Научная статья на тему 'Среднесрочная конкурентоспособность как целевой фактор управления вузом'

Среднесрочная конкурентоспособность как целевой фактор управления вузом Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
76
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ВУЗА / ПЕРСПЕКТИВЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сикорская Лидия Васильевна

Статья посвящена проблемам управления вузом и обеспечения его конкурентоспособности. Автор представляет модель реализации принципа соответствия как фактора конкурентоспособности вуза. В научный оборот вводится понятие среднесрочной конкурентоспособности вуза и проводится ее сравнение с краткосрочной (текущей) конкурентоспособностью

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Clause is devoted to problems of management by high school and maintenance of its competitiveness. The author represents model of realization of a principle of conformity as factor of competitiveness of high school. The concept of intermediate term competitiveness of high school is entered into a scientific turn and its comparison with short-term (current) competitiveness is spent

Текст научной работы на тему «Среднесрочная конкурентоспособность как целевой фактор управления вузом»

-►

Экономика и управление в образовании

УДК 339.187:001

Сикоркая Л.В.

среднесрочная конкурентоспособность как целевой фактор управления вузом

Проникнув в сектор высшего образования, рыночные отношения актуализируют проблему повышения конкурентоспособности вузов, которые вступают в конкуренцию друг с другом за потенциального абитуриента, а также борются за факторы производства между собой и с предприятиями других отраслей. Все это потребовало пересмотра парадигмы развития образовательного процесса и, прежде всего, обусловило необходимость привлечения инструментов экономического менеджмента для повышения эффективности и качества образовательных услуг учебных заведений. Необходимость формирования новых принципов управления обусловлена еще и тем, что в сфере образования маркетинговые и рыночные инструменты управления все еще используются в недостаточной степени.

Любое управление, и управление вузом в частности, связано с проблемой постановки цели управления В качестве целей управления вузом в литературе можно встретить также разнообразие точек зрения. Установление целей для образовательных учреждений и вузов, в частности, существенно отличается от аналогичной деятельности в коммерческих фирмах. На эту особенность обращает внимание Клифф Боумэн — автор популярной книги "Основы стратегического менеджмента": "Я все больше убеждаюсь в том, что многие из методов стратегического менеджмента, описанные в данной книге, могут успешно применяться как для фирм, так и для некоммерческих организаций. Однако между фирмами и некоммерческими организациями существуют различия, которые непосредственно влияют на стратегический менеджмент. Эти различия обусловлены целями, для достижения которых данные организации и фирмы были созданы"[1].

В соответствии с общепризнанной методологией и практикой системного подхода проблемы вуза должны рассматриваться как проблемы

последующего объекта с учетом надсистемы, с которой он связан общностью целей, и с учетом влияния окружающей среды; цели для вуза как системы определяются в целом и в связи с над-системой; свойства вуза как изучаемого объекта определяются областью его существования и накладываемыми ограничениям [2].

Мы считаем, что единую цель управления вузом сформулировать невозможно, так как каждый из участников управления преследует свои цели. В этой связи целесообразно классифицировать цели управления вузом в зависимости от субъектов управления. Такая классификация представлена в таблице 1.

Как видно из таблицы 1 цели управления вузом многообразны и зависят от конкретного субъекта системы управления вузом. Некоторые из целей противоположные по направленности. Так, например, цель обучаемых в минимизации платы за обучение противоположна цели администрации в повышении конкурентоспособности вуза, одной из задач достижения которой является увеличение величины оплачиваемых образовательных услуг и цели профессорско-преподавательского состава в увеличении оплаты труда, одной из задач которой является увеличение доходов от оказания платных услуг.

