Научная статья на тему 'Особенности интрагруппового структурирования современной детско-юношеской организации'

Особенности интрагруппового структурирования современной детско-юношеской организации Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
361
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / СОЦИОМЕТРИЧЕСКАЯ / РЕФЕРЕНТОМЕТРИЧЕСКАЯ / ВЛАСТНАЯ ИНТРАГРУППОВЫЕ СТРУКТУРЫ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Сачкова Марианна Евгеньевна, Новожилова Надежда Игоревна

Представлены результаты социально-психологического исследования интрагруппового структурирования в детско-юношеских организациях. Показано, что современные формальные молодежные объединения обладают развитой трехуровневой системой взаимоотношений, отличающейся признаками моноструктурированности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности интрагруппового структурирования современной детско-юношеской организации»

УДК 159.9.

М.Е. Сачкова, Н.И. Новожилова

ОСОБЕННОСТИ ИНТРАГРУППОВОГО СТРУКТУРИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Представлены результаты социально-психологического исследования интрагруппового структурирования в детско-юношеских организациях. Показано, что современные формальные молодежные объединения обладают развитой трехуровневой системой взаимоотношений, отличающейся признаками моноструктурированности.

Ключевые слова: детско-юношеская организация, межличностные отношения, социометрическая, референтометрическая, властная интрагрупповые структуры.

"Ш ¥~роблема групповой дифференциации I I и, прежде всего, группового структу-

_Ж_ -Ж- рирования традиционно выступает как одна из центральных в социальной психологии. Под интрагрупповым структурированием понимается процесс формирования и развития иерархических систем отношений, взаимосвязей, позиций внутри социальной группы. Обычно, описывая структурирование какого-либо сообщества, исследователи анализируют, каким образом происходит ранжирование членов группы в различных подструктурах, отмечая место каждого конкретного испытуемого во внутригрупповой иерархии по определенному психологическому признаку. При этом следует отметить, что специфические особенности структурирования, в основном, детерминируются типом группы, а также уровнем ее социально-психологического развития.

Особый интерес у исследователей в последнее время вызывает изучение молодежных движений и организаций. Детская организация - «самодеятельное самоуправляемое детское общественное объединение, создаваемое для реализации какой-либо социальной идеи (цели), имеющее регулирующие его деятельность нормы и правила, зафиксированные в уставе или ином учредительном документе, выраженную структуру и фиксированное членство» [1, с. 29].

Одними из первых были проанализированы историко-педагогические аспекты деятельности пионерской организации (М.В. Богуславский, И.Г. Гордин, Н.Ф. Басов, Л.В. Алиева и др.). Л.И. Уманский и А.Н. Лутошкин в своих работах описали теоретические и методологические основы жизнедеятельности пионерской и комсомольской организаций, особое внимание при этом уделив проблеме формирования лидеров детских движений [7]. Вопросы социальной ак-

тивности членов пионерской организации были изучены Г.М. Иващенко, Г.Н. Мальковской, К.Д. Радиной, Э.С. Соколовой. Анализу истории, опыта и проблем развития детско-молодежного общественного движения посвящены также исследования А.В. Волохова, Е.А. Дмитриенко, А.Г. Кирпичника, О.С. Коршуновой, Л.В. Кузнецовой, Д.Н. Лебедевой, РА. Литвак, В.А. Лукова, М.Р. Мирошкиной, Э.А. Мальцевой, И.Н. Никитиной, Е.В. Титовой, Т. В. Трухачевой и др.

После распада СССР на смену пионерской организации пришло множество детско-юношеских формирований, различающихся по форме, содержанию и направленности своей деятельности. Таким образом, перед исследователями встала актуальная задача выявления социально-психологической роли таких объединений в становлении личности ребенка - гражданина своей страны на современном этапе развития российского общества.

В настоящий момент изучением данной проблемы занимается Международная Ассоциация исследователей детского движения, решающая задачи обеспечения психолого-педагогического и методического сопровождения процесса становления, развития и взаимодействия детских формирований и создания новой области знания об общественной жизни детей. Накопленный за минувшие годы опыт Ассоциации позволил создать особую науку о детском движении - социокинетику [6].

Однако следует отметить, что социально-психологические характеристики детско-юношеских организаций, статусно-ролевые отношения в таких сообществах по-прежнему остаются малоизученными. Между тем, в настоящее время молодежные организации различного типа постепенно становятся теми самостоятельными субъектами, которые пытаются представлять молодежь в общественной и политической жизни страны.

© М.Е. Сачкова, Н.И. Новожилова, 2009

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2009

385

Таким образом, с одной стороны, существует несомненная практическая значимость изучения социально-психологических особенностей современных детско-юношеских организаций и, с другой стороны, наблюдается дефицит теоретических исследований по данной проблематике.

