УДК 159.9
Сачкова Марианна Евгеньевна
кандидат психологических наук [email protected],
Новожилова Надежда Игоревна
Московский городской психолого-педагогический университет
СРЕДНЕСТАТУСНЫЙ ПОДРОСТОК В ШКОЛЬНОМ КЛАССЕ И ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
В статье представлены результаты сравнительного анализа позиции среднестатусного старшего подростка в ученических группах и детско-юношеских организациях. Исследование раскрывает специфическую интеграционную роль подростков со «средним» статусом в системе эмоциональных взаимосвязей. Особое внимание также уделяется системе референтных отношений в школьном классе и подростковой общественной организации.
Ключевые слова: среднестатусный подросток, ученическая группа, детско-юношеская организация, межличностные отношения.
Несмотря на то что изучение статусноролевой внутригрупповой дифференциации является, по сути дела, одной из самых активно разрабатываемых областей социальной психологии, в науке остаются актуальные проблемы, которые по разным причинам оказываются отодвинутыми на самую периферию исследовательской практики. Одним из наиболее важных является вопрос о том, какова специфика положения среднестатусного члена в группе, насколько именно и каким образом «средние» влияют на ее жизнедеятельность. Если обратиться как к отечественным, так и особенно к зарубежным разработкам в области интрагруп-пового структурирования и статусно-ролевых отношений, то становится очевидным, что основной акцент в них сделан на анализе феномена лидерства. Причины подобного явления понятны. Это, прежде всего, запрос реальной практики, ставящей перед исследователями задачу определения психологических оснований данного явления, прояснения того, каким образом обеспечить управляемость групп и организаций. Что касается аутсайдеров, то и этой внутригрупповой категории уделяется определенное внимание в экспериментальных исследованиях, хотя подобных разработок, конечно, существенно меньше, чем исследований лидерства. Таким образом, полярные интрагрупповые статусные категории представляют собой достаточно традиционный объект внимания психологов, чего никак нельзя сказать о среднестатусных членах группы. Исследования, напрямую посвященные рассмотрению специфичности положения данной страты, характера и интенсивности взаимодействия предста-
вителей этого статусного уровня как друг с другом, так и группой в целом, по сути дела, отсутствуют. Парадоксальность подобной ситуации заключается в том, что речь идет о самой многочисленной внутригрупповой статусной прослойке, о «большинстве» в группе.
Кроме того, на наш взгляд, интересным объектом для изучения подобного феномена могла бы стать детско-юношеская общественная организация. Как известно, целый ряд педагогических и психологических исследований был посвящен изучению социальной активности, генезису таких объединений (А.В. Волохов, Е.А. Дмитриенко, А.Г Кирпичник, О.С. Коршунова, Л.В. Кузнецова, Д.Н. Лебедева, РА. Литвак, В.А. Луков, М.Р. Мирошкина,
Э.А. Мальцева, И.Н. Никитина, Е.В. Титова, Т.В. Трухачева и др.) [1; 4]. В работах Л.И. Уманско-го и А.Н. Лутошкина были раскрыты теоретические и методологические основы жизнедеятельности пионерской и комсомольской организаций. При этом особое внимание авторы уделяли проблеме формирования лидеров детских движений [5]. Однако следует отметить, что социально-психологические характеристики детско-юношеских организаций, статусно-ролевые отношения в таких сообществах, а также позиция и роль среднестатусных участников не были проанализированы глубоко и всесторонне. В связи с этим мы определили цель исследования - изучить особенности интрагруппо-вых взаимоотношений среднестатусных старших подростков в современных детско-юношеских организациях и сравнить результаты с ситуацией в ученических группах их сверстников.
В нашей работе мы опирались на данные эмпирического исследования, полученные при изу-
© Сачкова М.Е., Новожилова Н.И., 2010
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2010!
чении трех детско-юношеских организаций г. Москвы (общее количество испытуемых составило 103 человека), и результаты исследования, проведенного в 9 и 10 классах общеобразовательных школ г. Москвы (количество испытуемых -201 человек) [2; 3]. В ходе сравнительного анализа нам необходимо было установить, чем похожи и чем качественно отличаются позиция и внутригрупповая активность среднестатусных участников в группах сверстников разной формы организации и целевой направленности.
В качестве основной гипотезы было выдвинуто предположение о том, что среднестатусные подростки выполняют интеграционную роль как в школьном классе, так и в общественной организации, при этом обеспечивая эмоциональное принятие и включенность во внутригрупповую систему отношений всех статусных категорий. Нами также была сформулирована дополнительная гипотеза о том, что в разных типах исследуемых сообществ существует специфика отношения членов группы к среднестатусным участникам, что, прежде всего, имеет свое отражение в системе референтометрических взаимосвязей внутри контактных групп.