Методом экспертных оценок нами было проведено исследование значимости факторов, влияющих на управление вузом для различных субъектов. В результате была представлена следующая модель целевой ориентации субъектов управления вузом (см. рис. 1):

Разнонаправленность приоритетных целей субъектов управления вузов служит сдерживающим фактором для развития вуза в соответствии с целями только одного субъекта управления. Так, вуз, управляемый только для достижения частных интересов представителей рынка труда и при игнорировании интересов государства (не соответствующий требованиям образовательных

Рис. 1. Целевая ориентация субъектов управления вузом

Таблица 1

Классификация целей управления вузом

Субъект управления Цель управления вузом

внешние государство Получение востребованных квалифицированных специалистов для национального рынка труда; Получение квалифицированных специалистов для государственных органов и предприятий; Эффективное расходование выделяемых бюджетных средств; Повышение уровня образования населения в регионе функционирования вуза; Получение результатов научных исследований с целью их внедрения в экономику страны

учредитель Устойчивое развитие и конкурентоспособность вуза; Увеличение прибыли от оказания платных образовательных услуг

рынок труда Устойчивое получение востребованных квалифицированных специалистов для национального рынка труда

потенциальный потребитель образовательной услуги Обеспечение возможности получения качественной образовательной услуги за доступную (по возможности минимальную) плату

администрация вуза Устойчивое развитие и конкурентоспособность вуза; Увеличение прибыли от оказания платных образовательных услуг; эффективное использование всех ресурсов вуза

о К К к е р т Профессорско-преподавательский состав Получение возможности качественно оказывать образовательную услугу; Повышение оплаты труда;

у н в обучаемые Обеспечение возможности получения качественной образовательной услуги за доступную (по возможности минимальную) плату; Получение возможности быть востребованным на рынке труда по окончании учебного заведения

стандартов) может не пройти процедуру аккредитации, а, следовательно, потерять в структуре оценки качества государственную гарантию, что значительно снизит его конкурентоспособность на рынке образовательных услуг. И наоборот, полное соответствие предоставляемой вузом образовательной услуги государственным образовательным стандартам без ее адаптации

к быстроменяющимся условиям рынка труда делает вуз менее конкурентоспособным, так как выпускнику данного вуза сложнее устроиться на работу, а работодателям придется проводить дополнительное обучение такого дипломированного специалиста. Разнонаправленность целей управления вузом является фактором не только определяющим направления развития вуза, но

и отдельные элементы системы управления, в частности и ценообразование.

Однако, для какого бы субъекта мы не определяли цель управления вузом, решение данной задачи не будет иметь смысла если вуз не будет функционировать. Следовательно, процесс управления вузом в условиях рыночной экономики предполагает обеспечение конкурентоспособности вуза на основе предоставления качественной образовательной услуги, в объемах и по содержанию соответствующую объективным требованиям социально-экономической системы страны.

В этой связи управление вузом:

Во-первых, должно быть основано на принципах постоянного развития. Акцент на развитии не случаен. Именно развитие, адаптированное к изменению внутренних и внешних факторов экономической системы, связано с ее способностью сохранять динамическое равновесие, успешно реагировать посредством внутренних управленческих механизмов на изменяющимся условия внешней среды, в том числе, эффективно преодолевать кризисные явления.

Реализация принципа соответствия при управлении вузом тесно связана со свойством адаптивности хозяйствующей системы к изменениям факторов внешней среды, а также с понятием инерции. Инертность системы не позволяет своевременно среагировать внутренним элементам системы на изменения внешней среды, что приводит к временной потери принципа соответствия. В условиях высокой конкуренции даже временное несоответствие требованиям внешней среды может привести к серьезным негативным последствиям для вуза. Для предотвращения таких последствий мы предлагаем внедрение и использование постоянного информационного обмена внутренней и внешней среды вуза с целью от адаптации, основанной на принципе вторичности изменений во внутренней среде вуза по отношению к изменениям внешней среды, к адаптации, основанной на заблаговременном информировании внутренней среды о предстоящих изменения извне. Наглядно данное положение представлено на рисунке 2.

