Научная статья на тему 'Среднее женское медицинское образование в Российской империи в начале XX в. (на примере Орловской земской фельдшерско-акушерской школы) '

Среднее женское медицинское образование в Российской империи в начале XX в. (на примере Орловской земской фельдшерско-акушерской школы) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
5
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
среднее женское медицинское образование / фельдшерско-акушерская школа / Орловская губерния / secondary female medical education / paramedic-obstetric school / Oryol province

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Екатерина Николаевна Хабалева

Анализируется среднее женское медицинское образование в Орловской губернии начале XX в. на примере земской фельдшерско-акушерской школы. Выявляются особенности организации учебного процесса, содержание курса, социальный состав учащихся и профессиональная подготовка учителей. Новизна исследования определяется тем, что, помимо общероссийских тенденций развития здравоохранения в вопросе подготовки специалистов, автор анализирует состояние этой сферы на примере конкретного региона Орловской губернии. Приводятся данные архивных материалов, которые позволяют судить о специфике подготовки специалистов среднего медицинского звена в Орловской губернии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Екатерина Николаевна Хабалева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Secondary female medical education in the Russian empire at the beginning of the XX century (through the example of Oryol province territorial paramedic-obstetric school)

The relevance of the research topic is determined by the fact that at present, both the education system and the healthcare sector are on the path of radical transformations that pursue a common goal to bring them to a new level of development that meets the modern realities of the society development. In the context of the ongoing search for the optimal path of development of the two most important areas in the life of any state, the appeal to the experience of previous generations is of particular importance. The purpose of the research is to study the history of the formation and development of the system of secondary female medical education in the Oryol province at the beginning of the 20th century. The source base of the study includes both published and unpublished documents and materials. The most valuable are unpublished documents located in the State Archives of the Oryol Region F. 525 Oryol Provincial Zemstvo and F. 571 Oryol Zemstvo paramedic-obstetric school. Among the published sources, statistical materials should be highlighted. This is, first of all, «Reviews of the Oryol province». «Reviews» covered the state of public education and health care in the province, in particular, the number of educational institutions, hospitals and doctors, as well as their growth dynamics. An important statistical source was the published results of the First All-Russian Population Census of 1897, including information on the Oryol province. The article analyzes the state of healthcare system both in the Russian Empire in general and in the Oryol province in particular at the beginning of the 20th century, which important criterions for the success are the mortality rate and the number of medical workers and hospitals per capita. The statistics of the beginning of the century confirm the existence of a number of problems in this area terrifying data on the number of deaths among adults and children, the lack of doctors and paramedics. At the beginning of the 20th century, the problem of insufficient provision of the population with medical workers continued to be relevant. A large role in solving this issue for the Oryol province was played by the local zemstvo, which initiated and financially supported the opening of a paramedic-obstetric school for girls in the provincial center. The training course, which lasted three years, was designed for girls with a certain level of education, and its specificity was that it was built in such a way that the students acquired practical skills from practicing specialists in this field, who acted as mentors for them. The Oryol paramedic-obstetric school for girls has become a popular educational institution for residents of the Oryol province, as evidenced by the data on the constant excess of the number of applications to the number of vacant places. This educational institution made it possible to acquire a profession that is in demand for the region and the country, considering the fact that the number of fields available for the professional realization of women in the Russian Empire was highly limited.

Текст научной работы на тему «Среднее женское медицинское образование в Российской империи в начале XX в. (на примере Орловской земской фельдшерско-акушерской школы) »

Вестник Томского государственного университета. История. 2023. № 85 Tomsk State University Journal of History. 2023. № 85

Научная статья УДК 377.5

doi: 10.17223/19988613/85/10

Среднее женское медицинское образование в Российской империи в начале XX в. (на примере Орловской земской фельдшерско-акушерской школы)

Екатерина Николаевна Хабалева

Орловский государственный университет им. М.С. Тургенева, Орел, Россия, katya.e2011@yandex.ru

Аннотация. Анализируется среднее женское медицинское образование в Орловской губернии начале XX в. на примере земской фельдшерско-акушерской школы. Выявляются особенности организации учебного процесса, содержание курса, социальный состав учащихся и профессиональная подготовка учителей. Новизна исследования определяется тем, что, помимо общероссийских тенденций развития здравоохранения в вопросе подготовки специалистов, автор анализирует состояние этой сферы на примере конкретного региона - Орловской губернии. Приводятся данные архивных материалов, которые позволяют судить о специфике подготовки специалистов среднего медицинского звена в Орловской губернии.