Методики. Для проверки справедливости выдвинутых гипотез, помимо целенаправленного наблюдения за жизнедеятельностью реально функционирующих школьных подростковых классов и детско-юношеских организаций, опроса компетентных лиц и анализа документальных материалов, в ходе исследования применялся комплекс социально-психологических методик и методических приемов: социометрия (параметрический вариант), референтометрия (параметрический вариант), методический прием определения неформальной интрагрупповой структуры власти в контактном сообществе.
Статусные позиции в школьных классах и детско-юношеских организациях определялись по фактору «неформального властного влияния в группе», затем анализировались эмпирические данные, полученные в социометрическом и референтометрическом измерениях.
Результаты. По данным социометрического исследования оказалось, что учащиеся со «средним» статусом в школьном классе являются привлекательными, эмоционально «принятыми» членами группы. Специально отметим, среди представителей данной страты практически нет «изолянтов», т.е. тех, кто не получает ни одного
выбора. При этом социометрически избираемыми «средние» становятся за счет предпочтений таких же, как они, среднестатусных учеников (данные достоверны на 99,9% уровня значимости). Таким образом, можно говорить о том, что внутри своей страты подростки со «средним» статусом выбирают друг друга, т.е. о том, что они эмоционально достаточно приятны друг другу. Сами школьники со «средним» статусом предпочитают выбирать, в первую очередь, лидеров, затем представителей своей страты. При этом, так как слой среднестатусных учащихся - самый многочисленный в группе, он обеспечивает достаточно большое количество выборов представителям своей же страты. Менее привлекательной для них является категория низкостатусных одноклассников.
По данным исследования, в детских организациях среднестатусные, как и высокостатусные члены общностей, - эмоционально привлекательная категория участников общественных организаций. Только 9% представителей этой страты в исследуемых сообществах не получили ни одного социометрического выбора, причем это были «средние», которые по своему властному положению близки к страте аутсайдеров. Такие результаты свидетельствуют о включенности среднестатусных участников групп в общую аттракционную систему взаимоотношений в организациях. При этом среднестатусные получают больше половины выборов от представителей своей же страты, примерно в 2 раза меньше выборов -от лидеров групп и 16% - от аутсайдеров. Достаточно высокий процент выборов, полученных от высокостатусных, говорит об аттракционном приятии лидерами среднестатусной прослойки, существовании положительно окрашенных отношений между стратами. Наличие социометрических выборов, в том числе и от аутсайдеров, позволяет говорить о том, что среднестатусные участники общественных организаций аффективно связаны со всеми статусными прослойками своих общностей.
Мы выяснили также, что социометрические выборы, полученные среднестатусными школь-никами-подростками, в подавляющем большинстве случаев оказываются взаимными (чаще всего из 3 возможных выборов 2 оказываются взаимными). Взаимность данная категория испытуемых в экспериментальных группах получает также, прежде всего, от представителей своей страты (78%). Взаимность выборов среднестатусных
подростков с лидерами невысока (20%) и практически отсутствует в отношениях с аутсайдерами (2%). По данным исследования, в детских организациях больше всего взаимных выборов у среднестатусных членов группы с представителями своей же страты (46% от всех взаимных выборов), несколько меньше (39%) - с лидерами и лишь 15% - с аутсайдерами. Достаточно большое количество взаимных выборов с высокостатусными указывает на наличие эмоциональной взаимосвязи между стратами, отсутствие изолированности лидеров от «средних». Одним из объяснений данного феномена может служить факт наличия программы дублеров, существующей в данных общностях, по которой представитель управленческой команды обучает среднестатусного работе по какому-либо направлению деятельности организации.
Основываясь на наших данных, мы можем зафиксировать определенную закономерность: среднестатусные члены группы и лидеры занимают приблизительно сходную позицию в социометрической системе. И та, и другая категории избираемы и эмоционально привлекательны для представителей своих страт и других испытуемых. Обе страты обладают большим количеством взаимных выборов, что также говорит о психологическом комфорте и благополучии участников в группах. Однако данные статусные категории по-разному относятся к низкостатусным членам изучаемых сообществ. Так, была зафиксирована тенденция, заключающаяся в том, что часто в эксперименте лидеры не выбирают аутсайдеров в ситуации эмоционального предпочтения, поэтому более-менее благополучное место в группе низкостатусные получают только за счет их среднестатусных одноклассников. Этот процесс (эмоциональное принятие аутсайдеров «средними») психологически очень важен, так как не только обеспечивает представителям низшей по степени властного влияния статусной прослойки получение эмоционального удовлетворения от сознания того, что они не отвергаемы группой, но и позволяет интегрироваться им в системе межличностных взаимоотношений в рамках сообщества. Так, среднестатусные члены общественной организации своими выборами связывают все страты организации в единое целое, способствуют передаче информации, транслированию ценностных ориентиров от высокостатусных к аутсайдерам. «Средние» в данном случае выступа-
ют в роли связующего звена, объединяющего сообщество в целом: они не дают разностатусным членам группы «замкнуться» в рамках своих страт (например, общаться только с представителями своих статусных категорий, что неумолимо приводит к закрытости группы). Таким образом, основная наша гипотеза получила свое подтверждение.
