образного пространства Средневековой Центральной России. Показывается динамика религиозно-эстетического и социального мироощущения населения и ее символическое отражение в особенностях и способах маркировки географического, государственного и религиозно-культурного ареала Удельной и Московской Руси.

Ярчайший пример тому - последовательная замена наиболее значимых патрональ-ных икон, Богородичных по преимуществу: Одигитрии периода христианизации (Смоленская, Муромская, Елецкая, Рязанская, Федоровская, Федотьевская, Максимовская, Молчен-ская, Путивльская, Тамбовская) Образом Умиления раннемосковского времени (Владимирская-Ростовская, Владимирская, Петровская, Толгская, Донская) и далее иконой Знамения (Курская). Каждый из этих иконографических типов в свое время признавался путеводительным (указующим путь) для растущей Русской земли, выражая духовную суть ее религиозно-культурных задач: Просвещения светом Христовым, Всеобщей Любви и Согласия, чаянья Чуда.

Многолетние изыскания специалистов показали, что бытовавшие в древности в ареале регионального пространства Центральной России традиционные верования и обряды на определенных этапах ее социокультурного развития носили очевидную этническую окраску, вплоть до XIV столетия четко различаясь в границах преимущественного финно-угорского, славянского, балтского или алано-сарматского влияния. Так, многочисленные археологические и фольклорные материалы северо-восточных областей обнаруживают повсеместное распространение тотемистических культов: почитание коня, лося, водоплавающей птицы, медведя1, бобра2 и особых камней-мегалитов3. На юге и юго-востоке4 региона, напротив, зооморфные тотемистические явления остаточны и уже в раннехристианский период носят эпический характер5, зато отчетливо проступают следы земледельческих обрядов, связанных с божествами солнца, земли, огня и домашнего очага [Александров-Липкинг 1963: 158-159; Шрамко 1962: 36]. Смоленско-черниговское Подесенье добавляет в общий перечень локального культового разнообразия достаточно рано вытесненное монотеизмом идолопоклонство Триглаву -столпообразным, фаллосоподобным мужским божествам Сварогу, Свентовиду и Перуну.

1 Для Ростово-Ярославского Поволжья особенно характерен культ Велеса-медведя.

2 Об этом говорят псалии или астрогалы с археологических памятников Ярославского Поволжья или Г очевско-го и Боршевского городищ. Отметим также, что культ белого коня был распространен в Центральной России повсеместно практически до конца XIX в.

3 В первую очередь, это Угличское, Ярославское и Костромское Поволжье. И.В. Дубов отмечает наличие во всех ярославских храмах или в их фундаментах языческих культовых камней. См.: Дубов И.В. И поклоняшеся идолу каменну. - СПб.: Этнографический музей, 1995. - С. 53-55.

4 «Слово о полку Игореве» называет ряд сакральных имен, идентичных именам богов киевского капища князя Владимира, т.е. общепринятых в Киевской Руси времен христианизации племенных богов: Стрибога, Даждьбога и Хорса, Лада и Дива, сохранившего тотемистические признаки (идентифицируется с филином). Достаточно долго на северских территориях поминали бога Ярилу: «Ярилки» бытовали в Воронеже, Калуге, Рыльске, Владимирской, Тамбовской и Рязанской областях вплоть до XIX в. Похороны Костромы праздновали в Муромском уезде, а русалии и развивание венков - в Рязани, Калуге, Воронеже и Мценске.

5 Это хорошо показывают поэтические образы и анималистические метафоры «Слова о полку Игореве».

Главный же итог исследования традиционных региональных верований состоит в убеждении, что они не сменялись, а наслаивались, обогащая друг друга. В процессе распространения и взаимопроникновения элементы языческой культуры, обладая собственной динамикой, какой-то период времени продолжали сохранять некоторую территориальную преемственность, став в результате неотъемлемой частью мироощущения и мировоззрения населения центральнорусских областей. То был индивидуальный вклад каждого из этносов в общекультурное древнерусское, а затем и национальное пространство: обрядовые комплексы, сложившиеся в первом тысячелетии новой эры, зачастую сохраняя имя и суть многих ритуальных и праздничных действий, образовали совершенно определенный пласт народнотрадиционной культуры и органично вошли в семантику культуры церковной, творимой, как правило, профессионалами.