Ключевые слова: среднее женское медицинское образование, фельдшерско-акушерская школа, Орловская губерния

Для цитирования: Хабалева Е.Н. Среднее женское медицинское образование в Российской империи в начале XX в. (на примере Орловской земской фельдшерско-акушерской школы) // Вестник Томского государственного университета. История. 2023. № 85. С. 81-86. doi: 10.17223/19988613/85/10

Original article

Secondary female medical education in the Russian empire at the beginning of the XX century (through the example of Oryol province territorial paramedic-obstetric school)

Ekaterina H. Khabaleva

I.S. Turgenev Oryol State University, Oryol, Russian Federation, katya.e2011@yandex.ru

Abstract. The relevance of the research topic is determined by the fact that at present, both the education system and the healthcare sector are on the path of radical transformations that pursue a common goal - to bring them to a new level of development that meets the modern realities of the society development. In the context of the ongoing search for the optimal path of development of the two most important areas in the life of any state, the appeal to the experience of previous generations is of particular importance.

The purpose of the research is to study the history of the formation and development of the system of secondary female

medical education in the Oryol province at the beginning of the 20th century.

The source base of the study includes both published and unpublished documents and materials.

The most valuable are unpublished documents located in the State Archives of the Oryol Region - F. 525 Oryol Provincial Zemstvo and F. 571 Oryol Zemstvo paramedic-obstetric school.

Among the published sources, statistical materials should be highlighted. This is, first of all, «Reviews of the Oryol province». «Reviews» covered the state of public education and health care in the province, in particular, the number of educational institutions, hospitals and doctors, as well as their growth dynamics. An important statistical source was the published results of the First All-Russian Population Census of 1897, including information on the Oryol province. The article analyzes the state of healthcare system both in the Russian Empire in general and in the Oryol province in particular at the beginning of the 20th century, which important criterions for the success are the mortality rate and the number of medical workers and hospitals per capita. The statistics of the beginning of the century confirm the existence of a number of problems in this area - terrifying data on the number of deaths among adults and children, the lack of doctors and paramedics. At the beginning of the 20th century, the problem of insufficient provision of the population with medical workers continued to be relevant. A large role in solving this issue for the Oryol province was played by the local zemstvo, which initiated and financially supported the opening of a paramedic-obstetric school for girls in the provincial center.

The training course, which lasted three years, was designed for girls with a certain level of education, and its specificity was that it was built in such a way that the students acquired practical skills from practicing specialists in this field, who acted as mentors for them.

© Е.Н. Хабалева, 2023

The Oryol paramedic-obstetric school for girls has become a popular educational institution for residents of the Oryol province, as evidenced by the data on the constant excess of the number of applications to the number of vacant places. This educational institution made it possible to acquire a profession that is in demand for the region and the country, considering the fact that the number of fields available for the professional realization of women in the Russian Empire was highly limited.

Keywords: secondary female medical education, paramedic-obstetric school, Oryol province

For citation: Khabaleva, E.H. (2023) Secondary female medical education in the Russian empire at the beginning of the XX century (through the example of Oryol province territorial paramedic-obstetric school). Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Istoriya - Tomsk State University Journal of History. 85. pp. 81-86. doi: 10.17223/19988613/85/10

Актуальность

Уровень развития медицины и образования, их доступность для населения являются важнейшими показателями реализации социальной политики государства. В настоящее время в Российской Федерации развитие этих областей приоритетно. В сфере здравоохранения идет реализация национального проекта с одноименным названием, главные цели которого - снижение смертности в стране, в том числе детской, решение кадровой проблемы, обеспечение доступности медицинских учреждений для населения [1].