В связи с этим была определена цель исследования - изучить социально-психологических особенности процесса интрагруппового структурирования в реально функционирующих детско-юношеских организациях.

В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что неформальная властная система отношений в современном детско-юношеском объединении находится в тесной взаимосвязи с другими универсальными интраг-рупповыми структурами, а именно: представители управленческой команды организаций занимают также наиболее высокие позиции в аттракционной и референтометрической структурах отношений.

Методики

Для проверки справедливости выдвинутых гипотез помимо целенаправленного наблюдения за жизнедеятельностью реально функционирующих молодежных организаций, опроса компетентных лиц и анализа документальных материалов, в ходе исследования применялся комплекс социально-психологических методик и методических приемов: социометрия (параметрический вариант), референтометрия, методический прием определения неформальной интрагрупповой структуры власти в контактном сообществе, модифицированный вариант техники «репертуарных решеток» Дж. Келли [2]. Статистическая обработка результатов осуществлялась с помощью и-кри-терия Манна-Уитни.

Социально-психологическое исследование проводилось в трех реально функционирующих детско-юношеских организациях г. Москвы -«Рать», «ШАГ» и «Прогмол». Общее количество членов организаций составляет свыше 530 чело-

век. В настоящем исследовании принимало участие 85 человек в возрасте от 12 до 22 лет (М=16,7).

Результаты

В ходе экспериментального исследования было установлено, что в детско-юношеских организациях существует развитая трехуровневая ин-трагрупповая статусная структура - лидеры, среднестатусные члены группы, аутсайдеры. Кроме того, современная молодежная организация ха-растеризуется четкой иерархией как формальных, так и неформальных отношений. При этом система неформальных властных отношений совпадает с официальной властной структурой (управленческая группа, активисты, рядовые участники) и детерминирует другие универсально значимые структуры внутри детско-юношеских организаций.

Результаты социометрического исследования демонстрируют факт включенности всех членов групп в общую систему эмоциональных взаимоотношений. Наиболее избираемой статусной категорией в исследуемых сообществах стала лидерская страта. Лидеры получают половину всех социометрических выборов, среднестатусные члены организаций - треть всех предпочтений, на долю низкостатусных членов сообществ приходится небольшой процент выборов. Таким образом, лидерам организаций чаще отдают эмоциональное предпочтение, чем «средним» (и=186, коэффициент значим при р=0,024) и низкостатусным членам групп (и=146,5, коэффициент значим при р=0,001). Аутсайдеры - наименее привлекательные члены организаций, их значительно меньше выбирают в ситуации ограниченного количества социометрических выборов, чем среднестатусных одногруппников (различия статистически достоверны при р=0,016). При этом высокостатусные и среднестатусные члены групп получают социометрические выборы преимущественно за счет собственных страт, низкостатусные - за счет собственной страты и среднестатусных членов группы (см. табл. 1).

Таблица1

Социометрические выборы, сделанные и полученные представителями разных статусных категорий (среднеарифметическое значение в десятых)

Кого выбирают Кто выбирает

Лидеры Среднестатусные Аутсайдеры

Лидеров 0,41 0,31 0,28

Среднестатусных 0,34 0,47 0,19

Аутсайдеров 0,17 0,46 0,37

Так, в одной экспериментальной группе не было зафиксировано ни одного случая выбора аутсайдера членом высокостатусной категории. Эти данные говорят о низком уровне взаимодействия лидерской страты с остальными статусными категориями, что влияет на характер межличностных отношений в организации в целом. У высокостатусных участников детско-юношеского объединения может наблюдаться «эффект замыкания» в рамках собственной страты, ориентированность на реализацию собственных потребностей, а не на развитие организации через включение во взаимодействие всех участников сообщества. В отличие от управленческой команды, среднестатусные члены группы направляют свои усилия на сдерживание процессов дифференциации, отдавая свои выборы представителям всех страт. Эти данные схожи с результатами, полученными нами ранее при исследовании групп старшеклассников в общеобразовательных школах, где также была выявлена особая интегрирующая роль среднестатусных членов сообщества [4; 5].

В исследуемых организациях все статусные категории получают взаимные выборы преимущественно за счет представителей своей же статусной прослойки. Так, например, в лидерской страте одной из экспериментальных групп было зафиксировано 85% взаимных выборов внутри своей статусной категории. Эти данные также говорят о том, что, с одной стороны, внутри управленческой команды наблюдаются благоприятный психологический климат, эмоциональное принятие, но, вместе с тем, зачастую, отсутствует желание налаживать позитивные отношения с представителями других страт. В результате коэффициенты взаимности в разных организациях оказались близкими к среднему значению (от 40 до 65%).