Время и целенаправленные усилия Церкви уничтожили материальные свидетельства древнеславянских и инородных культов, однако воплощенный в повседневной культуре и художественно-символической образности космос мифологизированных языческих представлений стал реальной основой той гармонии и того эстезиса (Г.К. Щедрина), которые отличают православное христианство. При ближайшем рассмотрении делаются очевидными и его пантеистический мистицизм, и природножизненный цикл, и своеобразный политеизм, и семантические и обрядовые метаморфо-зы7.

Вступив на путь цивилизационного творчества в разгар Средневековья с его стержневой культурной доминантой - теоцентризмом и попав в русло локальных социокультурных тенденций, Центральная Россия развивалась под преимущественным воздействием внутренних территориально-исторических условий синтетически-консолидационного характера, прямо соотносившихся с процессом становления и развития суперэтноса и православной государственности, что наряду с беспрестанными внутренними миграциями предопределило неизбежность поэтапной унификации ее изначальной гетерогенности. Однако в раннесредневековый и удельный период утверждение церковного канона и повсеместное распространение городового права, послужив основой формирования единой социально-культурной структуры региона, лишь спровоцировали «многоцветье» хозяйственной, духовной и художественной жизни его отдельных областей. Об этом свидетельствуют разный уровень материального благосостояния центральнорусских земель и «отход общественной жизни от ситуации одинакового устройства на всех ступенях общества» [Беляев 1978: 13], установление местного почитания святых и локальный культ икон-покровительниц, накапливающиеся отличия в архитектуре, строительных технологиях и иконописных приемах.

Удельная система с ее духом соперничества и унаследованной от Киева созидательной энергией несла в себе колоссальный творческий потенциал. Совпав по времени с активными этническими процессами и пиком синтеза язычества и христианства, три столетия феодальной раздробленности стали эпохой грандиозного культурного расцвета всех восточнославянских земель. Но самые значительные произведения этого времени, зримо воплотившие зарождающийся соборный и софийный характер становящейся русской культуры, сотворены в пределах центральнорусских территорий. Как выразился И.А. Ильин, «здесь создавались лики Божии: молитвы, иконы, храмы, язык и слово,

6 В то же время образный строй русской традиционной культуры пронизан не столько христианским, сколько языческим началом. Ее символ - не купола церквей и колокольный звон многочисленных городских храмов, а скорее языческий конек на крыше крестьянской избы.

7 Архаические верования и обряды сохранились в регионе не только в виде языческих празднеств и обычаев, но и в почитании чудотворных икон, святых мест и святых мощей, в форме передачи функций языческих божеств, олицетворявших силы природы; христианским святым (громовержец Илья Пророк -Перун; покровители скотоводства Власий, Георгий - Велес, воплощение земного плодородия; Параскева Пятница - Макошь и рожаницы).

национальный строй и уклад души, выношенные в бытии и быту народа» [Ильин 1991: 18].

Реальное принятие новой веры и «вживание» в христианство обеспечивались не силой или проповедью, а соответствием ключевых представлений и символов8, где новое не сменяло старых форм, а наслаивалось на них, трансформируя и обогащая укоренившееся содержание и привнося новые выразительные элементы. Почитание креста, свечи и воды не столько совпало с архаическим отношением к их природному аналогу - дереву, огню или источнику, сколько, судя по устройству языческих святилищ (Липино, Тушемля, Городок, Прудки), было сохранено в своей изначальной ритуализированной значимости, получившей в христианстве семантическую преображенность и сакральную завершенность. Самый выразительный тому пример - замещение «кумирен» (своеобразная преемственность) христианскими храмами, возводившимися на традиционно поклонном месте и освящавшимися очистительным огнем восковых свечей и «живой» водой из сохранявшихся ритуальных колодцев и издревле почитаемых источников [Зорин, Стародубцев, Шпилев 2000: 184-185; Русанова 1997: 47-62; Третьяков 1958: 34].

Более того, специалисты (П.Д. Барановский, А.В. Иконников) высказывают предположение, что изменение на русской почве византийского архитектурного канона в немалой мере связано с пирамидальной формой курганных захоронений и семантикой языческих святилищ [Иконников 1990: 26]. Обрастание храмов приделами, выделение «бабинца» и «трапезы» или органичное восприятие православных церквей в качестве усыпальниц заставляют искать аналогии в ритуально-обрядовых формах языческих культов и в своеобразии устройства общественных сакральных мест. В частности, повторенная в XII веке в разных землях Центральной России в сокращенном пятикупольном (реже семикупольном) варианте композиция Киевской Софии, ставшая канонической в тех городах, которые стремились перенять у Киева роль столицы Руси, зрительно воссоздавала образ горы-кургана9 - извечного обиталища богов, христиански преображенного в символ горнего мира и зримо воплощавшего в русско-православном варианте идею иерархического единства власти (родоначальника) и народа.