О необходимости решения вопросов подготовки специалистов и восполнения существующего дефицита медицинских работников неоднократно говорил Президент РФ В.В. Путин [2]. При этом решение кадрового вопроса невозможно без подвижек в системе образования. Именно в этой области две важнейшие сферы жизни общества тесно взаимосвязаны. С одной стороны, от уровня развития образования и науки зависит подготовка специалистов, их квалификация, а также внедрение новых, передовых методов диагностики и лечения заболеваний. С другой стороны, высокий уровень развития медицины напрямую влияет на подготовку кадров, так как практические навыки приобретаются в поликлиниках и больницах, а в качестве наставников, как правило, выступают практикующие врачи. Поэтому решение данной проблемы носит комплексный характер. В рамках национального проекта «Здравоохранение» выделяются значительные средства на всестороннюю модернизацию данной сферы и решение поставленных задач. Однако нужно учитывать, что даже рациональное использование средств не всегда может привести к намеченным целям. В таком вопросе особенно важно опираться на положительный опыт развития медицины в предыдущие годы, сохранять и преумножать лучшие традиции. Национальный проект «Здравоохранение» ставит единые цели и задачи перед всей страной по уровню развития медицинского обслуживания населения, однако его реализация в отдельных регионах приобретает свою специфику, которая во многом определяется социально-экономическим развитием различных территорий страны.

В этой связи обращение к опыту дореволюционной России на примере отдельных ее регионов может позволить провести сравнительный аналииз с сегодняшним днем, проанализировать, насколько успешно были решены проблемы в тот временной период и степень их актуальности в настоящее время. Обращение к опыту Орловской губернии, расположенной в пределах

центральной черноземной полосы, позволит расширить представление о подготовке медицинских работников на региональном уровне, проанализировать ключевые проблемы и достижения, с которыми сталкивались обучающиеся и педагоги. Специфика Орловской губернии заключалась в том, что это был преимущественно аграрный край, тогда как промышленность и производство развивались крайне слабо, а в социальной структуре общества преобладало крестьянское население, причем как в уездах, так и в городах. По результатам Первой всеобщей переписи населения, в конце XIX в. крестьяне в уездах составляли 96,47%, а в городах - 45,18% [3. С. 17]. По этническому и ве-роисповедальному признакам более чем 90% населения региона принадлежали к великороссам и православным. Все эти факторы в совокупности напрямую влияли на уровень развития как образования, так и здравоохранения. Невысокие показатели грамотности населения в Орловской губернии, которые были ниже общероссийских цифр, также отражались на нехватке медицинского персонала и высокой смертности населения. Многие характеристики региона не утратили своей актуальности и сегодня. Орловская область продолжает оставаться сельскохозяйственным краем, в ее экономике данная сфера занимает весомое место. Это, в свою очередь, сказывается на социальной структуре общества, 1/3 которого проживает в сельской местности. Сохраняется и моноэтнический состав населения: более 90% составляют русские. Как и в дореволюционное время, современная система здравоохранения региона сталкивается с целым рядом проблем, в числе которых особое место занимает кадровый дефицит медицинских работников, особенно на селе и в области узкопрофильных направлений. В этой связи опыт Орловской губернии по подготовке медицинских работников среднего звена важен не только для оценки состояния системы здравоохранения и образования как в регионе, так и в стране в целом в начале XX в., но и для установления причинно-следственных связей между низким уровнем социально-экономического развития региона и наличием кадровых проблем в системе здравоохранения, которые не утратили своей актуальности по прошествии столетия.

Состояние здравоохранения в Орловской губернии в начале XX в.

Важнейшими показателями налаженной и успешно функционирующей системы здравоохранения являются данные о смертности населения и обеспеченности

медицинским персоналом, возможности своевременно и без чрезмерных усилий обратится за квалифицированной помощью. В Орловской губернии в начале XX в. ситуация в этой сфере оставалась тревожной, несмотря на то что за предыдущие десятилетия система здравоохранения претерпела целый ряд реформ и изменений.

Для Российской империи в целом и Орловской губернии в частности в обозначенное время были характерны высокие показатели смертности населения. Так, в начале XX в. в стране на 1 000 жителей приходилось

Однако при этом количество смертей среди детей продолжало оставаться ужасающе высоким. В начале XX в. число умерших в возрасте до пяти лет составляло 3/5 от общей суммы смертей. Особенно высокой была смертность детей в грудном возрасте. В Орловской губернии на 1 000 родившихся умирало в возрасте до одного года в середине XIX в. 302 младенца, в конце XIX в. - 319, в начале XX в. - 294. При этом показатели смертности среди детей до пяти лет были еще больше и приближались к половине: так, в середине XIX в. на 1 000 родившихся приходился 461 умерший ребенок, в конце XIX в. - 475, в начале XX в. -435 [4. С. 198].