1. Традиционная модель адаптации к изменениям во внешней среде

Изменение 1 Изменение 2

во внешней среде во внешней среде

2. Предлагаемая модель адаптации к изменениям во внешней среде

План изменение 1 Факт, изменение 1 План изменение 2 Факт, изменение 2

Рис. 2. Сравнительная характеристика моделей адаптации внутренней среды вуза ко внешним изменениям

Предлагаемая модель позволяет избежать периоды функционирования вуза при несоответствии его деятельности факторам внешней среды. Реализовать предлагаемую модель возможно путем взаимосвязи двух методов управления: первый — заблаговременное оповещение субъектов внешней среды о предстоящих изменениях; второй — проведение вузом мониторинга внешней среды с целью выявления количественных изменений факторов внешней среды и прогнозировании предстоящих изменений.

Во-вторых, управление вузом должно обеспечивать удовлетворение целей всех участников системы управления. Противоположный характер целей субъектов управления вузом является источником развития при диалектическом подходе к любой системе. Относительно управления вузом, задача заключается в выработке механизма максимального удовлетворения каждого из субъектов управления при развитии вуза.

Анализируя цели управления вузом, нами был сделан вывод о второстепенности всех целей управления перед необходимостью создания благоприятных условий для функционирования вуза. Функционирование любого хозяйствующего субъекта в условиях рыночной экономики связано с его конкурентоспособностью. Не исключением в последнее время являются и вузы.

В Российской Федерации понятие "конкуренция" юридически закреплено в Федеральном законе "О защите конкуренции", где она определяется как "соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке" [3]. Проникнув в сектор высшего образования, рыночные отношения актуализируют проблему повышения конкурентоспособности вузов, которые вступают в конкуренцию друг с другом за потенциального абитуриента, а также борются за факторы производства между собой и с предприятиями других отраслей [4].

Проблеме конкурентоспособности вузов уделялось значительно меньше внимания. Анализ литературных источников и методических материалов показал, что до сих пор отсутствует единое мнение о сущности конкурентос-

пособности вуза в целом и образовательных услуг в частности, недостаточно разработаны методологические и методические вопросы их количественной оценки. Подобную ситуацию Данилова Т.В. объясняет следующими причинами [5]:

- практически во всех странах, в той или иной степени высшее образование находится под контролем государства, и именно оно несет ответственность перед обществом за качество высшего образования в стране;

- каждый вуз является уникальным по своим традициям как организации учебного и научного процессов, так и организации системы внутреннего самоконтроля и управления;

- оценка собственной конкурентоспособности и конкурентоспособности конкурентов каждый вуз делает сам для себя сам, используя свои методы, сохраняя методику и полученные данные для внутреннего использования.

Несмотря на такое мнение, терминология, единообразное понимание смысла важны не только с научной точки зрения, но и для получения практического результата. Понятие конкурентоспособности вуза нашло отражение в диссертационных исследованиях. В рамках данной статьи мы не ставим целью анализ теоретических аспектов понятия конкурентоспособность вуза. Поэтому под конкурентоспособностью вуза будем понимать его настоящие и потенциальные способности (возможности) по оказанию образовательных услуг соответствующего уровня, удовлетворяющих потребности общества при подготовке высококвалифицированных специалистов, а также потребности в разработке, создании и реализации научно-методической и научно-технической продукции как в настоящее время, так и в будущем, превосходящие конкурентов.

Анализ научных исследований проблем конкурентоспособности вуза позволяет выделить следующие направления ее обеспечения:

Во-первых, нужно обеспечить соответствие качества образовательного уровня требованиям работодателей.

Во-вторых, специальности, по которым обучают учебные заведения своих подопечных, должны соответствовать требованиям времени и даже с некоторым опережением, т. е. структурным требованиям, предъявляемым работодателями.

В-третьих, количество обучающихся по данной специальности выпускников должно

соответствовать потребностям рабочей силы в регионе и отрасли с некоторым запасом, равным естественному уровню, для обеспечения конкурентной среды на рынке труда [6].

На наш взгляд, понятие конкурентоспособности вуза отражает его способность удовлетворять потребности и достигать цели управления вузом каждого из субъектов управления вузом и превосходить в этом конкурентов на определенной территории.