Знаменательно, что собственно русские монастыри начинались с пещер. Особый аскетизм православных подвижников имел не только мистическую, но, в определенным смысле, и традиционно-бытовую природу: полуземляночный тип жилища был широко распространен на юге России. Известно, что следом за Киево-Печерской обителью пещерные монастыри появились в «пустынях» лесной и лесостепной зоны Среднерусской возвышенности, где, как свидетельствуют историография и материальные остатки, было довольно много отшельнических пещер и подземных монастырей. К ним относятся и те из них, судьба которых известна от основания - Черниговский Ильинский (XI) и Святогорский Печерский ^^^У), а также те, чья древность сокрыта и лишь название, вобрав определение «печерский» - пещерный, отразило эту особенность рождения обители. А чего стоит замечание А. В. Иконникова, признанного специалиста по русской архитектуре, о том, что древнерусский церковный интерьер практически до XVI века воспринимался как «выемка в массе» [Иконников 1990: 157].

Вставшие на месте капищ и языческих болванов приходские храмы, часто единственные на весь административный округ, через привычную систему общинного содержания святилищ и прямую замену символов оказывались восприемниками и вытес-

8 Александр Панченко, в частности, отмечает, что крестики в домонгольских погребениях встречаются чрезвычайно редко и «уравнены в правах» с амулетами и украшениями, в частности медвежьими клыками и бусами. См.: Панченко А. О русской истории и культуре. - СПб.: Азбука, 2000. - С. 322-323.

9 Пирамидальная форма храмов Чернигова, а затем Киева - зримый аналог курганных княжеских захоронений («Черная могила»).

нителями дохристианской модели мироустройства. Косвенно это подтверждает повсеместное распространение наиболее употребительных в домонгольские времена названий общинных церквей Центральной России: во имя Параскевы-Пятницы (на торгах), Георгия Победоносца, Иоанна Крестителя или Ильи Пророка (в приходах), где св. Параскева с очевидностью заменила Макошь, а Георгий, Иоанн и Илья - громовержца Перуна, покровителя огня и ремесла Сварога и дарителя воды и плодородия Ярилу-Купалу. Величественные княжеские соборы, наоборот, уже выбором посвящения -Спасу, Софии, Рождеству, Успению и Покрову Богородицы, а позднее Троице - несли просветительные идеи, посредством христианских представлений о вечности формируя новое для Руси духовное знание.

Первые века своего существования Русская церковь не пыталась многое изменить, в большей степени лишь добавляя свое благословение жизненно важным древним ритуалам. В Киевскую эпоху процесс формирования «народного христианства» только начинался: к установленным праотцами нормам и правилам постепенно добавлялись богослужения, крестные ходы и молебны, составившие впоследствии важнейшую черту русской социально-хозяйственной практики. В период децентрализации ценности духовной культуры, накопленные на социальных верхах, начинают проникать в глубь народной массы, прививая ей новые формы быта, хозяйства, права, религии. Народная культура, впитывая лишь соответствовавшие языческому мировосприятию христианские представления и символы, синкретически трансформировала новое знание и культ в обыденную культуру и устоявшееся мировоззрение. Тот ритуально-обрядовый и художественно-символический космос народно-церковной жизни, что в обедненном виде, но дошел до нас, формировался в различных этнических зонах Центральной России, в локальных вариантах распространяясь вместе с мигрирующим населением уже как русская традиция.

Церковь, в свою очередь, адаптировала архаические языческие празднества10, природную символику и излившиеся на христианские атрибуты (прежде всего, иконы) элементы стихийного мистицизма, приурочив православные таинства к особо выделенным и мифологически оформленным язычеством ключевым событиям человеческой жизни: рождению, взрослению (свадьбе), смерти11. С днями языческих игрищ совпадает в христианском календаре целый ряд «двунадесятых» праздников: Рождество - с Колядой, Пасха - с Радуницей и Красной горкой; Вознесение и Троица - «с русальями» и т.д. Они вобрали в себя лучшее из их оформления. До сих пор в праздновании Троицы, Духова дня большую роль играют растения: плетение венков, украшение жилищ зеленью и цветами - языческая атрибутика, ставшая в православии символом освящения природы. Магией плодородия объясняются и действия, связанные с культом воды (бросание в воду венков или соломенных чучел, обливание друг друга водой, почитание русалок) и огня (прыганье через костры, сожжение кукол), а также ритуальные захоронения мужской фигурки: Костромы, Кострубоньки, Горюна или фаллического Ярилы, проводившиеся в ночь на Ивана Купалу и накануне Петрова дня [Шеллов, Златковская 1978: 427]. Сакральные по своей сути встреча птиц или солнца, «плач» по