Причина таких высоких показателей детской смертности кроется в целом ряде причин: низком уровне благосостояния подавляющего большинства населения губернии, доминирующим сословием которого являлись крестьяне, нехватке врачей, в том числе во время родовспоможения (как правило, роды принимали повивальные бабки, которые основывались в своей практике на опыте, а не на медицинских знаниях), низком уровне образованности самих матерей и их подчиненном и зависимом положении в семье, неподвижности сложившихся представлений о способе вскармливания младенцев, уходе за ними, неподобающем уровне са-нитарно-бытовых условий и др.

Например, великий русский писатель Лев Николаевич Толстой в своих работах затрагивал тему детской смертности. Он отмечал, что ее высокие показатели в младенческом возрасте были связаны со способом вскармливания, когда, особенно в крестьянской среде, детям с рождения давали «соску», которая представляла из себя ничто иное, как пережеванный хлеб или кашу, которую закладывали в тряпочку и давали сосать малышу. Толстой подчеркивал, что в европейских государствах, к примеру в Англии, детская смертность была в разы меньше. Связывал он это с тем, что в этой стране родившийся ребенок находится на грудном вскармливании. Выводы писателя по этому поводу стали нарицательными: «Соска убила на Руси людей больше, чем чума и холера и все болезни». Безусловно, такая традиция вскармливания была вызвана объективной необходимостью: женщина не могла весь день находиться возле ребенка, ей приходилось вскоре после родов включаться в работу, вести хозяйство [5. С. 681].

в среднем 34 умерших, в Орловской губернии эти показатели были еще выше - на 1 000 жителей в среднем 37 умерших [4. С. 185].

Данные табл. 1 свидетельствуют о том, что в начале XX в. в регионе наблюдалась устойчивая динамика снижения смертности населения, которая была обусловлена целым рядом факторов, в том числе и реформами в сфере здравоохранения. В целом в сравнении со второй половиной XIX в. до начала нового столетия эти показатели снизились на 37,2%.

На рубеже XIX-XX вв. количество грамотного населения в Орловской губернии было ниже общероссийского уровня (21,1%), в регионе же он составлял 17,6%. Традиционным как в целом для Российской империи, так и для Орловской губернии в частности был большой разрыв в количестве образованных мужчин и женщин, в последней безграмотными были 2/3 всех мужчин и 13/14 женщин.

В начале XX в. количество уездных врачей составляло 66 человек на всю Орловскую губернию, за пять лет - с 1905 по 1910 г. - оно возросло лишь до 68. Безусловно, по сравнению с серединой XIX в., их количество увеличилось более чем в пять раз, но, исходя из расчета на душу населения, в уездах и городах региона число врачей продолжало оставаться недостаточным и возрастало крайне медленно. Так, в 1905 г. на одного уездного доктора приходилось 31 409 человек, а в 1910 г. даже 33 771 [6. С. 92]. При этом количество женщин, занимавшихся врачебной практикой, было несопоставимо меньшим в сравнении с мужчинами-врачами. В том же 1905 г. в Орловской губернии было 6 женщин-врачей, а в 1913 г. их количество увеличилось до 27 [7. С. 21].

Начиная с 1905 г. в «Обзорах Орловской губернии» наряду со сведениями о врачах стали фиксироваться данные о среднем медицинском персонале - фельдшерах, акушерках. На рубеже XIX-XX вв. количество среднего медицинского персонала в стране возросло в 2,5 раза и по состоянию на 1912 г. превысило число врачей. Этому способствовало открытие целого ряда фельдшерских и фельдшерско-акушерских школ, одна из которых при активном участии Орловского земства была открыта в Орле.

Специфика учебного курса и преподавательский штат Орловской земской фельдшерско-акушерской школы

В Орловской губернии в 1898 г. по инициативе и при активном содействии местного земства была открыта фельдшерская школа, которая в 1911 г. была преобразована в женскую фельдшерско-акушерскую школу. В должности ее директора был утвержден коллежский советник Владислав Станиславович Щербин-ский, оставивший ради этого назначения службу в Военно-медицинском ведомстве. Его кандидатура была

Таблица 1

Динамика смертности населения в Орловской губернии в начале XX века

Регион Число умерших на 1 000 населения

1891-1895 гг. 1896-1900 гг. 1901-1905 гг. 1906-1910 гг. 1911-1913 гг.