Данные референтометрического исследования показали, что большая часть членов групп ориентирована на мнение управленческой команды. Около 60% референтометрических выбо-

ров принадлежат высокостатусной категории. Лидеры чаще выступают как наиболее значимые лица для своих одногруппников, чем среднестатусные (и=71, при р<0,001) и низкостатусные участники детско-юношеских объединений (и=44,5 при р<0, 001). Причина того, что обычно у лидеров запрашивают информацию по значимым вопросам, на наш взгляд, заключается в том, что именно эта статусная категория оказывает наибольшее влияние на систему внутригрупповых взаимодействий и успешность деятельности организации в целом.

Таким образом, на основе полученных результатов можно говорить, что гипотеза о том, что представители управленческой команды, занимая ведущие властные позиции в детско-юношеской организации, имеют также высокие статусы в инт-рагрупповых структурах аттракционных и референтометрических отношений, подтвердилась.

Высокостатусные члены организаций получают референтометрические выборы в первую очередь от среднестатусной категории, что, возможно, связано со стремлением «средних» узнать о возможности своего роста, ориентацией на мнение управленческой команды в решении наиболее важных вопросов (см. табл. 2). Большое количество выборов среднестатусные члены групп получают от своих высокостатусных товарищей, что обусловлено тем, что «средние» являются опорой для высокостатусных членов организаций и лидеры выстраивают свою деятельность, прислушиваясь к их мнению. Однако следует отметить, что в изучаемых организациях многие референтометрические выборы оказываются невзаимными, коэффициент взаимности в них невысок и составляет от 33 до 40%.

На этапе референтометрии не остались без внимания и аутсайдеры. Их оценки оказались значимы для представителей всех статусных слоев. В целом, можно отметить, что по сравнению с социометрическим этапом, низкостатусные члены

Таблица2

Референтометрические выборы, сделанные и полученные представителями разных статусных категорий в экспериментальных группах (среднеарифметическое значение в десятых)

Категории учащихся, получивших выборы (кого выбирают) Категории учащихся, сделавших выборы (кто выбирает)

Лидеры Среднестатусные Аутсайдеры

Лидеров 0,25 0,40 0,35

Среднестатусных 0,41 0,295 0,295

Аутсайдеров 0,265 0,265 0,47

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2009

387

в экспериментальных группах получили больше референтометрических выборов от лидеров. Это может быть связано с тем, что высокостатусным членам группы, эмоционально отвергающим аутсайдеров, в то же время для контроля и эффективного управления ситуацией в общности важно иметь информацию обо всех стратах организации, тем более о тех ее участниках, с кем у них меньше всего межличностных контактов. Полученные экспериментальные данные подтверждаются также результатами исследований других социальных психологов [см., напр. 2].

В целом, мы можем отметить высокую ориентацию большого числа участников современных детско-юношеских объединений на управленческую команду. Результаты исследования, проведенного с помощью модифицированного варианта «техники» Дж. Келли, показывают, что особенно на мнение лидеров ориентированы среднестатусные члены, составляющие большинство любой группы. Низкостатусные участники молодежных организаций чаще объединяются в группу через «средних», в наименьшей степени идентифицируя себя с высокостатусными одногруппниками.

Выводы

1. Современная детско-юношеская организация характеризуется четкой структурой как формальных, так и неформальных отношений, и имеет трехуровневый характер (лидеры, среднестатусные, аутсайдеры).

2. Неформальная властная структура детско-юношеских организаций совпадает с официальной системой взаимоотношений и детерминирует другие универсально значимые структуры (ат-

тракционную и референтометрическую). При этом группы отличаются признаками моноструктурированности.

3. В наибольшей степени на управленческую команду ориентируются высокостатусные и среднестатусные члены групп. Аутсайдеры идентифицируют себя с представителями своей страты и среднестатусными участниками детской организации.

Библиографический список

1. Детское движение: словарь-справочник / Ред.-сост. Т.В. Трухачева. - М.; Минск: Ассоц. исследователей дет. движения, 1998. - 183 с.

2. КондратьевМ.Ю. Социальная психология закрытых образовательных учреждений. - СПб.: Питер, 2005. - 304 с.

3. Мальцева Э.А. Детская общественная организация как пространство социального воспитания подростков: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук / ГОУ ВПО «Удмуртский государственный университет». - Ижевск, 2006. - 40 с.

4. Сачкова М.Е. Среднестатусный подросток в системе межличностных отношений школьного класса. Учебное пособие. - М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002. - 128 с.

5. Сачкова М.Е. Статусные отношения в подростковых ученических группах // Вопросы психологии. - 2006. - .№4. - С. 58-63.

6. Социокинетика: Книга о социальном движении в детской среде. В 2-х частях / Сост. и ред.: Т.В. Трухачева, А.Г. Кирпичник. - М.: Комитет общественных и межрегиональных связей Правительства Москвы, 2000. - Ч. 1. - 240 с.

7. Уманский Л.И., ЛутошкинА.Н. Психология и педагогика работы комсорга. - М.: Молодая гвардия, 1984. - 206 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.