10 Когда в середине XX столетия Б.А. Рыбаков открыл миру календарь язычников-полян, начертанный в виде орнамента на глиняном кувшине IV века, стало очевидным, что отмеченные в нем дни годового круговорота впоследствии оказались признанными православными праздниками: 2 мая - день молодых всходов (Бориса и Г леба), 4 июня - день Ярилы (Семик), 24 июня - Купала (день солнцестояния, 20 июля - праздник Перуна (Илья), 7 августа праздник урожая (Преображение). Счастливая эта находка подтвердила правоту В.Я. Проппа, утверждавшего, что «бытовое содержание праздников всегда оказывается более устойчивым, чем тот мифологический смысл, который в них вкладывается». См.: Пропп В.Я. Фольклор и действительность: Избранные статьи. - М., 1976. - С. 211.

11 Даже освящение избы как охранительный обряд увязывалось с тем из них, что первым случалось в новопостроенном доме.

покойнику или невесте, праздничные хороводы и обыкновение «кричать песню» до сих пор не исчезли в глубинке южной России.

Пришедшаяся на время возрастания значения земледелия христианизация выработала понимание труда как «источника и способа стяжания Божией благодати», определив отношение русского крестьянина к земле и всему, что в ней произрастает, как к «земле Божией», к домашнему скоту и всякой «твари» - как «твари Божией». Культ матушки-земли осветился культом Богородицы. По-новому предстало и народное ей служение: образ труженика-богомольца поднялся вровень с подвигом воина-защитника12. Тема борьбы с плотью сменилась идеей «обожения» человека и одухотворения им мира.

«Русской землей»13 правила династия, объединенная не только родственными отношениями, но традициями и культурными предпочтениями, перемещавшимися по разным ее пределам вместе с князьями, боярами, «княжескими слугами и людьми». Потому во многом личной энергией и образованностью самых талантливых потомков Рюрика объясняется и перенос столиц (Киев, Владимир, Москва), и духовно-политический расцвет северо-восточных княжеств, и отмечаемое исследователями сходство региональных художественных форм, что невозможно истолковать только общим каноном или господствующим стилем, разве что вкусом заказчика и умениями мастеров, его обслуживающих. Именно эта особенность позволяет увидеть и смутно-сказочный образ разрушенных татарскими ордами городов, и то, сколь всеобъемлющи были политические связи русских князей и грандиозны их творческие замыслы. И значимость княжеских деяний равно отмечена и мирским, и церковным сознанием, воспевшим в былинах или канонизировавшим и князей-героев, и князей-мучеников.

Укоренение отдельных ветвей династии Рюрика в уделах и объявление подвластной территории своей требовали ее маркировки и пробуждали желание благоустройства. Внешним символом и наглядной демонстрацией этому становилось городское и храмовое строительство. Подчинявшееся стремлению удельных властителей повторить символику великокняжеской столицы, со времен Ярослава Мудрого воплощавшую общехристианскую «мифологему Вечного града» [Домников 2002: 277], оно в наиболее значимых, претендующих на общерусский престол титульных (С.Д. Домников) княжеских городах воспроизводило особенности топографии, двухчастную структуру (город-монастырь) и архитектурные элементы и символы Киева. Раз за разом в самых отдаленных местах Русской земли возрождался облик его кафедрального Софийского и монастырского Успенского собора, городские стены и Золотые и Серебряные ворота, вставали княжеские монастыри, вкупе с градом олицетворявшие единство священства и

12 Уже обозначение «славянин», где корень «слав» синонимичен «свет» и «свят», отразило социальный и, в некотором роде, мифологический статус того, кто неразрывно связан с матушкой-землей - ее сеятеля, хранителя и устроителя, жителя починка, деревни, села. Так что новое, тождественное земледельцу обозначение крестьянин-христианин продолжало традицию сакрализации труда на земле, делало пахаря ровней (выше?) князя-воина. Что значительнее с точки зрения этнического самосознания? Ответ на этот вопрос в русском фольклоре, в воспевающих силу богатырских былинах, где землепашец Микула Селянинович побеждает Святогора, неспособного поднять его «переметной сумы».