При этом мы предлагаем дополнить направления соперничества или конкуренции вузов следующими направлениями:

Во-первых, конкурентная борьба ведется среди однопрофильных вузов (наиболее наглядно такая конкуренция проявляется среди вузов одного ведомства, например системы МВД России);

Во-вторых конкурентная борьба ведется на рынке труда среди специальностей и профессий. Данная конкуренция осуществляется не самими вузами, но при этом оказывает значительное влияние на конкурентоспособность вуза. Например, если работа в милиции непопулярна среди населения России, то никакие даже самые высокие конкурентные преимущества вуза системы МВД, связанные с оказанием качественной образовательной услуги, не позволят превзойти вузы популярных гражданских специальностей.

Поэтому модель конкурентоспособности вуза определяется с учетом конкуренции на рынке образовательных услуг по трем основным направлениями (см. рис. 3).

Следовательно, задача по обеспечению конкурентоспособности вуза (в первую очередь это касается ведомственных вузов) лежит не только на администрации вуза, но и на учредителе в части популяризации профессий и специальностей, по которым готовятся специалисты вузов.

Встречаемые в литературе дефиниции "продолжительности во времени", "потенциальность", "в течении длительного времени" в определениях конкурентоспособности требуют уточнения, в связи с тем, что при выборе различных временных перспектив управления содержание конкурентоспособности меняется.

В этой связи предлагается классификация конкурентоспособности как комплексной цели управления вузом на:

краткосрочную (до 1,5 лет); среднесрочную (5-7 лет); долгосрочную (10-15 лет). При этом инструментарий обеспечения каждой из них различен.

Долгосрочная перспектива развития любого хозяйствующего субъекта при выделенной нами периодичности связана с необходимостью учета глобальных и сложно прогнозируемых изменений уровня научно-технического, политического,

Конкуренция среди вузов в регионе

Конкуренция среди вузов конкурентоспособность вуза 2

по данному профилю

Рис. 3. Направления конкурентной борьбы, определяющие конкурентоспособность вуза

экономического развития общества и обуславливает, прежде всего, управление всей образовательной системой государства. В такой перспективе конкурентоспособность вуза напрямую зависит от управления всей экономической системой страны. За такой долгосрочный период в вузе могут и должны произойти не одно изменение по всем направлениям деятельности. Учитывая особенности современного общества, за 10-15 лет практически полностью меняется профессорско-преподавательский и административный состав вуза.

Применительно к вузу конкурентоспособность следует рассматривать в краткосрочной и среднесрочной перспективе. При этом, если

понятие конкурентоспособности для двух рассматриваемых перспектив практически одинаково, то факторы, определяющие уровень конкурентоспособности того или иного вуза будут различными. Среднесрочная конкурентоспособность определяется темпами роста факторов, определяющих краткосрочную или текущую конкурентоспособность.

В таблице 2 мы представили сравнение краткосрочной и среднесрочной конкурентоспособности.

На рисунке 4 представлена сравнительная характеристика краткосрочной и среднесрочной конкурентоспособности двух вузов.

Таблица 2

Сравнение краткосрочной и среднесрочной конкурентоспособности

Фактор Конкурентоспособность

Краткосрочная Среднесрочная

Период До 1,5 лет 5-7 лет

Показатели оценки Показатели текущего состояния деятельности вуза Динамические показатели развития вуза за анализируемый период

База Определяется деятельностью по управлению вузом в прошлом Определяется взаимосвязью краткосрочной конкурентоспособности и управлением вузом, нацеленным на будущее

Факторы достижения Эффективное управление ресурсами вуза Инновационое управление вузом

Сфера влияния Абитуриенты, потенциальные пользователи образовательной услуги Государство Представители рынка труда

О (факторы конкурентоспособности)

Я„ Яг,

Яю

Я20

к

[

и2 р2

-►

' о '1

Условные обозначения:

Г (время)

t1 — второй момент сравнения вузов;

q1 — фактор краткосрочной (текущей) конкурентоспособности для 1-го вуза;

q2 — фактор конкурентоспособности для 2-го вуза

Рис. 4. Сравнительная характеристика краткосрочной и среднесрочной конкурентоспособности двух вузов

t0 — первый момент сравнения вузов;

Краткосрочная конкурентоспособность вузов определяется сравнением показателей конкурентоспособности на момент t и гх На представленном рисунке у вуза 1 текущая конкурентоспособность больше, чем у вуза 2 — это вытекает из сравнения факторов конкурентоспособности:

> 420, 4„ > 421.