Орловская губерния 38 37 34,5 32,2 27,6

неслучайной, так как он имел хороший послужной список: окончил курс в императорском Варшавском университете - лекарь, служил в военном временном № 79 госпитале младшим ординатором, удостоен многочисленных наград - Святого Владимира 4-й степени, Святого Станислава 2-й и 3-й степеней, Святой Анны 2-й и 3-й степеней, светло-бронзовой медали в память войны с Турцией 1877-1878 гг., серебряной медали на Александровской ленте в память царствования Императора Александра III.

Подбирая штат сотрудников школы, Щербинский делал ставку на практикующих специалистов, поэтому большинство вакантных должностей были заняты действующими врачами. Подобный подход при комплектовании штата школы объяснялся тем, что в регионе было сложно найти преподавателей медицинских дисциплин, поэтому выходом из сложившейся ситуации стало привлечение действующих докторов. Так, преподавателями на 1911-1912 учебный год были назначены: физиологии - ординатор Орловской психиатрической больницы В.И. Петропавловский, фармацевтических предметов - управляющий Орловской губернской земской аптекой С.И. Гольберг, анатомии - доктор В.Е. Фарафонов, зоологии и уходу за больными -врач С.С. Блохин, общей и частной патологии, теории и практических занятий по внутренним болезням - ор-

Данные табл. 2 свидетельствуют, что учебный курс земской фельдшерско-акушерской школы имел практическую направленность, а выпускницы данного учебного заведения должны были помимо теоретических знаний получить и практические навыки. Последние, в свою очередь, приобретались благодаря суточным дежурствам и занятиям в больницах, назначению лечения больным под руководством наставника, выполнению предписаний врача по уходу за ними [9. Л. 37].

Социальный состав учениц Орловской фельдшерско-акушерской школы

К поступающим в данное учебное заведение девушкам предъявлялись определенные требования по уров-

динатор Орловской губернской земской больницы врач И.Н. Севостьянов, хирургии - ординатор той же больницы врач Д.И. Христочевский, дессмургии и меха-нургии - сверхштатный ординатор врач В.М. Ширяев и т.д. [8. Л. 7 об., 8 об., 9 об., 10 об., 11 об., 12, 13 об., 39]. В 1913 г. для преподавания гигиены впервые приглашается женщина-врач - сверхштатный ординатор Орловской губернской земской больницы Раиса Григорьевна Гинцберг.

Архивные данные свидетельствуют, что в последующие годы штат сотрудников постоянно менялся, возможно, из-за занятости врачей-преподавателей по основному месту работы и невозможности совмещать два рода деятельности. Особенно существенная ротация кадрового состава произошла в 1914 г., что, безусловно, было вызвано вступлением Российской империи в Первую мировую войну.

Продолжительность обучения в земской фельдшерско-акушерской школе составляла три года. Учебный курс включал в себя общеобразовательные предметы, которые изучались на протяжении первого года обучения и специальные, которые постигали в течение всех трех лет. Помимо специальных предметов все три года ученицы изучали Закон Божий, что подтверждает неизменную и значимую религиозную составляющую в системе обучения в Российской империи (табл. 2).

ню образования - так называемый образовательный ценз. Те из претенденток, кто закончил 8, 7 или 6 классов гимназии, а также епархиальные училища, принимались по баллам аттестата; если же девушки поступали после 4-го или 5-го класса гимназии, они должны были сдать вступительные экзамены по русскому языку, арифметике, географии и истории. Безусловно, в приоритете были те, кто имел более высокий уровень знаний. Также при поступлении от претенденток требовали метрическое свидетельство, медицинское свидетельство о прививании оспы, аттестат [10. Л. 3 об.].