Наряду с аттракционной системой взаимоотношений в изучаемых сообществах, необходимым представляется рассмотрение референтометрических отношений в школьных классах и группах участников детско-юношеских организаций. Итак, по нашим данным, среднестатусные школьники являются достаточно значимыми личностями для разных категорий одноклассников. Однако нельзя говорить о значимости мнения всех среднестатусных подростков. Так, в экспериментальных классах оказался достаточно большой процент среднестатусных учеников, не получивших ни одного референтометрического выбора (28%). Хотя наравне с этими результатами встречаются и показатели, говорящие о том, что некоторые старшеклассники со статусом среднего члена группы являются очень значимыми и по-настоящему референтными личностями (в нашем эксперименте такими испытуемыми было получено по 7-8 выборов). В итоге можно сделать вывод о том, что нет качественных различий по показателю взаимности референтометрических выборов в экспериментальных данных каждой из страт. Таким образом, референтность в школьной группе нельзя жестко связать с определенным статусным слоем. Значимость распределяется между всеми стратами приблизительно в одинаковой степени.
Иная картина получилась при исследовании детско-юношеских организаций. Согласно полученным данным, наиболее значимыми в таких сообществах являются позиции и мнения представителей управленческой команды. В проведенном нами исследовании они получили 60% всех выборов. Оставшиеся референтометрические выборы разделили между собой другие статусные категории: представители страты среднестатусных получили 24% референтометрических выборов, аутсайдеры стали обладателями 16% выборов. В целом, здесь также можно утверждать, что среднестатусные подростки обладают достаточной референтностью в группах, однако нельзя говорить о значимости оценок всех сред-
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2010
245
нестатусных подростков для представителей разных статусных прослоек детско-юношеских организаций. Так, 26% «средних» не получили ни одного референтометрического выбора. И в целом, по сравнению с социометрической картиной, «средние» получили на 12% меньше выборов, в то время как количество выборов, полученных аутсайдерами, практически не изменилось. Таким образом, мы можем отметить, что на этапе референтометрии значимость среднестатусных участников организации для остальных членов сообщества понижается. Причиной того, что именно от лидеров ждут информации по поводу актуальных для организации вопросов, на наш взгляд, является то, что именно члены управленческой команды формируют те ценностные ориентиры и поведенческие нормы, на которых зиждется детско-юношеская организация.
Подведем некоторые итоги. По нашим данным, полученным в 9 и 10 классах общеобразовательных школ, наиболее активными участниками референтометрического «запроса» являются среднестатусные школьники. Данное явление обусловлено всей внутренней жизнедеятельностью ученических групп. При этом нельзя сделать однозначный вывод, определяющий то, какая статусная категория в большей степени значима для всех статусных категорий. Однако в исследовании была зафиксирована тенденция, показывающая, что «средние» чаще запрашивают информацию от лидеров, нежели от аутсайдеров, и этот факт, на наш взгляд, может быть связан со стремлением узнать о возможности роста своего статуса внутри школьного класса. При схожих результатах во всех изучаемых группах в детско-юношеских сообществах были выделены некоторые специфические особенности отношений межличностной значимости. Так, в данных организациях статистически достоверно авторитетность представителей управленческой команды намного превышает значимость мнения других статусных категорий.
Выводы. 1. Среднестатусные подростки выполняют функцию «интегратора» в системе межличностных отношений и взаимодействий внутри школьного класса и детско-юношеской организации.
2. В рамках ученической группы школьники-подростки со «средним» статусом проявляют высокую степень активности как в сфере эмоциональных личных предпочтений, так и в системе референтных взаимоотношений.
3. В детско-юношеской организации среднестатусные участники являются ближайшим окружением лидеров, действующей силой сообщества, разделяющей основную идею организации и претворяющей ее в жизнь. В случае ухода кого-либо из членов управленческой команды из организации именно среднестатусная категория выдвигает новых лидеров из представителей своего статусного слоя.
Библиографический список
1. Мальцева Э.А. Детская общественная организация как пространство социального воспитания подростков: Автореф. дис. ... докт. пед. наук / ГОУ ВПО «Удмуртский государственный университет». - Ижевск, 2006. - 40 с.
2. Сачков а М.Е. Среднестатусный подросток в системе межличностных отношений школьного класса: Учебное пособие. - М.: МПСИ-Воро-неж: НПО «МОДЭК», 2002. - 128 с.
3. СачковаМ.Е. Статусные отношения в подростковых ученических группах // Вопросы психологии. - 2006. - №4. - С. 58-63.
4. Социокинетика: Книга о социальном движении в детской среде: В 2-х частях / Сост. и ред.: Т.В. Трухачева, А.Г. Кирпичник. - М.: Комитет общественных и межрегиональных связей Правительства Москвы, 2000. - Ч. 1. - 240 с.
5. УманскийЛ.И., ЛутошкинА.Н. Психология и педагогика работы комсорга. - М.: Молодая гвардия, 1984. - 206 с.