Среднесрочная конкурентоспособность вузов определяется сравнением динамики развития факторов конкурентоспособности вузов за определенный период времени. На рисунке среднесрочная конкурентоспособность выше у вуза 2, так как динамика развития факторов краткосрочной конкурентоспособности, лучше у него:

421 - 420 > 411 - 410 , то есть темп развития вуза 2, выше, чем у вуза 1.

Развитие вуза в краткосрочной перспективе зависит от уровня текущей конкурентоспособности, так как 410 > 420 то и развитие вуза 1 на коротком промежутке времени более динамичное, что отражается неравенством а1 > а2 . Однако в среднесрочной перспективе темпы развития в большей степени зависят от эффективности управления вузом. В нашем примере, неэффективное управление вузом 1, не позволяет в полной степени реализовать имеющийся потенциал на момент t0 и, несмотря на более высокие краткосрочные темпы развития, в дальнейшем в1 < Р2, и на момент t1 разница в конкурентоспособности вузов сокращается.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Среднесрочная конкурентоспособность определяется эффективностью инновационного управления вузом в течение 5-7 лет. Показатели оценки ее уровня - динамические и зависят, как уже было отмечено, от краткосрочной конкурентоспособности вуза на начало анализируемого периода и эффективности управления вузом.

Нельзя принижать роль краткосрочной конкурентоспособности, ведь она отражает текущее положение вуза в экономической системе и конкурентной среде. Краткосрочная конкурентоспособность — это отправная точка, "стартовый капитал", основа для дальнейшего развития. Если краткосрочная конкурентоспособность низкая, то и перспективы развития вуза значительно ниже, по сравнению с конкурентами. Краткосрочная конкурентоспособность определяется эффективностью управления вузом в ретроспективе, то есть действиями уже предпринятыми на текущий

момент. Например, в условиях низкой краткосрочной или текущей конкурентоспособности, вследствие недостаточного финансирования образовательной деятельности, вуз не сможет обеспечить необходимый уровень качества теоретической и практической подготовки выпускников, что существенно снизит уровень их адаптивности на рынке труда и приведет к ухудшению положения вуза в обществе и государстве в среднесрочной перспективе [7].

Кроме того, краткосрочная конкурентоспособность, как совокупность текущих показателей деятельности вуза является основным фактором оценки вуза для потребителя образовательных услуг — абитуриента при выборе места обучения. Более высокая краткосрочная конкурентоспособность определяет текущее преимущество вуза перед конкурентами в возможности отбора наиболее подготовленных абитуриентов за счет либо более высоких требований на вступительных экзаменах, либо за счет выставления более высокой пороговой оценки по результатам единых государственных экзаменов. Зачастую абитуриенты в период поступления сдают документы сразу в несколько вузов, и в менее престижный (с наименьшим уровнем текущей конкурентоспособности), как правило, поступают абитуриенты, не поступившие в более престижный вуз. Если за основу процесса образования взять теорию человеческого капитала, то менее конкурентоспособный вуз (на текущий момент) в период поступления имеет возможность приобрести меньше человеческого капитала, чем более престижный конкурент. В процессе оказания образовательной услуги вуз преумножает в соответствии с требованиями субъектов управления вуза имеющийся человеческий капитал. При этом конечный результат при выпуске дипломированного специалиста зависит в общем виде: во-первых, от стартового уровня человеческого капитала и, во-вторых, от качества оказываемой образовательной услуги:

ЧК . = Г (ЧК ., Качество ).