С момента открытия Орловская земская фельдшерско-акушерская школа пользовалась популярностью, поэтому количество прошений о зачислении всегда превышало число вакантных мест. Так, в год открытия

Таблица 2

Учебный курс Орловской земской фельдшерско-акушерской школы

1-й класс 2-й класс 3-й класс

- Закон Божий - Закон Божий - Закон Божий

- латинский язык - физиология - фармация

- математика - фармация и фармацевтическая химия - патология и терапия

- геометрия - фармакология - хирургия

- зоология - патология и терапия - десмургия и механургия

- ботаника - хирургия - массаж

- физика - десмургия и механургия - гигиена

- анатомия - массаж - эпидемические болезни

- фармакогнозия - глазные болезни - венерические и кожные болезни

- фармация и фармацевтическая химия - детские болезни - оказание помощи внезапно заболевшим и мнимо-

- уход за больными - практические занятия по внутренним умершим

- практические занятия по внутренним болезням - зубные болезни

болезням - уход за душевнобольными

- акушерство

- женские болезни

- осмотр

- практические занятия по внутренним болезням

в школу подали прошение 68 девушек, из них зачислено было 30, все они имели высокий уровень образования и были зачислены по баллам аттестатов. В следующем 1912-1913 учебном году подали документы в 1-й класс школы 27 девушек, закончивших 8-й, 7-й, 6-й классы гимназии или епархиальные училища, из них был зачислен 21 человек. Для замещения остальных свободных мест было подано 20 прошений лицами с более низким образовательным цензом, т.е. закончившими 4-й и 5-й классы гимназии. После вступительных испытаний 9 были зачислены в школу. В 19131914 учебном году было подано 40 прошений с полным образовательным цензом для зачисления в ряды учениц [9. Л. 5, 27, 54].

При поступлении в школу, помимо образовательного ценза, учитывалось вероисповедание девушек. Существовала норма принятия лиц иудейской веры, которая не должна была превышать 10%. Поэтому из вакантных 30 мест в первом классе иудейки могли занять только три [9. Л. 27 об.]. Все остальные ученицы были православного вероисповедания.

В Орловской земской фельдшерско-акушерской школе обучались девушки различного звания и возраста от 16 до 32 лет, как замужние, так и те, кто не состоял в браке. По социальному составу это были преимущественно выходцы из мещанского и крестьянского сословий.

После каждого года обучения ученицы сдавали переводные экзамены. Например, в 1912-1913 учебном году из 28 учениц первого класса одна была не допущена до экзаменов, 8 имели оценки «неудовлетворительно» по одному или нескольким предметам, и 6 из них смогли пересдать экзамены в августе, повысив свои баллы [11. Л. 1]. При этом все 29 учениц второго класса сдали переводные экзамены на положительные оценки [10. Л. 3 об.].

Обучение в фельдшерско-акушерской школе было платным, но по решению директора и педагогического совета 10% учениц, отличившихся в учебе, могли быть освобождены от оплаты [9. Л. 10]. Также при учебном заведении действовало Общество вспомоществования бедным ученицам.

Заключение

В начале XX в. в Российской империи в целом и Орловской губернии в частности проблема высокой смертности населения и нехватки квалифицированных медицинских работников стояла остро, несмотря на наметившуюся положительную динамику в этой сфере в сравнении с серединой и второй половиной XIX в. Немаловажную роль в решении этого вопроса сыграли земства, которые выделяли средства не только на медицину, но и на образование медицинского персонала. Именно по инициативе и при финансовой поддержке орловского земства в губернском центре открылась фельдшерско-акушерская школа для девушек. Ее появление и было обусловлено обозначенными выше проблемами, которые, если обращаться к данным статистики, были еще более серьезными в сравнении с общероссийским уровнем.

Фельдшерско-акушерская школа в Орле не испытывала нехватки желающих обучаться в ее стенах: число прошений всегда превышало количество вакантных мест. По окончании полного курса обучения, ориентированного на освоение практических навыков, выпускницы приобретали востребованную профессию и возможность самостоятельного заработка. Однако стоит отметить, что в Российской империи медицина была монополизирована мужчинами и считалась их прерогативой. Лишь на рубеже XIX-XX вв. постепенно стало расти число женщин, занятых в этой сфере, хотя процентное соотношение врачей - мужчин и женщин - в регионе было не в пользу последних, и даже среди преподавателей фельдшерско-акушерской школы для девушек была только одна женщина. Однако, несмотря на невысокие темпы вовлечения женщин в трудовую деятельность, именно в начале нового столетия стали открываться новые возможности для самореализации и финансовой независимости, в том числе и в медицине. Но патриархальные устои и прочно укрепившийся в обществе за любой девушкой и женщиной статус жены и матери существенно влиял на скорость этого процесса.