13 В определенные хронологические отрезки времени в состав «Русской земли», с точки зрения летописца, могли входить различные земли - княжества и их правители (см.: Моця А.П. Степень этнической интеграции восточных славян в древнерусское время // Истоки русской культуры: археология и лингвистика / под. ред. А.В. Чернецова. - М.: Русский мир, 1997. - С. 135), однако принадлежность к ней (по крайней мере, в Х1-Х11 вв.) центральнорусских областей, в частности Северской, Смоленской и Рязанской земель, учеными не оспаривается. Обладая потенциально подвижными очертаниями, «Русская земля», по мере освоения Восточно-Европейской равнины и изменения геополитической ситуации, сдвигалась и расширялась вслед за перемещением своих князей, не выходя за пределы традиционных связей и наследственного права, исторически засвидетельствованных в средневековый период в границах пространства Центрального региона.

власти. Так утверждался оригинальный общерусский ансамблевый принцип городской застройки и тип культовых зданий, повторенный в Чернигове, Новгороде-Северском, Рязани, Смоленске, Владимире, Ростове, Ярославле и тех городах, что канули в лету.

Символически среднерусский средневековый город представлял собой сложную модель мироздания, своего рода микрокосм с концентрическими кругами вокруг основного ядра, где первый внешний круг - садовые и огородные участки, вплотную примыкающие к городскому пространству и проникающие в его свободные промежутки; второй и третий за ним - зерновые поля и пастбища. Притом город малый, лишь проступая своими контурами на фоне рек и озер, крутых холмов и больших дубрав, оставался ландшафтным, органически сливаясь со своим окружением. «Г ороды великые», напротив, отражаясь в водах массивными стенами с башнями и монументальными храмами, многоцветными княжескими и боярскими теремами, противостояли окружающей дикой природе организованным, окультуренным, преобразованным пространством как чудо богочеловеческого творения - «Град Божий».

Идея Божественной защиты наравне с идеей великой миссии жертвенного противостояния Злу во имя спасения Божьего мира находила свое воплощение в идущей от Киева традиции возведения на месте победы над «погаными»14 монументальных соборов, уравновешенных сопутствующими им небольшого размера храмами святых вои-нов-заступников - Георгия Победоносца, Михаила Архангела или Димитрия Солунско-го. Посвящаемые патронам той или иной ветви великокняжеской семьи, они воочию воплощали представление о сосредоточении в стольном граде власти князя «как охранителя чистоты Церкви-Земли» (С.Д. Домников). Недаром этот очевидный символ покровительства Русской земле Богородицы и воинов - угодников Божиих повторяют Благовещенский соборный комплекс в Чернигове, Богородицкий в Суздале, Успенский во Владимире, главные соборы Московского кремля. В то же время перенос образа тмутараканских храмов в Чернигов, а черниговских - в Суздаль, Владимир, Рязань, Муром, Москву не только подтверждает родовое княжеское право, но, в первую очередь, демонстрирует историческую связанность разных земель Срединной Руси.

Не менее характерны выбор и периодическая смена посвящения храмов и храмовых приделов. Религиозное сознание удельного времени выражалось не только радостной символикой Софии-Премудрости или Благовещения Киевского периода, но олицетворявшими великую надежду Успением, Покровом Богородицы, Спасом или символом всеобщей любви и гармонии, воплощены в облике Свято-Троицкого собора и гениальных образах Ангелов Предвечного совета Андрея Рублева.

Очевидные новшества и периодические метаморфозы устоявшихся канонов отвечали как духовно-социальным переменам, так и практической сообразности. На раннехристианской стадии, как известно, у Руси были разные учителя: греки, поляки, немцы. Однако «ученица» не столько выбирала, сколько изменяла заимствованное, создавая самостоятельные произведения15, а нередко и шедевры. Главные храмы разных зе-

14 Киевская София в 1036 г. построена на месте кровопролитного сражения с печенегами.