конечный 4 начальный7 оуу

Соответственно, даже при равенстве в качестве предоставляемых образовательных услуг, конечный суммарный объем человеческого капитала будет выше у того вуза, чья текущая конкурентоспособность, достигнутая благодаря более эффективному управлению в среднесрочной ретроспективе, выше на момент приобретения стартового человеческого капитала.

Для вуза 1: ЧК , = ЧК , * Качество ,.

' у кон 1 нач1 оу 1

Для вуза 2: ЧК = ЧК * Качество .

^^ -1 кон 2 нач2 оу 2

Текущая конкурентоспособность вуза 1 больше, чем текущая конкурентоспособность вуза 2. Следовательно ЧКнач1 > ЧКнач2, поэтому при значениях Качество , = Качество _, ЧК , >

оу 1 оу2 кон1

> ЧКкон2.

кон2

Так как повышение человеческого капитала определяет рост эффективности труда работника либо посредством увеличения производительности труда, либо с помощью знаний, дающих ему возможность осуществлять такую трудовую деятельность, результаты которой представляют большую ценность, то и возможность получить более престижную и высокооплачиваемую работу у выпускаемых специалистов вуза 1 с более высоким уровнем человеческого капитала на выходе выше, чем у выпускаемых специалистов вуза 2.

Еще одним связующим звеном текущей и среднесрочной конкурентоспособности вуза является исторический потенциал вуза. Зависимость от траектории предшествующего развития проявляется в том, что уже сложившиеся управленческие институты делают развитие по прежней траектории наиболее вероятным. Иными словами, динамика развития вуза постепенно создает внешнюю экономическую, институциональную, социальную среду, которая благоприятствует ей и стимулирует дальнейшее развитие. Исторический потенциал вуза как фактор управления определяет имидж вуза, его восприятие во внешней среде. Однако отождествлять имидж вуза и исторический потенциал ошибочно, так как в отличии от строго формируемого за счет эффективного управления в среднесрочной и долгосрочной ретроспективе исторического потенциала, имидж вуза может быть создан и только по средством маркетинговых технологий в течении достаточно короткого промежутка времени. Примером может служить имидж Российского гуманитарного университета профсоюзов. С точки зрения экономики исторический потенциал вуза можно определить как нематериальный актив. Среди показателей, определяющих данный фактор управления вузом, можно определить следующие: наиболее значимые научно-технические разработки, проведенные в вузе, выпускники вуза, получившие мировое и общественное признание и др. Исторический потенциал вуза — фактор краткосрочной (текущей) конкурентоспособности, который определяется

эффективностью управления в среднесрочной ретроспективе. Одновременно исторический потенциал вуза должен стать одним из целевых факторов при разработке плана управления вузом в среднесрочной перспективе.

Данные рассуждения, во-первых, подтверждают важность краткосрочной конкурентоспособности, а во-вторых, необходимость инновационного управления вузом, так как именно оно дает возможность при неравенстве стартовых возможностей опередить конкурентов в среднесрочной перспективе.

Вместе с тем, на наш взгляд, среднесрочная конкурентоспособность вуза более объективно отражает эффективность управления. Обеспечение среднесрочной конкурентоспособности может быть осуществлено только при развитии всех направлений деятельности вуза. Это ее выгодно отличает от краткосрочной конкурентоспособности, которая может быть обеспечена, например, только на основе маркетинговых технологий и использования значительных финансовых ресурсов. В среднесрочной перспективе конкурентоспособность вуза может быть обеспечена только комплексом факторов, так как любые финансовые ресурсы ограничены, маркетинговые технологии не-подкрепленные фактическими качественными образовательными услугами в конечном итоге не приводят к конкурентоспобности в среднесрочной перспективе. Однако существует и обратная зависимость.