Список источников

1. Опубликован паспорт национального проекта «Здравоохранение» // Правительство России. М., 2019. 11 февр. URL:

http://government.ru/info/35561/ (дата обращения: 23.10.2019).

2. Совещание по вопросам модернизации первичного звена здравоохранения // Президент России. М., 2019. 20 авг. URL:

http://www.kremlin.ru/events/president/news/61340 (дата обращения: 23.10.2019).

3. Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г. / под ред. Н.А. Тройницкого. СПб. : Изд. Центрального стат. комитета

М-ва внутренних дел. 1904. XXIX: Орловская губерния. 284 с.

4. Рашин А.Г. Население России за 100 лет (1811-1913 гг.). М. : Гос. стат. изд-во, 1956. 352 с.

5. Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений. М. : Худож. лит., 1936. Т. 27: Произведения 1889-1890 гг. 745 с.

6. Веселовский Б.Б. История земства за сорок лет. СПб. : Изд-во О.М. Поповой, 1911. Т. 4. 836 с.

7. Обзор Орловской губернии за 1913 г. / Орловский губ. стат. комитет. Орел : Тип. губ. правления, 1914. 151 с.

8. Государственный архив Орловской области (ГАОО). Ф. 525. Оп. 1. Д. 1052.

9. ГАОО. Ф. 571. Оп. 1. Д. 1.

10. ГАОО. Ф. 571. Оп. 1. Д. 5.

11. ГАОО. Ф. 571. Оп. 1. Д. 3.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. Pravitel'stvo Rossii. (2019) Opublikovan pasport natsional'nogo proekta "Zdravookhranenie" [The passport of the national project "Healthcare" has

been published]. 11th February. [Online] Available from: http://government.ru/info/35561/ (Accessed: 23rd October 2019).

2. Prezident Rossii. (2019) Soveshchanie po voprosam modernizatsii pervichnogo zvena zdravookhraneniya [Meeting on the modernization of primary

healthcare]. 20th August. [Online] Available from: http://www.kremlin.ru/events/president/news/61340 (data obrashcheniya: 23.10.2019).

3. Troynitsky, N.A. (ed.) (1904) Pervaya vseobshchaya perepis' naseleniya Rossiyskoy imperii 1897 g. [The first general census of the Russian Empire

in 1897]. St. Petersburg: Ministry of Internal Affairs.

4. Rashin, A.G. (1956) Naselenie Rossii za 100 let (1811-1913 gg.) [Population of Russia for 100 years (1811-1913)]. Moscow: Gos. stat. izd-vo.

5. Tolstoy, L.N. (1936) Polnoe sobranie sochineniy [Complete Works]. Vol. 27. Moscow: Khudozh. lit.

6. Veselovskiy, B.B. (1911) Istoriya zemstva za sorok let [History of zemstvo for forty years]. Vol. 4. St. Petersburg: O.M. Popova.

7. Orel Province Statistics Committee. (1914) Obzor Orlovskoy gubernii za 1913 g. [Review of the Orel province for 1913]. Orel: Tip. gub. pravleniya.

8. The State Archive of the Orel Region (GAOO). Fund 525. List 1. File 1052.

9. The State Archive of the Orel Region (GAOO). Fund 571. List 1. File 1.

10. The State Archive of the Orel Region (GAOO). Fund 571. List 1. File 5.

11. The State Archive of the Orel Region (GAOO). Fund 571. List 1. File 3.

Сведения об авторе:

Хабалева Екатерина Николаевна - кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России Орловского государственного университета им. И.С. Тургенева (Орел, Россия). E-mail: katya.e2011@yandex.ru

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Information about the author:

Khabaleva Ekaterina N. - Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the Department of Russian History, I.S. Turgenev Oryol State University (Oryol, Russian Federation). E-mail: katya.e2011@yandex.ru

The author declares no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 28.12.2019; принята к публикации 03.10.2023 The article was submitted 28.12.2019; accepted for publication 03.10.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.