15 Уже киевская София - пятинефный, тринадцатикупольный храм, посвящением и образом своим повторяющий главный константинопольский собор, представляет собою строение, каких в Византии не было. Г лавная функциональная и, следовательно, конструктивная проблема массового периода христианизации - размещение в храме большого количества народу и среди него особо семьи и приближенных князя - решена возведением в нем обширных галерей-хоров. Чуть позднее столь же быстро в архитектуре разрешилась задача, связанная с переходом апостольской функции «хранения христианства» от великого князя к монастырям. Формально это выразилось активизацией монастырского каменного строительства и исчезновением из храмов больших хоров, а соответственно и многоглавия, что довольно скоро приняла и растиражировала собственно княжеская церковная архитектура. В то же время искусствовед и культуролог Г. Вагнер усматривает в столь очевидном доминировании «одноглавости» удельных княжеских храмов отражение суженного «земельного» мировоззрения. «Во всяком случае, - делится своими

мель региона повторяли друг друга, копируя архитектурные формы и строительные технологии, однако «образцы» чаще всего служили строителям схемой, не создавая помех развитию творчества зодчих, практический опыт которых совершенствовался с каждой новой постройкой. Поправки делались с учетом функциональных соображений или требований заказчика, соответствовали развитию форм от времени создания образца до его повтора [Анисимов 1999: 134-138], но архитектонические и художественнообразные новшества всегда соответствовали духовным устремлениям эпохи.

Наиболее ярким примером символического отражения перемены в религиозноэстетическом и социальном мироощущении средневекового населения Центрального региона является последовательная замена его наиболее значимых патрональных икон, Богородичных по преимуществу: Одигитрии периода христианизации (Смоленская, Муромская, Елецкая, Рязанская, Федоровская, Федотьевская, Максимовская, Молчен-ская, Путивльская, Тамбовская), Образом Умиления (Владимирская-Ростовская, Владимирская, Петровская, Толгская, Донская) и, далее, иконой Знамения (Курская). Каждый из этих иконографических типов в свое время признавался путеводительным (указующим путь) для растущей Русской земли, выражая духовную суть ее религиознокультурных задач: Просвещения светом Христовым, Всеобщей Любви и Согласия, чаянья Чуда.

В удельный период (ХП-ХШ вв.) собственно русское церковное изобразительное искусство только начинает складываться. В немногих дошедших до нас иконописных образцах16 этой переходной, как называют ее искусствоведы и историки, эпохи -отражение самых разнородных влияний, духовных нюансов и стилистических оттенков. Заимствуя художественный опыт обоих своих учителей - и православной Византии, и латинского Запада, срединная Русь на стыке раннеготического и позднекомни-новского искусства создает своеобычный Образ, отличающийся пристальным вниманием к «внутреннему человеку» и желанием передать его душевный мир через психологизм и экспрессию, живость облика и любовь к деталям, рождая ту оригинальную иконописную традицию, в которой особо выделяется притягивающий к себе и требующий определенного отклика лик. Так выразительно проявляется одно из ключевых ментальных качеств русской художественной культуры: восприимчивость к разным

наблюдениями исследователь, - пятиглавие возрождалось тогда, когда в политике ктиторов возникала некая политически масштабная, подчас даже общерусская, тенденция». См.: Вагнер Г.В., Владышевская Т.Ф. Искусство Древней Руси. - М.: Искусство, 1993. - С. 60.

И уж явную творческую и мировоззренческую свободу заказчика и строителей демонстрирует Успенский собор Костромы (XIII в.), алтарь которого обращен не на восток, как это принято в канонической практике, а на север, туда, «...где князю Василию явилась икона Божьей Матери». Как пишет А.В. Иконников, «.здания русских церквей в большей части повернуты апсидами к востоку лишь очень приблизительно <...> Вероятно положение постройки определялось, прежде всего, композицией ансамбля, связанного с конкретным окружением, восприятием с определенных точек или обращением в сторону главного подхода и главного здания». См.: Иконников А.В. Тысяча лет русской архитектуры: Развитие традиций. - М.: Искусство, 1990. - С. 39.