Повышение уровня конкурентоспособности вуза закономерно и позитивно сказывается на качестве и объеме человеческого капитала, что, в конечном счете, и является главной целью функционирования учебного заведения [4]. Поэтому именно среднесрочная оценка конкурентоспособности позволяет определить деятельность вуза по воспроизводству человеческого капитала. Управление деятельностью вуза на основе среднесрочного планирования на 5-7 лет дает возможность связывать стратегические задачи с оперативным уровнем управления, обеспечивать мониторинг достижения поставленных целей, проводить оценку деятельности вуза, основанную на постоянном контроле наиболее существенных его аспектов, что будет обеспечивать оперативность в принятии верных управленческих решений на основе сформированных приоритетов развития.

Объединение процессов оперативного и стратегического мониторинга и управления

вузом, а также данных из разнородных внешних информационных источников в единую систему дает возможность реализовать масштабируемую систему управления с широкими возможностями по поддержке принятия управленческих решений [8].

В этой связи разработка методических основ управления вузом должна быть нацелена обеспечение конкурентоспособности в среднесрочной перспективе посредством разработки стратегии развития с учетом особенностей текущего положения вуза (краткосрочной конкурентоспособности) и прогнозирования развития факторов, оказывающих влияние на управление вуза. Конкурентоспособная стратегия образовательного учреждения должна строиться на принципах гибкого планирования и адаптации к рыночным условиям, инновационных подходах, синергетической эффективности и управлении качеством [9]. Сегодня российским университетам приходится действовать во все более неопределенных и меняющихся внешних условиях и каждый вуз должен быть готов оперативно на них реагировать. Чтобы обеспечить успешную деятельность в будущем, вузу необходимо уже сейчас строить правильную и адекватную стратегию своего развития. Именно стратегия является базой социально-экономического роста университета и дает обоснованные направления его развития. Стратегия позволяет сформулировать потребности университета как основу действий, повышает его конкурентоспособность и делает вуз уникальным [10].

Любое высшее образовательное учреждение в условиях постоянной конкуренции может успешно работать, если оно имеет среднесрочные ориентиры и цели, показывающие партнерам, конкурентам и собственным сотрудникам, к чему оно стремится. Чрезвычайно актуальным вопросом является подготовка вуза к изменению его текущего состояния и переходу к более результативному управлению деятельностью в будущем. Важно в процессе изменений сохранить сферы самоопределения вуза, которые способствуют повышению эффективности системы управления и усилению конкурентных преимуществ.

Выводы:

1. Разнонаправленность приоритетных целей субъектов управления вузов служит сдерживающим фактором для развития вуза в соответствии с целями только одного субъекта управления.

2. Для какого бы субъекта мы не определяли цель управления вузом, решение данной задачи не будет иметь смысла, если вуз не будет функционировать. Следовательно, процесс управления вузом в условиях рыночной экономики предполагает обеспечение конкурентоспособности вуза на основе предоставления качественной образовательной услуги, в объемах и по содержанию соответствующей объективным требованиям социально-экономической системы страны.

3. Под конкурентоспособностью вуза будем понимать его настоящие и потенциальные способности (возможности) по оказанию образовательных услуг соответствующего уровня, удовлетворяющих потребности общества при подготовке высококвалифицированных специалистов, а также потребности в разработке, создании и реализации научно-методической и научно-технической продукции как в настоящее время, так и в будущем, превосходящие конкурентов.

4. Для обеспечения конкурентоспособности управление вуза должно быть направлено на развитие и постоянное соответствие внутренней среды вуза постоянно изменяющимся факторам внешней среды. С этой целью предлагается внедрение и использование постоянного информационного обмена внутренней и внешней среды вуза с целью от адаптации, основанной на принципе вторичности изменений во внутренней среде вуза по отношению к изменениям внешней среды, к адаптации, основанной на заблаговременном информировании внутренней среды о предстоящих изменениях извне.