16 Пример тому - икона «Спас златые власы» (XII - нач. XIII в.), соединяющая комниновскую созерцательную отвлеченность и выразительную готическую индивидуализацию лика; характерную для стиля утонченного византийского спиритуализма XII столетия виртуозную линейность и присущую европейскому прикладному искусству XIII в. массивную, почти чувственную красоту декора; иконографическую верность догмату и опирающуюся на личный зрительский опыт многозначность и свободу восприятия. В страдальческих чертах лица Спаса и перенасыщенности декора - невизантийская острота и интенсивность западноевропейского мировидения, тогда как в «натурализме» проступающего из массивного «ре-ликвария» лица - настроение «эпохи, верившей в нетление мощей». См.: Яковлева А.И. Икона «Спас златые власы» из Успенского собора Московского кремля // Древнерусское искусство. Художественная культура X - первой половины XIII в. / Отв. ред. А.И. Комеч, О.И. Подобедова. - М.: Наука, 1988. - С. 201-202.

источникам и открытость многим влияниям, способность проникать в самую суть и передавать ее с непревзойденной глубиной.

Дальнейшее (XIV-XV вв.) развитие регионального художественного творчества в значительной мере совершается на основе обращения к произведениям Киевской Руси, возобновления и повторения старых памятников, но их новое воплощение живее, искреннее, полно движения и внимания к индивидуальности, его краски ярче, а колорит гармоничней. Рождаются свои школы и свои гениальные художники, свой канон и образцы для подражания, формируются самобытные традиции и оригинальная художественная система, вобравшая в себя многовековой опыт всей Русской земли. Так в рамках удельного периода и в границах ее отдельных областей складываются те художественно-образные предпосылки и тот духовно-творческий потенциал, которые найдут окончательное воплощение в характере единой общерусской культуры Московского государства.

Московский царь сосредоточивает под «своей десницей» самые значительные христианские реликвии огромной территории от Корсуни и Киева до Смоленска и Владимира. В Церкви растет интерес к духовной жизни населения отдаленных окраин, труженическим подвижничеством обеспечивающего «собирание» и процветание Руси, пробуждается потребность в упорядочении сведений о местночтимых праведниках несомненной общерусской значимости. Усиливается борьба с выходящими за пределы московской практики местными традициями, очевидно стремление к централизации и унификации церковной и художественной деятельности.

На место существовавших еще в XVI веке областных, территориальноограниченных художественных школ (московской, рязанской, ростовской, ярославской) приходит единое, не расчлененное по областям искусство. Это искусство формируется под влиянием нового мировоззрения, нового, неаскетического отношения к внешнему миру, к природе и человеку. Но оно не теряет, а лишь укрепляет тот духовный критерий, что со времен возвышения Москвы «все более окрашивается в гражданские тона» [Вагнер 1991: 80] и все очевидней фокусируется на внутренней жизни человека.

Библиографический список

Александров-Липкинг, Ю. А. Очерки древнейшего прошлого Курской области / Ю. А. Александров-Липкинг // Краеведческие записки. Вып.2. - Курск, 1963.

Анисимов, В. Первый каменный храм / В. Анисимов // Памятники Отечества. Вся Россия. - 1999. - №1-2.

Беляев, И. Д. Судьба земщины и выборного начала на Руси / И. Д. Беляев. - М.,

1978.

Вагнер Г. В. Тысячелетние корни : [этические и эстетические корни русского народа] / Г. В. Вагнер ; Центральный совет ВООПИК. - М.: Советская Россия, 1991.

Домников, С. Д. Мать Земля и Царь-город : Россия как традиционное общество / С. Д. Домников. - М. : Алетейя, 2002.

Зорин, А. В. История изучения Курских древностей / А. В. Зорин, Г. Ю. Стародубцев, А. Г. Шпилев, И. М. Плаксин ; Курский государственный областной музей археологии. - Курск, 2000.

Иконников, А. В. Тысяча лет русской архитектуры: Развитие традиций. - М.: Искусство, 1990.

Ильин, И. А. О русском национализме : Что сулит миру расчленение России / И. А. Ильин. - Новосибирск, 1991.

Русанова, И. П. Культовые сооружения и жертвоприношения славян-язычников / И. П. Русанова // Истоки русской культуры (археология и лингвистика) / под. ред. А. В. Чернецова. - М. : Русский мир, 1997.

Третьяков, П. Н. Городища-святилища левобережной Смоленщины / П. Н. Третьяков // СА. - 1958. - №4.

Шеллов, Д. Б. К вопросу о происхождении Восточно-славянского обряда русалий / Д. Б. Шеллов, Т. Д. Златковская // Древняя Русь и славяне / отв. ред. Т.В. Николаева. - М. : Наука, 1978.

Шрамко, Б. А. Древности Северского Донца / Б. А. Шрамко. - Харьков : Изд-во Харьковского ун-та, 1962.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.