5. Направления соперничества или конкуренции вузов необходимо дополнить следующими направлениями: во-первых, конкурентная борьба ведется среди однопрофильных вузов; во-вторых конкурентная борьба ведется на рынке труда с учетом специальностей и профессий. Следовательно, задача по обеспечению конкурентоспособности вуза (в первую очередь это касается ведомственных вузов) лежит не только на администрации вуза, но и на учредителе в части популяризации профессий и специальностей, по которым готовятся специалисты вузов.

6. Встречаемые в литературе дефиниции "продолжительность во времени", "потенциальность", "в течении длительного времени" в определениях конкурентоспособности требуют уточнения в связи с тем, что при выборе различ-

ных временных перспектив управления содержание конкурентоспособности меняется.

7. Предлагается классификация конкурентоспособности как комплексной цели управления вузом на краткосрочную (до 1,5 лет) и среднесрочную (5-7 лет).

8. Краткосрочная конкурентоспособность — это отправная точка, "стартовый капитал", основа для дальнейшего развития. Краткосрочная конкурентоспособность как совокупность текущих показателей деятельности вуза является основным фактором оценки вуза для потребителя образовательных услуг — абитуриента при выборе места обучения. Более высокая краткосрочная конкурентоспособность определяет текущее преимущество вуза перед

конкурентами в возможности отбора наиболее подготовленных абитуриентов.

9. Среднесрочная конкурентоспособность вуза более объективно отражает эффективность управления. Обеспечение среднесрочной конкурентоспособности может быть осуществлено только при развитии всех направлений деятельности вуза.

10. В этой связи разработка методических основ управления вузом должна быть нацелена на обеспечение конкурентоспособности в среднесрочной перспективе посредством разработки стратегии развития с учетом особенностей текущего положения вуза (краткосрочной конкурентоспособности) и прогнозирования развития факторов, оказывающих влияние на управление вуза.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Боумэн К. Основы стратегического менеджмента. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. 314 с.

2. Гринь А. М. Системный подход к определению концептуальных проблем финансового обеспечения вуза // Университетское управление. 2006. № 1(41).

3. Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-Ф3 "О защите конкуренции"// "Собрание законодательства РФ", 31.07.2006, N 31 (1 ч.). С. 3434.

4. Макарычев Д. В. Факторы конкурентоспособности высшего учебного заведения / Д.В. Макарычев, В.А. Носков // Изв. Самар. науч. центра Рос. акад. наук. Специальный выпуск "Философия, история, социология, педагогика, право и экономика". 2006. С. 244-249.

5. Данилова Т.В. Бенчмаркинг как основа создания конкурентоспособного предприятия / И.П. Данилов, Т.В. Данилова. М.: РИА "Стандарты и качество", 2005. 72 с.

6. Габдуллина Л.М. Совершенствование управления конкурентоспособностью и эффективность

деятельности ВУЗа // Проблемы современной экономики, N 3(23).

7. Новикова И.И. Развитие конкурентных отношений в сфере высшего профессионального образования.// Экономика. Управление. Культура. Сборник научных статей под ред. Л.Д.Абрамовой. М.: ГУУ, 2006.

8. Терехов И.В., Сухов В.А. Инструменты стратегического планирования и управления вузом // Материалы XIII Всероссийская научно-методическая конференция. Телематика 2006.

9. Палуба О.Ю. Методы повышения конкурентоспособности образовательных услуг в условиях единого образовательного пространства//Автореф. дисс...к.э.н.: 08.00.05. СПб, 2006.

10. Исследование организационно-экономических моделей управления вузом в условиях модернизации образования / Г.И. Мальцева, Т.Г. Уварова, М.В. Ниязова и др. /Под ред. Г.И. Мальцевой. Владивосток, 2005. 78 с.

УДК 001.895

Полякова Е.В.

Стратегия инновационной деятельности

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО университета

В настоящее время ситуация в мировой экономике характеризуется как кризисная. В наиболее неблагоприятном положении во время экономического кризиса находятся стра-

ны-экспортеры сырьевых товаров, не обладающие альтернативными источниками доходов. В группе стран, наиболее пострадавших от мирового экономического кризиса оказалась

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.